Психологические кнопки

Альберт Мухаметшин

Когда человек не может управлять, тогда начинаются манипуляции. Когда человек не может манипулировать, тогда начинается насилие. Эта книга про манипуляции.На что давят манипуляторы, чтобы получить власть над другим человеком?Психологические кнопки. Приглашаю ознакомиться с различными приемами манипулятивной риторики, а также с непосредственным устройством психологических кнопок. В книге я предлагаю свои варианты нейтрализации манипулятивного воздействия.

Оглавление

Кнопка удовольствие

Кому не нравится удовольствие? Только людям, которые любят страдание! Несмотря на то, что страдание и удовольствие у таких людей соединены. Однако, само удовольствие может выступать в качестве кнопки, нажимая которую, манипулятор приобретает некоторую власть над другим.

Легче всего заметить как работает эта кнопка на детях.

— Пошли гулять в парк?!

— Не хочу

— Купим там мороженное!

— Конечно, давай, идем быстрей!

Физиологически любое удовольствие подкрепляется выработкой соответствующих гормонов, которые подкрепляют поведение. Сладкое? Много калорий, а значит будет много энергии! Биологически такое условно выгодно, но только в рамках дикой природы. В мире людей доступ к сладкому очень прост.

Помимо встроенных механизмов удовольствия, люди находят способы получения удовольствия через пристрастия. Так, например, люди в юном и не очень возрасте пристращаются к вредными привычкам. Если дать человеку попробовать табак, то никотин и смолы вызывают рвотные позывы и сильное раздражение в горле. Никому не придет в голову продолжать делать это, но люди продолжают. Для того чтобы пристраститься к любому виду зависимости, нужно пройти обучение, «научиться получать кайф». Дело не столько в химических свойствах того или иного пристрастия, сколько в последовательности и методичности. Человек, заинтересованный в том, чтобы у другого появилась и закрепилась зависимость, использует несколько приемов. Один из них — это положительное подкрепление и внушение, что «будет хорошо и приятно». Другой — когда человеку плохо в силу каких-то обстоятельств и эмоциональных переживаний, пристраститься к легкому источнику удовольствия очень просто, и этим тоже пользуются различные негодяи.

Кнопка удовольствия проявляется не только в сфере зависимого поведения. В бытовых ситуациях людей также искушают различными благостями, начиная от аромамаркетинга вкусной выпечки известной пекарни, заканчивая яркими картинками «райского места». Все дело в том, что образ удовольствия напоминает нам само удовольствие. Как приятные воспоминания могут наполнять человека, так и красивая картинка ассоциируется с удовольствием и может служить внутренним аргументом в принятии решений.

Так как социальная ниша удовлетворения людских потребностей формировалась издревле, то и методики искушения, то есть сбыта продукции, развиты очень хорошо. Условно говоря, современный житель мегаполиса может на целый день пропасть в одном торговом центре. Все создано для того, чтобы было хорошо.

Единственный минус — за удовлетворение своих потребностей нет вознаграждения, это только мама радуется тому, что ребенок покушал, покакал да поспал.

Оборотная сторона этой кнопки — отказ от удовольствий, борьба за независимость от них. Бесконечные диеты, аскезы, голодание, чтобы держать под контролем этого монстра.

Нейтрализация — свободное отношение к удовольствиям. «Что гречневая каша, что сладкий торт — одно и тоже». Через свободное отношение к удовольствиям можно прийти к наблюдениям, что сладкий торт действительно не вкуснее каши, это просто такой вкус. Не говоря уже про какую-нибудь водку, вкус у нее точно неприятный.

Нейтрализации подлежит эмоциональный отклик на удовольствие, первая реакция. Если человек может наблюдать за тем, что доставляет ему удовольствие, то и кнопка перестает иметь силу.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я