В монографии рассматриваются особенности понимания, структурирования, динамики наградных правоотношений, представляемых в качестве длящейся полицикличной коммуникативной системы, действие которой обусловлено достижением единой цели – применения правового поощрения в виде государственной награды. Особое внимание уделяется исследованию особенностей наградных правоотношений в субъектах Российской Федерации. Отмечается, что наградные системы, сформировавшиеся в российских регионах, отличаются разнообразием как в плане установления различных видов наград, так и в технико-юридических особенностях наградного процесса. Автором определяются принципы нормативно-правового регулирования наградных правоотношений и дается их авторская классификация; аргументируется понимание наградного законодательства как предмета исключительного ведения субъекта Российской Федерации. Книга рекомендуется преподавателям, аспирантам, студентам юридических факультетов вузов, а также всем тем, кто интересуется проблемами правоотношений в сфере организации и осуществления наградной политики Российского государства.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наградные правоотношения: теория, история, техника. Монография предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2
Правоотношения в наградной сфере: формальные признаки и структурно-содержательные характеристики
2.1. Наградные правоотношения в истории российской государственности
Проводимые в последние десятилетия в Российской Федерации политические, экономические, административно-территориальные, судебно-правовые реформы непосредственно связаны с характером повышения эффективности реализации юридических механизмов, среди которых стимулирующий потенциал российского права полностью еще далеко не раскрыт19. Одним из важных и, как представляется, наиболее соответствующих объективным реалиям средств «плавного» правового регулирования современных правоотношений выступают правовые поощрения20. Указанное обстоятельство детерминирует актуальные тенденции приоритетности применения позитивного стимулирования в выборе наиболее эффективных и уже далеко не новых юридических регуляторов и средств обеспечения функций Российского государства, всемерно повышая гносеологический и аксиологический интерес к названному правовому средству21. Безусловно, Конституция Российской Федерации признает права и свободы как основные, не предусматривая их деления на более или менее значимые, подтверждая тем самым их равноценность22. Между тем ни в главе 1 Конституции Российской Федерации, которая закрепляет основы конституционного строя, ни в главе 2 Основного Закона, полностью посвященной правам и свободам человека и гражданина, не представлен такой аспект отношений государства и личности, как право на государственное поощрение, право на государственную награду, возможные льготы и преференции, порождаемые фактом награждения.
Стоит отметить, что о наградах государства Конституция Российской Федерации упоминает в контексте установления предметов ведения в отношении государственных наград России и полномочий Президента России23, причем отсутствует и специальный федеральный закон, регулирующий указанные вопросы в России в целом24. Отсутствие полноценного нормативного правового регулирования оценивается в правовой науке как серьезный пробел, как неполное закрепление общественных отношений, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации в сфере наградной политики государства25.
В научной литературе неоднократно отмечалось, что недостаточная степень развития многих социально ценных общественных отношений напрямую связана с недостаточной степенью использования всей совокупности поощрительных мер26.
Каждое государство обладает тем или иным набором правовых средств стимулирования своих граждан, которые заключаются в развитии тенденции усиления законопослушного поведения, создании режима благоприятствования для удовлетворения собственных интересов27. В свою очередь, в общем смысле под «стимулом» следует понимать побуждение к действию, заинтересованность в совершении чего-нибудь, побудительную причину, в связи с чем правовое стимулирование не только включает в себя создание внешней благоприятной ситуации, но и вырабатывает в личности необходимую внутреннюю структуру. Реализация определенной государственной политики в области поощрения направлена на побуждение индивида совершить общественно полезное и социально значимое действие, которое по своим результатам и значимости превзойдет иные аналогичные действия со стороны других лиц28. В этой связи правовой стимул, являясь побудительным средством, активизирующим поведение индивида, будучи заложенным в законодательстве, оказывает воздействие на субъект извне, создавая для удовлетворения его интересов режим наибольшего благоприятствования в виде положительных последствий, которые, на наш взгляд, должны иметь под собой определенную правовую основу.
Таким образом, правовое поощрение представляет собой форму правового стимулирования личности, регламентированную государством, связанную с одобрением добровольного, добросовестного законопослушного, заслуженного поведения, выражающуюся в вознаграждении и наступлении благоприятных последствий в виде возможного изменения правового положения, предоставления определенных льгот, привилегий, преференций, изъятий.
Одной из наиболее значимых разновидностей правового поощрения, установленных и признаваемых на государственном уровне, являются государственные награды. Последние, обладая особой социально-правовой значимостью, вызывают особый теоретический и практический интерес ученых. В этой связи следует отметить, что российская правовая политика на протяжении длительного времени признает учреждение государственных наград неотъемлемым атрибутом своей деятельности, наряду с мерами государственного принуждения29.
Вместе с тем правовая регламентация относительно прав гражданина на получение (или возможность получения) со стороны государства каких-либо поощрительных мер, в том числе в виде государственной награды, в Конституции отражена лишь фрагментарно. О государственных наградах имеется всего два упоминания: в ст. 71 Конституции Российской Федерации, когда раскрываются федеральные полномочия в данной области, и в ст. 89 Конституции Российской Федерации, когда указывается на то должностное лицо, которое от имени государства вправе их вручить (Президент Российской Федерации).
В последнее время развитые государства идут по пути смягчения карательной политики, устанавливая наряду со всеобщими запрещающими и ограничивающими средствами регуляторы, влияющие на общественные отношения, возникающие в процессе установления и применения наград30, используя также и более широкие меры поощрения, поскольку получение государственной награды доставляет награжденному гражданину чувство удовлетворенности, укрепляя достоинство личности и уважение к оценившему его заслуги государству31.
Говоря о том, что в современных условиях одним из самых адекватных средств плавного и последовательного правового регулирования все чаще выступают правовые поощрения, объем применения которых неуклонно растет32, можно обратить внимание на рост приоритетности использования именно государственных наград, что, безусловно, вызывает повышенный интерес к названному правовому средству.
Конституционно-правовое регулирование играет первостепенную роль в постановке и разрешении вопроса о статусе и содержании наградных отношений в Российской Федерации. Конституционный уровень закрепления государственного поощрения, отражая высокую положительную оценку государства эффективной содержательной деятельности личности, сочетает в себе наряду с моральными и материальные аспекты, чем, на наш взгляд, способен оказывать куда большее влияние на общественные отношения, стимулируя развитие общеправовой активности граждан и общественных организаций, обеспечивая организационно-юридические условия повышения социальной активности граждан33. Между тем следует отметить, что при достижении этой цели поощрительная деятельность государства в сфере наградных отношений осуществлялась не всегда последовательно.
Наградные отношения складывались постепенно, они имеют свою историю34. Как метод положительного воздействия на людей, поощрение со стороны организованного общества возникло одновременно с зарождением государства и основывалось на желании выделить из общей массы лиц, заслуживающих уважение и похвалу. С доисторических времен и до настоящего времени суверен вправе определять основания для поощрения, осуществлять регулирование такого поощрения, устанавливать систему государственных наград (и в целом наградной системы государства)35. Долгий путь развития и совершенствования системы поощрительных норм не исключает существования пробелов в наградном законодательстве. Изучение различных аспектов содержания и реализации положений наградного законодательства позволяет делать выводы о его недостатках, устранение которых возможно при научной проработке правовых норм на различных стадиях процедуры награждения36.
В рамках исследования проблемы формирования и развития наградных отношений невозможно не затронуть вопроса этимологического пути создания основных подходов к пониманию и трансформации понятия «поощрение», «награда» и, безусловно, неразрывно связанных с ними понятий «поощрительные отношения», «наградные отношения». В этой связи следует отметить, что в контексте раскрытия указанных понятий само «поощрение» разными авторами трактуется далеко не однозначно.
В русском языке поощрение понимается как награда, то, что поощряет37. В словаре С. И. Ожегова указано, что награда — это «особая благодарность, почетный знак, орден и т. п., которыми отмечают чьи-н. заслуги»38. Сама же глагольная форма «поощрять» (синоним глагола «награждать»), по мнению В. Даля, понимается, как наградить, наделять, даровать, жаловать39. Наиболее близким к целям нашего исследования выступает значение понятия «награда» в словаре Д. Н. Ушакова, понимаемое как дар, почетное вознаграждение за какие-нибудь заслуги, отличия40. Сам термин «поощрение» встречается в юридической литературе в значениях: как определенная форма награды (благо, преимущество); как элемент правовой нормы; как деятельность, осуществляемая уполномоченными субъектами и направленная на одобрение таких действий, в выполнении которых данный субъект заинтересован. Через понятие «поощрение» обозначают способ правового воздействия, присущий поощрительным нормам права. Нередко поощрение рассматривают как средство правового воздействия, идентичное категориям «убеждение» и «стимулирование»41. Стоит отметить, что применительно к праву награда представляет собой блага материального или морального характера, ее правовое содержание находит отражение в нормах права.
Методология исследования понятия «поощрение» разнообразна, что проявляется в многообразии подходов к пониманию этого правового явления: как метод регулирования, как форма и мера одобрения со стороны государства, как материальные блага, способ морального воздействия, как управленческий процесс и т. д. Наличие различных оснований к отождествлению этих методов способствует формированию различных подходов и взглядов относительно понятия и содержания правового поощрения42.
А. П. Коренев полагает, что поощрение — это сформулированное в норме права указание на публичное признание заслуг и меры вознаграждения, применяемые к органу, организации, служащему или гражданину за успехи, достижения в выполнении правовых обязанностей или общественного долга43. Практически аналогичную позицию занимает С. С. Каринский44. Приведенные высказывания заслуживают внимания, но все же нуждаются в некотором уточнении.
С позиций правопонимания поощрение скорее является способом официального одобрения поведения, оценки государством деяния лица, нежели указанием на меру вознаграждения.
Следует согласиться с Д. А. Липинским, что любое разрешенное нормой права поведение гражданина есть прежде всего действие, принимаемое, одобряемое государством. Законодатель, учреждая поощрение, подчеркивает особую значимость предписанной им формы поведения субъектов, стимулирует учреждением поощрения направленность и добросовестность определенного поведения, одобряя правомерность поощряемого действия45.
В свою очередь, А. В. Малько и О. М. Киселева предлагают свое определение правового поощрения, под которым понимают «форму и меру юридического одобрения добровольного заслуженного поведения»46, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия, тем самым реализуется взаимный интерес личности, общества и государства. В этой связи следует привести мнение В. М. Баранова, согласно которому поощрение — это мера государственного одобрения и ее назначение заключается в стимулировании правомерного поведения двух видов: добросовестного и точного выполнения возложенных на субъектов юридических обязанностей и совершения ими полезных действий, которые превосходят обычные требования47
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наградные правоотношения: теория, история, техника. Монография предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
19
Гущина Н. А. Поощрение в праве. Теоретико-правовое исследование: Автореф. дис.… докт. юрид. наук. — СПб., 2004. — С. 6.
22
Конституция Российской Федерации: офиц. текст от 12 декабря 1993 г. [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ]. Собр. законодательства РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
23
Статья 89 Конституции Российской Федерации: «Президент Российской Федерации награждает государственными наградами Российской Федерации».
24
Статья 71 Конституции Российской Федерации: «Государственные награды и почетные звания Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации».
25
Пестова Г. А., Ручкин A. B. Институциональные и неинституциональные факторы отношения россиян к государственным наградам // Среднерусский вестник общественных наук. — 2012. — № 4. — С. 74.
27
См.: Малько А. В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. — М., 2010.
28
Малько А. В. Поощрительная правовая политика: монография / Под ред. А. В. Малько, Р. В. Пузикова. — М., 2012. — С. 7–8.
29
См.: Баранов В. М. Поощрительные нормы советского социалистического права / Под ред. М. И. Байтина. — Саратов, 1978; Киселева О. М. Поощрение как метод правового регулирования: Дис.… канд. юрид. наук. — Саратов, 2000; Гущина Н. А. Поощрительные нормы российского права: теория и законодательная практика. — СПб., 2003; Мирошник С. В. Теория правового стимулирования: Дис.… докт. юрид. наук. — Ростов-на-Дону, 2003; Дуэль В. М. Государственные награды в российском праве: проблемы теории и практики: Дис.… канд. юрид. наук. — М., 2005; Малько А. В. Льготная и поощрительная правовая политика. — СПб., 2004 и др.
30
Трофимов Е. В. Наградное дело в Российской Федерации: административно-правовое исследование: Автореф. дис.… докт. юрид. наук. — М., 2013.
31
Кокурина О. Ю. Формирование наградного права как комплексного правового института Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. — 2012. — № 7. — С. 6–7.
33
Дьяченко В. Ф. Поощрительно-правовая политика современной России: общетеоретический анализ: Дис.… канд. юрид. наук. — Пятигорск, 2006. — С. 7–8.
34
В Древнем Египте в период Среднего царства существовали аналоги нынешних государственных наград. Наиболее известными из них являются золотые пчелы, которыми можно было украшать одежды и доспехи и которые часто встречаются в захоронениях соответствующих вельмож, у некоторых по две, у некоторых по три, у некоторых даже по пять. Сначала они были, видимо, атрибутами людей, служивших на военной службе, потом перекочевали также к гражданским чиновникам. См.: URL: //http://polit.ru/article/2013/07/28/hazin/ (дата обращения: 20.09.2019).
35
Кокурина О. Ю. Формирование наградного права как комплексного правового института Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. — 2012. — № 7. — С. 6.
36
Дуэль В. М. Государственные награды в российском праве: проблемы теории и практики: Автореф. дис.… канд. юрид. наук. — М., 2005. — С. 3–4.
38
См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. члкорр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. — 17-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1985. — С. 320.
40
См.: Ушакова Д. Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Советская энциклопедия; ОГИЗ; Государственное издательство иностр. и нац. слов, 1935–1940.
41
Авторы называют поощрение в числе методов стимулирования наряду с ответственностью в позитивном аспекте, льготами, ориентацией, учетом и контролем (см., например: Ветрова Г. Н. Уголовно-процессуальная ответственность. — М., 1987. — С. 42; Боброва Н. А., Зражевская Т. Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. — Воронеж, 1985. — С. 27).
42
См., например, работы таких авторов, как А. П. Коренев, А. Н. Малинкин, В. А. Дуров, Н. И. Чепурнов, С. С. Шишков, М. В. Музалевский, В. Н. Балязин, А. Н. Казакевич, В. А. Сытюгина, С. В. Мирошник, О. Ю. Кокурина, Е. Г. Клетнева, В. Е. Зубов, А. С. Капусткин и некоторые другие.
45
Липинский Д. А. Формы реализации юридической ответственности: Автореф. дис.… канд. юрид. наук. — Саратов, 1999. — С. 15.