Казахи и турки

Алмаз Браев

Казахи и турки – два братских народа, относящихся к тюркскому миру. Это книга – попытка проследить, как прошли эти два народа свой пусть к современности. Что испытали. Что достигли. Чем могут гордиться. Над чем предстоит поработать. Я уверен, для читателя это будет увлекательно. Такой темы у нас еще не поднимали. Хотя много пишется о тюрках. Как они подчиняли своих соседей, создавали великие империи. В такой писанине много популизма. Моя же книга предназначена, чтобы читатели думали Книга содержит нецензурную брань.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Казахи и турки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 7

На сцене турки сельджуки

Братья по вере на смену братьям по крови. Что тут важно.

Неспособность к стратегическому союзу (это маркер современных дикарей) это не всегда плохо. История знает много дикарских побед. (Дикарь может опередить любого культурного умника даже сейчас. Это частое явление. Но от этого проигрывают сами народы. Варварские элиты в 21 веке нужны только Западу. Почему? Потому что такими народами легко управлять. Для этого нужны благоприятные условия. Во-первых, нужен развал системы, когда проблемы в каком-либо государстве и даже в империи обострялись. Вторжение варварской массы может выглядеть даже вероломным, как будто стервятники чувствуют разложение"трупа". Но это не совсем так. Это не значит, что у дикарей тоже нет проблем. В этот момент вся планета покрывается проблемами одномоментно. Мировой кризис — это не только современность, такое было всегда. Даже в прошлом).

В государстве все намного сложней.

Номады, например, сильно зависели от природы: любой джут (степная бескормица для скота) и все, — кочевники нападали на соседей. В этот момент у всех соседних дикарей проблем не меньше — это никому не интересно. Значит, куда им идти? На империю! Ой, как страшно! Но голод не тетка. Так гиксосы пришли к египтянам и захватили Египет XII династии — это, пожалуй, первый случай удачи кочевников. Затем вестготы зашли в Переднюю Азию, провинцию Рима — это второй значительный случай, де-факто с этого начался распад Римской империи. А Римская империя, это уже не шутки. Однако и она пала под натиском именно варваров.

Дальше — больше.

Чем отличаются проблемы среди «братьев» и среди аристократии?

Кризис в империи обычно связан с элитными разборками, а братья дерутся просто так: где-то там в заднице закипело — заиграло и братья подрались — вот вам как бы обычный бытовой случай

Раннефеодальное государство и даже великие империи гибли же под ударами больших племен.

Точнее под ударами племенных союзов, в том числе и кочевников, что создавало прецедент «великости» варваров. Это играет на руку современным националистам: мы, мол, такие великие, мы Рим брали. Никому не интересны причины — никто не будет разбираться в Тик токе. В Тик токе главное проорать, сообщить с важным видом. Так поступают массовые невежды из социальных сетей. Причины превосходства дружной шайки разбойников над господами — это же интересно! А что все варвары должны пройти по одному пути — из варварства к цивилизации, это так скучно. Лучше пощекотать свои комплексы и свое же тщеславие. Вот и все.

Как мы уже знаем, не только раннефеодальные государства, но и более поздние общины — это попытки «братьев».

Это попытки доказать, что братья далеки от братства, остыли и озверели от родственных чувств, следовательно, до сыта наелись — чем бы еще заняться?

Вот вам и зависть с ревностью соплеменников: они теперь не братья, а кочевая аристократия, привилегированный слой. Против этого есть только одно средство — подняться над народом (все вожди, даже современные ельбасы до сих пор так делают, это вам не хухы — мухры, зерефная рефлексия рулит 5000 лет). Если появляется стратегическая дипломатия в виде династийных барков, это уже почерк аристократии (в любом виде ее проявления, мы же хотим сегодня создать элиты планетарную — А.Б.) Лучше пусть равный завидует и ревнуют равного, это не так гнусно. Равный женится на равной. Благородный на благородной.

Кризисы в кровнородственной семье переходят в бытовые драки.

В империи — это война соорганизованной армии, дерущейся по науке. Этим империя отличается от орды. Именно долгой организацией и дисциплиной. Здесь все время нужно следить за аристократией. Не будет аристократии, не будет и империи.

Итак

Кризис в империи — это битва равных, разборки внутри элиты. Ибо не всегда аристократия может доказать свои права на власть. Были самые одаренные, но обделенные (возрастом, родовитостью и прочими условными гадостями. Самый вопиющий пример зеротного раннефеодального диктата — игнорирование пророка Мухаммеда племенной верхушкой курайшитов). Но чтобы подняться над всеми зеротам — раннефеодальным гордецам нужна слава, нужны подвиги (потому что слава и подвиги — это раннефеодальная идеология, в империи всегда нужны захваты, чтобы все варвары — соседи работали на империю. Все должны бояться, дрожать от страха) Поэтому зероты — гордецы, а мы говорим, что зероты избавились от зависти «братьев» общины, — от ревности народа — шли на войну, шли на захваты соседних территорий. Вы поняли? Дикари-варвары атаковали от голода, чтобы кормить свой народ, своих братьев, а зероты — феодалы идут на завоевания ради идеи, имперской идеи — ради славы (то есть, только сытые люди 5000 лет создавали империи). Это перпетуум-мобиле имперского существования. Каждый император знал: будешь сидеть тихо, народ разложиться сам по себе. Загниет и всё. Будешь воевать, будешь поддерживать аристократию в тонусе, все будет хорошо в империи.

Бей чужих, чтобы свои боялись.

Элиты не только бились друг с другом, порой вырезая кланы соперников, не хуже варваров. Также шли походом на соседей по законам империи. Палка о двух концах. Надо выигрывать, нельзя проигрывать, трофеи и земли нужно было раздавать своим людям, а себе добывать славу. Следуя этому зеротному правилу Византия и Сасанидский Иран (Вторая Персидская империя) бились друг с другом без устали. 400 лет шла организованная драка. Война шла с переменным успехом.

Византия и Иран так били друг друга, что не заметили, как новая община, созданная на вере, была готова прервать существование как Византии, так и Ирана. Оказалось, в Сасанидском Иране было больше противоречий, чем Византии, хотя и Византия обескровила себя войной с Ираном. Славные «братья» персы так условно завидовали друг другу и условно же ревновали, что навсегда потеряли независимость. Почему? Потому что в это самое время отвергнутый родней пророк Мухаммед успел организовать союз арабов мусульман. Вот она, эта община! Вот они братья!

Имперская идея земли уступила место имперской вере (здесь требуется отметить последовательность эволюции: на смену братству по крови идет солидарность аристократии, солидарность элит, союз феодалов, это значит, вместо локального пастбища и завистливых — братьев зерефов появляется большая земля — империя зеротов. Персы навсегда забыли зороастризм и стали мусульманами. В имперскую идею (идею земли) часто добавляется идеология веры. Часто присутствует композитная имперская идея, состоящая из нескольких элементов — земли, веры и лидера, как, например, в царской России бились — за веру, царя и отечество.

В 7 веке Иран достался арабам буквально даром. (Точно также Древний Египет был подаркам гиксосам. Древний Рим дался не так легко, но все таки великие римские легионы не устояли под натиском варваров. Потому что в римских легионах, как раз, и служили варвары. Любую империю, как и шайку завистливых амбициозных братьев можно брать только изнутри, путем разложения элит).

За 200 лет персы полностью омусульманились и забыли, что они персы. Первая четверть 9 века интересна тем, что появились новые правительства, новые государства на месте Аббасидского халифата. Да, возглавляли эти новые образования персы, но их было не узнать. Персы или арабы? Да, персы, персы, только с именами на арабский манер. (Само падение Аббасидов еще раз доказывает, что братья, где бы не жили, что бы не пели и как бы не молились, все равно передерутся)

Но если в империи кризис… Значит новые завистливые братья хотят эту империю завоевать, то есть добить.

Династии Газневидов, Саманидов, Караханидов образуют свои государства.

Так на сцену выходят турки сельджуки.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Казахи и турки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я