Казахи и турки – два братских народа, относящихся к тюркскому миру. Это книга – попытка проследить, как прошли эти два народа свой пусть к современности. Что испытали. Что достигли. Чем могут гордиться. Над чем предстоит поработать. Я уверен, для читателя это будет увлекательно. Такой темы у нас еще не поднимали. Хотя много пишется о тюрках. Как они подчиняли своих соседей, создавали великие империи. В такой писанине много популизма. Моя же книга предназначена, чтобы читатели думали Книга содержит нецензурную брань.
Глава 10
Договороспособны ли тюрки?
«С горцами нельзя было договориться!»
«Между народами восточной и западной половины Кавказа есть огромная разница… В Дагестане мы нашли уже глубоко вкорененные начала гражданственности и привычку к повиновению властям, даже к самовольному тяжкому игу. На Западе, — напротив того, народы раздроблены на мелкие общины или семейные союзы, не управляемые никакими властями, не имеющие между собою никакой связи гражданской. Племена эти издревле привыкли к необузданной свободе». «Бесчисленные участки и 100 дворов представляют столько же маленьких республик, не признающих над собою никакой власти»
князь Барятинский, наместник Кавказа
После окончания Кавказской войны Российская империя в 1864 году выдвинула малым народам Кавказа абхазам, адыгам, убыхам ультиматум. В частности убыхам было предложено перейти с прибрежной полосы Чёрного моря на Прикубанскую низменность, либо эмигрировать в Османскую империю. Почему Россия поставила столь жесткие условия? Из всех адыгских племен убыхи слыли самыми свирепыми воинами. Убыхи не желали идти на компромисс, продолжали заниматься разбоем, представляли угрозу для безопасности Российской империи.
Кто такие убыхи.
Народность Кавказа адыгской группы, проживавшая в районе современного Сочи (как раз, где проводились зимние олимпийские игры в 2014 г). Убыхи испокон веков занимались работорговлей, следовательно налетами на соседей с сопутствующими разбоем и грабежом, кроме того пиратством на торговые суда с той же целью. Среди соседей, адыгов, натухайцев, абазов слыли самыми отважными и богатыми (еще бы! Работорговля всегда была самым прибыльным бизнесом, то есть не только тогда. Последние русско-чеченские конфликты после распада СССР, где за «рабов» просили выкуп в миллионы долларов и превращались из простых горцев в миллионеров, это показали воочию).
Убыхи организованно были переправлены турецким правительством, затем расселены на Балканах, рядом с Ираком и арабами — везде, где нужны были вооруженные люди для устрашения, то есть против сепаратизма местных народов. Почему убыхи выехали «все вместе» вот так организованно? Потому что в Османской империи работорговля не запрещалась, а в России была запрещена. Убыхи отплыли вместе со старыми своими рабами и с надеждой на новых. Но турки тоже не дураки, расселили убыхов так, что убыхи не могли сообщаться. Через сто лет убыхи были полностью ассимилированы турками и исчезли. Все таки за века турки проделали большой путь от «убыхского» до имперского — научились справляться с любителями вольностей как все имперцы. Можно ли назвать османов азиатскими китайцами в данном случае? Вполне себе. Именно так. Именно турки покупали у убыхов рабов и перепродавали их на внутренних рынках. (Что интересно, там где проживали убыхи, за полторы тысячи лет до событий промышляли пиратством гениохи. О гениохах писали древнегреческий историк Страбон, умер в 23 году н.э и римский историк Тацит, умер 56 году н. э. Гениохи были пиратами Черного моря. От них страдали понтийские греки, Боспорское царство. Сначала греки с римлянами охотились за гениохскими камарами, потом русские корветы специально охотились за убыхскими большими лодками по всему морю.)
В то время, когда Россия готовилась к депортации «недоговороспособных» черкесов, венгерский востоковед Арминий Вамбери совершал путешествие по Средней Азии под видом религиозного миссионера (есть данные, что также по указке турецкой разведки). Его путь пролегал через места проживания, в том числе туркменских племен. От пленения и превращения раба его спасало, что он «гость». При каждом выходе из жилья и по дороге туркмены спрашивали у Вамбери — интересовались, кто он. Он говорил имя того, у кого он остановился. От услышанного «гость», туркмены теряли настроение. Потому что туркмены также промышляли работорговлей — делали налеты, вылазки на персов, на узбеков, на русских, брали в полон даже отбившихся русских солдат. Что вынудило русских идти в поход на Хиву в 1873 году.
«Главное занятие как оседлых, так равно и кочевников — хищнические набеги. Туркмен всегда готов по первому приглашению взяться за оружие и сесть на коня, чтобы принять участие в набеге, кажущемся ему выгодным…»"Суть люди без чести, мгновенной храбрости, алчные к добыче» — писали о туркменах русские офицеры.
Точно такое же настроение «пограбить» наблюдалось у казахов рода адай. Род адай жил рядом с туркменскими племенами, значит адайцы также промышляли работорговлей. Но адайцы также подчинялись, если можно что то говорить о подчинении племен кому-либо, Хиве. Как общаться с подобными раннефеодальными социумами подсказал польский авантюрист на Кавказе Теофил Лапинский. Лапинский сначала сам подстрекал адыгов и сражался против русских, потом переметнулся и стал советовать сжигать аулы, усилить морскую блокаду, вести жесткую политику — «с таким народом сила ведет ко всему, строгость ко многому, а снисхождение к отрицательному результату».
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Казахи и турки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других