О’кей, Игрек! Ценности и психологические особенности поколения Y (1981–1995 г. р.)

Алла Иванова, 2022

Поколение Y, Игреки, Миллениалы… Они не могут жить без гаджетов и соцсетей, обожают творчество и путешествия, пользуются экомешочками, фанатеют от компьютерных игр, трепетны, как снежинки, но умеют жестко защищать свои личные границы. Это уникальное поколение большого перехода «назад в будущее» от социализма к капитализму. Приглашаем Вас в путешествие в мир поколения Y!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О’кей, Игрек! Ценности и психологические особенности поколения Y (1981–1995 г. р.) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

От автора

О чем эта книга?

«О’кей, Бумер!» — знаменитый дерзкий ответ современной молодежи на нравоучения и критику старших, ставший мемом [301]. Да, юные нетерпеливы — и перманентно бунтуют против унылого консерватизма ретроградов, которые отстали от жизни и ничего не понимают в современном мире, зато везде суют свой нос и всех активно поучают. О’кей, Игрек!

Старшее поколение, в свою очередь, всегда недовольно младшим, укоряя его за легкомысленность, порицая праздность и браня за бестолковость. «Я утратил всякие надежды относительно будущего моей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, не выдержана, просто ужасна», — сокрушался и давал мрачные прогнозы древнегреческий философ. Прошло 3 тысячи лет, но ничего не поменялось. О’кей, Гесиод!

А самое любопытное — сегодняшние тинейджеры, повзрослев, оперившись и став родителями, через 20-30-40 лет тоже начнут ворчать и сетовать на непутевость уже своих юных отпрысков. Это вечный и непреложный закон жизни: у нас в запасе всегда есть несколько дежурных поводов для недовольства — и теми, кто впереди, и идущими следом. О’кей всем-всем-всем!

Однако никогда раньше волна взаимного возмущения разных поколений не достигала уровня цунами: появился Интернет, и все недовольные обрели голос и возможность высказаться, забыв, что «несносные потомки» и «ужасные предки» — это соединяющиеся сосуды. Дети ведь не воспитываются сами по себе — они вырастают ровно такими, какими их формируют семья и мир, построенные старшими.

Ну, так какая же она — молодежь, рожденная в конце XX века? Чем особенна и характерна? Как живет и развлекается? Что ее волнует и тревожит?

Книга, которую Вы держите в руках, написана с удовольствием, научно и популярно, доступно и для всех, просто и без заумного наукообразия. Это одновременно экскурсия, открытие, размышление и прогноз. В ней (в книге) Вы в новом свете увидите корни привычек, причуд и капризов занудных родителей и непослушных детей, беспокойных бабушек и беспечных внуков. Мы вместе убедимся в библейской истине — «и это пройдет», и в народной мудрости — «цыплят по осени считают». А еще выясним, что многие наши житейские, семейные, бытовые, рабочие и коммуникативные трудности — это скорее не глобальная проблема разницы поколений, а конкретный вопрос понимания и налаживания конструктивного диалога между ними.

А кто я такая, чтобы Вас поучать? Кандидат педагогических наук, доцент, профессор Российской Академии Естествознания, основатель нового научного направления — «Психолого-педагогическая парадигма теории поколений». А еще — дочка, внучка, сестра, подруга, жена, мама, тетя и племянница.

В техническом вузе преподаю психологию и педагогику аспирантам, магистрантам, бакалаврам, воспитываю новую инженерную элиту России и очень люблю свою профессию. Мне удивительно везет на хороших студентов — интересных, неравнодушных, думающих, спорящих, с открытым, непредвзятым и незашоренным взглядом на жизнь. На наших занятиях нет скучных, запретных или неважных тем: мы говорим практически обо всем, обсуждаем разные грани окружающего мира и волнующие злободневные вопросы, но непременно с точки зрения педагогики, психологии, воспитания и образования. Эти разговоры и дискуссии стали фундаментом этой книги, а домашние и зачетные задания — письменные ответы и эссе-размышления на темы, выбранные студентами, — ее несущей конструкцией.

Только с 2015 года я провела около 3500 часов «контактной» работы со студентами, а мой профессиональный архив — это более чем 4100 их работ. Их чтение не только дарит неподдельное удовольствие от возможности прикоснуться к мыслям и чаяниям молодого поколения, но и расширяет кругозор, помогает жить в ногу со временем. Я с радостью делюсь этим сокровищем. В книге приведено около 600 самых ярких и «вкусных» цитат из эссе, все они выделены курсивом (с максимальным сохранением авторского стиля и орфографии):

Мне всего 25 лет, но не могу сказать, что наше поколение может похвастаться трудолюбием, ответственностью и патриотизмом. Наверное, поэтому возникают недопонимания между поколениями. Хочу выразить огромное уважение к поколению моего деда — внукам надо много чему поучиться у него. Но и дедушки с бабушками должны учиться у нас: нужно подстраиваться под современные тенденции ритма жизни, не критикуя молодежь. Интересно наблюдать, как старшие учатся пользоваться смартфоном, отправляя каждое утро картинки по WhatsApp. Я рада, что они развиваются вместе с нами, хоть для них это очень необычно и порою очень сложно.

Сегодня трудно представить, как в одном доме могли жить три поколения. Жить в большой семье мы разучились.

Я знаю многие семьи, где поколения не могут найти общий язык. Есть знакомые, которые в юности делали всякие глупости, грубили старшим, красили волосы в зеленый цвет, убегали из дома, доказывая, что они выросли. А их не понимали и не брали во взрослую жизнь.

Кратчайший экскурс в теорию поколений

В 1991 году в США вышла книга «Поколения: История будущего Америки, 1584–2069 гг.», которая сразу стала бестселлером. Демограф и экономист Нейл Хоув (Neil Howe) и историк Уильям Штраус (William Strauss) представили миру теорию поколений, в основу которой легло изучение базовых ценностей людей. По мнению исследователей, каждое поколение отличается от предыдущих и последующих своими жизненными ценностями и уникальной комбинацией только ему присущих качеств и особенностей.

Конфликты поколений были всегда, но подробно изучать их стали только недавно. Именно в ХХ веке образы и стили жизни деда, отца, сына и внука начали резко и кардинально отличаться. Вторая и третья промышленные революции, Первая и Вторая мировые войны, стремительное развитие социальных и технических наук не только изменили мир и бытовой уклад, но в итоге создали предпосылки к появлению теории поколений, обусловленной существенной разницей между характером и условиями жизни детей и родителей.

У каждого поколения свои характерные черты и установки, взгляды на семью, учебу, работу и развлечения, свои базовые приоритеты, культурные коды и свой сленг. Поэтому методы влияния, обучения и воспитания, успешно работающие для одного поколения, не всегда подходят для другого. И, чтобы грамотно и продуктивно взаимодействовать с людьми разных поколений и возрастов, надо изучать и понимать эти родовые особенности. Для каждого поколения можно и нужно подобрать свой ключик: только такой подход обеспечит ненапряжное, комфортное и успешное межпоколенческое общение дома, в школе и вузе, на производстве.

Поколения в России

Надо сразу определиться: сегодня четкое хронологическое разделение поколений — это все еще не истина в последней инстанции. Поскольку теория находится на начальном этапе развития, то названия и границы поколений у разных исследователей варьируются. Рассмотрев разные подходы (Neil Howe & William Strauss, Pew Research Center, Business Insider, M. McCrindle, Е. Шамис и Е. Никонов, В. Радаев, Е. Шульман и др.), я решила использовать такой вариант разделения границ и названия поколений:

Поколения в России, ХIХ-ХХI вв.

Замечу, что далеко не все авторы оригинальных изысканий признают существование поколения Альфа (название предложил австралийский ученый Марк Маккриндл [164]): некоторые считают, что до 2024 года еще будет рождаться поколение Z. Но, плотно и много работая с молодежью, разделяю мнение, что это новое и мало изученное поколение уже рядом с нами: ходит в детсад и начальную школу.

Границы между поколениями достаточно условные и могут немного отличаться даже в разных государствах. По наблюдениям многих исследователей (по моим в том числе), с конца ХХ века первоначальный 20-летний «поколенческий» цикл начал сужаться, и границы поколений уже сдвинулись к 14-летнему периоду. Это связано с ускорением современной жизни и технологическим развитием, стремительной компьютеризаций и цифровизацией общества, обилием информации и гаджетов, обрушивающихся на ребенка прямо с рождения.

Что интересно, у первых мини-поколений Y и Z есть много общих черт, связанных с социальными и историческими процессами, происходящими в мире. Но главные различия в их психологии кроются именно в степени проникновения цифровых технологий в повседневную жизнь. Поэтому практически все учителя и преподаватели, долго работающие с большим количеством постоянно сменяющейся молодежи, отмечают, как трансформировался контингент обучаемых за последние 20 лет.

Надо сразу оговорить: жесткого разделения между поколениями нет и быть не может, поэтому есть «пограничники», родившиеся на стыке (± 2–3 года) и обладающие качествами, присущими обоим поколениям сразу. Это, с одной стороны, может затруднить их однозначную самоидентификацию, а с другой — дает им определенные бонусы и конкурентные преимущества. И кстати, есть еще одно интересное наблюдение. Хотя каждое поколение и отличается от предыдущих и последующих, прослеживается определенная спиральная цикличность: внуки и дедушки нередко имеют больше общих черт, чем дети и родители. И как тут не вспомнить известный афоризм: «Любите своих внуков — они отомстят вашим детям!»

Мне легче всего находить общий язык со своим поколением Y, потом — с «бабушкиным» поколением Беби-бумеров, потому что они добрее и более общительные, чем родительское поколение Х.

Немного теории — потерпите, пожалуйста!

По выводам Хоува и Штрауса основные жизненные ценности и установки поколения формируются до 10-12-летнего возраста. Другими словами, то, что окружало и цепляло нас в детстве, навсегда остается с нами, исподволь влияя на наши установки, мотивы, цели, взгляды и поступки.

Жизненные ценности поколения формируются в детском доподростковом возрасте, в период, когда мировоззрение только закладывается. Ребенок воспринимает мир интуитивно и неосознанно: он принимает на веру все происходящее вокруг без логической и понятийной оценки действий и событий, почти как новомодная цифровая нейронная сеть. У детей еще не сформировалась базовая система координат, они не фильтруют информацию, не подгоняют действительность под «свою», «модную» или «правильную» модель. В детстве мир воспринимается таким, какой он есть, а не таким, какой он должен быть. Поэтому суть воспитания вложена в замечательную фразу: «Как бы вы ни воспитывали детей, все равно они будут похожи на вас». Дети (особенно маленькие) — это зеркало, отражающее наше поведение (особенно то, что принято дома и в узком семейном кругу). И прежде чем ругать их за неблаговидные поступки, сначала задайте вопрос себе: «А кто же им подал такой плохой пример?»

В доподростковом возрасте ребенок, как губка, впитывает в себя все, что его окружает: он, конечно, слышит, что говорят ему старшие, но гораздо лучше воспринимает наглядные примеры. Поэтому главный принцип воспитания — «делай так, как я делаю», а не «делай так, как я говорю». Например, можно каждый день подробно объяснять ребенку, что дорогу переходят только по зебре и на зеленый свет, но, скорее всего, он отлично запомнит тот единственный случай, когда мама, торопясь, перебежала через пустынную улицу там, где удобно.

В итоге дети копируют и берут за образец именно поступки родителей, а не их слова, призывы и декларации. Это очень похоже на взаимоотношения народа и правительства: можно много и пафосно говорить об успехах российского образования, но индикатором истины все же будут западные дипломы детей элиты.

На поколенческие ценности, установки и мировоззрение влияют следующие факторы:

• события глобального масштаба — война, революция, полет человека в космос, экономические кризисы, смена социального строя, экологические катастрофы и др.;

• научные открытия и технические новинки, которые потрясли мир, — паровая машина, пенициллин, управляемый термоядерный синтез, Интернет;

• государственная идеология и целеполагание — что общество ожидает от гражданина;

• политический строй и пропаганда — от этого зависит освещение событий глобального масштаба и доступность научных открытий;

• культурная среда — доминирующие направления, тренды, особенности;

• дошкольное воспитание и педагогические модели, приветствующиеся в социуме в данный период, — как принято воспитывать детей, какие педагогические подходы являются доминирующими (авторитарное воспитание, демократичное, либеральное, гендерное, экологическое и пр.);

• школьное образование — чему и как учат, как спрашивают, как оценивают, какие требования выставляют;

• роль семьи и личности в обществе;

• семейный уклад и традиции, принятые в стране в данный исторический период, бытовое окружение ребенка;

• дефицит — то, о чем ребенок мечтал и чего ему не хватало в детстве (в 1918 году дети России чаще всего думали о еде, а в 2018 — о смартфоне) [330];

• кумиры, известные личности, герои книг, фильмов и игр, на кого дети равняются, в кого играют и на кого хотят быть похожими — Челюскин, Мальчиш-Кибальчиш, Пеппи Длинныйчулок, Штирлиц, Гагарин, Терешкова, Супермен, Зена, Илон Маск;

• игры, книги, фильмы и развлечения — лучше всего тебя понимает тот, кому в детстве читали те же сказки.

Каких-либо недостатков базовых потребностей, еды или одежды в детстве я не испытывал, хотя видел это у своих сверстников. Дома из техники был телевизор, видеомагнитофон и ПЭВМ «Электроника» которая загружала в себя игры через аудиомагнитофон (магия, не иначе). Эти электронные друзья чудом уберегли меня от влияния старших ребят, которые научили моих одноклассников мату и сигаретам. А я смог остаться ребенком, мимо которого проходит негатив, уличное насилие и был этому счастлив.

Довелось мне сидеть в молодежной компании (30 лет ±). Топ-менеджер международной фирмы, молодой ученый, управленец, высококлассный специалист — успешные и профессионально состоявшиеся. Текла неторопливая светская беседа — обсуждали букет южноафриканского пинотажа и аромат камамбера… Неожиданно возникла тема любимых детских лакомств. Как загорелись их глазки и куда делся их гу(р)манизм, когда они начали спорить, что было вкуснее в 90-х — доширак или роллтон. Весело, перебивая друг друга, вспоминали рецепты — залить кипятком или грызть в сухом виде на улице по дороге из школы. Потом, смеясь, они все признались, что и сейчас иногда покупают быструю лапшу: детские вкусы всегда с нами!

Поколенческие ценности являются следствием экономической, политической и культурной моделей общества. А они меняются, и каждое новое поколение живет в совершенно ином мире. Отсюда и ценности другие — объективно и причинно обусловленные, являющиеся в данных условиях единственно правильными (хотя и со своими недостатками и противоречиями). Проще говоря, все сегодняшние подростки в схожих ситуациях ведут себя похоже, но не так, как вели себя в том же возрасте их родители и деды.

Необходимо отметить, что одни и те же изменения, происходящие в социуме, неодинаково влияют на людей разных поколений. Например, когда в конце 1980-х годов на наши телеэкраны хлынул бурный поток западных юмористических сериалов с «обязательным» закадровым смехом, это неприятно резало слух поколению Х (1963–1980), Беби-бумерам (1944–1962) и Молчаливым (1921–1943). А вот юное поколение Y (1981–1995) этот натужный хохот не замечало и воспринимало как норму (но зато сегодня считает моветоном).

Или еще: для поколений Молчаливых и Беби-бумеров ковер на стене был символом достатка и уюта. Иксы ковры у себя уже не вешали, но привыкли к ним в родительских квартирах. Поколение Y смеется над гламурными селфи на фоне бабушкиного ковра. А вот поколениям Z (1996–2009) и Альфа (2010-…) коверные «страсти» практически не ведомы.

Говоря о периоде формирования жизненных ценностей, необходимо отметить, что они закладываются до 11–12 лет и являются гибкими и подвижными (могут варьироваться даже в пределах одного поколения). К примеру, если поколение Y рождалось с 1981 по 1995 год, то жизненные ценности поздних Игреков формировались вплоть до 2007 года! То есть Y совсем не помнят социализм эпохи Л. И. Брежнева (до 1982 года), но зато на них заметно повлияло начало эпохи В. В. Путина (с 2000 года). Это особенно важно для тех, кто верит душещипательным историям лично пострадавших от сталинских репрессий ютуберов: давно подмечено, что чем моложе блогер, тем хуже и труднее ему жилось при советской власти.

Единственное «баловство», которое может себе позволить человек, травмированный советской системой образования — это пищевые излишества. Наверное, поэтому у нас такие чудовищные цифры по болезням, спровоцированным нездоровым пищевым поведением [291].

Как работает теория поколений?

Фактически сразу идеи Хоува и Штрауса начали проверять и примерять на себя разные страны. Выяснилось, что теория поколений справедлива не только для США, но и для Западной Европы, стран бывшего соцлагеря, Латинской Америки, Азии и Африки. Но, конечно, какие-то характеристики поколений могли отличаться и иметь местную специфику.

Например, в 1950-х годах в США (в отличие от СССР, всей Европы, Японии, Китая и др.) не надо было восстанавливать разрушенные войной города: американские Беби-бумеры в детстве не видели пепелищ и жили в достаточно комфортных условиях бурного роста экономики. Или еще: в благополучные для Америки 1980-1990-е года родилось самое многочисленное поколение Y (около 75 млн человек). В это же время на постсоветском пространстве рождаемость, наоборот, резко сократилась, и российские Игреки — одни из самых малочисленных в мире (но тут еще и повлияло «военное эхо» — они внуки детей войны).

Есть парочка распространенных утверждений о теории поколений:

1. Если ребенка воспитывают не родители, а старшие родственники, то он формируется с «чужими» ценностями прошлых поколений.

А что же тогда говорить о современной тенденции, когда рождение первенца все чаще планируют ближе к 40 годам? А ведь еще в ХХ веке в этом возрасте у многих появлялись первые внуки… Так что современные поздние родители — это фактически бабушки и дедушки прошлых веков.

2. Теория поколений, в первую очередь, описывает не все население страны, а лишь средний класс: людей с высшим образованием и жителей городов с населением более 50 тысяч человек, потому что удаленные поселения меньше связаны с прогрессом и там практически не меняется уклад жизни.

Сегодня это гипотетически возможно, но только если мы говорим про «Таежный тупик», малообитаемый остров или искусственную изоляцию ребенка от СМИ и взаимодействия с внешним миром. Во всех остальных случаях так или иначе социум неизбежно влияет на формирование его мировоззрения. Хотя деление на города и деревни все же имеет место быть. Несмотря на то, что их ценности могут различаться, развитие этих групп идет в одном направлении.

Есть архитипичные (хотя и редкие) представители деревенских жителей, которые готовы на все, чтобы вырваться из своей среды. Они хватаются за любой шанс и развивают его до максимума. В каких-то случаях детей направляет и «выталкивает» семья. Но есть и «одиночки». Мой однокурсник по колледжу из этой породы, он прошел путь от сельского гопника (реально пил синий стекломой и имеет судимость «за понятия») до директора международной сети ресторанов. Но, если присмотреться, он отличается от усредненного коренного горожанина.

Действительно, до 60-х годов прошлого столетия уклад жизни и мировосприятие людей в основном зависели от места проживания и доходов семьи — ввиду колоссальных различий в доступности получения информации и возможностей пользоваться последними достижениями науки и техники. Но с конца ХХ века во всем мире идет постепенное и неуклонное стирание (ранее гигантской) разницы между городом и деревней. Такими благами цивилизации, как электрификация, автоматизация, телевидение и компьютеризация, сегодня уже мало кого удивишь, а стремительный рост цифровых мобильных технологий и распространение Интернета позволяют практически в любой точке мира всегда быть в курсе последних событий.

Возьмем, к примеру, Башкирию: для Москвы это дремучее заМКАДье, но тут есть и столица-миллионник Уфа, и промышленные моногорода, и небольшие села в труднодоступной, но экологически чистой местности. У нас в УГАТУ много студентов, которые посмеиваются над умилением горожан от «трогательных зоопарков» с кроликами, уточками и козлятами. Одна студентка (кстати, высококлассный математик-программист) рассказывала, как в среднем школьном возрасте (а это уже начало 2000-х) в родной чувашской деревне (всего-то 250 км от Уфы) носила питьевую воду из колодца коромыслом (этот эко-девайс можно увидеть в иллюстрациях к русским народным сказкам). Кстати, кроме «экзотических» детских воспоминаний эта девушка ничем другим и не отличалась от остальных, разве что хорошо училась, а еще читала Шопенгауэра.

Главные фишки этой книжки

Теория поколений — это уникальное мультидисциплинарное направление, объединяющее экономику, политологию, историю, культуру, социологию, психологию и педагогику для исследования и формирования оценки характерного поведенческого профиля людей разного возраста. Сегодня исследования по теории поколений в первую очередь интересуют представителей следующих профессий:

маркетологов — для определения экономико-психологического портрета покупателей с целью удовлетворения рыночных потребностей и извлечения максимальной прибыли;

политологов — для анализа психологического профиля избирателей, например, для политически грамотного обоснования и беззастенчивого впаривания «достоинств» пенсионной реформы;

HR-менеджеров — для грамотного подбора персонала, управления и руководства им (слово «эйджизм» пришло от них и появилось не на пустом месте).

Формально список основных заказчиков, заинтересованных в поколенческих исследованиях небольшой, фактически из арсенала достижений теории поколений используется лишь местечковый микро-менеджерский фэн-шуй. И обратите внимание, насколько отзывы об Игреках отличаются у работников индустриального сектора экономики (которые ежедневно с ними взаимодействуют) и у журналистов и тренеров-консультантов (для которых молодежь — это неисчерпаемая бизнес-ниша или, говоря по-простому, ресурс).

Но есть еще одна влиятельная категория людей, которая не только живо интересуется особенностями разных поколений, но и активно использует их в своей неправедной работе. Это мошенники всех мастей и видов — от наперсточников до инфоцыган. Их наблюдения не обсуждаются на конференциях и не публикуются в научных журналах, но они зачастую работают гораздо точнее и эффективнее, чем раздипломированные бизнес-коучи, набранные по госзакупке. А плоды их «профессиональной» деятельности, замешанной на глубинных психологических знаниях (в основном пороков, потайных желаний и страстей) и полном отсутствии нравственности, сострадания и человечности, поражают своим размахом и цинизмом.

К сожалению, в настоящее время многие работы по теории поколений традиционно нацелены лишь на очевидные общественно-политические и экономические стороны жизни. При этом упускается тот непреложный факт, что поколения — это в первую очередь ЛЮДИ, а не только производная от окружающей их среды и системы. Управленцы, мерчендайзеры, фельдшеры и полицейские — это сначала дети, внуки, супруги, зятья, свекрови, родители, друзья, коллеги… И лишь потом — клиенты, покупатели и избиратели.

Предлагаю, не отказываясь от традиционного социально-экономического фокуса, добавить к нему психолого-педагогический и рассмотреть поколенческие особенности с новых точек зрения: семьи и взаимоотношения ее членов, бытовых сторон жизни, развлечений и интересов, образования и воспитания. Поэтому книга будет полезна всем. Поколение Х (1963–1980) и Беби-бумеры (1944–1962) с нового ракурса посмотрят на истоки особенностей своих детей и внуков. Игреки (1981–1995) смогут спрогнозировать, во что выльются их педагогические подходы и приемы и какими вырастут их дети. А вот Зумеры (1996–2009) и Альфа (2010-…) лучше узнают и поймут своих родителей.

Молодое поколение отражает направления развития общества. Поняв это, можно определить пути и цели развития социума.

Молодежь — это самая важная часть общества, своеобразный создатель будущего. Мы пропускаем через призму собственного восприятия и собственного здравого смысла предрассудки и прогрессивные идеи «стариков» и таким образом определяем, что воплотится в общественной жизни через несколько десятилетий, а что умрет вместе с последними представителями старшего поколения. По молодежи можно определить состояние всего общества, ведь общественные пороки прежде всего отражаются на его самой чувствительной и уязвимой части, коей мы и являемся.

Хочу еще заметить, что поскольку подавляющее число современных изысканий по теории поколений у нас традиционно проводят в центре — в Москве и Санкт-Петербурге, то выборка по представителям разных поколений получается, к сожалению, однобокой, а значит, не совсем релевантной.

Трудно спорить с признанными авторитетами, но нам в глубинке «за державу обидно», когда утверждают: «Москва — это 10 % всех избирателей России. И когда говорят, что Россия — это не Москва, так вот: Москва — это Россия! Россия — это 15–18 городов и городских агломераций» [336]. А журнал «Forbes Life» (от 18 июня 2019 г.) голосом поколения 30-летних назначил Алису Таежную, которая родилась в Москве, не имеет семьи и детей, работает на фрилансе и может поведать всю сермяжную правду о суровой жизни нашей молодежи [194]. Послушать это, конечно, интересно, но стричь под эту гребенку всех Игреков как минимум некорректно.

Я давно заметил, что многие соцопросы лихо экстраполируют чаянья отдельных «западнофилов-смузихлебов» на всю молодежь страны.

Неудивительно, что, говоря о миллениалах, некоторые исследователи зачастую подразумевают представителей продвинутой молодежи из среднего класса: выросли без особых лишений («безумно устаревший» прошлогодний айфон не в счет), поколесили с родителями по миру, получили столичное образование и получают столичную зарплату, непыльно работали в офисе (до ковида). А уж потом на основании анализа их анкет делаются выводы про всероссийский молодежный настрой, патриотизм, мотивацию к труду, жизненные запросы, ценности и проблемы.

Удивительно, но провластные и прозападные социологические исследования психологии современной молодежи нередко объединяет одна и та же ошибка выжившего. Наверху с удовольствием видят то, что им активно показывают по государственным телеканалам: специально организованные и щедро спонсируемые молодежные форумы и Селигеры, футболки с медведями, фабричные транспаранты и веселые юные лица, задорно скандирующие правильные лозунги. Либеральные СМИ предпочитают картинки несанкционированных митингов: желтые уточки, белые ленточки, двухцветный триколор, самодельные плакаты, матерные посты в «Твиттере» и мейнстрим — селфи на выходе из полицейского участка. Но ни первые, ни вторые в упор не замечают весомую массу юных россиян, которых не пиарит «Евроньюс» и мало показывает «Россия-1». Они учатся и работают на производстве, растят детей и помогают родителям, с трудом вытягивают ипотеку и не ходят на пикеты.

Российские государственные СМИ — это «экипаж отстал от самолета» (они не успевают реагировать на актуальную ситуацию) и попытка натянуть сову советской модели работы с людьми на глобус современного капиталистического общества (концерты и акции, на которые принудительно сгоняют студентов, Селигеры и т. д.). А либеральные СМИ — это обычная контркультура, сдобренная не нашей пропагандой. В лучшем случае оба этих полярных лагеря молодежь не интересуют, а в худшем они вызывают у нас только раздражение и злость.

К тому же я обратила внимание, что чаще всего поколенческие опросы проводятся среди молодежи гуманитарно-либерального профиля: социологов, журналистов, историков, психологов, артистов, политологов, экономистов, юристов. Это вполне понятно и объяснимо: с представителями «разговорного жанра» легко общаться, брать интервью и вести дискуссии, они быстро идут на контакт и с удовольствием описывают себя и свое поколение. Я же работаю в авиационном вузе, и мои респонденты — технари: электронщики и конструкторы, приборостроители и технологи, двигателисты и энергетики, сварщики и металлурги, литейщики и программисты. Они точно такие же, как и все Игреки, но «это другое». У них технический склад ума и инженерные интересы, чуть поменьше либерализма, чуть побольше коллективизма, понимание жизненного цикла процесса и работы вдолгую. И, если они доверяют интервьюеру/преподавателю/старшему коллеге, они раскрываются и с удовольствием вступают в диалог, спорят, отстаивают и аргументируют свою точку зрения.

Эта книга — не примитивное противопоставление физиков лирикам: я просто создала дополненную поколенческую реальность к уже существующей. Она не совсем столичная, а очень даже приземленная — эдакий лапотно-кумысный провинциальный взгляд на поколение Y.

Я обыкновенный инженер 1986 г. р. В 12 лет уже начал работать в колхозе — прополка грядок, помощь трактористам, подбор зерна на мехтоку. Окончил вуз. 13 лет работаю в международной компании Schlumberger. Сейчас учусь в магистратуре.

В современной России часто высмеивают и принижают образы ученого, технического специалиста, работника завода (наверное, помня 1990-е, когда они с трудом могли прокормить даже себя, не говоря о семье). В последнее время этот стереотип сходит на нет, но все же говорить о престиже технических специалистов пока рано.

Инженеры — огромная сила, которая может решать даже самые сложные вопросы. Но у них есть и слабые стороны. Мы капризный народ, новые и сложные задачи стимулируют наше развитие и трудолюбие, а бумажная рутина (бессмысленные и бесконечные отчеты, графики и таблицы) напрочь убивает интерес к работе.

Я почти треть века живу и работаю с миллениалами. Я родила (в этом я абсолютно уверена) и воспитала (а вот в этом я иногда сомневаюсь) двух собственных Игреков. Я с интересом наблюдаю, как они растут и развиваются, спорю с ними и поучаю их (а куда деваться?), с большим удовольствием общаюсь с их друзьями, смотрю, как они взрослеют, меняются сами и меняют мир вокруг себя. Я сама частенько у них учусь и узнаю от них что-то новое.

Повторюсь, только за последние 7 лет я провела с Игреками-студентами около 3500 часов «контактной» работы — это лекции, семинары, практические занятия, консультации, зачеты, экзамены, а еще — разговоры по душам и за жизнь. За это время прочитала, прокомментировала и обсудила с авторами более 4 тысяч их письменных ответов и эссе и выбрала из них самые запоминающиеся, интересные и неожиданные цитаты (а их ни много ни мало 591), они включены в эту книгу и выделены курсивом. Тут есть фразы глубокие и поверхностные, веселые и серьезные, философские и приземленные, сказанные с уверенностью и сомнением, жесткие и наивные, развернутые и лаконичные, аполитичные и четко социально ориентированные. В них — воспоминания о детстве, размышления о настоящем и предположения о будущем. Мы познакомимся с миропониманием нашей молодежи. Не удивляйтесь, что некоторые рассуждения противоречат друг другу: все мы отличаемся, и я специально подбирала разноплановые высказывания, чтобы получилась объемная картина взглядов, мыслей, убеждений и опасений. Ну и, конечно, не судите строго поколение Y и не забывайте, что молодость — это недостаток, который очень быстро проходит! О’кей, Игрек?

Миллениалы — это уникальное поколение большого социального перехода «назад в будущее» от социализма к капитализму. Они родились в период переломов и перемен, на стыке эпох и цивилизаций. Они отличаются и от тех, кто им предшествовал, и от тех, кто идет им на смену. Это уникальное поколение — необычное, яркое, противоречивое. Добро пожаловать в мир поколения Y!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О’кей, Игрек! Ценности и психологические особенности поколения Y (1981–1995 г. р.) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я