Твой бестселлер

Алла Агафонова, 2023

Как продать рукопись издательству? Как бороться с плагиатом? Кто такой литагент? Как написать синопсис? Где искать рецензентов? Ответы на эти и многие другие вопросы, пошаговые инструкции по написанию книги, алгоритмы продвижения, юридические аспекты книгоиздания, полезные сервисы и программы – перед вами готовое руководство по созданию и продвижению вашего уникального проекта под названием "КНИГА".

Оглавление

  • Книжный рынок России

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Твой бестселлер предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Издательство Десятая Муза, 2023

* * *

Книжный рынок России

Нужна ли здесь ваша книга?

Давайте сначала разберемся, какие книги сегодня есть на российском рынке, а потом решим, нужна ли там еще одна книга — ваша, или и так все хорошо.

Что продают?

• Книги для детей

• Художественную литературу

• Учебную литературу

• Прикладную литературу

• Профессиональную литературу

Я предлагаю сузить круг до трех элементов: книги для детей, художественная, нон-фикшн (нехудожественная). Потому что это не только продается, но и хорошо покупается. Соответственно, чаще требует расширения ассортимента.

Рынок сейчас они занимают именно в таком порядке: художественная литература — издания для детей — нон-фикшн, но последний стремительно набирает обороты.

Нон-фикшн — это то, что не придумано. Это и личностный рост, психология, ЗОЖ, экспертные книги, садоводство, кулинария, истории успеха, финансы, биографии и т. д. — все то, что помогает человеку стать умнее, лучше ориентироваться в трендах и событиях, анализировать информацию, повышать свою экспертность во всех земных благах и жить в гармонии с собой.

Поэтому, если ваша книга (написанная или еще нет) подходит для этих ниш (детская, художественная, нехудожественная), то для нее непременно найдутся издатель, место на рынке и читательская аудитория.

Конечно, я не говорю о том, что, если книга узкоспециализированная, то у нее нет шансов. Есть! Но для нее будет другая история издания и чаще другие каналы продаж, чем для книг массовой литературы.

Сколько живет книга?

Создание книги — дело затратное: время на написание, поиск издателя, выпуск и продвижение — все требует ресурсов. Поговорим о том, насколько долгосрочным будет это вложение.

• Сильная художественная книга, как Достоевский, бессмертна. Интересная умная история актуальна в любое время. Мы учимся читать, понимать, анализировать, путешествовать во времени именно благодаря художественной литературе.

• Фундаментальный научный труд живет десятилетия. Здесь, конечно, речь больше об узкоспециализированной литературе. Выпускать свои научные труды — это скорее обязанность, а не прихоть ученого.

• Экспертная книга (она же науч-поп или, если хотите, тот самый non-fiction) жива до тех пор, пока есть хотя бы один человек, который интересуется заданной темой. К умным книгам, написанным человеческим языком обращаются чаще, чем к фундаментальному труду.

• Злободневная книга умирает вместе со злободневностью (тренды, инструменты, конкретные технические советы). Все это сегодня нужно — завтра нет. Чтобы такая книга стала выигрышной, нужно уметь в короткие сроки трансформировать свои навыки в слова, чек-листы, схемы и графики, и выдавать ее аудитории, которая жаждет эту информацию получить. Нужно успеть, потому что не сделаете вы, это сделает кто-нибудь другой!

• Посредственная книга умрет сама, потому что никому не нужна. И поверьте, таких книг сейчас очень много. Даже у самых топовых издательств есть книги, которые непонятно зачем вышли из печати. Ими часто заполнены сетевые магазины. Их даже покупают! Но зачастую не дочитывают, отправляют на второй ряд в книжном шкафу или передают в библиотеки, где в конце концов ее отправляют в фонды дальнего хранения за ненадобностью.

• Плохая книга должна умереть до выхода, чтобы не запятнать ни автора ни издателя. Здесь, думаю, понятно не все.

Кто решает, что книга плохая? Ведь читатель и критики могут ошибаться… По моему определению, плохая книга — это противоположность хорошей книги. Давайте разберем, критерии, о которых идет речь.

Основы основ хорошей книги

1. Текст, к которому хочется возвращаться.

Любая книга — это прежде всего текст. Текст, который пишете вы. Вы вкладываете в него силы и время, свои знания, трансформируете свои навыки в слова и доносите их до аудитории. Поэтому главное — текст должен быть интересен вашей аудитории. Слова в тексте должны быть понятны или расшифрованы вне зависимости от того, научно-популярная у вас книга или роман. Сноски и примечания никогда не вредили книге. Наоборот — только подчеркивали заботу автора о своем читателе.

Еще один важный момент касаемо текста: он должен быть грамотным. Даже если за вами (за автором) есть грешки, то корректор должен их уничтожить.

2. Оформление (верстка и дизайн).

«Встречают по одежке…» касается и книг тоже. Каждая книга индивидуальна. Обложка должная отражать это. Даже серийное оформление сейчас предполагает разные изображения.

Кривая верстка режет глаз. Ведь есть правила оформления титульного листа, нумерации страниц, колонтитулов, частей, разделов, таблиц, графиков, оформления содержания, выходных данных и проверка качества изображений. Для верстки есть специальные программы, например Adobe InDesign, где в несколько шагов можно поставить нужные параметры.

А вот Word — это текстовый редактор, и верстать в нем не нужно.

3. Полиграфия, на которой не сэкономили.

Под полиграфией я имею в виду бумагу, печать, оформление.

Газетная бумага — это, конечно, дешевле, но грязь от типографской краски на пальцах читателей сделает свое дело. Краска, которая пачкается — это бррр. Но еще хуже, если качество печати подкачало: текст не черный, а серый; на белых полях черные мошки, красные лица на фотографиях — встречали такое? Неприятно. А картинки низкого качества вплоть до пикселей — видели? Так тоже быть не должно. Но в этом случае нужно вернуться к пункту 2 и еще на фазе верстки все проверить.

Что же касается оформления — здесь предела нет. Полиграфия имеет возможности и теснить, и срез цветной делать, и покрывать уф-лаком и ламинацией, и голографию тоже могут делать — любой каприз за ваши деньги. Но будьте аккуратны. Украшать обложку драгоценными камнями нужно в редких случаях, а вот покрывать ее ламинацией всегда — это минимум, который должен быть, когда мы говорим о хорошей книге.

4. Форматы для всех.

Я думаю, что вы в курсе, что кроме печатной книги можно еще сделать электронную и аудиоверсии. И, если над последней еще нужно дополнительно потрудиться, то электронная книга — это само собой разумеющееся. Есть макет для печати — есть и pdf-ка, которую можно открывать на всех телефонах, планшетах, лэптопах. Кстати, именно в формате. pdf можно сохранить дизайн печатной книги. То есть электронный вариант сохранит всю красоту (если таковая имеется) бумажной книги.

Аудиоверсии книг записывают на студиях профессиональными чтецами, обладающими не только хорошей дикцией и актерскими навыками, но и знанием правильного произношения. Стоимость услуги зависит от многих факторов, начиная от выбора диктора и длительности аудиозаписи до подборки музыкального сопровождения и объема монтажных работ.

Вот на этих четырех китах держится хорошая книга: текст, оформление, полиграфия, форматы.

Если все четыре хороши, то считайте, что ваша книга наполовину бестселлер. За вторую половину отвечает продюсирование, которое зачастую начинается до того, как книга закончена.

Какую книгу нужно издать сегодня, чтобы завтра быть в плюсе?

Ранее мы уже выяснили, что книга является долгосрочным вложением.

Если отбросить трендовые явления, то максимально выгодно издавать сегодня non-fiction и художественную литературу. Причем под нон-фикшн я подразумеваю два направления: книгу эксперта (экспертность здесь понимается в широком смысле, но узкотематическая: экология, финансы, психология, smm, медицина и т. д.) и личную историю (в том числе мемуары, личный бренд, бренд компании).

Говоря о художественной литературе, я имею в виду и книги для детей тоже. Вообще детская литература — это огромный пласт, который требует отдельного внимания, так как там есть своя специфика и свои нормы, необязательные для книг, аудиторию которых составляют взрослые читатели. Но об этом мы поговорим чуть позже.

Пока советую определиться с тем, для кого будет ваша книга.

1. Для себя (семьи, друзей).

Цель: Неиссякаемый источник гордости трем поколениям вперед.

Что пишем? Личную историю, художественную книгу.

Если вы вдруг думаете, что вам незачем писать свою книгу, то я спешу напомнить вам одну простую истину: мы все смертны. И все свои гениальные мысли, идеи, проекты после смерти мы заберем с собой, если не воплотим в жизнь или хотя бы не зафиксируем. Вы можете сколь угодно быть гениальным философом и поэтом, но ваши внуки никогда об этом не узнают, если вы не соберете все в единое целое под названием книга.

Конечно, кроме книги сейчас есть и другие способы запечатлеть информацию: видео, аудио-записи можно делать на телефон, выкладывать в сеть и не придавать им значения. Можно вести блог — тоже вроде делишься информацией с миром. Но книга — это нечто другое. Это то, что всегда ценилось и будет цениться. Это статус, это защищенный объект авторского права, это история, запечатленная на бумаге.

2. Для работы (клиентов, учеников).

Цель: Получить статус эксперта и дополнительный источник дохода.

Что пишем? Экспертную книгу, личную историю.

Чтобы не повторять одно и то же несколько раз, нужно это записать и продать всем, кому необходимо. Экспертная книга — это магия чек-листов, графиков, скриптов, стрелочек, кейсов, заключений и мнений. Это кладезь знаний, где нужная тема рассмотрена со всех сторон. Хорошая экспертная книга — это как научное издание для чайников. Как путеводитель для всех, кто запутался или впервые знакомится с темой.

В отличие от экспертной книги, личная история — она о человеке. О его страхах, боли, о его методах решения жизненных сложностей. Личная история — эмоциональна, а экспертная книга — это факты.

3. Для издательства (аудитория издательства).

Цель: Продать права на рукопись = Закрыть потребность издательства в конкретной теме.

Что пишем? Экспертную книгу, личную историю, художественную книгу.

Нет такого издательства, которое не хочет выпустить бестселлер. Есть рукописи, отправленные не по адресу.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Книжный рынок России

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Твой бестселлер предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я