Творческий путь героя: идем к цели по сказочным тропинкам

Алиса Веселова, 2023

Эта книга для Героев, одним из которых можете стать вы. Надо только решиться отправиться в путешествие, которое обещает стать необычайно увлекательным. Мы узнаем, кто такой Страж Порога и чем он нам мешает в жизни, познакомимся со своими субличностями, забредем в Сумрачный лес, где живет зловещая Тень. А еще мы узнаем, как найти и победить наш главный страх, который обитает в пещере дракона, научимся распознавать знаки судьбы и откроем свой личный сундучок с сокровищами. До встречи на страницах книги!

Оглавление

Глава 3. Страж порога

Природа ценит отвагу. Решись — и в ответ на твою решимость природа сотрет непреодолимые преграды. Мечтай о несбыточном — и мир перестанет тебя подавлять, он будет тебя возносить. В этом весь фокус. Именно это все учителя и философы, стоившие чего-то, прикоснувшиеся к алхимическому золоту, — именно это они поняли. Это шаманский танец у водопада. Это путь к волшебству. Броситься в неизвестность и выяснить, что там — мягкая перина.

Теренс Кемп Маккенна

Казалось бы, чего проще — цель поставлена, и пора к ней идти. Можно составить подробный план и двигаться к цели пошагово и методично, вычеркивая из списка пункт за пунктом по мере их выполнения. А можно ринуться навстречу приключениям вообще без всякого плана, в радостном предвкушении удивительных открытий, что поджидают за каждым новым поворотом дороги. Пусть будут сюрпризы и неожиданности, так даже интереснее! Но…

Не тут-то было. Что-то всё время мешает нам. И это тоже часть приключения, ведь мы сталкиваемся с первым серьезным испытанием на нашем пути. Имя ему — Страж порога.

Помните, как бывает в сказках и легендах? «Только достойный переступит этот порог». Сколько народу полегло, пытаясь разгадать загадку Сфинкса, пока не появился Эдип, который справился с этой задачей! Или, скажем, свирепый Цербер, охраняющий врата подземного мира — одолеть его сумел лишь Геракл, присовокупив данную победу к предыдущим одиннадцати своим подвигам. Или вот еще платформа 9 ¾ — чтобы попасть на нее, нужно пройти прямо сквозь кирпичную стену, разделяющую платформы 9 и 10, не останавливаясь.

Двери, мосты, стены, водоемы, глубокие ущелья и бесплодные пустыни — такими препятствиями обычно символически изображается в сказках страж порога. Преодолевая этот рубеж, герой попадает из привычной и хорошо знакомой ему среды в мир, где его, вполне вероятно, подстерегают всяческие опасности, а желанная награда то ли будет получена, то ли нет, — это бабушка надвое сказала.

Поэтому, собственно, и возникает на пути страж порога — он проверяет готовность героя к приключению, ведь если тот спасует при мысли о возможной неудаче, то, по всей видимости, еще не пришло время ему двигаться дальше. Внешнему барьеру (а все внешние препятствия, как известно, являются отражением внутренних страхов и сомнений) отведена прежде всего защитная функция, поскольку, чем черт не шутит, приключение действительно может оказаться весьма опасным, и не исключено, что в конце пути герой столкнется с разочарованием, с которым не сумеет справиться.

Хорошо, это всё в сказках, а как выглядит страж порога в обычной жизни? О, он весьма изобретателен и приходит к нам во множестве обличий! Например, у вас могут возникнуть какие-то срочные дела, которые потребуют вашего неусыпного внимания, и вся энергия пойдет туда, а когда вы справитесь с завалом и авралом, то обнаружите, что первоначальный запал прошел. Задумка, которая сначала вызывала столько энтузиазма, теперь изрядно потускнела, стало проще отодвинуть ее на задний план, и, как нарочно, на горизонте появляются еще какие-то новые задачи.

«Вот это еще сделаю… и это… иначе все эти дела будут мешать мне погрузиться с головой в новый проект, — думаете вы. — Сейчас я с ними разберусь, и тогда уж!..»

Но почему-то подходящий момент для «погружения» всё никак не наступает.

«Рутина затянула, — с грустью констатируете вы. — Вот так всегда! Можно было предвидеть, что так и произойдет. Взрослый человек себе не принадлежит».

Но может так случиться (особенно если вы наделены богатым воображением), что вас увлечет в свои сети вовсе не рутина, а госпожа Фантазия. Ничего ведь нет плохого в том, чтобы представить, как необыкновенно изменится ваша жизнь, когда вы реализуете свое намерение? И вот уже перед вашим внутренним взором начинают разворачиваться заманчивые картины, и вы с готовностью всё добавляете и добавляете новые штрихи, детали и оттенки, а потом с восхищением любуетесь тем, что получилось. Самое время вспомнить модное слово «визуализация», приправить его советами типа «Лежи по направлению к цели», и искренне понадеяться, что сей воодушевляющий процесс поможет достичь цели легко и без усилий. А может быть даже, всё произойдет само собой — Вселенная подсобит или еще кто-нибудь из сочувствующих.

И потому, когда вдруг обнаруживается, что надо предпринимать для достижения цели какие-то конкретные усилия и делать конкретные шаги («А может, не надо, а? Еще немного подождем…»), то, как правило, энергии на такие действия уже практически нет. И неудивительно — ведь, если подумать, то, начиная действовать и двигаться к своим целям, мы рискуем встретиться с какими-то серьезными препятствиями, и тогда… ох, страшно даже представить, что тогда будет!

И теперь уже богатое воображение начинает играть с нами злую шутку. Вместо радужных картин светлого будущего, которые так услаждали душу поначалу, мозг заполняют фантазии иного рода. В них возможные трудности и препятствия разрастаются до невероятных размеров, так что начинают казаться непреодолимыми, а в финале всё и вовсе летит в тартарары. Будущее вырисовывается в настолько неприглядном виде, что, право же, думаете вы, только отчаянный безумец отважился бы пуститься в подобную авантюру, тогда как любой мало-мальски разумный человек предпочтет оставить всё как есть. Вернувшись таким образом в ряды разумных людей, вы вздыхаете с облегчением — и ваш страж порога, выполнив свою миссию, отныне может спать спокойно.

«Ну уж нет, — возможно, скажете вы. — Мечтания — это не про меня. Я трезво смотрю на вещи, а любое дело начинаю с составления четкого плана, где прописано, что я стану делать в случае, если события будут развиваться по сценарию А, В, С и так далее. Собираю информацию, готовлюсь основательно».

Отлично! Такой подробный план непременно поможет достичь успеха. Только вот время идет, а вы почему-то всё еще заняты его составлением. Если это так, то, значит, вы тоже оказались во власти стража порога.

«Это прекрасно, когда есть план, — непременно скажет кто-то. — А что, если его вообще нет и не предвидится?»

Вы как будто заглядываете в темный колодец, в котором невозможно ничего разглядеть. Темнота пугает — в ней могут скрываться чудовища. И хорошо бы знать, что именно ждет впереди и что конкретно нужно делать. А еще неплохо бы получить подтверждение, ну хотя бы какой-нибудь знак от Вселенной, что вы на верном пути, и что впереди вас обязательно ждет успех. Но поскольку Вселенная предательски хранит безмолвие, вы вправе решить, что мирозданию нет дела ни до вас, ни до ваших идей. Оно явно не собирается давать вам никаких гарантий успеха. А как же без них?

Хуже того, вы намечаете с завтрашнего дня начать новую жизнь, а наутро просыпаетесь с головной болью.

«Может, просто еще не время? — думаете вы тогда. — Нужно подождать, пока мироздание не сменит гнев на милость и для меня наконец не загорится зеленый свет».

Иногда страж порога принимает обличье строгого Цензора и, оказавшись под его воздействием, вы принимаетесь решительно и бескомпромиссно рубить свои замыслы на корню.

«Эта идея недостаточно хороша, и вряд ли из нее выйдет толк, — рассуждаете вы, став своим самым суровым критиком. — И что в ней такого уж интересного? Я подожду чего-нибудь оригинального и искрометного, а ради меньшего и стараться не стоит».

И вы ждете, не теряя надежды, но Самая Лучшая Идея, как назло, где-то задерживается.

Бывает и так, что идей, наоборот, слишком много. «Я вообще человек разносторонний, меня привлекает множество вещей. Но я не знаю, что выбрать! Мне всё интересно. И идеи мне в голову приходят отличные, как на подбор. Однако я в растерянности — понятия не имею, за что браться, и как-то так получается, что в итоге не выбираю ничего».

Возможно, в описанных случаях вы узнали проявления своего стража порога. Возможно, у вас он проявляется как-то иначе. Как бы то ни было, следующее задание поможет вам познакомиться со стражем поближе и, что особенно важно, найти к нему подход и преодолеть наконец заветный порог.

Задание 3. Испытание стража порога.

1. Воспользовавшись метафорическими картами, предложенными в Приложении 4, выберите в открытую или в закрытую (в этом вам снова поможет генератор случайных чисел) своего стража порога. Можете попробовать еще один способ выбора карты в закрытую. Проговорите мысленно: «Мое подсознание, покажи мне, как выглядит мой страж порога, число от 1 до 20» (именно столько карт представлено в Приложении 4). Первое число, которое придет вам в голову, и будет номером карты, с которой вам предстоит дальше работать.

Иногда в голову приходят сразу два числа (а то и больше), и сложно выбрать между ними. Посмотрите на карты с этими номерами — какая из них откликается больше? Скорее всего, с нее и стоит начать работу. Но и вторая возникла не случайно, советую поразмышлять также и над ней.

Сначала найдите на карте главного героя. Опишите его: какой он по характеру, какие у него мысли и чувства, цели и желания.

Теперь отыщите стража порога — то препятствие, с которым столкнулся главный герой. Это может быть всё, что угодно, будь то мудрый сфинкс, огнедышащий дракон, закрытая дверь, стремительный вихрь или стеклянный потолок, в который неизменно упираются все начинания нашего героя.

Опишите момент встречи героя со стражем порога. Что хочется сделать: бросить задуманное, застыть на месте, пойти другой дорогой или что-то еще? Опишите и ваши чувства, которые поднимаются у вас, когда герой поступает именно так.

Пример (задание выполнено на картах из Приложения 4): Герой пытается вырастить прекрасный цветок, но, только начав расти, цветок как будто упирается в стеклянный потолок. На этом процесс останавливается. У героя опускаются руки. Он уже не верит в то, что у него есть хоть малейшие способности к выращиванию цветов. Лучше бросить это неблагодарное занятие. Обидно, но что поделаешь.

2. Поразмышляйте, почему на пути вашего персонажа возникло такое препятствие. Чего на самом деле добивается от него страж порога? Вполне вероятно, препятствие можно преодолеть. Как это сделать?

Пример: На карте я вижу, что на стеклянном потолке уже появились трещины. Выбранное моим персонажем занятие, как и многие другие, требует терпения и настойчивости. Мой герой должен воспитать в себе эти качества, тогда страж порога поддастся ему. Страж возник здесь, чтобы проверить решимость героя, которому сейчас не хватает веры в себя.

3. В Приложении 5 вы найдете карты ресурса, которые помогут вашему герою разгадать загадку стража порога и пройти дальше. Берите столько ресурсов, сколько понадобится. Составьте программу действий, включив в нее все собранные ресурсы.

Пример: 1) Нужно добыть необходимую информацию, проконсультироваться с экспертом в данном вопросе или пройти обучение.

2) Разделить большую цель на несколько небольших этапов. Пообещать себе награду после окончания каждого этапа.

3) Хвалить себя за каждый сделанный шаг, ведь это маленькая победа.

4) Сравнивать себя не с другими, а с собой вчерашним, и отмечать прогресс. «Сегодня у меня получилось чуть лучше, чем вчера».

4. Напишите сказку о том, как герой встретился со стражем порога и успешно прошел предложенные им испытания.

Приложение 4. Карты для задания 3. Стражи порога

Приложение 5. Карты для задания 3. Ресурсы для преодоления стража порога

Стражники дороги к Заветному лесу (сказка)

В семье Сильвестра с незапамятных времен укоренилась традиция: все старшие сыновья, подобно отцам, вырастая, становились плотниками или, для разнообразия, столярами. Ремесло это в тех краях считалось прибыльным, секреты мастерства бережно передавались из поколения в поколение, так что у Сильвестра, пожалуй, не было никаких веских причин, чтобы нарушить традицию.

Никаких, кроме одной. Юношу совершенно не увлекало плотницкое дело; более того, звуки, издаваемые пилой, хищно врезающейся в деревянную доску, казались ему настолько душераздирающими, что всякий раз ему хотелось заткнуть уши, чтобы их не слышать. Принявшись осваивать семейное ремесло, Сильвестр первым делом изготовил причудливый музыкальный инструмент, который, впрочем, ни на что не годился. Вторая попытка была чуть лучше, а третью отец пресек в корне, объявив, что не позволит сыну впустую переводить ценную древесину.

— Я бы на твоем месте начинал с табурета, — заявил он. — Да и продолжал бы изделиями практичными и полезными в хозяйстве. А эти твои поделки сроду никто не купит.

Грустно и горько стало Сильвестру от слов отца. Уселся он на заброшенном крыльце внутреннего двора, чтобы предаться размышлениям о своем будущем, и мысли в его голову приходили по преимуществу невеселые. Здесь его и отыскал старенький дедушка, присел рядом, кряхтя, и принялся набивать табаком свою неизменную трубку.

Мрачно покосился на него Сильвестр, поскольку не расположен был вести сегодня высокомудрые разговоры, до которых был так охоч старик.

— Эх, мой мальчик, вижу я, что ты прямо-таки бунтарь, как и я в свое время, — произнес наконец дедушка. — И, признаться, меня это обстоятельство и радует, и огорчает одновременно.

— Ты был бунтарем? — недоверчиво осведомился Сильвестр. — И в чем же это выражалось? Ты ведь тоже стал плотником, как и предписано нашим семейным кодексом, будь он неладен. А я… не скажу, что я нарочно стал выделывать все эти музыкальные инструменты. Но так получилось само собой. И знаешь, что еще я понял, пока корпел над ними? Я вовсе не стремлюсь изготавливать музыкальные инструменты на продажу, как подумал отец. Я хочу играть на них. Хочу учиться музыке, — теперь Сильвестр говорил с воодушевлением, как будто забыв о своих огорчениях.

— Вполне достойная мечта, — одобрил старик. — У меня когда-то была похожая… очень, очень давно. Совсем не та мечта, что могла бы осуществиться в нашей деревне. Но я узнал, что есть на свете город, где, говорят, каждый житель находится на своем месте, и волен заниматься именно тем, к чему больше всего благоволит его душа. Путь к этому прекрасному городу лежит через Заветный лес, населенный сказочными существами — пока идешь по лесной тропинке, каждый встречный зверь непременно поделится с тобою толикой своей мудрости. Так рассказывают. Вот только прежде чем вступить под своды деревьев Заветного леса, нужно миновать огромные железные ворота. Проход через них охраняют два стражника, что всякому путнику задают каверзные вопросы или устраивают сложные испытания, к которым невозможно подготовиться заранее — видишь ли, для каждого смельчака выбирается свое особое задание, и никогда-то они не повторяются. Справишься с предложенным тебе испытанием — стражники откроют перед тобой ворота. Провалишь экзамен — стало быть, пеняй на себя.

— И что же, провалил ты его? — с любопытством спросил внук, уже догадываясь, каким будет ответ.

Старик вздохнул и сокрушенно покачал головой.

— Если бы я знал тогда то, что открылось мне лишь спустя многие годы!.. Слушай же, как было дело. Добрался я до Заветного леса и обнаружил, что обнесен он высоким забором. Единственный проход — та самая железная дверь. Но едва я к ней устремился, как путь мне преградили два диковинных создания и молвили голосами потусторонними, нечеловеческими: «Никто не вправе вступить в этот лес, пока не пройдет наше испытание. Готов ли ты, путник?» А я что — молод был, полон сил, уверен в себе… ну, так мне казалось. «Готов!» — говорю. «Но имей в виду, — сказал один из стражников, тот, что был черен, как ночь, и от взгляда его бездонных темных глаз мне стало ох как не по себе, — если ты не пройдешь наше испытание, мы сотрем тебя в порошок».

— И тут, не поверишь, моя уверенность куда-то испарилась. Глазища у этого создания были такие космические, такие… Словом, потерялся я в них, и мне стало казаться, что не найдусь уже никогда. Очнулся я дома — не помню, как отыскал дорогу назад, но рад был, что сумел благополучно унести ноги. Так и не ходил больше к Заветному лесу. Может быть, тебе повезет больше, мой мальчик. Я уже немало прожил на свете, повидал людей знающих, более опытных, чем я. Пройти испытание возможно. Мой тебе совет: когда доберешься до этих двух стражников и заговорят они с тобой, смотри только на белого, ни в коем случае не переводи взгляд на черного. Если посмотришь на черного — ты пропал, он высосет из тебя всю решимость. Жаль, я в свое время не знал этого секрета…

— Не беспокойся, дедушка! — воскликнул Сильвестр. — Уж я разберусь с ними обоими!

Юноша так воодушевился, что выступил в путь на следующее же утро, захватив с собой лишь легкий рюкзачок с провиантом да карту, скрупулезно начерченную для него дедушкой. Следуя указаниям карты, Сильвестр без особых задержек добрался до Заветного леса, и убедился, что за без малого полсотни лет здесь ничего не изменилось. Всё, как и в рассказе деда: высокая стена, ограждающая лес, и кованные железом ворота, с левой стороны которых неподвижно восседает огромный белый стражник, а с правой — не менее гигантский черный. Кроме цвета, стражники ничем не отличались друг от друга, и выглядели, ровно близнецы: у обоих были головы, похожие на человеческие, и тело, как у льва; веки у обоих были сомкнуты — казалось, они крепко спят.

«Так это же сфинксы, — сообразил Сильвестр. — Только крыльев не хватает. Хотя вроде бескрылые сфинксы тоже бывают. Теперь я должен их поприветствовать или что?»

Едва только юноша остановился в нерешительности, раздумывая, с чего начать разговор, как тотчас же стражники пришли в движение, и веки их отомкнулись. Сильвестр встретил взгляд Белого стража — и оробел. Казалось, эти невероятные глаза застали рождение вселенной и могут поведать биографию каждой планеты и всех звезд, как видимых, так и невидимых человеческому взору.

— Добрый день, — с трудом выдавил из себя Сильвестр. — Как поживаете? — дежурные фразы казались совершенно неуместными, но надо же было с чего-то начинать.

— Знаем, знаем, странник, куда ты путь держишь, — нараспев проговорил Белый страж, явно не желавший терять время на вежливые расшаркивания. — Готов ли ты разгадать нашу загадку? Тогда ты сможешь пройти дальше.

— А если ответишь неправильно, то мы оставим от тебя лишь горстку пепла, — добавил Черный страж, и вопреки наставлениям деда Сильвестру вдруг захотелось на него взглянуть. — Так что подумай хорошенько!

— Готов-то готов, — ответил Сильвестр, устояв перед искушением и по-прежнему глядя только на Белого стража. — Но я всего лишь человек и признаю ограниченность своих познаний. А потому надеюсь, что вы проявите снисходительность, достойную таких воистину мудрых и древних существ, и не станете задавать мне вопросов, не имеющих отношения к цели моего путешествия. Откровенно говоря, интересует меня только музыка. Спросите же меня что-нибудь из этой области!

— То есть ты полагаешь, — громыхнул Черный страж, и вновь Сильвестру потребовалось приложить немалое усилие, чтобы не взглянуть в ту сторону, откуда раздавался насмешливый голос, — самоуверенно так полагаешь, что музыкальная тема изучена тобой вдоль и поперек?

— Вовсе нет, — с достоинством ответствовал юноша. — Поэтому я осмелюсь попросить вас еще об одной уступке: дайте мне время, чтобы отыскать ответ на вопрос, который вы мне зададите. Что бы ни было, я докажу вам твердость своего намерения учиться музыке. Я буду искать ответ и найду его!

— Сколько же времени тебе потребуется? — спросил Белый страж.

— Год, — подумав, сказал Сильвестр.

«Уж за год-то наверняка можно что-нибудь сообразить», — рассудил он.

— Хорошо, — легко согласился Белый страж, с которым и впрямь было приятно иметь дело.

— Но если за год не найдешь ответа, то больше сюда не приходи, — вставил Черный страж; не смотреть на него было возможно, вот бы еще его и не слушать! — Не в том ты уже будешь возрасте, чтобы музыке учиться. Занимайся до скончания века своими табуретками и жалей, что мы не испепелили тебя сразу, чтобы не мучался!

Мимоходом отметив, что стражам известно даже и о табуретках, Сильвестр сжал зубы и шумно выдохнул.

— Договорились, — сказал он, не отрывая взгляда от Белого стража. — Итак, каким же будет ваш вопрос?

— Вопрос задам я, — послышался голос Черного сфинкса. — Скажи мне, человек, где находится Музыкальный колодец?

Сильвестр понятия не имел, что где-то в мире существует такая диковинка.

«Но ведь если существует, то кто-то непременно должен о ней знать», — подумал он.

Решив, что восполнить этот пробел в своих знаниях не составит особого труда, он вежливо попрощался со стражами и поспешил вернуться восвояси.

Дедушка, выслушав рассказ внука о переговорах со стражами, объявил, что успех близок как никогда, и принялся разрабатывать план кампании.

«Впереди целый год, но это вовсе не значит, что нужно тянуть до последнего», — пояснил старик.

Задача оказалась сложнее, чем им представлялось поначалу. Привычная рутина то и дело вовлекала наших героев в свой водоворот, и всё же каждый более или менее свободный день Сильвестр выбирался в город, где проводил долгие часы в читальном зале библиотеки. Он просмотрел сотни томов, узнал о самых разных чудесах света и загадках природы, но ни в одной из книг не встретил упоминания о таинственном музыкальном колодце. Он даже стал опасаться, что Черный сфинкс выдумал этот колодец просто из вредности.

Между тем дедушка каждый свободный от повседневной работы вечер отправлялся в местную таверну, где частенько останавливались странники, прибывшие из чужедальних краев. Здесь он узнал о колодцах желаний, которые очень любили, когда в них бросали монетки, о говорящих колодцах, в которых жило не только привычное нам эхо, но и другие голоса, а уж о колодцах с привидениями мог рассказать каждый второй путник. Но на расспросы дедушки о Музыкальном колодце все только пожимали плечами да разводили руками — нет, не встречали, мол, такого чуда, хотя наверняка где-то есть…

Время летело слишком быстро, и до конца срока, отпущенного на поиск ответа, оставалось чуть больше месяца. Наши герои уже совсем было потеряли надежду. Внук всё реже наведывался в библиотеку, а дедушка заходил в таверну скорее по старой привычке, чем в расчете на то, что удастся добыть какие-то важные сведения.

Однако в этот вечер, не успел старик переступить порог таверны, как услышал радостное восклицание. Бородатый мужчина в одежде, перепачканной дорожной пылью, поднялся из-за своего столика, чтобы поприветствовать его.

— Вы меня, конечно, не помните, — сказал путешественник. — А я помню вас отлично, это ведь вы мне рассказали о Музыкальном колодце.

— Я рассказал? — удивился старик. — Ах, ну да. Я, наверное, спрашивал вас о нем.

— Да-да! — воскликнул путешественник. — И, признаться, весьма меня заинтриговали. Я решил во что бы то ни стало отыскать эту штуковину, и, представьте, у меня получилось!

На следующее утро Сильвестр вновь отправился в дорогу. В кармане у него лежала подробная карта маршрута, с помощью которой даже ребенок без труда сумел бы разыскать Музыкальный колодец. Хотя Сильвестр полагал, что с этой картой дед немного перестраховался.

«Если задача состоит в том, чтобы ответить на вопрос «Где?», то стражам вполне должно хватить и названия деревни, — рассуждал он. — Но уж теперь-то они просто обязаны будут засчитать мне экзамен!»

— Эге-гей! — радостно крикнул он, подходя к стражникам Заветного леса, и приветливо помахал им, как старым знакомым. — Я всё выяснил. Музыкальный колодец находится в деревне Скрипунино. Забавно, правда? У меня есть даже карта, как доехать туда…

— Это хорошо, — одобрительно отозвался Белый страж.

— На что нам эта карта? Нам вовсе не она нужна, а музыкальная вода из колодца, — сварливо добавил Черный страж. — И если бы ты в прошлый раз дослушал наше задание, то знал бы об этом.

— Но… вы же… вы же не… — растерянно пробормотал Сильвестр. Руки у него бессильно опустились.

— А тебе что, даже в голову не пришло отправиться к колодцу, чтобы собственными ушами послушать его мелодии? — неумолимо продолжал Черный страж. — Неужели совсем неинтересно? Да что ж ты за музыкант-то такой? Настоящий музыкант сразу бы рванул к колодцу, как только узнал, где он находится!

Сильвестр лихорадочно размышлял. Если взять самого быстрого скакуна, то до деревни Скрипунино можно добраться за несколько дней. Неделя туда, неделя обратно — вполне можно успеть.

— Будь по-вашему, — кивнул он. — Привезу я вам музыкальную воду. Еще какие-то пожелания будут? — саркастически осведомился он. — А то скажете потом, что вы не договорили, мол, а я не дослушал…

— Надеюсь, ты понимаешь, — загремел Черный страж, — что вода должна быть самого лучшего качества? Мы не потерпим никаких легкомысленных мотивчиков, за ними не стоит и мотаться в такую даль. Привези нам настоящую музыку, усладу для души!

В такой формулировке задания Сильвестру сразу почудился коварный подвох.

«Ведь освистать можно всё, что угодно, если подойти к делу с предубеждением, а этот Черный явно предубежден», — думал он.

Однако, рассудив, что выбора у него, похоже, нет, юноша вновь повернул назад.

Как Сильвестр и рассчитывал, добрался он до деревни Скрипунино за неделю. Остановился на постоялом дворе, чтобы дать коню отдых, и принялся расспрашивать местных жителей о Музыкальном колодце. Почти тотчас же нашелся желающий проводить его к местной достопримечательности.

— Как же так вышло, что за пределами вашей деревни никто не знает о таком удивительном колодце? — спросил Сильвестр у своего провожатого, деревенского парня по имени Пантелей.

— Видать, не успела еще молва о нем облететь весь свет, — рассмеялся Пантелей. — Да и то сказать! Раньше мы его именовали попросту Скрипучий колодец. Наберешь, бывало, из него воды, а она противно так поскрипывает. Редко им пользовались поэтому. А недавно что заметили: есть у нас в деревне девушка одна, Юлиана, смолоду в городском доме жила, на пианинах играла, а уж как поет — заслушаться можно! Так вот, если воду из Скрипучего колодца набирает она, то водица наигрывает мелодии, всякий раз новые, но уж такие они нежные да приятные — прямо как душа этой девушки. Колодец, понятное дело, сразу переименовали, теперь он Музыкальный у нас…

— То есть вы хотите сказать, что настоящую музыкальную воду из этого колодца может добыть только человек, наделенный музыкальным талантом, вкусом и образованием? — спросил Сильвестр.

— Пожалуй, что так, — согласился Пантелей. — Хорошо вы выразились! Ну, вот мы и пришли. Смотрите-ка!

Колодец, на первый взгляд, ничем не отличался от обычного деревенского колодца — стенки, выложенные из камня, ведро, прикрепленное к бревну железной цепью. Сильвестр заглянул внутрь и прислушался. Ему казалось, что он различает неясный гул, идущий как будто из самой глубины колодезной трубы.

— Не, так вы ничего не разберете, — со знанием дела сказал Пантелей. — Опустите ведро и зачерпните воду, а потом вытаскивайте.

С замиранием сердца крутил Сильвестр ручку колодца, поднимая наверх ведро, полное студеной колодезной воды.

— Вот, теперь слышу — играет! — вне себя от восторга, воскликнул Пантелей. — Честное слово, у вас получилось!

Ведро извлекли из колодца и поставили на землю. Мотив, наигрываемый водой, казалось, вдохновлял на подвиги и новые свершения. Слушая его, Пантелей ощутил внезапный прилив энергии и даже вспомнил, что наметил на сегодня разгрести сено, и пора бы уже приступить к делу…

— Погодите-ка, — остановил его Сильвестр. — Как по-вашему, похожа эта музыка на то, что выходит у Юлианы?

— Ну, с нашей Юлианой никто не сравнится, — с гордостью заявил Пантелей. — Но у вас тоже неплохо вышло, — снисходительно добавил он. — Да и чего вы хотели? Юлиана — она же девушка утонченная, у нее и музыка струится, чистая и нежная, как хрустальный ручеек. Сразу настраивает на возвышенный лад, знаете ли. Мечты, прогулки при луне и всё такое. А у вас прямо боевое что-то…

«Воображаю, что скажет Черный страж», — мрачно подумал Сильвестр и, досадуя, перевернул ведро. Издав громкий протестующий всхлип, вода стремительно впиталась в землю, и всё стихло.

Сильвестр провел в деревне Скрипунино несколько дней, и каждый день он приходил к Музыкальному колодцу в надежде, что уж сегодня-то колодец порадует его прекрасной мелодией, способной смягчить сердце Черного стража. Мелодии получались самые разные, но ядовитый голос Черного стража, к тому времени уже прочно обосновавшийся в голове юноши, неизменно высмеивал любую из них.

К счастью, ни разу за эти дни к колодцу не приходила знаменитая Юлиана. Это было бы уже слишком.

Время поджимало, и потому Сильвестру пришлось остановить свой выбор на самой удачной, на его взгляд, мелодии, наполнить свою флягу музыкальной водой и отправиться к суровым экзаменаторам. По пути он заехал домой — пусть дедушка тоже послушает его мелодию. Что-то он скажет?

— Мне нравится, — молвил старик. — В этой музыке живешь ты — и всё лучшее, что есть в тебе, я слышу в ней.

— Это потому, что ты мой дедушка, — заметил Сильвестр. — Боюсь, Черный страж будет совсем иного мнения.

— Вот что, — решительно заявил старик. — Прежде я говорил тебе, что не нужно смотреть на этого Черного, а теперь добавлю еще кое-что: не слушай его. Что бы он тебе ни сказал — не слушай! Я верю в тебя и твой талант, поверь и ты сам. Ты сможешь пройти это испытание!

В третий раз предстал Сильвестр перед стражами порога. Сознавая, что этот раз в любом случае будет последним, открутил он крышку у своей фляги, и воздух заполнила живая, энергичная мелодия.

«Что же мы тут стоим, понапрасну теряя время? — казалось, наигрывала она. — Идем же дальше, дальше, дальше!.. Самое интересное — там, впереди!»

— Да, — сказал Белый страж, — должен признать, в этом что-то есть.

— Какое дурновкусие! — воскликнул Черный страж. — Если это всё, на что ты способен, то у меня для тебя плохие новости. Ты немедленно вернешься туда, откуда пришел, чтобы сколотить свою первую табуретку. При должной тренировке…

— Да ты издеваешься! — оборвал его Сильвестр. — Я пойду к своей цели, нравится тебе это или нет. Можешь испепелять.

Он решительно сделал шаг по направлению к воротам, а затем второй и третий.

В этот миг Черный страж посмотрел на Белого, а Белый — на Черного. А уже в следующее мгновение и оба стражника, и ворота, которые они охраняли, исчезли, растворившись бесследно, как будто и не было их тут никогда. Сильвестр успел заметить лишь, что перед самым исчезновением на спинах у стражников выросли крылья. Но, возможно, ему просто показалось.

Впрочем, долго размышлять над этой загадкой наш герой не стал. Мелодия зазвучала громче и увереннее, она звала его идти всё дальше и дальше по дороге, и впереди — Сильвестр теперь был в этом абсолютно уверен, — его ожидало много интересного.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я