Сокровища острова Кипр. Увлекательный путеводитель

Алина Русинова

Кипр и его сокровища здесь! Они уже с вами, в этом полезном путеводителе, с которым вы станете успешным кладоискателем. Карты, указатели и фотографии приведут вас к избранным местам острова. Уже были на Кипре? Тогда книга станет вам незаменимым старым другом и подарком. Если не были, 29 глав будут вам путеводной звездой. Только мечтаете о поездке? Пускайтесь вдаль, листая страницы с путешествиями, описанными в художественном и сказочном стиле, они перенесут вас в реальный мир чуда-острова Кипр.

Оглавление

Путешествие 2. ПОЛИС — ОКРУГ ПАФОСА

ИЗ ДЕРЕВНИ ЛИС К ВИНОГРАДНИКАМ «АЛИНА»

Указатели:

Polis — Steni (Деревня Стени)

В7 Simou/Lasa/Agios Dimitrios/ Fyti — Skarfos Bridge

(Мост Скарфос)

Fyti (Деревня Фити)

Panagia (Деревня Панагия)

Panagia Eleousa of Kykkos (Храм с нитями)

Chrysorrogiatissa Monastery (Хрисорроятисса)

Vouni Panayia Winery (Винодельня в деревне Панагия)

Стены Стени

Вначале была река, и река была жизнь. Как и везде, вначале люди повсюду искали воду и, найдя реку, селились на её берегах. Река эта, именуемая Стени и отмеченная как Steni на карте Кипра, и по сей день, хотя в почти иссушенном виде, проходит через одноимённую деревню.

Раскинулась деревенька Стени всего в 5 км от Полиса. С восточной стороны Стени открывается вид на Пафосский лес, а с северо-западной — на залив и соседние сёла. Это завораживающая картина, которую редко можно увидеть из других селений. С точностью нельзя утверждать, когда зародилась деревня. Многие эксперты связывают её появление со старой водяной мельницей XVI в., другие — с возведением монастыря Девы Марии Хрисолакурнас в XII в.

Существует две версии о происхождении названия Steni. По одной версии, греческое слово «стенос» (στενός — узкий) указывает на то, что первое поселение существовало там, где была узкая часть для заселения на берегах реки. По второй — первый житель построил свой амбар в месте под названием «стенья», позже преобразовавшееся в Стени. Созвучно название деревни и с русским словом «стены», и правда, необычно здесь то, что низкие каменные стены, украшенные высаженными вдоль них яркими геранями, встречают гостей уже при въезде в деревню и сопровождают их до самого центра.

Немудрено, что за тысячи лет благодаря кропотливой работе реки в округе появились каньоны и ущелье, которые с лёгкостью находят посетители деревни, и про которые коренные жители складывают легенды. Одна из легенд утверждает, что в ущелье, вход в который охраняет огромная змея-чудовище, зарыт

Настоящий клад

и не тут то было его отыскать! Местные, однако, заслышав свои же легенды, улыбаются и говорят, что, скорее всего, они были придуманы для отпугивания деревенских ребятишек, чтобы те не лазали по каньонам. Однако любознательные спелеологи и биологи наверняка захотят заглянуть в одну из здешних пещер, в которой недавно было замечено около 50 летучих мышей — южных подковоносов (лат. Rhinolophus euryale), получивших своё название благодаря кожно-хрящевым выростам вокруг ноздрей, напоминающим подкову.

Как знать, может, клад и правда есть, но настоящим кладом для сельчан всегда была вода реки Стени. Не диво, что рядом с рекой люди построили мельницы, где из оливок извлекалось масло, для чего требовалось большое количество горячей воды. В XVI в. в центре села появилась первая водяная мельница, а затем и вторая, построенная в 1880 г. на противоположном берегу реки. Неподалёку от площади с мельницей, там, где по скалам бежала вода, образовывая небольшие пруды, появилось плистарио, или прачечная. В былые времена в плистарио каждый день люди стирали одежду, заполняли водой кувшины и на плечах несли к себе домой. Это был самый посещаемый и самый весёлый район села.

Когда-то у площади стоял могучий дуб. Под густой кроной дуба в тени располагались игроки в нарды. Однажды, лет 20 тому назад, одному из жителей Стени по имени Матеос пришла идея открыть кафенио (греч. καφενείο — кофейня) под дубом у мельницы, сохранившейся поныне. Но в один ясный день не выдержал дуб старости своих лет и рухнул на землю. Дуб рухнул, но мечта сбылась. Вот уже несколько лет, но только теперь под тутовым деревом (шелковицей), в таверне и кафенио ΝΕΡΟΜΥΛΟΣ (с греч. неромилос — водяная мельница) собираются люди разных национальностей, возрастов и интересов, кто пообедать, кто побеседовать, кто в настольные игры поиграть. Матеос с семьёй встречают гостей радушно, ведь своими домашними блюдами и выпечкой им можно по праву гордиться. После многих лет жизни семьи в Южной Африке, где кухня практически не обходится без соусов, сыновья Матеоса — Аргирис и Мариос — готовят блюда с «изюминкой» — в них могут добавить оригинальные специи. Эти соусы вкусны и придают определённый колорит традиционным кипрским блюдам, в чём заключается единение двух народов.

В Стени во всём чувствуется забота о родной земле. Она — в ухоженности двориков и садов, в восстановлении памятников старины, в налаживании дорог и в сплочённости сельчан. Она также заключается в старании каждого жителя, и особенно Илиаса Ламбидеса, мухтариса, или главы деревни, обустроить свою кровную деревню с уважением и благодарностью к историческому прошлому. Именно по его инициативе и благодаря его усердию на площади напротив таверны был создан музей деревенского быта, где сосредоточена жизнь Стени за период с 1800 по 1945 гг., рассказывающий о нелёгком, но стойком прошлом языком старинных вещей, коллекционированию которых мухтарис посвятил более 30 лет.

Лисьи истории

Говоря о жильцах Стени и их умении обустроить деревню и хранить в ней жизнь, их можно назвать умными и изобретательными. Собственно, так их всегда называли их соседи из других селений, закрепив за ними прозвище «алепý» (греч. αλεπού — лиса/лис).

Кроме того, Стени стала родиной выдающихся докторов с мировым именем в те времена, когда люди боролись за выживание. Впрочем, такое прозвище могло использоваться для обращения к местным просто из-за того, что в округе водилось и водится много лис, в честь которых публикуются на сельском сайте стихи, такие как: «Собрание лис», «Лисица в городе» и «Лисьи успехи», где лисы выступают в роли людей. В последнем, например, говорится о мечте здешней молодёжи (лисят), чтобы Стени стала столицей острова и была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. А изображение этого рыжего хищника даже стало символом деревни, и путники могут увидеть его на здании администрации посёлка.

После познавательной части прогулки по деревне, побывав в её самом посещаемом районе, в спортивной обуви проследуем по окрестным тропинкам Стени вдоль садов и полей. Одна из них ведёт к водохранилищу-озеру Еврету (Evretou Dam) и к заброшенному селению в 4 км от Стени. А другая — к восстановленному храму св. Трифона и бывшему монастырю Девы Марии Хрисолакурнас (XII в.) в 3 км от деревни. А вдруг и правда встретите рыжую лису на своём пути, которая подскажет, куда дальше путь держать? Но верить ей или нет, решайте сами. Кто на прогулку, а кто домой, на этом путешественники и поладили, отправляясь каждый в свою сторону. У тех, кто пошёл на прогулку, впереди — потаённое местечко, где живёт

Маленький Скарфос

Высотой в 3,6 м, длиной в 13 м и шириной в 3 м, испугался Скарфос тёмного леса, и поэтому поселился в светлой долине деревни Симу (Simou) под красным солнышком, вдали от своих старинных приятелей-мостов в далёких горах. Это один из немногих кипрских мостов ХIII — XIX вв., точную дату возведения которого удалось установить. Снаружи верхнего изгиба арки, Департаментом древностей Кипра был обнаружен выпуклый каменный крест, под которым указана дата — 1618 год. Мост строился из квадратных местных камней с внешних сторон и из резных камней в его средней части. От первозданной постройки осталось совсем мало и Скарфос был восстановлен. Укрылся мост за высокой травой, которой бывало и пить-то было нечего. Ведь в течение веков река под названием Скарфос поменяла течение, отвернулась от моста и устремилась в иную сторону. Но как бы не так! Департамент древностей позаботился о Скарфосе, привёл в порядок близлежащие окрестности, укрепил фундамент исторического памятника и даже речку выправил, как надо, вернув её в естественное русло. Так бы и стоял Скарфос в одиночестве на иссохшей безмолвной земле в ожидании путников, но теперь есть с кем Скарфосу время провести. Любят приезжать в гости к мосту как местные жители, так и иноземцы, располагаются они у речки, забираются на мост и, свесив ноги, фотографируются над его полукруглой аркой с открытием в 8,5 м и с восхищением всматриваются в его утончённые очертания. Затем идут чуть дальше — к остаткам акведука, некогда поставлявшего воду в эти края, и старой водяной мельницы. Кругом холмы и поляны в окружении фермерских угодий. В воздухе — свежесть от воды!

Найти Скарфос просто, если следовать по указателю Skarfos bridge на отвороте Simou/Lasa/Agios Dimitrios/Fyti на трассе Polis — Меsogi — Pafos. Этот же указатель доведёт вас до места, где поселилась

Ткачиха Фити

Неприметная, но наделённая талантом рукоделия, расположилась Фити (Fyti) в 5 км от селения Симу (Simou) на высоте около 700 м над уровнем моря. Красивое имя деревеньки передалось и её оригинальному стилю вышивки, которое с давних времён называют греческим словом фиткиотика (φυθκιώτικα). В кипрской энциклопедии Андру Павлиди пишет, что уже в XVI в. французы покупали изделия с вышивкой в Фити. Сегодня ткачество Фити стало одним из древнейших ремёсел острова и важной частью кипрского народного творчества. Благодаря особенной декоративной вышивке, качеству используемых нитей и традиционному дизайну стиль фиткиотика был внесён ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия. Традиция складывалась веками и передавалась из поколения в поколение. И сегодня за ткацким станком в одноимённой мастерской Η ΒΟΥΦΑ трудится Ирини Диомидус, коренная жительница Фити. Возможно, уже при въезде в деревню вы увидите эту гостеприимную женщину, ведь время от времени она выходит на крыльцо мастерской, чтобы приветливо встретить гостей деревни. В двух мастерских Ирини чего только нет: полотенца, занавески, покрывала, салфетки, скатерти, коврики, сумочки с вышивкой фиткиотика и даже стулья.

Ирини расскажет, что отличительной чертой фиткиотики является то, что вышивка переносится на материал с помощью ткацкого станка и покажет, как это делается. В руках Ирини рождаются своебытные орнаменты с затейными греческими названиями: тессеракаридо (четыре грецких ореха), финикудэс (финиковые пальмы), коруэс (девчонки), петалюдэс (бабочки), папутси ту даскалу (ботинок учителя) и прочими. Такие вышивки, как ксоплья, обычно представлены геометрическими дизайнами — параллельными линиями в основном по краям полотна. Ксоплья разделяются другими рядами узоров: псарококкалуди (рыбная кость), камаруа (арочка), ставруфькья (крестики) и т. д. По краям фиткиотика украшена маленькими белыми или цветными кисточками (клосья), которые выполняются вручную после завершения работы на ткацком станке. В фиткиотике используются пять цветов: синий, красный, зелёный, жёлтый и оранжевый. Но не существует установленных схем цветов, каждая мастерица вышивает на свой вкус. Недаром в прошлом цветная вышивка служила ещё украшением женской одежды.

В музее можно узнать, что сто лет тому назад производство фиткиотики началось из местного хлопка. Сначала хлопок очищается от зёрен с помощью деревянного устройства аппарос (кипр. άππαρος — лошадь). Ткачиха буквально садится верхом на аппарос, нажимает педаль и так приводит в действие колесо и само устройство. После очистки хлопок обрабатывается токсари, похожим на лук для стрельбы, с натянутой на нём струной из кишки барана или свиньи. Хлопок выстилается на простыне или на одеяле на полу. Струна ударяет хлопок, а по струне ударяет ткачиха деревянным инструментом лаудия, похожим на веретено. Он создаёт особые вибрации струны, за счёт чего хлопок открывается, и из него можно делать нити с помощью веретена. Далее подготовка нитей заключается в перемотке, сновке, шлихтовании и проборке в ламели. С веретена нити перематываются на другой деревянный инструмент братса (палка с двумя «рогами») длиной в 60 см. Затем с братсы их перематывают на анеми — приспособление, похожее на табурет, с пятью деревянными ножками (широкое в нижней части и более узкое в верхней). С анеми нити наматываются на 12 больших катушек с помощью дуляпи в виде вращающегося цилиндра величиной в 30 см. Шлифование нитей происходит за домом. В стену за домом, на вымеренном расстоянии в 6 м, вбиваются деревянные и металлические колья, на которые перематываются нити с катушек. На последнем этапе мастерицы убирают нити с кольев, и начинается процесс тилима, где понадобятся три человека. Стоя на расстоянии 5—6 м друг от друга, они крепят 12 нитей сначала на устройстве анти на двух шестах, вбитых в землю, затем продевают каждую нить через деревянный инструмент ристелли длиной в 10 см и, наконец, начинают ткать. Получаемые изделия кропотливой ручной работы — изумительные плоды огромного терпения и искусства!

Ткацкие изделия в Фити создавались не только из хлопка, но и из шёлка, о чём свидетельствуют фотографии, на которых изображён

Тутовый шелкопряд

и образцы коконов в музее. Тутовый шелкопряд разводили на Кипре десять веков назад. Многие семьи и даже школы подкармливали шелковичных гусениц. Из письменных источников известно, что на Кипре производилось 150 тонн шёлка. Из шёлка ткали парадную одежду, а оставшуюся его часть экспортировали в Европу. Шелкопряд живёт только с апреля по июнь и питается листьями тутового дерева (лат. Morus), или вавациньи по-кипрски. После выведения яйца шелкопряда выкладываются на подстилку из камыша. В какой-то момент гусеница перестаёт питаться и начинает искать место для формирования кокона, на что у неё уходит неделя. К этому времени шелковичная железа, которая производит шёлковую нить, составляет почти половину от массы её тела. Затем червячок делает дырочку в коконе и вылезает наружу в виде мотылька. Мотылёк не улетает, спаривается с другими особями, откладывает яйца, которые хранятся в тёмном месте до образования нового цикла жизни. Самые лучшие коконы хранятся в темноте, тогда как коконы похуже держат на солнце в течение двух дней до умирания гусениц и размягчения клейковины кокона. Из десяти килограммов коконов получается более одного килограмма шёлка.

Эти и многие другие истории можно узнать в Фити, особенно, если остаться здесь на обед в одной из двух аутентичных таверн на площади рядом с мастерскими. Так путники и сделали. И услышали из разговоров местных ещё одну историю про

Храм, обвязанный нитками

И одолело их любопытство найти в соседней деревне Пано Панагия (Pano Panagia) на высоте около 800 м над уровнем моря, что в 13 км от Фити, Богородичный храм (Church of Panagia Eleousa of Kykkos) XIV в., который здешние женщины обвязывают нитями в праздник Успения Богородицы, 15 августа. Эта давняя традиция сложилась во время эпидемии в окрестных сёлах. По легенде, Богородица явилась нескольким киприоткам деревни Панагия и велела им обмотать вязальными нитками посвящённую Ей церквушку. Покорные воле Богородицы женщины так и поступили. Благодаря этому эпидемия обошла сельскую местность стороной. С тех пор перед иконой Панагии Елеусы Киккской (Милостивой) молятся в этом храме в центре деревни. Укрылась каменная святыня в тени кедров и кипарисов за металлической калиткой так надёжно, что её точное местоположение лучше уточнить в местной кофейне.

Изделия в Фити сотканы из хлопковых и шёлковых нитей, а вот её жители, также как жители деревни Панагия, сотканы из ещё более прочных нитей, связывающих их с традициями и историей своей родины.

Всесвятая деревня

Панагия, или Панайя, — это истинная кипрская деревня в 35 км от Пафоса. Название деревни происходит от Богородицы (греч. παναγία — всесвятая), которой посвящён вышеупомянутый храм, а также второй по своему значению пафосский мужской монастырь. Панайя стала родиной архиепископа Макариоса III, первого президента республики Кипр и одного из самых выдающихся политиков ХХ в. и мировой истории в целом. В деревне находится музей культурного фонда Макариоса III и дом-музей семьи Макариоса, хранящий частицу её истории. Удивляют скромность жилища: две комнаты с земляным полом, из мебели — кровать и шкаф. На полу — очаг, на стенах фотографии, предметы быта. Макариос служил родине до своего смертного часа — пяти часов утра 3 августа 1977 г. Место своего упокоения архиепископ выбрал сам — на вершине горы Tpони, что значит — Престол Богородицы, в 2 км от Свято-Киккского монастыря (cм. главу 20).

Деревня Панайя стала местом зарождения в 1152 г. монастыря Хрисорроятиссы (Chrysorrogiatissa) с необычайной историей и преданием о чудесном обретении иконы Божией Матери. О происхождении названия обители единого мнения нет, как сообщает памятка для паломника в обители. Согласно первой версии, название

Монастырь Богородицы Золотого Граната

происходит от греческого слова «хрисос» (χρυσός — золото) и несколько видоизменённого слова «рόди» (ρόδι — гранат), который считается одним из атрибутов Богоматери. Название связывают с тем фактом, что многочисленные сады гранатовых деревьев растут в округе. Кто-то связывает его со словом «Ригена» (греч. Ρήγαινα) и производным от него словом «Риготисса», что значит королева, царица, правительница. Ещё одна версия соединила название обители с горой Ройя, где она построена, и эпитетом «хрисо», который относится к Богородице.

Приезжают современные паломники к горе Ройя в окружении других живописных гор, где у раскидистой сосны, сгорбившейся от старости своих более 110 лет, приютилась обитель Хрисорроятисса. Об истории монастыря с момента возникновения в XII в. до начала XVIII в. сохранилось совсем немного сведений. Ценную коллекцию архивных материалов по истории обители собрал и оставил игумен монастыря Иоаким. В 1801 г. он заказал знаменитому критскому художнику Иоанну Корнаро большую гравюру Богородицы Хрисорроятиссы, которая хранится сегодня в монастырском музее. В основе гравюры — медальоны вокруг центрального образа Пречистой Девы с Младенцем на руках, подробно иллюстрирующие давние события, связанные с чудесным обретением иконы и устроением монашеской обители. Согласно преданию, эта главная святыня обители, икона Богородицы, является одной из семидесяти икон — копий трёх оригинальных икон, написанных апостолом Лукой.

По церковному преданию, во времена иконоборчества одна женщина спасла икону, бросив её в море, полагаясь на Божий промысел. Средиземноморские волны вынесли икону на берег Пафоса, среди скал Мулья (Moulia). Икона была найдена рыбаком, который, чтобы защитить, спрятал её в пещере. В 1152 г., в правление византийского императора Мануила Комнина (1143 — 1180), монахи-аскеты селились неподалёку от обители Иереев — одной из древнейших на Кипре. Однажды ночью на Успение Богородицы один из монахов по имени Игнатий увидел загадочное сияние со стороны моря. Пошёл он на свет и нашёл икону, которая к тому времени уже почти четыре сотни лет пролежала в тёмной пещере. По дороге назад монах решил отдохнуть. Во сне ему явился Ангел Господень и призвал монаха основать на этом месте монастырь. Повинуясь воле Божией, монахи возвели храм в честь Божией Матери Хрисорроятиссы. Игнатий был избран Игуменом.

Нынешний храм был построен в 1770 г. на месте прежнего и меньшего по размерам католикона, и иконостас датируется 1790 г. В 1803 г. был создан архиерейский трон и балкон, подобного нет ни в одном из шести важнейших монастырей острова. Икона Христа была написана в XVI в., остальные храмовые образы (кроме Богородицы) — в XVIII в. Самая древняя икона святых Евтихия и Николая относится к XIV в., когда остров находился под франкским владычеством. Серебряный крест является работой Иоанна Корнаро 1801 г. и был подарен в обитель главным драгоманом Кипра Хаджийоргакисом Корнесиосом, изображение которого есть на вышеупомянутой гравюре. Медальон с первой сценой, именуемой «Чудеса Девы Марии», иллюстрирует раскаявшегося драгомана на коленях перед видением Богородицы, утешающей и спасающей его.

Помимо монастырской винодельни Monte Royia (1751 г.) и небольшого музея с ценной церковной утварью, в коллекции монастыря также есть чудотворный пояс. В обители сохранилось предание о том, что бездетная женщина, которая наденет этот пояс перед Богородичной иконой, станет матерью.

За вином «Алина»

А вот на одном из полей Панайи, где сегодня раскинулись виноградные плантации, одна девушка по имени Алина надела на себя свадебное платье. С тех пор плантация и белое сухое и полусухое вино из сорта винограда ксинистери стали именоваться Аlina.

В 1987 г. неподалёку от виноградников была создана винодельня Vouni Panayia Winery (Вуни Панагия) братьями Кириякидeс и Ламбриану, где сейчас все желающие могут продегустировать и приобрести вина и травяные настойки, приготовленные по особой семейной рецептуре. Известняковая почва, высота расположения виноградников (от 850 до 1150 м), благоприятный климат идеально подходят для культивирования винограда. К тому же местность Вуни Панагиас в 2000 г. была объявлена охраняемой территорией с уникальной экосистемой наряду с пешими тропами, Пафосским лесом, чарующей кедровой долиной и величавой плотиной Каннавью.

Орошение виноградников осуществляется исключительно за счёт зимних осадков. Свыше 25 гектаров земли занято под плантациями с белым виноградом сортов ксинистери, промара, спуртико и красным виноградом сортов маратефтико, яннуди, допио мавро. Возделывание винограда и производство вина — древнейшее занятие. Современные технологии и методы не повлияли коренным образом на процесс создания вина. Как и в былые времена всё начинается с высадки лозы, которая требует ухода и венчается сбором урожая, идущего на изготовление превосходного крепкого напитка. А главное, что остаётся неизменным в производстве на протяжении веков, — это страсть к виноградарству и любовь к хорошему вину. Именно эта любовь и питает рост и развитие винодельни Vouni Panayia Winery, расположенной у главной автомобильной дороги перед въездом в деревню. «Производство вина, — говорят сами виноградари, — это не просто работа. Для нас — это образ жизни, наша родина, наши традиции! Наша культура!»

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я