Наша книга целиком посвящена тому, как научиться противостоять собственным страхам, как бороться с комплексами, как наладить гармоничные взаимоотношения с родителями, сверстниками и т. д. А начать нашу энциклопедию мы хотели бы с размышлений о том, как научиться правильно и адекватно оценивать себя.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я сама. Книга для девочек предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. Кто я?
Каждого человека природа наделяет набором определенных качеств. Эти особенности отличают его от всех остальных людей. Они проявляются на самых разных уровнях: у нас разная внешность, склад характера, мы от природы наделены разными интеллектуальными способностями и талантами, и все это делает нас абсолютно не похожими друг на друга. Но в то же время мы похожи друг на друга в силу того, что каждый несет в себе признаки, которые присущи всему человеческому роду. Каждый одновременно уникален и в то же время “один из нас”. Поэтому мы можем говорить о типах личности. Типы личности выделяются по четырем основным характеристикам: темперамент, характер, способности и направленность.
Начнем, пожалуй, с обсуждения понятия “темперамент”. Еще в древности Гиппократ выявил четыре основных вида темперамента, и этой классификацией мы пользуемся до сих пор: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик.
Холерик. Слово образовано от греческого chole — желчь. Стихия, которая символизирует этот тип темперамента, — огонь, горячий и сухой. Холерика характеризует быстрая смена настроений и интересов. Он вспыльчив и реагирует на ситуацию быстро, сильно и эмоционально. Общаться с ним интересно, потому что его быстро сменяющиеся чувства ярко отражаются в речи, мимике и жестах. Но иногда холерик бывает агрессивен, импульсивен.
Сангвиник. Его стихия — воздух, теплый и влажный. Стиль реагирования — быстрый и слабый. Сангвиник — это оптимист, который идет по жизни с высоко поднятой головой и никогда не унывает, недаром по-гречески “sanguis” обозначает кровь, жизненная сила. Сангвиник характеризуется живостью, легкой возбудимостью и быстрой сменой эмоций. Это весельчак, который очень любит жизнь, и поэтому с ним приятно иметь дело. Он очень общителен, поэтому часто бывает проводником между различными группами лиц.
Меланхолик. По-гречески melainchole обозначает черная желчь. Стихия людей этого темперамента — земля, холодная и сухая. Стиль реагирования — медленный и сильный. Этот темперамент характеризуется слабой возбудимостью, его эмоции глубоки и сильны. Но несмотря на то, что возбуждается меланхолик медленно, его возбудимость характеризуется устойчивостью. Люди меланхолического темперамента склонны к болезненным угнетенным состояниям, хандре, тоске. Раньше меланхолией даже называли депрессию. Считается, что меланхолик холоден в общении. Но меланхолик, скорее, носитель консервативного начала, привязанный к реальности, уравновешенный и недоверчивый.
Флегматик. Слово флегматик произошло от греческого phlegma, что означает слизь. Для флегматика родная стихия — вода, холодная и влажная. Его стиль реагирования — медленный и слабый. Флегматичный темперамент характеризуется уравновешенностью в сочетании с вялой реакцией и медлительностью в волевых проявлениях. Флегматик обычно вял и равнодушен. Он очень часто замкнут на себе, на своем внутреннем мире. Мимика флегматика не очень активна, он медлителен и спокоен в жизни. Флегматик обладает пластичностью восприятия внешних воздействий, впечатлительностью, чувствительностью, а также, как правило, очень тонким психическим складом.
Редко бывает, что человек обладает одним из таких темпераментов в чистом виде. Обычно темперамент бывает смешанным, то есть содержит черты по крайней мере двух типов. Иногда мы действуем вопреки темпераменту, опираясь при этом на совершенно другие стороны своего “я”.
Некоторые темпераменты имеют определенное влечение друг к другу. Так, обычно прекрасные взаимоотношения возникают между флегматиками и меланхоликами. Люди с такими темпераментами прекрасно понимают друг друга, им не составляет труда найти между собой общий язык. Также прекрасные отношения возникают между холериками и сангвиниками. Они очень близки друг другу, одинаково воспринимают окружающую действительность.
Конфликты между флегматиками и меланхоликами довольно редки, так же, как между холериками и сангвиниками. Чего не скажешь о тех случаях, когда флегматики вступают в отношения с сангвиниками или холерики с меланхоликами — часто они просто не могут общаться без различного рода конфликтов.
Как правило, их жизнь — это сплошной конфликт, — так как они не понимают внутреннее состояние друг друга. Примером конфликтных отношений между меланхоликом и сангвиником может послужить история отношений между великим поэтом Данте и его возлюбленной Беатриче. Данте полюбил Беатриче, когда им обоим было только девять лет. Они долго не виделись, но когда он повстречал ее снова на одном из приемов, она узнала его и кивнула в знак приветствия. В юном Данте чувства разгорелись с прежней силой, и чтобы как-то скрыть их, он начал оживленно беседовать с другими дамами, но Беатриче, заметив это, уже никогда в жизни не простила Данте. Когда они встретились вновь на свадьбе общих знакомых, Беатриче высмеяла Данте при всех, и теперь уже он не хотел видеть ее. Они не смогли быть вместе, несмотря на то, что великий поэт воспевал возлюбленную в своем творчестве. Любовь к Беатриче питала его душу и поэзию.
Правда, странно и в то же время очень знакомо, что два человека, которые очень сильно любят друг друга, не могут найти общего языка. Что же мешает? Как ты уже поняла, Беатриче была меланхоликом, а Данте — сангвиником. Сангвиники часто бывают легкомысленными и не способными принимать во внимание чувства других, пусть даже любимых людей. Беатриче же были свойственны строгость и постоянство, она не могла простить ему этой легкости чувств. Беатриче видела все в черном свете и подвергла своего любимого экзамену, которого он, по ее мнению, не выдержал.
Каждый тип темперамента характеризуется еще и физическими качествами, данными человеку при рождении. Опытный психолог может по внешним данным определить тип темперамента человека. У холериков бывает хорошо развитая мускулатура, солидная, крепкая фигура. Лишь иногда холерики могут быть тучными и обрюзгшими. В основном это люди жилистого, суховатого телосложения. Их голова гордо приподнята, глаза небольшие, нос четко вылеплен, рот правильный.
Сангвиники характеризуются хрупкой конституцией. У них тонкие кости, узкие ладони, длинные руки, высокий рост, овальное лицо с тонкими чертами, высокий и прямой лоб, рот резко очерчен.
Меланхолики обычно бывают плотными, формы их тела выпуклые, рельефные, но мускулатура выражена не так сильно, как у холериков. Они отличаются крупным торсом, но коротковатыми ногами, широкими плечами и сильной шеей. У них широкое лицо, выражающее некоторое упрямство, большой рот, четко выраженные носогубные складки.
Флегматики, как правило, имеют склонность к полноте, которая нередко переходит в обрюзглость. Они — обладатели невысокого роста, лица с мягким овалом, округленного лба. Нос флегматиков обрисован не резко, рот мягко очерчен, часто немного приоткрыт.
Итак, мы перечислили четыре типа внешности, которые соответствуют четырем темпераментам. Конечно же, те или иные черты могут быть подчеркнуты или, напротив, подавлены, но все же основные характеристики остаются неизменными.
Есть еще одна классификация темпераментов, которая была разработана К. Г. Юнгом. Он выделял темперамент двух видов — интровертный и экстравертный. Они отличаются тем, куда каждый из видов направляет свою энергию.
Экстраверты обращены вовне. Такой темперамент характеризует личности, которые направлены во внешний мир и деятельность в нем.
Интровертный темперамент (от латинского intro — внутрь и verto — поворачиваю, обращаю) — обращенный внутрь. Такой темперамент соответствует личности, которая обращена к своему внутреннему миру, к своим мыслям. Интроверты склонны к самоанализу, самоуглубленности.
Как правило, близкие отношения возникают между людьми, близкими друг другу по темпераменту. Но бывает так, что жизнь сталкивает вместе людей абсолютно разных, и тогда их жизнь превращается в постоянную борьбу за выживание. Потому что каждый стремится отстоять собственное мнение и не принимать способ реагирования, который предлагает ему партнер. Чтобы тебе было понятнее, мы приведем следующий простой пример, который, возможно, знаком тебе по собственному опыту.
Например, твоя мама — экстраверт, а ты — интроверт. Мама ярко выражает свои эмоции, она немного импульсивна. Когда ты приходишь из школы домой, она хочет, чтобы ты ей быстро рассказала, как прошел день, что ты делала, какие у тебя отношения со сверстниками. Ты же не склонна ярко проявлять свои чувства, можешь рассказать о своих проблемах, только если у тебя будет к тому особое настроение, когда-нибудь ночью, в темноте, шепотом. Мама не понимает тебя, она хочет от тебя всего сразу и обижается, если ты ей ничего не хочешь рассказывать, жалуется на твою замкнутость. Ты в такой ситуации, наверняка, будешь чувствовать себя бесправной, но что-то изменить в этой ситуации довольно трудно, вам просто нужно быть терпимыми и научиться понимать друг друга.
Темперамент человека — это прежде всего стиль его реагирования, он дается каждому из нас природой, и мы не в состоянии его изменить. А вот то, что мы изменить в состоянии, что формируется у каждого на основе жизненного опыта, — это характер.
Говоря о характере, прежде всего следует отметить, что человек никогда не стоит на месте, он постоянно развивается. То, как человек думает, что он чувствует, как он действует в каждой конкретной ситуации, в значительной мере определяется его характером. Характер — типичное поведение человека — определяется воспитанием, и его особенности зависят от того, какие отношения были у человека в семье, со сверстниками, с родителями.
Поведение и характер родителей, в свою очередь, определяются социальной структурой и культурой общества, в котором они живут. Родители готовят ребенка к будущей жизни в том обществе, в котором ему предстоит жить. Родители как бы передают по наследству информацию о том, как принято вести себя в этом обществе, какие действия наказываются, а какие поощряются, что хорошо, что плохо. Эти основные принципы поведения и роднят нас с людьми, представителями одного социального, культурного слоя.
Характер формируется именно в связях с другими людьми. Люди вынуждены объединяться, вступать в отношения с самыми разными целями: в целях защиты, работы, игры, воспитания детей, для передачи друг другу материального и духовного опыта и наследия. Каждому из нас нужно вступать в родственные отношения. Общение необходимо нам, как воздух; изоляции от других людей, невозможности общения не может вынести ни один человек. А если и найдется такой смельчак, который эксперимента ради отправится в добровольное заточение, то это грозит ему нарушением психического состояния, он станет просто психически ненормальным.
Каждый из нас может объединяться с другими людьми самыми разными способами: он может любить или ненавидеть, он может быть против всех или со всеми вместе, он может строить свои отношения с людьми на основе равенства или авторитета, в любом случае форма этих связей и отношений будет диктоваться его характером.
В процессе общения человек накапливает жизненный опыт, который накладывается на данные, полученные человеком от рождения: на темперамент, о котором мы уже писали в этой главе, и на внешность человека. Восприятие окружающей действительности не может быть одинаковым у двух разных людей, потому что они воспринимают его в соответствии со своим характером и физическими данными.
Не стоит объяснять, что, к примеру, человек полный и человек с нормальным весом по-разному ощущают себя и, следовательно, по-разному верят в себя. Различное поведение — это попытка приспособить свое “я” к обществу, в котором приходится жить и самовыражаться. Без самовыражения, без реализации своего “я” невозможно представить ни одного человека. Человек строит свою жизнь в соответствии со своим характером и достигает в жизни именно того, что соответствует его внутренним задачам и установкам.
Одной из составляющих характера, его центральным компонентом является самоуважение. Самоуважение — это осознание того, что ты отличен от других людей, что ты уникален. От того, как человек относится к себе, зависит его связь с внешним миром, его отношения с людьми. Формирование этого качества начинается очень рано, еще с того момента, когда ребенок начинает узнавать свою мать, отца, близких. Это происходит приблизительно в возрасте двух-трех месяцев. Следующий период приходится на восемь-десять месяцев, когда происходит процесс формирования отличия “я” и “не я”. Ребенок начинает осознавать, где он, а где другие люди. И уже к пяти годам у ребенка полностью формируется самосознание, которое уже мало чем отличается от самосознания взрослого человека. Поэтому говорят, что формирование характера происходит в самом раннем возрасте, именно тогда родители закладывают в ребенка все, что они считают необходимым. Если они решат отложить это на потом, то будет уже поздно, их действия не принесут результатов.
Определяющим фактором в формировании самоуважения и самосознания является поведение родителей по отношению к ребенку. Это настолько серьезная тема, что мы решили посвятить ей целый раздел в этой главе, поэтому если тебе особенно интересен вопрос влияния родителей на твое развитие, прочитай раздел под названием “Родительское наследство”. Там, мы надеемся, ты найдешь ответы на все интересующие тебя вопросы, связанные с этой проблемой. А мы пока поговорим о способностях.
Способность — это возможность человека быть эффективным в какой-либо деятельности. Есть люди, которые могут заниматься буквально любым делом, они быстро схватывают информацию, быстро учатся. Им не составляет труда сменить профессию, любой вид работы им интересен. Они могут найти себе применение в самых разных областях деятельности, и вопрос выбора зачастую бывает их единственной серьезной проблемой. Они любят и точные, и гуманитарные науки, могут заниматься и физикой, и литературой, и политикой — чем угодно.
Люди другого типа могут добиться успеха только в некоторых сферах деятельности, например, в гуманитарных науках. Они развиваются только в одном направлении и могут достичь успеха лишь в той области знаний к которой имеют способности. Это, конечно, ограничивает возможности самореализации, но все же она вполне осуществима.
Если ты чувствуешь себя не в состоянии выполнять какую-то работу, потому что не имеешь способностей к ней, то недостаток способностей к этой деятельности легко можно восполнить силой характера или огненным темпераментом. Каждый человек вырабатывает в течение жизни свой стиль работы и свои способы достижения успеха.
Способности человека очень тесно связаны еще с одной характеристикой человеческой личности, о которой мы не можем не упомянуть. Такой характеристикой является направленность.
Ты, наверное, еще не слышала о такой характеристике человека. Это не удивительно, потому что её не всегда выделяют в самостоятельную категорию. А нам показалось, что тебе необходимо узнать о ней. Направленность — это то, на что ориентирован человек в своей жизни, ради чего он живет и совершает определенные поступки.
Выделяют несколько типов направленности. И первая — коммуникативная. Коммуникация — это общение, передача информации от одного человека к другому. Слово происходит от латинского communikatio, что означает “делаю общим”, связываю, общаюсь. Главное для людей этой направленности — общение, они просто не могут представить себя вне общества. В любой ситуации они найдут себе интересного собеседника и уж наверняка не будут сидеть в одиночестве на какой-нибудь вечеринке; они всегда там, где есть с кем поболтать, обсудить происходящее. Они способны поддержать практически любую тему разговора, а если не могут, то будут очень внимательно слушать и задавать вопросы своему собеседнику.
Следующая направленность — гедонистическая, направленность на удовольствия: вкусно поесть, побольше поспать, пообщаться с красивыми, умными людьми. Их жизненный лозунг: “Получить от жизни все, ведь живем один раз!” Название этой направленности происходит от греческого слова hedeone, которое означает “удовольствие”. Наслаждение для таких людей — высшая цель и причина их поступков. К гедонистической направленности принадлежат все известные гурманы. Еда для гурмана существует не для того, чтобы утолить голод, а для того, чтобы получать от нее удовольствие. Люди гедонистической направленности будут зарабатывать деньги для того, чтобы иметь возможность пользоваться всеми благами, которые только возможны: кулинарная экзотика, игры, красивая одежда, интересные круизы, умные люди. Как прекрасна жизнь! Гедонист испытывает нестерпимые муки и разочарования, если жизнь не всегда представляет только удовольствия.
И последняя направленность — идеологическая, ее еще называют трудовой. Люди этой направленности ориентированы на дело. Они честолюбивы и всю свою жизнь посвящают тому, чтобы достичь успеха. Жизнь для них — это труд, бесконечная работа. Наверное, именно их обычно называют трудоголиками. Они не могут представить своей жизни без работы. Они очень практичны, продумывают свои действия на несколько шагов вперед. Люди идеологической направленности основательны, объективны, обладают прекрасными организаторскими способностями. Это люди труда, долга. В работе они учитывают только самое главное, основное. Их взор направлен на конечную цель, на этом основаны их честолюбие и карьеризм. Они понимают, что достичь желанной цели можно только громадными усилиями, преодолением огромного количества трудностей и неприятностей. Они хотят, чтобы уважали их в первую очередь за то, что они делают, за их работу. Если таким людям суждено остаться в подчиненных, то они будут капризными, ворчливыми и подозрительными.
Личность формируется не сразу, человек рождается на свет, обладая разными возможностями, физическими и психическими, но личностью он еще не является. Личность складывается в течение жизни под воздействием многих факторов. Более того, не каждый человек может стать действительно полноценной продуктивной личностью. Для формирования личности очень важна, во-первых, память — система знаний человека о жизни. Во — вторых, культура — совокупность норм и ценностей, которые личность усваивает или вырабатывает самостоятельно. В-третьих, социальный статус — то, чего добивается человек в жизни, в чем его индивидуальность проявляется наиболее ярко.
Все это необходимо, чтобы идти к главной цели существования — раскрытию своей индивидуальности, своих способностей. То, насколько ему, человеку, удается говорит о его состоятельности, о том, насколько он ярок и силен как личность.
Мы хотим показать тебе различные уровни развития личности. Уверены, что это заставит тебя о многом задуматься и сделать выводы относительно себя, на каком уровне развития ты находишься сейчас и кем станешь, если будешь стремиться максимально реализовать себя. Итак, уровни личности.
1. Уровень минимального развития, когда человек является только объектом управления. Человек, находящийся на этом уровне развития, живет неосмысленно, у него нет своей четко выработанной позиции и морали. Он ведет практически растительное существование и не в состоянии ничего сделать самостоятельно. Он во всем зависит от авторитетов, делает то, что от него ждут; все поступки он совершает не потому, что они соответствуют его внутреннему состоянию, а под влиянием извне. Часто его действия несвободны и неразумны, и многое он делает вопреки здравому смыслу и собственной выгоде. Это абсолютно одномерный человек.
2. Уровень текстуальной личности. На этом этапе развития личности человек видит все явления и вещи однозначными, они для него такие, какими он их видит. Он не признает других мнений и не видит разнообразия проявления мира. Все развитие для него уже как бы остановилось и застыло навсегда. Именно такие люди формируют массовое сознание, характерное для толпы.
Наверное, ты сама уже немного начинаешь разбираться в людях и понимаешь, что среди твоих знакомых есть люди, которые всегда поддерживают большинство. Например, одна из твоих знакомых не выделяется никакими особенными талантами или способностями, но ты совершенно уверена, что никогда в жизни не сможешь положиться на нее или обратиться к ней за помощью в трудной ситуации, потому что она никогда не поддержит тебя, если ты будешь отстаивать собственное мнение, которое может не совпадать с мнением большинства. Делать и быть как все — ее жизненная философия. Таких людей очень много, они не выделяются среди остальных чем-то особенным.
3. Уровень здравого смысла. Личность способна развиваться, здраво воспринимать реальный мир, понимать других людей. Это уровень людей активных и талантливых в быту, они умеют хорошо устраиваться, легко находят свое место в жизни, несмотря на все трудности и невзгоды. Как правило, такие люди создают хорошие, крепкие семьи, и у них вырастают такие же здравомыслящие дети. На них держатся все моральные устои нашего общества, они хранители традиций. Некоторые могут сказать, что они погрязли в быту и условностях, но нам кажется, что во все времена в любом обществе необходимы люди, на которых бы держались основы нравственности и морали.
4. Уровень одаренных, талантливых людей. Это уровень людей с высоким творческим потенциалом. Это талантливые художники, врачи, музыканты, программисты. Талант их может проявиться в любой сфере деятельности. Они могут прилагать большие усилия, чтобы реализовать свои способности. При этом, всегда руководствуясь собственным разумом, они могут отойти от устоявшихся правил и норм, чтобы воплотить свои замыслы в жизнь. Он и в состоянии изменить ситуацию, могут существенно влиять на нее. Они воспринимают мир таким, какой он есть, но одновременно оживляют и обогащают его своим талантом. Это продуктивные личности.
5. Уровень гениев. Он очень отличается от всех приведенных выше уровней. Люди этого уровня воспринимают мир по-особенному, они парадоксально мыслят, и их мысли дают толчок к развитию других людей и общества в целом. Такие люди встречаются очень редко и практически всех мы можем перечислить по именам. Первый пример, который приходит на ум, — это гений А.С. Пушкина. Парадоксальность его мысли проявилась в том, что он смог в своем творчестве соединить разные пласты языка, которые раньше между собой не пересекались в творчестве других поэтов. В его творчестве переплелись народный язык и язык знати. Это дало толчок для нового этапа в развитии русского языка и литературы.
Каждый человек обладает определенным набором черт характера, перечислять которые можно до бесконечности. Приведем лишь некоторые из них в противопоставлении, чтобы было понятно, о чем идет речь. Человек может быть пассивным и активным; ответственным и легкомысленным; скромным и умничающим; чутким, деликатным и грубым; не уверенным в себе; экономным и скупым; стойким и беспринципным. Но при этом стоит выделить один аспект: в человеке нет ничего однозначно плохого и однозначно хорошего. Во всем заложен положительный и отрицательный потенциал. Людей с крайними проявлениями очень мало и, как правило, это психически неуравновешенные люди.
Если ты нашла в себе качество характера, которое ты не принимаешь, то мы предлагаем попробовать очень эффективный способ, может быть, именно с его помощью ты научишься воспринимать его по-другому. Для этого тебе нужно представить качество, которое тебе не нравится, в виде человека. Надели его всеми необходимыми чертами и назови его. Теперь представь, что ты находишься с этим человеком у подножия горы, и вы должны обязательно подняться вместе на вершину, преодолевая взаимную нелюбовь, помогая друг другу и взаимодействуя. За то время, пока будете преодолевать это препятствие на своем пути, вы должны стать друзьями. На вершине огромной горы будут стоять два друга и обмениваться словами благодарности.
Тебе просто необходимо научиться жить со своими недостатками, принять их и постараться превратить в достоинства. Потому что без самоуважения, без сознания собственной уникальности ты просто не сможешь обойтись в этой жизни.
Мы редко говорим о сильном и здоровом человеке, все больше акцентируемся на проблемах человека, его комплексах, от которых он пытается избавиться всю свою жизнь. Но главное в том, как чувствует себя человек, насколько счастлив он в этой жизни. Представь, что на Земле есть такой абсолютно счастливый человек. Какой он? Какие черты характера делают его счастливым?
Скорее всего, это человек, который имеет возможность проявлять свои способности. Он принимает мир и себя самого таким, какой он есть на самом деле. Он не сконцентрирован на себе, открыт миру, дружелюбен по отношению к людям независимо от их формальных характеристик. Он умеет найти общий язык с любым человеком, но тем не менее способен переносить одиночество и иногда испытывает потребность в нем. У такого человека отсутствует агрессивность, он способен на искреннюю любовь и глубокие привязанности. Это талантливый, независимый человек.
Не правда ли, великолепный портрет? Было бы здорово, если бы все люди на Земле были такими крупномасштабными личностями. Увы, это только мечта, но может быть, она осуществится, если каждый из нас будет стремиться к этому идеалу. А трагедия каждого из нас, вполне возможно, как раз и заключается в том, что наше развитие никогда не завершится — мы умираем, так и не раскрыв полностью свое “я”.
Родители — самые близкие люди, которые остаются всегда с нами, помогают и поддерживают в трудных ситуациях. Родительский дом — это дом, куда мы всегда можем вернуться, где нас всегда ждут и любят.
Истоки такой тесной связи с родителями скрыты в далеком детстве, в младенчестве. Родители ждут твоего появления на свет, любят тебя, хотя ты еще не родилась, выбирают тебе имя, строят планы на будущее. Твоя связь с родителями начинается еще до твоего рождения, когда ты и мама составляете единое целое. Уже на этом этапе закладывается основа твоего характера, и от того, в каких условиях он будет развиваться, зависит состояние твоего здоровья, умственное развитие. Это во многом зависит от твоих родителей, от их характеров, их отношений друг к другу.
После твоего рождения родители стараются заложить такие качества, которые бы они хотели видеть в тебе, и которых им самим, может быть, не хватало в жизни. Сразу после рождения ты еще не узнаешь предметы, не осознаешь себя, а родители в это время заботятся о тебе. Особенно важна на этом этапе роль матери, она ласкает тебя, кормит грудью. Мать дарит тебе тепло и нежность, и вы очень нужны друг к другу.
Существует одна очень древняя легенда, доказывающая необходимость ласки и заботы. Когда-то давно жил на свете царь Соломон. Он был очень богатым и мудрым, и однажды он захотел узнать, какими вырастут дети без ласки. И он повелел своим служанкам ухаживать за младенцами, кормить, пеленать их, но ни в коем случае не разговаривать с ними и не ласкать их. Все усилия Соломона оказались напрасными, он так и не узнал, какими становятся дети без ласки, потому что ни один младенец просто не выжил.
Так же и твое существование в младенчестве полностью зависит от твоей матери. Ни один маленький человечек не может обойтись без ласки матери. Материнская любовь — это нечто совершенно особенное, то, что невозможно заменить ничем в жизни. Недаром любовь матери является проявлением наивысшей формы любви в искусстве, литературе, религии.
Любовь матери к тебе бескорыстна, она любит тебя просто потому, что ты есть, ради тебя самой, за то, что ты ее дитя. Но постепенно, с каждым днем ты становишься все более независимой от нее, учишься ходить, разговаривать, ты все больше и больше познаешь окружающий мир, начинаешь узнавать предметы, понимаешь, что огонь обжигает, и его не нужно трогать руками, что бумага рвется, а вода мокрая. Ты учишься общаться с людьми, начинаешь понимать их эмоции. Ты узнаешь, что если мама улыбается, то она довольна, а если хмурится, значит, что-то ее расстроило. Ты начинаешь отстаивать право на самостоятельность. Иногда ты уже не позволяешь делать что-то за тебя и говоришь: “Я сама”.
Приблизительно в это время ты постепенно, практически незаметно для себя начинаешь осознавать свою связь с отцом, для тебя становятся важны его помощь, его внимание. Отец тоже очень любит тебя, он обучает тебя, указывает путь в этом мире. Он учит тебя делать что-то своими руками, рассказывает о своих увлечениях, он же приучает тебя к дисциплине и порядку, он делится с тобой своими идеями и идеалами, и ты неосознанно принимаешь их.
Отец, конечно же, хочет, чтобы дети походили на него. И для него очень важно, чтобы дети оправдали его надежды. Отец любит своего ребенка за то, что он — его продолжение. Поэтому наши папы так любят, когда детишки похожи на них, как две капли воды. Твой отец будет гордиться тобой, если у тебя будет все получаться, и журить за твое плохое поведение.
В это время ты начинаешь понимать, что можешь своими действиями доставить радость своим родителям. Ты рисуешь им картинки, посвящаешь стихотворения, и родители радуются твоим способностям, вы вместе испытываете чувство единства и сплоченности. Это единство остается в человеке на всю жизнь, несмотря на то что, став совсем большими, мы часто спорим с ними, обижаемся на них, но родительская любовь всегда остается с нами.
Безусловно, от того, насколько сильными личностями являются твои родители, что они хотят увидеть в тебе, во многом зависит твой характер. Хочешь ты того или нет, все равно находишься под их колоссальным влиянием. От того, как обращались с тобой родители в детстве, зависит твое будущее. Представь себе приблизительно такую ситуацию: у твоего соседа-мальчика мать — холодная и властная, равнодушная и непоколебимая в своих установках женщина, а отец, напротив, слабый, беспомощный, возможно, даже алкоголик. Какой ребенок вырастет у таких родителей? Скорее всего, как утверждают многие психоаналитики, он будет склонен к неврозам, частым депрессиям, ему будет очень трудно самоутвердиться в этой жизни, практически невозможно правильно ориентироваться в реальности, уметь верно определять, что является главным, действительно важным, а что — второстепенным. Все эти расстройства возникают именно в результате того, что ребенок не видел в детстве примера верной ориентации в жизни.
Или другая ситуация: отец очень суровый человек, и мать — образец нравственности. Они оба следят за ребенком, постоянно одергивают его, не дают узнать что-то самостоятельно, запрещают общаться с теми детьми, которые, как они считают, не подходят для их сына. Родители для такого ребенка являются высшим авторитетом, он не может позволить себе ни в чем их ослушаться, он просто боится наказания.
Продукт такого воспитания будет следующим. Из него вырастет агрессивный человек, который не будет проявлять терпимости к другим людям. Он не будет свободомыслящим человеком, напротив, будет стремиться, чтобы все отношения, которые складываются в его жизни, были формально зафиксированы. Если такой человек займет руководящую должность, он будет жестко наказывать своих подчиненных именно за то, за что его самого наказывали в детстве. Он любит демонстрировать свою силу, но при этом не брать на себя ответственность, а вину будет перекладывать на других. Ясно, что сильный человек не нуждается в демонстрации своей силы, этим, прежде всего, занимаются слабые люди, то есть результатом такого воспитания будет слабый, не уверенный в себе человек.
Еще один пример: у мальчика мягкая, любящая мать, но она слишком снисходительна, позволяет ему делать абсолютно все, и такой же мягкий и слабый отец. Что может получиться в этом случае? Скорее всего, когда мальчик вырастет, он будет слишком привязан к матери, будет во многом зависеть от нее. У него будут отсутствовать черты характера, которые должен был воспитать в нем отец, которые делали бы его независимым, организованным. Это будет слабый, зависимый человек, нуждающийся в заботе и защите.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я сама. Книга для девочек предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других