ТОТА – теория общего творческого алгоритма. Архитектор событий

Алексей Щинников

Книга посвящена творческим методам, основанным на теории общего творческого алгоритма. Автор объясняет, как применять логику для решения задач в творческих областях. Книга полезна для всех, кто хочет быть новатором.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ТОТА – теория общего творческого алгоритма. Архитектор событий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Искусство создания порядка из хаоса

Вы когда-нибудь задумывались о том, что табуретка — это не просто предмет мебели, а скрытый алгоритм? Не спешите с выводом, что я пытаюсь втянуть вас в какой-то фантастический сюжет, где наш мир — это иллюзия или симуляция. Я говорю о реальности, которая порой бывает не менее удивительной и загадочной.

Уверен, вы не раз сталкивались с ситуациями, когда всё казалось хаосом и неразберихой, а вы искали способы привести это в порядок и найти решение своих проблем.

Чтобы хаос не был таким непонятным, давайте попросим основателя всех наук Аристотеля помочь нам. У него есть метод «4 причины», по которому можно описать что угодно. Например, опишем табуретку:

1. Материальная причина — из чего это сделано: табуретка сделана из дерева или другого материала, который обладает определёнными свойствами, такими как прочность, гладкость, цвет и т. д.

2. Формальная причина — какова форма этого: у табуретки четыре ножки и сиденье. Эта форма определяет внешний вид и функциональность табуретки.

3. Движущая причина — кто или что заставило это существовать: табуретка создаётся человеком или машиной, которые используют инструменты и навыки для соединения элементов табуретки в целое. Этот процесс требует времени и энергии.

4. Целевая причина — зачем это существует: табуретка служит для того, чтобы человек мог сидеть на ней или использовать её для других целей, например в качестве подставки или столика. Эта цель определяет смысл и ценность табуретки.

Теперь, если вы столкнётесь с неясной ситуацией, призовите Аристотеля с его методом «4 причины». После этого хаос будет взят в рамки и его уже можно исследовать дальше.

Существует ещё один способ, который открывает нам тайные механизмы любого хаоса и любой проблемы. Этот способ заключается в том, чтобы превратить неясность или трудность в алгоритм.

Алгоритм — это целевая последовательность действий, которая определяет поведение чего-либо или кого-либо. Если мы можем описать хаос или проблему в виде алгоритма, то мы можем лучше понять их суть и найти способы решения или изменения.

Например, алгоритм создания табуретки можно записать в виде следующей последовательности действий:

1. Выбрать материал для табуретки (дерево, пластик и т. д.).

2. Изготовить из материала четыре ножки и сиденье нужного размера и формы.

3. Соединить ножки с сиденьем при помощи гвоздей, скоб или клея.

4. Проверить качество и устойчивость табуретки.

Затем использовать табуретку по назначению или продать её.

Представьте себе, что знания людей — это не просто слова и цифры, а скрытые алгоритмы. Если мы заглянем в любой учебник, то увидим, что алгоритмы записаны на разных языках. Каждая область знаний имеет свой собственный язык, на котором описываются действия чего-либо или кого-либо. Например, в математике мы используем символы и формулы для описания алгоритмов решения задач. В истории мы используем слова и даты для описания алгоритмов событий и персонажей. В химии мы используем условные обозначения и уравнения для описания алгоритмов реакций и веществ.

Любая вещь может быть описана в виде алгоритма. Создадим алгоритм «Табуретка».

Сначала сделаем анализ вещи:

· Список элементов табуретки: ножки (4 шт.), сиденье (1 шт.), гвозди, или скобы, или клей (для соединения ножек и сиденья).

· Цель табуретки: предоставить человеку возможность сидеть на ней или использовать её для других целей (подставка, столик и т. д.).

· Действие каждого элемента табуретки в общей системе: ножки поддерживают сиденье и обеспечивают устойчивость табуретки; сиденье служит поверхностью для сидения или размещения других предметов; гвозди, скобы или клей соединяют ножки и сиденье в целое.

А теперь опишем алгоритм действий элементов табуретки:

1. Начало.

2. Если на табуретку ничего не давит сверху, то перейти к шагу 6.

3. Если на табуретку давит что-то сверху, то выполнить шаги 4 и 5.

4. Каждая ножка поддерживает часть веса сиденья и обеспечивает устойчивость табуретки.

5. Сиденье объединяет ножки сверху и служит поверхностью для сидения или размещения предметов.

6. Если табуретка сломалась, то закончить алгоритм. Иначе перейти к шагу 1.

Если бы мне нужно было объяснить алгоритмическую сущность мира ребёнку, то я бы сказал так, как написано ниже.

Ты знаешь, что такое алгоритм? Это набор правил или действий, которые нужно соблюсти или совершить, чтобы сделать что-то для достижения цели. Например, если ты хочешь постирать любимую футболку, то тебе нужно следовать такому алгоритму:

1. Возьми грязную футболку и положи её в стиральную машину.

2. Насыпь в машину порошок для стирки.

3. Закрой крышку машины и нажми кнопку «Старт».

4. Подожди, пока машина закончит работу.

5. Достань футболку из машины и повесь её на сушилку или на верёвку.

Вот и всё! Теперь твоя футболка снова будет чистой и готовой к носке.

Алгоритмы можно записывать не только словами, но и символами, звуками или картинками. Главное, чтобы тот, кто читает алгоритм, понимал, что нужно делать.

А теперь представь себе, что весь мир — это один большой алгоритм. Всё, что ты видишь вокруг себя, — это результат совершения каких-то действий или следования каким-то правилам. Всё, что ты делаешь, — это часть этого алгоритма. Даже твои мысли и чувства — это тоже алгоритмы.

Как это возможно? Давай посмотрим на примеры.

· Когда ты бросаешь мяч вверх, он поднимается и потом падает обратно. Это происходит по алгоритму закона гравитации. Этот закон говорит, что все тела притягиваются друг к другу с силой, которая зависит от их масс и расстояния между ними. Поэтому мяч притягивается к Земле и Земля притягивается к мячу. Но Земля гораздо больше и тяжелее мяча, поэтому она не двигается, а мяч двигается к ней.

· Когда ты дышишь, ты вдыхаешь воздух и выдыхаешь углекислый газ. Это происходит по алгоритму химической реакции. Эта реакция говорит, что когда кислород из воздуха соединяется с углеродом из еды в твоём организме, то образуется углекислый газ и высвобождается энергия. Поэтому ты дышишь кислородом и выдыхаешь углекислый газ.

· Когда ты растёшь и учишься, ты меняешься и развиваешься. Это происходит по алгоритму жизни. Этот алгоритм говорит, что все живые существа состоят из клеток, которые делятся и специализируются на выполнении разных функций. Поэтому ты растёшь из одной клетки в миллиарды клеток разных типов.

И так далее. Ты можешь найти алгоритмы в любой области: в математике, в истории, в психологии, в социологии. Все процессы в мире можно представить как алгоритмы работы с информацией. Информация — это то, что мы знаем или можем узнать о чём-то или о ком-то. Информация может быть представлена в разных форматах: числах, словах, звуках, изображениях и т. д.

Но если все процессы в мире — это алгоритмы, то где же этот мир? Где он хранится и как он работает? Ответ на этот вопрос зависит от того, что мы вкладываем в понятие «мир». Существует несколько возможных подходов к этому понятию:

· Реалистический подход: мир существует объективно и независимо от нашего сознания. Мы можем познать его через наши чувства и инструменты. Мир — это большой компьютер, который реализует алгоритмы природы.

· Идеалистический подход: мир существует только в нашем сознании и зависит от наших представлений и ощущений. Мы не можем познать его таким, как он есть на самом деле, — только таким, каким мы его видим или чувствуем. Мир — это проекция нашего разума на пустоту.

· Прагматический подход: мир существует как совокупность фактов и явлений, которые мы наблюдаем и измеряем. Мы не можем знать его полностью и точно, а только приближённо и вероятностно. Мир — это модель, которая описывает наши наблюдения и предсказывает новые.

Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и недостатки, своих сторонников и критиков. Но мы не будем здесь спорить о том, какой из них правильный или лучший. Мы будем рассматривать мир как вычислительную систему, которая может быть описана алгоритмами.

Что это даёт нам?

· Объясняет все процессы в мире в единой понятийной системе.

· Помогает моделировать процессы на компьютерах и тем самым проверять и уточнять наши теории.

· Даёт возможность создавать новые процессы и явления, которые не существуют в природе, но могут быть реализованы в фантастических книгах или на компьютерах.

Думаю, школьники 12—14 лет поймут то, что я рассказал выше. Дети особенно легко воспринимают цифровую действительность и с раннего детства соприкасаются с компьютерными алгоритмами.

Вы наверняка слышали подобную фразу: «Я умею выбираться из любой передряги, но кто мне скажет, как я в них вляпываюсь?» Алгоритмизация нужна как раз для того, чтобы делать жизнь лучше, решая проблемы. Зная алгоритм попадания в проблемы, можно быстрее находить выход из них, а может, даже исправить алгоритмы так, чтобы проблемы не возникали.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ТОТА – теория общего творческого алгоритма. Архитектор событий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я