Сторителлинг и ТРИЗ. Теория изобретеллинга

Алексей Щинников

Сторителлинг и ТРИЗ прекрасно сочетаются, так как в их основе одна логическая структура построения историй. Книга будет полезна начинающим и профессиональным писателям, изобретателям и руководителям.

Оглавление

Сценарист и изобретатель

Кто такой изобретатель сегодня? Немного о власти. Представьте руководителя, который не только может поставить задачи коллективу, но и может так донести информацию до людей, что те ясно представят сценарий действий. Такой руководитель на вес золота, так как он работу делает ещё и интересной, как будто работники смотрят кино и участвуют в нем. Для этого нужно обладать творческими технологиями вовлечения команды в целенаправленную деятельность.

Таким творческим потенциалом должен обладать и изобретатель. Изобретательскую деятельность можно рассматривать с разных сторон. Нужно найти изобретательскую задачу, решить её, превратить идею в работоспособную конструкцию, внедрить полученный механизм.

Работа изобретателя похожа на работу сценариста, который создаёт персонажей и историю их изменения.

Сценарист — это создатель идейной основы фильма, спектакля, компьютерной игры, рекламного ролика, шоу и любого прочего действа.

Сюжет — это последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении.

Например, команда Pixar изначально создавала компьютерные мультфильмы по творческой технологии (сторителлинг), которая появилась давным-давно в работе Аристотеля «Поэтика», а затем развилась, превратившись в алгоритм создания историй. Несмотря на некоторые отличия в подходах разных авторов, общий алгоритм имеет единую последовательность шагов: от обычной ситуации до главного конфликта, в котором сюжет достигает высшей точки напряжения, решение конфликта, а затем выход героя из проблемы уже в обновлённом состоянии.

Все интересные фильмы построены по единому алгоритму создания историй, о котором поговорим в следующих изобретеллингах. Скажу только то, что мы смотрим не много разных фильмов, а один и тот же фильм, только с разными героями в разных обстоятельствах.

В каждой истории по сюжету герои сталкиваются, то есть должен быть главный конфликт, который нужно разрешить главному герою.

Многие понимают конфликт как ссору героя с антагонистом, которого нужно победить. На самом деле в истории по сюжету нужно разрешить логическое противоречие. Это сердце интересной истории.

В изобретательстве тоже нужно разрешить противоречие. Только так изобретение появляется на свет.

Модель главного конфликта в Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) называется «Техническое противоречие». Это когда при одном действии появляется противодействие. При улучшении одного, ухудшается другое.

Найдите техническое противоречие в учебной задаче, предложенной автором ТРИЗ Г. Альтшуллером: «В порту грузили корабль. Мощный кран опускал поддоны с мешками в открытый проем судового трюма. Шел сильный дождь, и вода попадала в трюм.

— Ну и погодка, — проворчал один из грузчиков. — Промок насквозь…

— Ничего не поделаешь, — ответил другой. — Во время погрузки трюм не закроешь, крышу не поставишь…

И тут появился изобретатель.

— Нужна особая крыша, — сказал он, — Чтобы дождь не проходил, а грузы опускались свободно. Вот посмотрите…

Какую крышу предложил изобретатель?».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я