Не хлебом одним… Очерки духовного состояния России-СССР в первой половине XX века

Алексей Швечиков, 2021

Объектом авторского исследования стал судьбоносный период истории нашего Отечества, ограниченный рамками первой половины XX века. Сначала рухнула 300-летняя монархическая система власти; затем власть в стране в октябре 1917 года захватили революционные силы под руководством ВКП(б); страну сотрясли Гражданская и Великая Отечественная войны… За все время этих чудовищных перипетий особо выделились три личности: император Николай Второй, Ленин и Сталин. Они влияли на ход Истории нашего Отечества; а их духовная позиция наложила свой отпечаток на взаимоотношения между Церковью и Государством. Книга представляет интерес для широкого круга читателей, интересующихся историей, политикой, духовной стороной вопроса государственности. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Не хлебом одним… Очерки духовного состояния России-СССР в первой половине XX века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Мф. 3–4

© Швечиков А.Н., 2021

© ООО «Издательство Родина», 2021

Введение

Объектом нашего исследования будет судьбоносный период истории нашего Отечества, ограниченный рамками первой половины ХХ века. Два потрясающих исторических события произошли в России за эти пятьдесят с небольшим лет. Сначала рухнула 300-летняя самодержавная, монархическая система власти. Попытка либеральных кругов российского общества создать в России некое подобие западных демократических республик с треском провалилась. В октябре 1917 года революционные силы России под руководством ВКП(б) во главе с Ленином захватили власть в стране и заявили о ее социалистическом будущем. Большевики отстояли свое право на власть в жестоких сражениях Гражданской войны. Социализм на территории бывшей Российской империи был построен и доказал свою жизнеспособность и великую материальную и духовную силу в жестокой схватке с фашистской Германией и ее сателлитами в войне 1941–1945 гг.

Главными фигурантами этого пятидесятилетнего переломного периода российской истории стали три исторические фигуры: трагическая в своей беспомощности фигура последнего императора самодержавной России Николая II, отрекшегося от престола и зверски убитого вместе со своей семьей по приказу руководства Советской власти; фигура В.И. Ленина — создателя Российской Коммунистической партии, вождя социалистической революции, организатора и создателя первого в истории человечества социалистического государства, сохранившего его территорию в границах бывшей Российской империи, окончившего свою земную жизнь в состоянии полного безумия и утраты человеческого образа; третьей фигурой был И.В. Сталин — гениальный вождь советского народа, строитель первого в истории человечества социалистического общества. Естественность его ухода из жизни до сих пор остается под вопросом. Судьба этих трех исторических личностей, олицетворяющих верховную власть России на этом пятидесятилетнем отрезке отечественной истории, трагична, как трагична и вся история нашего Отечества. Однако тот полувековой отрезок нашей истории, духовную сторону которого мы хотим исследовать, сверхтрагичен. Он потребовал от нашего народа таких жертв, такого напряжения всех физических, духовных и нравственных сил, такой степени терпения и массового героизма, на которые едва ли способен какой-то другой.

Именно на жизни и деятельности этих трех исторических личностей нашего Отечества, на их духовной позиции и будет выстраиваться мое исследование их религиозной политики, т. е. тех духовных отношений, которые складывались при их правлении, между государством и Церковью. В ходе исследования нас будут интересовать не просто факты тех или иных явлений и процессов, но их духовная ценность и влияние на происходящие духовные процессы, как согласуются и взаимодействуют материальные и духовные факторы. Мы исходим в определении духовности из того, что она формируется под воздействием двух главных факторов — религии и культуры. В этой двоице ведущая роль несомненно принадлежит религии, хотя современные религиоведы объявляют культуру более широким понятием, чем религия. Это неверно. Не истоки религии надо искать в культуре, а, наоборот, ядром, «куколкой культуры» надо признать религию. Существуют понятия «религиозной» и «светской» культуры как относительно самостоятельных явлений.

В советском богоборческом обществе, естественно, попытались создать безрелигиозную культуру, безрелигиозную духовность, но уже к началу второй половины 30-х годов Сталину стало понятно, что это неверный и опасный путь, ибо ведет к формированию не истинных патриотов своего Отечества, а иванов, не помнящих своего родства. Тогда он и начал переводить стрелки с «пролетарского интернационализма» на «русский православный национализм». Если бы это было не сделано, то 1941 год мог бы стать еще более катастрофическим, а может быть и концом России. Сталинская эпоха есть эпоха противоборства традиционной православной духовности, основанной на православной вере, и советской духовности, основанной на богоборческой идеологии марксизма-ленинизма. Все годы руководства партией и государством Сталин был вынужден стоять между двух огней. Мы и постараемся выяснить, к чему это приводило и какие последствия имело для будущего России.

Я назвал книгу сборником очерков и считаю это правомерным. Очерк — одна из разновидностей рассказа, затрагивающего преимущественно социальные проблемы, излагающего и анализирующего реальные факты и явления общественной жизни. Объектом моих очерков будут: духовно-методологические основания устроения церковно-государственных отношений и их парадигма; состояние и особенности церковно-государственных отношений в императорской России; характер и особенности церковно-государственных отношений в России после победы социалистической революции: ленинский и сталинский этапы; возможность построения духовно полноценного социализма. Основополагающим принципом исследования обозначенных проблем будет принцип первичности духа по отношению к материи.

Давно известно, что в эпоху перемен жить трудно. Трудно потому, что рушится старый мир, к которому все привыкли, который казался нерушимым и бесконечным. Но законы жизни диалектичны. Они не могут быть в состоянии застоя, а развиваются по творческому принципу: «все течет, все изменяется». Вечен и неизменен только Бог. Трудности перемен усиливаются до трагизма, когда не ясна их конечная цель, когда будущее смутно и непонятно. Именно в состоянии сомнений, трудности и непонятности о будущем пребывает сегодня земной мир. Рыба, говорят, гниет с головы. Так и современный мир загнил с головы, на роль которой претендовала многие столетия Западная цивилизация.

В начале этого века положение Западной цивилизации казалось нерушимым. США процветали, западная часть Европы набирала жирок. США чувствовали себя героем и хозяином земного мира. Рухнула враждебная им мировая социалистическая система, распался ее военный союз — Варшавский договор, тихо вел себя прирученный и зависимый Китай. Пал главный враг западного мира — Советский Союз. Новая Россия лишилась всех союзных республик и осталась в рамках только Российской Федерации. Продажные российские либералы продали и предали все, что можно было продать и предать. Россия утратила статус великой державы и фактически управлялась агентурой США. Президент США Билл Клинтон горделиво и надменно заявил: «Мы позволим России существовать, но никогда не позволим ей возвратить себе статус великой державы». Не получилось, а получилось по пословице: человек полагает, а Бог располагает. Китай с помощью США так развернулся, что стал наступать на пятки своему экономическому наставнику, Россия стала вырываться из «дружеских» объятий США, возродила экономику, провела военную реформу и сделала удручающий Америку рывок в перевооружении своей армии новейшим вооружением и боевой техникой. Это позволило России не только приблизиться к боевой мощи США, но по ряду образцов вооружений и боевой техники обойти США. Дали серьезную трещину взаимоотношения между США и Европейским союзом. И наконец, с избранием на пост президента США республиканца Дональда Трампа рухнул внутренний мир в самих США.

Материализованная, бездуховная Западная цивилизация, ведомая США, стала входить в системный кризис, выход из которого может завершиться крахом капитализма и созданием новой, д у х о в н о й цивилизации, контуры которой пока не ясны, как не ясны ее цели и задачи. Может показаться, что вся эта прелюдия не имеет прямого отношения к нашей теме. Это не совсем так. Если внимательно всмотреться в то, что происходит сегодня в США: внутренний межпартийный раскол, утрата авторитета верховной власти, напряженность межнациональных отношений, удивительная беспомощность в борьбе с коронавирусом и огромные человеческие потери болезненно бьют по международному авторитету США и в то же время убедительно говорят о том, что «мировой лидер» опасно болен и болезнь может оказаться смертельной. Нельзя пройти мимо духовного фактора, играющего в США раскольническую роль. США — сектантская страна, не имеющая господствующей религии. О «горячей дружбе» между сектантами мы знаем. Они будут работать не на консолидацию, а на раскол страны. Когда к этому прилагаешь американский прагматизм и материализм, то невольно ощущаешь тень назревающего бунта. Не исключено, что первым могильщиком капитализма станет его главный пропагандист и агитатор. Скорая или не очень скорая гибель капитализма произойдет, но она произойдет безусловно, иначе он погубит человечество. Нас, естественно, не может не беспокоить такая перспектива и мы должны искать правильных путей спасения от реально существующей опасности.

Но здесь возникает вопрос о том, какой общественный строй заменит капитализм, к чему придет человечество. У нас в стране большинство граждан выступает за возвращение к социализму, очищенному от партийности, номенклатуры, воинствующего атеизма, марксистской идеологии и приоритета ценности материальной жизни по отношению к духовной. О духовной стороне жизни российского общества и пойдет в основном речь в этой книге.

Это название соответствует содержанию и духу книги. Очерк затрагивает по преимуществу социальные, духовные и нравственные проблемы жизни общества, излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни. Нас интересуют, прежде всего, явления духовные и их взаимодействие с материально-социальными факторами жизни общества и практические результаты этого взаимодействия.

Учитывая особую сложность объекта нашего исследования, есть необходимость определить те методологические основания, которые обеспечивают функционирование духовной стороны жизни человека и общества. Что имеется в виду под методологическими основаниями? Это определенность места и роли духовного фактора в жизнедеятельности человека и общества; это принципы организации взаимоотношений духовного фактора с материальным фактором в процессе жизнедеятельности; это принцип первичности или вторичности духовного фактора по отношению к фактору материальному и т. д.

Проблемами методологии занимается философия как наука о наиболее общих законах и принципах бытия и познания. Ф. Энгельс считал, что великим, основным вопросом философии является «вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе»[1]. Этот вопрос порождает второй: «Создан ли мир богом или он существует от века?»[2] Но Энгельс пытается довести эту методологическую проблему до завершения. Он пишет далее: «Вопрос об отношении мышления к бытию, о том, что является первичным: дух или природа, — этот вопрос… вопреки церкви (выделено мною. — А.Ш.) принял более острую форму: создан ли мир Богом или он существует от века»[3].

Последнее откровение Энгельса оказывается особенно значимым потому, что оно является главной судьбоносной проблемой современного мира, потому что для него шекспировский вопрос: быть или не быть? превратился в безжалостную, пугающую реальность, хотя «быть» еще не значит «жить». Понятие «жизни» шире и содержательнее понятия «бытие». Жизнь не есть простое бытование, она есть постоянное действие, воля и творчество. Действующий человек должен неизбывно помнить о том, что в нем есть два начала: духовное и материальное (или наоборот). Так же должно чувствовать себя и общество, в котором человек живет. И человек, и общество должны понимать, что жизнь будет полноценной и успешной тогда, когда духовная и материальная стороны их жизни будут находиться в состоянии гармонии. Вот это и есть полноценная жизнь. Если по каким-то внешним или внутренним причинам эта гармония нарушается, естественный ход жизни начинает давать сбои, жизнь расстраивается. К сожалению, это расстройство жизни совершается преднамеренно, но не верно осмысленным.

Современный земной мир, и прежде всего его западная часть во главе с США, вошел в системный кризис, последствия которого непредсказуемы, который может завершиться бесславным концом капитализма. Известный российский экономист В. Катасонов пишет: «…Наша цивилизация… глубоко и безнадежно больна. Кризис капиталистического общества зашел так глубоко, что пациент скорее мертв, чем жив. На человечество надвигается эпоха политических бурь и экономических катастроф»[4]. Возможно, радость американских демократов, вызванная лживой победой на президентских выборах 2020, преждевременна и закончится горькими слезами о былом могуществе этой сверхдержавы.

Где же те глубинные причины, которые загнали в угол недавно процветающую цивилизацию, и есть ли у нее хотя бы призрачные шансы на спасение? В поисках спасения спасатели, если они начнут копать глубоко, неизбежно наткнутся на главный, определяющий диалектико-методологический принцип человеческой жизни вообще — принцип диалектического единства материальной и духовной сторон жизни при ведущей роли духовной стороны. Именно этот принцип и отвергла Западная цивилизация, ведомая после окончания Второй мировой войны Соединенными Штатами Америки. Лидером западного мира стала страна с лицемерной религиозностью, в которой не религиозный дух, а нравственный принцип стал основой американской религиозной веры. Может быть, именно эту беду имел в виду мудрый Томас Джефферсон, третий президент США, когда однажды у него вырвалось: «Когда я вижу, что у нас происходит, и вспоминаю, что Бог справедлив, меня охватывает ужас». К счастью для Джефферсона, он не видит сегодняшнего позора США, когда материализация всей жизни достигла таких масштабов, что от истинной религиозности почти ничего не осталось. Сначала дух заменили моралью, а затем мораль заменили чистоганом. Небесный Бог был забыт, а земным богом стали деньги. Безбожные, материализованные цивилизации тысячелетиями не живут. Духовно извращенная Америка поцарствовала в этом материализованном мире всего около 70 лет. Сегодня она озабочена не тем, как дальше управлять миром, а как продлить свое существование. Существующая материальная (денежная) цивилизация неотвратимо идет к своему концу. Ее ведет к нему духовно разложившаяся Америка.

Пример духовного кретинизма, убивающего современную Западную цивилизацию, не является историческим исключением. Наоборот, он является подтверждением закономерности о неизбежной и скорой гибели тех обществ и цивилизаций, в которых начинает предаваться забвению духовная сторона их жизни. Римская империя пала, когда в традиционный пантеон римских богов стали приниматься чужие боги покоренных народов, когда список богов, которым следует поклоняться, стал утверждаться сенатом, когда истинная вера, сформировавшаяся веками, стала подменяться суеверием, — тогда и начался всеобщий развал по всем направлениям: духовному, нравственному, политическому, экономическому, управленческому и т. д. Отвергая попытки убиения духовной жизни общества, мы должны помнить и о том, что так же недопустимо убиение государства как организующей и направляющей силы материальной стороны жизни общества (цивилизации). Гармоничность отношений между материальной и духовной стороной жизни есть гарантия благополучия любого общества. Пятитысячелетняя история Древнего Египта завершилась тогда, когда государственную власть в империи захватило жречество. Можно привести и более близкий нам пример. После гибели империи Карла Великого в IX веке Римская Католическая Церковь стала активно подминать под себя плохо лежащую светскую власть. Прибрали, но кончилось это религиозной Реформацией и распадом единой Церкви на две конфессии: католическую и протестантскую. А Католическая Церковь чуть не погибла. Таким образом, мы определили методологические рамки духовного фактора в жизни и деятельности мировых цивилизаций, в том числе и в намеченном нами историческом периоде первой половины ХХ века.

И последнее. Автора можно обвинить в том, что обозначив рамки своего исследования первой половиной ХХ века, он постоянно выходит за эти рамки исторически и методологически. Можно поставить под сомнение и стержневую идею неразрывного диалектического единства материальной и духовной сторон жизни человека и общества. Но автор исходит из того, что невозможно адекватно понять то или иное явление общественной жизни, не зная его прошлого. Невозможно предвидеть и его будущее, не поняв до конца его настоящее. Что касается стержневой идеи книги — неразрывного единства духа и материи, то тут можно даже сослаться на богоборца Ленина, который утверждал в «Философских тетрадях», что «диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают… тождественными противоположности»[5]. А диалектика, как я понимаю, выше всякой партийности и всякого деления на материализмы и идеализмы всех мастей и расцветок.

Так что — с Богом, на поиск истины.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Не хлебом одним… Очерки духовного состояния России-СССР в первой половине XX века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные сочинения в 9 томах. — М., 1987, с. 295.

2

Там же, с. 296.

3

Там же.

4

Катасонов В. Кризис денежной цивилизации. Что ожидает человечество в будущем? — М., 2016, с. 2.

5

Ленин В.И. ПСС, т. 29, с. 98.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я