Психология и жизнь Человека

Алексей Соколов, 2015

Наука установила, что объективный путь развития общества, формирование государства, совершенствование жизни человека, его семьи, можно определить лишь при совместном объективном анализе трех направлений изучения: уровня сознания человека и коллектива, общественного мнения, соблюдения законов природы, которые надо знать, жизненного опыта и знаний прошлых поколений. Не учитывание хотя бы одного из них не позволит успешно и рационально развиваться обществу. В книге проанализированы особенности существующих общественных формаций, сопоставлены одна с другой, чтобы выяснить их преимущества и недостатки.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология и жизнь Человека предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава IV

Психология коллектива

Коллектив — это сообщество как минимум двух человек, взаимодействующих друг с другом, создающих общие принципы взаимоотношения. В коллективе психологический климат зависит в значительной степени от руководителя, который должен учитывать психофизиологические особенности каждого члена коллектива, хорошо знать особенности их при взаимодействии. Укреплению коллектива способствует справедливое распределение между его членами результатов труда, вознаграждений, грамотное распределение обязанностей с учетом квалификации опыта, отношения к труду. Основой крепости, цементации коллектива являются: исполнительность его членов, их культура обращения, доброжелательность, взаимопомощь, отсутствие сплетен. Вместе с этим каждый коллектив имеет свои особенности, свою специфику. Важно, чтобы в коллективе не брали верх эгоистически настроенные недоброжелатели, способные брать больше, чем они дают в общем труде, со злым нравом и другими отрицательными отклонениями психики, чтобы эти негативы притуплялись положительными эмоциями или, как подчеркивают психологи, — хорошим психологическим климатом. Уровень нравственности является мерилом здоровья коллектива.

Чтобы умело, эффективно управлять коллективом, руководитель должен хорошо знать его социальный состав, условия работы, индивидуальные особенности каждого, чувствовать в целом психологический климат.

Исторический опыт показал, что люди объединяются в семью, группу, коллектив, организацию потому, что каждый в отдельности не может удовлетворить свои потребности для нормального жизненного процесса, которые возрастают по мере развития общества.

Объединившись вместе с заинтересованными индивидуумами, люди общими усилиями эффективно, через общественный труд, более успешно решают и индивидуальные задачи. Практикой установлено, что производительность труда возрастает при его кооперировании, в этом случае совместная выработка изделий, продуктов труда обходится значительно дешевле. При этом не надо забывать, что общественный труд поднимает настроение человеку, создает психологический климат, общественное настроение, более успешно подавляет негативные настроения.

При определенных условиях трудовой коллектив, общественный труд, психологический настрой людей могут явиться базой для возникновения протестных явлений, возмущений, митингов, шествий, борьбы на баррикадах… вплоть до революций (при неудовлетворительном решении общих интересов людей со стороны руководителей, вышестоящих управленческих организаций).

Таким образом трудовой народ будет добиваться решения возникших вопросов, совершенствования производственных и других отношений, вплоть до изменения общественного строя.

Ученые установили, что в трудовых коллективах, как правило, существуют одновременно как формальные, так и неформальные отношения. Формальные отношения устанавливаются государством, вышестоящими органами управления и руководителями различных звеньев управления путем законотворчества, издания подзаконных актов и т. д.

Неформальные отношения возникают внутри коллектива, как правило, инициативой неформальных лидеров, возникающих из среды коллектива. Каждый руководитель — официальный, назначенный или выбранный, устанавливающий производственные отношения в коллективе, должен стремиться к тому, чтобы неформальные отношения как можно меньше расходились в своих настроениях и стремлениях с установленными административным путем порядками взаимоотношений.

Нормирование поведения в коллективе индивидуумов, рациональное поведение каждого человека, активная общественная взаимозаинтересованная жизнедеятельность, крепость и единение являются определяющими условиями укрепления различных трудовых коллективов, всего общества в целом.

Открытость взаимоотношений, целей и задач, фактического состояния дел, как правило, дает положительные результаты в подходе, понимании и оценках событий в трудовом коллективе. Они передаются и в отношения людей в других аспектах их жизни.

Потребность в суждениях, реальном подходе к пониманию происходящих событий в обществе возрастает с повышением уровня грамотности, культуры, специализации человека. Общественная деятельность личности в коллективе в значительной степени зависит от организованности социальной группы. На возникновение и установление оценочного стереотипа влияют: воспитание, образование, черты характера личности, время общения, профессия, личные качества самого «оценщика», коллектив. Нередко нежелательные ситуации возникают в случаях невнимания к работнику, неуважительного к нему отношения, недооценки его по достоинству.

Жизнь показала, что хозяйственная деятельность в коллективе находится в прямой зависимости от нравственной атмосферы в нем, от формального руководителя, который умело или неумело вписывается в хозяйственную практику, что дает в каждом случае различные трудовые результаты. Задача заключается в том, чтоб руководители, да и каждый член коллектива, помогал ему разумно разрушать личностные проблемы, преодолевать неуверенность в себе, оказывать необходимую помощь человеку в век усложняющейся жизни.

Исследования показали, что люди, объединенные в крупные производственные организации, коллективы, при одних и тех же физических усилиях как и в частной (индивидуальной) работе, производят продукции гораздо больше, чем в одиночку или в малочисленном коллективе. Отсюда возникает вывод: для повышения производительности труда необходимо создавать крупные по численности коллективы. Это с одной стороны, а с другой стороны, — возникает еще одна особенность: объединение коллективов по производительному признаку в концерны, ведомства, министерства — необходимый разумный шаг в повышении эффективности данного производства. Отсюда вытекают понятные выводы в части совершенствования руководства отраслями производственной деятельности.

Все предприятия, особенно в таких крупных государствах, как Россия, должны быть объединены в министерства и ведомства. Только в таком соподчинении могут они успешно развивать свое производство, совершенствовать свою технологию. При этом следует подчеркнуть, что под эгидой министерства или ведомства должны быть объединены только предприятия одной отрасли промышленности, т. е. министерства должны носить отраслевой характер, способствовать росту производства на каждом из них, совершенствовать технологию, распространять передовые методы труда, заботиться о достойной жизни трудового коллектива.

Объединенные под одним вышестоящим органом — министерством, предприятия данной отрасли производства имеют абсолютное предпочтение в условиях существования, чем предприятия, находящиеся в частных руках. В этих случаях, как показал анализ, в одних руках находятся, как правило, несколько предприятий и организаций разных отраслей производства, разных направлений работы, требующие грамотного, отраслевого развития, чего частник дать не может. Ибо у него не семь пядей во лбу. А надежды на рыночные отношения — это понятие довольно сложное, и толковать его однобоко (решать вопросы ценообразования и сбыта продукции) не стоит. Ибо крупные предприятия всегда и везде при любых условиях будут диктовать рынку то, что им необходимо.

Особо следует сказать здесь о психологии частников, особенно «владельцев предприятий, газет, пароходов», как говорил Маяковский. Многие из частников (крупных) имеют предприятия и организации разных отраслей промышленного производства, разных направлений бытового и интеллектуального труда. Как установлено, в лучшем случае, каждый из них является специалистом лишь в одной отрасли промышленного производства, в одном направлении хозяйственной деятельности. В этом случае он что, лучше разберется в экономике и развитии предприятий разных отраслей деятельности, находящихся в его собственности, чем, скажем, специализированное отраслевое министерство или ведомство? Конечно нет!!

А раз так, то возникает вопрос: в каком структурном подчинении, в чьей собственности данное предприятие лучше будет удовлетворять интересы народа, что является главным его назначением, а не самого владельца (здесь все понятно: брать от жизни все, ведь он этого «достоин»). Невольно возникает ответ: собственность должна находиться в руках народа (государства), а управляться по отраслевому принципу. Пришло время внимательнее рассмотреть, что дала рыночная экономика, нужна ли она в таком виде?

Рыночная экономика действительно существует в различных общественных формациях в международной торговле, но в социалистическом обществе ценообразование было направлено по другому руслу. И это было оправданным.

С учетом психологии человека, психологии коллектива, развития и состояния общественного мнения, все производственные организации, органы управления ими должны быть направлены на удовлетворение запросов всего населения, а не отдельного их владельца, всего населения страны! В этом заинтересован весь народ.

Принадлежность средств производства и распределение производственной продукции, бытовое и другое обслуживание целесообразнее сосредоточить в руках народа, правительства, ведущего политику удовлетворения нужд населения страны, а не частника.

После так называемой перестройки, в результате которой у частников появились приобретенные нечестным путем многие предприятия и организации различного толка, стал осуществляться в России капиталистический путь развития экономики, в результате чего абсолютное большинство народа не видит улучшения жизненных условий.

Никаким критиканствам прошлого создавшееся положение не исправить. Это можно сделать только в том случае, когда все органы власти, управления будут критически оценивать положение существующих сегодня дел в стране, находить нарушения и недостатки прежде всего в экономике и стремиться исправить их, только тогда общественное мнение будет одобрительно относиться к этому и дела в государстве пойдут в гору.

Психология человека формируется поколениями. Общественный труд, общественная деятельность появились для того, чтобы сообща, так легче и производительнее, решать в конечном счете проблемы жизни каждого человека в отдельности. Эта тенденция в разной степени живет в каждом человеке. Если его не ограничивать, то он в своих действиях все больше и больше будет стремиться к тому, чтоб решать свои проблемы, используя усилия и труд других. Это аксиома, не требующая доказательств.

Поэтому и существуют в государстве конституции, законы, наконец, экономическая и социальная политика, определяющие права и возможности в обществе всех категорий людей. Если человека не ограничивать в его правах, не делать одинаковые нормативы поведения для всех и каждого, он будет стремиться подчинять себе других, использовать их в личных интересах. На этом принципе существовали все общественные формации в минувшее время, существует и сейчас капиталистический способ производства. Но человечество стремится к равноправию по мере повышения его интеллектуального, культурного и жизненного уровня. Это стремление человеческого сообщества усиливается с каждым годом. Несмотря на героические усилия, утверждения капиталистического общества как идеал отдельными категориями людей, этот процесс перерастания в новое образование общественных отношений будет усиливаться. Уже сейчас создаются предпосылки нового, более справедливого для всех общества.

По мнению Н. А. Амосова, «быстро активизировать наше общество невозможно, поскольку темп упирается в биологические особенности человека: тренировка требует времени и настойчивости, так же, как и восстановление идеалов, морали и авторитета руководителя».[2] Этому должны служить, а не посвящать усилия в каких-то корыстных целях все существующие средства массовой и других видов информации. Они предназначены в обществе только для решения указанной выше проблемы, для воспитания человека, цементации его общественных связей.

За свободой мнений, суждений нельзя скрывать намеренные и «случайные», повсюду совпадающие действия СМИ, направленные, как назло, на разложение, а не на цементацию нашего общества. Особенно это воздействие оказывает влияние на поведение так называемой толпы, а вернее — для того, чтобы она образовывалась. В ней берут верх эмоции, она активно воздействует на человека, который становится частью массы. Основным источником информации является слух, как правило, агрессивный, который зачастую выдает желаемое за действительное.

Всякий человек в организации подвергается влиянию со стороны официальных руководителей, администрации, общественных организаций, а также одновременно в не меньшей мере со стороны неформальной группы, участником которой он является сам. Если эти воздействия не противоречат друг другу, то это значит: в данном коллективе торжествует единство в мыслях и действиях — хороший признак крепости отношений индивидуумов, он способен выполнить наиболее полно жизненно важные функции, возложенные на него.

Руководитель любого ранга — от самого высокого до самого низкого, должен стремиться создавать в подведомственном коллективе, в любой организации, да и в целом в обществе, государстве такое указанное выше положение, которое будет являться залогом успешного политического, экономического и социального развития народов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология и жизнь Человека предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

А. А. Гордеев, И. Н. Зубов, Г. Н. Рукосуев. «Информационно-психологический аспект безопасности общества и человека», Москва, 2007 г.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я