В рамках данной книги автор, основываясь на теоретических разработках ученых, мнениях государственных и общественных деятелей, анализе построения общественных отношений и принципах существования капиталистического строя, стремился выявить сильные и слабые стороны и перспективу развития сообщества людей. Эта книга для тех, кто интересуется этой проблемой, для раздумий о сегодняшнем дне, о нашем будущем, чтобы они вместе с другими единомышленниками могли принять активное участие в формировании общественного мнения о поступательном движении России к своему будущему.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вектор развития (о мировом движении) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2
Капитализм сегодня
Необходимо здесь вспомнить, что по мере роста промышленного производства, начало которому было положено в Англии, во всем мире шел процесс формирования капиталистического общества. В разных государствах он шел с учетом особенностей природных условий. Инициаторами этих процессов были предприниматели, которые впоследствии назывались капиталистами, их целью было обогащение, хотя они много сделали и по развитию производительных сил. Техническое и организационное совершенствование промышленного производства выстраивалось с учетом интересов владельцев собственности, взаимоотношения работающих между собой и владельцем производства. Естественно, что личные интересы владельца и его клана всегда стояли и стоят на первом месте по отношению к рабочим, что распределением прибыли занимается сам хозяин, конечно, в своих интересах. Рабочие ему нужны как составная часть технологии производства, именно исходя из этого, строится взаимоотношение собственника с трудовым коллективом.
Стремление жить лучше заложено в каждом человеке, и его сдерживают лишь обстоятельства, положение. Преимущество собственника позволяет ему брать себе максимум дохода, а рабочим отдавать столько, чтоб они не бунтовали, а работали. Поэтому и существуют противоречия между трудом и капиталом, между капиталистами и рабочими.
Жизнь показала, что реальной основой накопления социально-экономических противоречий является частная собственность на средства производства, когда 5–10 % населения сосредоточивают в своих руках основной механизм отчуждения общественного богатства.
Сдерживающим моментом в обострении отношений между хозяином и трудовым коллективом являются коллективные протесты, требования, забастовки, организация рабочих профессиональных союзов, отстаивания своих прав через судебные органы, хотя в капиталистическом обществе суды служат богатым, стоят, как правило, на стороне буржуазии.
Сейчас все больше и больше государственных и общественных деятелей, политиков, владельцев крупных капиталов обращаются к Марксу, марксизму, чтобы понять современное состояние и тенденции капиталистического мира, найти в нем ответы на постоянно возникающие противоречия в этом обществе.
Чтобы лучше понять дальнейшие движения человеческого сообщества, следует объективно, без надрыва посмотреть на общество, в котором мы живем, а оно теперь в основе своей капиталистическое, чтобы сделать очередные правильные движения.
Так что же сегодня представляет из себя капитализм, что он дает людям? Давайте хотя бы в крупном плане рассмотрим эту проблему. Прежде всего здесь следует особо подчеркнуть, что Запад (капитализм) создал себя из материала колоний.
Мы живем в век, когда капиталистические государства, так называемый Запад, исчерпал не только богатства недр своей страны, но и колониальных в прошлом и зависимых от Запада стран. Подтверждением этого положения являются расчеты экспертов лондонского аналитического New Economics Foundation, которые были опубликованы 16 апреля 2006 года. Именно с указанной даты Англия в разрезе года начинает жить в долг, потому что ресурсная база страны не позволяет развиваться и дальше. Если бы уровень потребления остальных стран мира совпадал бы с британским, то Земля могла прокормить и обогреть человечество только до 1961 года.
С учетом регенерации экосистемы, производства промышленных товаров, сельскохозяйственной продукции и т. п. эта условная дата определяется каждый год. В 1961 году Великобритания оказалась в должниках у всего мира 9 июля, в 1984 году — 14 мая, а в 2006 году — 16 апреля. Это значит, что темп регенерации ресурсной базы королевства все больше отстает от роста уровня его внутреннего потребления. В 2004 году страна перестала быть энергетически независимой и превратилась в нетто — импортера газа после падения добычи его на месторождениях в Северном море.
Согласно докладу аналитиков, в 2008 году первыми в долг стали жить Голландия и Япония (2–3 марта), Италия (13 апреля), Испания, Швейцария, Португалия и Германия (в мае), а в июне — Соединенные Штаты Америки, затем Австрия (октябрь) и Словакия (ноябрь).
Эти тенденции год от года усиливаются, что свидетельствует о наступлении очередного активного передела мира, в орбиту которого входят, прежде всего, слаборазвитые страны, имеющие богатые недра земли. Во внешней политике, информационных средствах борьба за обладание природными богатствами все яснее и отчетливее проявляется со стороны ведущих капиталистических стран мира во главе с США. В ряде случаев эта проблема уже решается военной силой, например, в Ираке, Ливии, других странах, и совершенно справедливо отмечают нынешние экономисты, что современная экономика пропахла порохом.
России поползновений Запада, видимо, тоже не избежать. Уже сегодня время от времени все громче и громче звучат претензии к России, к ее богатствам, особенно со стороны некоторых государственных деятелей, политиков разного ранга. Поэтому руководителям России, политическим деятелям, всем патриотам следует везде и всюду проявлять бдительность, постоянно отстаивать интересы России в международных делах, включая средства массовой информации, на телевидении, имея в виду, что может наступить такой момент, когда независимость и целостность России придется отстаивать и военной силой, к чему следует быть всегда готовыми.
Кризис 2008–2010 годов остался бы внутренним делом Запада, если бы он не навязывал свое мировоззрение другим народам. Запад, обладая громадной финансовой, военной, пропагандистской силой, пытается навязать свой путь другим странам. В ход идет все: открытая военная агрессия, пропаганда с помощью радиоголосов, экологические санкции, другие методы шантажа и насилия, влияния агентов в сфере экономики, политики и т. д. Используют весь спектр давлений. Надо особо подчеркнуть: решающую роль в современных условиях играет в этом деле психологическая война.
Цель идеологической экспансии одна — навязать свои ценности, образ жизни и мировосприятие всему миру. Страны, которые не воспринимают их цели, объявляются изгоями, а затем военные силы уничтожают их государственное устройство. Американцы уже сегодня размещают свои войска в Средней Азии — в бывших союзных республиках СССР. Грузию и Украину США объявили сферой своего влияния. Не далеко ли замахнулись со своими интересами? Не трудно догадаться о целях таких действий.
Некоторые деятели открыто заявляют об установлении американской гегемонии на мировое господство. На основе общей глобальной экономики, где Западу принадлежит роль хозяина.
Наши демократы обосновывают свою перестройку, повсюду твердя, что надо брать пример с Запада, с Соединенных Штатов Америки, ибо капиталистическая экономика самая эффективная. Так утверждали и реформаторы 90-х годов. Теперь уже многие признают, что это утверждение было ошибочным.
В самом деле, какой же образец жизни другим народам дает ведущая страна Запада — США? По данным аналитиков в США, пропасть между богатыми и бедными сегодня больше, чем когда бы то ни было. Безработица в середине марта 2011 года составила 10,2 %, т. е. была на уровне 2010 года. Деньги и власть концентрируются в руках крупных корпораций, с которыми остальным конкурировать трудно. Согласно исследованиям, проведенным исследовательской группой Америки, примерно 75 % всех американцев из-за роста цен на бензин стали реже посещать магазин. В 2010 году в США в первый раз за все время более одного миллиона семей лишились своих домов из-за потери права выкупа. Если на начало 2007 года на продовольственных карточках сидели 26 млн американцев, то в 2011 году — 44 млн человек. Здесь средний руководитель зарабатывает в 185 раз больше среднего рабочего. Наблюдается резкое падение нравов. Вот он — образец для подражания, который пропагандируется Западом.
Давайте посмотрим, что в действительности Запад несет миру. В начале нынешнего века указываемые в книге «Закат человечества» метастазы «заката», о которых говорил в начале прошлого века ее автор О. Шпленгер, стали распространяться по всему миру. Духовная деградация народа насаждается телевидением, но и все шире проникает в реальную жизнь. В Сан-Франциско прошел марафон «онанизма». Подобные марафоны проходили и в других американских штатах, в странах от Аляски до Германии. На парады гомосексуалистов выходят сотни тысяч человек. По мнению профессора Томаса Лэкьюра (автора книги «Уединенный секс»), «проведение подобных марафонов является попыткой покончить с предрассудками и сделать мастурбацию более увлекательной и доступной. В 2007 году по команде американского фотографа Спенсера Тьюик на главной площади Мексики легли раздетыми (голыми) более 2000 мужчин и женщин. Что происходит с людьми? Лесбиянки и гомосексуалисты основывают свои партии, общественные организации, и на это органы власти не реагируют. В Дании, Бельгии, Германии, Швеции, Норвегии, Исландии, Нидерландах, во Франции разрешено регистрировать однополые браки, после чего эти пары усыновляют детей. Какими людьми они вырастут?
Капиталистическая церковь США постепенно превращается в притон, поставлена на грань разорения. Дело в том, что местные священники подвергают прихожан сексуальным домогательствам, о чем свидетельствуют судебные иски. Католической церкви США пришлось по суду выплатить около 650 млн долларов жертвам сексуальных домогательств священников.
Сегодня в капиталистическом мире происходят, по мнению западного историка А. Дж. Тайнби,[6] два взаимно связанных процесса: «с одной стороны деградация общества, а, с другой, распространение ее по всему миру. Мы являемся свидетелями этого этапа эволюции человека.
Процесс деградации духовной жизни западного общества связан, прежде всего, с материализацией всех сторон его жизни, когда главной и единственной его целью является материальная сторона в ущерб всему остальному. Сутью западного мировоззрения, главной и единственной его целью является то, что «все проблемы человека можно решить только с помощью денег, главным смыслом бытия является нажива. За деньги купить можно все: славу, уважение, почет, здоровье, образование, безопасность, богатство. На деньги делают бизнес».
«Рыночные механизмы и ментальности, — пишет британский социолог (Кутач К. The Rise of Madem Society Oxioth, 1998 г.), — проникают в каждую сферу жизни — не только в труд и политику, но и в отдых, дружбу, семью и брак. Все подчинено капиталистической рациональности «наименьшей стоимости» и «максимальной выгоды». Все виды пропаганды прославляют деньги и только деньги. Этот призыв распространяется везде и всюду. Он оккупировал телевидение даже в России. «То т, кто имеет много денег, может позволить себе все: самых привлекательных женщин, самый лучший отдых, самые дорогие лечение и образование, самые недоступные развлечения. Средняя зарплата в России менее 400 долларов в месяц, зато некоторые позволяют себе платить проституткам по 500 долларов за час, причем записи к ним идут за неделю вперед.
«Реальность нашей жизни, — пишет автор книги «Закат человечества», — такова: если вы вообще чего-то хотите, то вам нужны только деньги и больше ничего. Если у вас есть возможность обманывать, предавать и обращать это в деньги — воруйте, обманывайте, предавайте. Если у вас есть возможность получать большие деньги занимаясь проституцией, стриптизом, порнографией, — занимайтесь этим. Главное — деньги. И для обладания ими все дороги открыты. Таковы нормы жизни в капиталистическом мире. К этому хочу добавить цитату С. В. Вальцова из его книги «Закат человечества». «Никаких иллюзий. Если перед вами стоит дилемма — корпеть над диссертацией или особыми способами делать деньги, — делайте деньги, и вы станете кандидатом, доктором наук гораздо быстрее любого самого умного научного сотрудника. В марте 2007 года по РЕН ТВ показали репортаж о «научной» деятельности сына губернатора Санкт-Петербурга. К нему в банк приходит седовласый профессор (видимо, научный руководитель) и заискивающе говорит о научных достижениях своего подопечного. Как вы думаете, если вы работаете в ВУЗе, будет за вами бегать ваш научный руководитель? Как вы думаете, возникнут проблемы на защите у банкира, даже если он не знает точно название «своей» диссертации? Более того, профессор, приходящий в банк к своему ученику, именно вас будет «валить» при защите вашей диссертации потому, что он унижается в банке, и ему для компенсации необходимо будет унизить вас при защите вашей диссертации. Какая бы гениальная работа у вас ни была, и сколько бы времени и сил на нее вы бы не потратили, ваша защита всегда будет под вопросом. Возможно, работая в ВУЗе, Российской академии наук и получая ровно в пять раз меньше, чем охранник в банке, вы и защититесь, а может быть, и нет. А банкир защитится точно. В результате он окажется с деньгами и с научной степенью, а вы без денег точно и вряд ли с научной степенью. Такой вот выбор» (С. В. Вальцов «Закат человечества», 2-ое издание, Москва, книжный мир, стр. 25). Как ни печально, но это так. Подобных примеров во всех областях жизнедеятельности сколько угодно. Как мы видим, в капиталистическом обществе справедливость не в почете.
Потребление — всепоглощающая цель капиталистического общества. Удельный вес производственного сектора в экономике западных стран становится с каждым годом все меньше, постепенно сдавая свои позиции сфере услуг. Торговля вытесняет производство, учебные заведения, церкви. В 1986 году в США еще насчитывалось больше высших учебных заведений, чем торговых центров. Не прошло и 15 лет, как число торговых центров стало больше чем в два раза превышать число высших учебных заведений. В век синдрома потребительства торговые центры заменяют и церкви, как символов культурных ценностей. Действительно, 70 % граждан еженедельно посещают торговые центры, и это больше, чем число людей, регулярно посещающих церковь (С. В. Вальцов «Закат человечества», 2-ое издание, Москва).
Духовные ценности на Западе исчезают или извращаются, поэтому он, несмотря на высокий материальный уровень жизни, занимает первое место по самоубийствам. Люди перестают понимать, для чего они живут. По данным Американской ассоциации суициологии, в США каждые 17 минут люди кончают жизнь самоубийством. Суицид является 11 по частоте причиной смерти американцев. При этом на каждое «успешное самоубийство» приходится 8–20 попыток его совершения» (Джон де Граф и др.).
Сегодня даже детей на Западе стремятся сделать прибыльным товаром. В США в целях повышения рождаемости предлагают принять закон, в соответствии с которым родители получают обязательный высокий процент с доходов взрослых детей. Существует и такая методика создания семьи: повысить плату женщине за работу в семье. Такие концепции выдвигает элита западного общества.
Не только на женщинах, но и на детях бизнесмены зарабатывают. Фирмы, торгующие косметикой, ориентируются, расширяя круг потребителей их продукции и на девочек дошкольного возраста. 26 % американских тринадцатилетних девушек пользуются косметикой каждый день. Кристиан Диор производит бюстгальтеры для дошкольниц. В 1996 году на конференции в Диснейленде по маркетингу коммерческий директор «Макдоналдс» выступил с докладом «Ослабление родительских запретов». «Антиобщественное поведение в погоне за каким-нибудь товаром — это хорошо», — заявил один из выступающих. В Англии появился еще один новый сегмент рынка, позволяющий получать большую прибыль, это продажа «друзей для похода по магазинам». Он готов сколько угодно гулять с клиентами по магазинам, давать дельные советы, не вызывая раздражения «друга» или «подруги», но прокат нанимают бизнесмены и жены предпринимателей, чьи мужья не испытывают интереса к шопингу. В США пошли дальше — можно взять напрокат жену.
Американский публицист и государственный деятель П. Дж. Бьюкепен в своей книге «Смерть Западу» утверждает, что западная цивилизация исчезнет под воздействием демографических, социально-экономических и политических процессов. Демостический кризис породит постепенное вымирание белого этноса и его цивилизации, что станет основной причиной засилья народов, исповедующих ислам.
Повсюду, где господствует капитализм с соответствующей ему моралью, медленно, но верно начинается процесс вымирания людей на фоне материального благополучия. Начался дрейф в сторону патологии. Деньги и работа стали важнее любви, процветает псевдолюбовь, теряются сексуальные способности человека, на поприще псевдолюбви становятся востребованы сексороботы, выпуском которых занимаются крупные американские и других стран компании. Проституция и низменные чувства проявляются все в больших масштабах. В Амстердаме даже открыта школа для проституции. Британские компании предлагают женщинам курсы стриптиза. В Сантьяго дошли до того, что студентка продает свою девственность в эфире радиостанции W. В столице Перу проститутки-трансвеститы устраивают погром в полицейском участке. В ряде английских школ уроки по половому воспитанию проходят с демонстрацией детям порнофильмов. А публичный дом в Австралии даже выходит на фондовый рынок. В Италии начинает продаваться настольная игра, разработанная Комитетом по гражданским правам проституток. «Во Франции проститутки проводят митинги, а затем… принимают группой сенаторов. Выплата пособия американской лесбиянке, чья подруга работала аналитиком в пентагоне и погибла под развалинами 11 сентября, составила 570 тыс. долларов» (С. В. Вальцов «Закат человечества», 2-ое издание, с. 89).
Куда же движется «цивилизация», если обязательным условием вступления в ряды «цивилизованных стран» становится легализация деятельности тех, кого раньше просто изолировали от нормального общества? Причем это делается под лозунгом демократического развития, свободы личности. Разврат, потеря нравственности идут по всем направлениям. Растет число пьяниц, наркоманов, людей с психическими расстройствами и т. д.
Деградация капиталистического общества Запада не стоит на месте. Сначала в Англии, а затем в некоторых штатах США гомосексуалистов начали даже венчать в церкви, ибо мужеложество перестали считать грехом. Не усиливается влияние церкви в общественном развитии, как это доказывают некоторые политологи и ученые. Разрушаются канонические основы церкви в Соединенных Штатах Америки, Канаде, Новой Зеландии, где введен женский епископат. Только в 2003 году, после грандиозного скандала, не меньше 176 американских священников, обвиненных в сексуальных домогательствах над детьми, были отстранены от службы в 28 штатах. В Австралии фирмы предлагают аренду гостей на вечеринку. За деньги покупают не только игроков, что дошло и до России, но и болельщиков. Экономисты прогнозируют, что сервис «люди напрокат» прочно займет свое место на рынке услуг. Бизнес-элита не хочет быть просто бизнесменами, поэтому ее представители покупают не только клубы, но и дипломы об образовании, научные степени, медали и ордена, дворянские титулы и т. д. Уничтожение духовности в капиталистическом мире идет полным ходом, безнравственность становится не исключением, а правилом.
Существует мнение, что в капиталистическом мире политическая власть находится в подчинении экономической. Считается: каждой страной Запада руководит определенное число семейств. Например, США руководят 500 семей, Францией — около 200. Наибольшей властью обладают те, у кого больше денег. Бизнес просто так денег не тратит. В конечном счете, все это приводит к аффинированным структурам, откатам, воровству, коррупции. Выборы на Западе — это тоже бизнес-проект. Бизнесменов мало волнует судьба людей, страны, нравственность и другие отвлеченные темы, значительно больше интересует их прибыль. Поэтому получивший у них деньги для выборов после прихода во власть должен их отрабатывать. Можно смело сказать, что избранные на деньги бизнесменов политики — заложники бизнес-структур.
Возникает еще один вопрос для уточнения. А что, в капиталистическом обществе труд человека-производителя является почетным, оценивается наиболее достойно, чем в других формациях и других профессиях? Например, учителя, врача, инженера, ученого и т. д.
Нет, далеко не так. По определению английской прессы, наиболее щедро оплачиваемы элитные актеры и футболисты, бизнес-элита, элита преступного мира, затем политическая элита, звезды эстрады, элитные проститутки, а потом спортсмены и СМИ.
В современных социумах западной цивилизации «лучшие» люди в «Элиту» отбираются исключительно только по единственному критерию: способности к стяжательству, получению прибыли, устроению карьеры ценой любых прегрешений, пренебрежению нравственными нормами, преступлениям, включая мошенничество, клевету, убийства и т. д. (Г. Водолеев «Люди, цивилизации денег»).
А вот еще один ответ на поставленный вопрос об определении сегодняшнего состояния капиталистического общества. «В цивилизации денег ценность людей принимает характер карикатуры на всякую разумность — распределение по уровням значимости повергнет в содрогание любого пришельца: самые, самые ценные люди западной цивилизации — именитые актеры Голливуда. Ниже — именитые футболисты, хоккеисты, баскетболисты. Еще малость ниже — звезды эстрады, разнообразные топ модели. Почти вровень с ними — президенты, владельцы банков, транснациональных компаний и равные им по богатству. За ними следуют именитые полководцы, герои военных компаний. С ними успешно конкурируют известностью и почетом выдающиеся гангстеры. Низшие уровни значимых людей цивилизации денег (в том числе и по заработкам) занимают именитые писатели, режиссеры, художники, композиторы. Самые последние здесь — ученые, лауреаты самых престижных премий за эпохальные открытия. Просто честные, нестяжательные здесь воспринимаются просто убогими, в лучшем случае, — безнадежными неудачниками» (Ю. Миронова «Не ходил бы ты во солдаты. А пошел бы ты, сынок, в депутаты». Известия 18.09.2007).
Емко, натурально и правдиво.
Некоторые государственные и общественные деятели Запада, научные работники, в том числе и в России, считают, что основой крепости капиталистического общества является религия. Так ли это? Самая распространенная религия на Земле — христианство. Эксперты замечают, что даже она год от года все больше и больше теряет свое влияние, люди перестают верить в Бога. Религия вырождается в официально почитаемый красивый ритуал. Даже так называемые верующие, по данным американских исследователей, вовсе не религиозны в традиционном смысле этого слова, а религиозные символы, как, например, крестики, превращаются в модные украшения. Европа перестает быть христианским обществом. В ФРГ, например, с 1991 по 1998 год число людей, регулярно посещающих церковь, уменьшилось более, чем в два раза, в Италии — почти на четверть, а во Франции вспоминают о церкви только при регистрации браков и конфирмации. В Великобритании более 44 % взрослого населения не исповедуют никакой религии, а среди молодежи еще больше безбожников.
Сейчас люди верят только в деньги. Сложился порочный круг: массы людей целыми днями работают и, несмотря на это, чувствуют себя нищими. Раньше производство материальных благ удовлетворяло человеческие нужды, теперь же оно стало самоцелью. Авторитетные ученые на Западе предлагают приспособить цивилизацию к нуждам человека, а не наоборот, как это делается ныне.
Современному обществу не нужны ни гении, ни герои, ему нужны профессиональные банкиры. Все нравственные понятия перевернулись. Теперь уважаемыми стали: «гениальный мошенник», «гениальный маньяк». Устраиваются и с успехом проходят балеты «о гениальных преступниках 20 века». В общественном лексиконе укореняется мысль, что от великих людей одни несчастья.
Автор приводит высказывание классика либерализма Л. Мизее: «Так называемый высший Совет в США почти исключительно состоит из самых состоятельных семей… Большинство в этом «обществе» не интересуется ни книгами, ни идеями. Встречаясь, они, если не играют в карты, то сплетничают или беседуют чаще о спорте, чем о культурных проблемах. Но даже те, кому не чужды книги, считают писателей, ученых, художников людьми, с которыми неинтересно общаться. Почти пропасть отделяет высший Свет и интеллектуалов» (Bureaucracy, Muses, LII. 105, 106, 108)
«Гениев рождается не меньше, — далее пишет он, — но единицы их получают доступ к культуре. Пробиться в ряды посредственности очень трудно потому, что сегодня господствует дух посредственности. Произошла массовая и всеобщая уценка принципиальности, патриотизма, их место заняли конформизм, приспособленчество и грамотная оценка коммерческих дисков. Сегодня никто ни за что не готов отвечать, рисковать. Все продается и покупается. Происходит размывание структуры ценностей общества и общества в целом. Предательство теперь в моде. Активно начался процесс подмены понятий.
В наиболее развитой капиталистической стране — США — воровство стало общенациональной чертой американца, причем не осуждаемой, а мифилизированной. К примеру, из гуманитарной помощи жертвам ураганов «Катрина» и «Рита» в 2005 году было расхищено около полутора миллиардов долларов, т. е. люди нажились на чужом горе. Такие масштабы воровства, просто, невообразимы.
К чему ведет частная собственность? К стремлению обогатиться, к воровству, коррупции, эгоизму, потере нравственности. В западном обществе в сфере общественной жизни находятся интересы богатых личностей. Разговоры о правах человека, защите его прав распространяются лишь на отдельных влиятельных, богатых личностей. Их богатство, их собственность защищается законом, государством. Эгоизм лег в основу мировоззрения общества. В нем, прежде всего, важна для человека собственная персона, а для нравственности не остается места.
А теперь посмотрим на капиталистический мир глазами французского социолога П. Прудона, (даю его цитату из книги «Закат человечества» С. Вальцова), который считал: «…собственность — это"кража"». Маркс раскрывал суть этого тезиса с помощью понятия «прибавочная стоимость». Наемный работник, трудясь, создает определенную стоимость. Но всю ее до конца не получает, так как часть стоимости присваивает себе капиталист, она и составляет основу его прибыли. Эта присвоенная часть и называется прибавочной стоимостью. «Исчезла ли прибавочная стоимость на современном этапе развития капитализма? — задается Прудон вопросом и на него сам отвечает. — Прибавочная стоимость никуда не испарилась, хотя о ее существовании стараются не вспоминать. Конечно, это не предполагает нищенское существование рабочих. Нынешний уровень производительности представляет им возможность жить безбедно, не так как в 19 веке, но и капиталист сегодня живет не так, как сто лет назад, а позволяет себе унитазы из золота».
Возросло общее благосостояние общества, но это не значит, что прибавочная стоимость испарилась, наоборот, по расчетам некоторых экономистов, норма прибавочной стоимости не только не уменьшилась по сравнению с прошлым веком, а, напротив, возросла. Руководители крупных американских корпораций в 1980 году получали в 42 раза больше, чем средний служащий, а в 2000 году — в 551 раз (Левт Б. «Кто хочет стать миллионером… если он мультимиллионер». Мы и Америка). Вот это скачок? Но, где же совесть?
Часто говорят, что капиталистическая мораль пронизана воровством. При капитализме, как показала практика, сразу расцветают: шансон, уголовный жаргон, героинизация преступников в фильмах и книгах, да и в настоящей жизни. Воровство и обман занимают значительное место в телеэкране. Мы порою не замечаем, как в наше сознание проникает мораль обмана и воровства («Кто хочет стать миллионером, если он мультимиллионер?» Мы и Америка, Левт Б.).
Для капиталистического общества, по мнению западных ученых, государство и нации тоже вредны, так как они являются источником войн и конфликтов, и эти понятия постепенно вытесняют из лексикона как что-то расистское, негативное. Патриотизм на Западе — лишь маска тех, для кого Родина — не более, чем источник получения высокого дохода.
Вот так выглядит капиталистический мир сегодня. Здесь обозначены лишь тенденции, особенности этого общества, которые дают возможность читателю поразмыслить над всем этим и выработать свое отношение к описанным событиям нашей быстротекущей жизни, определить собственное видение и практические дела дальнейшего развития общественных процессов.
Здесь хотелось бы напомнить Читателю два, на мой взгляд, очень интересных и полезных нам высказывания В. Г. Белинского, первое — «Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет…» и второе — «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни. Источник интересов, целей и деятельности — субстанция жизни».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вектор развития (о мировом движении) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других