1. Книги
  2. Личная эффективность
  3. Алексей Ситников

Karmalogic

Алексей Ситников (2018)
Обложка книги

Этой книгой легендарный консультант и психотерапевт Алексей Ситников запускает уникальный международный краудсорсинговый проект создания современного свода универсальных законов жизни, которые способны оказывать влияние на судьбу, предупреждать о возможных ошибках при взаимодействии с окружающим миром природы и людей, а также служить гармонизации внутреннего мира человека. Читатель сможет не только подключиться к обсуждению формулировок, степени важности и способов применения перечисленных в книге 54 законов судьбы (полученных в результате дискуссий на многочисленных семинарах, тренингах, коучинговых/ психотерапевтических сессиях, интернет-форумах), прислать свои истории из жизни, подтверждающие их действие, создать свой личный перечень принимаемых и соблюдаемых законов, но также сформулировать и предложить для всеобщего обсуждения новые законы и стать, таким образом, участником впечатляющего социального исследования, способного повлиять на гармонизацию современного турбулентного мира, улучшение взаимопонимания людей разных культур и религий, возрастных и профессиональных социальных групп, мировоззрений и политических систем. Книга ориентирована на широкий круг читателей, а оригинальная методика и уникальные результаты будут интересны специалистам в области психологии, социологии, педагогики, политологии, маркетинга.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Karmalogic» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Сутра Действие

Закон Новое

Пытаемся делать даже то, что не умеем; осваиваем то, что не знаем; ищем там, где никто не искал

Природа идет путем проб и ошибок, наука развивается с помощью экспериментов — пытаться и ошибаться, делая не так, как другие, можно!

Редко кто не помнит известный афоризм Козьмы Пруткова: «Специалист подобен флюсу»[233]. Вторая, менее известная его часть гласит: «…Чем его начинят, с тем и ходит».

Генрих Шлиман был дилетантом, обычным купцом-миллионером из России, обожавшим поэму Гомера «Илиада». Любитель Античности не был археологом, но именно он сделал поразительные открытия там, где не ожидал никто из современных ему профессиональных историков. Шлиман, несмотря на насмешки специалистов, решил, что Троя — это не миф, не поэтическая выдумка слепца-аэда, а реальный древний город, и не пожалел ни собственных денег, ни полжизни, чтобы разыскать реальную, исторически существовавшую Трою в Малой Азии. Дилетант Шлиман откопал и Трою, а потом и Микены, и только случайности помешали ему найти еще и столицу крито-микенской цивилизации — Кносс. Это открытие неизвестного ранее очага средиземноморской цивилизации он уступил лорду Эвансу — тоже непрофессиональному историку-археологу, кстати говоря[234].

Есть такая поговорка, что Ковчег (спасший, согласно Библии, человечество и всю земную фауну) сделали дилетанты, а «Титаник» (унесший с собой в пучину более полутора тысяч жизней) — профессионалы. Вспомним Валерия Куринского, известного филолога, философа и полиглота. У этого человека совершенно потрясающая судьба. В раннем детстве он вместе с родными оказался в концлагере (после окончания войны родители и старший брат повторно попали в застенки уже в СССР), закончил экстерном школу, потом, когда началась «оттепель», поступил в консерваторию, стал скрипачом. Позже увлекся философией, психологией и создал свою собственную систему самообразования и саморазвития личности («постпсихологическую автодидактику»), в частности позволяющую успешно изучать иностранные языки. Куринский сделал упор в обучении на слух (у него самого он был абсолютный). Суть его подхода в том, что язык — это, прежде всего, фонетика. Если мы сразу учимся произносить слова, как это делают носители языка, то настраиваем свой речевой и слуховой аппарат (а они связаны) и начинаем слышать правильно и правильно говорить. Так, например, языки осваивают дети. Потом Валерий Куринский разработал методику осваивания не менее чем пяти языков одновременно. Сам он владел несколькими десятками иностранных языков и преподавал, консультировал переводчиков со всего мира.

Люди разных профессиональных сфер и разного опыта — у всех свой тип мышления. Если мы хотим освоить новое знание, новый вид деятельности, то стоит начать общаться с людьми — специалистами в этом деле. В ходе общения мы невольно перенимаем чужие стратегии мышления и начинаем мыслить, как они, а это ускоряет процесс обучения. Большое внимание этому феномену уделяется в таком влиятельном направлении современной психологии, как НЛП (нейролингвистическое программирование). В концепции НЛП есть такое важное понятие, как «мыслительная стратегия». «Путем выявления [мыслительных] последовательностей, приводящих к особым результатам, мы, по сути, можем повторить любую специфическую форму поведения, будь то бизнесмена, ученого, целителя, спортсмена, музыканта или кого бы то ни было, умеющего хорошо делать свое дело. Мы уверены, что при помощи НЛП любой может стать современным „человеком Ренессанса“», — утверждает Роберт Дилтс, один из всемирно признанных разработчиков и авторов в области нейролингвистического программирования[235].

«Нужно пройти через пропасть, чтобы оказаться на другом берегу. Так начинается все новое».

Эльчин Сафарли

В любой профессии есть своя стратегия мышления. Возьмем бальные танцы; оптимальная стратегия мышления в этой сфере следующая: аудиальная, кинестетическая и визуальная оценка. Танцоры даже внутри фразы таким образом выстраивают слова, что сначала идут аудиальные, потом кинестетические, а затем визуальные образы: «Я послушал, и у меня создалось ощущение, что это прекрасно!» Почему, например, очень важна визуальная оценка? Просто танцевать можно и без нее. Но в бальных танцах танцора оценивают со стороны (судьи, зрители), поэтому он должен «видеть», как выглядит каждое его движение. Он постоянно наблюдает за собой, словно в зеркале, оценивает каждое свое движение с точки зрения того, красивое ли оно. Человеку, не сформировавшему у себя такую стратегию, никогда не быть успешным в бальных танцах.

Хотим, чтобы завтра у нас было то, чего нет сегодня? Тогда делаем сегодня то, чего не делали вчера. Показательно, что нередко именно люди, пришедшие из другой профессии, оказывались исключительной силы новаторами — настоящими революционерами в той или иной сфере. Кругозор у неспециалиста часто шире, активного любопытства больше, параллельный профессиональный опыт присутствует, и, главное, есть нерастраченная воля к самореализации в новой области — все это служит причиной успешности.

Вспомним биографию Поля Гогена, одного из самых выдающихся художников XIX–XX веков. Гоген абсолютно не имел традиционного профессионального художественного образования. В 17 лет вопреки воле родителей юноша из консервативной состоятельной семьи поступил во французский торговый флот учеником лоцмана и на долгие годы отправился в длительные плавания по всему свету. Возвратившись в Париж в 1871 году, Гоген с помощью своего опекуна получил должность брокера в одной из самых солидных биржевых фирм столицы. Полю было 23 года, и перед ним открывалась блестящая карьера. Он довольно рано обзавелся семьей и стал образцовым отцом семейства (у него было 5 детей). Однако уже в начале 70-х годов XIX в. Поль Гоген начинает писать картины, постепенно овладевая ремеслом художника. Бывший моряк, биржевой брокер и глава буржуазного семейства становится крупнейшим представителем постимпрессионизма в изобразительном искусстве, наряду с такими титаническими фигурами, как Сезанн и Ван Гог. Любой человек, обладающий самыми общими представлениями о живописи, не может не помнить знаменитый таитянский цикл картин Гогена, в которых наблюдение над реальной жизнью и бытом народов Океании сплетается с местными мифами. Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ. Влияние изобразительной техники и художественной философии этого гениального «дилетанта» на искусство XX века бесспорно[236].

Праздный мозг — мастерская дьявола

Сейчас для достижения успеха необходимо осваивать смежные сферы деятельности. В современном мире все серьезные открытия делаются на стыке наук. Например, физики вторгаются в биологию и открывают для себя новые горизонты. Четыре года назад в прессе появилось сообщение об успехе австралийских ученых, сумевших создать искусственный материал для регенерации живых тканей, не отторгаемый организмом, — полимерные волокна. В области реконструкции и наращивания костных систем впечатляет результат использования магнитного поля для воссоздания тканей. Китайские ученые, работающие на стыке биологии, физики и медицины, сумели создать биосовместимые материалы на основе пористых металлических сплавов титана. В условиях низкотемпературных режимов и варьирования продолжительности синтеза удалось получить структуру, имитирующую кость человека со всеми ее физиологическими характеристиками[237].

Конечно, без культуры и социальных институтов — того, что часто ассоциируется со «старым порядком», противостоящим чему-то новому, более прогрессивному, — человек бы не только не смог развиваться, он бы просто не выжил. Этот вывод обосновал немецкий философ-антрополог Арнольд Гелен. По его мнению, человек с помощью социальных институтов «разгружает» себя от выполнения типичных социальных задач[238]. Образно говоря, ему не нужно каждый раз «изобретать велосипед», а можно пользоваться теми социальными механизмами и технологиями решения социальных задач, которые наработали предшественники. Но самоцель социальных институтов не в этом: человек разгружается не для отдыха, а чтобы иметь больше ресурсов (временных, творческих и прочих) для постановки и решения новых задач — тех, которые появляются впервые. Поиск нового — отличительная черта человека, специфический способ существования вида homo sapiens. Таким образом, социальные институты призваны помочь человеку развиваться самому и развивать человечество. В этом коренное отличие человека от животных, которые обречены подавляющее большинство времени воспроизводить типичные условия своего выживания, опираясь преимущественно на одни лишь инстинкты.

«Специалист подобен флюсу; чем его начинят, с тем и ходит».

Козьма Прутков

Все, созданное человеком, в природе ранее не существовало. Вся культура с точки зрения природной необходимости является чем-то избыточным и даже маловероятным. Однако маловероятно и само существование человека с чисто биологической точки зрения. Человек — больное животное, не способное к выживанию, утверждал еще знаменитый философ Фридрих Ницше и призывал сильные личности стремиться стать Сверхлюдьми[239]. Не во всем соглашаясь с Ницше, можно все же принять, что человеку предпочтительней стремиться к преодолению себя, даже в малом. Для этого нужно всегда и во всем не просто быть готовым принять новое — нужно уметь его создавать. А для этого нужно быть нацеленным на новое, нужно суметь сделать первый шаг в неизвестность.

«Чтобы обрести знание, каждый день что-нибудь добавляй; чтобы обрести мудрость, каждый день от чего-нибудь избавляйся», — гласит японская мудрость.

Понятие нового очень важно в христианстве: достаточно вспомнить концепцию Нового Завета, который обозначает новый, более высокий этап в отношениях человечества и Бога, наступающий с пришествием и искупительной жертвой Спасителя. Выражение «Новый Завет» (лат. Novum Testamentum) встречается у апостола Павла в первом и втором посланиях коринфянам (1 Кор. 11:25, 2 Кор. 3:6). Также это же понятие использовал в синоптических Евангелиях сам Христос (Мф. 26:28, Мк. 14:24, Лк. 22:20). У преп. Макария Египетского (IV век) мы читаем: «Кто приходит к Богу и действительно желает быть последователем Христовым, тот должен приходить с тою целью, чтобы перемениться, изменить прежнее свое состояние и поведение, показать себя лучшим и новым человеком, не удержавшим в себе ничего из свойственного человеку ветхому. Ибо сказано: Аще кто во Христе, нова тварь. Господь наш Иисус Христос для того и пришел, чтобы изменить, преобразить и обновить естество и эту душу, вследствие преступления низложенную страстями, создать вновь, растворив ее собственным своим Божественным Духом. Он пришел верующих в Него соделать новым умом, новою душою, новыми очами, новым слухом, духовным новым языком — одним словом сказать, новыми людьми, или новыми мехами, помазав их светом видения Своего, чтобы влить в них вино новое, т. е. Духа Своего. Ибо говорит, что новое вино должно вливать в новые мехи. Как враг, взяв подчинившегося ему человека, соделал его новым для себя, влил в него вино всякого беззакония и худого учения, так и Господь, избавив человека от врага, соделал его новым, помазав Духом Своим, влив в него вино жизни, новое учение Духа»[240].

Ученый сын старше неученого отца

Ислам поощрительно относится к науке и образованию, высоко ценит образованных людей и занятия наукой. В Коране сказано: «Бог доставит высокую степень тем из вас, которые веруют и получили познание» (Коран, 58:12); «Скажи: разве сравняются те, которые знают, и те которые не знают? Пусть об этом размышляют люди рассудительные» (Коран, 39:12). Об этом свидетельствуют и хадисы: «Ум без образования — все равно что тело без души. Слава заключается вовсе не в богатстве, а в знании»; «Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах облегчит путь в рай». Собеседник пророка Мухаммада Анас передает от лица самого пророка: «Искания науки (‘ильм) обязательны для каждого мусульманина и для каждой мусульманки. Ищите учения от колыбели до могилы. Ищите науку, даже если бы она находилась в земле Китая… кто хочет блаженства обоих миров, пусть ищет его в учении и знании» (сборник хадисов).

Многие люди боятся грядущих изменений. Боятся потому, что новое — это неизвестность, и, соответственно, нельзя гарантировать, что оно будет лучше того, что есть сейчас. Страх совершить ошибку берет верх. Он заглушает логику и здравый смысл: «Я не умею, поэтому я не буду делать». Если страх перед новым и непривычным начинает занимать в человеческой жизни доминирующую позицию, он переходит в фобию, а конкретно — в неофобию (с греч. neos — новый, phobeo — боязнь). Люди, страдающие этим видом фобии, страшатся всего нового в самых различных сферах человеческой деятельности (смена места жительства, работы, вступление в брак и т. п.), то есть всего того, что приводит к ломке существующих стереотипов. Неофобия имеет такую же симптоматику, как и другие виды фобий, только эти симптомы проявляются у человека при столкновении с чем-то новым и неизвестным. Они имеют как внешнее (физическое), так и внутреннее (психическое) проявление и могут как проявляться в виде незначительной тревоги и легкого опасения, так и перерастать в состояние паники.

Нового доброго знай не дичись, а чего не знаешь, тому учись

В этом случае страх выступает потенциальным барьером[241] (понятие, знакомое нам из физики), который сложно преодолеть. Законы логики здесь не работают — как только речь заходит о том, что мы боимся, возникает барьер, и мозг просто не слышит аргументов. Известно, чтобы преодолеть потенциальный барьер, нужно иметь такое значение кинетической энергии, которое было бы больше потенциала этого барьера. В нашем случае под кинетической энергией можно понимать жизненный опыт и уверенность в своих силах. Эти качества имеют тенденцию накапливаться. Жизненный опыт и уверенность в себе помогают человеку понять, что только его страх мешает трезво оценить ситуацию и правильно проанализировать возможные последствия, и тем самым, преодолеть этот страх. Необходимо делать то, что для нас является новым. Только тогда мы получим новые навыки и сможем развить в себе новые способности, что увеличит наш кругозор и потенциальные возможности.

Конечно, мы не станем профессионалами сразу. Нужно затратить достаточно много усилий и времени, чтобы наш уровень мастерства поднялся до удовлетворительного уровня. Но это не мешает нам учиться и получать новые знания.

Но важно понимать, что, как только мы начинаем осваивать новое, мы выходим из зоны своего комфорта и тем самым разрушаем один из ценных ресурсов, питавших наше тело и психику. Поэтому для того, чтобы остаться «в живых», необходимо начинать выращивать новую зону комфорта — иногда с нуля[242]. Мы стремимся к контролю над обстоятельствами. Профессионализм — один из способов такого контроля.

«Осмелиться — значит на мгновение потерять опору. Не осмелиться — навсегда потерять себя».

Сёрен Кьеркегор

Если обуздать страх не получается, можно воспользоваться советами, которые используют в клинической практике психотерапевты. Отлично помогают в борьбе с неофобией аутогенные тренировки, релаксация и медитация. А с некоторыми симптомами этой фобии можно довольно эффективно бороться самому. Если мы понимаем, что нас одолевает чувство страха, в первую очередь необходимо привести в норму дыхание и пульс, для этого нужно сделать несколько медленных вздохов через нос и выдохов через рот (с небольшой задержкой при выдохе). Справиться с надвигающим страхом помогают медленный счет и физические упражнения (например, можно присесть 10–20 раз). Кроме стабилизации дыхания также необходимо привести в норму свое сознание. Для этого надо постараться максимально сосредоточить внимание на окружающей обстановке (попробуйте достаточно подробно описать все предметы, которые вас окружают)[243].

Индийский мудрец Бхагван Шри Раджниш, известный как Ошо, призывал: «Не следуй своему инстинкту страха, потому что он сделает из тебя труса. Он подрывает твою человечность. Он — унижение, навязанное тобой. Всегда, когда видишь страх, иди против него! Простой критерий: всегда, когда видишь, что есть страх, иди против него, и ты будешь постоянно двигаться, расти, расширяться, подходить ближе к тому моменту, когда эго просто отпадает, потому что именно через страх оно и работает. А отсутствие эго — это просветление; это не нечто положительное. Вот один простой принцип: помни, все, что заставляет тебя бояться, испытывать страх, является ясным указанием на то, что ты должен делать. Ты должен поступать наоборот. Ты не должен следовать за страхом, ты должен побороть свой страх. В тот момент, когда ты решишь побороть свой страх, ты станешь на путь к просветлению»[244].

Знаток Торы, раввин Ефим Свирский высказался о страхе так: «Опыт показывает, что все зависит от того, насколько страдание осмысленно,т. е. страх мучений напрямую связан со страхом перед бессмысленностью. Если мучения сваливаются на нас ни за что, они переносятся тяжело; но если они нам нужны, их легче пережить, они становятся полезным опытом нашей жизни. Отсюда отнюдь не следует, будто евреи Торы — прирожденные мазохисты. Они тоже не любят болеть и мучиться. Но они понимают, что любая неприятность, которая происходит с ними, имеет смысл. Они знают, что таковы последствия их действий. Это как ответ Творца на реплику их жизни. И в каждом таком ответе Творца они видят не только страдания в чистом виде, а еще и учебу, помощь с Небес, которую надо принять и использовать, чтобы исправиться и выполнить свою роль на земле»[245]. Новое часто приносит с собой страдание. Страх должен быть подвергнут осмыслению. Иначе человек не сможет достичь нового знания, нового опыта, а значит, не сможет достичь счастья.

Мастерства за плечами не носить, а с ним добро

О том, что у каждого человека есть таланты, знают все. А вот о том, что нереализованные таланты заставляют страдать, догадываются не многие. Ну не может человек найти покоя в душе, и все! А это, возможно, рвется наружу талант математика, полиглота или краснодеревщика! И пока не выучит он интегралы, португальский язык или не сделает комод в стиле рококо, не успокоится.

В фольклорном наследстве разных народов сохранилось много сказок, притч, пословиц, поговорок, в которых высоко превозносятся любовь к учению, смелость в постижении новых путей. В старой китайской притче рассказывается о том, как советы мудрецов помогают людям найти «сокровища» там, где никто раньше не искал, и о том, как важно не бояться искать новые, неожиданные пути: «Один дровосек жил очень бедно, получая гроши за вязанки дров, которые приносил из ближнего леса. Однажды, когда он рубил дрова, его увидел проходивший мимо мудрец и сказал: „Иди дальше!“ Дровосек послушался совета, зашел глубже в лес и нашел там ценные сандаловые деревья. Нарубив столько, сколько смог унести, и получив от продажи много денег, он и на следующий день отправился в лес. Вспомнив совет мудреца, он зашел еще дальше и увидел россыпи серебряной руды. На третий день он не остановился и здесь и в глубине леса отыскал пещеру с драгоценностями»[246].

«Каждое принципиально новое, пионерское действие, рождающее потребность, заходит слишком далеко».

Вальтер Беньямин

Люди отличаются друг от друга своим отношением к новому опыту в их жизни. Одни воспринимают его с большим энтузиазмом, другие — боятся. Кто-то бесстрашно отправится на занятия по экстремальному спорту, чтобы испытать новые ощущения, а кто-то никак не может начать ходить в обыкновенный спортзал, потому что это не вписывается в его обычный распорядок. Вторая категория людей привыкла делать одни и те же вещи изо дня в день и чувствует себя достаточно комфортно. Первую же группу обыденное существование убивает, как медленный яд.

У человека, боящегося нового, очень хорошее воображение, особенно в контексте всего негативного. Люди могут страшиться провала, бояться быть осмеянными или подвергнуться опасности. Однако, когда такой «пугливый» человек все-таки решается на что-то для него необычное и этот опыт получается позитивным, он становится счастливее в десятки раз, открывает для себя совершенно неожиданные стороны жизни и самого себя с новой стороны и в результате получает стимул идти дальше и пробовать еще. Преодоление страха и попытка начать делать что-то за пределами старого опыта заставляют человека гордиться собой, повышают самооценку и расширяют кругозор. Конечно, страх, являясь сильной эмоцией, зажигает в сознании человека «красную лампочку» и пытается остановить его, но зачастую люди сами совершенно неспособны представить, какие позитивные перемены могут с ними произойти, если они попробуют сделать что-то новое.

Жизнь — это открытая система, в которой всегда есть место для поисков и экспериментов. Надо пробовать все — в поисках подлинного себя, своего предназначения и смысла. Ничто не проявляется сразу, априорно, а только в экспериментах, повторяющихся ошибках и размышлениях.

«Если вы никогда прежде не пытались завязать шнурки на ботинках стоя, сделайте это, — совершенно справедливо советует автор одной из популярных книг по практической психологии. — Если вам никогда прежде не нравилось заниматься общественными делами, начните это делать. При этом испытывайте душевный подъем и радость. Не важно, насколько масштабными окажутся эти вещи, главное здесь то, что вы начнете заниматься делом, которое раньше казалось вам не по силам, о чем вы раньше и не помышляли. Попытайтесь пробиться через свои ментальные установки. Пусть каждый день приносит вам хоть одну такую победу. Рано или поздно в вашем подсознании накопится „критическая масса“, и подобные победы станут вашим нормальным состоянием»[247].

Психолог Рич Волкер просмотрел более 30 тысяч записей о событиях из более чем 500 дневников разных людей, охватывающих воспоминания на протяжении от трех месяцев до четырех лет, и сделал вывод, что люди, которые имеют разнообразный опыт и не боятся нового, чувствуют себя лучше и менее подвержены влиянию негативных эмоций[248]. Новый опыт представляет собой в некотором смысле «эмоциональный иммунитет». «Новое, — пишет психолог Алекс Ликерман, — обязательно заставляет человека расти, позволяет становиться более открытым для разных идей и не становиться скучным»[249].

Не нужно забывать, что многие профессионалы начали свою карьеру, делая совершенно неуверенные шаги в новом для них направлении. Пытливый ум новичка и его нестандартный, еще «не ограненный» подход способен творить чудеса! Добавим общение со специалистами, имеющими авторитет и обладающими огромным запасом опыта и знаний, и это поможет нам развиваться быстрее и эффективнее. «Профессионалы способны научить вас правильно расставлять приоритеты и обязательно реализовывать задуманное, не останавливаясь на полпути, — говорит предприниматель Джеймс Клиар. — Эти люди вдохновляют, делятся знаниями, поэтому именно рядом с ними вы сами начнете превращаться из талантливого любителя в профессионала»[250].

Решаемся на новое. Открываем неизведанные горизонты. Расширяем сознание. Помним, что мы не одиноки. Рядом всегда существуют люди, способные нас понять, разделяющие те же интересы, готовые нас поддержать и научить. И возможно, именно этот новый путь сделает нас счастливыми.

«Новое — это то, что путем дифференциации выделилось из массы привычного».

Георг Зиммель

Глаза боятся — руки делают

Использованные символические образы

Карта Karmalogic: яма (символ слова «новое» — открытие в непредсказуемом и безжизненном месте), бьющая из нее струя воды (символ, обозначающий мудрость).

Пиктограмма Karmalogic: чаша (символ получения новой информации и мудрости).

ВЫ МОЖЕТЕ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К ОБСУЖДЕНИЮ ЗАКОНА «НОВОЕ» И СЛУЧАЕВ, ЕГО ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ, НА САЙТЕ ПРОЕКТА KARMALOGIC.NET. ДЛЯ ЭТОГО ПРОСКАНИРУЙТЕ РАСПОЛОЖЕННЫЙ В КОНЦЕ СТРАНИЦЫ QR-КОД С ПОМОЩЬЮ ВАШЕГО СМАРТФОНА, И ВЫ ПОПАДЕТЕ НА СТРАНИЦУ ОБСУЖДЕНИЯ ДАННОГО ЗАКОНА.

karmalogic.net/laws/sutra_action/new_path

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Karmalogic» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

233

Прутков К. Сочинения Козьмы Пруткова / Прутков Козьма; Толстой Алексей Константинович; Жемчужников Алексей Михайлович; Жемчужников Александр Михайлович; Жемчужников Владимир Михайлович; вступ. ст. В. Сквозникова; Примеч. А. Баборенко. — М.: Художественная литература, 1976.

234

Шлиман Г. Илион. Город и страна троянцев. — М.: Центрполиграф, 2009.

235

Дилтс Р. Стратегии гениев (http://www.center-nlp.ru/library/s55/s61/e10.html).

236

Велигорская Л. Поль Гоген: необычная биография необычного человека (http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Klassika/Pol-Gogen-neobychnaya-biografiya-neobychnogo-cheloveka.aspx?ID=2624).

237

Биоинженерия: наука на стыке фантастики (http://www.13min.ru/nauka/bioinzheneriya-nauka-na-styke-fantastiki/).

238

Гелен А. О систематике антропологии / Проблема человека в западной философии; пер. А. Филиппова. — М.: Прогресс, 1988. — C. 152–201.

239

Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей / Ницше Ф. Избр. произведения в 3 т. — T. 1. — М.: REFL-book, 1994.

240

Преподобный Макарий Египетский (http://www.verapravoslavnaya.ru/?Makarii_Velikii_duhovnaya_branmz).

241

Ландау Л. Д., Лифшиц Е. М. Теоретическая физика, 5-е изд. — М.: Физматлит, 2004. — T. I: Механика.

242

Цель вне зоны комфорта (https://www.b17.ru/article/36529/).

243

Неофобия: причины, симптомы и методы лечения (http://fobiya.info/strah-situatsij/neofobiya).

244

Бхагаван Шри Раджниш (Ошо). Лекарство для души. — СПб., 1990.

245

Свирский Е. Тора и психология (https://toldot.ru/articles/articles_2039.html)

246

Сказки о мастерах и ремеслах. — М.: Редкая птица, 2015.

247

Чин Нинь Чу. Делай меньше, достигай большего. Секреты Мага Дождя (http://www.deir.org/libr/?go=book&id=641&p=16 ).

248

Волкер Р. Новые знания и здоровье // Time. — 2016. — № 12. — P. 23.

249

Ликерман А. Пробовать новое. Почему важно получать новый опыт. — М., 2010.

250

Клиар Дж. Разница между любителем и профи. — М., 2016.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я