Этой книгой легендарный консультант и психотерапевт Алексей Ситников запускает уникальный международный краудсорсинговый проект создания современного свода универсальных законов жизни, которые способны оказывать влияние на судьбу, предупреждать о возможных ошибках при взаимодействии с окружающим миром природы и людей, а также служить гармонизации внутреннего мира человека. Читатель сможет не только подключиться к обсуждению формулировок, степени важности и способов применения перечисленных в книге 54 законов судьбы (полученных в результате дискуссий на многочисленных семинарах, тренингах, коучинговых/ психотерапевтических сессиях, интернет-форумах), прислать свои истории из жизни, подтверждающие их действие, создать свой личный перечень принимаемых и соблюдаемых законов, но также сформулировать и предложить для всеобщего обсуждения новые законы и стать, таким образом, участником впечатляющего социального исследования, способного повлиять на гармонизацию современного турбулентного мира, улучшение взаимопонимания людей разных культур и религий, возрастных и профессиональных социальных групп, мировоззрений и политических систем. Книга ориентирована на широкий круг читателей, а оригинальная методика и уникальные результаты будут интересны специалистам в области психологии, социологии, педагогики, политологии, маркетинга.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Karmalogic» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Сутра Выбор
Закон Шанс
Выигрывают те, кто дает случаю шанс
Случайный шанс как маловероятное событие — это развилка новой линии судьбы, высоковероятное событие — это один из пунктов реализации уже выбранной линии
В жизни случаются совершенно немыслимые, невероятные и неожиданные истории, которые, как нам кажется, посланы самой судьбой. Например, наш прадедушка, напрасно ожидая свою подругу, знакомится с нашей прабабушкой, которая тоже не дождалась своего кавалера. Они увидели друг друга и полюбили на всю жизнь. Даже страшно представить, что бы произошло, если бы они упустили этот шанс? Все настоящее было бы совершенно иным. Что это? Закономерность? Перст судьбы? Счастливая случайность?
Психиатр Мари-Лор Гриве поясняет, почему некоторым людям везет больше чем другим: «Это все зависит от нашей собственной интерпретации самих себя и происходящего. Многие из этих интерпретаций имеют очень мало общего с реальностью, но, будучи рассмотренными через призму оптимизма и хорошей самооценки, приобретают положительный характер»[148]. Везунчики просто дают новым событиям шанс произойти и используют эту возможность себе во благо. Наверняка прадедушка и прабабушка были оптимистами, поскольку не позволили обстоятельствам испортить им вечер. Они разрешили случайности произойти и тем самым развернули вектор своей жизни совершенно в ином направлении.
«Мудрый человек обращает шанс в счастливый случай».
Пока мы вращаемся в одном и том же кругу общения, ходим одной и той же привычной дорогой, все разнообразие мира проходит мимо нас… Новая дорога дает возможность встретиться с новыми людьми, а новые люди могут вовлечь нас в какие-то новые процессы, и наша жизнь может полностью измениться. Наши навыки и наши способности получат новый импульс развития, только когда на нашем пути встретится настоящий мастер своего дела. А шанс на такую встречу появится лишь в том случае, если мы отведем в нашей жизни место случайности и спонтанности.
Греки называли словом kairos время возможности, тот момент, ту точку во времени, когда от решения воспользоваться (или нет) случаем зависела последующая жизнь человека. Он может использовать шанс и заполучить эту возможность либо же не заметить или не решиться его принять.
История знает огромное количество открытий, совершенных случайно: забытый Флемингом и покрывшийся плесенью образец послужил открытию пенициллина; открытие Колумбом Америки; перевернутый яблочный пирог сестер Татен, оказавшийся случайно в духовке, подарил миру «шарлотку»[149].
Психолог Эльза Годар отмечает, что случай способен заставить человека переосмыслить свой выбор, поменять отношение к действительности, выявить свои новые стороны. Шанс — это плод не только случайности, но и нашей способности трансформировать его в возможность[150].
«Нас призывает случай. Мы не способны призвать сами себя к чему бы то ни было».
По мнению многих специалистов, наша способность замечать и использовать полученные шансы, иными словами — «удачливость», нарабатывается с помощью количества таких неупущенных шансов. Ведь даже выигрыш в лотерею подразумевает покупку билета. Р. Вайзерман, в течение десяти лет изучающий «удачливых» и «неудачливых» людей, утверждает, что люди, называющие себя удачливыми, охотнее видят в случайности возможности. Они не теряют времени и используют предоставляемые им шансы, в то время как называющие себя неудачниками зачастую не могут разглядеть в случае возможный положительный потенциал[151].
Нужный путь Бог правит
Способность улавливать и оборачивать в свою пользу новые возможности заложена в самой человеческой природе[152]. Поэтому ситуации, в которых у нас отсутствует возможность (и необходимость) поиска новых решений и алгоритмов, действуют на нас разрушающе. Например, при монотонном труде однообразные операции вынуждают работать одни и те же структуры организма — нейроны, мышцы, сухожилия, — не задействуя другие. В результате этих однообразных действий формируются очень мощные, так называемые динамические стереотипы поведения, которые в дальнейшем могут стать препятствием для развития других приспособительных реакций организма. Людей, которые по 20–30 лет выполняют одну и ту же работу, практически невозможно без наличия у них сильной мотивации переучить делать что-либо другое. Конвейерное производство, на котором особенно проявляется монотония, вызывает гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, язвенную болезнь двенадцатиперстной кишки — болезни, которые развиваются при стрессовых воздействиях. Очевидно, что однообразные действия и монотония являются стрессовыми факторами для организма[153].
«Кто ничего не оставляет на долю случая, почти все делает правильно — только ему мало что удается сделать».
Обилие шансов делает любую систему многообразнее и сложнее. Возьмем, к примеру, системы с большим количеством частиц[154]. Когда мы описываем свойства тел, состоящих из большого количества микроскопических систем (атомов, молекул и т. п.), нам нужно учесть все возможные варианты событий, даже если вероятность таких событий бесконечно мала (иными словами, эти события практически не имеют шанса состояться)[155]. Но из-за огромного количества этих частиц такие события вносят достаточно большой вклад в свойства всей системы.
«Счастье — это приз, которого нужно добиться. Приключение — дорога, ведущая к нему. Случай — это то, что подчас маячит из тени по краям дороги».
Дорогу осилит идущий
«На пути постижения мудрости не надо бояться, что свернешь не туда».
«К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники».
«Всегда выбирайте самый трудный путь — на нем Вы не встретите конкурентов».
В социальных системах действуют те же законы — если мы не замечаем возможностей, которые вокруг нас, это еще не означает, что их не существует. Известный современный американский аналитик и социальный философ Френсис Фукуяма даже написал в начале 1990-х годов статью, а затем книгу под названием «Конец истории?», в которой обосновал необходимость поощрять многообразие во всех сферах общественной жизни — как выражаются американцы, «не складывать все яйца в одну корзину»[156].
Правовые выводы доктрины мультикультурализма[157] продолжают занимать доминирующие позиции в развитых странах и медленно, но верно распространяться по всему миру. Эти идеи уходят корнями в специфику неагрессивного сосуществования культурных сообществ в Канаде — культурная политика «лоскутного одеяла» (patchwork)[158] в противовес культурной политике интенсивной ассимиляции малых культурных общностей большой национальной в США, так называемой политике «плавильного тигля» (melting-pot), которая доминировала здесь до 80-х годов ХХ века.
Печка нежит, а дорожка учит
Сегодня у нас практически всегда есть возможность выбрать альтернативный способ действий, развиваться в том направлении, в котором складывается лучшая конъюнктура, меняя свой статус и сферу деятельности, — тогда как человек традиционного общества вынужден был, как правило, довольствоваться социальным статусом, полученным при рождении[159]. Главное — рискнуть и использовать свой шанс, выйдя из зоны комфорта.
«Тому, кто не боится риска, часто приходит на помощь случай».
Судьбы многих великих людей подтверждают: следовать за мечтой, делать то, что поначалу страшно, ставить себе высокую планку, не отступать и использовать любые возможности для продвижения вперед — это самое настоящее и ценное. Так получилось и в древнегреческом мифе о Дедале и Икаре[160], когда человек смог покорить совершенно новое, недоступное пространство — воздух.
…Дедала, афинского архитектора, скульптора, художника и изобретателя, длинная цепь неожиданных событий привела на остров Крит, где царствовал Минос, сын Зевса и Европы. Царь Крита был рад заполучить величайшего художника Греции, и Дедал по приказу Миноса создал на острове множество произведений искусства. Несмотря на то что на острове мастер продолжал заниматься искусством, он не ощущал себя свободным.
И тогда в голове изобретателя зарождается дерзкая мысль — сделать то, что никто никогда не делал: попробовать сбежать по воздуху. И он изобретает крылья — для себя и сына Икара. Когда отец и сын надели крылья и взлетели, критяне, видевшие этот полет, приняли их за богов.
Но открытие новых, неизведанных путей иногда стоит очень дорого. Юный Икар, поднявшись слишком высоко, погиб: солнце растопило воск, скрепляющий его крылья…
Шанс обрести свободу зачастую кажется таким незначительным. Но для настоящего художника это драгоценнейшая находка. Как Дедал случайно открывает небо, так для каждого настоящего искателя найдется свой шанс открыть новый мир.
Идущий дорогу одолевает, сидящего думы одолевают
Да, шанс — это всегда риск опалить крылья, но без этого невозможно и взлететь. Благоприятный случай нужно уметь разглядеть и вовремя использовать, как это сделал, например, легендарный художник Тинторетто[161]. Когда о Тинторетто еще никто не слышал, братство Скуолы Сан-Рокко объявило открытый конкурс на роспись своего здания. Десятки лучших венецианских живописцев получили возможность проявить себя. Тинторетто разузнал диаметр главного плафона, написал на холсте композицию и успел приколотить ее на место к приходу комиссии. Пока остальные художники только подносили эскизы, Скуола уже нашла своего мастера. Тинторетто к тому же заявил, что дарит Братству эту роспись и за нее денег не возьмет! Но когда художник был утвержден, деньги, конечно, начали платить, и немалые… А началом его славы стал шанс, который Тинторетто не только не упустил, но и использовал по максимуму.
«Случай — это единственный законный царь Вселенной».
Бог пути кажет
Где торно, там и просторно
«Люди, достигающие успеха в мире, — это те люди, которые встают и ищут нужный им случай».
Казалось бы, стоит лишь поверить в себя, преодолеть сомнения и страхи и последовать за мечтой. Но не все готовы работать над собой, бороться за идею, поэтому мечтателей много, а великих, давших мечте шанс — мало. Человек боится неизвестности, когда исход не определен и существует высокая вероятность провала. Но религия обнадеживает: что неизвестно человеку, предопределено Богом. И шанс — это Его дар нам, который надо использовать.
Даже в кастовой системе индуизма у человека всегда есть шанс в следующем воплощении занять более высокую социальную ступень. Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 до н. э.) уже делились на четыре главных сословия, позже названные «варнами» (санскр. «цвет»): брахманы (священнослужители), кшатрии (воины), вайшьи (торговцы, скотоводы и земледельцы) и шудры (слуги и разнорабочие). И хотя в жизни земной переход из одной варны в другую невозможен, индусы верят в перевоплощение и считают, что тот, кто соблюдает правила своей касты, в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую касту. Тот же, кто нарушает эти правила, потеряет социальный статус. Поэтому шанс самому управлять своей судьбой, пусть и в туманной перспективе, но сохраняется за каждым[162].
Домашняя дума в дорогу не годится
Под лежачий камень и вода не течет
Одним из столпов мусульманской веры является вера в божественное предопределение, по которому история человечества предустановлена волей Аллаха. Это не означает совершенной беспомощности человека и его неспособности влиять на свою судьбу. Аллах — Творец всех деяний на земле, как хороших, так и плохих, при этом человек обладает свободой выбора (ихтияр) и может присваивать себе предложенные Творцом деяния (Коран 10:99). Шанс, выпавший человеку, своеобразная подсказка, в каком направлении двигаться. Окруженный миллионом возможностей, человек не всегда способен сделать правильный выбор: «Кто идет прямым путем, тот идет для самого себя, а кто заблуждается, то заблуждается во вред самому себе; не понесет носящая ношу другой, и Мы не наказывали, пока не посылали посланца» (Коран 17:15). Чтобы не сойти с прямого пути, мусульманину следует уповать на волю Аллаха (таваккуль) и просить об Его руководстве. Если мусульманину, живущему по мусульманскому закону и ведущему праведную жизнь, выпадает счастливый шанс, то велика вероятность, что в этом состоит благословение Аллаха и мусульманину не нужно бояться следовать за этим, ведь это дар Всевышнего, и он дается, чтобы человек через него восхвалил и прославил Аллаха. Главное, чтобы опорой человеку на его пути всегда были предписания мусульманского закона — шариата.
В иудаизме есть эпизод, в котором упоминается единственный известный истории человек, ставший христианским святым и одновременно с этим имеющий авторитет в иудаизме: «Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время, а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать. Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками. Они послушались его; и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их» (Деян. 5:34-40). Гамалиил предложил рискнуть, дать шанс Богу (а в Бога члены синедриона верили) проявить себя через случай. Они приняли решение поступить нестандартно, и как минимум Гамалиил выиграл[163].
«Когда Господь закрывает дверь, где-то он открывает окно».
Дорога — от села до села, а по всей земле повела
«Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это самый легкий, и путь опыта — это самый горький».
Постараешься гору покорить — к свету дорогу пробьешь
Евангелие от Луки рассказывает о некоем «именем Закхей, начальнике мытарей и человеке богатом», который воспользовался ничтожным шансом увидеть Христа. Закхей не постеснялся людей, влез на дерево (другого шанса не было: Закхей был мал ростом, а тут толпа народа), и из всей гущи народной именно его Христос замечает и останавливается в доме Закхея со всеми благоприятными последствиями для его семьи (Лк. 19:1–10).
Шанс измениться и войти в белую полосу рано или поздно выпадает всем. Этот шанс дается нам свыше, но только человек решает, воспользоваться им или нет. По этому поводу один из главных теоретиков каббалы Михаэль Лайтман говорит: «Мы будто бы зависим от желания свыше — от света, который должен пробудить нас. Но своей работой, которую мы возбуждаем внизу, мы вызываем пробуждение наверху. Хотя по поводу „пробуждения снизу“ и „пробуждения свыше“, сказано: „Я — первый и Я — последний!“, т. е. все совершается Творцом, но между этими двумя Его воздействиями, обязаны включиться в процесс мы сами. Разумеется, все начинается с Творца, но когда человеку дается свыше возбуждение (точка в сердце) и конец веревки — остальное зависит от него. И вот здесь-то мы обычно теряемся… Если человек находится в низшей точке падения, он сам подняться из нее не может, как сказано: „Заключенный не может сам освободить себя из тюрьмы“. Но если ему бросили конец спасительной веревки, то все остальное уже зависит от него. И тогда с ним ведется расчет — использовал ли он свой шанс правильно или нет»[164].
Открытому сердцу дорога открыта
«Чтобы иметь что-то новое, надо и делать что-то это по-новому».
О том, как удобно, но беспросветно ездить по одной колее и не искать новых дорог и возможностей, отметил Владимир Высоцкий в песне «Своя колея»[165]. У Высоцкого примеру «глупца» (по мнению обывателей), попытавшегося вырваться из наезженной колеи (где так уютно и так привычно!), следует его лирический герой. Понимая, что ждать подмоги неоткуда (чужая это колея!), он сам выходит за ее пределы…
И судьба вознаграждает его смелость: перед ним открываются новые горизонты и дорога в новую жизнь (Гляжу — размыли край ручьи / Весенние, / Там выезд есть из колеи — / Спасение)!
«Эй, вы, задние! Делай, как я, — призывает Высоцкий. —
Это значит — не надо за мной.
Колея эта — только моя!
Выбирайтесь своей колеей».
Своим мечтам и новым идеям необходимо давать шанс! То, что мы не видим этих шансов и потенциальных возможностей, не означает, что их нет. Просто мы сами пропускаем нужный поворот, по привычке следуя старому маршруту. Но если ходить все время по протоптанной дорожке и разыгрывать карту безопасности, ничего нового в жизни так и не произойдет. Наша судьба каждый день посылает нам тысячи шансов изменить свою жизнь — как в худшую, так и в лучшую сторону. И только от нас зависит, сможем ли мы ими воспользоваться и как.
«Достойный человек не идет по следам других людей».
Использованные символические образыКарта Karmalogic: орел (символ фортуны), колесо, попавшее в ров рядом с сундуком (символ слова «шанс»).
Пиктограмма Karmalogic: голова орла.
ВЫ МОЖЕТЕ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К ОБСУЖДЕНИЮ ЗАКОНА «ШАНС» И СЛУЧАЕВ, ЕГО ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ, НА САЙТЕ ПРОЕКТА KARMALOGIC.NET. ДЛЯ ЭТОГО ПРОСКАНИРУЙТЕ РАСПОЛОЖЕННЫЙ В КОНЦЕ СТРАНИЦЫ QR-КОД С ПОМОЩЬЮ ВАШЕГО СМАРТФОНА, И ВЫ ПОПАДЕТЕ НА СТРАНИЦУ ОБСУЖДЕНИЯ ДАННОГО ЗАКОНА.
karmalogic.net/laws/sutra_path/chance
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Karmalogic» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
153
Агаджанян Н. А., Тель Л. З., Циркин В. И., Чеснокова С. А. Физиология человека: Учебник; 4-е изд. — М.: Медицинская книга; Новгород: НГМА, 2003.
155
Сивухин Д. В. Общий курс физики. — Т. II: Термодинамика и молекулярная физика. — М.: Наука, 1979.
156
Фукуяма Ф. Конец истории? / Философия истории: Антология. — М.: Аспект-Пресс, 1995. — С. 290–310.
157
Кимлика У. Современная политическая философия: Введение. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010; Тейлор Ч. Мультикультурализм и «политика признания»; пер. с англ. — М.: Альтерпрес, 2004.
158
Терборн Г. Мультикультурные общества // Социологическое обозрение. — 2001. — Т. 1. — № 1. — С. 50–67.
159
Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений; пер. с англ., комментарии и статья В. В. Сапова. — СПб.: РХГИ, 2000.
161
Муратов П. Образы Италии. — М., 1912; Тинторетто [Альбом]. — Киев, 2012; Беккет В. История живописи. — М.: АСТ, 2003.