1. Книги
  2. Личная эффективность
  3. Алексей Ситников

Karmalogic

Алексей Ситников (2018)
Обложка книги

Этой книгой легендарный консультант и психотерапевт Алексей Ситников запускает уникальный международный краудсорсинговый проект создания современного свода универсальных законов жизни, которые способны оказывать влияние на судьбу, предупреждать о возможных ошибках при взаимодействии с окружающим миром природы и людей, а также служить гармонизации внутреннего мира человека. Читатель сможет не только подключиться к обсуждению формулировок, степени важности и способов применения перечисленных в книге 54 законов судьбы (полученных в результате дискуссий на многочисленных семинарах, тренингах, коучинговых/ психотерапевтических сессиях, интернет-форумах), прислать свои истории из жизни, подтверждающие их действие, создать свой личный перечень принимаемых и соблюдаемых законов, но также сформулировать и предложить для всеобщего обсуждения новые законы и стать, таким образом, участником впечатляющего социального исследования, способного повлиять на гармонизацию современного турбулентного мира, улучшение взаимопонимания людей разных культур и религий, возрастных и профессиональных социальных групп, мировоззрений и политических систем. Книга ориентирована на широкий круг читателей, а оригинальная методика и уникальные результаты будут интересны специалистам в области психологии, социологии, педагогики, политологии, маркетинга.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Karmalogic» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Сутра Выбор

Закон Смерть

Советуемся со своей смертью

Действуя сегодня, поступаем так, как будто этот день последний

«Жить — это редчайшая вещь в этом мире. Многие люди просто существуют» (Оскар Уальд). Мы редко задумываемся над тем, что именно имеет значение в жизни. К сожалению, большую часть отпущенного нам времени мы ходим по кругу и делаем изо дня в день одно и то же. И если мы не способны разобраться, что именно важно, а что нет, то наша жизнь превращается в губительный шаблон. И в какой-то момент мы понимаем, что многого не успели, не сделали и уже не сможем, поскольку время необратимо и многие шансы навсегда упущены.

Мы редко задаемся вопросом: «Провел бы я сегодняшний день так, как я это сделал, если бы знал, что он последний?» Возможно, потому что не все из нас уверены, что ответили бы «да». Более того, очень часто фраза «прожить сегодняшний день как последний» ассоциируется у нас с чем-то несерьезным или даже безответственным. Проживать каждый день как последний не означает быть безрассудным. Это значит, что прожить его необходимо с пониманием того, что именно имеет для нас значение. Как делал это великий гений Альберт Эйнштейн, который говорил: «Существуют два пути прожить жизнь. Один — будто чудес не бывает. Второй — будто кругом одни чудеса».

Бойся Бога: смерть у порога

И как поступал Стив Джобс, у которого был свой способ понять, правильно ли он проживает настоящее. Каждое утро он смотрел в зеркало и спрашивал себя, хотел бы он делать то, что он делает, если бы этот день был последним. Если его ответ был «нет» в течение нескольких дней, это являлось сигналом, что нужны срочные перемены[216]. Можно сказать, что Стив Джобс действительно жил, советуясь со смертью, т. е. здесь и сейчас, воспринимая каждый день как самый главный в жизни, стараясь проживать его максимально полноценно и насыщенно. Каждое его успешное предприятие оказывалось лишь прологом к следующим проектам, казавшимся большинству людей чуть ли не фантастическими. «Для меня не важно, — заметил он как-то в интервью для The Wall Street Journal, — стать самым богатым человеком на кладбище». И продолжил: «Ложиться спать и думать, что сегодня ты совершил настоящее чудо, — вот что для меня важно». Интервью это состоялось в 1993 году. Тогда Джобс еще не знал о своей болезни. Но уже тогда каждый день для него был самоценной единицей и поводом менять мир к лучшему.

Эта земная жизнь — единственная, время окончания мероприятия нам заранее не сообщают, и ни о какой второй попытке или bonus game речь не идет. «Memento mori» (помни о смерти), — гласит латинская пословица. «Жизнь коротка, но слава может быть вечной», — сказал знаменитый римский оратор Цицерон. Помня о пределе существования, мы должны стремиться каждый свой миг сделать осмысленным.

Совет помнить о смерти не предполагает жить в постоянном ее страхе. Но пока мы живы, наши сердца должны переполнять чувства доброты, радости и благодарности за каждый прожитый день. Как сказал знаменитый американский проповедник здорового образа жизни Поль Брэгг: «Молодость — это приготовление к старости, жизнь — это приготовление к смерти. Для меня лично мысль о смерти очень далека. Я мыслю только терминами жизни. Я верю, что каждую ночь, когда мы засыпаем, мы умираем, а просыпаясь утром, мы начинаем новую жизнь. Так я делаю каждый день, насколько это возможно»[217].

«А что такое смерть? Такое ль это зло, Как всем нам кажется? Быть может, умирая, В последний горький час дошедшему до края, Как в первый час пути, совсем не тяжело?»

Пьер Ронсар

Тяни лямку, пока не выкопают ямку!

«Смерть устраняет ничтожное и тем способствует освобождению духа от его конечности и раздвоенности, равно как и духовному примирению субъекта с абсолютным».

Георг Гегель

Старость и смерть являются логической кульминацией и завершением любой жизни — как продолжительной, активной и полноценной, так потраченной впустую. Однако не стоит жить в постоянном страхе смерти, поскольку рано или поздно она непременно придет к каждому живому существу. В биологии существует бесчисленное множество теорий старения, но большинство исследователей в конечном итоге приходят к выводу, что причиной смерти в ранние годы являются сам человек и его отношение к жизни. Сегодня уже никто не станет отрицать, что негативные эмоции несут мощную разрушительную силу для организма, точно так же как и отсутствие жизненных ориентиров, стремлений и желаний. В то время как положительные эмоции и позитивное отношение к жизни, наоборот, способствуют длительной и полноценной жизни.

Физиологи утверждают, что среди факторов, снижающих скорость старения организма, огромное значение имеет здоровый образ жизни[218], в основе которого лежит поддержание физической формы и активности нервной системы организма. Известно, что около 80 % генетической информации человека работает на нервную систему, обеспечивая эффективный механизм управления всеми системами организма. Нервная система является центральным аппаратом регуляции всех функций организма[219]. До тех пор, пока человек живет и в полной мере использует все возможности своей нервной системы, во главе которой стоит головной мозг, до тех пор этот мозг и будет поддерживать в тонусе и функциональной активности весь организм. Как только человек останавливается в своем развитии, как интеллектуальном, так и физическом, скоро приходит смерть.

Охай, не охай, а вези до упаду (то есть до смерти)

«Пока мы откладываем жизнь, она проходит».

Сенека

Но как бы мы не поддерживали себя и свой организм в высокофункциональном состоянии, мы никогда не знаем, какой из дней станет последним. Поэтому стоит «ловить момент» (carpe diem!)[220], как предлагал древнегреческий философ Эпикур. По его мнению, достичь ощущения счастья можно следующим образом: «Привыкай думать, что смерть для нас — ничто, ведь все и хорошее, и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений»[221]. На этом основании Эпикур создал свою философию, которая учила в каждом мгновении жизни находить подлинное удовольствие, в каждом прожитом дне — подарок, который нужно оценить и радоваться ему.

Выдающийся древнеримский философ и государственный деятель Сенека советовал своему другу: «Отвоюй себя для себя самого, береги и копи время, которое прежде у тебя отнимали или крали, которое зря проходило. Сам убедись в том, что я пишу правду: часть времени у нас отбирают силой, часть похищают, часть утекает впустую. Но позорнее всех потеря по нашей собственной небрежности. Вглядись-ка пристальней, ведь наибольшую часть жизни тратим мы на дурные дела, немалую — на безделье, и всю жизнь не на те дела, что нужно. Укажешь ли ты мне такого, кто ценил бы время, кто знал бы, чего стоит день, кто понимал бы, что умирает с каждым часом? В том-то и беда наша, что смерть мы видим впереди; а большая часть ее у нас за плечами, ведь сколько лет жизни минуло, все принадлежат смерти. Поэтому не расходуй его попусту, а тем более не позволяй расходовать свою жизнь другим людям»[222].

Смерть — это окончание депозита жизни, который нам нужно успеть реализовать. Помня о смерти и воспринимая ее как единственный реальный финал, мы освобождаемся от мнимых барьеров, которые часто кажутся нам непреодолимыми. Страхи, неуверенность, ощущение ограниченного количества возможностей — все это отступает перед единственным, действительно непреодолимым фактором — смертью.

Кто чаще смерть поминает, тот меньше согрешает

«Если любишь жизнь, не трать время зря, потому что жизнь состоит из времени».

Бенджамин Франклин

Лучше смерть славная, чем жизнь позорная

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное» (Екк. 3:1–2), — говорит библейская книга Екклесиаста. В христианской религии смерть воспринимается как постоянное напоминание о необходимости совершенствоваться для вхождения в Царствие Небесное: «Со всяким человеком неразлучна мысль о смерти. Но неверующие худо ею пользуются, сетуя только о разлуке с приятностями жизни. Верующие же употребляют ее в пособие и врачевство от постыдных страстей»[223]. «Добрый педагог и телу, и душе есть незабвенная память о смерти»[224]. Преподобный Нил Синайский писал: «Всегда ожидай, но не бойся смерти; то и другое — истинные черты любомудрия», «если желаешь истинной жизни, ожидай всегда человеческой смерти»[225], потому как память о смерти — главный двигатель человека к своей нравственной максиме. Митрополит Антоний Сурожский, почитаемый у православных, очень емко описал то ощущение ценности момента, которого стоит добиваться, вспоминая о смерти: «Дни лукавы, время обманчиво. И когда говорится, что мы должны помнить смерть, это говорится для того, чтобы мы жили со всей напряженностью, какая могла бы у нас быть, если бы мы сознавали, что каждый миг — единственный для нас, и каждый момент, каждый миг нашей жизни должен быть совершенным, должен быть не спадом, а вершиной волны, не поражением, а победой. И когда я говорю о поражении и о победе, я имею в виду внутреннее становление, возрастание, способность быть в совершенстве и в полноте всем, что мы есть в данный момент»[226].

Согласно исламу, верующие должны сторониться пустых и бесполезных деяний, не растрачивать время впустую. И делать только то, что приближает к конечной цели — раю: «Поистине, те, которые не веруют в будущую жизнь, — уклоняются от пути!» (Коран 23:74). Для осознания собственных целей и призвания смерть — лучший советчик. Зная, что его время конечно, человек не распыляется на глупости, а концентрируется на главном и необходимом. Именно это важное понимание приближает мусульманина к Всевышнему и укрепляет его веру. Для верующего важно не только просеивать необходимое в потоке происходящего, но так же важно научиться пребывать в каждом моменте полностью. Проживая каждый день как последний, человек совершает только то, что действительно важно. Хорошим критерием для оценки совершаемых деяний для мусульманина может стать представление о Судном дне, Весах деяний. Это будет облегчать выбор и направлять человека к свершению благих деяний. Кроме того, предоставляя себе ежедневный отчет о прожитом, мусульманин легче концентрируется на центральных целях своей жизни.

«Часть людей обольщается жизнью земной, //Часть — в мечтах обращается к жизни иной. // Смерть — стена. И при жизни никто не узнает // Высшей истины, скрытой за этой стеной».

Омар Хайям

Раньше смерти не умрешь

«Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность».

Иммануил Кант

Смерть, согласно буддизму, не просто естественна, она — желанна[227]. Испытывающий истину, стремящийся к Абсолюту вынужден по наставлению Будды уничтожать в себе все эмоциональные чувства, все цвета и запахи земли. Вот поэтому смерть — ступень к Идеалу. Однако смерть еще не обеспечивает достижения Абсолюта, потому как посмертная участь человека подчиняется его земной жизни. После гибели человека могут ждать три вида судьбы: скорое перерождение (так называемое переселение душ, сансара), попадание в ад (до вселения в новое тело), уход в нирвану. Умирая, душа распадается на составные элементы, но при дальнейшем воплощении они опять соединяются определенным образом, сберегая единство души. Верная ее «сборка» обеспечивает постоянство существования личности, независимо от того, какая физическая оболочка достается после очередного превращения. Поэтому помнить о смерти для буддиста — это определенная духовная практика, подвигающая человека стремиться к идеалу через аскезу и самосовершенствование в земной жизни.

Сама по себе жизнь не победит смерть. Но жизнь, полная смысла, Божественного смысла, способна одолеть смерть, считается в иудаизме[228]. В этом суть воззрений Торы на смерть: иудаизм не воспринимает смерть как конечный пункт назначения; он также не идеализирует смерть, смерть остается отклонением от нормы (результатом греха Древа Познания). Тора воспринимает этот мир как темный и жестокий, но только на поверхности, внутри себя он содержит огромные запасы духовной энергии, которые должны быть освобождены силою наших ежедневных деяний (мицвот), трансформирующих этот мир в духовно наполненное место. Грехи и зло в мире временно скрывают потаенные «искры» и в конечном итоге приводят к смерти — временному разделению между телом и его душой, которая вечна и живет даже после смерти. Но через связь с Богом и благодаря усилиям очистить материю и раскрыть Божественную энергию своими поступками и помыслами верующий готовит Вселенную к ее конечному переживанию — когда смерти уже не будет и тело будет воссоединено навсегда с душой. Поэтому для иудея каждый прожитый день бесконечно важен, потому что из маленьких дел и преодолений сегодня складывается его путь к Богу.

На людях и смерть красна

«Всякая жизнь, хорошо прожитая, есть долгая жизнь».

Леонардо да Винчи

Перед смертью не слукавишь

Психологи признали синдром отложенной жизни заболеванием — неврозом. Этот термин был предложен доктором психологических наук Владимиром Серкиным[229]. Сам синдром еще в XIX веке был описан известным писателем Редьярдом Киплингом. Рассказывая о жизни англичан в колониях, он заметил, что жизнь их похожа на репетицию. Они живут в постоянном ожидании прекрасного времени, когда, успешные и богатые, они вернутся домой и заживут полноценно. Время шло, колонизаторы старели, сил для возвращения на родину у них уже не оставалось, и они умирали в чужих землях, так никогда и не начав жить так. как собирались.

Самое главное отличие здоровых людей от страдающих неврозом в том, что первые решают проблемы по мере поступления, осуществляют желания в процессе возникновения, то есть действуют по принципу «наметил — сделал». А невротики откладывают все свои действия, находя миллион и одну причину, почему в данный момент это сделать невозможно.

Универсальные практики и правила работы с данной проблемой неоднократно описаны психологами и коучами. И все они сходятся на нескольких основополагающих моментах[230].

«С первой минуты жизни надо учиться быть достойными жить».

Жан-Жак Руссо

Лучше смерть на поле, чем позор в неволе

Храброму смерть не страшна

1. Найти в себе силы сказать людям то, что мы на самом деле чувствуем.

2. Постараться делать то, что мы делаем, наилучшим образом и получить удовольствие от результата.

3. Сказать людям, которые для нас много значат, то, что они для нас очень важны.

4. Попробовать делать то, что важно. Остановиться на минутку и разобраться, почему мы так заняты. Задуматься, не тратим ли мы уйму времени на пустяки, ворующие у нас силы. Вероятно, отфильтровав то, что вторично, у нас найдется время на значимые вещи.

5. Сделать то, что мы так давно хотели, но не решались. У нас, к сожалению, лимитированное время, и мы не знаем, сколько его у нас на самом деле. Не откладывать на потом, найти время и силы все-таки сделать это.

6. Насладиться сегодняшним днем. Искать в нем чудеса и приятные моменты. Не имеет значения, идет ли на улице дождь или завывает ветер. Не упустим возможность порадоваться нашему сегодня.

7. Постараться совершить хороший поступок. Добрые дела всегда приносят радость тому, кто их совершает.

8. Сделать что-то совершенно новое. Жизнь полна приключений. Попробуем выйти за рамки обыденного. С большой вероятностью мы раскроем в себе новые, удивительные стороны.

9. Понять, что жизнь не бесконечна.

О том, как важно осознавать конечность нашей жизни и не думать, что вечное здоровье и безграничные возможности гарантированы нам всегда, напоминает сказка братьев Гримм «Посланцы смерти»:

«В стародавние времена шел раз один великан по большой дороге, вдруг выскочил ему навстречу какой-то незнакомец и крикнул:

«Перед собой кто смерти не видал, // Тот полного веселья не вкушал // И милых жен лобзаний не достоин».

Александр Пушкин

В веселый час и смерть не страшна

— Стой! Ни шагу дальше!

— Эх, — сказал великан, — ты ведь козявка, я мог бы тебя раздавить пальцем, как смеешь ты мне преграждать дорогу? Кто ты такой, что осмеливаешься говорить так дерзко?

— Я смерть, — отвечал незнакомец, — против меня никто устоять не может, ты должен тоже подчиняться моим приказам.

Но великан отказался и вступил со смертью в борьбу. Была между ними долгая, яростная борьба, наконец великан одержал верх и сбил кулаком смерть, и она рухнула наземь у придорожного камня. Пошел великан своей дорогою дальше, а смерть осталась лежать, побежденная, и стала такая бессильная, что не могла и на ноги подняться.

— Что же получится, однако, — сказала она, — если я останусь лежать здесь без помощи? Никто не будет на свете умирать, и мир наполнится людьми так, что не хватит места даже стоять человеку рядом с человеком.

Проходил в это время по той дороге один молодой парень, он был здоровый и сильный, распевал песню и поглядывал по сторонам. Увидел он еле живого, беспомощного незнакомца, пожалел его, подошел к нему, поднял его, влил ему в рот из своей фляги вина и стал ждать, пока тот снова придет в себя.

— А знаешь ли ты, — спросил, подымаясь, незнакомец, — кто я такой, кому ты помог подняться на ноги?

— Нет, — ответил юноша, — я не знаю тебя.

— Я смерть, — сказал тот, — я никого не щажу, и для тебя исключения делать не стану. Но, чтобы ты знал, что я тебе благодарен, обещаю тебе, что не настигну тебя невзначай, а прежде чем к тебе явиться и тебя забрать, пришлю к тебе своих посланцев.

Безумно живому человеку о смерти думать

«Жизнь — вечность, смерть — лишь миг».

М. Ю. Лермонтов

Житейское делай, а смерть помни!

«Не бойся смерти, тогда наверное победишь. Двум смертям не бывать, а одной не миновать».

А. В. Суворов

— Ладно, — сказал юноша, — оно все ж будто бы лучше, если я буду знать, когда ты явишься, — по крайней мере, буду тебя остерегаться.

Он отправился дальше, был весел и бодр и жил себе беспечно. Но молодости и здоровья хватило ему ненадолго; вскоре появились болезни и всякие страдания, они мучили его каждый день и не давали ему спокойно спать даже ночью. „Сейчас я не умру, — молвил он про себя, — ведь смерть пришлет прежде ко мне посланцев, и мне бы хотелось только одного, чтоб мрачные дни болезни поскорей миновали“. И только он почувствовал себя снова здоровым, как начал жить по-прежнему, в свое удовольствие. Но кто-то ударил его однажды по плечу. Он оглянулся, видит — стоит сзади его смерть и говорит:

— Следуй за мной, наступил час проститься тебе с жизнью.

— Как? — ответил человек. — Ты собираешься нарушить свое слово? Разве ты мне не обещала, прежде чем явишься сама, прислать своих посланцев? Я ни одного из них не видел.

— Молчи, — возразила смерть, — разве я не посылала к тебе одного за другим посланцев? Разве не являлась к тебе лихорадка, не нападала на тебя, не трясла, не бросала тебя в постель? Разве не приходило к тебе головокружение? Разве не дергала тебя всего ломота? Разве не шумело у тебя в ушах? Не терзала тебе щеки зубная боль? Разве не темнело у тебя в глазах? И не напоминал разве тебе обо мне каждый вечер сон, мой родной брат? Разве не лежал ты ночью, будто совсем мертвый?

И нечего было человеку возразить, он покорился своей судьбе и пошел вслед за смертью»[231].

Смерть — это очень серьезная категория бытия, питающая искусство, поэзию, литературу, дающая им тему и ход. Это то, что придает страдательную эмоцию всемирной истории и ее бесконечным драмам. Помня о смерти, отнесемся осознанно к отмеренному нам времени, отвоевывая у смерти каждый день, чтобы успеть использовать все его возможности. Как успел Вольфганг Амадей Моцарт, уже в агонии дописывающий свой «Реквием», или Рембрандт, чей талант рос по восходящей и достиг своего апогея перед смертью, явив миру одно из лучших его полотен — «Возвращение блудного сына», или писатель Михаил Булгаков, увенчавший свою жизнь гениальным романом «Мастер и Маргарита».

Бояться смерти — на свете не жить

«Жизнь хороша, особенно в конце, // Хоть под дождем и без гроша в кармане, // Хоть в Судный день — с иголкою в гортани».

Арсений Тарковский

Ох да ох, поколе терпит Бог

Очень ясно и с прямо-таки эллинским достоинством говорил о смерти константинопольский патриарх Афинагор: «Мне не хотелось бы умереть внезапно. Нужно проболеть несколько недель, чтобы приготовиться. Не слишком долго, чтобы не обременять других. Вот смерть отправляется в путь за мной. Я вижу, как она спускается с холма, поднимается по лестнице, входит в коридор. Она стучится в дверь комнаты. И у меня нет страха, я жду ее, и я говорю ей: „Войди! Но не будем сразу же трогаться с места. Ты — моя гостья. Присядь на минуту. Я готов“. И потом она пусть унесет меня в милосердие Божье»[232].

Смерть рядом, она каждый день ходит среди нас, как на средневековых полотнах с «плясками смерти» — аллегорическим сюжетом, призванным напомнить людям о бренности человеческого бытия. Значит, надо жить, а не собираться это делать, не ждать какой-то другой, «правильной» жизни, когда все дела будут переделаны, а деньги накоплены, а именно сейчас ценить каждый момент бытия. Отправиться в давно намеченное путешествие, признаться в любви, уйти с нелюбимой работы…

«Life is what happens to you when you’re busy making other plans», — пел Джон Леннон своему сыну Шону перед сном, незадолго до того, как в него выстрелили. Так и есть. Откладывать жизнь на потом — это отложить на потом свою удачу и благополучие, любовь близких, поддержку друзей. Помнить о том, что действительно ценно и важно, нужно в каждый момент своей жизни. Ведь многие удовольствия потом будут не нужны. Если реализовывать мечту, то прямо сейчас. И в Венецию — прямо сейчас. Чтобы смотреть на нее во все глаза, а не урывками, поднимая голову от рабочей переписки в вотсапе. И не сквозь камеру телефона. Кому нужны эти фотографии? Когда мы будем это смотреть? Инвестировать все в будущее бессмысленно, т. к. этого будущего может просто уже не быть. Memento mori. Осознание смерти учит жизни быстро и качественно. Как сказал американский комик, актер, писатель-сценарист Джордж Карлин: «Живи так, будто этот день — последний, и однажды так оно и окажется. А ты будешь во всеоружии».

«Живи так, будто этот день — последний, и однажды так оно и окажется. А ты будешь во всеоружии».

Джордж Карлин

Добрые дела и по смерти живут

Дай боли волю — умрешь раньше смерти

Живой смерти не ищет

Лучше смерть, нежели позор

Использованные символические образы

Карта Karmalogic: темная луна, мертвые ветви дерева (символы слова «смерть»).

Пиктограмма Karmalogic: часы (символ Хроноса, Сатурна).

ВЫ МОЖЕТЕ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К ОБСУЖДЕНИЮ ЗАКОНА «СМЕРТЬ» И СЛУЧАЕВ, ЕГО ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ, НА САЙТЕ ПРОЕКТА KARMALOGIC.NET. ДЛЯ ЭТОГО ПРОСКАНИРУЙТЕ РАСПОЛОЖЕННЫЙ В КОНЦЕ СТРАНИЦЫ QR-КОД С ПОМОЩЬЮ ВАШЕГО СМАРТФОНА, И ВЫ ПОПАДЕТЕ НА СТРАНИЦУ ОБСУЖДЕНИЯ ДАННОГО ЗАКОНА.

karmalogic.net/laws/sutra_path/death

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОЕ ПРАВИЛО В СУТРУ «ВЫБОР», ТО, ИСПОЛЬЗУЯ УКАЗАННЫЙ НИЖЕ QR-КОД, ВЫ СМОЖЕТЕ ПОПАСТЬ НА СООТВЕТСТВУЮЩУЮ СТРАНИЦУ САЙТА KARMALOGIC.NET (ПРОСТО ПРОСКАНИРУЙТЕ ЕГО С ПОМОЩЬЮ ВАШЕГО СМАРТФОНА).

karmalogic.net/new_law

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Karmalogic» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

216

Советы миллиардеров новым выпускникам // Forbes, 2012.

217

Брэгг П. С. Нервная сила. Лечение без лекарств. — М.: Траст-Пларибус, 1991.

218

Агаджанян Н. А., Тель Л. З., Циркин В. И., Чеснокова С. А. Физиология человека: Учебник; 4-е изд. — М.: Медицинская книга, Новгород: НГМА, 2003.

219

Там же.

220

Квинт Гораций Флакк. Оды. Эподы. Сатиры. Послания; пер. с лат., вступ. ст. М. Гаспарова. — М.: Художественная литература, 1970.

221

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов; пер. с древнегр. — М.: Мысль, 1979. — С. 433.

222

Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию; пер. с лат. С А Ошерова; отв. ред. М. Л. Гаспаров. — М.: Наука, 1977. — С. 5.

223

Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина (https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/simfonija-po-tvorenijam-prepodobnogo-efrema-sirina/259).

224

Преподобный Исихий (https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_2/15).

225

Преподобный Нил Синайский (http://www.odinblago.ru/dobrotolubie_2/sv_nil/misli).

226

Митрополит Антоний Сурожский (http://www.mitras.ru/illness/ill_smert.htm).

227

Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь; под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992.

228

Джейкобсон С. Побеждая смерть. (http://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/2110120).

229

Серкин В. П. Хохот Шамана. — М.: АСТ, 2014.

230

Джэрроу К. Как прожить сегодняшний день, как будто он последний [2017]; Тэн А. Как по-настоящему прожить каждый день [2015].

231

Братья Гримм. Посланцы смерти. (http://www.grimmstories.com/language.php?grimm=177&l=ru&r=da).

232

Клеман О. Беседы с патриархом Афинагором. — М.: Жизнь с Богом, 1993.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я