1. книги
  2. Личная эффективность
  3. Алексей Ситников

Karmalogic

Алексей Ситников (2018)
Обложка книги

Этой книгой легендарный консультант и психотерапевт Алексей Ситников запускает уникальный международный краудсорсинговый проект создания современного свода универсальных законов жизни, которые способны оказывать влияние на судьбу, предупреждать о возможных ошибках при взаимодействии с окружающим миром природы и людей, а также служить гармонизации внутреннего мира человека. Читатель сможет не только подключиться к обсуждению формулировок, степени важности и способов применения перечисленных в книге 54 законов судьбы (полученных в результате дискуссий на многочисленных семинарах, тренингах, коучинговых/ психотерапевтических сессиях, интернет-форумах), прислать свои истории из жизни, подтверждающие их действие, создать свой личный перечень принимаемых и соблюдаемых законов, но также сформулировать и предложить для всеобщего обсуждения новые законы и стать, таким образом, участником впечатляющего социального исследования, способного повлиять на гармонизацию современного турбулентного мира, улучшение взаимопонимания людей разных культур и религий, возрастных и профессиональных социальных групп, мировоззрений и политических систем. Книга ориентирована на широкий круг читателей, а оригинальная методика и уникальные результаты будут интересны специалистам в области психологии, социологии, педагогики, политологии, маркетинга.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Karmalogic» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Сутра Выбор

Закон Сомнение

Если решение принято, то смотрим уже только вперед

Сомневаемся и думаем только до принятия решения, после этого действуем с полной уверенностью, отказавшись от сожалений и не возвращаясь назад

Проконсул Цезарь глубоко задумался, в сумерках всматриваясь в запретный противоположный берег[166]. Он понимал, что одного в Риме его могут убить, а с войском он войти не мог. Легионы ветеранов Галльской кампании были закалены в походах, солдаты Цезаря почти боготворили. В боях он обращался с ними как с товарищами, вознаграждать за заслуги и мстить за их смерть или оскорбление считал своим священным долгом. Переход через реку Рубикон, служившую границей между Италией и римской провинцией Цизальпийская Галлия, преданных своему полководцу войск римский сенат мог бы расценить как мятеж. Терять такую блистательную армию у самых ворот Рима полководцу тоже было смертельно опасно.

Покончив с колебаниями, Цезарь произнес историческую фразу: «Жребий брошен» — и решительно перешел через реку вместе с армией. В результате дальнейших политических маневров он был провозглашен пожизненным императором[167]. Переход через Рубикон во многом определил исторические судьбы Римской империи и мира. С тех пор выражение «перейти Рубикон» означает «пройти точку невозврата», то есть отринуть все сомнения и совершить поступок, после которого уже невозможно отказаться от замысла или повернуть назад.

«Если вы решили действовать, закройте двери для сомнений».

Фридрих Ницше

Когда пастух проявляет нерешитель-ность, не следует удивляться, что стадо испуганно пятится назад

Мы тоже каждый день переходим наши большие и малые Рубиконы — начиная от выбора вуза или профессии до решения, что заказать на ужин и куда поехать отдохнуть. И практически никогда к нам сразу не приходит однозначный ответ. Сомнения — вот спутник любого выбора. В большом количестве вариантов есть множество плюсов — это свобода выбора, а также ценнейшая возможность найти то, что максимально подходит именно нам. Однако у этого обилия вариантов есть и оборотная сторона. По мнению психолога Барри Швартца, автора работы «Парадокс выбора», слишком большое количество опций может сильно помешать человеку сделать правильный выбор. Проблема состоит в том, что сегодня человек вынужден принимать слишком много решений, что влечет за собой стресс, усталость и чувство вины за очередной неверный шаг[168].

Для того чтобы принять правильное решение, по мнению многих специалистов, человеку необходимо иметь достаточно времени для анализа. По данным исследований, человеческое подсознание, получив информацию и задание, продолжает работать над поиском наилучшего решения даже в то время, когда человек занят чем-то другим[169]. А сомнения и колебания — результат включения нашей сознательной части, которая иногда забивает голос интуиции доводами, которые кажутся нам объективными. Но сомнение, по мнению психологов, нормально. Достичь абсолютной уверенности, особенно в вопросах со многими неизвестными, практически невозможно. Психолог Марк Тиррелл пишет: «Достижение полной уверенности в принятом решении может быть серьезной ловушкой. Полагать, что не имеет никакого смысла действовать, если еще имеются некоторые сомнения, ошибочно. Именно поиск абсолютной уверенности приводит к еще большим сомнениям и — в итоге — к бездействию»[170].

Можно двадцать лет колебаться перед тем, как сделаешь шаг, но нельзя отступить, когда он уже сделан

Почему же человек склонен затягивать с решением? Эксперты говорят, что главными причинами является страх ошибок и ответственности[171]. Сознательный выбор только одной линии поведения из многих возлагает большую ответственность именно на нас, так как в этом не участвуют ни автоматические механизмы принятия решений, ни внешние силы, неподвластные нашему контролю[172].

Способность человека к выбору одной стратегии действия (из многих) базируется на способности мозга к абстрагированию и обобщению. В приспособительной деятельности человека высшие формы обобщения являются основанием для выработки общих форм поведения, которыми он пользуется в первую очередь. Благодаря этому в новой ситуации человек может использовать с помощью второй сигнальной системы уже готовые приспособительные реакции, которые дают ему возможность быстро ориентироваться в ситуации[173].

Сомнение негативно влияет на эффективную реализацию заложенных в человеческом мозге готовых программ поведения. Во-первых, сомнение и беспокойство, которое его сопровождает, являются достаточно энергоемкими процессами. Нарушается процесс формирования наиболее адекватной программы для реализации принятого решения. А благодаря работе расположенных в головном мозге зеркальных нейронов[174], в социальной группе наша неуверенность, к примеру, может быть передана другим ее участникам.

Эту логику в значительной степени раскрыл современный немецкий философ и социолог Ульрих Бек в своем специальном исследовании «Общество риска»[175]. Одним из главных источников изменчивости современного общества, согласно Беку, является «сконструированная неопределенность» (manufactured uncertainty), то есть интегральный результат безответственных коллективных действий, к тому же нередко еще и несогласованных.

«Единственной преградой осуществлению наших планов на завтра могут быть наши сегодняшние сомнения».

Франклин Рузвельт

«Наши сомнения — это наши предатели. Они заставляют нас терять то, что мы, возможно, могли бы выиграть, если бы не боялись попробовать».

Уильям Шекспир, «Мера за меру»

Современные риски нередко являются результатом возрастания рефлексии: именно сомнения и избыточное моделирование различных вариантов развития событий могут привести к созданию дополнительных сценариев, ухудшающих ситуацию, и, соответственно, замедлить процесс принятия решения. Но если на стадии оценки это все же оправданно, так как высоки шансы и удачного моделирования ситуаций риска, то при непосредственном выполнении задачи избыточная рефлексия отвлекает и «сбивает» концентрацию внимания. Именно поэтому сомневаться и думать следует непосредственно до принятия того или иного решения, а после этого с полной уверенностью действовать.

В ситуации действия важна не просто четкая последовательность шагов или соблюдение правил — гораздо важнее сам настрой исполнения, своеобразный кураж и вживание в образ. Об этом прекрасно писал современный немецкий, а теперь и американский философ Ганс Ульрих Гумбрехт, когда исследовал феномен присутствия и такую его важную разновидность, как перформанс. Необходимо полное «вхождение в образ», исключение любой дистанции от исполнения роли — человек должен как бы слиться с ситуацией. Гумбрехт демонстрировал это на примере спортсменов: их достижения — это не просто выигранные сантиметры и секунды, прежде всего это красота исполнения, легкость и грациозность победы. Одним словом, полнота бытия, высшая точка раскрытия потенциала человека. Впрочем, таким спортом для каждого из нас может стать любой другой вид деятельности, в котором мы можем достичь мастерства чемпиона[176].

Не столь опасно принять решение, как не решиться ни на что или решиться слишком поздно

О том, что сомнения — своего рода испытание, проверяющее, насколько крепки вера и воля человека, говорят и все мировые религии. «Под сомнением рассуждай о том, чего не знаешь; если и ошибешься, не потерпишь вреда», однако, когда уже «кто уверовал в Бога, тот не должен колебаться сомнением, что потерпит лишение во время своего служения. Маловерный же, не имея твердого упования на Бога, осуждается как неверный»[177], — писал христианский святой Ефрем Сирин. Христос тоже говорил о сомнениях: «Иисус же сказал в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:22).

«Кто начинает с уверенности, закончит тем, что усомнится; а кто начинает с сомнения, закончит уверенностью».

Фрэнсис Бэкон

Как квинтэссенцию евангельского сомнения и разрешения от него можно привести пример поведения апостола Фомы уже после воскресения Христа: «Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:24–28). Закончил свою жизнь Фома мученически, ревностно и героически проповедуя Христа[178].

«Верующие — только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, потом не испытывали сомнений», — говорится в Коране (Коран 49:15). Сомнения указывают на недоверие Аллаху и Его пророку и отсутствие веры в себя. В основе сомнения лежит страх сделать неправильный выбор и, следовательно, показывает неспособность человека различить истину, отделить черное от белого. Согласно исламскому вероучению, сомнение человеку нашептывает шайтан, желающий сбить верующего с истинного пути (Коран 114:1–6). Поэтому, засвидетельствовав свою веру словами свидетельствования веры в Аллаха («шахады»), человек должен отгонять любые сомнения об истинности и правильности своего выбора, в противном случае он впадает в грех неверия.

«До тех пор пока человек не примет решение, он колеблется, отступает и действует неэффективно. Но в момент принятия решения меняется весь ход событий — появляются незапланированные благоприятные обстоятельства и материальная помощь, о которой он даже не мечтал».

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Жребий метать — после не пенять

Одновременно с этим сомнение показывает раздвоенность, а то и «растроенность» природы сомневающегося, множественность его целей. На него нельзя положиться, потому что он и сам не может с уверенностью сказать, как поступит в той или иной ситуации, его система ценностей «плавает». Про таких людей говорят «ни рыба ни мясо», они всегда подстраиваются под ситуацию.

Сомневающийся человек может долго стоять в начале пути, так и не сделав ни одного шага вперед, не сумев выбрать путь. Сомнение мешает нам ясно мыслить, адекватно оценивать ситуацию, принимать правильные решения и воплощать эти решения в жизнь. Вместо того чтобы решать возникающие «по ходу» задачи, мы зацикливаемся на дилеммах «следует — не следует», «смогу — не смогу». Это истощает наши внутренние силы и время, отдаляя от поставленной цели.

В буддизме нерешительность и сомнения является одним из пяти препятствий к просветлению[179]. Сомнение, по буддизму, это очень серьезное препятствие на пути духовного совершенствования: его особенность в том, что оно постоянно поддерживает состояние нерешительности, в котором мы активно не желаем прояснить свою позицию. Мы постоянно позволяем себе уклоняться от постановки и выяснения важных вопросов.

Как и в работе с другими препятствиями, прежде всего необходимо признать, что это действительно сомнение (вичикиччха). В данном случае важны именно результаты распознавания препятствия: как только мы обнаруживаем присутствие сомнения и нерешительности и понимаем, что они нежелательны, нужно принять твердое решение изменить ситуацию. Чтобы справиться с препятствием «сомнение и нерешительность», можно использовать размышление в духе випассаны о его непостоянстве, об отсутствии у него независимой сущности и о том, что оно не способно принести счастье. Самое главное — развить в себе непоколебимую решимость: тогда можно будет подумать, как прояснить неосознанные заблуждения, лишающие нас уверенности.

«Сделать правильный выбор в ситуации „или — или“ практически невозможно. Исполнись решимости и действуй».

Кодекс Бусидо

«Человек с двоящимися мыслями нетверд во всех путях своих».

Иак. 1:8

Решись — и ты свободен

Не проточная вода портится, а стоячая

Мистики каббалы называют склонность человека впадать в нерешительность «алма десфейка» — мир сомнения. В своей основе мир представляет собой пеструю смесь добра и зла, правды и лжи. Его называют также «алма дешикра» — мир лжи. В чем источник сомнения, лежащего в основе «алма десфейка»? Ответ надо искать в Торе, в ее рассказе о формировании человеческой природы. Адам стоял перед изначальным выбором — подчиниться Божественному указу и не есть плод от «древа познания добра и зла» или не подчиниться? Тот мир, который он знал, был совершенен, а в древе скрывалась грозная сила, способная пустить зло в этот мир. Когда Адам подошел к этому дереву, и он был чист, и мир был чист. Зло существовало только как объективная, бесстрастная вероятность, находящаяся где-то вовне. Но когда Адам съел этот плод, зло вошло в его плоть и кровь и перемешалось с мировым благом. Отныне человеческий разум не мог полностью разобраться в своих сомнениях, не мог, как раньше, читать мир легко и непосредственно, как открытую книгу. Не случайно мистики называют древо познания добра и зла «илана десфейка» — древо сомнения. И наша цель, в соответствии, с иудейской традицией, пробиться к ясности, чистоте восприятия. «Эйн симха кеатарот а-сфекот — нет большей радости, чем устранить сомнения»[180].

Решительность — делу помощь, струсишь — через арык не прыгнешь

Действительно, минутное колебание может стоить нам достижения заветной цели. Как Орфею, герою древнегреческого мифа, который спустился за возлюбленной в Аид[181]. Своим волшебным пением он растрогал царя подземного царства, и тот разрешил вернуть Эвридику в мир живых. Аид поставил Орфею единственное условие: не оборачиваться, пока они не выйдут на белый свет. Но в самый ответственный момент певец засомневался: действительно ли поспевает за ним возлюбленная жена? Сомнение обошлось ему очень дорого: тень Эвридики тут же стала удаляться обратно, в царство мертвых.

Нерешительность — вор возможности

От нерешительности теряешь больше, чем от неверного решения

В каждое мгновение жизни перед нами открыто целое море возможностей. Дар свободы, врученный людям для самостоятельного движения вперед, иногда обескураживает нас до головокружения. «Что делать? Куда идти?» — сомнения туманят разум и волю. Но у каждого из нас есть главная цель — это следование нашему внутреннему компасу, который ведет нас к истинной цели. Пройти через множество сомнений, ориентируясь на этот маяк, осознать свое предназначение и смело начинать претворять его в жизнь — это и есть наш Путь. И, только преодолев сомнения и начав действовать без страха и упрека, мы выйдем из мира сумерек и тумана на открытый простор.

Использованные символические образы

Карта Karmalogic: руины (символ прошлого), цветущий город (символ будущего).

Пиктограмма Karmalogic:разбитый меч (символ сомнения).

ВЫ МОЖЕТЕ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К ОБСУЖДЕНИЮ ЗАКОНА «СОМНЕНИЕ» И СЛУЧАЕВ, ЕГО ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ, НА САЙТЕ ПРОЕКТА KARMALOGIC.NET. ДЛЯ ЭТОГО ПРОСКАНИРУЙТЕ РАСПОЛОЖЕННЫЙ В КОНЦЕ СТРАНИЦЫ QR-КОД С ПОМОЩЬЮ ВАШЕГО СМАРТФОНА, И ВЫ ПОПАДЕТЕ НА СТРАНИЦУ ОБСУЖДЕНИЯ ДАННОГО ЗАКОНА.

karmalogic.net/laws/sutra_path/doubt

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Karmalogic» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

166

Утченко С. Юлий Цезарь. — М.: Мысль, 1976.

167

Моммсен Т. Римская история. — М.,1887.

168

Барри Ш. Парадокс выбора: Конференция TED, 2012.

169

Крэнс Б. «Необходимо принять важное решение? Позвольте вашему подсознанию выбрать за вас» [2013].

170

Тиррелл М. «Как принимать решения» [2013]; Дериан С. Перестаньте прогнозировать: Советы по принятию решений [2016].

171

Сингер Дж. Как принять решение? [2016].

172

Дельгадо Х. Мозг и сознание; пер. с англ. — М.: Мир, 1971.

173

Харченко П. Д., Чайченко Г. М. Физиология высшей нервной деятельности. — Киев: Вища школа, 1977.

174

Фрит К. Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир; пер. с англ. П. Петрова. — М.: Астрель: CORPUS, 2010.

175

Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну; пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой. — М.: Прогресс-Традиция, 2000.

176

Гумбрехт Х. У. Производство присутствия: Чего не может передать значение; пер. с англ. С. Зенкина. — M.: Новое литературное обозрение, 2006; Гумбрехт Х. У. Похвала красоте спорта; пер. с англ. — М.: Новое литературное обозрение, 2009.

177

Св. Ефрем Сирин (http://omsk-eparhiya.ru/orthodoxbasics/Osnovi/Efrem/EfremSir/Efr044.htm).

178

Житие апостола Фомы (https://azbyka.ru/days/sv-foma-didim-bliznec).

179

Буддизм: Четыре благородные истины. — М.: Эксмо-Пресс; Харьков: Фолио, 1999.

180

Акива Татц. Мир сомнения (https://toldot.ru/articles/articles_2106.html).

181

Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. — Харьков: Фолио, 2012.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я