Этой книгой легендарный консультант и психотерапевт Алексей Ситников запускает уникальный международный краудсорсинговый проект создания современного свода универсальных законов жизни, которые способны оказывать влияние на судьбу, предупреждать о возможных ошибках при взаимодействии с окружающим миром природы и людей, а также служить гармонизации внутреннего мира человека. Читатель сможет не только подключиться к обсуждению формулировок, степени важности и способов применения перечисленных в книге 54 законов судьбы (полученных в результате дискуссий на многочисленных семинарах, тренингах, коучинговых/ психотерапевтических сессиях, интернет-форумах), прислать свои истории из жизни, подтверждающие их действие, создать свой личный перечень принимаемых и соблюдаемых законов, но также сформулировать и предложить для всеобщего обсуждения новые законы и стать, таким образом, участником впечатляющего социального исследования, способного повлиять на гармонизацию современного турбулентного мира, улучшение взаимопонимания людей разных культур и религий, возрастных и профессиональных социальных групп, мировоззрений и политических систем. Книга ориентирована на широкий круг читателей, а оригинальная методика и уникальные результаты будут интересны специалистам в области психологии, социологии, педагогики, политологии, маркетинга.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Karmalogic» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Сутра Выбор
Закон Сомнение
Если решение принято, то смотрим уже только вперед
Сомневаемся и думаем только до принятия решения, после этого действуем с полной уверенностью, отказавшись от сожалений и не возвращаясь назад
Проконсул Цезарь глубоко задумался, в сумерках всматриваясь в запретный противоположный берег[166]. Он понимал, что одного в Риме его могут убить, а с войском он войти не мог. Легионы ветеранов Галльской кампании были закалены в походах, солдаты Цезаря почти боготворили. В боях он обращался с ними как с товарищами, вознаграждать за заслуги и мстить за их смерть или оскорбление считал своим священным долгом. Переход через реку Рубикон, служившую границей между Италией и римской провинцией Цизальпийская Галлия, преданных своему полководцу войск римский сенат мог бы расценить как мятеж. Терять такую блистательную армию у самых ворот Рима полководцу тоже было смертельно опасно.
Покончив с колебаниями, Цезарь произнес историческую фразу: «Жребий брошен» — и решительно перешел через реку вместе с армией. В результате дальнейших политических маневров он был провозглашен пожизненным императором[167]. Переход через Рубикон во многом определил исторические судьбы Римской империи и мира. С тех пор выражение «перейти Рубикон» означает «пройти точку невозврата», то есть отринуть все сомнения и совершить поступок, после которого уже невозможно отказаться от замысла или повернуть назад.
«Если вы решили действовать, закройте двери для сомнений».
Когда пастух проявляет нерешитель-ность, не следует удивляться, что стадо испуганно пятится назад
Мы тоже каждый день переходим наши большие и малые Рубиконы — начиная от выбора вуза или профессии до решения, что заказать на ужин и куда поехать отдохнуть. И практически никогда к нам сразу не приходит однозначный ответ. Сомнения — вот спутник любого выбора. В большом количестве вариантов есть множество плюсов — это свобода выбора, а также ценнейшая возможность найти то, что максимально подходит именно нам. Однако у этого обилия вариантов есть и оборотная сторона. По мнению психолога Барри Швартца, автора работы «Парадокс выбора», слишком большое количество опций может сильно помешать человеку сделать правильный выбор. Проблема состоит в том, что сегодня человек вынужден принимать слишком много решений, что влечет за собой стресс, усталость и чувство вины за очередной неверный шаг[168].
Для того чтобы принять правильное решение, по мнению многих специалистов, человеку необходимо иметь достаточно времени для анализа. По данным исследований, человеческое подсознание, получив информацию и задание, продолжает работать над поиском наилучшего решения даже в то время, когда человек занят чем-то другим[169]. А сомнения и колебания — результат включения нашей сознательной части, которая иногда забивает голос интуиции доводами, которые кажутся нам объективными. Но сомнение, по мнению психологов, нормально. Достичь абсолютной уверенности, особенно в вопросах со многими неизвестными, практически невозможно. Психолог Марк Тиррелл пишет: «Достижение полной уверенности в принятом решении может быть серьезной ловушкой. Полагать, что не имеет никакого смысла действовать, если еще имеются некоторые сомнения, ошибочно. Именно поиск абсолютной уверенности приводит к еще большим сомнениям и — в итоге — к бездействию»[170].
Можно двадцать лет колебаться перед тем, как сделаешь шаг, но нельзя отступить, когда он уже сделан
Почему же человек склонен затягивать с решением? Эксперты говорят, что главными причинами является страх ошибок и ответственности[171]. Сознательный выбор только одной линии поведения из многих возлагает большую ответственность именно на нас, так как в этом не участвуют ни автоматические механизмы принятия решений, ни внешние силы, неподвластные нашему контролю[172].
Способность человека к выбору одной стратегии действия (из многих) базируется на способности мозга к абстрагированию и обобщению. В приспособительной деятельности человека высшие формы обобщения являются основанием для выработки общих форм поведения, которыми он пользуется в первую очередь. Благодаря этому в новой ситуации человек может использовать с помощью второй сигнальной системы уже готовые приспособительные реакции, которые дают ему возможность быстро ориентироваться в ситуации[173].
Сомнение негативно влияет на эффективную реализацию заложенных в человеческом мозге готовых программ поведения. Во-первых, сомнение и беспокойство, которое его сопровождает, являются достаточно энергоемкими процессами. Нарушается процесс формирования наиболее адекватной программы для реализации принятого решения. А благодаря работе расположенных в головном мозге зеркальных нейронов[174], в социальной группе наша неуверенность, к примеру, может быть передана другим ее участникам.
Эту логику в значительной степени раскрыл современный немецкий философ и социолог Ульрих Бек в своем специальном исследовании «Общество риска»[175]. Одним из главных источников изменчивости современного общества, согласно Беку, является «сконструированная неопределенность» (manufactured uncertainty), то есть интегральный результат безответственных коллективных действий, к тому же нередко еще и несогласованных.
«Единственной преградой осуществлению наших планов на завтра могут быть наши сегодняшние сомнения».
«Наши сомнения — это наши предатели. Они заставляют нас терять то, что мы, возможно, могли бы выиграть, если бы не боялись попробовать».
Современные риски нередко являются результатом возрастания рефлексии: именно сомнения и избыточное моделирование различных вариантов развития событий могут привести к созданию дополнительных сценариев, ухудшающих ситуацию, и, соответственно, замедлить процесс принятия решения. Но если на стадии оценки это все же оправданно, так как высоки шансы и удачного моделирования ситуаций риска, то при непосредственном выполнении задачи избыточная рефлексия отвлекает и «сбивает» концентрацию внимания. Именно поэтому сомневаться и думать следует непосредственно до принятия того или иного решения, а после этого с полной уверенностью действовать.
В ситуации действия важна не просто четкая последовательность шагов или соблюдение правил — гораздо важнее сам настрой исполнения, своеобразный кураж и вживание в образ. Об этом прекрасно писал современный немецкий, а теперь и американский философ Ганс Ульрих Гумбрехт, когда исследовал феномен присутствия и такую его важную разновидность, как перформанс. Необходимо полное «вхождение в образ», исключение любой дистанции от исполнения роли — человек должен как бы слиться с ситуацией. Гумбрехт демонстрировал это на примере спортсменов: их достижения — это не просто выигранные сантиметры и секунды, прежде всего это красота исполнения, легкость и грациозность победы. Одним словом, полнота бытия, высшая точка раскрытия потенциала человека. Впрочем, таким спортом для каждого из нас может стать любой другой вид деятельности, в котором мы можем достичь мастерства чемпиона[176].
Не столь опасно принять решение, как не решиться ни на что или решиться слишком поздно
О том, что сомнения — своего рода испытание, проверяющее, насколько крепки вера и воля человека, говорят и все мировые религии. «Под сомнением рассуждай о том, чего не знаешь; если и ошибешься, не потерпишь вреда», однако, когда уже «кто уверовал в Бога, тот не должен колебаться сомнением, что потерпит лишение во время своего служения. Маловерный же, не имея твердого упования на Бога, осуждается как неверный»[177], — писал христианский святой Ефрем Сирин. Христос тоже говорил о сомнениях: «Иисус же сказал в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:22).
«Кто начинает с уверенности, закончит тем, что усомнится; а кто начинает с сомнения, закончит уверенностью».
Как квинтэссенцию евангельского сомнения и разрешения от него можно привести пример поведения апостола Фомы уже после воскресения Христа: «Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:24–28). Закончил свою жизнь Фома мученически, ревностно и героически проповедуя Христа[178].
«Верующие — только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, потом не испытывали сомнений», — говорится в Коране (Коран 49:15). Сомнения указывают на недоверие Аллаху и Его пророку и отсутствие веры в себя. В основе сомнения лежит страх сделать неправильный выбор и, следовательно, показывает неспособность человека различить истину, отделить черное от белого. Согласно исламскому вероучению, сомнение человеку нашептывает шайтан, желающий сбить верующего с истинного пути (Коран 114:1–6). Поэтому, засвидетельствовав свою веру словами свидетельствования веры в Аллаха («шахады»), человек должен отгонять любые сомнения об истинности и правильности своего выбора, в противном случае он впадает в грех неверия.
«До тех пор пока человек не примет решение, он колеблется, отступает и действует неэффективно. Но в момент принятия решения меняется весь ход событий — появляются незапланированные благоприятные обстоятельства и материальная помощь, о которой он даже не мечтал».
Жребий метать — после не пенять
Одновременно с этим сомнение показывает раздвоенность, а то и «растроенность» природы сомневающегося, множественность его целей. На него нельзя положиться, потому что он и сам не может с уверенностью сказать, как поступит в той или иной ситуации, его система ценностей «плавает». Про таких людей говорят «ни рыба ни мясо», они всегда подстраиваются под ситуацию.
Сомневающийся человек может долго стоять в начале пути, так и не сделав ни одного шага вперед, не сумев выбрать путь. Сомнение мешает нам ясно мыслить, адекватно оценивать ситуацию, принимать правильные решения и воплощать эти решения в жизнь. Вместо того чтобы решать возникающие «по ходу» задачи, мы зацикливаемся на дилеммах «следует — не следует», «смогу — не смогу». Это истощает наши внутренние силы и время, отдаляя от поставленной цели.
В буддизме нерешительность и сомнения является одним из пяти препятствий к просветлению[179]. Сомнение, по буддизму, это очень серьезное препятствие на пути духовного совершенствования: его особенность в том, что оно постоянно поддерживает состояние нерешительности, в котором мы активно не желаем прояснить свою позицию. Мы постоянно позволяем себе уклоняться от постановки и выяснения важных вопросов.
Как и в работе с другими препятствиями, прежде всего необходимо признать, что это действительно сомнение (вичикиччха). В данном случае важны именно результаты распознавания препятствия: как только мы обнаруживаем присутствие сомнения и нерешительности и понимаем, что они нежелательны, нужно принять твердое решение изменить ситуацию. Чтобы справиться с препятствием «сомнение и нерешительность», можно использовать размышление в духе випассаны о его непостоянстве, об отсутствии у него независимой сущности и о том, что оно не способно принести счастье. Самое главное — развить в себе непоколебимую решимость: тогда можно будет подумать, как прояснить неосознанные заблуждения, лишающие нас уверенности.
«Сделать правильный выбор в ситуации „или — или“ практически невозможно. Исполнись решимости и действуй».
«Человек с двоящимися мыслями нетверд во всех путях своих».
Решись — и ты свободен
Не проточная вода портится, а стоячая
Мистики каббалы называют склонность человека впадать в нерешительность «алма десфейка» — мир сомнения. В своей основе мир представляет собой пеструю смесь добра и зла, правды и лжи. Его называют также «алма дешикра» — мир лжи. В чем источник сомнения, лежащего в основе «алма десфейка»? Ответ надо искать в Торе, в ее рассказе о формировании человеческой природы. Адам стоял перед изначальным выбором — подчиниться Божественному указу и не есть плод от «древа познания добра и зла» или не подчиниться? Тот мир, который он знал, был совершенен, а в древе скрывалась грозная сила, способная пустить зло в этот мир. Когда Адам подошел к этому дереву, и он был чист, и мир был чист. Зло существовало только как объективная, бесстрастная вероятность, находящаяся где-то вовне. Но когда Адам съел этот плод, зло вошло в его плоть и кровь и перемешалось с мировым благом. Отныне человеческий разум не мог полностью разобраться в своих сомнениях, не мог, как раньше, читать мир легко и непосредственно, как открытую книгу. Не случайно мистики называют древо познания добра и зла «илана десфейка» — древо сомнения. И наша цель, в соответствии, с иудейской традицией, пробиться к ясности, чистоте восприятия. «Эйн симха кеатарот а-сфекот — нет большей радости, чем устранить сомнения»[180].
Решительность — делу помощь, струсишь — через арык не прыгнешь
Действительно, минутное колебание может стоить нам достижения заветной цели. Как Орфею, герою древнегреческого мифа, который спустился за возлюбленной в Аид[181]. Своим волшебным пением он растрогал царя подземного царства, и тот разрешил вернуть Эвридику в мир живых. Аид поставил Орфею единственное условие: не оборачиваться, пока они не выйдут на белый свет. Но в самый ответственный момент певец засомневался: действительно ли поспевает за ним возлюбленная жена? Сомнение обошлось ему очень дорого: тень Эвридики тут же стала удаляться обратно, в царство мертвых.
Нерешительность — вор возможности
От нерешительности теряешь больше, чем от неверного решения
В каждое мгновение жизни перед нами открыто целое море возможностей. Дар свободы, врученный людям для самостоятельного движения вперед, иногда обескураживает нас до головокружения. «Что делать? Куда идти?» — сомнения туманят разум и волю. Но у каждого из нас есть главная цель — это следование нашему внутреннему компасу, который ведет нас к истинной цели. Пройти через множество сомнений, ориентируясь на этот маяк, осознать свое предназначение и смело начинать претворять его в жизнь — это и есть наш Путь. И, только преодолев сомнения и начав действовать без страха и упрека, мы выйдем из мира сумерек и тумана на открытый простор.
Использованные символические образыКарта Karmalogic: руины (символ прошлого), цветущий город (символ будущего).
Пиктограмма Karmalogic:разбитый меч (символ сомнения).
ВЫ МОЖЕТЕ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К ОБСУЖДЕНИЮ ЗАКОНА «СОМНЕНИЕ» И СЛУЧАЕВ, ЕГО ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ, НА САЙТЕ ПРОЕКТА KARMALOGIC.NET. ДЛЯ ЭТОГО ПРОСКАНИРУЙТЕ РАСПОЛОЖЕННЫЙ В КОНЦЕ СТРАНИЦЫ QR-КОД С ПОМОЩЬЮ ВАШЕГО СМАРТФОНА, И ВЫ ПОПАДЕТЕ НА СТРАНИЦУ ОБСУЖДЕНИЯ ДАННОГО ЗАКОНА.
karmalogic.net/laws/sutra_path/doubt
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Karmalogic» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
169
Крэнс Б. «Необходимо принять важное решение? Позвольте вашему подсознанию выбрать за вас» [2013].
170
Тиррелл М. «Как принимать решения» [2013]; Дериан С. Перестаньте прогнозировать: Советы по принятию решений [2016].
173
Харченко П. Д., Чайченко Г. М. Физиология высшей нервной деятельности. — Киев: Вища школа, 1977.
174
Фрит К. Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир; пер. с англ. П. Петрова. — М.: Астрель: CORPUS, 2010.
175
Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну; пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой. — М.: Прогресс-Традиция, 2000.