Настоящая книга является собранием наиболее ярких высказываний святителя Феофана по актуальным вопросам христианской жизни. Выдержки из многотомных творений вышенского затворника объединены авторским текстом в связное и лаконичное повествование, где традиционное учение о спасении рассмотрено в контексте внутренней рассеянности современного человека.Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Гриф ИС: Р19-901-0005
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О духовной жизни, многозаботливости и молитве. По творениям святителя Феофана Затворника предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. О многозаботливости и рассеянности
2.1. Покровы греха
На первый взгляд может показаться, что такие недостатки, как рассеянность и многозаботливость являются чем-то незначительным и маловажным — простительной слабостью современных людей. Ведь существуют куда более страшные пороки. Однако именно рассеянность мешает сосредоточиться на борьбе со страстями, а многозаботливость отвлекает от этой борьбы.
«Рассеянность и многозаботливость — главнейшие деятели, скрывающие и питающие грех и греховные обычаи и порядки»33, — отмечает святитель Феофан Затворник. «Заботы не оставляют времени заняться собою. При них одно дело в руках, а десятки в голове. Оттого они гонят человека всё вперёд и вперёд, не давая ему возможности осмотреться и взглянуть на себя»34. «Рассеянный не любит жить в себе, многозаботливый не имеет свободной минуты. Один не может, а другому некогда замечать то, что происходит внутри. С первым пробуждением от сна душа их тотчас выходит из себя, — и у первого уходит в мир мечтаний, у последнего же погружается в море нужных будто дел. Настоящего для них нет, что собственно характеризует всю их деятельность. Один охотнее живёт в самосозданном мире и действительного касается только отчасти, ненамеренно, поверхностно; другой и мыслью и сердцем весь впереди. Каждое дело он спешит окончить как можно скорее, чтобы приступить к следующему; начинает другое и — спешит к третьему; вообще настоящим у него заняты только руки, ноги, язык и прочее, а его дума вся устремлена в будущее. Как же при таком ходе внутренних движений заметить им, что кроется в сердце?»35 Иллюстрируя сказанное, обратимся к фрагменту одного из произведений святителя Феофана, где посредством духовной переписки обнаруживается вся несостоятельность многозаботливой и рассеянной жизни:
«Пишете, что у Вас «рябит в глазах. Дня с два, — говорите, — случилось мне пробыть в обычных здесь общественных увеселениях: то в театре посидела, то погуляла, то была на вечере. И что это за толкотня, какие речи, какие о всём мудрёные суждения, какие приёмы в обращении? Всё это мне дико, а от толкотни мыслей не соберу… Ещё вот что я вижу: что все впопыхах спешат, гонятся за чем-то, чтоб уловить, и никто ничего не успевает поймать. Случилось мне пройти людною улицей или местом — какая там суматоха и суета! Но смотрю потом: и в домах то же, то же, вероятно, и в душах у них. И ума не приложу: ужели так можно жить? И вот что ещё вижу: что тут друг друга теснят, вяжут и тиранят, никто своей воли и свободы не имеет. Одеться не смей как хочешь, ступать не смей как хочешь, говорить тоже — и ничего не смей как хочешь. Всё у них подчинено какому-то закону, который не знают кем написан; всех он теснит, но никто сломать его не смеет…».
Совершенно верно. К вашему описанию нечего и прибавлять. Всё это давно уже замечено и указано в предосторожность. Ещё Макарий Великий вот как изображал увиденную вами сумятицу и гоньбу за чем-то: «Чада века сего уподобляются пшенице, всыпанной в решето земли сей, и просеваются среди непостоянных помыслов мира сего, при непрестанном волнении земных дел, пожеланий и многосплетённых вещественных понятий. Сатана сотрясает души и решетом, то есть земными делами, просевает весь грешный род человеческий. Со времени падения, как преступил Адам заповедь и подчинился лукавому князю, взявшему над ним власть, непрестанными обольстительными и мятущимися помыслами всех сынов века сего просевает и приводит он в столкновение в решете земли. Как пшеница в решете у просевающего бьётся и, взбрасываемая непрестанно, в нём переворачивается, так князь лукавства земными делами занимает всех людей, колеблет, приводит в смятение и тревогу, заставляет приражаться к суетным помыслам, нечистым пожеланиям, земным и мирским связям, непрестанно пленяя весь грешный род Адамов… (Беседа 5, §1—2)».
…Чтоб больше об этом подумать и более сродниться с таким образом мыслей, потрудитесь прочитать всю эту пятую беседу святого Макария»36.
2.2. Причины многозаботливости
Согласно святоотеческой традиции, епископ Феофан различает в человеческом естестве 3 составляющие — дух, душу и тело, каждая из которых имеет свои насущные потребности: тело желает пищи и одежды, душа — знаний и эстетических впечатлений, а дух успокаивается только в общении с Богом. Многозаботливый же человек, чувствуя недостаток духовной жизни, стремится компенсировать его душевными или телесными средствами. В результате «неудовлетворенная сторона, как голодная, требует пищи в утоление своей алчбы и жажды и гонит человека искать её. Человек и бежит искать, но как он вращается всё в том же круге, не удовлетворяющем голодающей стороны, то удовлетворения не бывает»37. «Всеусиленно заботится он наполнить сию бездну, но не видит и не чувствует наполнения. Оттого весь свой век он в поте, труде и великих хлопотах: занят разнообразными предметами, в коих чает найти утоление снедающей его жажды. Предметы сии поглощают всё внимание, всё время и всю деятельность его. Они — первое благо, в коих живет он сердцем. Отсюда понятно, почему человек, поставляя себя исключительною целью, никогда не бывает в себе, а всё — вне себя, в вещах сотворённых или изобретённых суетою. От Бога, Который есть полнота всего, отпал; сам пуст; осталось как бы разлиться по бесконечно разнообразным вещам и жить в них. Так грешник жаждет, заботится, суетится о предметах вне себя и Бога, о вещах многих и разнообразных. Почему характеристическая черта греховной жизни есть, при беспечности о спасении, забота о многом, многопопечительность (см.: Лк. 10, 41).
Оттенки и отличия сей многопопечительности зависят от свойства образовавшихся в душе пустот»38.
Пустота ума, забывшего о Едином Боге «рождает заботу о многознании»39 или пытливость, когда из праздного любопытства мы наполняем голову ненужной информацией.
Пустота воли, лишившейся благодатных дарований «производит многожелание, стремление к многообладанию или всеобладанию, чтобы всё было в нашей воле, в наших руках — это любоимание»40.
Пустота сердца, потерявшего любовь к своему Создателю, образует страстную привязанность к людям и вещам, «жажду удовольствий многих и разнообразных или искание тех бесчисленных предметов, в коих чаем найти услаждение своих чувств, внутренних и внешних»41.
«В круговращении этом и пребывал бы грешник, если бы его оставить одного: такова уж природа наша, когда состоит в рабстве греху. Но это круговращение в тысячу раз увеличивается и усложняется оттого, что грешник не один»42. При взаимном общении страстных людей их общие пороки словно бы «трут друг друга, и в сем трении только возвышают в десятые, сотые и тысячные степени пытливость, любоимание и самоуслаждение»43. Упомянутые греховные связи составляют целый суетный мир со своими понятиями, правилами и обычаями. «Состоя в живом союзе со всем этим миром, всякий грешник опутывается тысячесплетённою его сетью, закутывается в неё глубоко-глубоко, так что его самого и не видно. Тяжёлое бремя лежит на всём лице грешника-миролюбца и на каждой его части, так что и малым чем пошевельнуться не по-мирски не имеет он сил, потому что тогда необходимо бывает ему поднять как бы тысячепудовую тяжесть. Потому за такое неосиливаемое дело и не берётся никто, и не думает никто браться, но все живут, движась по той колее, в какую попали.
К бо́льшей ещё беде, в мире сем есть свой князь, единственный по лукавству, злобе и опытности в обольщениях… Князь сей имеет целое полчище слуг, подчинённых себе духов злобы. В каждое мгновение быстро носятся они по всем пределам обитаемого мира, чтобы там засеменять одно, в другом месте другое, углублять запутанных в сети греха, подновлять путы, ослабевшие и порвавшиеся — особенно же блюсти, чтобы никто не вздумал разрешиться от их уз и выйти на свободу. В сем последнем случае они поспешно стекаются вокруг своевольника, сначала по одному, потом отрядами и легионами, а наконец, всем полчищем — и это в разных видах и приёмах, чтобы заградить все исходы, починивать нити и сети и, по другому сравнению, опять столкнуть в бездну начавшего выбираться из ней по крутизне… О́рган, коим выражают они здесь свою волю и власть, есть совокупность обычаев мирских, пропитанных греховными стихиями, всегда одуряющих и отвлекающих от Бога»44.
Так многозаботливость при содействии врага нашего спасения приводит к пагубной рассеянности души. По мысли святителя Феофана: «Самая большая опасность от неустанных хлопот есть подавление религиозных чувств… Но это не от природы житейских дел, а от нашей оплошности, по которой попускаем себе погрязнуть: и мыслями, и чувствами, и желаниями, и заботами в одно житейское. А ведь этого может и не быть»45.
2.3. Как бороться с рассеянностью
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О духовной жизни, многозаботливости и молитве. По творениям святителя Феофана Затворника предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других