О духовной жизни, многозаботливости и молитве. По творениям святителя Феофана Затворника

Алексей Саков

Настоящая книга является собранием наиболее ярких высказываний святителя Феофана по актуальным вопросам христианской жизни. Выдержки из многотомных творений вышенского затворника объединены авторским текстом в связное и лаконичное повествование, где традиционное учение о спасении рассмотрено в контексте внутренней рассеянности современного человека.Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Гриф ИС: Р19-901-0005

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О духовной жизни, многозаботливости и молитве. По творениям святителя Феофана Затворника предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. О многозаботливости и рассеянности

2.1. Покровы греха

На первый взгляд может показаться, что такие недостатки, как рассеянность и многозаботливость являются чем-то незначительным и маловажным — простительной слабостью современных людей. Ведь существуют куда более страшные пороки. Однако именно рассеянность мешает сосредоточиться на борьбе со страстями, а многозаботливость отвлекает от этой борьбы.

«Рассеянность и многозаботливость — главнейшие деятели, скрывающие и питающие грех и греховные обычаи и порядки»33, — отмечает святитель Феофан Затворник. «Заботы не оставляют времени заняться собою. При них одно дело в руках, а десятки в голове. Оттого они гонят человека всё вперёд и вперёд, не давая ему возможности осмотреться и взглянуть на себя»34. «Рассеянный не любит жить в себе, многозаботливый не имеет свободной минуты. Один не может, а другому некогда замечать то, что происходит внутри. С первым пробуждением от сна душа их тотчас выходит из себя, — и у первого уходит в мир мечтаний, у последнего же погружается в море нужных будто дел. Настоящего для них нет, что собственно характеризует всю их деятельность. Один охотнее живёт в самосозданном мире и действительного касается только отчасти, ненамеренно, поверхностно; другой и мыслью и сердцем весь впереди. Каждое дело он спешит окончить как можно скорее, чтобы приступить к следующему; начинает другое и — спешит к третьему; вообще настоящим у него заняты только руки, ноги, язык и прочее, а его дума вся устремлена в будущее. Как же при таком ходе внутренних движений заметить им, что кроется в сердце?»35 Иллюстрируя сказанное, обратимся к фрагменту одного из произведений святителя Феофана, где посредством духовной переписки обнаруживается вся несостоятельность многозаботливой и рассеянной жизни:

«Пишете, что у Вас «рябит в глазах. Дня с два, — говорите, — случилось мне пробыть в обычных здесь общественных увеселениях: то в театре посидела, то погуляла, то была на вечере. И что это за толкотня, какие речи, какие о всём мудрёные суждения, какие приёмы в обращении? Всё это мне дико, а от толкотни мыслей не соберу… Ещё вот что я вижу: что все впопыхах спешат, гонятся за чем-то, чтоб уловить, и никто ничего не успевает поймать. Случилось мне пройти людною улицей или местом — какая там суматоха и суета! Но смотрю потом: и в домах то же, то же, вероятно, и в душах у них. И ума не приложу: ужели так можно жить? И вот что ещё вижу: что тут друг друга теснят, вяжут и тиранят, никто своей воли и свободы не имеет. Одеться не смей как хочешь, ступать не смей как хочешь, говорить тоже — и ничего не смей как хочешь. Всё у них подчинено какому-то закону, который не знают кем написан; всех он теснит, но никто сломать его не смеет…».

Совершенно верно. К вашему описанию нечего и прибавлять. Всё это давно уже замечено и указано в предосторожность. Ещё Макарий Великий вот как изображал увиденную вами сумятицу и гоньбу за чем-то: «Чада века сего уподобляются пшенице, всыпанной в решето земли сей, и просеваются среди непостоянных помыслов мира сего, при непрестанном волнении земных дел, пожеланий и многосплетённых вещественных понятий. Сатана сотрясает души и решетом, то есть земными делами, просевает весь грешный род человеческий. Со времени падения, как преступил Адам заповедь и подчинился лукавому князю, взявшему над ним власть, непрестанными обольстительными и мятущимися помыслами всех сынов века сего просевает и приводит он в столкновение в решете земли. Как пшеница в решете у просевающего бьётся и, взбрасываемая непрестанно, в нём переворачивается, так князь лукавства земными делами занимает всех людей, колеблет, приводит в смятение и тревогу, заставляет приражаться к суетным помыслам, нечистым пожеланиям, земным и мирским связям, непрестанно пленяя весь грешный род Адамов… (Беседа 5, §1—2)».

…Чтоб больше об этом подумать и более сродниться с таким образом мыслей, потрудитесь прочитать всю эту пятую беседу святого Макария»36.

2.2. Причины многозаботливости

Согласно святоотеческой традиции, епископ Феофан различает в человеческом естестве 3 составляющие — дух, душу и тело, каждая из которых имеет свои насущные потребности: тело желает пищи и одежды, душа — знаний и эстетических впечатлений, а дух успокаивается только в общении с Богом. Многозаботливый же человек, чувствуя недостаток духовной жизни, стремится компенсировать его душевными или телесными средствами. В результате «неудовлетворенная сторона, как голодная, требует пищи в утоление своей алчбы и жажды и гонит человека искать её. Человек и бежит искать, но как он вращается всё в том же круге, не удовлетворяющем голодающей стороны, то удовлетворения не бывает»37. «Всеусиленно заботится он наполнить сию бездну, но не видит и не чувствует наполнения. Оттого весь свой век он в поте, труде и великих хлопотах: занят разнообразными предметами, в коих чает найти утоление снедающей его жажды. Предметы сии поглощают всё внимание, всё время и всю деятельность его. Они — первое благо, в коих живет он сердцем. Отсюда понятно, почему человек, поставляя себя исключительною целью, никогда не бывает в себе, а всё — вне себя, в вещах сотворённых или изобретённых суетою. От Бога, Который есть полнота всего, отпал; сам пуст; осталось как бы разлиться по бесконечно разнообразным вещам и жить в них. Так грешник жаждет, заботится, суетится о предметах вне себя и Бога, о вещах многих и разнообразных. Почему характеристическая черта греховной жизни есть, при беспечности о спасении, забота о многом, многопопечительность (см.: Лк. 10, 41).

Оттенки и отличия сей многопопечительности зависят от свойства образовавшихся в душе пустот»38.

Пустота ума, забывшего о Едином Боге «рождает заботу о многознании»39 или пытливость, когда из праздного любопытства мы наполняем голову ненужной информацией.

Пустота воли, лишившейся благодатных дарований «производит многожелание, стремление к многообладанию или всеобладанию, чтобы всё было в нашей воле, в наших руках — это любоимание»40.

Пустота сердца, потерявшего любовь к своему Создателю, образует страстную привязанность к людям и вещам, «жажду удовольствий многих и разнообразных или искание тех бесчисленных предметов, в коих чаем найти услаждение своих чувств, внутренних и внешних»41.

«В круговращении этом и пребывал бы грешник, если бы его оставить одного: такова уж природа наша, когда состоит в рабстве греху. Но это круговращение в тысячу раз увеличивается и усложняется оттого, что грешник не один»42. При взаимном общении страстных людей их общие пороки словно бы «трут друг друга, и в сем трении только возвышают в десятые, сотые и тысячные степени пытливость, любоимание и самоуслаждение»43. Упомянутые греховные связи составляют целый суетный мир со своими понятиями, правилами и обычаями. «Состоя в живом союзе со всем этим миром, всякий грешник опутывается тысячесплетённою его сетью, закутывается в неё глубоко-глубоко, так что его самого и не видно. Тяжёлое бремя лежит на всём лице грешника-миролюбца и на каждой его части, так что и малым чем пошевельнуться не по-мирски не имеет он сил, потому что тогда необходимо бывает ему поднять как бы тысячепудовую тяжесть. Потому за такое неосиливаемое дело и не берётся никто, и не думает никто браться, но все живут, движась по той колее, в какую попали.

К бо́льшей ещё беде, в мире сем есть свой князь, единственный по лукавству, злобе и опытности в обольщениях… Князь сей имеет целое полчище слуг, подчинённых себе духов злобы. В каждое мгновение быстро носятся они по всем пределам обитаемого мира, чтобы там засеменять одно, в другом месте другое, углублять запутанных в сети греха, подновлять путы, ослабевшие и порвавшиеся — особенно же блюсти, чтобы никто не вздумал разрешиться от их уз и выйти на свободу. В сем последнем случае они поспешно стекаются вокруг своевольника, сначала по одному, потом отрядами и легионами, а наконец, всем полчищем — и это в разных видах и приёмах, чтобы заградить все исходы, починивать нити и сети и, по другому сравнению, опять столкнуть в бездну начавшего выбираться из ней по крутизне… О́рган, коим выражают они здесь свою волю и власть, есть совокупность обычаев мирских, пропитанных греховными стихиями, всегда одуряющих и отвлекающих от Бога»44.

Так многозаботливость при содействии врага нашего спасения приводит к пагубной рассеянности души. По мысли святителя Феофана: «Самая большая опасность от неустанных хлопот есть подавление религиозных чувств… Но это не от природы житейских дел, а от нашей оплошности, по которой попускаем себе погрязнуть: и мыслями, и чувствами, и желаниями, и заботами в одно житейское. А ведь этого может и не быть»45.

2.3. Как бороться с рассеянностью

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О духовной жизни, многозаботливости и молитве. По творениям святителя Феофана Затворника предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

33

Феофан Затворник, свт. Путь ко Спасению. С. 189—190.

34

Феофан Затворник, свт. Путь ко Спасению. С. 192.

35

Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. С. 328—329.

36

Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? С. 8—17.

37

Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? С. 17—18.

38

Феофан Затворник, свт. Путь ко Спасению. С. 132—133.

39

Феофан Затворник, свт. Путь ко Спасению. С. 133.

40

Феофан Затворник, свт. Путь ко Спасению. С. 133.

41

Феофан Затворник, свт. Путь ко Спасению. С. 133—134.

42

Феофан Затворник, свт. Путь ко Спасению. С. 134.

43

Феофан Затворник, свт. Путь ко Спасению. С. 135.

44

Феофан Затворник, свт. Путь ко Спасению. С. 135—138.

45

Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Т. 1. В. 2. С. 128.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я