Шахматная шкатулка в «Снежинке»

Алексей Ратушный

Технология преподавания шахмат в детском саду №10 «Снежинка» в городе Урае, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Впервые максимально полно выложен 60-летний опыт автора.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шахматная шкатулка в «Снежинке» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ВВЕДЕНИЕ

Программа является авторской разработкой, итогом полувековой практики автора по преподаванию шахмат детям возраста от полугода до выхода на пенсию.

Она составлена также на основе творческой переработки большого числа других авторских программ ориентированных на младший — дошкольный возраст. Использованные материалы приводятся в списке литературы.

Специфика дошкольного учебного заведения заключается как в значительной неоднородности контингента обучаемых, так и в значительной нестабильности учебных групп, вызываемой карантинами, сезонными вспышками ОРЗ, большими вариациями трудоустройства и занятости родителей и ещё целым рядом дестабилизирующих факторов.

Это — объективная сторона учебно-воспитательного процесса — точнее — одна из сторон.

Дошкольные учреждения имеют собственный выработанный годами и десятилетиями практик ритм жизни и наработанные техники и практики педагогической деятельности, в связи с чем специальная дисциплина «Шахматы» в них не предусмотрена и вводится как дополнительная образовательная услуга. Таким образом график учебной активности ребёнка достаточно напряжен и без шахмат, плюс экономические условия оказывают существенное влияние на готовность родителей нести дополнительные расходы на шахматное образование своего ребенка.

В совокупности эти факторы порождают существенный разнобой в составах групп и графике посещений занятий. Одни родители готовы оплачивать одно занятие в неделю, другие — два.

Таким образом помимо возрастных и иных различий при выработке оптимального режима обучения шахматам конкретных детей, необходимо закладывать в Программу и значительные резервные ресурсы по времени и материалу, чтобы в итоге у каждого ребенка формировалось устойчивое целостное восприятие изучаемого объекта.

Первые две недели сентября группы в садиках еще уточняются, часть родителей только возвращается из отпусков, на носу сбор урожая и заготовки на зиму, поэтому основной учебный процесс целесообразно планировать с 16 сентября. Аналогично в мае начинаются отпуска и поэтому предпочтительно до 20-го мая закончить основной образовательный процесс.

В разработанной пятилетней Программе все эти моменты учтены.

Основной учебный план рассчитан на 32 учебные недели по два занятия в каждой, то есть на 64 занятия в основное учебное время.

Одно занятие в неделю — основное, ведущее и одно — дополнительное — резервное. Это позволяет основной материал преподать даже в случае пропусков, болезней и карантина. Предполагается, что в этих форс-мажорных условиях часть дополнительного и резервного материала ребенок добирает дома самостоятельно.

Основные занятия именно так и строятся, чтобы побуждать самостоятельные активности учащихся в заданном направлении.

В Программе заложены и выполняются принципы доступности, разнообразия, целостности, достаточности, образности, последовательности, повторяемости и развития излагаемого материала и предлагаемых учащимся активностей.

Программа сочетает в себе как теоретический номинально необходимый материал, так и такие активности как музыкальные упражнения, хореографические упражнения, упражнения на движение по организованным пространствам, лепку — особенно развивающую пальцы и через них — мозг, рисование, активное вовлечение в процесс познания и чувств и эмоциональной сферы ребёнка.

За внешней простотой каждого упражнения стоит глубокая и всесторонняя проработка материала.

В качестве иллюстрации приведу только два небольших примера.

Пример первый:

Как нарисовать шахматного коня?

Обратите внимание на порядок проведения линий: он задан цветом — первым рисуем красный фрагмент, вторым — оранжевый, третьим — жёлтый и далее по радуге: К,О,Ж,З,Г,С,Ф.

Пример второй:

Как расставляют шахматные фигуры?

Ответ — две ладьи по углам, рядом с каждой ладьей два коня, рядом с каждым конём два слона.

То есть ряд Ладья, Конь, Слон.

Откуда этот ряд?

Вот квадрат 5х5 из центрального поля которого указанные фигуры попадают только на определенные клетки по краям. Именно эта их расстановка и отражена в начальной позиции.

Программа включает в себя элементы уже нашедшие отражение на страничках нашей Шахматной Шкатулки. Автор надеется в ближайшее время издать этот труд отдельной брошюрой для преподавателей, педагогов, тренеров, родителей и всех желающих вникнуть в эту тему самостоятельно.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шахматная шкатулка в «Снежинке» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я