Шахматная шкатулка в «Снежинке»

Алексей Ратушный

Технология преподавания шахмат в детском саду №10 «Снежинка» в городе Урае, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Впервые максимально полно выложен 60-летний опыт автора.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шахматная шкатулка в «Снежинке» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ЧЕМ БЫ ДИТЯ НЕ ТЕШИЛОСЬ

Именно так ставят вопрос многие родители, педагоги, воспитатели и няни.

Лишь бы не плакало!

Моменты «игры» ребёнка, как правило, не рефлексируются, не прорабатываются и не фиксируются должным образом.

Есть очень простые слова, которые всё прекрасно «объясняют».

Ребёночек возится с игрушками, ковыряется в песочке, булькается в водичке — чего тебе ещё надобно, старче?

Проходят годы.

Дети вырастают.

И вырастают они очень и очень разными.

Нам не дано предугадать.

И вновь на всё есть простые слова и примитивные объяснения, типа:

— Генетическая предрасположенность!

— Яблочко от яблоньки недалеко падает.

Изначально детские сады — это места присмотра за детьми, родители которых заняты «делами».

В период СССР детский садик — это инструмент превращения женщины-домохозяйки в женщину-труженицу, в женщину — рабочую, в женщину — строителя коммунизма.

Садик на 300 мест превращал 300 домохозяек в 300 работниц!

Это — грубая схема. Понятно, что иногда это было 170 работниц, иногда 220.

Главное: с трёхлетнего возраста ребенок из аморфной непонятной неконтролируемой семьи попадал под присмотр специального отряда сотрудниц, где его оберегали от, кормили, поили, укладывали на дневной сон, воспитывали.

И именно здесь детская игра становилась объектом немного более внимательного изучения.

Немного более.

Не более того!

Как устроены многие наши психологи-педологи?

Они, прочтя или услышав что-нибудь, открывают рот и из него льются потоки «высоконаучных» слов.

Для неподготовленного уха обычного родителя, занятого производственными или коммерческими проблемами всё это — абракадабра за семью печатями.

Здесь любой нормальный родитель ведёт себя как больной на приёме у специалиста-врача.

Он ведь для того и пришел к специалисту, чтобы получить рецепт излечения от.

Но признайтесь сами себе честно: а бывают ли случаи врачебных ошибок?

А встречаются ли ситуации, когда доктор не вник, не понял, не внял?

Хорошо, если дело само по себе ясное: ножка складывается пополам там, где коленки нет и не было, и вся опухла и очень сильно болит.

Или высоченная температура, нос заложен, жуткий кашель.

Хотя, конечно, ничего хорошего в таких состояниях нет.

А вот если болит непонятно что, и непонятно где?

И боль исчезает и возникает в новом месте?

Или еще веселее — не спится!

Вот просто третий месяц не спится!

Я к тому, что проблемы с хорошими врачами существуют.

Точнее проблемы с отсутствием хороших врачей.

Со специалистами, работающими с детками, они тоже наличествуют.

Их много и они весьма и весьма разнообразны.

А тут специалист психолог открыл рот и льёт, льёт, льёт!

И так много новых словов произносит, и так много непонятных словей пропевает, что мочи нету слушать далее.

А низя!

Я прожил длинную по меркам моих уже умерших сверстников жизнь.

Не самую длинную, но немного длиннее среднестатистической протяженности жизни.

Многие мои партнёры, коллеги, друзья и товарищи ушли на 10-15-20 лет раньше меня.

Всю эту жизнь я изучал слово «игра».

Мне повезло сказочно.

Я не только читал об игре в самых разных книжках.

Не только много лет постоянно общался с выдающимися игроками, игрологами, игротехниками.

Мне довелось задавать свои вопросы самым крутым из них!

И получать вполне вразумительные ответы.

Шансов отмолчаться я им не оставлял.

И собрав воедино всё, что мне известно об игре, как таковой, я заявляю: понятие «игра» у них абсолютно не проработано!

Играть с этим словом или играть самим этим словом, это одно.

Серьёзно прорабатывать это понятие — совсем другое.

Абсолютное большинство людей, ежедневно профессионально работающих с детьми, воспринимает эту универсальную категорию как простое и понятное «занятие» и не более того.

Я никого не виню в таком отношении: оно задано социумом.

Производители игрушек заинтересованы в сбыте своей продукции.

Люди, работающие с детьми, имеют массу других забот и проблем.

Потратить на это столько лет и сил, сколько потратил автор этих строк мало кто в состоянии.

Читать то, что я об этом уже опубликовал — увольте!

У людей море своих проблем и забот.

Я не Лев Толстой. Не Сергей Есенин. Не Александр Пушкин.

Нам и Бальмонта-то читать некогда!

На Уткина времени нет.

Так что здесь я не в претензии.

Дети вырастают.

Очень и очень разными.

Сто пятьдесят диссертаций — это слишком мало, чтобы разобраться в категории «игра».

Слишком мелко для этого универсума универсумов.

Представьте для сравнения, что кто-то покажет вам стопку диссертаций по 300 страниц, в которых темой является Бог!

Вы же просто улыбнётесь!

Или процитируете Иоанна: «Этих книг не вместит и целый мир!»

То же самое и с категорией «Игра».

Пусть даже она на порядки поменьше и попроще Всевышнего.

Дети, в конце концов — а куда им деваться? — вырастут!

А пока вот вам надежный инструмент в практической жизни:

— Чем бы дитя не тешилось!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шахматная шкатулка в «Снежинке» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я