Шахматная шкатулка в «Снежинке»

Алексей Ратушный

Технология преподавания шахмат в детском саду №10 «Снежинка» в городе Урае, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Впервые максимально полно выложен 60-летний опыт автора.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шахматная шкатулка в «Снежинке» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

О ПОЗИЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ФИГУРЫ

Центральной фигурой в окружении ребёнка в детском саду является воспитатель его родной группы.

Воспитатель и является тем самым должностным лицом, которое в силу своей должности обязано «знать», что «игра — ведущий, основной вид деятельности дошкольника».

Тут необходимо обратить внимание на целый ряд моментов.

Понятно, что никакой воспитатель дошкольного учреждения не знает, да и не может знать, что такое «игра».

И дело не только в первом принципе Пиррона («ничто не познаваемо!») или в ноуменальности самого термина «игра».

Мне повезло.

Потратив ЖИЗНЬ на это невесёлое занятие, я пришёл к твёрдому убеждению, что человечеству ещё предстоит веками разбираться с сей, наизаковырестейшей из всех универсальных категорий, как чистого, так и не очень чистого, разума.

И поскольку для меня непознанность самого этого понятия очевидна, я смело исключаю воспитателей ДОУ из числа людей, имеющих хоть сколько-нибудь отдаленные представления об игре.

К каким следствиям ведёт этот в целом методологически верно обоснованный вывод.

Во-первых, это вывод о личной персональной безответственности воспитателей «за базар».

Теории, как говорится, теориями, а воспитатели должны каким-то чудом обеспечивать ребеночку доступ к его основной и ведущей деятельности.

И здесь мы попадаем неожиданно и мощно из мира истины в мир мнений!

У воспитателя имеется собственное мнение, причём это мнение он держит при себе.

Оно нигде не опубликовано и никому ни в каком виде не предъявлено.

Но проявляется в каждом жесте, в каждом взгляде, в каждой обмолвке, в каждом слове, в каждой недомолвке, в каждой улыбке воспитателя, обращённых к деткам.

Ютюб сейчас наполнен рефератами (по большей части списанными или переписанными с ошибками) и видеороликами, показывающими как далёк воспитатель от ответственности за свои слова и поступки.

Воспитатели дошкольников — смелые люди!

И, — как пел Владимир Семёнович Высоцкий, — нам — не чета!

Они заходят в группу из двадцати пяти детей дошкольного возраста, как дрессировщик в клетку с разъярённым тигром.

И укрощают!

И плетут деткам сказки!

И выводят их на прогулки!

И укладывают их спать!

Чем мать восемнадцати детей в пещере отличалась от нашей воспитательницы в детском саду принципиально?

А тем, что у неё детки были родные («мы с тобой одной крови, ты и я!»), и разного возраста.

А в детском саду в одной группе собраны дети разных кровей и одного возраста.

Сие фундаментальное различие имеет целый ряд неопровержимо доказанных следствий.

Следствий весьма далёких от позитивных окрасок и оттенков.

На одной из своих самых ярких коротких и страстных игр, проведённых с коллективом педагогического училища в Екатеринбурге ещё в 1992-ом — если мне не изменяет быстро слабеющая память — году, я предложил собравшимся (педагоги, администрация, полсотни лучших студенток — все лица исключительно женского пола) разобраться с таким моим постулатом:

— Вы — женщины, которые бросили свои семьи и своих собственных детей и пришли сюда учить будущих женщин, которые также оставили свои семьи, чтобы встретиться с вами, и учите их здесь тому, как правильно бросать свои семьи и своих детей и идти воспитывать чужих детей, оставленных собственными матерями.

Зал просидел абсолютно молча четыре часа!

И потребовал «продолжения банкета»!

Один из главных выводов периода конца СССР прозвучал в педагогической гостиной Урайского эксперимента так: «В стране подорван инстинкт материнства!»

Бесконечные телешоу Андрея Малахова о брошенных детях и непутёвых мамках просто подтверждает этот страшный в своей простоте и безысходности вывод.

Искусственный отрыв женщины от исполнения материнских обязанностей влечёт непоправимые социально последствия.

И вот неродная мать читает неродному малышу неродным голосом не родительское нравоучение.

Отгадайте с трёх раз — насколько оно будет эффективно?

В Библии, точной формулировки я уж и не вспомню, говорится нечто вроде: «Чти отца и мать».

В лекциях Гармаева было введено в своё время замечательным образом различение «уважения» и «почитания». В СССР педагога, по Гармаеву, «уважали» и длилось это до того момента, пока он был официально «педагогом», а на следующий после расставания день его напрочь забывали. Почитание — это иной тип отношения.

Сделав эти необходимые предварительные пометки, теперь перейдём к более плотному рассмотрению нашего центрального вопроса.

Воспитатель и основной вид деятельности дошкольника.

Какова же реальная позиция этой «центральной» фигуры педагогического процесса?

Для неё «игра» конечно же «основной вид деятельности дошкольника», вот только с ответом на вопрос «какая именно Игра?» возникают определённые затруднения.

Так называемая «игральная (столовая)» комната в групповом блоке набита разнообразными игрушками и устройствами для множества игр, как бочка селёдками.

Множество ярких объектов, призванных «занять время» малышей расположено в несколько ярусов по самым различным полкам и полочкам.

За каждым кубиком, за каждой «безделушкой», за каждой «цацкой» скрывается огромный производственный и рекламный комплекс, поскольку всё это производится и продается в промышленных количествах.

Лего? — А это мировая корпорация!

Это промышленный гигант.

Это не одно производство — это целая отрасль.

Свои научно-изыскательские центры, конструкторские бюро, производители рекламы, обучающих роликов, поставщики методических пособий…

В современном детском садике нет, и не может быть, простых игрушек и игровых комплексов. Это арена ожесточенной борьбы за взгляд ребенка, за его «хочу!», за улыбку его родителя.

В 2016-ом повезло посетить ММСО — современный выставочный образовательный салон на ВДНХ в Москве. Я обошел все его стенды. И на последнем задал свою скромную серию вопросов самонадеянным молодым представителям, заявившим, что готовы де ответить на любые мои вопросы.

Это у них такая стартовая позиция «чиновника с опытом». Ему кажется что вот это он, а вот это мы. И у нас к нему как бы есть вопросы, а он на эти вопросы как бы и отвечает!

— Мы находимся в столице России?

— Да.

— То есть здесь выставлены товары для детей России?

— Да.

— А почему нет ни одной игрушки из русских народных сказок?

Видели бы вы их лица!

Воспитатель в группе — это агент всех представленных в группе промышленных гигантов дошкольной индустрии.

Он должен разбираться и в том, как собирать конструкции из Лего, и как вертеть Кубик Рубика, и как играть «в кухню», в «шитье», в «Фиксики».

Современный воспитатель вооружен методиками, комплексами и комплектами, гаджетами, видеороликами и программами, проекторами, телеэкранами и видеокамерами.

А еще он думает (точнее она думает — ибо это всегда она!) что знает, что такое Игра, и в какие именно игры следует сейчас играть Катюше, Ванечке и Оксане.

Разумеется воспитатель в группе — это в первую очередь Личность и Человек.

Человек, обременённый и своими собственными жизненными проблемами и заботами.

Как правило, это мать собственных детей, которых она видит меньше, чем хотелось бы.

И которым она и рада бы отдать и сердце, и душу и все силы, да вот только сил этих маловато!

И, находясь на ответственейшем посту, отвечая головой за здоровье и самую жизнь чужих малолетних детишек, увешанная морем инструкций, приказов, постановлений, наставлений, решений, проводя десятки переговоров с проблемными родителями — а не проблемных родителей надо искать исключительно в Арканзасе, или на Аляске — получая и от них ценные указания и напоминания, уточнения и малюсенькие просьбы и пожелания, организуя и сон, и отдых, и прогулки своим подопечным и соблюдение ими личной гигиены, решая вопросы по свету, энергообеспечению, тепловому режиму, проветриваниям, она умудряется еще и вникать в суть слова «игра» и чётко соблюдает прописанные величайшими психологами современности (не видевшими современных детей ни в глаза, ни за глаза) принципы и уж конечно делает всё от неё зависящее, чтобы Игра была ведущей и основной деятельностью ребёнка в дошкольном учреждении образования.

Ну, вот мы и подобрались к главному: к реальной позиции реального воспитателя в реальном детском саду.

Но давайте прервёмся и подумаем.

Просто подумаем обо всём изложенном выше.

Никуда уже не спеша.

Ведь мы можем себе это изредка позволить!

И пусть это будет даже одна-единственная ночь.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шахматная шкатулка в «Снежинке» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я