Шахматная шкатулка в «Снежинке»

Алексей Ратушный

Технология преподавания шахмат в детском саду №10 «Снежинка» в городе Урае, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Впервые максимально полно выложен 60-летний опыт автора.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шахматная шкатулка в «Снежинке» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

НОВАЯ КОНФИГУРАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ

Рассмотрим две базовых модели общей конфигурации дошкольного учреждения.

Модель А. Без Центра Игры

Модель Б. С Центром Игры

Для конкретизации возьмём за основу конструкцию детского сада на 300 мест, то есть на 12 групп по 25 детей в каждой.

Мы исключим из рассмотрения непедагогическую часть штата дошкольного учреждения, а остановимся исключительно на педагогической его составляющей.

В модели А мы увидим 12 старших воспитателей учебных групп, одного педагога — тренера-инструктора занятий в бассейне, одного профессионала — художника, двух тренеров — преподавателей физической культуры, двух музыкальных педагогов, завуча-методиста и завуча организатора.

Всю эту структуру я взял с потолка, но иногда «взятое с потолка» сильно смахивает на реальную картину.

В модели Б мы видим точно тот же штат с одним дополнением — педагогом преподающим Игру.

В модели А завучи окружены кольцом воспитателей и остальные специалисты находятся за «кругом власти», прописанном у меня ещё в «Клиентелле агрессора».

Они не имеют пересекающихся функционалов.

Художник понятия не имеет о том, чем занимаются в бассейне, инструктор бассейна не интересуется музыкальными штудиями и так далее. И, самое главное, каждый воспитатель рассматривает усилия этих специалистов как важное и полезное дополнение к собственным усилиям.

Но вот появляется центр Игры.

И воспитатели обнаруживают, что этот Центр и его специалист находится в Круге Власти, что, более того, он непрерывно включается в их собственный функционал. И происходит это не «по ошибке» или недоразумению.

Центр Игры, по сути, задевает то самое важное, самое ответственное в функционале Воспитателя, что делало его — Воспитателя — по сути монополистом в наиважнейшем — в самом основном, в ведущем занятии дошкольника — в Игре. Игровой Центр неожиданно разрушает миф о компетенции Воспитателя в играх дошкольника. И вот этого Воспитатель Центру Игр простить уже не может, если не принимает новую для себя позицию — представителя этого самого Центра Игр в группе.

И вот в этой развёртке проявляется и настороженное отношение к Центру Игры и со стороны завуча — методиста, поскольку этот Центр Игры начинает активно влиять на самое центральное звено в управляемом им процессе.

А может ли Центр Игры занимать место на периферии, как тот же Бассейн, специалист которого никоим образом не вмешивается в функционал Воспитателя с одной стороны и является просто внешним профессионалом к специфической форме Игры и во все иные игры в детском саду не вмешивается?

Обратим внимание на генезис Шахматной Шкатулки в самом нашем детском саду — в «Снежинке».

Первоначально идея шахматного преподавания принадлежала именно завучам и заведующей детским садом!

И они сами эту идею активно претворяли в жизнь.

То есть были ведущими игровыми специалистами!

Почему?

Да потому что шахматы признаются многими авторами «лучшей из всех игр», то есть как бы лидером всех игр.

Потому что прекрасно понимали, что игра — ведущая, я бы даже сказал основная, деятельность дошкольника в детском саду!

Потребовалось шесть лет, чтобы форма прижилась и обрела в детском саду постоянную прописку, после чего в «Снежинке» появился автор этих строк и, вызревавшая в детском саду форма, превратилась в осязаемую реальность Шахматной Шкатулки.

И ещё три долгих года она постепенно обретала свои нынешние очертания.

Подробная рефлексия наработанного опыта ещё впереди.

Пока очевидно одно.

В нашем детском саду коллектив воспитателей понемногу освоился с этой новой формой и приступил к неспешным поискам наиболее адекватных форм использования этого неожиданного ресурса на пользу своим воспитанникам.

Именно ввиду всего изложенного мы понимаем, насколько актуален этот пример детского сада с подобным игровым центром, вышедшим на уровень простроенной технологии совмещения этапов развития ребёнка с этапами постепенного овладения им базовых, фундаментальных основ Большой Игры.

Форма, устройство, содержание активностей дошкольников в ней являются и прекрасной лабораторией совершенствования этого опыта и его развития, и базисной формой для копирования другими дошкольными учреждениями города и округа.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шахматная шкатулка в «Снежинке» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я