Юбилей на острове

Алексей Попов, 2023

Сборник «Юбилей на острове» содержит различные по тематике рассказы, основанные на реальных жизненных ситуациях, которые автору приходилось наблюдать, а в некоторых даже стать непосредственным участником происшествий.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юбилей на острове предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Две медали

Свой первый рассказ токарь Григорий Кочкин задумал ещё в советское время. Уж очень хотелось ему, тогда ещё молодому человеку, жившему в небольшом посёлке на суровом Крайнем Севере, поведать всему миру о том, что волновало и беспокоило.

В те далёкие времена, заметив его тяготение к перу и бумаге, друзья-товарищи хором советовали: «Раз тянет — пиши! Будет здорово, если один из нас вдруг станет писателем! Может, и про нас расскажешь в своей книге — станем знаменитыми! Занятие это, говорят, хоть и трудное, но хорошо оплачиваемое. Плюс известность, всеобщий почёт и уважение, как к работнику умственного труда…»

И внял Гриша советам приятелей: почему же не попробовать?

Вечерами, после рабочей смены, уставший токарь приходил домой и по-быстрому ужинал. Затем делал над собой усилие и, вместо пассивного отдыха на диване перед телевизором, садился за стол и, как прилежный школьник, начинал писать, регулярно на страничку-другую удлиняя свой опус.

Иногда и по утрам, ещё до работы, проклюнувшаяся в мозгу ранняя мысль будила начинающего писателя, усаживала за стол и заставляла заняться «бумагомаранием» — по выражению его жены Ларисы, весьма скептически относившейся к бездоходному занятию супруга.

Спустя пару месяцев, благодаря чрезвычайной настойчивости творца, рукопись была закончена.

Автор начал энергично редактировать рукописный труд, но и сам не без труда смог разобрать собственные закорючки. Что и говорить: почерк далёк от идеала, «правильно писание» хромает… Возникло сомнение: а смогут ли Гришин «шедевр» прочитать редакторы?

Для придания рассказу достойного вида необходимо было перевести рукописные каракули в печатные знаки. Тут-то начинающий писатель и прочувствовал всю сложность проблемы:

— Ну, блин! Где ж мне найти такого «переводчика»?..

Кочкин, не привыкший отступать перед трудностями, наморщил свой писательский лоб, но думал не долго. Он достал давно хранимую от жены заначку, отложенную на чёрный день, приобщил её к «тринадцатой зарплате» — был такой стимул для хороших работников на солидных предприятиях в советские времена, и купил пишущую машинку.

Приобретённая техника была чисто механическим устройством и домочадцы вечерами были вынуждены слышать монотонный стук клавишей по каретке.

Работа шла трудно и медленно: требовалось одинаковое усилие указательных пальцев обеих рук, чтобы набить чёткий текст одновременно и на основном листе, и ещё на трёх — через копирку.

Но, согласно русской пословице, терпение и труд всё перетрут, и это препятствие оказалось преодолённым.

Свой очередной выходной Григорий провёл в местной библиотеке и выписал адреса редакций всех литературных журналов, которые там имелись. Адресов набралось около двадцати. Автор решил никого не обижать и осчастливить своим «гениальным» творением всех редакторов.

И заказные письма с рассказом были отправлены по всем выписанным адресам. Теперь Григорий, в ожидании сообщений, ежедневно сам проверял почтовый ящик.

Долгожданные ответы пришли, но все — отказные! Правда, в те давние времена работники редакций были более тактичными, щадили чувства дилетантов и вместе с отказом отмечали и некоторые достоинства авторского текста, как своеобразный утешительный приз. Но суть отзывов всё же была одна и та же — текст для издания принят не был!

А некоторые редакции и вовсе не ответили… Только много позже Кочкин понял причину такого отношения. Какой же уважающий себя редактор известного «толстого» журнала с почти миллионным тиражом будет тратить время на читку и тем более письменно отвечать на бледную, плохо видимую копию произведения никому не известного автора?.. Такой материал просто попадалв категорию «спама» и шёл в соответствии с определением в должное место.

Но тут неожиданно пришёл положительный ответ — из редакции журнала менее толстого и с тиражом более скромным. Но пришёл! По какой-то странной случайности тематика журнала совпала с главной идеей в произведении Григория. Однако, чтобы опубликовать рассказ в небольшом по объёму журнале, редакция в сопроводительном письме просила автора сократить текст «…хотя бы на четверть».

Кочкин, мучаясь и потея, долго сидел над рукописью: «Что же тут можно убрать?..» Все предложения были выстраданы, сотни раз перечитаны и казались творцу крайне нужными, просто необходимыми для рассказа, поскольку вместе составляли единое целое — авторское произведение. Они как кирпичики — убери часть из них, и стена, а то и всё здание может рухнуть! То есть потеряется взаимосвязь событий, а с ней оборвётся нить повествования, поблекнет занимательность сюжета… Вот тогда-то Гриша и вспомнил крылатую фразу — резать, как по живому!

Так и не случилось удовлетворить просьбу редактора: все попытки сократить текст не увенчались успехом — Кочкину было почти физически больно…

— Не моё! — после многодневных мучений по сокращению рассказа однозначно решил автор и на этом прекратил свою литературную деятельность.

…Пролетели трудовые годы, незаметно подкрался и заслуженный отдых — пенсия!

С выходом на неё, естественно, стало больше свободного времени. Правда, огород, лес и рыбалка по-прежнему продолжали оставаться востребованными у новоиспечённого пенсионера.

В своём новом статусе Григорий, разбирая в кладовке старые журналы, наткнулся на непонятно как сохранившуюся пыльную папку, а в ней — пожелтевшие от времени листы с его рассказом. Найденную рукопись Кочкин воспринял радостно, как встречу со старым и добрым знакомым. Заново вчитывался в текст и не удержался: на ходу что-то сокращал, что-то изменял, добавлял новые предложения.

— Ну что ты за мужик-то такой?.. — сокрушалась Лариса, в очередной раз застав супруга за новым-старым занятием. — Ещё не наигрался в писателей? Ведь принял же решение ещё лет тридцать назад… И опять за старое взялся! Лучше бы на рынке сидел: что-то купил, что-то продал, глядишь, всё в дом копеечка…

Автор, стараясь не вступать в опасную полемику с «шуршалочкой», продолжал работать над своим произведением.

Отредактировав на компьютере, благо теперь не требовалось утомительной печати на пишущей машинке, Гриша отправил свой опус на электронные адреса нескольких литературных конкурсов.

Но результаты по участию в них не порадовали: даже доработанный рассказ, как и много лет назад, не вызывал почему-то у экспертов приёмных комиссий положительных эмоций.

В лучшем случае автору присылался в электронном виде диплом участника или благодарственное письмо. И всё…

Как-то в интернете Григорию попался рекламный блок: «Только на литературных фестивалях начинающие авторы могут громко заявить о себе! Знакомство с мэтрами и возвышенная атмосфера фестиваля — это входной билет в профессиональную литературу…»

«Ишь ты, “входной билет”! Может, и мне стоит попробовать? — задумался автор. — Заявить о себе в писательском мире…»

Чтобы лучше во всём разобраться, Кочкин даже на миг представил себя на месте председателя конкурсной комиссии. Проанализировав ситуацию, сделал грустный вывод:

«Сейчас только ленивый не пишет, все люди грамотные… И графоманов — пруд пруди! На конкурс поступает море рукописей, и чем ближе к окончанию приёма произведений, тем больше присланного материала. Эксперты задыхаются от объёма полученных писем и бандеролей, даже не всегда всё присланное успевают читать. Ориентируются больше на фамилии известных писателей, своих знакомых и родственников…»

И, чтобы подтвердить или опровергнуть свои умозаключения, Кочкин решил принять личное участие в ближайшем конкурсе-фестивале.

Город, где проходило литературное мероприятие, находился довольно далеко от места проживания, но Гриша уже загорелся идеей и стал собираться в путь.

Жена Лариса, конечно же, поворчала, недовольная непонятным отъездом супруга, и вставила свои «пять копеек», но тот проявил неожиданное упорство. Он купил билет, сел в поезд и, с пересадками, на третий день приехал в пункт назначения. Приехал заранее, до начала фестиваля-конкурса, разыскал местный Дом писателей.

Сняв номер в ближайшей к этому Дому гостинице, Григорий неоднократно появлялся перед строгими очами членов приёмной комиссии: представлялся сам, знакомился с людьми, интересовался, дошёл ли его материал до адресата и был ли прочитан экспертами… Попросту «мозолил» всем глаза в ожидании результатов. Но и не только!

Участвовал во всех мероприятиях, организованных руководителями фестиваля для пишущей братии: от мастер-классов по прозе и поэзии с маститыми литераторами до практических занятий по написанию собственных опусов в максимально сжатые сроки.

В неотапливаемых аудиториях, где проходили творческие посиделки, было холодно, как на осенней улице. И по окончании занятий озябшие претенденты на литературные регалии отправлялись дружной толпой в ближайший ресторан: обогреться, подкормиться, пообщаться. Григорий не отставал — не зря же из такой дали ехал с пересадками…

Наступил день подведения итогов литературного конкурса. Председатель жюри торжественно прочитал список победителей. С удивлением и радостью Кочкин услышал свою фамилию, на каких-то ватных ногах поднялся на сцену зала заседаний, где ему торжественно вручили регалии. Вернувшись на место, будто не веря своим глазам, он периодически продолжал ощупывать прикреплённую на груди медаль лауреата.

«Ну вот, свершилось! Не зря приехал! — ликовал соискатель. — Теперь и домой возвратиться не стыдно».

И в последнем, «отвальном» мероприятии — праздновании сего торжественного события — Григорий отличился, записавшись и сдав деньги одним из первых.

Взносы были большие, но обилие шашлыка и объёмы спиртного в арендованном по этому поводу кафе весьма соответствовали.

В промежутках между тостами участников застолья проводились мини-конкурсы и викторины на литературные темы. Правильные ответы тут же поощрялись вымпелами, футболками, дискетами, значками фестиваля и другими памятными подарками.

Гриша только глазами хлопал, удивляясь эрудированности молодых талантов, понимая, что здесь ему ещё во многом нужно «подковаться». Счастливая литературная молодёжь тут же надевала на себя полученные в виде призов яркие футболки с логотипом фестиваля, цепляла к ним значки, снимала селфи, откровенно радуясь своей памяти и способностям.

И вот на столе ведущего все призы закончились. Начинающий писатель Кочкин, не получивший никаких памятных знаков этого вечера, грустно жевал шашлык.

— Друзья! Как говорится, главная изюминка — под конец! Мы должны определить самого стойкого и «малопьющего» участника! — Распорядитель праздника обвёл взглядом присутствующих. — Победитель получит медаль! Есть желающие?

Взору присутствующих была предъявлена внушительная медаль золотистого цвета на шнурке. Участники встречи безынициативно уставились на призовой предмет. Поскольку уже был на исходе третий час застолья, все они были сильно навеселе и не проявили желания «добить» себя убойной порцией алкоголя. Но Гриша навострил уши — замаячила перспектива получить ещё одну медаль!

— Странно… — огорчился ведущий. — У нас каждый год этот конкурс проходит очень оживлённо, на ура! Обычно идёт серьёзная борьба за победу между многими претендентами… Неужели оскудела земля русская?! Кстати, победителю, кроме памятной медали, полагается гравировка его фамилии на этом вот ковше, с указанием года участия…

Тут же появился и внушительных размеров ковш, испещрённый фамилиями победителей данного соревнования в прошлые конкурсные годы.

— Давайте поступим так, раз уже все в солидном градусе и желающих соревноваться нет: кто сможет выпить ещё полный стакан водки, тот и будет победителем! Есть кандидаты? Ну, смелее! Кто сможет?..

Участники застолья дружно молчали, только вертели головами в поисках смельчака.

Тут уж Григорий не выдержал, встал:

— Я выпью!..

Руководитель с сомнением посмотрел на заявителя: возраст солидный, да и телом не крупный вовсе — как бы потом проблем не случилось…

Организаторы вечера огляделись по сторонам, но других желающих не оказалось. И единственную кандидатуру приняли единогласно.

— Хорошо!.. — Стакан водки был налит до краёв и аккуратно поднесён претенденту. Но вопрос шёпотом всё же прозвучал: — Послушайте, Кочкин, а ваша печень выдержит?..

— Вот и проверим! — решительно заявил Григорий и, чтобы организаторы не передумали, залпом выпил стакан. Затем он принял упомянутый знаменитый ковш с минералкой, отпил глоток.

— Ну как?

— Да нормально…

И руководитель под аплодисменты повесил на шею Кочкину ещё одну медаль, тоже заслуженную: «За выдающийся вид в пьяных застольях».

— Во как! Умеют же пить на Северах… — сквозь шум в голове донеслось до Гришиного уха…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юбилей на острове предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я