100 героев бизнеса

Алексей Оносов, 2023

Существует ли универсальная формула успеха, которая работает не тольков бизнес-сфере? Ответ не так очевиден. В книге собрано сто историй успеха, за которыми подчас стоят везение или талант, стечение обстоятельств или ошибка, миссия или практическая цель. Сто бизнесменов ответили на одни и те же вопросы: о первых шагах в бизнесе, о команде, о менторах, о книгах, повлиявших на жизнь. Это не пособие по бизнесу и не сборник советов. Это сочетание историй, прочтение которых, независимо от вашей профессиональной сферы и отношения к бизнесу, станет удачной инвестицией времени, отведенного на отдых и саморазвитие.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 100 героев бизнеса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Дмитрий Кибкало — Мосигра

Пробовать. Нужно больше пробовать. Пробовать, анализировать, рефлексировать. Не бояться. С первого раза никогда не получится, а даже если получится, это означает, что ты не сделал из этого выводов. Чаще выводы делаются после падений и поражений. Есть такой момент: помимо терпимости к риску должна быть разумная приверженность идее, потому что моментов, когда захочется все бросить, на любом пути будет миллион. Упираться в идею, в которой ничего нет, — это тупик, но и бросать идею при первой сложности — это тоже тупик. Побеждают те, кто балансирует на этой скользкой вершине: не бросают свою идею раньше времени, но и не вкладывают слишком много сил в то, что априори не летает.

Удовольствие от того, что ты делаешь, сильно помогает преодолевать сложности. Когда становится сложно, ты это не бросишь просто потому, что тебе нравится твое дело, а не потому, что ты ждешь моментальной отдачи. Но это отсекает только одну часть проблем. Другая связана с опасностью делать то, что приносит удовольствие, но в чем нет перспективы. Я видел многих, кто делает что-то, что нравится, но в этом нет глобального развития. Они интересно живут, но с точки зрения бизнеса, может быть, не до конца результативно.

Самый сложный вопрос состоит в том, чтобы понять, что ты потерял vision, потому что мы не склонны признаваться себе в том, что что-то идет не так. Грубо говоря, если я понял, что я уже потерял vision и я не понимаю, что делать дальше, у меня есть развилка: или найти того, кто понимает, или начать делать что-то другое, то, что я понимаю. Если я не понял, что потерял vision, а результата нет, то тут проблема. Такая же ситуация может быть и в жизни, не связанной с бизнесом. С бизнесом проще, бизнес в очень большой степени измеримая история. Есть набор ключевых метрик, опираясь на которые, ты можешь увидеть, что зашел в тупик, из которого надо либо выйти и пойти в другую сторону, либо выйти совсем и заняться чем-то другим. А в жизни сложнее: не всегда есть измеримые метрики и не понятно, как определить, что ты зашел в тупик. Иногда на это уходит много времени.

Раньше я думал, что мне нужно немного денег, потом решил, что побольше, сейчас думаю, что еще побольше. Не знаю, что будет в перспективе. Мне важно не быть сизифом, не толкать в гору что-то без результата, для меня важен результат, чтобы это было полезно, приносило прибыль. Энергия в том, что я постоянно переключаюсь между разными проектами. У меня много разных хобби, и каждое переключение дает дополнительную энергию, общение с интересными людьми, в том числе.

Сейчас у меня, наверное, одна большая цель: я хочу, чтобы мои дети выросли здоровыми и счастливыми. Понимаете, есть достижения разного уровня, например, у меня есть план забраться на Эльбрус, я хочу попробовать следующим летом на него подняться. Сказать, что это жизненная цель, наверное, я не могу, но это интересно. Я очень хочу слетать в космос, хочу пилотскую лицензию. Я много чего хочу, но это все не глобальные цели. Цель — это быть счастливым самому и чтобы близкие люди были здоровыми и счастливыми.

В 20 лет важно понимать, какими людьми ты себя окружаешь. Бывают люди, с которыми приятно проводить время, а бывают люди, с которыми ты результативно проводишь время. Идеально, когда и приятно, и результативно. Есть такая поговорка, что лучше дружба, построенная на бизнесе, чем бизнес, построенный на дружбе. Смысл ее в том, что когда сотрудничество и общение не дает какого-то понятного результата, оно рано или поздно закончится. В этом смысле полезно окружать себя людьми, с которыми и приятно, и результативно, искать совпадения. Если начинается перекос в одно, только в приятное или только в результативное, мне кажется, что это начало конца. И в этом смысле нужно учиться балансировать.

Себе в прошлом я бы дал такой совет, и своим детям уже об этом говорил: ты выходишь на первую работу, принято, что кандидат проходит собеседование, а я считаю, что и у кандидата есть задача немного пособеседовать своего будущего начальника. Ты должен себе ответить на вопрос: а кем он сам будет через пять лет? Потому что если он будет быстро расти, ты тоже будешь быстро развиваться. А если он занял свое место, и на нем будет прочно сидеть, это означает, что и ты будешь прочно под ним сидеть на этом месте. В этом смысле очень важно выбирать себе в начальники, в менторы людей, которые будут активно развиваться. Нужно искать людей, которые многократно выше и сильнее. Вы можете спросить, зачем им могу быть нужен я? У меня есть много ответов, в том числе и потому, что я и в обратную сторону работаю, если я кому-то что-то рассказываю, я для себя это структурирую. Мало того, если я кому-то что-то рассказываю, я для себя держу в голове, что если кому-то что-то будет нужно, у меня есть кандидат на конкретную работу или я знаю, к кому обратиться по тому или иному вопросу.

Я считаю, что в этом смысле вертикальные связи — это основной драйвер, человек, который может через несколько ступенек меня поднять наверх. А горизонтальные — это такой момент: большую часть горизонтальных связей мы накапливаем во время учебы в университете. В момент учебы мы недооцениваем важность, а в 40 лет мы все сложившиеся люди. В зависимости от того, какие у тебя отношения с этими сложившимися людьми, что они о тебе думают, помнят ли они вообще, кто ты такой, влияет на то, насколько легко ты можешь этими связями пользоваться.

В своей текущей роли я подбираю себе скорее кофаундеров, чем команду, а команда уже подбирает кофаундеров в проектах. Если говорить о том, как я их подбираю, то мне очень важно, чтобы человек хотя бы однажды в жизни брал ответственность за себя на себя. То есть я работаю с теми, кто уже «укушен» предпринимательством. И не так важно, какой у него был размер бизнеса, важно, что он попробовал, рискнул, пыжился и пытался делать. Он знает, что такое, когда надо выплатить зарплату сотрудникам, а дома дети голодные, и надо как-то выкручиваться. Это важные критерии. Очень важно, чтобы человек хотел сделать что-то большое. У меня был опыт работы на ограниченном рынке, мне интересно работать на рынках совершенно другого объема, мне интересны люди, которые тоже ставят амбициозные цели. Если говорить про кофаундера, для меня обязательное условие, чтобы он инвестировал. Включается какая-то другая мышца, когда помимо времени человек начинает рисковать деньгами. Совершенно другая мотивация.

Всему этому точно можно научиться, но процесс обучения не связан с сидением за партой. Предпринимательство — это набор навыков, которым сейчас мало где учат. Это умение и готовность брать на себя ответственность за риск, умение формулировать какое-то решение. Навык — это начинать воплощать в жизнь, потому что очень многие хотят стать предпринимателями, но первого шага не делают. А на самом деле очень много в первом шаге. Этому точно можно научиться. У нас на мехмате даже поговорка была такая, что на мехмате не учат, на мехмате учатся. Вот предпринимательству нельзя научить, но можно научиться.

У меня такое отношение: если я слышу бредовую идею, надо разобраться, почему все остальные в нее верят, потому что побеждают, как правило, бредовые идеи. Если никто не видит в идее проблемы, это значит, что все ее делают, это значит, что там уже поздно что-то ловить. Намного интереснее идея, которую большая часть людей воспринимает как бредовую, но при этом кто-то в нее верит, и вот если понять и прочувствовать суть, то, может быть, там есть, в чем порыться.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 100 героев бизнеса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я