100 героев бизнеса

Алексей Оносов, 2023

Существует ли универсальная формула успеха, которая работает не тольков бизнес-сфере? Ответ не так очевиден. В книге собрано сто историй успеха, за которыми подчас стоят везение или талант, стечение обстоятельств или ошибка, миссия или практическая цель. Сто бизнесменов ответили на одни и те же вопросы: о первых шагах в бизнесе, о команде, о менторах, о книгах, повлиявших на жизнь. Это не пособие по бизнесу и не сборник советов. Это сочетание историй, прочтение которых, независимо от вашей профессиональной сферы и отношения к бизнесу, станет удачной инвестицией времени, отведенного на отдых и саморазвитие.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 100 героев бизнеса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Иван Боровиков — Mindbox

«Getting things done» — привести дело в порядок. Это очень хорошая и опасная вещь одновременно. Меня она научила тому, что нужно инвестировать время для того, чтобы рассортировать задачи, сделать систему хранения и ежедневно этим заниматься. У меня есть календарь, есть приоритеты, и я слежу, чтобы каждый день я решал часть из тех задач, которые лежат в основе больших целей, к которым я стремлюсь. 30 % времени — это текучка, 50 % занимает то, что двигает меня к моим целям, а 20 % — на всякое необязательное.

Думать с точки зрения поиска эффективных решений? Я думаю, что первая история очень важная, которая очень многое может менять — это осознавать, что все люди и ты в том числе подвержены когнитивным искажениям. В моем понимании хорошо подумать и все взвесить — это значит постараться избавиться в своей точке зрения от эмоций и честно ответить себе на вопрос: «А чего я бы хотел в этой ситуации, учитывая мои интересы и интересы команды, людей, которые для меня важны?». Нужно постараться найти эти когнитивные искажения. Например, есть какое-то решение, оно, на мой взгляд, идеально, и я попробую продумать варианты от самого худшего до самого лучшего сценария. Затем я стараюсь подстроить компоненты этой истории таким образом, чтобы самый худший сценарий для меня был приемлемым. В идеале ты получаешь достаточно взвешенное решение с каким-то минимальным набором рисков, даже худший вариант развития событий приведет к приемлемой ситуации.

Яма возникает, когда твои желания расходятся с твоими возможностями. В этом есть две возможные истории. Если что-то не так с возможностями, то желания всегда можно подправить. Поэтому если ты находишься в мире с самим с собой, то вероятность загреметь в яму значительно меньше. Просто от того факта, что ты начал зарабатывать больше или меньше, в твоей жизни должно мало что поменяться. Если случаются истории, когда тебе нужно кого-то увольнять или за что-то платить — это точно такая же эмоциональная ловушка, которую ты со спокойной головой и холодном сердцем чинишь или падаешь в яму. Это личный выбор каждого, поэтому внутреннее равновесие, психическое здоровье и эмоциональная стабильность ничуть не меньший актив компаний, чем твоя энергия и какие-то твои навыки. Приносить пользу и ожидать какой-то выгоды — это работает даже лучше, чем когда ты строишь свою жизнь вокруг денег. Делай нормально — нормально будет.

С точки Х, нужно делать бизнес идеально, соответствовать всем критериям законного, порядочного, нормального бизнеса. Для этого у меня есть три совета. Первое — это когда цели, связанные с деньгами, кажутся очень важными в данный момент, но нельзя, чтобы они надолго сохранялись в качестве единственной цели. На первых этапах это, действительно, очень важно, но нельзя, чтобы это продолжалось дальше, должны быть другие ценности. Второе — меньше думать и чаще пробовать что-то делать. У меня есть знакомый, который заработал много денег в западной компании и вот уже 15 лет спрашивает меня, какой бизнес ему лучше открыть. За 15 лет он не сделал ничего. Раз в год он приходит и спрашивает:

«Слушай, а вот когда ты там запускал свой бизнес, что ты?..» Ну и третье — это заниматься тем, что нравится. Понятно, что если ты запускаешь какой-то бизнес, то у тебя будет кусочек, который тебе максимально нравится, и 2/3 кусочка тебе не будет нравиться вообще. Самое главное будет заключаться в том, что как можно быстрее те вещи, которые не нравятся, превратить в процессы, чтобы их можно было адаптировать. И тогда получается, что ты ходишь на работу с удовольствием, ты счастлив, и от этого получаются деньги, деньги уже на втором плане.

Стимул, который идет через соревнования, создает очень нездоровую мотивацию. Ты начинаешь делать нездоровые вещи, чтобы кому-то что-то доказать, и получаешь не всегда здоровый результат. Доказывать надо только себе, это важно.

Расскажу на своем примере. Это не совсем успех, у меня была такая история. Умер мой одногруппник, у него остались дети-сироты, с которых банк начал требовать ипотечную квартиру. Однокурсники пытались собраться, врачебное сообщество довольное активное, образованное. Одно не получилось, второе не получилось, и у всех руки опустились. А одна девочка, тоже наша однокурсница, сказала: «Зачем ты суетишься? У них все равно заберут эту квартиру, дети поедут в детский дом, а бабушку, которая там осталась, увезут в дом престарелых». Меня это взбесило, честно говоря. И это привело к тому, что я пошел на принцип, 2 года судился с банком, и дети остались с квартирой, и все теперь прекрасно, удалось отбить. Доказал я не себе, но это привело к успеху. С вашей стороны все может быть по-другому.

Самая распространенная ошибка — это ошибка старого чемодана без ручки. Когда у тебя что-то где-то там получилось, второй раз не получается, но ты в это свято веришь, пытаешься на основе этой веры начать менять клиентов, рынок. Людей в этой ситуации я называю колбасным ларьком на рынке, они застревают на многие годы. Когда ты ларек построил, эта история абсолютно не масштабируемая, она приносит 3 копейки, и ты дерешься за них и ничего не меняешь. Это неумение обозначить для себя границу, когда ты точно принимаешь какое-то сложное решение.

Вторая ошибка, про стартапы — это пытаться запускать сложный и рискованный бизнес, не проверив его, на ковидные деньги. Успех запуска бизнеса не в силе твоей веры, не в размере кредита, а в том, насколько ты хорошо поймешь, что этот бизнес работает, в том, сколько экспериментов ты провел. В этом смысле успех можно представить как функцию от количества экспериментов. И если ты делаешь эксперимент первый, не проверив, и еще лезешь в долги из-за этого хозяйства, то срок твоего второго эксперимента и мотивацию на него ты откидываешь очень далеко. Я никогда не занимался этим системно, никогда не планировал поисков стартапов. Успех не связан с какой-то конкретной нишей, он связан с усилиями, которые вы прилагаете. Если говорить про поиск, то он будет строиться для меня следующим образом: 1. мне нужно понимать хотя бы что-то в индустрии, в которой будет стартап, я должен иметь базовое представление о продукте; 2. мотивация фаундера и отсутствие подвоха в этом стартапе, не должно быть истории, что там сидит человек с большим капиталом, который через год начинает ожидать доходности 30 %.

В компании я выбираю единение через конкуренцию. А как это, спросите вы? У нас 10 продавцов, у каждого своя мотивация, они знают, каким образом получают премию, сами между собой распределяют задачи. Кто-то из них работает лучше, кто-то хуже. Если кто-то из них работает хуже, это не значит, что его уволят, это значит, что суммарные результаты у продавцов будут такими, которые можно будет улучшать, и у коллег есть стимул этого отстающего чинить. С одной стороны, конкуренция есть, но она социальная. Она не означает, что проигравший умирает. Но с другой стороны, эта конкуренция приводит к большей сплоченности, потому что тебе гораздо выгоднее поддерживать коллегу, чем топить.

Когда я нанимаю на работу, стараюсь убедиться, что человек разделяет принципы прозрачности, то есть ему не страшно показывать и рассказывать, что он делает, потому что ему не стыдно за свою работу. Это свойство человека гораздо важнее, чем его операционные умения, потому что такие люди, как правило, очень быстро учатся и растут, особенно в условиях социального давления.

У меня есть один большой вопрос, который я хотел бы задать всем: если вы сегодня или завтра не пошли делать то, что вам кажется важным, то почему это произошло? У вас есть какие-то внутренние этические барьеры или это все-таки влияние внешнего мира? Ответ на этот вопрос позволит, мне кажется, лучше понять, что происходит, и сделать этот шаг. У меня есть какая-то мечта, и если в день я не сделал ни одного шага в сторону этой мечты, то он бестолковый, я потратил его бессмысленно. Чтобы уменьшить количество таких бессмысленных дней, нужно научиться отвечать на вопрос: «А почему ты не сделал этот шаг?». Когда научишься сам себе отвечать на этот вопрос, придешь к осознанию, что на самом деле нет никаких барьеров, дело только в тебе, и начнешь делать эти шаги. Вот, что я хотел бы вам сказать.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 100 героев бизнеса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я