Кое-что о начале времён… Боги и демоны Древней Индии

Алексей Налепин, 2016

Автор этой оригинальной книги – доктор филологических наук, лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства Алексей Леонидович Налепин – счастливо и органично сочетает в себе мастерство фольклориста-исследователя и талант писателя. Именно поэтому сборник является не просто оригинальным научным исследованием, но и ярким, выразительным художественным произведением, что особенно важно сегодня. В книге, которая учит размышлять, мыслить свободно и нестандартно, адресованной родителям и их детям, в увлекательной форме рассказывается о культуре и мифологии Древней Индии, о том, как представляли древние индийцы сотворение мира, как произошли и чем прославились многочисленные боги древних индийцев. Представленные в книге тексты, хранящие мудрость веков, повествуют о категориях нравственных и вечных – о Добре и Зле, о Жизни и Смерти, о Человеке и Природе.

Оглавление

Бог-творец Брахма и его верная жена богиня Сарасвати

Брахма — творец и правитель нашего мира, отец богов и людей. Бог Брахма противоположен богу Вишну, который наш мир сохраняет, и богу Шиве, который его разрушает. А начиналось всё так.

Не было сначала ничего — ни земли, ни звёзд, ни солнца, ни луны. Была только одна вода, которой было очень много — без конца и края. Воды было столько, что породила она огонь, и от тепла родилось в волнах великого океана Золотое Яйцо. Долго плавало Золотое Яйцо, никто не может точно сказать, сколько прошло времени, потому что самого времени тогда вовсе не было. Но подошёл срок, и из Золотого Зародыша внутри Яйца возник Прародитель всего на земле — Брахма. И время, проведённое Прародителем Брахмой в Золотом Яйце, стало называться годом. Поэтому до сих пор иногда говорят, что Брахма равен году.

Просидев в Золотом Яйце всё это время, бог Брахма силой мысли разделил Золотое Яйцо пополам. Из одной половины он создал Мир Небесный, из другой Мир Земной, а между ними поместил Воздух. Затем по его божественной воле появились пять главных первоэлементов созданных миров — вода, огонь, земля, воздух, эфир. Потом возникло и всё остальное: мысль, боги, звёзды, время, горы, равнины, моря, реки, люди, речь, гнев. Только тогда вышел из Золотого Яйца бог Брахма и разделился на две равные части — женскую и мужскую. Эти божественные части и породили всё остальное в нашем мире. Так сотворился божественный Мир великого Брахмы, и было в нём всё — и земля среди вод, и стороны света с горами, равнинами и реками, и быстрый бег времени.

И вдруг Брахме стало страшно, ибо он увидел, что вокруг него самого никого нет. И тогда решил Брахма сотворить себе потомство. Из души своей сотворил он сына Маричи, из глаз своих — сына Астри, из уст своих — Ангираса, из правого уха — Пуластья, а из левого — Пулаха. Из ноздрей своих — Крату, из большого пальца на правой ноге — Дакшу. Эти сыновья Прародителя Брахмы и стали родоначальниками всех других богов и людей. Например, сыном Маричи стал Кашьяна, от которого произошли змеи и птицы, жрецы и коровы, демоны и чудовища.

Создав Мир, Брахма устал и удалился отдыхать в страну Брахмалоку, где возлёг под сенью шелковичного дерева шалмали, а власть передал своим потомкам — богам, и асурам — старшим братьям богов. Были асуры мудры и сильны и владели тайной майя. Это была великая тайна — волшебство, позволявшее асурам становиться невидимыми и принимать самые разные обличья.

Так с тех пор и отдыхает Брахма в Брахмалоке в Верхнем Раю, на Седьмом Небе, на вершине горы Меру в состоянии вечного блаженства.

Кроме окружающего нас мира великий бог Брахма создал из половины своего тела богиню Сатарупу, которая прославляется также под разными именами — Сатарупа, Савитри, Сарасвати, Гаятри. Она была так прекрасна, что он не мог отвести от неё глаз. Когда богиня Сатарупа-Сарасвати отходила, чтобы хоть на время укрыться от его влюблённого взгляда, у Брахмы появлялось новое лицо, повернутое в её сторону. Испугалась этого Сарасвати-Гаятри, вознеслась на небо к братьям, но Брахма создал себе пятое лицо, обращённое кверху.

В конце концов, бог Брахма убедил красавицу стать его супругой. Они провели в радости и блаженстве вместе сто священных лет. У них родился любимый сын Ману, первый человек на Земле. А красавица Сарасвати стала почитаться всеми как богиня учения, покровительница искусств, наук и красноречия.

Великого бога Брахму обычно изображали восседающим на белом лебеде. У Брахмы было четыре головы и четыре руки, в которых он держал священные Веды, жезл, сосуд с водой из реки Ганг и гирлянду, сплетённую из роз.

Но люди рассказывали и другое…

Будто бы бог Брахма появился на свет из Золотого Яйца в образе первочеловека Пуруши. У него была тысяча ног, тысяча ступней, тысяча рук, тысяча глаз, тысяча лиц и тысяча голов. Древние полагали, что Брахма живёт сто «своих» лет, что равно 311 040 000 000 000 обычных «человеческих» лет. Затем огонь, вырывающийся со дна океана, уничтожит Вселенную и самого Брахму, а после ста «брахманских» лет хаоса родится новый Брахма. И так происходило, происходит и будет происходить всегда, пока существует Мир Великого Брахмы.

Супруга Великого Брахмы Сарасвати, что в переводе с санскрита означает «текущая река», была верной помощницей богу Брахме при сотворении им Вселенной. Верная Сарасвати создала для Брахмы небесный Чертог спасения и вечного блаженства. Люди рассказывали, что Сарасвати была великой целительницей. Однажды она исцелила самого Индру, потерявшего свою волшебную силу. Одетая в белоснежные одежды, она плавно перемещается по миру на белом лебеде, а восседает четырёхрукая Сарасвати на царском пьедестале из белого лотоса и держит в руках священную книгу Вед, чётки из белого жемчуга, чашу со священной водой и индийский музыкальный инструмент вину, символ искусства.

БРАХМА

ШИВА

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я