Кое-что о начале времён… Боги и демоны Древней Индии

Алексей Налепин, 2016

Автор этой оригинальной книги – доктор филологических наук, лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства Алексей Леонидович Налепин – счастливо и органично сочетает в себе мастерство фольклориста-исследователя и талант писателя. Именно поэтому сборник является не просто оригинальным научным исследованием, но и ярким, выразительным художественным произведением, что особенно важно сегодня. В книге, которая учит размышлять, мыслить свободно и нестандартно, адресованной родителям и их детям, в увлекательной форме рассказывается о культуре и мифологии Древней Индии, о том, как представляли древние индийцы сотворение мира, как произошли и чем прославились многочисленные боги древних индийцев. Представленные в книге тексты, хранящие мудрость веков, повествуют о категориях нравственных и вечных – о Добре и Зле, о Жизни и Смерти, о Человеке и Природе.

Оглавление

Великий Шива и его жена, неистовая богиня Парвати

Высоко в поднебесье на священной горе Кайласа обитает владыка всего мира Шива. У него пять лиц, четыре, восемь, а то и десять рук — ведь властелин Вселенной должен знать всё обо всём и успевать переделать все дела, земные и небесные.

Его рыжеватые волосы собраны на макушке пучком наподобие полумесяца, и сквозь них протекает священная река Ганга, которую он поймал себе на голову, когда та упала с неба. Его горло, синее от выпитого смертельного яда калакуты, украшает ожерелье из черепов, лежащее на воротнике из извивающихся змей. Серьги в его ушах тоже из змей, облачён он в тигровую шкуру и держит в руках антилопу.

Такое обличие владыки Шивы — память о его давнем подвиге, когда он своим неистовым волшебным танцем тандавой покорил десять тысяч аскетов-отшельников, воспротивившихся веселью великого Шивы.

Враги сотворили тогда разъярённого тигра, который бросился на танцующего Шиву, но тот одним рывком содрал с тигра шкуру и сделал из неё накидку. Тогда послали аскеты-отшельники на непобедимого Шиву змею и антилопу, но и этого не испугался Шива. Надел он змею на шею, и стала змея его воротником. А антилопу схватил левой рукой, и осталась она навечно в руках Шивы. Признали тогда аскеты-отшельники и боги полную власть пятиликого Шивы. А Шива вместе со своей женой Деви-Парвати продолжил исполнять священный танец тандаву, и танец длится до сего дня, и потому царят в мире порядок и гармония.

Часто Шиву величают Трилочана, что значит «трёхглазый».

У него действительно три глаза: два как у обычных людей и небесных богов, а третий, увенчанный серебряным полумесяцем, — посреди лба. Говорят, что третий глаз появился у Шивы, когда влюблённая в него жена подошла к великому богу сзади и закрыла ему ладонями глаза. И стал Шива видеть три времени сразу — прошлое, настоящее и будущее. Третий глаз посреди лба Шивы сжигает своим блеском любое существо и даже всесильных богов.

После того как первая жена Шивы Сати сгорела на священном огне, она вновь возродилась в мире под именем Парвати, дочери царя гор Химавата, и поселилась рядом с Шивой на горе Кайласе.

Но Шива не обращал на неё внимания. Тогда боги решили им помочь — они знали, что у Шивы и Парвати должны родиться два сына — бог войны Сканда и слоноголовый бог Ганеша. Послали боги к Шиве бога любви Каму. Он восседал верхом на попугае, держа в руках лук из сахарного тростника с натянутой тетивой из пчёл, в колчане у него было пять стрел из цветов, которые и приносили любовь каждому, кто с ним встречался, будь то человек или бог. Но Шива не обрадовался встрече с Камой, взглянул на него своим огненным третьим глазом и испепелил его. И вдруг увидел, как прекрасна и преданна юная Парвати, и полюбил её. Раскаялся он, что в безумии ярости сжёг бога любви Каму, и возродил его из пепла.

Зажили они с Парвати счастливо, и родились у них два сына — Сканда и Ганеша.

Сначала Ганеша выглядел как все боги, однако случилось так, что бога Шани забыли пригласить на праздник дня рождения Ганеши.

В отместку Шани послал великий огонь и испепелил голову младенца. Прародитель Брахма посоветовал плачущей Парвати приставить Ганеше голову первого попавшегося ей навстречу существа. И первым, кого она встретила, был слон.

Отец Сканды и Ганеши, великий Шива разъезжает по своим небесным владениям верхом на белом быке Нандине, держа в руках грозный трезубец Тришулу, волшебный лук Аджагаву, палицу Кхатвангу с черепом на конце, маленький барабан Дамару в форме песочных часов и веревку, чтобы ловить и связывать тех, кто непочтителен и невежлив к всесильному Шиве.

Его жена Парвати предстает перед миром в виде двух несхожих образов: одного доброго, а другого устрашающего. Когда она тиха и благожелательна, то зовётся доброй богиней Парвати. Когда же гневается, то меняет своё имя и обличье, принимает устрашающий вид, и ей поклоняются уже как богине Дурге или богине Кали. Когда богиня гневается, то принимает вид многорукой с оскаленными клыками, кровавым языком и ожерельем из черепов на шее, вооружённой до зубов страшной ведьмы, которую боятся не только люди, но и сами боги.

ПАРВАТИ-КАЛИ

ГАНЕША

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я