Проджект-менеджмент. Как быть профессионалом

Алексей Минкевич, 2020

«Ну что нового можно сказать об управлении проектами!» – недоверчиво подумает кто-то, увидев обложку. В опутанном информационной паутиной мире сказать что-то новое вообще становится все труднее. Поэтому так ценны теоретические знания, отлично систематизированные и пропущенные через личный опыт. У авторов книги на двоих – более 20 лет боевой практики управления проектами. Этим богатым опытом они щедро делятся, умело вплетая его в необходимую теоретическую базу и терминологию. Они выстраивают кристально ясную структуру управления проектами, рассматривают типичные ошибки, облегчая понимание наиболее сложных нюансов с помощью живых примеров. Знакомая тема, пожалуй, впервые обрела формат, сочетающий в себе полезную методичку с универсальным набором практических инструментов и искренний рассказ о карьере и путях развития руководителей проектов, их обучении, поражениях и, конечно, победах. Начинающим менеджерам проектов книга точно подскажет, что, как и когда нужно делать; опытному руководителю поможет заполнить пробелы и упорядочить существующие знания; владельцу бизнеса – получить больше контроля в собственной компании; и, наконец, всем им – избежать неожиданностей и сохранить много нервов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проджект-менеджмент. Как быть профессионалом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Карьера: знакомство, или как я попал в IT

Всем привет! Меня зовут Алексей Минкевич. В настоящее время я возглавляю центр разработки на 100 человек, построенный с нуля. У меня за плечами 20 лет опыта работы в IT: 5 лет продуктовой разработки, 15 лет работы в аутсорсинге, десятки успешных проектов в роли руководителя проектов, тимлида и разработчика. В этой главе я поделюсь с вами тем, как все начиналось. Еще до университета со мной случилось несколько хороших вещей, которые мне очень помогли в дальнейшей карьере и потому достойны упоминания.

Когда я был совсем маленьким, мама настояла, чтобы я учился не в ближайшей школе вместе с друзьями со двора, а в языковой гимназии с углубленным изучением английского. Я помню эти бесконечные десять минут езды на троллейбусе в школу и обратно, изо дня в день. Но, как оказалось потом, это того стоило.

В восьмом классе два моих друга записались в кружок программирования. Там были космические на тот момент персональные 286-е компьютеры. «Вот это да!» — подумал я и напросился в группу. Мы учили язык программирования Pascal. Учили, конечно, очень условно — чаще играли в игры. Правда, всю «старую школу» мы еще застали: запускали компьютеры с дискеты, учили DOS и Norton Commander. Там, в доме Юного Творчества[1] на Макаёнка, я увлекся программированием.

Я хорошо помню момент, который изменил мое отношение к учебе.

Моя мама работала программистом в Научно-исследовательском институте электронно-вычислительных машин (НИИЭВМ). Раз в год в НИИЭВМ проходил день открытых дверей, когда можно было посмотреть на компьютеры, походить по коридорам и даже поиграть пять минут в первые компьютерные игры. В течение нескольких лет я был уверен, что у всех на работе именно так.

В девятом классе я был троечником и хулиганом, но произошло одно интересное событие. На уроке гражданской обороны нас повели на экскурсию в бомбоубежище завода «Термопласт». А после бомбоубежища провели по цехам. Завод выпускал изделия из пластмассы: ведра, дуршлаги и прочие полезные в хозяйстве вещи. Тогда, в 1990-х гг., цеха завода выглядели страшно. Все было в грязи, отовсюду раздавался лязг станков и грохот прессов. Стоял сильный горело-химический запах, и на вдохе покалывало в груди. По углам валялись запчасти, мусор и бракованные изделия. Среди всего этого с унылым видом ходили рабочие в кирзовых сапогах и телогрейках.

Контраст с маминой работой был настолько сильным, что в тот день я четко понял, что на заводе работать не хочу. И стал серьезно относиться к учебе.

И еще я прошел жесткую школу пионерского лагеря. С 12 до 14 лет каждое лето я ездил в лагерь «Звездный» в Радошковичах. Там я учился, как заслужить уважение сверстников в отряде и что бывает, если этого не случилось. Потом, с 15 до 18 лет, я работал в этом же лагере вожатым отряда. За лето проходило четыре смены. Это означало, что тебе нужно было четыре раза стать лидером новой группы детей, подружить их и создать команду, помогать во всем, решать проблемы и нести полную ответственность за этих маленьких людей.

В конце этой недолгой, но очень интересной карьеры детского педагога мне доверили самый маленький отряд из 30 детей пяти-шести лет. Это было замечательно. Главная задача заключалась в том, чтобы спланировать и провести с детьми яркий день, полный занятий и игр. Тогда наградой тебе было дружное сопение в 22:05, через пять минут после отбоя, и у тебя освобождался вечер для друзей и дискотеки, если ты не был дежурным по отряду. Сейчас я понимаю, что именно там, в пионерском лагере в Радошковичах, я получал свои первые уроки работы с людьми, лидерства, эмпатии и психологии.

Первые шаги в IT

К десятому классу мама убедила меня поступать в Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (БГУИР). Поскольку я учился в языковой гимназии, физика и математика у нас были очень слабенькие. Английский, конечно, в меня «вдолбили» хорошо, но для поступления в БГУИР он был не нужен. Отзанимавшись год на подготовительных курсах и с репетиторами, я отлично написал вступительные олимпиады по физике и математике и поступил на факультет информационных технологий и управления. Специальность — «автоматизированные системы обработки информации». По слухам, там было легче учиться.

В середине третьего курса ко мне пришло осознание, что университет в первую очередь дает теоретическую базу и сильную компанию ребят, на которых нужно равняться. Знания для трудоустройства нужно добывать самому, поэтому пора было что-то придумать с работой.

На соседней кафедре работали две студенческие лаборатории крупнейшей на тот момент минской IT-компании — IBA. В них занимались небожители! Я долго набирался смелости и, пересилив себя, однажды зашел в лабораторию Java:

— А можно к вам?

— Нет, все занято.

— Простите…

Вышел.

В тот момент подумал, что терять мне нечего, поэтому постучал в дверь с надписью: «Студенческая лаборатория Lotus Notes».

Вошел. Все были чем-то заняты. Меня заметили минут через пять.

— Тебе чего?

— Я… это… простите… можно к вам?

— Да. Вон свободное место. Садись.

Это было очень круто! Ребята занимались уже больше года и делали серьезные прототипы проектов на Lotus. Я читал, пробовал, спрашивал. Атмосфера была очень приятная и дружественная, все помогали друг другу.

Правда, через несколько месяцев обе лаборатории закрыли. Но в начале весны руководитель лаборатории Сергей Сергиеня позвонил мне и пригласил на собеседование в IBA. Им нужно было отобрать на работу двух студентов.

На интервью пришло человек 12. Все сильно волновались и нервно шутили. По знаниям Lotus я был где-то в середине группы и понимал, что шансов у меня нет. Всех пригласили в комнату к директору отделения. Он был лыс и страшен, как командир звездолета. Нам задали всего один неожиданный вопрос:

— Кто хорошо знает английский?

Руки подняли два человека: я и Лена с параллельной специальности.

— Вы приняты. Остальные свободны.

Вот и все собеседование. Ребята потом сильно негодовали, а я с трудом верил, что получил работу.

Позже, когда я сам стал проводить собеседования и отбирать кандидатов, я понял, что в таком подходе к набору студентов тогда, в 2000-х гг., был определенный смысл. Почти все проекты у нас были для рынка США, поэтому собеседования и все общение проходило на английском. Профильного студента обучить стеку и технологиям проекта проще, чем английскому языку. А в те годы говорящих по-английски студентов было в разы меньше, чем сейчас.

Моя работа в IBA началась с внутренней автоматизации, но скоро я начал работать на проектах IBM. С настоящими, очень крутыми, опытными и добрыми инженерами IBM.

Это лучшее, что могло со мной случиться на старте карьеры. Будучи еще студентом, общаться с такими людьми и учиться у них — это просто замечательная возможность. А еще у меня был прекрасный начальник-технарь Сережа Злобич, который терпеливо объяснял мне, как писать и тестировать код, что такое стиль в коде, как оптимизировать производительность и как развиваться.

Если между проектами возникали паузы, мы всем отделом взахлеб учились и проходили сертификации. Это было своеобразное спортивное соревнование. Вопрос был не в том, сдашь ты экзамен или нет (провалов никогда не было), а в том, насколько быстро ты справишься. Я как-то поставил рекорд и успешно сдал часовой экзамен из 40 вопросов за 16 минут. Впрочем, его скоро побили, установив рекорд в 12 минут. Отличное было время.

В 2006 г. я получил очень желанный и крутой сертификат в линейке Lotus — IBM Advanced Application Developer. Правда, радость и счастье от успешной сдачи экзамена через несколько дней сменились апатией: это был последний экзамен в профессиональной ветке Lotus Notes. Куда расти дальше, было непонятно.

В какой-то момент я набрался смелости и решился поговорить с человеком, который и сейчас является для меня эталоном успеха и мудрости, — директором нашего отделения Виталием Никуленко. Именно тот разговор стал началом моего пути в управлении проектами. Виталий рассказал, что есть два пути развития: вырасти в сильного технического специалиста с разными стеками технологий или начать менеджерскую карьеру и учиться управлять проектами.

С одной стороны, крутых технических специалистов все очень уважали и любили, вокруг них собирались крупные проекты. С другой — насколько я понимал тогда, руководитель проекта отвечал за результат команды, общение на английском с заказчиком и работу с людьми. Мне эта идея понравилась именно за возможность работать с людьми, и я обозначил, что хотел бы развиваться как руководитель проектов.

Через пару месяцев мне повезло: начальник небольшого отдела из семи человек, на проекте которого я в тот момент работал, решил уйти и открыть собственный бизнес. Виталий предложил мне эту позицию. Я с удовольствием согласился. Быстро стало ясно, что я понятия не имею, что делать с этими людьми: не знаю, как их мотивировать, как оценивать работу и согласовывать сроки, как проверять результаты и проводить работу над ошибками. Что вообще такое ошибка и как отличить ее от хорошей работы? Нужно было всему этому где-то научиться. В Минске хороших курсов по управлению не было, и я нашел через интернет очень крутой курс в IBM Москва.

Курс назывался «Основы и принципы управления проектами». Вот об этих основах управления проектами мы и будем говорить в следующих главах.

Алексей Минкевич[2]

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проджект-менеджмент. Как быть профессионалом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Речь идет о Республиканском Доме технического и художественного творчества учащейся молодежи, г. Минск.

2

Если в конце главы не указан автор написанного, подразумевается, что текст был создан в соавторстве.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я