Дневник советского туриста. Вокруг Европы на теплоходе «Карелия»

Алексей Лесной

Содержание этой книги может быть интересно любителям мемуаров, дневников и различных рассказов, связанных со временами Советского Союза. Взгляд советского туриста на жизнь некоторых капиталистических стран Европы тех лет и его субъективная оценка отдельных моментов, тоже может заинтересовать некоторых читателей.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дневник советского туриста. Вокруг Европы на теплоходе «Карелия» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

В память о моём отце…

© Алексей Лесной, 2021

ISBN 978-5-0055-8011-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Осенью 1978 года моему папе посчастливилось отправиться в круиз вокруг Европы. За границей он бывал и до этого, но такое грандиозное путешествие ему предстояло впервые. Поэтому, чтобы как то сохранить свои впечатления от этой поездки, он каждый день вёл свой небольшой дневник, который впоследствии ему помогал в рассказах об этой поездке.

Данные путевые заметки публикуются без каких-либо правок — полностью сохраняя все нюансы повествования. Конечно, это уже маловероятно, но не исключено, что кто-то из участников этой же поездки тоже вспомнит события, описанные в этом дневнике.

К сожалению, фотографий пригодных к публикации осталось не очень много, но и они отчасти передают атмосферу того времени.

26 сентября: Одесса — гостиница «Чёрное море»

В Одессу мы прибыли утром в 5 часов 30 минут. К вокзалу подали шикарный «Икарус» и отвезли в гостиницу. Сегодня свободный день. Завтра отправление. Мне надо ещё купить фотоплёнку.

Плёнку купил. Вечером всей группой ходили в оперный театр на «Аиду». Театр лучше спектакля, существенно лучше. Ужинали в гостинице: сиг копчёный и чёрная икра под водку. Классика.

Зарядил плёнки в кассеты. Зарядил 10 шт.

27 сентября: Одесса — борт теплохода «Карелия»

Весь день сплошные хлопоты: инструктаж, таможня и больше ничего. Но на это ушло время с 9 часов утра до 6 часов вечера. Полдня протолкались на морвокзале и таможне. Где-то около семи часов вечера погрузились и минут через 40 отплыли. Тут же пошли на ужин и очень плотно поели. Получили бонны — по 50 руб. Заселился в четырёхместную каюту 2109, у которой нет окна (у половины кают нет окон), потом поменялся по чужой инициативе на четырёхместную 2017 с окном. И в той и другой каюте санузел с душем и койки в два этажа. Имеется телефон.

28 сентября: борт теплохода — Стамбул

С утра до 3 часов дня шли по морю. В 3 пришли в Стамбул и стали на якоре. С якоря на маленьких судах поплыли в город — метров 400. Ездили в азиатскую часть города на автобусе через знаменитый мост. Мост действительно великолепен. С горы в азиатской части — хороший вид на город. В городе 1056 мечетей и 100 церквей. Население 4 млн. Много разномастных легковых автомобилей. Все вывески только на турецком языке. Много строящихся жилых зданий. Много военных с винтовками и автоматами, стоящих на посту. Прямо в городе обширное кладбище вдоль дороги. Проезд через мост платный, движение интенсивное. Днём много разных вывесок, ночью световой рекламы немного. Движение в проливе интенсивное: крупные суда транзитом, мелкие — осуществляют местные сообщения.

Пока ездили по городу, наш теплоход пришвартовался к причалу. Поскольку турецких виз у нас не было — в город ходили по каким-то справкам с печатью. С населением практически не общались, ничего не покупали. Сейчас у меня $50. Видел в продаже хорошие часы SEIKO, но цену не узнал. В городе пробыли часа два. Вечером слонялся по теплоходу.

29 сентября: Стамбул

После завтрака автобусная экспедиция по городу, посещение голубой мечети и восточного базара. Базар — это целый аттракцион. Всё дорого, продавцы навязчивые и нахальные, но в торговле почти не уступают. Барахла, конечно, полно. Дублёнок — пруд пруди. Много ювелирных изделий и парфюмерии, но всё дорого. Цены такие: минимальный заработок рабочего — 4000 лир; за один доллар 25 лир; хлеб — 6 лир за кг; мясо — 150 лир; проезд в автобусе 2,5 лиры; небольшой ковёр — 1000 лир; дублёнки 700—1200 долларов; грампластинки — 6 долларов; пояс для брюк, один из наших, сторговал за 3 доллара; кожаный пиджак — 50 долларов; техасы — 50 долларов. Из всей группы почти никто ничего не купил. Только одна семья взяла дублёнку.

В торговле заняты одни мужчины — молодые и здоровые, продавцов на базаре не меньше чем покупателей. Зазывают, предлагают, уговаривают. Отбиться довольно трудно. Больших магазинов нет, все магазинчики маленькие — однокомнатные. Город наполнен архитектурными и историческими памятниками. Памятники просто великолепны: мечети, дворцы. Содержаться они не очень хорошо, но и не запущены, ремонт проводится.

Город грязный и выглядит неряшливо: улицы кривые и узкие, дома разномастные. Пьяных нет, торговли спиртным практически нет: турки все мусульмане и Коран запрещает им пить спиртное. Пьют кофе маленькими стаканчиками специфической формы. Это видно на каждом шагу.

После обеда снова были в городе. Кожаный хороший пиджак стоит 1300 лир. На обратном пути выменял за 2 пачки советских сигарет 12 открыток с видами Стамбула. На улицах города очень мало женщин, а те, которые есть, стараются держаться незаметно. Никаких нарядов, никаких брючных костюмов.

Вечером были в ночном клубе «Каравансарай». Маленькие угощения и фольклорный концерт. Гвоздь программы — танец живота. Было исполнено три танца, последний — под современную музыку. Возвращались на автобусе по ночному городу. Сразу легли спать.

30 сентября: Стамбул — море

После завтрака экскурсия в город. Посетили бывший султанский дворец и мечеть «Айа София». Султанский дворец — это целый город в городе. Прекрасная восточная архитектура, большой комплекс самых разнообразных зданий, парк. Гарем по традициям не показывают никому до сих пор, хотя там давно никого нет. Смотрели коллекцию драгоценных предметов, принадлежавших султану. Наиболее ценный — алмаз на 86 карат. В коллекции султанского фарфора интересна посуда зеленого цвета, которая меняла цвет, если в пище был яд.

«Айа София» сейчас является музеем. Если в голубую мечеть надо входить босиком и вся она выстлана коврами, то тут просто голый каменный пол. Храм, конечно, громаден, сделан тонко и со вкусом. Но запущен.

Везде туристов встречают мальчишки, предлагающие открытки в обмен на сигареты. Подходят мужички солиднее с ювелирными изделиями.

Вернулись на теплоход где-то около 13 часов. Погода все дни — как на заказ: солнце и тепло, градусов 20. Вчера, правда, во второй половине дня был небольшой дождь, но сегодня снова всё в порядке.

В 16:30 начали отшвартовываться. Последний раз посмотрел на Стамбул с моря. Планировки практически никакой нет, как сложилась исторически хаотичная застройка, так оно и есть. Но многочисленные мечети с минаретами сильно украшают пейзаж. Тем более, что главные мечети ничем не загорожены, вокруг них нет никаких построек и они прекрасно видны отовсюду. В той части города, где нет мечетей, стоят отели «Хилтон» и «Шератон», там же находится и ночной клуб «Каравансарай»

Если кратко и афористично говорить о Стамбуле, то это будет: обилие красивых мечетей, кривые улицы с обилием мелких магазинчиков, лотошников и практически чисто мужского состава прохожих. «Танец живота — это танец любви, молодости и здоровья».

Выходим в мраморное море. В Турции 4 млн. безработных. Город снабжается электроэнергией из Болгарии.

Вечером играл в игровых автоматах — «дорога» и «перестрелка». Здорово — требует внимания и проворства.

1 октября: Море

Весь день плыли мимо Греции. Погода хорошая. Температура воздуха в 12 дня — 23 градуса, воды — 19, солнце. Почти весь день были видны острова Эгейского моря. Наш теплоход все попутные суда обгоняет. Судов в море довольно много. Обогнали один небольшой советский теплоход «Профессор Аничков». Море чистое, нефти и посторонних предметов нет.

Смотрел греческое телевидение. Ничего интересного. Где-то около 11 часов спустился в грузовой трюм и 20 минут бегал. Длина трюма метров 120, я насчитал 140 беговых шагов. Хорошо пропотел и получил удовольствие. Бегал босиком и в трусах

.

2 октября: Море

Утром перед завтраком вышел на палубу: небольшая дымка и ни одного судна. В 10—10:30 подошли к Мессинскому проливу. Мимо судна пролетел самолёт. Вдали, километрах в пяти-восьми был виден авианосец. В этом же районе около нас прошёл фрегат. За авианосцем всё время низко висели неподвижно три вертолёта. Где-то в 11:30 прошли Мессинский пролив. Самое узкое место 3,5 километра. Через него переброшена электролиния. Хорошо просматриваются оба города — Мессина и Реджо-де-Калабрия. Города тянутся только вдоль берега, а дальше уже горы.

В 13 часов были у вулкана Стромболи. На палубе играют в волейбол привязанным мячом. Причём это практически не влияет на игру.

Температура воды 19 градусов, воздух в районе пролива был 24 градусов. Лёгкая качка. Вечером смотрел телевизор. Кроме всего прочего, показывали «Римские каникулы». Поздним вечером был дождь и небольшая гроза.

3 октября: Море — Ливорно — Пиза

Здесь уже разница с московским временем 2 часа. В 7:30 прошли остров Эльба. Тот самый, где был Наполеон. В 10:30 прибыли в порт Ливорно. Пришвартовались, потолкались и выехали в город. Обедали в ресторане отеля «Континенталь». Многие официанты молодые мальчишки. Нам подавал второе мальчишка лет 14: в одной руке громадное блюдо с тремя сортами мяса, картошкой, горошком, а в другой — ложка с вилкой. Накладывает, а у самого на носу висят капли пота.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дневник советского туриста. Вокруг Европы на теплоходе «Карелия» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я