Фриланс. Денежные стратегии для умных. Как стать успешным фрилансером и зарабатывать больше без выгорания

Алексей Лапицкий

Перед вами двадцатилетний опыт саморазвития фрилансера в цифровой сфере, обобщенный в уникальном авторском методе. Он научит вас эффективно зарабатывать на фрилансе, при этом не выгорая и сохраняя здоровье и интерес к жизни.Если вы уже добились некоторого успеха во фрилансе, но он дается вам слишком трудно, с потерями в других сферах жизни, или вам хочется большего, то эта книга для вас. С ней вы поймете, что вам на самом деле нужно, научитесь мыслить стратегически и постоянно развиваться.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фриланс. Денежные стратегии для умных. Как стать успешным фрилансером и зарабатывать больше без выгорания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1. Основы фриланса

Определись с профессией

Итак, ты решил зарабатывать на фрилансе. Кто такой фрилансер?

Фрилансер — частнопрактикующий специалист, как правило, работник творческой или ИТ-сферы.

Фриланс — это проектная занятость или выполнение конкретной задачи за согласованный период времени для разных заказчиков.

Какие основные сферы деятельности ты можешь выбрать для работы онлайн?

1. Дизайн и графика.

2. Тексты.

3. Реклама и маркетинг.

4. Веб-сайты и программирование.

5. Аудио, видео, фото.

Выбери только одно направление, в котором у тебя уже есть достаточно знаний и опыта, либо которое ты собираешься хорошо изучить в ближайшие 5—10 лет.

Почему нельзя выбрать сразу несколько? Согласно исследованиям, чтобы достичь минимальных навыков в чем-то, требуется около 100 часов практики. Тогда ты будешь просто уметь что-то. Но этого недостаточно для нормального заработка. Чтобы стать мастером в какой-то профессии, надо не менее 10 000 часов. А это около 10 лет при неторопливом изучении!

Поэтому лучше взять что-то одно и изучать только это. С ростом мастерства ты будешь работать быстрее, делать задачи качественнее и повышать часовую ставку своей работы. А если распыляться — ты всегда будешь начинающим и не сможешь нормально заработать. Конечно, есть исключения, но лучше давай будем использовать проверенные методы.

В чем твоя сила?

Подумай, какие у тебя сильные стороны? Казалось бы, простой вопрос, но на самом деле — не простой. Как понять, что ты ошибся в выборе профессии? Признаки могут быть такие: ты уже давно пытаешься делать заказы, но клиенты не возвращаются и не рекомендуют тебя знакомым. Либо в твоей работе всегда много недоработок, и ты не понимаешь, почему. Или у тебя нет понимания среди коллег. Или заказчики и твои знакомые постоянно предлагают тебе заказы совершенно из другой области, например, вместо программирования дают задание нарисовать макет, так как видят, что у тебя это получается хорошо.

Признаков может быть много. Обычно, если хорошо проанализировать, что просят окружающие, то можно и понять, за что они готовы платить именно тебе. Но не всегда это тебя порадует. Возможно, кому-то предложат эскорт и консумацию вместо программирования, и если эти предложения регулярны, то стоит задуматься — возможно, это и есть твоя природная сила и предназначение. Человек, который рано осознал свое предназначение, добивается намного большего.

У всех нас от природы есть особенности и таланты, и опираться в жизни нужно именно на свои сильные стороны. Только в этом случае можно достигнуть успеха. Если делать ставку на развитие своих слабых сторон, на устранение недостатков, то это сложный путь, который не приведет к успеху.

Иногда кажется, что есть «правильная» и «неправильная» профессия. Что есть «приличная» работа и «неприличная». Мои родители считали, что правильно — это найти работу на заводе, «устроиться» и ждать пенсии. А иметь несколько работ и постоянно их менять — это неприлично и нестабильно. Кто-то считает, что продавать — это бездуховно. Кто-то считает, что спортсмены получают миллионы незаслуженно. У всех свое мнение, но надо найти свой путь, свою силу и опираться на нее.

Моральные ограничения — в каждой стране и культуре свои, всем не угодить, нет «общечеловеческих» ценностей, есть только твой личный путь. Если тебе кажется, что есть «неправильные» профессии — немедленно записывайся на прием к психотерапевту, обсуди это с ним. Если ты считаешь, что есть правильный, «приличный» путь, то знай: эта мысль приведет тебя в жизненный тупик.

Нет таланта

Талант есть у всех, и сила в чем-то есть у каждого. Возможно, ты не понимаешь, в чем твой талант. Так тоже бывает. Со временем тебе нужно в этом разобраться. Не торопи события, это вопрос непростой. Не плати большие деньги разным тестировщикам и астрологам за расшифровку своей личности.

Пока ты не понимаешь, в чем твой талант — двигайся, как можешь. Есть много людей, в конце концов достигнувших успеха в тех областях, к которым у них совершенно не было предрасположенности. «Терпение и труд все перетрут» — старая пословица. Суть ее в том, чтобы все-таки не распыляться и заниматься трудом ежедневно, выбрав любое подходящее для себя направление развития.

Для молодых фрилансеров мой совет такой: если не знаешь, в чем твоя сила, займись тем, чем занимается твой друг или коллега. Главное, чтобы этот человек был готов тратить свое время на поддержку и небольшую помощь тебе. Тогда на первых порах ты сможешь погрузиться в новую профессию, будешь иметь того, с кем можно посоветоваться, а дальше уже оно само пойдет по накатанному.

Если вообще ничего подходящего нет, пробуй простую работу на фрилансе, не требующую квалификации — написание отзывов, модерация контента, создание карточек в интернет-магазинах и т. п.

Развивайся

1. Следи за трендами. Смотри, какие новые услуги хотят заказчики. К примеру, когда-то не было слова лендинг, потом первые специалисты по лендингам продавали себя дорого, а сейчас — это типовая услуга.

2. Посмотри, возможно, есть заказы, на которые мало откликов, возможно, они очень узко специализированные и требуют уникальных навыков. Если заказчики крупные, пробуй развиваться в этом направлении, если тебе это интересно.

3. Оказывай комплексные услуги. Например, вместе с лендингом можно предложить услуги продвижения в социальных сетях. Делай готовый продукт, который не требует доработок или может настраиваться. Например, если заказчик попросил скрипт для обработки замены буквы А на букву Б, сделай скрипт, заменяющий любые буквы на любые с простым интерфейсом.

Полезные привычки

В этой книге я много раз буду упоминать про полезные привычки, про их формирование. От вредных привычек надо избавляться, а полезные — приобретать. Какие могут быть полезные привычки?

Вот тебе список необходимых привычек для начинающего фрилансера:

• использовать тайм-менеджмент;

• записывать планы;

• медитировать;

• ходить в спортзал;

• записывать потребленные калории;

• записывать расходы;

• звонить близким.

Мой способ выработки полезных привычек:

1. Создание привычек — это постоянный непрерывный процесс: одну выработал — перехожу к новой. И так далее.

2. Привычка формируется до двух месяцев. Первое привыкание будет уже через 3 недели, но окончательно она закрепляется примерно через 60 дней.

3. Не нужно сразу вырабатывать много привычек, это слишком большой стресс. Я тренирую одну-две привычки одновременно, не более.

4. Я ввожу привычку постепенно, без «революций». Например, отказ от сахара не сразу, а постепенно, сначала — чай и кофе без сахара, потом — творожок на сахарозаменителе и так далее.

5. Записать привычку в ежедневник, в планировщик. Тогда не нужно будет помнить о ней, и мозг не сможет ее «забыть». Поставить время выполнения, даже если нет прямой связи с конкретным временем. Например, поставить напоминание каждый день в 8 утра: «Пить два литра воды». Задача в ежедневнике должна быть повторяющейся каждый день. Удобно, если планировщик — электронный. Если планировщик бумажный, то для повторяющихся дел в нем должна быть отдельная страница. Но для лучшего эффекта больше подходят электронные напоминания в телефоне.

6. Нужно понять, что стратегически даст мне эта привычка в жизни. Должна быть некая большая цель за пределами самой привычки, иначе привычка не сформируется. Например, я снижаю потребление сахара не просто потому, что «надо», а потому, что это избавит меня от лишнего веса, снизит риск серьезных болезней, сделает меня энергичнее и улучшит внешность.

7. Если ты живешь не один, то надо договориться со своими сожителями, чтобы они не стали помехой в формировании привычки.

Задание

1. Напиши, в чем твоя сила, и 5 причин, почему ты так считаешь. Если нет силы, напиши имена тех людей, которые, по твоему мнению, могут тебе помочь советами в твоей профессии.

2. Напиши, какие 5 шагов ты предпримешь в ближайшую неделю или месяц, чтобы развиваться в выбранной профессии на фрилансе.

Определись с целями

Для чего тебе фриланс? Действительно ли ты хочешь перейти на такой режим работы? Готов ли взять на себя полную ответственность за поиск клиентов и полное взаимодействие с ними — вплоть до решения серьезных конфликтов и длительного урегулирования финансовых вопросов?

В офисе так или иначе всегда выплачивается какая-то минимальная зарплата за счет окладной части. Даже если ты работаешь из рук вон плохо, работодатель выплачивает оклад. А при переходе на фриланс ты получишь оплату только за результат своей работы. Для одного это — очевидный плюс. Для другого же это может оказаться некомфортным.

Второй очень важный момент — чего ты хочешь достичь и к чему стремишься? Ведь если ты будешь фрилансить лишь время от времени, то это не приведет к постоянному потоку клиентов, не создаст тебе нужную репутацию, не даст ни психологической, ни финансовой свободы. А ведь к этому мы все и стремимся в итоге?

Поэтому логично будет занять активную позицию и написать список своих целей.

Для чего тебе фриланс?

1. Чем он привлекательней работы в офисе?

2. Какой доход ты бы хотел иметь в первое время, через год и через 5 лет?

3. Какой рабочий график тебе хочется иметь? Да, при работе на фрилансе тоже есть график работы, и ты его определяешь сам.

Обсуди эти вопросы и возможные изменения в образе жизни с членами семьи, которые живут вместе с тобой. Ради твоего же комфорта они должны знать о твоих планах. Домочадцы привыкли видеть тебя в определенном образе, привыкли к определенному распорядку в вашем общем доме или квартире. Резкая смена устоявшихся ритмов может вызвать негативную реакцию. Как показала моя личная практика и опыт моих коллег, очень трудно заниматься фрилансом дома, если близкие не до конца осознают важность твоей занятости и не поддерживают спокойную и гармоничную атмосферу.

В этом случае стоит рассмотреть работу в коворкинге или в другом подходящем месте. К слову, я знаю людей, которые успешно работают из кафе или комфортно чувствуют себя на фудкорте шумного торгового центра. Некоторые могут продуктивно работать, сидя под пальмой, а мне нужны четыре стены моей квартиры с кофеваркой и холодильником поблизости. У каждого своя зона комфорта для работы. Со временем и ты нащупаешь свою.

Плюсы фриланса

1. Работу найти проще. Работать можно с клиентами из любых стран.

2. Ты не привязан географически к месту. Работать можно из любой точки мира, где есть Интернет.

3. Финансовое положение стабильнее. Нельзя сказать с уверенностью на 100%, что заработок фрилансера выше, но за счет того, что у фрилансера больше клиентов, его положение стабильнее: даже если один клиент уйдет, то останутся другие, и заработок потеряется не весь, а лишь какая-то его часть. При штатной офисной работе если работника уволили — он остается совсем без денег. На фрилансе — если один клиент ушел, то осталось еще много других.

4. Интересная работа. Бывает, что в твоем городе нет подходящей работы, но на фрилансе ты всегда можешь найти вакансии с возможностью дистанционного доступа.

5. Гибкий и свободный график. Ты сам решаешь, когда, как и с кем работать. Ты — не наемный сотрудник, ты — полноправный партнер тех, с кем работаешь.

6. Самореализация и творчество. Ты можешь выполнять те задачи, которые тебе нравятся. А в офисе, в штате — это не так.

7. Нет возрастных ограничений. Для клиента важно лишь твое умение решать поставленные задачи. А в штат обычно не хотят брать сильно молодых или тех, кому за 45.

Итак, для начала тебе нужно определиться со своими целями. Для этого существуют простые и эффективные техники. Они довольно известны, кстати. Я сам постоянно ими пользуюсь.

99 вопросов к себе

Возьми чистый лист и начинай писать вопросы. Они могут быть какие угодно — от будничных бытовых до философских. Пиши любые, на которые тебе нужны ответы. Не думай, просто записывай первое, что приходит в голову. Не останавливайся, пока не сформулируешь ровно 99 вопросов. Теперь отложи этот лист до завтра.

На следующий день перечитай, отмечая для себя те вопросы, которые повторяются, схожи формулировкой и имеют одну общую мысль. Это как раз то, что тебе предстоит поставить целью на ближайшее время. К примеру, если несколько вопросов связано с проблемой нехватки времени, то следует поставить себе целью найти время.

Вопросы в начале списка обычно не имеют важного значения и пишутся для того, чтобы успокоить себя и близких и убедить окружающих в своем конформизме. В конце же списка будут те самые, всегда скрытые от тебя самого важнейшие вопросы. Запиши их отдельно и обдумай на досуге или обсуди со своим психотерапевтом.

Разберись с жизненными целями

Теперь можно разбираться с целями. Разделим их на долгосрочные и краткосрочные.

Краткосрочные цели на фрилансе ставятся на период до полугода. Возьми чистый лист, включи таймер и за 3 минуты напиши, чего ты хочешь достичь за ближайшие шесть месяцев. Важно: рука не должна останавливаться, корректировки внесешь потом. Когда 3 минуты завершатся, поставь таймер еще на 3 минуты и вычеркивай лишнее, оставив только 3 цели.

Долгосрочные цели на фрилансе ставятся на период от полугода до 5 лет.

Возьми чистый лист, включи таймер и за 3 минуты напиши, чего ты хочешь достичь через 5 лет. Важно: рука не должна останавливаться, корректировки внесешь потом. Когда 3 минуты завершатся, поставь таймер еще на 3 минуты и вычеркивай лишнее, оставь только 3 цели, которых ты хочешь достичь на фрилансе через 5 лет.

Где ты будешь? С кем? Чем будешь заниматься? Как будешь себя чувствовать? Что будешь иметь? Это лишь примерные вопросы. Запиши эти 6 целей отдельно в блокноте и периодически поглядывай на них, определяя, есть ли движение, прогресс.

Планирование

У тебя есть как минимум 6 целей. Как фриланс поможет их достигнуть?

Нужно сделать декомпозицию целей, разбить их на небольшие конкретные шаги. Грубо говоря, невозможно съесть всего слона сразу, но можно разбить его на небольшие бутерброды — и цель становится достижимой.

По каждой цели тебе надо составить перечень шагов к ее достижению. Возьми первую цель. Какие шаги тебе надо сделать, чтобы мечта стала реальностью?

Пример:

Ты хочешь через полгода зарабатывать дополнительно 1000 долларов в месяц с помощью фриланса. Сейчас ты зарабатываешь 300 долларов. Что делать?

Шаги могут быть такими:

1. Посмотреть, каких заказов сейчас больше всего на бирже, или какие задачи сейчас самые высокооплачиваемые. Тебе нужны такие заказы, за которые ты в час можешь заработать больше.

2. Если ты не можешь их выполнить, начать изучать эту тему.

3. Если ты специалист в этих вопросах, начать откликаться на эти заказы.

4. Ты можешь попробовать работать на другой бирже, если на текущей нет высокооплачиваемых заказов.

5. Спросить клиентов, с которыми ты уже работал, нет ли у них дополнительных потребностей? Может, они предложат тебе другие заказы. А поскольку это не биржа, то и цена будет более привлекательной для тебя.

6. Как вариант, если ты еще начинающий, то можешь выделить себе больше времени на фриланс. Тогда даже за небольшой объем работы в месяц заработаешь больше. Например, ты по вечерам работал 1 час, остальное время смотрел сериал. Вместо сериала можно поработать еще 1 час дополнительно.

Один из способов проверить цель — метод SMART. Т. е. цель должна быть конкретной (S), измеримой (M), достижимой (A), реалистичной и значимой (R), ограниченной во времени (T). Иначе это не цель, а фантазия.

Метод «99 вопросов к себе» можно и нужно использовать регулярно. Например, раз в месяц или раз в полгода. Я пользуюсь им уже более 15 лет, каждый раз открываю для себя новые цели и новые направления развития.

Публичность

Когда ты завел себе профиль на биржах, написал имя, телефон и прикрепил фото — ты стал публичным. Эти пункты обязательны. Что еще раскрывать — решай сам. Чем больше сообщаешь сведений о себе, тем заказчикам проще понять, кто перед ними, и сделать выбор в твою пользу. Но чем больше открываешь информации о себе — тем больше рисков. Поэтому сразу реши, до какой степени ты готов показывать себя, свою жизнь.

Если вообще не показывать ни имя, ни фото — это отпугивает заказчиков. Клиенты хотят общаться и работать с живым человеком. Некоторые даже хотят предварительно созвониться по телефону или скайпу. Когда бюджет большой, это вполне нормально.

Проверь все свои профили в соцсетях. Как они выглядят? Есть ли там что-то неприличное или легкомысленное? Вычисти все, что может показаться подозрительным и неприемлемым для твоих заказчиков. Ориентируйся на то, что принято в среде исполнителей, подобных тебе. Например, для программистов будет неприемлемо выкладывать фото с распитием алкоголя на лавочке в сквере или с экстремистскими лозунгами и т. п.

Подумай, что бы хотел увидеть твой заказчик, просматривая твою страницу в соцсети? Я не призываю хитрить, обманывать и публиковать только красивое. Публикуй социально приемлемые тексты и фотографии. А всё, что может быть воспринято неоднозначно — пересылай друзьям только личными сообщениями и только в другом мессенджере. У каждого человека есть несколько образов и шаблонов поведения: один — для работы, другой — для личной жизни, третий — для родителей и т. п. Не нужно все это смешивать.

Например, у тебя есть профиль в ВК и ты публикуешь там разные картинки и шутки, иногда фотографии, где ты в отпуске. А если хочешь поделиться анекдотом из серии «18+», то переходи в личные сообщения или мессенджеры. О личном пиши лично!

Выдели время на фриланс

Самые выгодные заказчики — постоянные. Они будут приносить тебе больше всего денег. И это станет твоим регулярным доходом! Цена за час твоей работы будет выше именно при работе с постоянными клиентами. А постоянному клиенту нужен постоянный фрилансер. Если ты появляешься на связи на полчаса раз в неделю — ты не постоянный фрилансер. Поэтому клиенты, которые могли бы быть твоими, будут искать другие варианты с другими, более надежными и ответственными людьми. Тебе же достанутся разовые низкобюджетные заказы и не особо приятные заказчики.

Будет дополнительным плюсом, если ты в течение дня тоже сможешь посвящать этому некоторое время. Например, отвечать на сообщения заказчиков или откликаться на заявки на бирже. Заказчикам нравится, когда фрилансер на связи и отвечает оперативно. Представь сам себя на месте заказчика. Например, ты опубликовал заказ, задал вопрос фрилансеру, а он не отвечает 2, 3, 4 часа? Что ты будешь при этом чувствовать?

Вообще, я бы рекомендовал начать смотреть на заказчика как на партнера по бизнесу. Вы одинаково нуждаетесь в услугах друг друга. И одинаково друг друга оцениваете. Это помогает взглянуть на себя с точки зрения клиента и отметить то, что нужно более качественно в себе проработать. Ты бы сам отдал бы себе заказ, будучи на месте своего партнера?

Где найти время?

Если нет возможности ежедневно выделять на фриланс 3 часа, то не стоит и начинать. Звучит жестко. Возможно, не так вдохновляюще, как в десятках пабликов. Но я ставлю перед собой задачу не вдохновить тебя, а показать реальную сторону этой работы.

Посмотри, где можно найти время. Кажется, что его нет, но если поставить цель, то всегда можно что-то оптимизировать. Проведи хронометраж своего дня: несколько дней подряд записывай с утра до вечера, чем именно ты занят. Фиксируй, чем ты занимался каждые 15 минут — пока без осуждения и анализа. Не ругай себя и не думай, полезно ты провел эти 15 минут или нет. Когда 5 дней хронометража закончатся, надо критически взглянуть на список, можно сделать это вместе с хорошим другом. Но не показывай этот список зависимым от тебя людям, иначе есть очень большая вероятность, что они тебя осудят.

Если ты действительно хочешь начать фрилансить, придется от чего-то отказаться. Посмотри, что у тебя занимает много времени? Перфекционизм в текущей работе или учебе? Уборка квартиры? Чтение полезных книг? Шоппинг в Интернете? Сериалы? Встречи с друзьями? А может, затягивающий скроллинг в социальных сетях?

Посмотри критически на свой список текущих дел и вычеркни часть из них на ближайшие полгода. Ничего страшного не случится. Любые проблемы с нехваткой времени можно решить, об этом тебе легко расскажут ведущие топ-менеджеры. Поверь, у них намного больше дел и обязательств, чем у тебя, тем не менее они успевают расти и делать больше тебя. Если у них с их плотным графиком получается работать и развиваться, значит, у тебя тем более получится.

Есть три типа поглотителей времени.

1. Общение. Если ты привык и любишь много общаться, посмотри, сколько времени это занимает. Проанализируй, с кем ты больше всего общаешься и для чего. Если это неприятные, токсичные люди — вычеркивай и блокируй, или общайся раз в неделю, если это крайне необходимо.

Если это близкие, приятные люди, которые тебя поддерживают и заряжают — поговори с ними. Объясни, почему тебе важен фриланс. Они тебя поймут и будут меньше беспокоить по пустякам. Договорись о «периоде молчания в эфире» с ними — пусть знают, что, например, с 15.00 до 19.00 ты занят своим фрилансом. Если они действительно тебя уважают — то без критической необходимости они не будут тебе мешать.

Если ты общаешься «просто так» со всеми подряд — обдумай, зачем тебе это? Как это помогает тебе стать лучше и зарабатывать больше? Возможно, тебе надо выбрать профессию, где ты будешь много общаться, и тебе за это будут платить — тоже вариант фриланса.

2. Работа. Кажется, что ее никогда не переделать. Кажется, что без тебя все остановится, и работа в фирме «встанет». Кажется, что если не задержаться вечером, то начальник будет недоволен тобой и уволит. Кажется, что все видят, когда ты работаешь не на 100%. Кажется, что если что-то не сделать в срок, то сразу уволят. Все это — иллюзии.

Попробуй посмотреть, как живут другие сотрудники, может, они не столь напряжены, но их все еще не уволили? Кто самый передовой сотрудник? Ты? Если так, может, стоит перестать им быть хотя бы на какое-то время? И в это время заняться фрилансом. Подумай, какие есть варианты, спроси в профильных чатах или поговори с психологом.

3. Получение удовольствий. Сериалы, булочки, книги, фантазии, шоппинг и прочее — все это вызывает выброс приятных гормонов, и мозг продолжает эту безумную гонку за очередной порцией удовлетворения. Тема «дофаминовой ловушки» и т. п. — важная. Тебе надо понять, откуда возникает желание постоянно получать очередную дозу удовольствия. И понять, что от этого не сбежать, и это не вылечить. Можно только понять и простить себя за это. И поставить под сознательный контроль.

Сложно отказаться от вкусняшек. Сложно не смотреть новую серию любимого сериала, когда там «новая развязка» и эмоции. Сложно не покупать «нужные» вещи. Это все — источники внешних навязанных удовольствий. На них мозг подсаживается, когда в жизни мало настоящего удовлетворения. Но про это поговорим в конце курса, как делать «дофаминовый детокс», и как постепенно переходить к осознанному потреблению, и чем заменить сиюминутный выброс дофамина.

Каждый будний день у тебя должно быть 3 часа времени на твой новый проект под названием фриланс. Тебе надо найти 100 часов времени для освоения новой профессии. 3 часа в день — это примерно 60 часов в месяц, если заниматься 20 дней по будням. То есть через полтора месяца ты сможешь уже более-менее разбираться в твоей новой профессии, будешь знать самые азы. Написать простой скрипт, или небольшую статью, например. Такими темпами через год уже возможно выполнять работу с приемлемым качеством.

Как набрать 10 000 часов опыта? Если работать по 60 часов в месяц, то надо 13 лет, чтобы стать мастером. Многовато? Но не забывай, что с каждым месяцем ты будешь все больше работать по твоей новой профессии и меньше — по старой работе. И в какой-то момент ты сможешь совсем бросить старую работу и полностью посвятить себя фрилансу. То есть через 5—8 лет ты станешь мастером и сможешь выполнять любые проекты.

Теперь тебе понятно, почему надо сосредоточиться на одной специализации, на одной профессии? По мере роста трезво оценивай свой профессиональный уровень, не бери слишком сложные задачи. Но и не зацикливайся на слишком простых — иначе ты не будешь расти. Основную массу (около 80%) заказов должны составлять типовые задачи твоего уровня. И 20% задач бери более экспериментальные — уровнем повыше и поинтереснее.

Когда я говорю, что надо выбрать одну профессию для развития на фрилансе, я имею в виду, что это подходит для большинства людей. Есть небольшое исключение — это люди, склонные к карьере, к управлению другими людьми. Ты поймешь, есть ли такая склонность у тебя лично, по мере своего развития. Например, через год ты увидишь, что у тебя появился помощник, а потом — еще один. И вот ты уже распределяешь полученные на фрилансе задачи между ними, а сам контролируешь сроки и качество. Нельзя сказать, что управлением можно заработать намного больше, тут все зависит от твоей склонности, от того, как тебе нравится жить. Если нравится делать самому — делай, если нравится делегировать и контролировать — набирай команду и создавай свой бизнес. На мой взгляд, главное — найти себя, получать удовлетворение от жизни и профессии. Работа руководителя кажется простой и высокооплачиваемой, но она не всем подходит. Бывает даже так, что подчиненные сотрудники зарабатывают больше.

В начале карьеры не гонись за большой прибылью, сосредоточься на повышении своей квалификации и создании положительного имиджа. Но и не работай бесплатно! Результаты бесплатного труда никто никогда не ценит.

Метод контроля времени

Все типы «поглотителей времени» можно вылечить, но постепенно.

Метод «Помидорного таймера» я рекомендую тебе как самый удобный. Этот метод проверен мной и многими другими людьми. Название возникло из-за того, что первые эксперименты проводились с кухонным механическим таймером в виде помидора. Этот метод я часто буду упоминать в курсе, поэтому внимательно прочитай, как он работает, и начинай применять уже сегодня.

Итак:

1. Выбираешь задачу, над которой будешь работать. Если нет задачи, то просто «смотрим картинки в Интернете» — и так тоже подойдет на первое время.

2. Включай таймер на телефоне. Таймер должен быть со звуковым уведомлением. Время — 25 минут. Выключи другие уведомления на телефоне или переведи его в авиарежим.

3. Начинай работу над выбранной задачей, не переключаясь и не отвлекаясь.

4. Как только прозвенит таймер, прерви работу над задачей.

5. Поставь таймер на 5 минут.

6. Отойди от рабочего места и займись на эти 5 минут чем-то, не связанным с работой. Например, разминкой, или мытьем посуды, или посмотри в окно.

7. Как только прозвенит таймер, переходи обратно к п. 1. И так до тех пор, пока не закончишь задачу, или пока не закончится рабочий день. Когда задача выполнена — выбирай новую. Не забывай про перерыв на обед.

«Помидорный» таймер сильно увеличит твою продуктивность! Когда что-то делаешь — всегда включай его. Иногда кажется, что можно обойтись без него. Ты говоришь себе: «Я на 2 минуты почту посмотрю». Но внезапно на почте оказывается что-то критически важное: звонок поступил, или почта не работает. И вот — вместо 2 минут получаем 20. А таких проблем в течение дня может быть много.

Если постоянно мониторить время, то никогда не будет такого состояния, как «день прошел, а чем занимался — непонятно».

Обязательный набор фрилансера

1. Быстрый стабильный Интернет. На сколько быстрый — зависит от твоих задач. Бывало, что мне хватало и 1 Мегабит/сек на мобильном Интернете с плохим пингом. Я скачивал проект себе на компьютер локально, выполнял его, затем закачивал работу на удаленный сервер заказчика. Но бывают проекты, когда нужен более стабильный и быстрый Интернет и пинг — тут все зависит от твоей работы и твоих клиентов.

2. Компьютер или ноутбук. Когда отходишь от рабочего места или ложишься спать — всегда блокируй компьютер. Желательно иметь отдельный рабочий компьютер, только для твоей работы, чтобы никто другой им не пользовался. Если нет такой возможности — настрой себе личный профиль, чтобы другие члены семьи не имели доступа к твоей работе. Настрой резервное копирование — это спасет твои проекты в случае каких-то проблем, например, кражи или поломки компьютера. Резервное копирование лучше делать в «облако» — если нет секретной информации, либо же на флешку.

3. Мобильный телефон. Заведи себе отдельный рабочий номер телефона, иначе, когда будет много заказов и клиентов, сложно будет разделять рабочее время и отдых, личные и бизнес-сообщения. И вообще, заведи отдельный скрытый для всех номер телефона для получения СМС от банка, привязки к почте и доступа к личным кабинетам. Так вероятность взлома уменьшается — если никто не знает номер, который привязан, то и ломать не будут.

4. Электронная почта. Заведи себе два отдельных рабочих ящика для приватности и надежности. Название почты должно быть легко читаемым, приличным и выглядеть по-деловому. Почта типа «fuflo@gmail.com» — это не деловой стиль. Включи усиленную защиту почты через СМС или другим способом. В поле «Отправитель» пиши свое имя (обязательно) и фамилию (желательно).

5. Заведи аккаунты во всех доступных мессенджерах — неизвестно, какой основной будет у твоего нового клиента.

6. Заведи программу для хранения логинов и паролей. Там можно хранить свои логины от мессенджеров, а также все пароли доступов, которые ты будешь получать от клиентов, к их сайтам и прочим ресурсам.

7. Заведи онлайн-диск для хранения файлов в облаке и обмена между разными своими компьютерами. Для начала будет достаточно бесплатного тарифа Гугл-drive.

8. Банковская карта, электронный кошелек — понадобятся для приема платежей.

9. Система учета задач клиентов.

10. Программа для учета рабочего времени. Можно совместить с системой учета задач.

11. Программа для учета платежей и авансов клиентов. Лучше совместить с учетом задач клиентов и учетом рабочего времени.

12. ИП, ООО или статус самозанятого. Эти статусы понадобятся, когда у тебя уже будет достаточно большой доход. Тогда ты откроешь расчетный счет в банке для получения платежей. Личный кабинет привязывай к рабочему номеру телефона.

Если ты подберешь себе простую CRM систему, то это повысит твою продуктивность — там будет и учет задач клиентов, и учет рабочего времени, и учет денежных расчетов. Удобно — все в одном месте. Для начала можно подобрать простую онлайн CRM типа «Мегаплан» и т. п. Можно найти и бесплатные CRM для небольших задач. Не торопись покупать платную систему учета, пока у тебя нет достаточного дохода. Покупка CRM не сделает тебя эффективнее, когда у тебя нет проектов, и не сделает тебя успешным. Я долгое время пользовался обычным документом с таблицей в Microsoft Excel, а задачи записывал на бумажных стикерах — удобно. Стикеры можно тасовать между собой даже в дороге, даже без Интернета. Даже спустя 20 лет с начала работы на фрилансе у меня нет платной CRM. Я написал для себя простейшую систему учета на 1С, но в ней нет учета задач, их я по-прежнему веду либо на стикерах, либо в бесплатном онлайн-планировщике «Todo». Не покупай то, что тебе не нужно критически.

Компьютер тоже не нужно брать самый современный и удобный — начинай работать на том, который есть. Пусть он тормозит, скрипит. Откладывай на новый уже с прибыли от заказов — это дополнительно мотивирует и упорядочивает твои финансы. Иначе можно купить самый удобный и мощный ноутбук, а в итоге, возможно, полученные заказы на фрилансе его не окупят.

Портфолио

На бирже фриланса твое лицо — это портфолио. Для каждой профессии оно выглядит по-разному. Например, для дизайнера — это визуальные образцы, для копирайтеров — это тексты, для программистов — кейсы, образцы выполненных заданий.

Как создать идеальное портфолио? Ты уже знаешь, по какой специальности будешь работать, поэтому проще всего зайти на биржу фриланса как заказчик и отсортировать твоих конкурентов по рейтингу. Тогда вверху будут самые популярные, самые лучшие специалисты. С их аккаунтов и можно вдохновляться при оформлении идеального портфолио. Оно не всегда у топовых исполнителей будет самое лучшее, но отталкиваться можно именно от них, постепенно улучшая свое.

Путь заказчика

Чтобы быть успешным фрилансером, ты должен понимать, как заказчик ищет для себя исполнителя. Заказчик может просто разместить проект и ждать предложений. А может искать по каталогу исполнителей. На этот случай в портфолио надо иметь свежие проекты, которые сегодня в тренде, популярны именно сейчас. А также добавляй в портфолио те работы, которые тебе особенно хорошо удались. Например, ты сделал лендинг для ювелирного магазина — помести его в портфолио и напиши в описании, что это лендинг для ювелирного, сувенирного, подарочного или магазина ремней. Ассортимент и бизнес-процессы там типовые. А заказчик с помощью поиска может выйти на твое портфолио по ключевым словам.

Задание: попробуй зарегистрироваться на бирже фриланса как заказчик, который ищет похожего на тебя фрилансера. Создай заказ, получи отклики от фрилансеров. Так ты лучше поймешь своего заказчика, и таким образом станешь лучше как фрилансер.

Зарегистрируйся на биржах. Наведи порядок в социальных сетях

Для начала нужно зарегистрироваться на всех основных биржах фриланса. Биржи фриланса будут твоим основным источником заказов и клиентов в первое время — год-два, пока ты не заработаешь положительную репутацию.

Основная биржа по количеству заказов сейчас — это https://www.fl.ru. Она годится для всех цифровых профессий.

Для тех, кто пишет тексты, — это https://tеxt.ru.

Дополнительно для программистов есть биржа на Хабре: https://freelance.habr.com.

Для 1С-программистов — https://1clancer.ru.

Также есть старые проверенные биржи:

• https://kwork.ru/

• https://uslugi.yandex.ru/registration/

• https://freelance.ru/

• https://www.workle.ru/

• https://www.behance.net/

• https://profi.ru/

• https://youdo.com/

Зарубежная: https://www.upwork.com.

Но не стоит ограничивать себя только ими. Поищите для себя и зарегистрируйтесь на дополнительных сайтах, где можно откликаться на заказы.

Нужно ли фрилансеру становиться бизнесменом?

Наступает осень, понемногу холодает, и ветер уже не освежает, а, скорее, бодрит. Я перелистываю старые фото. Вот они, мы, 10 лет назад — я, Вася и Олег. Я знаком с Василием — он вырос из программиста и стал владельцем интернет-портала. И еще я знаю Олега — он теперь управляет небольшой ИТ-фирмой. И он тоже когда-то был программистом. И потом «вырос». На самом деле ни Василий, ни Олег никогда не были классными программистами. Они просто так начинали. Потом почувствовали свою слабость в кодинге и силу в управлении, в организации. Или кто-то их просто назначил на их первую руководящую должность.

Меня часто назначали на какую-то условно руководящую должность, что-то такое промежуточное, где ты просто контролер, диспетчер, координатор. Это все из-за моей ответственности. Вроде как, если сам ответственный — то с тебя и спросим за весь коллектив. Обычно никаких рычагов воздействия у такой должности нет — ни влияния на зарплату подчиненных, ни права уволить, ни права повысить и т. п. И, кстати, от первой своей должности я «отбивался руками и ногами» — это староста в ВУЗе. Да-да, такая странная должность, где добавили ответственности, и всё это бесплатно!

Далее я развивался уже как программист и даже успел поруководить небольшим ИТ-отделом. Подчиненных было от 7 до 15 человек. В итоге мне это дико надоело — нагрузки больше, начальство напрягает сверху, а старые друзья-коллеги стали ненавидеть.

Это все можно было бы терпеть, если бы я хотя бы получал какие-то положительные эмоции. А этого не было. То есть было пару месяцев, когда похвастался знакомым и раздал визитки. Потом и это прошло, и стало вообще неприятно. Так я понял, что мне, помимо должности, надо еще что-то — хотя бы служебную машину, секретаря и прибавку к зарплате. Но этого никто не предлагал, поэтому я ушел снова обычным программистом, чем был очень доволен. А потом перескочил на фриланс.

По ходу моей жизненной пьесы я пробовал что-то затевать, типа интернет-продаж или производства. Но как только я погружался в самое начало этой деятельности, сразу становилось скучно. Да, денег в перспективе маячило сильно больше. Но делать приходилось совсем не то, что мне нравится. Вот написать кусок кода или программку, показать заказчику, увидеть его восторг — это дает мне невероятный заряд энергии и желание продолжать. Разобраться, почему какой-то код не работает, и наладить — вот это мой восторг и победа.

А бизнес для меня выглядит скучно и серо. Поиски сотрудников, контроль, мотивация, офис, кассовые разрывы, конкуренты, поиск помещений или доменных имен, почему грязно в уборной, настройка воронки продаж — скука, скука, скука.

Многие работают владельцами бизнеса потому, что ничего другого не умеют, кроме вот управления людьми. Найти хороших исполнителей и 24/7 мотивировать их и волноваться за бизнес, как за вторую семью — вот их талант. Кто-то работает бизнесменом ради денег — набрал кредитов, обязательств, и теперь надо отрабатывать, как будто сзади кто-то подпирает. У них свое удовольствие (если оно есть), или своя карма, своя боль.

Деньги меня не сильно мотивируют на бизнес. Я иногда в своем фрилансе зарабатывал больше, чем директора магазинов и мелких бизнесов. Ну, и вообще, в ИТ сфере можно устроиться неплохо даже в штате. А еще как-то услышал такую фразу: «Бизнес — это война». Задумался, а ведь и правда! Это уже как минимум — борьба в высшей лиге.

К тому же меня что-то не отпускает с фриланса, возможно, что я должен осуществить некую миссию по передаче накопленных за 20 лет на фрилансе знаний. Вот когда оформлю все знания в статьи или курсы, или не знаю пока, во что — вот тогда высшие силы мне скажут: «Ок, а теперь хватит уже фрилансить!»

Деньги и расчеты. Опасности и нюансы

Работая на фрилансе, можно стать жертвой мошенников. Есть разные способы обмана. Опишу основные.

1. Если клиенты тебя просят что-то предварительно оплатить. Например, купить обучающий курс, и тогда якобы тебя возьмут работать. Все варианты, когда ты платишь клиенту — обман. Ты — фрилансер, исполнитель, платить должны тебе.

2. Клиент совсем недавно зарегистрирован на бирже. Может, он хороший человек, а может, нет. Лучше работать с клиентами, которые давно на бирже, у них открытый профиль и информация, у них много завершенных сделок на бирже с хорошими отзывами от фрилансеров. Старайся работать с такими заказчиками. Работать ли с новичками или странными заказчиками — твой выбор. Может быть, они заплатят. Но рисков с недавно зарегистрированными больше.

3. Тебя просят сделать тестовое задание бесплатно. На биржах так не принято, если сам фрилансер не попросит об этом напрямую по какой-то причине. Например, в отклике начинающий фрилансер может указать, что готов работать бесплатно, но за положительный отзыв. Такое тоже возможно, но заказчику все равно нужна эта работа, и он готов за это заплатить. Если ты сделаешь ее хорошо, то он все равно оставит позитивный отзыв о тебе.

4. Тебя просят что-то сделать и выслать это по почте, а оплату обещают потом. Это обман.

5. Если клиент просит выполнить работу срочно, при этом не готов перевести аванс — тебя хотят обмануть.

6. Еще вариант обмана — фейковые конкурсы, когда заказчик собирает все решения и использует без оплаты.

Есть много других способов обмана. Все они похожи тем, что тебе обещают неадекватную оплату или слишком заманчивые условия, сулят «золотые горы». В жизни так не бывает. Не ищи халяву, ищи адекватные предложения.

Если встречаешь мошенников — пиши жалобу в службу поддержки на сайте.

Безопасные сделки на бирже фриланса

На биржах фриланса есть сервисы, которые обеспечивают удобные расчеты между заказчиком и фрилансером. Называются эти сервисы на разных биржах по-разному, но суть одна — безопасность и честность сделки между заказчиком и фрилансером. Происходит все примерно так:

1. Вы договариваетесь с заказчиком о цене работы и сроках выполнения.

2. Заказчик резервирует деньги на бирже: пополняет счет, после чего деньги блокируются до момента, когда ты выполнишь работу.

3. Когда ты выполнил работу, и заказчик доволен — деньги переводятся тебе.

4. Если заказчик недоволен — он обращается в службу поддержки, и внутренний арбитраж биржи решает, перевести деньги фрилансеру или вернуть заказчику. Если ты все сделал хорошо — арбитраж решит вопрос в твою пользу. Если ты не выполнил заказ — деньги вернутся заказчику.

5. Если заказчик не выходит на связь, арбитраж принимает решение в пользу фрилансера.

Если работаешь с клиентом первый раз — всегда используй безопасную сделку. Минус таких сделок — высокий процент комиссии самой биржи за посредничество, обычно это от 10 до 20% от суммы заказа.

Когда я выступаю в качестве заказчика на бирже, я всегда использую безопасную сделку, если работаю с фрилансером впервые. Когда я в роли фрилансера — тоже. Если вы сработаетесь друг с другом — можно уже переходить к прямым расчетам. Пока присматриваетесь и привыкаете — используйте безопасные сделки.

Если клиент не вызывает доверия — всегда работай через безопасную сделку.

Что делать, если нет возможности работать через безопасную сделку? Предоставляй заказчику результат работы в измененном виде. Например, если ты делаешь сайт — показывай доработку на своем сайте и переноси клиенту только после оплаты. Если пишешь текст — можно выслать его в защищенном виде. Если рисуешь — высылай результат в низком разрешении.

Если клиент новый, выполняй его задачи небольшими этапами. Оговорите часть работы на 1—2 дня, по окончании клиент принимает работу и оплачивает. И так вы двигаетесь дальше.

Для меня есть граница, после которой я могу переходить к прямым расчетам с заказчиком. Эта граница — 10% от всех сумм, которые заказчик мне уже перечислил. Например, мы работаем с заказчиком полгода, и он перечислил мне за все время 15000 рублей. Таким образом, по «правилу 10%» я теперь могу работать с ним без аванса и без безопасной сделки на сумму не более, чем 1500 рублей.

Виды оплат

Я выделяю два вида оплаты:

1. Безналичная и наличная.

2. Взаимные услуги. Когда ты работаешь в обмен на что-то, а не за деньги. Этот вид еще иногда называют «бартер», хотя это и не совсем правильное выражение.

Оплату можно получать на свой личный счет в банке или на счет своей организации.

Наличных расчетов в последнее время становится все меньше, а при удаленной работе их почти не используют.

При небольших оборотах — до полумиллиона рублей в месяц — можно открыть ИП или оформить самозанятость и платить небольшие налоги, не нарушая закон и не рискуя проверками. Налоги в этих случаях для фрилансеров минимальные и вполне посильные. Если же получать платежи по оплате на личную банковскую карту, то рано или поздно могут возникнуть проблемы либо с налоговой, либо с банком. Либо, когда ты захочешь взять большой кредит, банк потребует подтвердить официальный доход, и т. д.

Оптимизацией налогов стоит заниматься, когда у тебя уже большая фирма, есть штатный юрист и налоговый консультант. Иначе вместо экономии можно попасть в неприятные истории, нарваться на мошенников и получить доначисление налогов. Также, можно нарваться на шантаж от проверяющих или мошенников.

Работа по бартеру. Я никогда не работал таким образом и не советую. Потому что в итоге вы с заказчиком все равно должны будете оценить работу в рублях, и таким образом сопоставить паритет цен, чтобы всем было выгодно.

Работай за деньги и старайся не использовать бартер.

Исключение — взаимопиар, когда ты и заказчик рекламируете друг друга бесплатно.

Цена твоих услуг

Есть профессии на фрилансе, в которых можно более-менее стандартно определить цену. Например, для копирайтера — это цена за 1000 знаков текста. К примеру, начинающий берет 500 рублей, опытный — 1000 рублей и т. п.

Но есть профессии, где каждый проект, каждая задача требуют индивидуального подхода. Например, работа программиста. Добавить кнопку на сайт — вроде услуга понятная, что там может быть уникального? Но цена за добавление сильно зависит от движка сайта, сложности сайта, чистоты кода прошлого программиста, который делал эту кнопку, взаимосвязей в проекте, связанных с этой кнопкой, и перспектив развития проекта.

Например, можно просто добавить кнопку быстро с помощью грубого кода, но это усложнит развитие всего сайта. А можно аккуратно добавить кнопку, заранее предусмотрев все возможные зависимости и оптимизируя скорость, но это будет дольше для программиста. Поэтому такая работа — индивидуальна по цене и по качеству.

Как заработать больше?

1. Развивай личный бренд. Веди социальные сети не время от времени, а регулярно. Пиши статьи.

2. Общайся с коллегами. Общайся со смежными специалистами, например, для программиста полезно иметь знакомых системных инженеров. От коллег часто приходят новые клиенты.

3. Развивай софт-скилы. Научись общаться с заказчиками, аргументировать им цену. С помощью софт-скиллов можно поднимать цену на свои услуги и делать клиентов более лояльными.

4. Учись продавать себя и свои услуги.

5. Набирай больше клиентов. Чем больше у тебя заказов, тем выше ты можешь поставить цену. Тебе не будет страшно потерять заказ из-за конкуренции по цене — у тебя будет много других заказов.

6. Работай честно, это выгодно в долгосрочной перспективе.

Обычно цены устанавливают, ориентируясь на цену конкурентов, коллег. Или, когда у тебя уже большой опыт, можешь обосновать цену, исходя из него. Но все решает рынок, поэтому, даже если тебе хочется взять за работу много, а конкуренты предлагают в 2 раза дешевле, заказчик тебя не выберет.

Далее уже смотри, выгодная эта цена лично для тебя или нет. Если кажется, что это для тебя недостаточно оплачиваемо, то не бери заказ, или попробуй обосновать повышение цены на этот проект.

Если у конкурентов всегда дешевле? Попробуй понять, почему. Возможно, конкурент овладел какой-то автоматизацией или что-то подобное? Но если конкуренты просто демпингуют, то тебе надо думать, как найти твоих лояльных постоянных клиентов, развивать личный бренд, чтобы не зависеть от цены конкурентов.

Конкурировать напрямую на бирже по цене — всегда плохо и невыгодно. Но пока нет клиентов — работать придется через биржу и брать заказы по небольшой цене.

Метод максимальной загрузки

Как максимально повысить цену на свои услуги? Как не оставаться без работы на период, когда один заказ завершен, а новый еще не найден?

Рабочий способ следующий:

Пока не наберешь достаточно хороших клиентов и не поднимешь цену до максимально комфортной для тебя — не переставай искать. Даже если ты загружен заказами на месяц вперед — ищи новых клиентов. Составь свой мини-рейтинг заказчиков. С кем бы ты хотел работать? С кем тебе удобно работать? Кто больше и стабильнее всех платит? А от кого хотелось бы избавиться?

Каждый новый клиент должен быть лучше уже имеющихся. Каждый новый клиент должен приносить больше денег за один час твоей работы. Если клиент хуже, чем уже имеющиеся — не бери его проект в работу. Ищи дальше. Не жадничай.

Как только нашел нового супер-клиента — отказывайся от одного из старых, самых проблемных и невыгодных. Не жалей — это просто бизнес, здесь нет личных отношений (а если есть — прекращай их). Заверши текущие обязательства в рамках деловой этики и расставайся. Не бросай клиента на полпути, доделай то, что обещал, и получи окончательный расчет. Найди способ сохранить хорошие отношения после расставания — возможно, старый клиент захочет вернуться через некоторое время по новым условиям.

Внимание! Есть один тип клиентов, с которыми надо расставаться осторожно. Это такие клиенты, которые вроде платят немного, но от них идет постоянный поток «сарафана» — новые клиенты с хорошими заказами. Выдели таких «сарафанщиков» отдельно и не расставайся с ними только по финансовой причине.

Так у тебя будет постоянно расти цена за час твоих услуг, и всегда будет очередь из заказов.

Записывай свои доходы ежедневно и ежечасно

Один из способов положительной мотивации — записывать свои доходы, даже еще не полученные. Тогда ты в течение дня постоянно будешь видеть свой финансовый прогресс. Это зарядит тебя энергией, чтобы работать больше и эффективнее. Я записываю свой доход каждый рабочий час — таким образом я постоянно вижу, сколько я заработал, сколько клиент мне должен.

Учись работать со сложными клиентами

Иногда заказчик кажется невыносимым. Посмотри, есть ли у него достаточно денег, чтобы он был тебе интересен? Если нет, то нужно избавляться от него как можно быстрее. Заверши его проекты в срок и старайся больше не брать от него заказы.

Но что, если у этого «сложного» клиента есть много денег для проектов, для оплаты твоей работы? Это значит, что заказчик не сложный, он просто кажется тебе сложным. Обдумай это, обсуди со своим психологом, почему заказчик имеет большой бюджет и хочет делать заказы, но тебе он кажется сложным и неприятным? В чем на самом деле причина? Когда найдешь причину, то сможешь ее устранить и получишь хороший источник дохода там, где другие не могут.

У меня часто бывали клиенты, которых мне передавали коллеги, потому что считали их трудными и конфликтными. Но я с ними срабатывался и по довольно высокой цене.

Помни: если клиент «вредный», но денежный, это значит, что он просто хочет получить продукт высокого качества по высокой цене. Не оценивай заказчиков как личностей, оценивай их проекты.

Что делать, если заказчик хочет выговориться или общаться эмоционально? Я спокойно мог выслушивать разных людей, если это входило в мои оплачиваемые часы. Если нет — то разворачивался и уходил. Если заказчик устраивает истерику — я иду к его руководству и мягко поясняю, что я тут не для этого, а для истерик есть психологи и т. п. Обычно это помогает.

Стук каблуков и производительность

В коридоре послышался стук каблуков. Программист Василий вздрогнул. Казалось, будто эти каблуки кто-то вбивает ему прямо в мозг тяжелой кувалдой — так, как железный костыль забивают в шпалы…

А с утра все же было хорошо. Василий приехал на работу, раскинул ноутбук, налил кофеечек и неспешно начал реализовывать интересную задачку. Техническое задание делал заезжий аналитик, но сделано оно было так прекрасно, что можно было по нему даже песню написать, но Василий не знал нот, увы. И вот раннее утро, наконец-то, тишина, и только дымок от кофе может отвлечь его от кодинга. Работа двигалась быстро, рука как будто сама писала воистину божественный код…

Но вот — этот злой стук каблуков в коридоре. Василий покрылся мурашками — конец приятной работы был уже близок.

Начальница финансового отдела Элеонора Сергеевна приближалась к кабинету, где прятался Василий. Василий печально опустил глаза и убрал руки с клавиатуры.

Дальше был уже привычный сценарий: Элеонора Сергеевна кидала упреки в сторону Василия. Повышенный тон, эмоциональная критика. В конце истерики Элеонора Сергеевна бросила на стол бумаги и продиктовала Василию невероятно срочную, по ее словам, задачу. Если задачу не решить, отбросив все остальные, то катастрофа точно наступит. Василий был готов бросить красивое техзадание и заняться задачей Элеоноры Сергеевны — ведь если ей так плохо, то наверняка это важно! «Damsel in distress», — как говорят англичане! Вот так стук каблуков влияет на приоритеты и на производительность. Получается, кто громче кричит, тот и главный приоритет?

Если говорить о моей фриланс-практике, то только в первый год фриланса я попадал на смену приоритетов в работе таким способом. Мне быстро стало понятно, что если делать работу в первую очередь для того, кто громче кричит, — крики-то в итоге не прекращаются. Источник криков начинает понимать, что чем громче и продолжительнее крик — тем больше внимания и ресурсов можно привлечь для своих задач.

При этом, на самом деле, в рамках всей компании есть более важные и срочные задачи. Но так как про них никто громко не кричит — их всегда откладывают на вторую очередь. Кажется, что главное — спасти истерического человека? Людям кажется, что если человек кричит и истерит — значит, ему плохо, он волнуется за свою задачу.

«Надо помогать!» — так рассуждает неопытный фрилансер. «Мама ругается», — мозг вспоминает историю из детства.

Тут я разделил ситуацию на две части.

1. Первая составляющая — а кто мне, собственно, платит? Истерический человек или кто-то другой? Если кто-то другой — я игнорировал истерики. Если платит истерик, то скоро понимает, что я и так выполняю его задачи в приоритете, и истерика прекращается. Среди непосредственных плательщиков такого вообще не встречалось.

2. Вторая составляющая — а какие реальные приоритеты? Может, приоритет в другом отделе, а «кричащая» проблема подождет до завтра? Тут тоже надо подумать, какой план правильный, игнорируя крики.

Игнорирование крика в первое время — сложная задача, но со временем привыкаешь. Истерические натуры тоже начинают понимать, что от крика ничего не зависит, быстро меняют тактику на более дружелюбную и начинают подкупать шоколадками. Но иногда все равно пытаются пробить силу воли.

Нюанс общения — надо собрать свою силу воли и настроиться на сопротивление. Оно продлится недолго, но надо этот период выдержать. Сразу вежливо поставить на место истерящего и немедленно идти к покровителю-начальнику — тому, кто платит — сообщить о ситуации. Начальник потом сам аккуратно разбирается со своими сотрудниками.

Вывод для меня был такой: в конфликтной ситуации обращаться к тому, кто непосредственно платит, и не поддаваться на эмоции. Всем от этого в итоге будет лучше.

Найди ответственного

Если ты работаешь с одним человеком, который и ставит задачу, и платит — тут простая ситуация.

Бывает более сложная ситуация, когда задачу ставит один или несколько человек, а платит и подписывает акты выполненных работ — другой. В этом случае тебе надо найти человека, от которого зависит твоя оплата и подписание актов. Если такой человек найден — значит, ты должен удовлетворять именно его. Он (она) — ВИП-персона для тебя. Даже если остальные кричат, или их задачи интереснее — их задачи не в приоритете, так как, возможно, тебе за них не заплатят. Если ты будешь выполнять задачи для ВИП — тебе всегда заплатят, даже если денег у заказчика немного.

Важный момент. При работе с организацией ты будешь работать с ответственным сотрудником. Но учти такой момент: он может уволиться или уйти на другую должность, и тогда про тебя никто не будет знать. Заранее собери дополнительные контакты других сотрудников и наладь с ними связь, чтобы в случае изменений ты мог обратиться к другому сотруднику. Иначе этот клиент может быть потерян для тебя.

Какие такие гарантии?..

Шел 2003 год. Добегаю до авто, падаю на сиденье, завожу. В машине пахнет свежим ноябрем и вчерашней мойкой. Мысленно ругаю себя: «Зачем я дал гарантию на ЭТО?»

Ладно, гарантия так гарантия, обещал — приеду, посмотрю, поправлю. Клиент далеко, окраина города, уже вторые сутки непрерывно идет снег. Колеса замешивают «сибирское смузи» из снега, грязи и угольной пыли.

Проходит час, я уже на месте, разбираюсь в ситуации, что-то поломалось — говорят, что в когда-то сделанной мной программе.

Смотрю дальше — а программа уже кем-то модифицирована. Спрашиваю: кто?

«Приходил Василий, обновлял 1С, но больше ничего не трогал». Ну, как же, как же. Код потерян, перезаписан и куда-то перенесен. Мысленно ругаюсь, возвращаю на место, объясняю, что я не виноват, что лучше бы следили за Василием. Пожимают плечами. Час туда, час обратно, «смузи» под колесами, денег не заработано — «гарантия».

Вернулся затемно, лег спать, обнял грелку. Утром просыпаюсь — и вдруг инсайт: «А зачем?»

Идея такая, расскажу поподробнее. Вот клиент просит гарантию. И я ее даю, чтобы показать, что я работаю качественно и отвечаю за результат. Что дальше? Я уехал, программа осталась. И что с ней происходит? Да что угодно! И внешне по программе не всегда можно сказать, что ее кто-то поломал. Пока не заглянешь внутрь. Ну, и в любом случае — время будет потеряно. На тот момент я уже работал более года сам по себе, а до этого — 5 лет в штате. За последний год по моей вине ничего «само по себе» не ломалось. Что же делать с гарантиями? Обещать — это круто, но как надолго давать гарантию? Не давать гарантию — напрягать клиента, потерять доверие.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фриланс. Денежные стратегии для умных. Как стать успешным фрилансером и зарабатывать больше без выгорания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я