Избранное. Том 2. Историческое и настоящее

Алексей Кулаков

Книга содержит всю мою публицистику, публикатором которой я был, работая внештатным автором медиа-холдинга «Россия Сегодня» (город Первоуральск Свердловской области) с 2017 года по 2018 год включительно. Книга содержит нецензурную брань.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Избранное. Том 2. Историческое и настоящее предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Редактор Алексей Кулаков

Корректор Вячеслав Солдатов

Составитель Игорь Назаров

ISBN 978-5-4493-6888-1 (т. 2)

ISBN 978-5-4493-6727-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Публицистика и эссеистика

Во второй том Избранного вошла публицистика, публикатором которой я был как автор медиа-холдинга «Россия-Сегодня» г. Первоуральск, Свердловской области с 2017 года по 2018 год включительно.

Публицистика

Материал, опубликованный мной на страницах эл. СМИ

http://rustod.ru/publicistika/100-letie-revolyucii/

Медиа — Холдинг «Россия — Сегодня».

Жизнь во спасение

Документальный очерк

Светлой памяти писателя В. Г. Распутина посвящается…

Прикосновение к творчеству Валентина Распутина у меня ассоциируется с благодарной памятью, как спасителю озера Байкал, экологической среды Приангарья, благодатной среды проживания всему населению Забайкалья.

Надо было ему родиться в 1937 году, возмужать, сделать себя всемирно известным писателем, иметь непререкаемый авторитет среди миллионов сознательного населения огромной матушки Сибири, чтобы иметь право войти в высшие эшелоны Власти страны, убедить её в запрете дальнейшей эксплуатации Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, отравляющего своими сбросами воды реки Ангары и озера Байкал, жемчужины нашей Сибири. После многолетней борьбы общественного движения, простого народа, отдельных государственных личностей всех сословий, научной интеллигенции, начиная с 1961 года, наконец удалось остановить вредоносное производство только в начале следующего века, осенью в 2013 году.

Комбинат, построенный в далёкие 50-е годы прошлого столетия, остановили навсегда. Быстрые воды Ангары являются экологическим регулятором всей экосистемы пресноводного озера Байкал, аналогов которому в мире не существует. Его запасы воды неисчерпаемы вот уже на протяжении двадцати пяти миллионов лет. И хватило же ума в то время возвести на Ангаре очистные сооружения для бумажного комбината. Они не справлялись с множеством вредных сбросов, частично попадающих и в озеро Байкал. За длительное время работы комбината, химические выбросы нанесли огромный вред не только озеру, но и Ангаре, а также из неё вытекающих многочисленных рек и речушек. Кроме того химические выбросы из вытяжных труб комбината разлетались на многие тысячи квадратных километров вокруг зоны проживания городского и сельского населения Иркутской области и Приангарья. У населения началось массовое онкологическое заболевание, душила астма все возрастные категории проживающих в округе людей. Горе проектировщики того времени не учли розу ветров в данной местности. Порывы ветра несли дымовую заразу как раз на многотысячный город Байкальск и прилегающие районы. Начала хиреть тайга Забайкалья, её животный мир заметно сократился. В 90-е годы прошлого столетия приближалась неминуемая экологическая катастрофа Иркутской области и Забайкалья.

С самого начала затеянного гигантского строительства «комбината века» у него появились убежденные противники этой опасной игры с природой. В 60-е годы одним из первых в защиту Байкала выступил писатель Л. М. Леонов.

Строительство Байкальского целлюлозно-бумажного комбината началось 17 апреля 1961 года одновременно с основанием посёлка строителей, ставшего после открытия комбината городом Байкальском. Предприятие строилось в первую очередь для обеспечения нужд военного авиастроения целлюлозным шинным кордом. Уже к моменту окончания строительства потребность в нём отпала: промышленность перешла на металлический корд.

В постановлении Совета Министров СССР «О плане развития народного хозяйства СССР на 1964—1965 годы» от 7 декабря 1963 года за №1210 Совету Министров РСФСР, Госстрою СССР, Государственному производственному комитету по энергетике и электрификации СССР и Государственному производственному комитету по среднему машиностроению СССР поручено было в 1964—1965 годах обеспечить ввод в действие мощностей по производству целлюлозы, бумаги и картона, создаваемых на базе импортного оборудования на Байкальском целлюлозном заводе и других предприятиях.

Вот так, не много, не мало, начали строительство с одним замыслом, а кончили другим. Таких комбинатов по стране находилось достаточно и, необходимость в новом совершенно не предусматривалась. Но огромные средства затрачены, их надо отрабатывать, комбинат пустили на полную мощь.

Распоряжением Совета Министров РСФСР от 12 марта 1965 года за №658-р принято предложение Иркутского облисполкома об отводе в постоянное пользование Байкальскому целлюлозному заводу для производственных целей земельного участка площадью 180 гектаров из земель государственного лесного фонда в Муринском лесничестве Слюдянского лесхоза. Осенью 1966 года комбинат был введён в эксплуатацию. Через некоторое время экологи страны забили тревогу — очистные сооружения комбината не обеспечивают полную фильтрацию вредоносных веществ, они поступают в воды Байкала и реки Ангары.

Началась эпопея общественного, народного движения за сворачивание вредоносного предприятия. Помнится то время газетных протестов в защиту святого озера. Многочисленные выезды на стройку руководства бумажной отрасли страны результата не приносили — он продолжал гигантскими темпами развиваться. Как потом выяснилось — страна очень нуждалась в валютных средствах и, в погоне за ней обезумевшее руководство «Главбумлесопром СССР» устремилось вперед, скорей продавать на экспорт свою продукцию, не думая о нанесении природе огромного вреда. Об этом хорошо рассказал фильм С. А. Герасимова «У озера», вышедший на экраны страны в 1970 году. Фильм смотрелся с интересом, а главное поднимал жизненно важные проблемы народного хозяйства, выносил для обсуждения зрительской аудиторией возникшую опасность жемчужине Сибири, всей нашей огромной страны.

В последующее время борьбы за спасение Приангарья выходит повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» в 1976 году.

В сюжете произведения — история затопления расположенного на острове сибирского села Матёры. Земля Матёры постепенно уходит в воображении читателя под воду, — как символ земли обетованной, последнее пристанище тех, кто живет по совести, в согласии с Богом и с природой. Доживающие свои последние дни старухи во главе с праведницей Дарьей отказываются переселяться в новый поселок и остаются до смертного часа охранять свои святыни — крестьянское кладбище с крестами и царственный листвень, языческое Древо жизни. Простая русская женщина Дарья пять лет сопротивляется, защищая свой старый дом и всю деревню от погрома. Для нее Матёра и ее дом — воплощение Родины. Отстаивает Дарья не старую избу, а Родину, где жили ее деды и прадеды, и каждое бревно не только ее, но и пращуров ее. Автор повести «Прощание с Матерой» показывает, как люди относятся к разрушению их «маленького мира». В финале на острове остается только мифический Хозяин Острова, отчаянный крик которого, звучащий в мертвой пустоте, завершает повествование: «…Богодул протопал к двери и распахнул её. В раскрытую дверь, как из развёрстой пустоты, понесло туман и послышался недалёкий тоскливый вой — то был прощальный голос Хозяина».

Повесть «Прощание с Матёрой» перекликается с темой сохранения Байкала, так как события, описанные в данном произведении, рассказывают о времени создания плотин для гидроэлектростанций на Ангаре. При строительстве плотин необходимо создание водохранилищ, поэтому встал вопрос о существовании прибрежных деревень. Ангара — единственная река, вытекающая из Байкала, которая регулирует уровень и сток воды в озере. А вмешательство человека нарушает баланс природы озера и прибрежной экосистемы. По приказу Министерства энергетики СССР строителям ГЭС предписывалось сносить и затапливать деревни у берегов Ангары. Крестьян насильственно переселяют в другое место, построенное по бездарным проектам, чуждыми русскому народу «специалистами по переселению» без любви к людям, которым тут предстоит жить. Писатель утверждает: «Человек может жить полноценно только с любовью к Родине, сохраняя в душе вековые традиции своего народа. Родина — место, где ты родился, вырос, состоялся как человек, любящий свою исконную землю».

Самостоятельной общественной деятельностью В. Г. Распутин начал заниматься в первой половине 80-х годов, став одним из инициаторов кампании за спасение озера Байкал от стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Активно выступал против проекта поворота северных и сибирских рек. Был членом Комитета Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов. Писатель долгие годы выступал в защиту озера Байкал, публиковал очерки и статьи, принимал активное участие в работе природоохранных комиссий. Служение России В. Распутина продолжалось более 40 лет. Писатель разделяет судьбу своего народа, делается выразителем его духа, он ищет и находит ответы на главные вопросы времени, выражает сокровенный смысл своей деятельности как писателя словами: «Родина, совесть, истина, память, свобода, — тогда он обретает значение национального писателя»

Его имя становится символом ценностей, которые он защищает. Валентин Григорьевич считал, что Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом. Он никогда не отказывался помогать человеку творящему в природе, но только в той мере, чтобы вода осталась чистой, красота не тронутой, воздух незасорённым, а жизнь в нём и вокруг него — неиспорченной.

Валентин Григорьевич был одним из тех писателей, которые не меняли своих взглядов на отношение человека к природе. Перечитывая статью «Полная чаша злата и лиха», опубликованной в Газета «Труд» за 18 февраля 2006 год, в каждой строчке писателя чувствуется гордость, слава и в то же время боль и, крик души за Байкал. Оно не повторимо, уникально и загадочно. Возраст его 25 миллионов лет, по геологическому летосчислению — это молодой гидрологический объект, а по историческому времени — взрослый. Седой, суровый Байкал пережил многое. И последние полвека вмешательства человека в жизнь озера не проходят для него бесследно.

Распутин в своей статье определил свою позицию человека по отношению к чуду планеты — озеру Байкал — как экспансию. До промышленного освоения человек жил в ладу со своими потребностями и. испытывал он к священному Байкалу, « как к опустившемуся на землю всесильному божеству», страх, почтение и благодарность. А что же происходит на самом деле сегодня?

Писатель обращает внимание всех, что прокладка Кругобайкальской железной дороги сто лет тому назад не причинила никакого вреда, хотя протянули её в непосредственной близости от берега. Она, железная дорога, стала как «ожерелье» для озера. Какое сравнение нашел в русском языке?! Какое желание у писателя убедить читателя увидеть богатую красоту Байкала?

Мне довелось четырежды проезжать поездом по маршруту Москва-Хабаровск, весной и летом. Поезд, огибая Байкал, движется со скоростью шага человека, желающие пассажиры выходят из вагонов и набирают чистую водичку в заранее приготовленную тару, с широким горлышком, чтобы мгновенно зачерпнуть Байкальской воды. Проводники поезда заранее предупреждают пассажиров для успешного общения с Царь-озером!

В середине 20 века, после Великой Отечественной войны, человек был куда заботливее о богатстве озера — байкальском омуле. Чрезмерный улов уменьшил «стадо» этой необыкновенно вкусной рыбы. Но нельзя было строго судить людей в то трудное время, поэтому автор с благодарностью отмечает, что в результате охранных мер была восстановлена численность омуля. Каждая строчка в статье заставляет нас, читателей, серьёзно задуматься над состоянием байкальской воды. Не безмолвно озеро… Оно плачет, и природа вопрошает у человека: «За что это мне? В чём я провинилась перед хозяином природы — человеком?»

Необходимо «разбудить» власть, чтобы не случилось непоправимого. Экологи против прокладки нефтепровода компании «Транснефть». Но не могут сегодня нефтяники обещать безопасность байкальской экосистеме. Уже есть печальный опыт того, что строительство Байкальского целлюлозно-бумажного комбината принесло в прибрежную экосистему высокую степень мутаций (т.е. генетически опасных отклонений). И благодаря ценителям природы Байкала на экраны вышел замечательный по своей значимости фильм «У озера». Но защитники Байкала бой тогда проиграли, и итог оказался печальным.

Во все времена существования человека разумного, отмечает Валентин Григорьевич Распутин, наши предки заботились о чистоте в своём доме. А дом — это земля, на которой мы живём. Как приятно осознавать, что недуг Байкала притягивает людей из разных частей света, а именно: из Европы, Америки. В тёплое время года на берегу Байкала съезжаются гринписовские молодёжные отряды, и совместно с местными жителями приводят в порядок от мусора прибрежный ландшафт. А как туристам не стыдно за оставленный мусор!? «Стыдно» и «страшно» за тех, кто не понимает, какая благодать дана матушкой — Землёй.

Непонятна позиция тех, кто знает последствия действий целлюлозно-бумажных комбинатов. Удивляет, возмущает позиция академика Жаворонкова: «Рыбохозяйственное значение Байкала невелико и имеет лишь местное значение». Из выступления этого академика оказывается заманчива перспектива производства этих комбинатов. Вот шокирующие цифры: в год будет произведено 15.000 тонн кормовых дрожжей. И этого хватит для откорма свиней с получением 6 тыс. тонн мяса. Но разве это сопоставимо с тем, что очистные сооружения не способны «вернуть Байкалу его родную воду». И нездоровье Байкала оказывает влияние на нравственное здоровье человека.

Экономисты, руководители промышленных предприятий, министры не видят ничего опасного в том, что элементы периодической таблицы Д. Менделеева поселяются как постоянные жители в водах Байкала. А почему мусульманский мир совершенно иначе воспринимает негативное действие европейцев на природу человека-разрушителя? Сколько экспериментов пытались на Байкале провести? Один из них — это предложение положить под Шаман — камень взрывчатку и произвести взрыв, что приведет к понижению уровня Байкала на 1 см, и это даст столько электроэнергии, что можно выплавить 11тысяч тонн алюминия. В невероятно трудной борьбе учёные добились отмены этого эксперимента, потому что последствия могут быть трагичными из-за геологического смещения дна. Статью автор озаглавил «Полна чаша злата и лиха», и верно, вода в Байкале по своим вкусовым качествам необыкновенная. Нигде в мире нет такой вкусной, чистой, насыщенной высоким содержанием кислорода воды. В озёрной котловине «полная чаша злата», но сегодня в «чашу» человек сливает «лихо».

Байкал подлежит особой охране и заботе как природно-культурный участок мирового наследия. Вода—жизнь! Ничто не может идти в сравнение с удивительным вкусом воды из Байкала. Мировое сообщество осознаёт, что озеру нужно помочь. И помощь идёт, например, Всемирный банк перечислил 20 миллионов долларов, и столько же должно было поступить от правительства России, для того чтобы ввести на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате замкнутый цикл водопользования, но в итоге хозяева комбината отказались осуществить этот проект. И, как обычно, надежда на «авось». Сколько «лиха» в этой «чаше»?

Поднят «дамоклов меч» и сегодня над Байкалом: «громогласный проект» — нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан». По проекту в северном Байкале на отдельных участках труба пройдёт менее чем в километре то уреза воды. Сложный рельеф не даёт идти другой дорогой, но баснословная выгода проекта не сдерживает ОАО «Транснефть».

Как достучаться до разума тех, кто сегодня и завтра должен ответить за то, что уникальное хранилище питьевой воды может быть преднамеренно уничтожено. Вновь взывает Валентин Распутин к благоразумию — спасите Байкал, избавьте от «лиха», пусть полна будет «чаша златом». В экономической выгоде государство окажется уже сейчас, если мы байкальскую воду будем продавать по 10 рублей за литр. И в бюджет придут такие необходимые деньги в сумме 100 триллионов рублей в год. Ещё есть опасения в прокладке этого нефтепровода в том, что эта территория имеет высокую сейсмоактивность.

Так на что мы надеемся, чего ждём и от кого? Каждый из нас должен внести свою лепту в спасение и сохранение жемчужины Сибири — Байкала. Это нужно для нас, для потомков, которые не простят, если погибнет «священный Байкал»!

Живой журнал за 2015.05.08 https://sofya1444.livejournal.com/3386370.html опубликовал интересную статью журналистки Светланы Волковой «Из истории борьбы В. Г. Распутина за Байкал». Вот, что она пишет:

«Наиболее тесные контакты В. Г. Распутина с В. В. Путиным возникли в связи с проблемами Байкала, о которых мы уже, отчасти многократно писали.

Складывавшуюся там в первой половине 2006 г. обстановку в связи с проектом строительства нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», сокращённо ВСТО весьма точно обрисовал в интернет-публикации журналист Алексей Мазур:

«…Драматические события, развернувшиеся вокруг проблемы прокладки нефтепровода вдоль берега Байкала, требуют пристального внимания — хотя бы потому, что в них, как в капле нефти, отразились все политические тенденции современной России. Действующие лица:

Компания «Транснефть» во главе с Семеном Вайнштоком — главный инициатор и «реализатор» нефтепровода ВСТО. Последовательно проводила линию по его форсированной постройке. Её позиция проста: нефтепровод — стратегический интерес России; все, кто против нефтепровода, — пособники тех, кому невыгодно усиление России на внешних рынках; прокладка нефтепровода вдоль берега Байкала — единственно возможный вариант, а «Транснефть» сделает нефтепровод абсолютно безопасным.

Администрация Президента — поддерживала «Транснефть» до последнего момента, выкручивая руки депутатам, губернаторам и СМИ. После визита в Иркутск заместителя руководителя администрации Президента Владислава Суркова, активность всех представителей иркутской власти в борьбе против проекта «Транснефти» резко сошла на нет.

Государственная Дума — при принятии Водного Кодекса приняла поправку иркутских депутатов, запрещающую деятельность, которая может угрожать экологии Байкала. Но уже через две недели депутаты Госдумы отменяют эти поправки, что даёт «Транснефти» «зелёный свет» на прокладку нефтепровода по берегу Байкала.

Главная Государственная Экспертиза во главе с Константином Пуликовским — в январе 2006 года дала отрицательное заключение на проект нефтепровода. Отрицательную реакцию вызвала именно то, что часть нефтепровода проходит вдоль Байкала. После этого в экспертной комиссии были проведены «кадровые изменения». В результате при повторном рассмотрении проект нефтепровода получил положительное заключение.

Партия «Единая Россия» — одновременно в Иркутске заявляла, что она «за Байкал» и голосовала «против Байкала» в Госдуме.

Полномочный представитель Президента в Северном Федеральном Округе Анатолий Квашнин, поддержал в своем письме Владимира Путина предложения иркутских ученых о прокладке нефтепровода по «северному варианту» через Якутию. Однако уже через две недели отрекся от своего письма и занял сторону «Транснефти».

Губернатор Иркутской области Александр Тишанин — практически единственный представитель власти, которому удалось сохранить лицо во всей этой истории.

Законодательное собрание Иркутской области — первоначально активно включилась в борьбу «за Байкал». Но после визита в Иркутск Суркова иркутское Заксобрание резко утратило свой пыл.

О происходящем в Иркутске за пределами Иркутска из федеральных СМИ ничего узнать было невозможно. В новостной ленте оказывалось что угодно, только не сообщения о митингах. Зато широкое распространение получили комментарии Семена Вайнштока о «заказном характере» выступлений, и на эту «удочку» поддалась даже газета «КоммерсантЪ», которая выдала аналитическую статью о том, что «Байкальское движение» инспирировано Министерством Путей Сообщения, не желающим терять прибыль от перевозки нефти».

Верно показав расклад сил и положение дел, журналист, так описал то, что заставило В. В. Путина принять решение о переносе нефтепровода за границу водосбора Байкала: «…Без преувеличения можно сказать, что решающее слово в борьбе за Байкал сказал народ. „Великий немой“ произнес первое слово за много лет. Если бы решение о переносе трубопровода не было принято, в Иркутске к осени мог бы случиться региональный аналог „оранжевой революции“. Президент РФ Владимiр Путин — формально не высказывался в поддержку варианта „Транснефти“, хотя по активности власти было очевидно, что этот проект одобрен на самом верху».

Итак, власть отыграла назад. «Как известно, у победы много родителей, — подводил итоги тот же журналист. — Сразу после решения Путина оказалось, что „Единая Россия“ всегда была за Байкал». С другой стороны, подсуетились и «необластники» — лидеры «Байкальского движения».

Но, в действительности, победили народ и разум. Вместе со своими земляками праздновал победу здравого смысла и В. Г. Распутин.

«Путин, — признавал впоследствии Валентин Григорьевич, — все-таки несколько лет назад, можно сказать, спас Байкал от грозившей ему беды, когда принял решение отодвинуть нефтяную трубу по берегу Байкала на безопасное расстояние. Мы, болеющие за судьбу уникального чуда природы, этого поступка, который стоил, должно быть, немалых дополнительный затрат, не забыли».

Некоторое время спустя, 2 августа 2009 г. состоялась личная встреча писателя с В. В. Путиным, в то время премьером, на Байкале. Главный вопрос, который обсуждался во время встречи, говорилось в сообщениях новостных агентств, — была экология озера.

«Наша встреча с председателем Правительства, — вспоминал В. Г. Распутин, — состоялась на Байкале, на дрейфующем посреди озера корабле. Я начал с того, что припомнил слова А. И. Солженицына о главной задаче власти — сбережении народа. А сбережение народа — это не только обеспечение его работой и прожиточным минимумом, но и сохранение России в ее нравственном, духовном и культурном обликах, в сохранении природы — матери народа.

В. В. Путин не перебивал меня, но только до той поры, пока я не заговорил о Богучанской ГЭС, о том, нет ли возможности, если не прекратить ее строительство вовсе, то хотя бы отказаться от увеличения отметки верхнего бьефа. Ответ Путина был: уже поздно. А что касается следующей гидростанции на Ангаре (в планах на будущее она существует), по ней, сказал он, еще нет окончательного решения.

А буквально через неделю после этой встречи грохнулась Саяно-Шушенская. Конечно, это случайность, что трагедия произошла вскоре после нашей встречи. Но какая-то уж очень назидательная случайность.

А еще позднее стало известно, что на Байкале возобновляет свою работу целлюлозный комбинат.

Эта новость повергла защитников Байкала в недоумение и растерянность. Это что же, опять начинать все сначала?

Наверное, В. Путин, спускавшийся прошлым летом на дно Байкала на глубоководном аппарате «Мир-1», не нашел там никакого загрязнения. Вот после этого и принял решение возобновить работу комбината».

Таким образом, «прения с властью» нельзя было почитать завершенными, как и сами эти отношения, хоть в какой то мере, гармоничными.

Но если нам понятно, что было нужно Валентину Григорьевичу от власти, то нет столь однозначного ответа на вопрос, что же нужно было последней от писателя.

Помимо банального желания «подзолотиться» («дайте мне от елея вашего»), только ли лояльности жаждали в верхах да гарантии неучастия писателя в каких-либо слишком неудобных для установившегося порядка вещей акциях.

Впрочем, доведись даже задать вопрос самому Владимиру Владимировичу, вряд ли бы, думаю, и он ответил на него вразумительно. И не потому, что хотел бы, по обыкновению, что-то утаить, а просто, прежде всего, потому, что вряд ли он это объяснил себе сам.

Один из собеседников великого немецкого философа Мартина Хайдеггера, швейцарский психоаналитик Медард Босс как-то заметил: «…Умение манипулировать чем-либо — даже самое виртуозное — само по себе не гарантирует соответствующего понимания сути и смысла того, чем манипулируют».

Что касается Валентина Григорьевича, то он был не просто представителем народа, среди которого жил, чьи интересы, как мог, неизменно защищал. Он, собственно, и был тем самым народом. Недаром о нем говорили: умен да простоват, слишком доверчив, скромен, стеснителен…

Судя по имеющимся данным, В. В. Путин не прерывал личных контактов с писателем и после той памятной встречи на берегу Священного озера.

«Приблизилось долгожданное время закрытия комбината — в июне 2013 года в ходе визита в Иркутск премьер-министра Дмитрия Медведева было объявлено о деталях окончательного закрытия комбината на Байкале. Тогда же прозвучала информация о том, что на комплекс мероприятий по прекращению производственной деятельности Байкальского ЦБК правительство РФ намерено выделить около 14 млрд рублей. Из них 3 млрд рублей пойдёт на ликвидацию последствий деятельности предприятия. Далее, 5 июля наблюдательный совет Внешэкономбанка принял решение о предоставлении кредитной линии на закрытие БЦБК, но с условием остановки основного производства на комбинате. Как пояснил Дмитрий Шейбе, средства направлены, прежде всего, на решение социальных вопросов: поддержание объектов инфраструктуры, подготовку их к зиме (текущий ремонт ТЭЦ, обеспечение углем и т.д.).Это была отправная точка для последующих решений, которые формализовались 31 июля на собрании кредиторов БЦБК. Был запущен процесс постепенного останова. 13 сентября 2013 года была сварена последняя в истории БЦБК партия целлюлозы. Началось постепенное увольнение сотрудников комбината. Как заверил Дмитрий Шейбе, средства для этого есть. Однако, процесс непростой, поскольку связан с судьбами людей — почти 800 человек вынуждены начинать фактически новую трудовую жизнь. Окончательно БЦБК прекратил свою работу 25 декабря 2013 года, а 28 декабря 2013 Президентом России В. Путиным было подписано распоряжение о создании на территории закрывшегося комбината экспоцентра „Заповедники России“. А в этом, 2021 году стало известно, что на месте целлюлозно-бумажного комбината возведут санаторно-курортный комплекс.»

Источник: http://sia.ru СИА БЦБК закрыт. Что дальше?

Байкал в судьбе и творчестве В. Г. Распутина

«В. Г. Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. Он рано лишился отца, поэтому жизнь складывалась совсем нелегко. Надо было думать о матери и младших, которым стал опорой. Взрослел паренёк на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьёзная ответственность помогли выстоять. В его аттестате зрелости только «5». После окончания школы В. Распутин поступил на историко-филологический факультет Иркутского госуниверситета. Ещё студентом стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Его заметили и пригласили в серьёзные издания сначала Иркутска, затем Красноярска. Вскоре его статьи были опубликованы в сборниках «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба». С лёгкой руки «крёстного отца», известного писателя В. Чивилихина, в 1967г Распутин стал членом Союза писателей СССР. Природа, ставшая близкой в детстве, заговорила в его книгах. Большое внимание уделяет природе и своим односельчанам, считая их определяющим фактором при формировании личности ребёнка. Тематика деревенской жизни на фоне окружающей природной среды отражена в известных писательских произведениях: «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Уроки французского», «Дочь Ивана, мать Ивана», «Василий и Василиса», «Пожар», «Рудольфио», «Встреча», цикл рассказов «О Сене Позднякове». Повесть «Прощание с Матёрой» — это размышление Распутина о трагической судьбе деревни под колёсами «научно-технической революции», осуществляемой варварскими, жестокими, антигуманными методами. Деревня Матёра уходит под воду из-за строительства гигантской плотины. Разрушен патриархальный уклад жизни, нравственные и духовные заветы предков, целый крестьянский мир со своими занятиями и традициями. Порушен уютный и родной ландшафт, уважение к живым и почитание мёртвых. Писатель считает, что цивилизация взяла неправильный курс, соблазнившись только механическими достижениями. Данное произведение перекликается с темой сохранения Байкала. Строительство промышленных предприятий на берегу озера (БЦБК), вырубка лесов, паломничество неорганизованных туристов губительно сказались на природе Байкала, его флоре и фауне. Всю свою сознательную жизнь писатель борется за сохранение этого дара природы. В. Распутин за многолетний труд имеет множество наград, среди которых Государственная премия СССР, Международная премия имени Достоевского, премия Солженицына. Писатель В. Распутин выступает в защиту Байкала не только в своих статьях. Он встречается с министром лесной и деревообрабатывающей промышленности и его замами, имея на руках расчёты, доказывающие вредоносность ЦБК. К сожалению, понимает, что говорят они на разных языках, что хозяин не народ, а министры, что стоит этот хозяин не за озеро, а за свои комбинаты. Валентин Григорьевич обращается с высоких трибун к общественности, призывая спасти уникальный Байкал. Писатель выступает с обращениями в защиту Байкала в самые верхи власти, а также возглавляет различные общественные движения в защиту Байкала. В. Распутин написал много статей, посвящённых Байкалу: «Моя и твоя Сибирь», «Байкал», «Байкал у нас один», «Что имеем… Байкальский пролог без эпилога», «Отчаяние или конформизм?»

Многочисленные статьи, выступления, само многомерное, ёмкое творчество Распутина заставляют задуматься нас не только о проблеме Байкала, но и об отношении жителей наших сёл, деревень, рабочих посёлков к окружающим лесам, которые безбожно вырубаются на дрова, об озёрах, превращающихся в мусорные свалки, о собственных усадьбах, утопающих в сорняках. Наша нравственная культура формируется не только в отношениях между людьми, но и в отношениях с природой, её вековым укладом, рачительного пользования ею на благо людей».

Источник:http://letopisi.org/index.php/Байкал_в_судьбе_и_творчестве_В._Распутина/_Баргузин-2,_ДЛинновская_ООШ — Letopis.ru 20.11.2021

Святые места России

Путевой очерк

Лето начинается с Вознесения Господня, день рождения Пушкина пришёлся на день праздника Вознесения. Создатель удачно продумал начало жизни поэта. Сразу после Вознесения Господня к нам приходит Троица. Это один из самых любимых праздников у нас, православных христиан. Лето вступает в свои права, в душе каждого из нас царит радостное, солнечное настроение, хочется с улыбкой встречать каждый новый день! Воздух наполнен ароматом молодых трав-освежающая мята, пряный чабрец, терпкий аир. В городах и сёлах народ спешит домой, держа в руках заветные букеты, ветки берёзы, аира, чтобы украсить ими свою обитель, устелить пол. Троица — самый зелёный праздник в году, день прославления расцветающей природы, символизирует начало жаркого лета! В окружении такого праздника и явился нам светочь русской поэзии и литературы Александр Сергеевич Пушкин! Мы удивляемся, разгадываем тайну его жизни уже третий век и, нет тому конца. Литературоведам, историкам литературы одной своей жизни мало для разгадки его короткой жизни полной трагических событий и всенародной любви на все времена, пока человечество существует на обетованной Земле!

В начале осени 1976 года, нашему трудовому коллективу предложили экскурсию выходного дня по Пушкинским местам: Псков, Михайловское, Петровское, Тригорское, Псково-Печёрский монастырь. Поездка на три дня, программа посещения насыщенная, интересная, а главное впервые увидим родовое гнездо Пушкина и его последнее пристанище. За годы путешествий выработалась привычка: найти и изучить описание тех мест куда направляюсь в очередной раз.

Здесь случай особый — будем ехать из Белоруссии по дороге, какой Пушкин возвращался с южной ссылки летом 1824 года. Со школьной скамьи, по мере взрасления интерес к жизни и творчеству Пушкина возрастал, становился как бы необходимым понять простоту, прозрачность, звучность его стихов и прозы.

И вот настал час, когда мне, выросшему в глухом уральском селе, предстояло проехать дорогой Пушкина к его родовому гнезду, обстановке в какой он жил, писал, мыслил, предвосхищал события своего времени. Эти мысли будоражили мое воображение до болезненного состояния, предвкушая увидеть мечту своего детства и юности — прикаснуться взглядом и душой к святому месту нашего Отечества.

Перед отъездом из Одессы Пушкину выдали подорожную, в которую был внесен маршрут его следования, чин, звание. От этого зависело количество предоставляемых лошадей на почтовых станциях. Открытый путевой лист давал право на смену лошадей и точно указывал города, через которые предписывалось проехать.

Всего предстояло проехать 1621 версту. На прогоны к месту назначения на три лошади было выдано под расписку 389 рублей и 4 копейки.

Останавливаться в населённых пунктах по своему усмотрению запрещалось. О возвращении поэта из южной ссылки писали многие пушкинисты. Гейченко Семён Степанович, наиболее подробно описывает отъезд: «В дорогу собирались спешно. Слуга Никита Козлов бегал к разным лицам с записочками Пушкина об одолжении 20,30,50 рублей… На деньги, взятые у Веры Фёдоровны Вяземской, купили дорожную модную, даже щегольскую коляску.…31 июля 1824 года утром шикарная коляска, запряжённая тремя старыми казёнными одрами, ехала по улицам шумной, чванливой Одессы. В экипаже сидели двое-один молодой, маленький, смуглый, с голубыми чуть навыкате глазами; другой высокий, степенный, пожилой.»

В Чернигове 4 августа 1824 года, на почтовой станции, Пушкина случайно встретил молодой поэт Андрей Подолинский и так описал поэта: «…наряд его был очень непредставительный — жёлтые, нанковые небрежно надетые шаровары и русская цветная, измятая рубаха, подвязанная вытертым чёрным шейным платком; курчавые довольно длинные и густые волосы развевались в беспорядке, показался мне похожим на своего бедно одетого слугу…» Дорожный наряд Пушкина явно смутил молодого путника. Знал бы он, кто перед ним сейчас и, как это имя будет греметь на всю Россию совсем скоро.

Серыми сумрачными красками началась белорусская земля. В Могилёве произошла встреча поэта с гусарами Лубенского полка. Свои воспоминания о встрече опубликовал офицер полка, впоследствии генерал-майор, Распопов Александр Петрович в журнале «Русская старина» в 1876 году. 6 августа 1824 года он стал случайным свидетелем остановки Пушкина на почтовой станции города Могилёва. Он чествовал поэта со своими товарищами в станционном доме, затем дружеская пирушка продолжалась на квартире корнета Куцынского. Поэт читал стихи, ему восторженно внимали бравые гусары. Звучала гитара, пели «Чёрную шаль». Пушкин был в самом весёлом и приятном расположении духа. В пятом часу утра,7 августа, мы всей гурьбой проводили его на почту и простившись, пожелали ему счастливого пути. Поэт потом не раз вспоминал, рассказывал няне и друзьям, как его принимали в Могилёве.

Следующей на пути была почтовая станция Орша. В этот день экипаж Пушкина проехал 71 версту от Могилёва до Орши, потом ещё 37 вёрст до Бабиновичей и 47 вёрст до Витебска. Лошадей меняли на постоялом дворе в деревне Гришаны, в 15 верстах от Орши в сторону Бабиновичей.

В Витебск Пушкин приехал поздно вечером и заночевал на постоялом дворе. Двор находился приблизительно там, где сейчас установлен памятный знак, посвящённый Пушкину. Рядом находится мостик через речку Витьбу, названный именем великого поэта.

В своей книге «Пушкиногорье» С. С. Гейченко пишет: «9 августа 1824 года к вечеру показались холмы Опочки. Дальше казна отказалась везти поэта на своих лошадях. Нужно было дать знать в Михайловское. Подождали в трактире у Лапина и, как прислали лошадей, продолжили путь. Блудный сын прибыл домой лишь к ночи, когда родители, изрядно притомившись за целый день ожидания, изволили почивать… Салюта не было, и вообще торжественная встреча не состоялась. Коляска подъехала к крыльцу. Александр соскочил на землю и сказал: Ну, вот и приехали…»

В обозначенный конечным маршрутом Псков Пушкин явится только в следующем 1825 году. Не сохранилось путевых заметок поэта за эти дни переезда из Одессы в Михайловское. К событиям этого пути есть существенное дополнение. Тамара Яковлева, главный библиограф центральной городской библиотеки города Пустошки пишет: «…ещё одну легенду рассказал мне Александр Гаврилович Желамский, основатель музея «Окоём» в деревне Чернецово Невельского района. Как-то вёл он экскурсию по своему музею для местных жителей и высказывает предположение, что, возвращаясь из южной ссылки, Пушкин мог проезжать по деревне Чернецово. Один мужчина вполне серьёзно говорит, что это для него не новость: «Поэт не только проезжал по этим местам, но и оставил свой «след». Затем поясняет, что в их селе до сих пор рождаются смуглые, детки с вьющимися чёрными волосами».

Остаётся только навестить эту деревеньку и посмотреть на вероятное потомство Пушкина. Легенды и предания живут в этих краях, как отклик на давно минувшие события.

С такими моими скудными познаниями старинной подорожной Пушкина, в составе организованной экскурсии, я выехал ранним утром 32 местным туристическим автобусом «ЛАЗ — 695» в сторону Пскова.

Ознакомительных остановок в пути не запланировано, путь далёкий, обо всём увиденном рассказывалось на ходу. В Псков приехали вечером, когда начинало смеркаться. Нас сразу повезли в загородный кемпинг на ночлег. Экскурсовод предупредила, что утром, в восемь часов, выезд в село Михайловское, всем быть собранными и готовыми к дороге. Скромный коллективный ужин, лёгкие объединённые танцы всех поселенцев кемпинга, мимолётное знакомство, болтовня ни о чём, вечерняя прогулка на природе, упадок сил, вялый отход ко сну. Так пролетела первая псковская ночь.

После вчерашнего вечера отдыха тяжеловато отходили, но старший группы в назначенный утренний час всех нас собрал и, мы выехали по интересному маршруту.

От Пскова до Пушкинских гор расстояние 120 километров. Живописный старинный тракт северной русской земли, глубокая старина, в памяти навевает нашествие татаро-монгол в этих исторических местах. Под впечатлением увиденной картины прошлого, услышанного, незаметно подъехали к площадке гостиницы для высадки туристов, далее следуем пешим маршрутом. Родовое имение А.С.Пушкина, село Михайловское находится в двадцати минутах ходьбы от гостиницы. Дорога (поэт ходил по ней из усадьбы Михайловское в Святогорский монастырь) проходит через деревню Бугрово, мимо музейного комплекса «Мельница в деревне Бугрово» и, далее по живописной лесной дороге до музея-заповедника «Село Михайловское». Дойдя до замшелого валуна с надписью «Дорога к дому поэта», надо повернуть на Еловую аллею, с которой и начинается усадебный парк Мхайловского. Еловая аллея, на которой частично сохранились деревья, посаженные дедом Пушкина Осипом Абрамовичём Ганнибалом во время обустройства усадьбы в 1780-е годы, проходит рядом с часовней Михаила Архангела и приводит в Михайловское.

Местный экскурсовод предложила нам вначале ознакомиться с парком, усадебными постройками и выразила возможность издали увидеть директора музея-заповедника, пушкиниста, писателя, хорошего человека Семёна Степановича Гейченко. После беглого знакомства с территорией мы направились на горбатый мостик через ручей справа от барского дома. По ходу тропинки к мостику на берегу озера увидели скромный домик С. С. Гейченко. Взошли на мостик, видим такую картину — на мостках озера стоит пожилой, седовласый мужчина и, из лукошка на верёвочке через плечо бросает корм подплывающим уткам. Среди домашних уток просматривались дикие утки, все с криком, размахивая крыльями набрасывались на гостинец Семёна Степановича, он подзывал их с улыбчивым, радостным лицом, что-то наговаривал птицам. Мы замерли от увиденной живописной сцены — когда еще такое в жизни увидишь живого писателя, известного литературоведа, музейного работника Семена Семеновича Гейченко, возродившего заново Михайловское, Петровское, Тригорское, после опустошительной Войны 1941-го года!?

Эта сцена радости жизни, природы и величия человека, овеянного славой главного вдохновителя и спасителя колыбели Пушкина, до сих пор стоит у меня перед глазами, как будь-то я только вчера вернулся из гостей в тех местах, далёких, близких и святых для всех наших Соотечественников, любознательных, благодарных туристов со всего созидательного Мира!

Осмотрели внутреннее убранство барского дома, предметы быта двух веков, рабочий кабинет поэта, скромный, ничего лишнего и при этом очень уютный, светлый. Представляю как согревал его камин и скрадывал одиночество в долгие зимние вечера, читая стихи Арине Родионовне и редким гостям. Золотая полка с книгами-друзьями, сопровождающими его всю жизнь. Перед смертью он простился со своими книгами на Набережной Мойки,12. Эта сцена прощания с книгами, говорит о страшном одиночестве поэта. Многие биографы подчёркивают это состояние Пушкина во все годы жизни. Уединение в глуши псковской деревни способствовало плодотворному творчеству. Позже поэт напишет в своем черновике:

В разны годы

Под вашу сень, Михайловские рощи,

Являлся я; когда вы в первый раз

Увидели меня, тогда я был

Веселым юношей, беспечно, жадно

Я приступал лишь только к жизни; годы

Промчались, и вы во мне прияли

Усталого пришельца;

Но здесь меня таинственным щитом

Святое провиденье осенило,

Поэзия как ангел утешитель

Спасла меня, и я воскрес душой.

Здесь создано более ста произведений поэта: завершил поэму «Цыганы», создал трагедию «Борис Годунов», деревенские главы «Евгения Онегина», такие шедевры лирики, как «К морю», «Я помню чудное мгновенье», «Зимний вечер», «Признание», «19 октября 1825г», «Пророк», «Деревня», «Вновь я посетил» и многие другие.

C околицы села Михайловское хорошо просматриваются воспетые поэтом виды на долину реки Сороти, озеро Кучане, Савкину Горку и дорогу на Тригорское, идущую вдоль озера Меленец. Оно располагается в западной части заповедника, очень красиво, зовёт посидеть на бережке и поплакать, задыхаясь от восторга увиденной красоты! На противоположном берегу озера растёт лес, правее — холм лесистый:

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим-и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны…

Доходим до озера Меленец, поворачиваем налево и выходим на старую дорогу, изрытую дождями. Она ведёт в Тригорское. По этой дороге Пушкин совершал прогулки к тригорским друзьям. Общение с ними, наблюдения за жизнью других окрестных помещиков давали поэту «краски и материалы для вымыслов, столь натуральных, верных и согласных с прозою и с поэзией сельской жизни России». Так писал о нем Александр Иванович Тургенев, очень близкий друг поэта, единственный, кто отправится вместе со слугой Никитой Козловым глубокой морозной ночью сопровождать усопшего на веки поэта, в его последний земной путь к праху родителей, погребенных в Святогорском монастыря. Я еще вернусь к подробному описанию того давнего трагического события, потрясшего умы и сердца людей всех сословий России.

Идя по этой дороге дальше, слева мы увидим три сосны. Это одно из любимых мест Пушкина. Старые сосны не сохранились. В настоящее время на этом месте растут их дети.

Три михайловские сосны увековечены поэтом в стихотворении «Вновь я посетил…»:

На границе

Владений дедовских, на месте том,

Где в гору подымается дорога,

Изрытая дождями, три сосны,

Стоят — одна поодаль, две другие

Друг к дружке близко…

Доходишь до этого места и хочется упасть ниц на траву, зарыдать на всю округу с криком: «Почему все светлые головы России уходят рано из жизни, полной трагизма, одиночества и нищеты!».

Последние годы жизни Пушкина были отравлены постоянным поиском средств для жизни, сочинения издавались мизерными тиражами, издаваемый журнал «Современник», не имел успеха в столичных кругах, малый тираж не покрывал расходы и вскоре издание журнала закрылось. Друзья как могли поддерживали поэта. Выжатый долгами, интригами салонов и двора, его жизнь загнала в ад ежедневной борьбы за выживание. И выход он нашёл: короткий и трагический, тем спас честь своего имени и семьи. Мы ещё долго будем разгадывать его уход из жизни.

25 сентября 1835 года он пишет жене: «…Вообрази, что до сих пор не написал я ни строчки; а всё потому, что не спокоен. В Михайловском нашёл я всё по-старому, кроме того, что нет уж в нём няни моей и, что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу. Но делать нечего; всё кругом меня говорит, что я старею, иногда даже чистым русским языком. Например, вчера мне встретилась знакомая баба, которой не мог не сказать, что она переменилась. А она мне: да и ты, мой кормилец, состарился, да и подурнел».

Эти строки легли в основу содержания стихотворения «Вновь я посетил». Оно вобрало в себя философию жизни, тему скоротечности времени, закон вечного обновления жизни. Поэт чувствует мудрость этого общего закона, благодаря его действию поддерживается вечное торжество жизни. Образ трёх сосен — центральный образ стихотворения. Он воплощает основную идею поэта-мудрость закона вечного обновления жизни, вечного торжества юности. Темы прошлого, настоящего и будущего сливаются в жизнеутверждающий мотив финала стихотворения. Оно как нельзя лучше характеризует духовный облик поэта. Человек смертен, но жизнь вечна, она принадлежит будущим поколениям, и в этом есть и смысл, и надежда — такова основная мысль, идея стихотворения, всей нашей жизни с вами.

Во второй половине дня наша экскурсия подошла к стенам Свято-Успенского Святогорского мужского монастыря. Не спеша поднимаемся на холм по старинным каменным ступенькам крутой извилистой лестницы, местами поросшей мхом. На левой стороне приступка главного входа монастыря находится могила А. С. Пушкина. С замиранием сердца подходим к узорной кованной чугунной решетке оградки. Молчаливо долго осматриваем последний земной приют поэта. Правее от его могилы мы видим надгробие Ганнибалов, родителей творца русской словесности. Экскурсовод приглашает нас уединиться в сторонке от мест захоронения, чтобы не мешать новым туристам знакомиться с тайнами усопших. Мы продолжаем слушать рассказ экскурсовода о минувших летах жизни поэта в этих местах старины далекой.

Немного из истории монастыря.

Свято-Успенский Святогорский монастырь был основан по повелению царя Ивана IV в 1569 году после нескольких явлений чудотворных икон Божией Матери вороничскому пастуху Тимофею сначала у речки Луговки, а затем на Синичьей горе, получившей название Святой. Об этом событии рассказывает монастырская «Повесть о явлении чудотворных икон Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии во области града Пскова на Синичьей горе, иже ныне зовома Святая Гора». На основании этой летописной повести псковский епископ Евгений Болховитинов написал книгу «Описание Святогорского монастыря. Обитель и издревле входил в ряд самых почитаемых на Руси. Среди многих даров царей и вельмож, хранившихся в монастыре, были пожалованный Иваном Грозным 15-пудовый колокол, прозванный в народе Горюном, и Евангелие — дар царя Михаила Федоровича. Сегодня можно увидеть осколки колокола, заказанного игуменом Иннокентием, изготовленного на заводе Тюленева в Москве в 1753 г.

Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда граница России отодвинулась к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II 1764 года, по которому монастырь был зачислен в третьеразрядные, а его земли и прочие угодья отошли в казну. Однако он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок, приуроченных к престольным праздникам — Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы.

С XIX века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.

Монастырь окружен старинной каменной стеной. В него ведут двое ворот — Святые, или Пятницкие, прежде находившиеся у утраченной Пятницкой церкви, и Анастасьевские (по названию несохранившейся Анастасьевской часовни, находившейся у входа в монастырь). Рядом со Святыми воротами находится дом наместника, построенный в 1911 году. Никольские ворота (по названию утраченной Никольской церкви) ведут со Святого на черный (торговый) двор монастыря. К Анастасьевским воротам примыкает старинная каменная светелка для привратника. Две каменные лестницы ведут к Успенскому собору и фамильному кладбищу Ганнибалов-Пушкиных. К древнему Успенскому храму в XVIII веке пристроены два придела — Покровский и Одигитриевский. В Одигитриевском приделе стоял гроб с телом А.С.Пушкина в ночь перед погребением. Здесь же находится его могила. Спустя 4 года на могиле был установлен мраморный памятник в виде пирамиды с изображением вызолоченного креста и звездочки. На памятнике следующая надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 генваря 1837 года».

В 1924 году монастырь был закрыт. 17 марта 1922 года постановлением Совета Народных Комиссаров могила Пушкина в Святогорском монастыре была включена в государственный заповедник. С 1936 года ансамбль Святогорского монастыря полностью вошел в Пушкинский музей-заповедник. Это во многом способствовало сохранению целостности ансамбля монастыря. В Успенском соборе была размещена музейная экспозиция, посвященная истории Святых гор.

Многие монастырские строения серьезно пострадали во время Великой Отечественной войны, иные, как Никольский храм, оказались полностью разрушены. Успенский собор был восстановлен в 1949 году.

Пушкин постоянно соприкасался со Святогорским монастырем как хранителем заветов старого русского благочестия, духовно питавшим множество людей, черпавших от него не только живую воду веры, но и духовную культуру вообще. Наблюдая воочию эту тесную нравственную связь народа с монастырем и углубляясь в изучение истории Государства Российского по трудам Карамзина и летописей, где развертывались перед ним картины древней Святой Руси, Пушкин со свойственной ему добросовестностью не мог не оценить неизмеримого нравственного влияния, какое оказывала на наш народ и государство наша Церковь, бывшая их вековой воспитательницей и строительницей.

На почве расширенного духовного опыта поэта и углубленных исторических познаний родился весь несравненный по красоте духовный и бытовой колорит драмы «Борис Годунов», которую сам автор считал наиболее зрелым плодом своего творчества, хотя ему было в то время всего только 25 лет. Особенно он выделял смиренный и величавый образ Пимена, которого не могут затмить другие действующие лица драмы. Благодаря переписке с петербургскими и московскими друзьями, Пушкин и, в ссылке ведет деятельную жизнь: хлопочет об издании своих сочинений, делится новыми замыслами, пишет критические статьи и находится в курсе живого литературного процесса.

Краткие встречи с лицейскими друзьями И. И. Пущиным, А. А. Дельвигом и А. М. Горчаковым, новое знакомство с Анной Керн, гостившей в соседнем селе Тригорском, — скрасили изгнание поэта.

Тяжело пережил ссыльный Пушкин известие о событии в Петербурге 14 декабря 1825 г. — восстание против царя, в котором участвовали друзья поэта, расплатившиеся за это кто жизнью, кто — каторгой. Почти все свободное от поэтических трудов время он проводил в Тригорском, где он находил и строгий ум, и расцветающую молодость, и резвость детского возраста.

«Роман «Евгений Онегин» «почти весь был написан в моих глазах, — вспоминал тригорский приятель поэта Алексей Вульф. — Так я, студент Дерптский, явился в виде геттингенского под названием Ленского. Сестрицы мои суть образцы его деревенских барышень, и чуть ли не Татьяна одна из них».

Общение с тригорскими друзьями, наблюдения за жизнью других окрестных помещиков давали поэту «краски и материалы для вымыслов, столь натуральных, верных и согласных с прозою и с поэзиею сельской жизни России» отмечал его давний, верный друг А. И. Тургенев.

Впечатления русской природы, обаяние древней псковской земли с ее «благородными курганами» и городищами, общение с крестьянами, с крепостной крестьянкой нянею — «все волновало нежный ум» Пушкина, способствовало постижению души русского народа.

В последний раз поэт приехал сюда в апреле 1836 г. на несколько дней по печальным обстоятельствам: хоронил в Святогорском монастыре умершую в Петербурге мать Надежду Осиповну Пушкину.

Потом же в монастыре договаривался, и выкупал место для следующего члена их семьи, к сожалению, так получилось, им стал сам поэт. И похоронен он рядом со своей матушкой, прожив всего половину своей тяжелой жизни, униженный званием «камер-юнкер», низшим чином его императорского двора, пожалованным вседержавным, бездарным царем, любителем женских юбок.

Сопровождать тело поэта Николай Первый повелел Александру Тургеневу, приятелю Александра Сергеевича. Единственным по-настоящему близким к Пушкину человеком оказался его слуга Никита Козлов — «дядька», который был приставлен ещё к мальчику Саше и находился рядом с барином всю жизнь. Тургенев так описал процессию: «Я с почтальоном — в кибитке позади тела. Жандармский капитан впереди покойного. Дядька стал на дрогах и не покидал его до самой могилы. Морозы в тот год стояли лютые. А Никита как встал на задок возка, припав головой к гробу, так и застыл». Жандарм Ракеев вспоминал: «Смотреть было больно, так убивался. Не отходил почти от гроба, не ест, не пьёт».

До Святых Гор домчались всего за 19 часов, благодаря подорожной, выданной самим императором: кортеж мог не останавливаться на каждой станции, а ехать «поспешно». 5 февраля вечером прибыли в Святогорский монастырь. Похороны состоялись 6 февраля в 6 часов утра. Тургенев вспоминал: «Немногие плакали.

Я бросил горсть земли, выронил несколько слёз. Предложили мне поехать в Михайловское. Мы вошли в домик поэта… Всё пусто. Дворник, жена его плакали».

Более подробные воспоминания оставила Екатерина Осипова — дочь приятельницы Пушкина, хозяйки Тригорского, Прасковьи Александровны, которая в те дни была нездорова. «Мы обе — сестра Маша и я — поехали, чтобы, как говорила матушка, присутствовал при погребении хоть кто-нибудь из близких. Рано утром внесли ящик в церковь, и после заупокойной обедни похоронили Александра Сергеевича в присутствии Тургенева и нас, двух барышень. Уже весной, когда начало таять, распорядился настоятель монастыря отец Геннадий вынуть ящик и закопать его в землю уже окончательно». Действительно, поначалу в промёрзшей земле выдолбили лишь небольшое углубление и закидали гроб снегом.

Кирпичный склеп в земле для «окончательных похорон» был сделан на средства Прасковьи Александровны Осиповой. Никто из родных так на могиле и не был. Жена приехала только через два года, в 1839-м.

Памятник она установила в 1841 году.

Какая невыразимая тоска и боль рождается в сердце, после посещения этих мест Псковской земли, где Пушкину отвели роль ссыльного поселенца, ограничив в правах свободного передвижения. Сколько мы потеряли от раннего ухода рожденного Гения, родоначальника нового русского языка и литературы!

С того памятного, 1976 года, прямого соприкосновения к последним годам жизни и уходу Пушкина, у меня не ослабевало желания проникнуть в суть тяжело прожитых последних лет жизни поэта.

Из всего многообразия книг, посвященных исследованию жизненного пути А. С. Пушкина, мне удалось выследить и приобрести «Дуэль и смерть Пушкина», П. Е. Щеголев (1877 — 1931), М; книга 1987, в двух томах. Автор прослеживает по дням и часам события из жизни Пушкина с 4 ноября 1836 года по 27 января 1937 года. Надо ли говорить, какое сокровище я держу в своих руках. Невозможно читать эту книгу без сострадания и содрогания явственно видимого мучительного угасания от болевого ранения поэта. Вся натуральна картина телодвижения участников и свидетелей предстает пред мои взором как живая, действенная, правдивая! Автор опирается на множество архивных документов, свидетелей всего происходящего. Диву даешься, как царь мог запретить прощаться с поэтом многотысячному народу в здании Исакьевского собора и дал указание духовенству провести отпевание в Конюшенной церкви на окраине Петербурга. Но народ и туда пришел, заполонив все пространство большой площади около церкви, и вокруг неё. На сильном морозе прихожане не расходились до глубокой ночи, до выноса тела, погружения его на дровли и отправлния в последний земной путь. Вот где сказалась истинная Христианская Любовь и Вера Народа в полную силу его сострадания!

Александр Сергеевич Пушкин родился неподалеку от Елоховского Богоявленского Собора, в этом храме он был крещен.

Незадолго до смерти у Пушкина пробудилось религиозное чувство, он переложил на стихи молитву святого Ефрема Сирина и назвал стих «Молитва»:

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Текст молитвы Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего,

Дух праздности, уныния, любоначалия

И празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия,

Терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю!

Даруй ми зрети моя прегрешения,

И не осуждати брата моего

Яко благословен еси во веки веков.

Аминь.

Молитва Ефрема Сирина читается на богослужениях в течение Великого Поста (чтение начинается за неделю до начала поста — во вторник Сырной седмицы) до Великой среды Страстной седмицы кроме субботы и воскресенья, а также в келейной молитве дома.

Творят ее таким образом:

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

(земной поклон)

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

(земной поклон)

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

(земной поклон)

Боже, очисти мя, грешнаго/грешную.

(12 раз с поясными поклонами)

И ещё раз всю молитву полностью с одним земным поклоном в конце.

Вот как эта молитва переводится на современный русский язык:

Господи и Владыка жизни моей! Не дай мне склонности к лени, к беспечности, к властолюбию и пустословию. Чистоту же души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему. Да, Царь Господи, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать брата моего; ибо благословен Ты в веки вечные.

Аминь.

Молитва Ефрема Сирина — покаянная. Ее автор, преподобный Ефрем Сирин, был сирийцем по происхождению и жил в IV веке. После себя этот святой оставил многочисленные толкования на Священное Писание, проповеди и поучения. Ефрем Сирин написал гимны и молитвы, которые еще при его жизни перевели на греческий язык. Впоследствии они вошли в современное богослужение.

Из этого сравнения двух молитв можно сказать — Гению подвластно всё, даже святая молитва во дни Великого Святого Поста и, мы с особым почтением воспринимаем их как равные пред Святым Ликом Господним!

Русский мыслитель Семен Франк отмечал, что к своей поэтической деятельности Пушкин относился с подлинно религиозным чувством. В его стихах явственно проступает «религиозное восприятие самой поэзии и сущности поэтического вдохновения». Пушкин хорошо знал Священное Писание. Несмотря на то, что в его время еще не существовало полного перевода Библии на русский язык, поэт читал ее на французском языке и использовал библейские сюжеты, мотивы и цитаты как в своем творчестве, так и в личной переписке. С самого детства писатель был знаком с православными традициями, посещал церковные службы, а также был внимательным читателем православной богословской литературы. Несмотря на то, что поэт называл христианство «величайшим духовным переворотом нашей планеты», он пережил кризис и поиски веры. Но после ранения, полученного на дуэли, он исповедался и причастился. «Хочу умереть христианином…» — сказал Пушкин перед смертью, запретив друзьям мстить за свое ранение.

Молитвы в стихах А. С. Пушкина

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Из стихотворения Пушкина “ Поэт и толпа»

Молитвенные произведения Пушкина нам едва знакомы: в советских изданиях мы не найдем «Молитвы» 1836 года — это пушкинское заглавие снято. Другие стихотворения на данную тему спрятаны. Между тем молитвы слышны в стихах и письмах Пушкина: это и внутренние молитвы его души, и переложения молитв известных. По свидетельству современников поэт «был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их».

Во многих произведениях Пушкина молитва играет значительную оценочно-смысловую роль. Есть ясная закономерность в том, о чем и за кого молятся поэт и его герои.

Отче наш

Я слышал — в келии простой

Старик молитвою чудесной

Молился тихо предо мной:

«Отец людей, Отец Небесный!

Да имя вечное Твое

Святится нашими сердцами;

Да придет Царствие Твое,

Твоя да будет воля с нами,

Как в небесах, так на земли.

Насущный хлеб нам ниспошли

Своею щедрою рукою;

И как прощаем мы людей,

Так нас, ничтожных пред Тобою,

Прости, Отец, Своих детей;

Не ввергни нас во искушенье,

И от лукавого прельщенья

Избави нас!..»

Перед крестом

Так он молился. Свет лампады

Мерцал впотьмах издалека,

И сердце чаяло отрады

От той молитвы старика. Александр Пушкин

Примечание: споры об авторстве Пушкина ведутся и по сей день. Впервые стихотворение было опубликовано в книге «Новые стихотворения Пушкина и Шевченко», изданной И. Г. Головиным в 1859 в Лейпциге. Рукописи произведения Александра Пушкина не найдено. 06.12.2021

Материал собран, обработан литературной бригадой в составе: Е. Герасимова, Е. Долматовского, Ц. Солодаря, А. Суркова, З. Хирена, В. Шмерлинга. Под общей редакцией генерал — майора В. С. Веселова.

Книга «Штурм Берлина» издана в Москве, 1948 год.

Издательство №1-2756-1912, Заказ №442, подписано к печати

09.11.1948г. Из авторов Воспоминаний уже нет никого в живых.

Книгу я случайно нашёл в ворохе мукулатуры, в приёмном пункте.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Избранное. Том 2. Историческое и настоящее предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я