Организация практико-ориентированной проектной деятельности в общем образовании. Учебно-методическое пособие

Алексей Корнилов

Решение обучающимся конкретных практических задач задач «на результат», автоматически приводит к организации учебного процесса на основе «проектов».Данное пособие дает педагогам и образовательным организациям, заинтересованным в реализации практико-ориентированного подхода и развитии функциональной грамотности, полную методологию включения проектной деятельности в образовательный процесс, описывает соответствующие педагогические технологии, методики и средства обучения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организация практико-ориентированной проектной деятельности в общем образовании. Учебно-методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 2. Как устроен проект

Когда возникает проект

Необходимость «проектирования» в жизни возникает, когда нужен результат, но при этом есть какое-то ограничение по срокам или по имеющимся ресурсам, поэтому сделать «неправильно» — риск провалить работу. Если в этих условиях какие-то инструкции «как правильно» или предыдущий опыт отсутствуют, то приходится проделать работу мысленно, «спроектировав» и спланировав необходимые действия, чтобы понять, какой порядок действий «правилен», а тогда уже последовать этому плану.

Потребность «сначала думать» — проектировать и планировать — настолько связана с ограничениями, прежде всего, по времени, что само понятие проекта в проектном менеджменте, как было показано выше, вводится через необходимость достижения результата «в условиях временных и ресурсных ограничений»35.

Основной смысл проекта — получение результата, когда значимы требования к срокам, ресурсам и качеству36. Но значит ли это, что проект не нужен, если ресурсы не ограничены и все желаемое можно получить «по мановению волшебной палочки»?

Человек всегда мечтал об исполнении желаний. Но если ему встречается кто-то, кто способен их реализовать — золотая рыбка, джинн, Двое из ларца из «Вовки в Тридевятом царстве», то встает вопрос: как объяснить тому, кто может реализовать желание, а что за желание?

Обратите внимание: старуха требует у Золотой Рыбки корыто, избу, усадьбу в «типовом исполнении» или на усмотрение самой рыбки.

Емеля требует: «По щучьему веленью, по моему хотенью — выстройся, каменный дворец с золотой крышей…» И «только он сказал — появился каменный дворец с золотой крышей», но если бы у него были более конкретные требования к тому, как должен выглядеть дворец, какой должна быть его планировка и обстановка, ему понадобилось бы это оговорить.

Старик Хоттабыч по желанию Вольки создает телефон «из цельного куска самого отборного черного мрамора» — конечно, он мог бы создать и телефон, по которому можно звонить, только надо было бы ему объяснить, а как он должен быть устроен!

Современные технологии тоже уже «практически неотличимы от магии» и позволяют реализовывать практически любые желания — уже почти всегда найдется специалист, который сможет сделать то что нужно, необходимо просто суметь объяснить: а что нужно-то? А все чаще и к специалисту обращаться не требуется — к примеру, чтобы сделать деталь, уже не надо искать токаря или слесаря: можно сразу воспользоваться роботизированным станком или 3D-принтером. Но только для этого важно суметь объяснить, а что именно нужно сделать тому же принтеру, причем на его «языке».

Представление того, что должно быть сделано для «исполнения желания», или, другими словами, представление о будущем результате деятельности и процессе его достижения как раз и есть суть проекта.

Как мы выяснили в первой части, в более широком смысле проектом называется также весь комплекс усилий по «исполнению желания» — от замысла до его реализации.

При этом достижение цели в заданные сроки, как мы обсудили выше, также предполагает наличие представления как о требуемом результате, так и процессе его получения, поэтому реализация проекта автоматически подразумевает и наличие соответствующего замысла, определившего этот результат и условия его достижения.

Именно наличием «замысливания» («проектирования») как самостоятельной стадии и плана действий по его реализации проект отличается от других типов деятельности, к примеру, поисковой, исследовательской, воспроизведения прошлого опыта или выполнения инструкции, «конструирования» и т. п.

Важно, что «проектирование» как создание представления о требуемом результате — «создание опережающей проекции того, что затем будет материализовано», является не только «заданием исполнителю», но и позволяет понять «цену вопроса» по «исполнению желания» еще до начала каких-то действий.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организация практико-ориентированной проектной деятельности в общем образовании. Учебно-методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

35

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58184—2018 «Система менеджмента проектной деятельности»

36

https://ru.wikipedia.org/wiki/Тройственная_ограниченность

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я