Решение обучающимся конкретных практических задач задач «на результат», автоматически приводит к организации учебного процесса на основе «проектов».Данное пособие дает педагогам и образовательным организациям, заинтересованным в реализации практико-ориентированного подхода и развитии функциональной грамотности, полную методологию включения проектной деятельности в образовательный процесс, описывает соответствующие педагогические технологии, методики и средства обучения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организация практико-ориентированной проектной деятельности в общем образовании. Учебно-методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение
Проект — это представление о будущем и его реализация. Мы все постоянно что-то планируем в своей жизни, делах и учебе, представляя желаемое будущее и пути его достижения, сами включены в чьи-то планы. Мы часто делаем это даже неосознанно и обычно не называем проектом.
Конечно, бывают импульсивные действия, да и известный анекдот «Что тут думать — трясти надо!» появился неспроста, но в целом «сначала думать, потом делать» — это эффективно.
Когда мы «сначала думаем» — «проектируем», — то:
— мы можем заранее предусмотреть варианты действий и выбрать наиболее эффективные, снизить риски того, что что-то пойдет не так;
— мы можем до начала действий оценить предполагаемый результат, решить, что нам потребуется для его осуществления, сколько это займет времени, каковы будут затраты и выгоды;
— если мы опишем свой замысел, то его может реализовать кто-то другой, и мы получим результат, которого сами в одиночку никогда не смогли бы достичь.
Поэтому навык возникновения и воплощения замысла критически важен сегодня «для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования». В соответствии с «Законом об образовании», формирование связанных с этим знаний, умений, навыков, компетенций относится к сфере общего образования.
Помимо важности для повседневной и будущей профессиональной жизни, такой навык обеспечивает и эффективность образовательного процесса, в частности, «готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории».
Формирование навыка «думания, потом делания», создания и реализации замысла, требует таких средств, методов и форм обучения, где от обучающегося требуется достигать результата, предварительно представив его и процесс его достижения.
Важно, что формирование представления о желаемом результате и процессе его достижения («проектирование»), особенно с необходимостью практической реализации такого представления для достижения данного результата, требует наличия у обучающегося комплекса предметных знаний и умений, а также сочетания значимых личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных компетенций. А это, в свою очередь, делает методы и формы обучения, обеспечивающие данный результат, весьма эффективными, что обусловило широкое распространение их в образовании в форме разного рода заданий, проектов, работ, упражнений и пр.
Однако с переориентацией системы образования с квалификационного на компетентностный подход возникла необходимость в корректировке профессиональной педагогической терминологии, и указанная деятельность по достижению результата через замысел и его последующую реализацию получила название «проект», что позволило упорядочить разные формы учебной деятельности и виды заданий.
В стандартах появилось и понятие проектной деятельности как деятельности по инициированию, подготовке, реализации и завершению проектов.
В этом смысле требования нового ФГОС основного общего образования по формированию компетенций проектной деятельности означают не только умение обучающегося выполнить конкретный проект, но и формирование у него навыка организации своей жизни (в том числе в части учебного процесса) как системы «проектов» — через постановку целей и достижение их, следуя своему замыслу.
Фактически сегодня перед педагогом стоит задача организации проектной деятельности по организации проектной деятельности — ему надо сделать педагогический проект, в котором его обучающийся будет делать свой проект, осваивая при этом: а) предмет; б) навыки проектной деятельности; в) получая личностные и метапредметные результаты.
Но если такую деятельность организовать правильно, то это не только повышает эффективность образовательного процесса и формирует у обучающихся требуемые стандартом компетенции, но и делает самих обучающихся еще более эффективными непосредственно в учебном процессе, запуская тем самым положительную обратную связь и еще больше повышая его эффективность и результативность.
Кратко приведем основные тезисы, касающиеся организации проектной деятельности в общем образовании:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определяет требования к условиям реализации программы общего образования и результатам ее освоения, но средства реализации программы остаются на усмотрение образовательной организации, поэтому проектирование образовательного процесса обычно становится ответственностью педагогов. При этом возрастающие требования к результатам освоения программы при заданной учебной нагрузке требуют применения более эффективных образовательных технологий.
2. Учебная деятельность в формате «проектов» предполагает применение полученных в рамках освоения программы знаний, навыков, инструментов и способов действия для достижения запланированных результатов в соответствии со сроками и требованиями, определяемыми учебным планом.
3. Учебная деятельность в формате «проектов» может быть реализована в образовательном процессе в разных формах — от коротких проектов в рамках урока до командных межпредметных проектов на уровне образовательной организации, в которых участвуют разновозрастные или даже детско-взрослые команды на протяжении нескольких учебных циклов, но общая структура проектной деятельности остается одинаковой: осознание проблемы — > замысел решения — > реализация замысла, — хотя каждый из этапов может быть детализирован в зависимости от сложности, тематики и формата проекта.
4. Необходимость достижения результатов в заданные сроки и при заданных условиях требует наличия представления не только о будущем результате деятельности, но и процессе его достижения, а в случае решения практико-ориентированных задач — наличия мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности и сформированности внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом, что обеспечивает формирование личностных и метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) компетенций.
5. Проект, решающий практико-ориентированную задачу, обязательно включает взаимодействие с заинтересованными лицами, а выполняемый в групповом или командном формате — еще и взаимодействие между участниками, соответственно, требует готовности к планированию и осуществлению совместной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками.
6. Реализация проекта предполагает освоение обучающимися межпредметных понятий, позволяет связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей в целостную научную картину мира, обеспечивает навыки формирования универсальных учебных действий, способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, учит планированию и осуществлению деятельности в соответствии с планами, включая способность корректировать принимаемые решения и действия.
7. Важно, что компетенция, понимаемая как способность достигать результата деятельности, предполагает для своей оценки получение результата выполнения задания в заданные сроки при заданных условиях, другими словами, именно результат выполнения проекта является инструментом оценки компетенций, планируемых к формированию в рамках освоения программы.
8. Таким образом, образовательные технологии на основе организации проектной деятельности обучающихся позволяют не только комплексно добиваться как предметных, так и личностных результатов освоения программы в сочетании с овладением ими универсальными учебными действиями, причем с направленностью на практико-ориентированность, развитие функциональной грамотности и пр., но и выступают средством их оценки.
9. Выполнение проекта предполагает: а) представление обучающимся решения проблемы на основе полученных в программе знаний, сформированных умений, навыков и компетенций, необходимых для этого средств, представление процесса решения проблемы с использованием данных средств, а также б) способности реализовать данные представления на практике. Соответственно, результаты выполнения проекта позволяют судить, с одной стороны, о предметных, метапредметных и личностных результатах освоения программы, а с другой — о наличии знаний, умений и навыков, касающихся осуществления проектной деятельности, причем максимально прозрачно и эффективно, по принципу «сделано — не сделано», знание/навык/компетенция — в наличии или отсутствует.
10. Все это определяет приоритетный выбор педагогических технологий, ориентированных на проектную деятельность, при планировании образовательного процесса, как средства комплексного формирования знаний, умений, навыков, компетенций, предусмотренных программой, а также наглядные, объективные и эффективные средства оценки результатов освоения программы.
Данное пособие посвящено тому, как организовать в образовательном процессе общего образования деятельность по инициации, подготовке, реализации проектов с целью формирования у обучающихся навыков проектной деятельности, а также обеспечить повышение эффективности самого образовательного процесса и достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы за счет средств, методов и форм обучения, основанных на данном подходе.
Какова общая структура пособия?
Часть 1 дает общий обзор понятийной базы, связанной с понятиями и терминами проект в разных сферах человеческой деятельности с тем, чтобы понять тот контекст, в котором проект и проектная деятельность появляются сейчас в образовании и почему он прямо соответствует принципам проектного менеджмента, определяемых национальными и международными стандартами, действующими на территории Российской Федерации;
Часть 2 дает преставление об общих принципах управления проектами и организации проектной деятельности;
Часть 3 описывает цели, задачи, содержание и принципы организации реализации проектной деятельности при организации учебного процесса;
Часть 4 описывает педагогические технологии обучения с использованием проектной деятельности, организации проектной деятельности, формы и средства обучения;
Часть 5 дает методику организации проектной деятельности с позиции преподавателя как куратора проекта обучающегося.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организация практико-ориентированной проектной деятельности в общем образовании. Учебно-методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других