В первом томе рассказывается о роботовладельческом обществе, где в качестве рабов выступают электромеханические роботы. В нём высокую организацию в одних территориях компенсируют повышенной хаотизацией на других территориях. Страны НАТО решали эту проблему военным разрушением неугодных территорий и потеряли лидерство из-за недовольства их политикой. Вместо этого предлагается для моделирования низкой организации использовать зоны отстающего развития и зоны альтернативной истории с соблюдением быта двадцатого века, а также организованные демократические переселения народов. Скоро вопрос послевоенного мирного мироустройства снова станет актуальным. Спортивные соревнования способствуют выдвижению новых идей и формированию проектов. Чтобы эти идеи и проекты воплощались в жизнь в зонах опережающего развития без войн и уголовщины, должны существовать зоны отстающего развития.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Неожиданные вопросы организации роботовладельческого общества. Том 1. Гуманитарные материальные технологии роботовладельческого общества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3. Вклад понятия общей энтропии в возникновение физики исторического процесса
Впервые опубликовано в материалах первой международной научно-практической конференции «Проблемы развития современной науки» Екатеринбург: научно-издательский центр «Инноватика», 15.04.2016, с. 260–264 / www.science-perm.ru / архив конференций
За последние 400 лет почти закончился процесс перехода от средневековой науки к современной. Он начался с работ Декарта и Галилея. После работ И. Ньютона в современный формат перешли физические технические науки. Алхимия превратилась в химию. И только астрология остаётся почти в неизменном виде, и некоторые ею пользуются до сих пор. В ближайшие столетия на её месте сформируется физика исторического процесса, которая в точной математической и логической форме будет описывать исторический процесс. Если в советское время такое логическое описание ограничивалось марксизмом, то сейчас возникло много новых теорий, которые рассматривают отдельные параметры исторического социального процесса [4], которые слабо связаны между собой. Потребность в таких теориях связано с тем, что марксизм был написан в XIX веке и не рассматривает некоторые вновь открытые или забытые и возрождающиеся закономерности, например, экологические, духовные, робототехнические, психологические, военные, экономические, физическое воздействие Солнца и Луны на отдельных людей и общество в целом и т. п… К астрологии надо относится с осторожностью, поскольку астрологи преувеличивают действие внешних космических сил по сравнению с внутренними генетическими силами. Человек — это не материальная точка, внутренние силы в нём играют решающее значение при описании его поведения и движения. Но нельзя пренебрегать и космическими силами. Когда общество находится в кризисе, оно становится более чувствительным к космическому воздействию по сравнению со здоровым обществом. Например, распад СССР пришёлся на спад самого высокого максимума солнечной активности за несколько десятилетий [3, 5, 7, 8].
Впервые системно применил термодинамическую терминологию к историческому процессу Л. Н. Гумилёв [1, 2], введя понятие пассионарного давления у разных почти изолированных друг от друга этносов и выявив общие закономерности смены этапов развития этносов в зависимости от пассионарного давления в них. Думаю, со временем наука научится измерять пассионарное давление с помощью приборов и выявит закономерности развития этносов в глобальной экономике, когда эти этносы не изолированы друг от друга и могут влиять друг на друга. Л. Н. Гумилёв — не физик, он историк. Он дал историческое определение пассионарного давления. Но термодинамические величины требуют физического анализа. Я бы хотел остановится на анализе другой переменной — общей энтропии.
Пространство описывается в человеческом мозге с помощью органов чувств через 5 измерений. Абстрактно человек может описывать и большее число измерений, но ориентируется он только в пяти измерениях. Это задаётся тремя вестибулярными каналами, утрикулюсом и саккулюсом и их представительством (проекциями их чувствительных клеток) в коре больших полушарий человеческого мозга. В вузовской механике несколько больше внимания уделяется четырём измерениям — трём декартовым координатам и оси времени. Для их описания сформулирован первый закон Ньютона, понятие инерциальных и неинерциальных систем. Что касается пятого измерения, которое можно формализовать как ось размеров тел или массы тел, для него не преподаются общие законы, им пользуются только в отдельных частных задачах. Для пятого измерения можно сформулировать закон подобия: существуют разные по размерам и массе их самих и составляющих их элементарных частиц системы, которые описываются подобными функциями. Самыми знаменитыми из описанных подобий являются 1) периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, 2) подобие между оптическими волнами и механическими волнами на поверхности водоёма, 3) планетарная модель атома по Н. Бору. Эти подобия изложены в учебниках и официально признаны наукой.
Метод составления подобий в пятом измерении является одним из мощнейших исследовательских методов. Так Д. И. Менделеев составил свою периодическую таблицу задолго до того, как было доказано существование орбиталей у атома и существование электрона как отдельной частицы. И. Ньютон пользовался аналогией между оптическими и механическими волнами для объяснения дифракции и интерференции задолго до того, как появились электрические приборы, позволяющие перемещать зонд вдоль стоячей электромагнитной волны и напрямую измерять максимумы и минимумы волны с помощью осциллографа. А планетарная модель атома до сих пор напрямую не доказана из-за того, что невозможно визуализировать ядро атома и электроны отдельно, нет мощных микроскопов с достаточно малой временной выдержкой.
Существует также относительность размеров наблюдателя. В четвёртом измерении была наглядно продемонстрирована относительность наблюдения времени в разных системах отсчёта. Так и в пятом измерении существует относительность размеров наблюдателя. Например, если оптические волны наблюдал бы человек ростом в 1000 нанометров, то он ощущал бы их как человек ростом 1,5–2,0 метра ощущает механические волны. И если наблюдатель уменьшится до указанных размеров, то дифракция и интерференция для него станут очевидными. Но мы можем осуществить и увеличение наблюдателя. Например, для наблюдателя размерами и массой с Солнечную систему предметы размером в пределах 0,001–2,000 метра, в том числе и люди, будут выглядеть так же, как для нас выглядят молекулы вещества, а значит функции давления, температуры, энтропии применимы в такой увеличенной системе для описания предметов размерами 0,001–2,000 м. Каким образом измерять давление и температуру для множества таких предметов — это сложная задача, которая требует отдельного рассмотрения. Но как рассчитывать энтропию с точки зрения огромного наблюдателя размерами с Солнечную систему я описал в своей заявке на изобретение [6]. В отличие от работ других авторов я вывел более простую механическую формулу для расчёта энтропии.
Общая энтропия — физическая величина, служащая мерой хаоса в системе. Когда она увеличивается, растёт и хаос в системе, когда она уменьшается, увеличивается упорядоченность системы. Она рассчитывается как сумма энтропий на всех уровнях организации системы, не только на химическом, но и на клеточном или кристаллическом, организменном, общественном и на всех остальных. При применении этой функции к условиям Земли было показано, что общая энтропия — величина на Земле постоянная, при отклонении её от постоянного значения она возвращается к исходному состоянию, что связано со стабильностью условий на Земле. Обсуждение доказывающих это объяснений эксперимента — тема отдельной статьи, сейчас же необходимо остановиться на проявлении этого закона в жизни человеческого общества.
В нормальном здоровом обществе регулирование общей энтропии происходит через создание новой общественной или частной собственности, особенно средств производства. Общественная собственность понижает общую энтропию общества тем больше, чем больше у неё собственников. Частная собственность повышает общую энтропию общества в связи с ростом конкурентной борьбы. Если нет высокого пассионарного давления, то общество с недостатком частной собственности вялое, в нём наблюдается дефицит товаров, как это было в СССР в 1980-тые годы. При недостатке общественной собственности не хватает стабильности в обществе, что приводит к попыткам страны решить свои внутренние проблемы агрессивно за счёт недобросовестной конкуренции и разорения других государств, как это происходит сейчас в США. Большое количество общественной собственности способствует генерации высококачественных идей членами общества, пользующихся этой собственностью. Большое количество частной собственности способствует реализации идей, тогда может быть глубоких идей в обществе не очень много, но большинство из них воплощено в жизнь. Даже активный противник частной собственности В. И. Ленин вынужден был признать её необходимость, введя в стране новую экономическую политику после революции. Думаю, что даже активные противники общественной собственности либералы со временем найдут способ временной мобилизации капиталов на создание общественной собственности в ведущих странах, чтобы из доходов от её использования повышать минимальные зарплаты и выплаты нуждающимся, особенно бюджетникам. Чтобы работники, обслуживающие общественную собственность, не испытывали нужды, такой собственности должно быть достаточно много, тогда доходы от неё будут большие. В здоровом обществе одновременно внедряются инновации в частном и общественном секторах, что обеспечивает постоянство его энтропии. Таким образом в обществе нужны оба вида собственности.
При патологическом развитии общества, например, во время войны или социальной революции постоянство энтропии поддерживается не через баланс форм собственности, а через другие механизмы.
Перед социальной революцией в обществе складывается революционная ситуация, при которой часть членов общества имеет низкую энтропию, а часть высокую энтропию. Члены первой группы имеют интересную работу, высокий доход, счастливы и всем довольны, что способствует низкой энтропии внутри их организмов. Члены второй группы не имеют интересной работы, у них низкий доход, они несчастны и недовольны существующим положением вещей, что может приводить к их протестам, избыточному употреблению ими наркотиков и алкоголя, это всё повышает энтропию в их организмах. Недовольные есть в любом обществе, но в революционной ситуации их особенно много — сотни тысяч и миллионы. Если в обществе не найдётся здоровой партии, которая мобилизует вторую группу населения на созидательный труд на благо общества, приносящий им достаточный доход, и на создание новой собственности, а возникнет нездоровая партия, которая мобилизует вторую группу на силовой захват и делёж чужой собственности, на протесты с погромами, то в обществе произойдёт революция. При буржуазной революции недовольной частью общества являются предприниматели, при пролетарской — рабочие и крестьяне, при майдане — несколько классов одновременно: военные, рабочие, крестьяне, предприниматели, интеллигенция. Талант руководства страны в революционной ситуации состоит в том, чтобы отобрать деньги, чаще всего иностранные, у нездоровой партии и передать их здоровой партии, открыто обсудить претензии недовольных и меры по устранению недостатков и иметь волю по реализации этих мер. От количества протестов выход из революционной ситуации не зависит, революция лишь обостряет её и не ведёт сразу к выходу из неё. Вместо одних недовольных лишь появляются другие недовольные. Выход начинается позже при организации согласованного труда людей по устранению недостатков. При начале революции в какой-либо стране в последней повышается энтропия, преобладает хаос, что компенсируется в мировом масштабе понижением энтропии и ростом производства в стране-кураторе революции. Из-за того, что большинству граждан нашей страны не объяснили, как правильно действовать в революционной ситуации, многие в последние десятилетия спились и умерли в молодом возрасте, погибли от наркотиков, бездействовали, паразитируя на обществе, сошли с ума.
Когда единственной партией, которая выводит страну из революционной ситуации, является партия военных, может возникнуть война. При войне понижение энтропии при организованном движении войск и производстве преимущественно военной техники компенсируется повышением энтропии при разрушениях и гибели людей. Перед войной военные призывают недовольную часть общества к патриотизму, налаживают производство военной техники и перевооружение армии. Если у военных не хватит после этого мудрости передать власть созидательной гражданской партии, и они будут цепляться за власть, то война может быть масштабной. В современном мире возможны три вида войны: 1) война с террористами, 2) возрождение холодной войны, 3) возрождение классической войны типа первой или второй мировой. Война с террористами идёт сейчас в Сирии. Холодная война происходит между ядерными державами, которые открыто не нападают друг на друга за исключением информационных взаимных обвинений, но тайно подрывают друг друга экономическим и биологическим оружием, а также организуют классические локальные войны между своими союзниками по всему миру. Классическая война может произойти, если ядерные державы договорятся не применять друг против друга ядерное оружие, как это было во вторую мировую войну, когда химическое оружие в боевых действиях не применялось. Недостаточная невоенная промышленная активность большинства партий в ведущих странах может убедить военных в необходимости войны.
Недовольство людей — переменная величина. Даже в самые неблагоприятные периоды бывают ситуации умиротворения, когда все всем довольны. Если при этом не происходит никаких боевых действий в мире, возникает повышенная угроза аварийных ситуаций и стихийных бедствий, которые являются стихийным способом повышения общей энтропии в ответ на созидательную деятельность людей, понижающую энтропию, для сохранения её постоянства. Для предотвращения таких стихийных повышений энтропии, мною предложен прибор в форме сложно устроенных песочных часов, в котором повышается энтропия [6]. Повышая энтропию в заданном месте, мы можем предотвратить её повышение в ответ на созидательную деятельность человека в неожиданном месте, где есть к этому предпосылки, например, в месте предстоящей поломки, где есть механическая трещина, или в очаге заболевания в организме, что может привести к приступу болезни или смерти. Конечно, это не заменяет ремонта или лечения, когда устраняются причины поломки или приступа, но при нашем уровне техники невозможно отремонтировать и вылечить всех и везде, поэтому применение моего прибора актуально. Достоинство прибора в том, что человек в нём является наблюдателем, а не участником процесса. Участник любого другого процесса рискует сам: революционера могут посадить, военный может проиграть войну, промышленник может обанкротиться. В часах песчинка «рискует» попасть в ту или иную ячейку часов при падении, владелец часов ничем не рискует.
Другим современным подходом поддержания постоянства энтропии является галлюцинация, при которой понижение энтропии при развитии производства компенсируется хаотичными колебаниями показателей на бирже. Галлюцинация может быть признаком как нормального процесса, подобного развитому воображению у людей, так и симптомом заболевания, подобного наркомании и алкоголизму. Для алкоголика воображаемый мир интереснее реального, поэтому он подчиняет его реальный мир себе. Но физиология алкоголика находится в реальном мире, он ею пренебрегает, и она нарушается. Если люди, пропагандирующие этот способ, не сформируют в его рамках методов реальной индустриализации страны с увеличением как частной, так и общественной собственности, то биржевая игра станет для них важнее реальной промышленности, и промышленность разорится. Но они могут и положительно повлиять на реальный сектор экономики.
Постоянство энтропии в обществе и природе на Земле — это лишь одна из многочисленных закономерностей, о которой мы должны иметь представление. Большинство закономерностей и законов природы и общества ещё не открыты, и мы о них ещё не подозреваем. Поэтому процесс формирования физики исторического процесса займёт несколько столетий. Когда он завершится, люди станут достаточно грамотны, чтобы построить совершенное общество. В разных религиях такое общество называют по-разному. Например, христиане его называют райским обществом, атеисты — коммунизмом. Из-за нехватки знаний мы пока не можем описать его подробно. Постепенно открывая законы природы и общества, мы будем постепенно его строить, приближаясь к нему всё ближе и ближе. Конечно, надо иметь конкретное представление об обществе, которое мы построим в ближайшие 20 лет, чтобы мобилизовать и согласовать усилия разных людей, объединить их. Но надо иметь в виду, что в любом случае это общество получится несовершенным. Примером того, как незнание некоторых закономерностей приводит к опасным последствиям, является текущая ситуация в мире. Человеческое общество — частный случай высокоорганизованной крупной биологической системы. В биологической системе чрезмерное отклонение (снижение или повышение) от среднего постоянного значения энтропии, возле которого колеблется энтропия, может вызвать смерть этой системы. Революции в арабских странах, которые произошли практически одновременно, повысили общую энтропию на больших территориях, где царит хаос. Мигрантский кризис повысил общую энтропию в Европе. Если этот процесс продолжится, и его вовремя решительно не остановить, вся Земля будет охвачена хаосом, в том числе страны, способствовавшие возникновению огромных охваченных хаосом территорий. Тогда произойдёт смерть человеческого общества на Земле, мы вернёмся в первобытное состояние. Таким образом, можно делать революцию в отдельно взятой стране или по очереди в нескольких странах, но очень опасно её делать одновременно во многих странах. Мировая революция в марксизме — это опасное заблуждение, нарушающее законы природы. Страна, где произошла революция, восстанавливается за счёт иностранной технической помощи. Если во всех странах будет революция, некому будет их восстанавливать. Военные это должны знать. Другим примером, когда экспериментально было подтверждено неполное знание людьми законов природы — это объявление Н. С. Хрущёвым о построении коммунизма в СССР в течение 20 лет. В 1980-тые годы, когда наступил объявленный Н. С. Хрущёвым срок, оказалось, что построенное общество несовершенно, его назвали развитым социализмом, но народ, которому обещали коммунизм, был разочарован. У христиан существует убеждение, что второе пришествие Христа ускорит построение совершенного общества, что будет сделано согласно Библии в течение 1000 лет, поскольку Христос сам совершенен и способен познавать законы общества и природы и соблюдать их в жизни. Но не надо смущать людей слухами о скором втором пришествии Христа, исторический процесс медленный, и мы наделаем глупостей, если будем торопиться. Работая над открытием законов природы и общества, мы создаём исторические предпосылки для второго пришествия Христа. Христос — реальная историческая личность, которую кто-то будет воспитывать и образовывать, чтобы Он и Его помощники сформировались как политики. Поэтому необходимо способствовать просвещению.
1. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990
2. Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1992, с.755–757
3. Дубров А. П. Лунные ритмы у человека. / www.e-reading.club
4. Плотинский Ю. М. Математическое моделирование динамики социальных процессов. М.: издательство МГУ, 1992
5. Подборка статей в журналах «Биофизика», 1992, том 37, вып. 1, 3, 4
6. Салмин А. И. Песочные часы, повышающие общую энтропию, служащие предохранителем от войн, революций, чрезвычайных ситуаций и преступлений. / Заявка на изобретение РФ № 2012156490/28(089309)
7. Солнечные пятна. Числа Вольфа. / Солнечно-земная физика, www.kosmofizika.ru
8. Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль, 1976
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Неожиданные вопросы организации роботовладельческого общества. Том 1. Гуманитарные материальные технологии роботовладельческого общества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других