Манефон. Хронология древнего Египта

Алексей Германович Виноградов

Книга «Манефон. Хронология древнего Египта» посвящена исследованию хронологии Египта. Исследователь древней истории, в особенности второго тысячелетия до нашей эры, соотносит хронологию Древнего Востока с египетской временной шкалой. Цари и династии, законодательная и строительная деятельность, войны и мирные договоры империй и царств располагаются в соответствии с правилами египетской хронологи. Указанная работа охватывает систему египетской хронологии с античности по настоящее время.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Манефон. Хронология древнего Египта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3. Хронология

1

Вопросы хронологии достаточно запутаны, многое здесь зависит от правильности базовых систем отсчета и датировок опорных событий. Даже твердо установленные системы отсчета, привязанные к историческим событиям, оказываются не столь незыблемыми.

В наше время считается, что в 638 г.н.э. при халифе Омаре был установлен календарь по Хиджре, начинающийся с 16 июля 622 г.

Однако еще в 19 в. эта дата вообще не применялась. В изданном в 1824 г. Варшаве профессором Сенковским в Collectanea описании набега крымских татар на Польшу из «Тарих-и Наима» Мустафы Наимы дата 1653г. соответствует 1063 г. Хиджры.

«Тарих-и Наима» Мустафы Наимы — это первая официальная Оттоманская история, повествует она о события с 1000 года Эгиры (1591 г.) до 1070 (1659 г.). Напечатана была в Константинополе в 1140 г. Хиджры (1727 г.) и в 1147 г. Хиджры (1734 г.). При этом Оттоманский султан был и халифом всех суннитов. Та же дата имеется и на посольских документах Крымского ханства. То, что дата по Хиджре колеблется около 590 года (587—591) никого тогда не удивляло. Но вопрос, откуда взялись еще 32 года?

Жан Боден в 1566 г. указывал в «Методы легкого познания истории»: «Греки и римляне делали лучше; первые отсчитывали свое время по Олимпиадам, другие — от основания города; христиане, хотя с определенной точки зрения достаточно поздно, в шестисотый год от Рождества Христова, начали вести отсчет времени от Благовещения; арабы начинали от Хиджры, т. е. от битвы Мухаммеда, которая произошла в 592 г. от Рождества Христова, этот же год, 1565-й от Сотвоpeния мира, они называют 988 г.

Они не использовали какой-либо иной изначальной точки отсчета, что является совершенно очевидным из истории Льва Африканского, который только в одном отрывке книги датирует Хиджру в соответствии с христианской эрой так же, как и по мусульманским эдиктам, которые мы уже обнародовали. Из этого понятно, что люди, которые датируют Хиджру 491 г. от Рождества Христова, ошибаются так же, как и Генебрард, который начинал с 621 г». То есть дата Хиджры в 20в. принята из труда «Chronographia in duos libros distincta» профессора College de Frапсе, сотрудника Католической Лиги — Генебрарда (1535—1597 г.).

Мало того Жан Боден указывал: «В 1030 г. такое же соединение планет произошло в Скорпионе, когда арабы оставили пустыни Аравии, наводнили своими армиями почти весь мир, принесли новые законы, уничтожили религию и разрушили Персидскую империю. Это привело почти к полному забвению греческого, латинского и персидского языков в Азии и Африке. Резкие изменения произошли к тому же в Южной Азии, а этот регион подчинен Тельцу, Деве и Козерогу». А ведь арабские завоевания относят непосредственно к первым векам после Хиджры.

2

Условный характер современной хронологии связан с множеством эр. Хронологами приняты эры.

5969 г.д.н.э. — антиохийская эра от сотворения мира

5905 г.д.н.э. — эра пасхалий от сотворения мира

5872 г.д.н.э. — эра от сотворения мира 70 толковников

5624 г.д.н.э. — 1 александрийская эра от сотворения мира

5578 г.д.н.э. — эра от сотворения мира

5551 г.д.н.э. — эра Августина от сотворения мира

5508 г.д.н.э. — константинопольская мартовская эра от сотворения мира

5500 г.д.н.э. — константинопольская сентябрьская эра от сотворения мира

5500 г.д.н.э. — самарийская эра от сотворения мира

5493 г.д.н.э. — 2 александрийская эра от сотворения мира

5472 г.д.н.э. — 3 александрийская эра от сотворения мира

5468 г.д.н.э. — эра Феофила от сотворения мира

5442 г.д.н.э. — 4 александрийская эра от сотворения мира

5310 г.д.н.э. — московская библейская эра от сотворения мира

5199 г.д.н.э. — эра от сотворения мира Евсевия

5000 г.д.н.э. — константинопольская эра от сотворения мира

1 января 4713 г.д.н.э. — эра Скалигера, начало отсчёта юлианских дней

4004 г.д.н.э. — эра Ашера от сотворения мира

3949 г.д.н.э. — эра от сотворения мира по Адаму Олеарию и Иосифу Скалигеру

3941 г.д.н.э. — эра Иеронима от сотворения мира

3931 г.д.н.э. — иудейская эра от сотворения мира

7 октября 3761 г.д.н.э. — еврейская эра от сотворения мира

18 февраля 3102 г.д.н.э. — эра Калиюга

11 августа 2497 г.д.н.э. — 1 армянская эра

2397 г.д.н э. — китайская циклическая эра

1 июля 776 г.д.н.э. — эра от первых олимпийских игр

21 апреля 753 г.д.н.э. — эра от основания Рима (по Варрону).

26 февраля 747 г.д.н.э. — эра Набонассара

11 марта 545 г.д.н.э. — буддийская эра

1 октября 312 г.д.н.э. — эра солнца, эра Александра, эра Селевкидов

248 г.д.н.э. — эра Аршакидов

37 г.д.н.э. — Испанская эра

1 сентября 31 г.д.н.э. — эра от Августова мира, эра Акциума

1 января 1 г. — христианская эра от Рождества Христова

29 августа 284 г. — эра Диоклетиана, эра мучеников

27 октября 551 г. — 2 армянская эра

16 июля 622 г. — эра Хиджры

Адам Олеарий в «Описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию» указывал, что: «1 сентября русские торжественно справляли свой Новый год. Они ведь считают свои годы от сотворения мира и уверены, подобно некоторым старинным еврейским и греческим писателям, с которыми и иные наши ученые согласны, что мир начался осенью. Я не намерен излагать причины этого убеждения. Об этой причине говорят Альфонс Тостат, Госпиниан, Кальвизий и Ориган, которые все того же мнения. Московитский год в то время (в год по Р.X. 1634) был 7142. Русские, приняв от греков веру, захотели последовать им и в их летосчислении. Греческая и восточные церкви утверждают, что они придерживаются хронологии Никифора; они насчитывают от начала мира до Рождества Христова 5508 лет, хотя Никифор и считает всего 5500 лет. Если теперь причислить сюда тогдашнюю цифру года от Р.X., а именно 1634, то получится 7142. Таким образом, нынешний 1654 год пишется московитами и греческими христианами 7162. Мы же, согласно истине библейских рассказов о создании мира в 3949 г. до Р.X., должны считать теперь 5603 г.».

Эра 5508 г.д.н.э., константинопольская мартовская или κατά νωμαίους, была очень употребительной модификацией александрийской эры. Изменение цифры 5500 в 5508 произошло в интересах летосчисления: благодаря этой прибавке 8 лет год от сотворения мира κατά ρωμαίους, разделенный на 15, дает в остатке индикт, важный в византийском летосчислении. Сами византийские ученые в своих трудах счислению κατά ρωμαίους предпочитали счисление κατ» άλεξανδρεΐς (александрийской эры), считая это последнее особенно точным.

3

Хронология истории Древнего Египта всегда являлась одной из самых сложных проблем египтологии.

Жители Древнего Египта пользовались системой датировки, в которой конкретные даты привязывали к важным событиям и годам правления того или иного фараона, так называемым «царственным годам», а с каждым новым фараоном обнуляли датировку. Их памятники не датировались, принимая за основу официальную точку отсчета, мы можем встретить такую надпись: «В год 1-й, в третий месяц сезона Шему, в день третий его величество выступил в свой первый поход против азиатов». Со времени 12 династии и вплоть до начала нашей эры летоисчисление велось по годам правления фараонов, исчисление возобновляется с каждым правлением.

Сейчас не известно, всегда ли древнеегипетские писцы использовали в своих записях календарь из 365 дней, неизвестна практика фиксирования соправлений, когда фараоны и их наследники в течение короткого периода правили совместно, упоминаемые даты астрономических событий, которые могут показаться неоспоримыми, всегда зависят от места, с которого велись наблюдения, а это почти всегда неизвестно.

Геродот полагает, что додекархия установилась в Египте после свержения эфиопского господства: «египтяне разделили весь Египет на 12 частей и поставили 12 царей». Из летописей Асархаддона и Ашшурбанипала известно, что ассирийцы оставили в Египте 20 мелких царьков, каждый из которых правил городом или номом, естественно, под контролем ассирийской военной и чиновничьей администрации. Встречаются имена царя Таниса Петубастиса, царя Пер-Сопда Пакрура, царя Сиута Джедхора, царя Атрибиса Буккунаннипи, царя Ни Мантиманхе, царя Цину Шаррулудари, царя Гераклеополя Нахке, царя Мендеса Пуйама. Такое же положение отмечается и для более раннего времени.

Египетская Дельта в период с середины 9 в.д.н.э. до середины 7 в.д.н.э. представляла собой конгломерат маленьких княжеств. Столицами их были города Буто, Саис, Атрибис, Бубастис, Бусирис, Себеннит, Фарбаитос, Пер-Сопд, Нендес. Управляли ими многочисленные вожди и правители самых различных рангов. Власть их нельзя было назвать значительной, централизованной и крепкой.

Отличительной чертой 18-й династии было правление сразу трёх фараонов. Верховный правитель вместе со своей семьёй жил в Фивах. Резиденцией его преемника был Мемфис, а третий царь — контролировал район дельты Нила. Жителей дельты египтяне считали чужеземцами.

Известны одновременные 13 династия в Фаюме (1786—1633 г.д.н.э.) и 14 династия в Ксау (1786—1603 г.д.н.э.), 15 династия (1674—1567 г.д.н.э.),16 династия (1684—1567 г.д.н.э.) и 17 династия в Фивах (1650—1567 г.д.н.э.), 22 династия в Бубастисе (947—720 г.д.н.э.) и 23 династия из Фив (860—720 г.д.н.э.), 24 династия из Саиса (740—663 г.д.н.э.) и 25 династия из Фив (740—663 г.д.н.э.).

Спартанцы, заимствовавшие у египтян формы правления имели два рода агнатов правящих одновременно, в Аргосе правили сразу три родственные династии — Биантидов, Меламподидов, Пройтидов. Поэтому могли иметься в одной столице несколько правящих династий подобно династиям эллинов. Их представителей позднее могли записать по порядку — старшую династию сначала, младшую вконце.

Таким образом, складывались длинные перечни правителей, известные сейчас как «царские списки», в которых практически каждая дата может быть поставлена под сомнение. Проблемой и задачей египтологов является включение этих разрозненных списков в современную хронологическую систему, для создания единой картины событий истории Древнего Египта.

Проблемы правлений в Египте возможно также из-за того, что историки, смешав местные имена с указанными в иностранных источниках, затем могли неверно совместить их. Так известна династия Диосполитов (21 правитель), правившая 178 лет в начале эры коптов. Ее считают династией Рамсесов (18 правителей), правившей 277 лет (1306—1069 г.д.н.э.). Предполагают, что имя Рамсес применялось как титул, но династии Августов и Цезарей на основании титулов не выделяют. Династией Диосполитов по времени правления могла быть династия Аменхотепов, правившая 180 лет (1527—1347 г.д.н.э.).

4

Считается, что примерно до 800 г.д.н.э. египетские царствования датируются точно, до 16 века до н.э. с допуском в несколько десятилетий. Но длительность переходного периода между Средним и Новым царством неизвестна. Длительность переходного периода между Древним и Средним царствами также неизвестна, и потому хронология Древнего царства ещё более гадательна.

Одним из первых попытку определения протяженности египетской истории во времени предпринял Геродот Галикарнасский. Опираясь на сведения о прошлом Египта, полученные от египетских жрецов, он установил, что со времени правления первого египетского верховного властителя и до эпохи войн египтян с ассирийцами прошло 11 340 лет. В «Истории» Геродота встречается немало странных для историков хронологических конструкций. Так, фараона Хеопса, которого египтологи уверенно относят к четвертой династии верховных властителей Древнего Египта, он назвал преемником Рампсинита (Рамсеса II) — фараона девятнадцатой династии. Ссылаясь на слова египтян, Геродот утверждал, что знаменитый своей гигантской пирамидой фараон царствовал пятьдесят лет — по современной хронологии правление Хеопса не превышало четверти века.

Диодор Сицилийский также относил постройку к этому периоду. «Историческая библиотека». «62… был избран царем, которого египтяне называли Кетес, а у греков он был известен как Протей, живший во время троянской войны… Унаследовавший после смерти Протея власть его сын Ремфис… После… власть в течение 7 поколений наследовали ленивые и занимающиеся только роскошью и удовольствием… Будучи восьмым по счету царем, Хеммис Мемфисский (Хеопс) процарствовал пятьдесят лет и построил величайшую из трех пирамид… как говорят одни, прошло до наших дней не меньше тысячи лет (а иные пишут, что более 3400 лет)…Когда этот царь умер, власть воспринял его брат Кефрен, процарствовавший пятьдесят шесть лет; иные же утверждают, что власть получил не брат, а сын по имени Хабрюэс… преемник… тоже построил пирамиду, искусством исполнения подобную первой… После них царем был Микерин, коего некоторые называют Менхерином, сын построившего первую пирамиду. Он задумал построить третью пирамиду…

Впрочем, что касается пирамид, то ни у местных жителей, ни у писателей нет полного согласия: одни говорят, что их построили эти вышеупомянутые цари, другие — что иные: так, например, говорят, что большую пирамиду построил Армэй, вторую — Амосис, третью — Инар…».

То, что великие пирамиды могли построить раньше на 2400 лет (до первой династии, в 3500 г.д.н.э.) не указывает на правление тогда фараонов описанных Геродотом. К тому же время Диодора Сицилийского отстоящее на 1000—1177 лет от войны в Трое относится к 8 г.д.н.э., а не 57 г.д.н.э.

Обычно ученые не признают Геродота, ссылаясь на то, что он принимал со слов египтян три правления в столетие, что не соответствует демографическим наблюдениям и поэтому эти сведения не надежны. По словам жрецов, первым царем Египта был Менес, после которого они перечислили «340 имен других царей. От первого царя до последнего прошло 341 поколение людей. Если отводить на каждые три поколения по сто лет, получим 11 340 лет человеческой истории».

Сами сторики указывают на поколение в тридцать лет. В Египте в день празднества «Сед» царь повторял свое вступление на престол. Он выполнял свои «восходы» в двух зданиях, в каждом из которых стоял трон — трон Юга и трон Севера. Когда он восседал на троне его покрывала мантия. Подобное облачение носилось царем лишь во время «Сед» и во время коронации.

Первые коронационные обряды посвящения со временем утрачивали свою сакральную силу, поэтому желательно было повторять их через определенные периоды времени. Длительность этих периодов могла определяться в зависимости от возраста царя.

Розеттский декрет перевел эпитет царя «Владыка празднества Сед, подобный Птаху» как «Владыка тридцатилетнего праздника». Соответственно, современные историки часто называют «Сед» «Тридцатилетним празднеством». «Сед 30-го года» упоминается при Новом царстве. Неясно когда начинался отсчет тридцати лет — с рождения царя или с момента его восшествия на престол. Предполагалось, что «тридцать» — «поколение» Можно лишь сказать, что «после этого празднества царь начинал новое правление. Судя по всему, празднество своим наличием подчеркивало, что вначале царская власть передавалась лишь на определенный срок».

В 3 веке до н. э. Эратосфен Киренский побывал в архивах фиванских жрецов и получил там список тридцати восьми фиванских царей, «который перевел с египетского на греческий». Это список, сохранен Синкеллом, включает в себя царей от 1 до 20 династии.

Манефон из Себеннита является единственным известным нам древнеегипетским автором, составившим полноценный исторический труд «Историю Египта» в трёх книгах. До нас дошли только изложения, их данные расходятся не только в определении времени царствований и именах царей, но даже в числе членов одной и той, же династии. Наиболее часто используемый египтологами хронологический источник — это комментарии Секста Африканского и Евсебия из Цезарии, который был личным летописцем Константина Великого. Особо полным и авторитетным считается список Африкана. Его труды до нас дошли только в изложении греческого средневекового писателя Георгия Синкеллоса.

Династии Манефона стали основной схемой египетской истории. Версии Евсевия и Юлия Африканского отличаются главным образом продолжительностью этих династий. Помимо этих расхождений, главная путаница связана с тем обстоятельством, что нелегко определить, какой из царей, известных по монументальным надписям, подразумевается у Манефона. Попытки отождествить царей, известных по современным им надписям, с царями из списков Манефона часто заканчивались простым произволом.

Несмотря на то, что хронологию Манефона заклеймили как недостоверную и некритичную, его работа считается обобщением исторических преданий Египта, в то время как последовательность событий в прошлом тех народов, которым недоставало такой традиции, остается умозрительной, пока не существует общей рамки для упорядочения археологических данных. Вся загадка состоит в том, что задолго до того, как впервые была прочитаны иероглифы, цари Египта были размещены по столетиям, в которых их держит общепринятая хронология.

После труда Манефона одной из важнейших работ по Египту является сочинение Диодора Сицилийского. Диодор сам посетил долину Нила в период 180-й Олимпиады (между 60 и 57 годами до н. э.), поскольку именно оттуда «происходят боги», а «египтяне говорят, что их страна — это колыбель народов».

Феофил Антиохийский в «Апологии к Автолику» считал время, которое прошло от сотворения мира до смерти императора Марка Аврелия: «От сотворения же мира все время слагается так: от сотворения мира до потопа прошло 2242 года, от потопа до рождения сына у Авраама, праотца нашего, 1036 лет, от Исаака, сына Авраама, до странствования народа с Моисеем в пустыне — 60 лет. От смерти Моисея, от принятия начальства Иисусом Навином, до смерти Давида патриарха — 498 лет. От смерти Давида и царствования Соломона до переселения народа в землю вавилонскую — 518 лет, 6 месяцев и 10 дней. От царствования Аира до смерти императора Аврелия Вера 741 год. Всех же в совокупности лет от сотворения мира 5695, с несколькими месяцами и днями». Отсюда следует, что дата сотворения мира, определенная Феофилом Антиохийским, падает на 5515г.д.н.э.

История Египта в рамках такого летоисчисления оказывалась намного короче той, какой она представала в сочинениях Геродота и Манефона. Феофил связывал образование Египетского государства с Мицраимом. Родился Мицраим после потопа. А потоп случился, как вычислил Феофил в 2242 году от сотворения мира. Значит, возникновение Египетского государства было отнесено Феофилом на время, соответствующее примерно 3100—3200 г.д.н.э.

Именно эти столетия являются общепринятой датой образования Египетского государства в современной египтологии. В конце 19 — начале 20 веков египтологи относили данное событие на значительно более раннее время. Столетие интенсивных исследований в области хронологии истории Древнего Египта привело к утверждению среди подавляющего большинства египтологов мнения о том, что время, падающее на тридцать второе или тридцать первое столетие до нашей эры, является наиболее вероятной датой возникновения Египетского государства.

Исидор Севильский относил сотворение мира ко времени, которое соответствует в современном летоисчислении 5197 г.д.н. э. В рамках составленной Исидором Севильским хронологии всемирной истории содержалась и краткая хронология истории Египта: «Фалек в возрасте 130 лет родил Рагава. В эти времена были построены первые храмы. И некоторые вожди народов начали поклоняться богам. Рагав в возрасте 132 лет родил Серуха, при котором возникло государство Скифов, в котором первым правил Танаус. Серух в возрасте 130 лет родил Нахора. Государство Египтян возникло в первый раз, с правившим там впервые Зоесом». Нахор, по хронологии Исидора Севильского родился в 3035 году от сотворения мира. На это же время Исидор относил образование Египетского государства. 3035 год от сотворения мира соответствует 2162 г.д.н. э. По его хронологии получалось, что Египетское государство возникло на 130 лет позднее Скифского.

Юлий Африкан в «Историография» появление Египта относил к 9500 г.д.н.э.

Возникновение Египетского государства на основе арабских источников достаточно разнился у историков Сирии и Ирана, но в целом он соответствовал европейской традиции. Науки не известны списки древних царей, как у самих коптов-египтян, так и эфиопов.

5

Атанасиусом Кирхером в «Œdipus Ægyptiacus, hoc est Universalis Hieroglyphicæ Veterum Doctrinæ temporum inuria abolitæ INSTAURATIO. Opus ex omni Orientalium doctrina & sapientia conditum, nee non viginti diversarum linguarum authoritate stabilitum. Romæ.1652—54.» приводилась хронологическая таблица правлений египетских верховных властителей, составленная на основе арабских манускриптов, и таблица, созданная на базе материалов Ветхого Завета и сведений по истории Египта, приведенных в «Хронике» Евсевия Кесарийского. Хронологическая таблица, составленная Атанасиусом Кирхером по арабским источникам, начиналась с перечисления властителей Египта времен, предшествовавших потопу. Возникновение Египетского государства Кирхер относил к временам, предшествовавшим потопу, перечень имен египетских властителей в таблице, составленный им на основе арабских источников, открывался людьми, предшествовавшими Адаму. Таблица доводила список египетских властителей до Фуиса (Phuis), который вступил на престол в 3281 году от сотворения мира. Большинство имен, перечислявших Атанасиусом Кирхером, не были знакомы ни античным, ни средневековым европейским историкам. Вторая из приводимых в сочинении Атанасиуса Кирхера хронологическая таблица была подробнее первой: она содержала более длинный перечень древнеегипетских властителей. Наряду с их именами здесь указывались два варианта дат от сотворения мира: один — по хронологии, разработанной на основе латинской Библии, другой — по хронологии, извлеченной из «Хроники» Евсевия Кесарийского, которая базировалась на сведениях из «Септуагинты».

Первым египетским властителем в этой таблице выступал «Хам, Ноев сын, Сатурн, именуемый Зороастром». Начало его правления датировалось по хронологии латинской Библии 1636 годом от сотворения мира, а по Евсевию 2242 годом от сотворения мира (в обоих случаях временем потопа). За ним следовал «Мисраим, Хамов сын», начало правления, которого падает на 1810 год от сотворения мира по хронологии латинской Библии. После Мисраима Египтом правил «Юпитер и Осирис I Египетский». Дата начала его правления по Кирхеру 1948 год от сотворения мира. Потом правили Меркурий, Вулкан, Сотис, Осирис и Изида, Хор. Из них только для Хора названа дата, началом его правления обозначен 2006 год от сотворения мира.

После Хора правили властители 17 египетской династии. В качестве первого фараона этой династии Кирхер назвал Менеса (Menas), датой его вступления на престол обозначил 2109 год от сотворения мира по хронологии Вульгаты и 3460 год от сотворения мира по хронологии «Септуагинты», который соответствует 1740 г.д.н.э.

Джеймс Усшер подготовил издание «The Annals of the World deduced from the origin of time, and continued to the beginning of the Emperour Vespasians reign, and the totall destruction and abolition of the temple and common-wealth of the Jews: containing the historie of the Old and New Testament, with that of the Macchabees, also the most memorable affairs of Asia and Egypt, and the rise of the empire of the Roman Caesars under C. Julius, and Octavianus. Collected from all history, as well sacred, as prophane, and methodically digested by James Ussher. London.1658».

В результате многолетний трудов ирландскому священнику удалось создать то, чего до него никто не создавал — настоящий свод хронологии древней истории. По объему материала, синтезированного в этом произведении, ему нет равных среди сочинений по хронологии — 1600 печатных страниц. Усшер свел воедино материалы многочисленных античных и средневековых хроник, исторических, географических и астрономических сочинений и изложил отраженные в них события человеческой истории в хронологической последовательности от сотворения мира до 70 г.н. э. Усшер вычислил время сотворения мира. По его мнению, начало мировой истории, «пришлось на 710 год Юлианского Периода, и случилось в 23 день юлианского октября». Указанная дата соответствует 4004 г.д.н.э.

Возникновение Египетского государства Усшер вывел из «Анналов» ромейского историка Константина Манасесса, согласно которым Египетское государство существовало до завоевания его персидским царем Камбизом в течение 1663 лет, и датировал 2188 г.д.н. э. С 2084 г.д.н. э. Усшер связывал вторжение в Египет с граничивших с ним арабских территорий завоевателей, которых египтяне прозвали гиксосами. Они захватили Мемфис и земли нижнего Египта, примыкающие к Средиземному морю. Освобождение египтян от гиксосов Усшер датировал 1825 г.д.н. э. Приход к власти 19 династии Усшер относил к 1511 г.д.н. э. Сравнение дат Усшера, с датами, приводимыми в работах по древнеегипетской истории 20 века, показывает, что хронология истории эллинистического Египта, составленная ирландским священником в конце 16 века, мало чем отличается от хронологии, принятой современными египтологами.

Основы современной хронологии заложил Иосеф Скалигер (1540—1609); он ввёл датировку по изобретённому им юлианскому периоду с началом в 4713 году до н.э., что позволило перевести имеющиеся даты в одну систему. Путём перекрёстных проверок синхронных сведений и с помощью астрономических данных, вычислили основные даты, которые в свою очередь позволили пересчитать по единой системе летосчисления все даты античной истории.

Основная работа Иосефа Скалигера «De emendatione temporum Iosephi Scaligeri Iulii Caesari f. Opus novum in octo libros tribitum, in quo praeter dierum civilium, mensium, annorum et epochamm cognitionem exactam, doctrinam accuratam, priscorum, temporum methodus, ac novorum annorum forma, aut ipsorum veterum emendatio examinanda et dignoscenda acute proponitur. Parisiis. MDLXXXHI.

Новое произведение об исправлении хронологии, Иосефа Скалигера сына Юлия Цезаря, разделенное на восемь книг, в которых помимо метода древней хронологии, продуманной доктрины, правильного представления о гражданских днях, месяцах, веках и эпохах, а также кроме новых видов года, предложено проверенное и тонко выверенное исправление самих древних». Основной текст сочинения Скалигера «Об исправлении хронологии» посвящен описанию того, как исчисляли время различные древние народы: греки, халдеи, иудеи, индусы, египтяне персы и др. В третьей его книге говорится, например, о традиционном египетском годе (De anno Aegyptiaco) и годах Набонассара и Филиппа (De annis Nabonassari et Philippi Aegyptiacis), в четвертой — рассматривается вопрос о египетском актийском юлианском годе (De anno Aegyptiorum Iuliano Actiaco).Сотворение мира Иосиф Скалигер датировал 3949 г.д.н.э.

Скалигер подготовил издание всех известных фрагментов «Хроники Евсевия». Оно вышло в 1606 году под названием «Thesaurus temporum: Eusebii Pamphili Caesareae Palaestinae episcopi Chronicorum canonum omnimodae historiae libri duo, interprete Hieronymo, ex fide vetustissimorum codicum castigati; item auctores omnes derelicta ab Eusebio et Hieronymo continuantes; ejusdem Eusebii utriusque partis chronicorum canonum reliquiae Graecae, quae colligi potuerunt, antehac non editae; opera ac studio Josephi Justi Scaligeri, Iulii Caesaris a Burden filii; ejusdem Josephi Scaligeri notae et castigationes in Latinam Hieronymi interpretationem et Graecae Eusebii; ejusdem Josephi Scaligeri Isagogicorum chronologiae canonum libri tres. Lugduni Batavorum: excudebat Thomas Basson. 1606.

Сокровищница времени: вторая книга канона хронологии всемирной истории палестинского епископа Евсевия Памфила Кесарийского, истолкованная Иеронимом, извлеченная из древнейшего списка; также содержатся все остальные повествования из Евсевия и Иеронима, как и до сих пор, неизданные греческие фрагменты обеих частей хронологического канона Евсевия, которые оказалось возможным собрать. Сочинение и исследование Иосифа Юстуса Скалигера, сына Юлия Цезаря из Бурдена, а также примечания и критические заметки Иосифа Скалигера на греческий текст Евсевия и на его латинский перевод Иеронима, как и введение Иосифа Скалигера к третьей книге хронологического канона».

По мнению Скалигера, некоторые династии древнеегипетских фараонов, которые Манефон представил сменявшими одна другую, на самом деле правили в одно и то же время. Но даже при этом допущении французский хронолог относил начало правления первого египетского властителя Менеса на 5702 г.д.н.э.

Полемика, вызванная трудами Скалигера, стимулировала появление большого количества работ по астрономической и технической хронологии. Обобщающим трудом в этой области явился в 18 веке труд бенедектинцев д’Антина, Клеменсе и Дюрана «Искусство проверки дат», последнее издание которого включало 44 тома. До сего времени не потерял значения труд Христиана-Людвига Идлера «Справочник по математической и технической хронологии» (Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie. 1826). Из специалистов по хронологии особенно известен Э. Бикерман, автор труда «Хронология древнего мира».

На основе письменных источников И. Ньютоном была составлена «Исправленная хронология древних царств. 1725г.». Исаак Ньютон предложил хронологию древней еврейской и египетской истории, основанную на библейских источниках, и результаты его работы считались убедительными вплоть до появления «Сотис-датировки», которая сразу изменила картину. История Египта у него начиналась в 12 в.д.н.э.

В целом на основе письменных источников была разработана согласованная хронология древней египетской истории принятая в начале 19 века.

6

Позднее стали пользоваться и другими источниками. Это «абидосский список», относящийся к временам 19 династии, «саккарский список» 19 династии, «туринский папирус» 17 династии и «палермский камень», который дает летописание фараонов первых пяти династий.

Вот чем мы располагаем к настоящему времени, документы приводятся в хронологическом порядке, начиная с Древнего царства:

1. Фрагмент Анналов, высеченных на диоритовой плите, хранящейся в музее Палермо и известной как Палермский камень. В тексте перечисляются цари Египта, начиная от 1 до 5 династии, и дается краткое описание главных деяний каждого древнего царя, в случае же с правителями более поздних времен — описание их достижений в каждый год правления.

2. Серия «царских табличек», списки царей, которым следовало поклоняться в храмах, где эти списки были обнаружены. Они были составлены в периоды 18—19 династий. На самом деле все они представляют собой выборочные списки царей-предшественников, не содержат дат (ни дат правления, ни общей суммы лет) и не разделены на периоды или династии. Выбор имен зависел от предпочтений царственного жертвователя, и их расстановка на различных табличках отличается. Очевидно, что содержание этих табличек было получено из разных источников. Из таких списков в нашем распоряжении находятся:

а) ныне находящийся в Лувре плохо сохранившийся список, высеченный в Зале предков Тутмоса III в Карнаке. Список содержит часть имен царей, перечисленных без всякого порядка;

б) список из храма Сети I в Абидосе. Первая Абидосская таблица, здесь перечислены семьдесят шесть имен от Менеса до Сети I;

в) Вторая Абидосская таблица, датируемая правлением Рамсеса II. Она повторяет первую. Считается, что информация Манефона, в общем и целом подтверждается данными, так называемой Абидосской таблицы. Однако данные Манефона и Абидосской таблицы сильно расходятся. В таблице отсутствуют 13—17 династии Манефона.

г) список из Саккары, где перечисляются цари от Миебиса до Рамсеса II. Здесь отсутствует центральный фрагмент и из пятидесяти восьми имен сохранилось сорок семь. Саккарский список приспособлен к специальным целям, и по числу их нетрудно догадаться, что тут была попытка создать своеобразные святцы на 29 дней и 29 ночей лунного синодического месяца.

3. Царский папирус, хранящийся в музее Турина, — наиболее важный для нас хронологический документ. Он рассыпался на куски. Для чтения пригодно три сотни фрагментов. Папирус был написан при Рамсесе II и дает список всех царей Египта начиная с самых первых времен. Список начинается с двух династий богов, затем идет династия божественных животных, и лишь затем начинаются списки фараонов-людей. Всего в этом папирусе перечислено пятнадцать человеческих династий (у Манефона их тридцать одна). Приводятся точные даты царствований с указанием годов, месяцев и дней. В конце каждой группы написана общая сумма лет.

7

Основы современной хронологии истории Древнего Египта были сформированы во второй половине 19 — начале 20 века в трудах ведущих европейских египтологов: Карла Лепсиуса, Генриха Бругша, Огюста Мариэтта, Гастона Масперо, Флиндерса Петри, Эдуарда Мейера, Джеймса Брэстеда.

В 1910 году были сведены в одну таблицу даты начала правления Менеса, которые указывали в своих работах наиболее авторитетные египтологи. У.М.Флиндерс Петри в качестве времени восшествия Менеса на престол называл: сначала — 4777 г.д.н.э., затем — 5510 г.д.н.э., О. Мариэтт — 5004 г.д.н.э., Г. Бругш и Е. А. У. Бадж — 4400 г.д.н. э., К. Р. Лепсиус — 3892 г.д.н.э., Дж. Г. Брэстед — 3400 г.д.н.э., Курт Зетхе — 3360 г.д.н.э., Э. Мейер — 3180 г.д.н.э., Бунсен — 3059 г.д.н.э., Р.С.Пул — 2717 г.д.н.э., Дж. Г. Уилкинсон — 2691 г.д.н.э.

Археологические раскопки, проводившиеся в Египте в течение 19—20 в., изучение древнеегипетских текстов, все это дало египтологам массу новых материалов. Однако состояние хронологии древнеегипетской истории осталось к началу 21 века в целом таким же, каким оно было столетие назад. «Как ни удивительно, но следует осознать, что зафиксировать подлинные и безусловные даты египетской хронологии чрезвычайно трудно», — такой вывод сделал в 1994 году английский египтолог Питер Клэйтон.

У египтологов нет единого мнения о том, к какому периоду относятся «Папирус Ипувера» и «Поучение Неферреху». События, о которых рассказывается в папирусе Ипувера, некоторые специалисты относят к концу Среднего царства, то есть к началу 17 века до н. э. Другие на основании языка, правописания к более раннему периоду египетской истории концу Древнего царства, 3 тысячелетию до н. э. Папирус Неферреху рассказывает о тех же событиях, что и папирус Ипувера. Многое из того, что историки относят к Древнему царству, может рассматриваться как современное Среднему или даже Новому царству. Таким образом, древнеегипетская история значительно сокращается, и Древнее царство может быть помещено во вторую половину или даже в конец 2 тысячелетия до н. э. В свою очередь, мнения даже археологов расходятся, и их предположения являются не более чем гипотезами.

Недостаток документальных материалов является серьезным препятствием на пути построения достоверной хронологии истории Древнего Египта. Но главная причина неудач египтологов в этом деле заключается в отсутствии надлежащей научной методики датировки событий древнеегипетской истории. Любая хронология древнеегипетской истории, когда-либо предлагавшаяся и предлагаемая в настоящее время в исторической литературе, носит, поэтому в значительной мере условный характер.

8

Сведения, приведенные в «Египтиаке» Манефона, перестали рассматриваться в современной египтологии в качестве основы для построения хронологии династической истории Древнего Египта. При определении дат пребывания у власти той или иной династии историки стараются ныне опираться на новые материалы, добытые в процессе археологических раскопок. Но эти материалы, как правило, дают основания для самых различных датировок правления одной и той, же династии.

Так И. Великовский указывал на наличие на внутренней стороне глазурованных плиток дворца Рамзеса III (в Tell-el-Yahudieh в Дельте) классических греческих букв 3 в.д.н.э. нанесенных в процессе изготовления. Фараон Псусенн 11 в.д.н.э. века построил здание на фундаменте, из-под которого извлечены слои, оставленные фараоном 8 в.д.н.э., который продолжал строительство, начатое фараоном 4 в.д.н. э. Эти факты не опровергнуты.

Надпись на острове Сехель близ Асуана утверждает, что она является копией документа, написанного Джосером на 18-ом году его правления. Эта копия, как в ней утверждается, была написана спустя 1000 лет после описанных в ней событий. Предполагается, что эта надпись была написана в течение 2 в.д.н. э. Часть надписи заявляет, что фараон Джосер после семилетнего голода пожертвовал богу Хнуму в Элефантине полосу земли выше первого порога. Подобная надпись на острове Филаи, содержит заявление жрецов бога Изиса, что Джосер сделал тот же самый подарок их богу для той же самой цели. Тогда 18 год правления Джосера шел в 12 в.д.н. э. Египтологами принято считать правление фараона 3 династии Джосера 2778—2723 г.д.н.э. или 2686—2613 г.д.н.э., Джосерти 2670—2663 г.д.н. э. Известны также правители 18 династии Джосеркара (1546—25 г.д.н.э.) и Джосерхеперура (1348—20 г.д.н.э.).

В настоящее время официально принята следующая хронология Древнего Египта: считается, что триста девяносто египетских монархов принадлежали к тридцати одной четко определяемой династии. Хотя «фараонами» называли себя правители и после 332 года до н.э. (до 251 г.н.э.), это были уже не урожденные египтяне, а македонские греки (период Птолемеев 332—30 г.д.н.э.) и римские императоры позднего времени (римский период 30 г.д.н.э. — 251 г.н.э).

По «Kebra Nagast» в 10в. зафиксирован: «знатного из знатных Египта, которого Царь Фараон… Фараон, направил к тебе меня из Александрии. И вот, сообщу я тебе, как я шел. Выйдя из Александрии прибыл в Кахеру (Каир)»

Титул фараона для действовавших правителей коптов Египта был зафиксирован Бируни для 12 в., а португальцами, побывавшими в Эфиопии, для Египта в 16 в. Сведений об этих династиях фараонов (с 3 по 16 в.) в науке не имеется.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Манефон. Хронология древнего Египта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я