Бронезавры XIX века. Боевые корабли 1865-1885

Алексей Борисов, 2022

Книга посвящена истории военного кораблестроения в период 1865-1885 гг.; в ней приведена подробная информация о более чем 300 кораблях и типов кораблей той эпохи, состоящей на их вооружении артиллерии и минном оружии, а также описания значимых морских сражений эпохи

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бронезавры XIX века. Боевые корабли 1865-1885 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вторая мониторная держава

В России первые эксперименты с бронированием кораблей начались еще во время Крымской войны, когда была затеяна постройка нескольких несамоходных плавучих батарей — плотообразных сооружений, орудия на которых устанавливались за броневым бруствером.

Позже была построена канонерская лодка «Опыт», единственное 60-фунтовое орудие которой было установлено за броневым бруствером толщиной 114 мм. Судно водоизмещение всего 270 тонн было оснащено машиной мощностью в 200 л.с. и использовалось исключительно как экспериментальное.

Вести о серийной постройке в Англии и Франции броненосных фрегатов подстегнуло и деятельность в этом направлении и российского морского ведомства. Решено было пойти проторенным путем: прикрывать броневыми плитами борта строящихся крупных деревянных кораблей. Ведущие кораблестроители А. Х. Шаунбург и А. А. Иващенко были отправлены в Англию и Францию изучать западноевропейский опыт; по возвращении началась достройка двух кораблей из последней фрегатской серии — «Севастополь» и «Петропавловск» (подробнее об этих кораблях — в предыдущей книге «От Кинбурна до Лисы») в броненосцы.

Ничем особенным от западноевропейских аналогов эти корабли не отличались. Броневые плиты были поставлены из Англии — фирмой «Браун и компания». Для их установки был приглашен английский мастер.

Пояс ватерлинии имел толщину 114 мм; на расстояние 15,35 м от штевней толщина плит уменьшалась до 102 мм, 89 мм и 76 мм. Батарея была прикрыта 114 мм плитами и траверзами такой же толщины. Стенки рубки — 102 мм.

Первоначально оба фрегата вооружили 60-фунтовыми гладкоствольными орудиями, но с принятием на вооружение в 1867 г. нарезных 8-дюймовок они постепенно вытеснили 60-фунтовки на вооружении этих кораблей.

Хотя изначально фрегаты были одинаковые, в процессе строительства они получили заметные различия: «Севастополь» оказался быстроходнее, но нес более легкое вооружение, «Петропавловск» — сильнее вооруженным.

Тактико-технические характеристики первых русских броненосцев:

«Севастополь» — заложен в Северном доке Кронштадта 16 марта 1861 г., переведен из северного дока в Южный для достройки в качестве броненосца 16 октября 1863 г., спущен на воду в Южном доке 12 августа 1864 г., введен в строй в 1865 г.

Водоизмещение — 6135 т. Размерения: 90 х 15,34 х 7,9 м. Мощность машин — 3088 л.с. Скорость — до 14 узлов. Бронирование — 76-114 мм. Экипаж — 635 чел.

Изначально фрегат был вооружен 28 — 60-фунтовыми пушками №2 в батарее и 2-60 фн. №1 на верхней палубе.

В 1867 г. пара 60-фунтовок в батарее были заменены на 8-дюймовки. В 1870 г. на вооружении броненосца насчитывалось уже 10 — 8-дюймовок и 16 — 60-фунтовок.

К 1877 г. броненосец был полностью перевооружен на нарезную артиллерию: на батарейной палубе стояло 14 орудий калибром 8 дюймов; на верней палубе находились 2 — 8 дюймовых погонных и 1 — 6 дюймовая ретирадная на поворотной платформе.

«Петропавловск»: водоизмещение — 6040 т; Размерения: 89,68 х 17 х 7,76 м. Мощность машин — 2805 л.с. Скорость — 11,8 уз. Бронирование — 76-114 мм. Экипаж — 680 чел. Вооружение:

в 1867-1868 гг. — 20 — 8 дюймовых в батарее и 2 — 60-фунтовых на верхней палубе.

К 1877 г. 60-фунтовки были заменены на погонную и ретирадную 8-дюймовки и на верхней палубе установили дополнительно 10 — 87 мм пушек для стрельбы по незащищенным целям.

«Первенец» и компания

Сказать, что служба первых русских броненосцев изобиловала событиями, нельзя. Проходила она по большей части на просторах Балтийского моря. Можно даже предположить, что мореходные качества «Севастополя» и «Петропавловска» не совсем удовлетворили адмиралов и капитанов. Мало того, военно-морские власти, со всей видимостью, предвидели такой исход, так как еще 16 ноября 1861 г. выдали заказ на постройку броненосного корабля английской фирме «Темз Айрон Уоркс».

Корабль назвали «Первенец». Дела у англичан шли споро, и уже 6 мая 1863 г. «Первенец» был спущен на воду. К тому времени англо-русские отношения до предела обострились из-за Польского восстания, и в Англию был послан фрегат «Генерал-Адмирал» под командой В.А.Стаценко с приказом привести «Первенец» в Россию, чего бы то ни стоило и в любом состоянии.

В августе 1863 г. «Первенец» уже был в российских водах, где и состоялось его вооружение, экипирование и прочее «доведение до ума».

Не сказать, чтобы и «Первенец» произвел очень благоприятное впечатление: корабль оказался слишком тихоходным для линейного броненосца и плохо управлялся. Но по вооружению и бронированию почти не уступал современным ему английским и французским кораблям, будучи раза в полтора меньше. Квалифицировать его как «броненосный фрегат» даже у отечественных мореплавающих мужей язык не повернулся, И в итоге «Первенец» был обозначен как «броненосная плавучая батарея».

По образцу «Первенца» решено было построить еще 2 броненосца на российских верфях — «Не тронь меня» и «Кремль». Правда, броню для них опять-таки пришлось заказать в Англии. Причем толщина пояса в центральной части корпуса «Кремля» была увеличена с 114 мм до 140 мм.

Все три батареи благополучно вступили в строй и служили подолгу. Достаточно сказать, что «Не тронь меня» был потоплен (правда, уже в качестве несамоходной баржи) гитлеровской авиацией в годы Великой Отечественной.

Первоначально новые броненосцы предполагалось вооружить 24-60-фунтовыми пушками в батарее и еще парой 60-фунтовок на верхней палубе в качестве погонных и ретирадных. После принятия на вооружение нарезных 8-дюймовок они, так же, как и на «Севастополе» с «Петропавловском», стали вытеснять гладкоствольные пушки и в батарее, и на верхней палубе.

«Кремль» из этой троицы оказался наименее везучим. Во-первых, был оснащен старой и уже изношенной машиной со списанного фрегата «Илья Муромец».

Во-вторых, скверная управляемость броненосной батареи стала причиной гибели относительного нового фрегата «Олег»: 2 августа 1869 г. «Кремль», маневрируя в составе эскадры, протаранил это судно неподалеку от острова Гогланд. Удар пришелся под прямым углом впереди грот-мачты. Фрегат затонул через 15 минут; погибло 16 человек. Перед столкновением «Кремль» находился вне строя; во время сложного маневра с разворотом эскадры, идущей строем фронта, на противоположный курс, попытался выполнить этот маневр вместе с эскадрой, и, занимая место в строю, врезался в «Олега». Руководил эскадрой во время учений знаменитый адмирал Григорий Бутаков. В годы Крымской войны он командовал пароходофрегатом «Владимир», захватившим 5 ноября 1853 г. египетский пароход «Перваз-Бахри», и был ко времени несчастья с «Олегом» легендой русского флота. По итогам ЧП даже никого не судили.

Но на этом злоключения «Кремля» не завершились. В мае 1885 плавучая батарея, следуя из Кронштадта в Ревель, попала в сильный шторм. Старая машина вышла из строя, корпус получил повреждения. Капитан корабля Шлеров сумел под парусами вывести плавучую батарею на отмель в залив Кунда, где «Кремль» затонул от полученных повреждений.

Впрочем, корабль и подняли, и восстановили; из списков флота «Кремль» исключили только в октябре 1905 г.; в 1908 судно пошло на слом.

Тактико-технические характеристики российских броненосных плавучих батарей

«Первенец»: начат постройкой в декабре 1961 г., спущен на воду 18 мая 1863 г.; водоизмещение — 3277т, размерения — 67,1 х 16,16 х 4,4 экипаж — 459 чел., из них 17 офицеров.

Мощность машины — 1067 л.с.: скорость — 8 узлов.

Бронирование: пояс по ватерлинии в центре — 114 мм, в 9,15 от форштевня и ахтерштевня уменьшался до 102 мм; батарея — 114 мм; рубка — 114 мм.

Вооружение — менялось с годами:

1864 г.: в батарее — 24 — 60 фн.; на открытой палубе — 2 — 60 фн. (погонная и ретирадная на поворотных платформах);

1867 г.: в батарее — 2-203 мм + 20 — 60 фн.; на открытой палубе — 2 — 60 фн.;

1869 г.: в батарее — 22-60 фн.; на открытой палубе — 2-60 фн.;

1872 г. — в батарее — 2-203 мм + 20 — 60 фн.; на открытой палубе — 1-203 мм+1-60 фн.;

1874 г.: в батарее — 12-203 мм; на открытой палубе — 2 — 87 мм;

1875 г.: в батарее — 14-203 мм; на открытой палубе — 4 — 87 мм;

1877 г.: в батарее — 10-203 мм+2 — 152мм; на открытой палубе — 1-107 мм + 4-87мм;

1880 г.: в батарее — 10-203мм+2-152 мм; на открытой палубе — 2-152 мм, 1 мортира — 229 мм;1 десантная пушка Барановского калибром 63,5 мм; по одной картечнице Пальмеркранца и Барановского;

1881 г.: в батарее — 12-203 мм+ 2-152 мм; на открытой палубе 2-152 мм + 1 мортира 229мм+по 2 картечницы Энгельгарта и Пальмкранца + 1 картечница Гочкиса + десантная пушка Барановского калибром 63,5 мм.

1895 г.: 6-203 мм, 6-152 мм (длиной ствола 28 клб.); 2-120 мм Канэ (длиной ствола 45 клб.); 2-87 мм; 2-47 мм (43 клб.); 5-37 мм (28 клб.).

Броненосная плавучая батарея «Не тронь меня» — начата постройкой 15 января 1863 г. на верфи Галерного острова в Санкт-Петербурге; спущена на воду 11 июня 1864 г., введена в строй 6 июля 1865 г.;

водоизмещение проектное 3340 т., реальное — 3494 т.;

размерения — 67,1 х 16,16 х 4,58 м;

мощность машин — 1200 л.с.; скорость хода — 8 уз.;

бронирование: пояс по ватерлинии — 114-102 мм; батарея — 114-102 мм. Рубка — 114 мм.

Экипаж — 18 офицеров и 426 нижних чинов.

Вооружение:

1866 г. — в батарее — 15-203 мм, на открытой палубе — 2-203мм;

1868 г.: в батарее — 14-203 мм; на открытой палубе 2-203 мм+1-152мм;

1873 г.: в батарее — 16-203мм;на открытой палубе 1-60 фн.;

1874 г.: в батарее — 16-203мм; на открытой палубе 1-60 фн. + 2-87 мм;

1876 г.: в батарее — 16-203 мм; на открытой палубе — 4-87 мм;

1877 г.: в батарее — 12-203 мм; на открытой палубе — 4-203 мм+6-87 мм;

1880 г.: в батарее — 12-203 мм; на открытой палубе — 2-203 мм, 6-87 мм; 1 мортира — 229 мм; по одной картечнице Энгельгарта и Пальмкранца;

1881 г.: в батарее — 12-203 мм; на верхней палубе 2-203 мм+4-87 мм+1 картечница Энгельгарта;

1882 г.: в батарее — 12-203 мм; на верхней палубе — 2-203 мм+4-87 мм+2 картечницы Энгельгарта.

Броненосная плавучая батарея «Кремль»:

начата строительством 20 октября 1863 г., на заводе Семенникова и Полетики в Санкт-Петербурге; спущена на воду 14 августа 1865 г., введена в строй в октябре 1866 г.

Водоизмещение: проектное — 3412 т; полное реальное водоизмещение достигало 4323 т;

Размерения — 67,35 х 16,16 х 4,6 м;

Мощность машины — 870 л.с.; скорость хода — 8 уз.; дальность плавания под парами — до 2000 миль.

Бронирование — аналогично «Первенцу» и «Не тронь меня», но в центральной части корпуса применены плиты толщиной 140 мм.

Вооружение: по проекту предполагалось вооружить «Кремль» 16-203 мм в батарее и парой таких же пушек на открытой палубе на поворотных платформах в носу и корме, но в реальности в 1865 г. на броненосце установили 15-60 фн. в батарее и 2-60 фн. на открытой палубе.

В 1867 г. броненосец при водоизмещении 3682 т нес 14-60 фн. в батарее и 2-203 мм на открытой палубе;

в 1868 г. при водоизмещении 3851 т броненосец нес 16-60 фн. в батарее и на открытой палубе — 2-152 мм+4-87мм;

в 1870 г. в батарее — 6-203 мм+10-60 фн.; на открытой палубе — 2-152 мм+1-60 фн.;

в 1872 г. при водоизмещении 3412 т в батарее — 6-203 мм+10-60 фн.; на открытой палубе — 3-152 мм + 1-107 мм+4-87 мм;

в 1874 г.: в батарее — 12-203мм+2-60 фн.; на открытой палубе 4-203мм+6-87 мм;

в 1877 г. при водоизмещении 3952 т. «Кремль» нес в батарее 12-203 мм; на открытой палубе — 2-203 мм + 6-87 мм+ 1 мортиру 299мм;

в 1880 г. на броненосце осталось только 12-203 мм орудий в батарее.

От гладкоствольных к нарезным

Прежде чем перейти к последующим типам российских кораблей 1860-х годов, скажем несколько слов об их артиллерии. В данных, приведенных выше, упоминается только один тип гладкоствольных орудий — 60-фунтовые пушки, подробная информация о которых — в предыдущей книге («От Кинбурна до Лиссы»). Остальные орудия (все, калибр которых указан в миллиметрах) — нарезные. История их такова (согласно известной монографии А.Б.Широкорада «Корабельная артиллерия Российского флота 1867-1922 г.»)

Итак, в 1963 г. Российское морское ведомство заказало Круппу 68 гладкоствольных дульнозарядных орудий калибром 203 мм (8 дюймов), и первые из пушек этого заказа начали поступать в российские арсеналы уже в том же году. Но их не ставили на корабли, а тут же отправляли на переделку в нарезные казнозарядные — часть обратно Круппу, часть — на Обуховский сталелитейный завод (ОСЗ). Который впоследствии сам освоил производство нарезных 8-дюймовок.

В России они получили наименование орудий обр. 1867 г. или орудиями «прусской» системы. Особенность их заключалось в то, что нарезы у них были адаптированы к стрельбе снарядами со свинцовой оболочкой. С 1877 г. стали внедрять снаряды с медными ведущими поясками, и соответственно, орудия для стрельбы ими стали именоваться орудиями обр. 1877 г.; часть орудий обр. 1867 г. были переделаны в орудия 1877 г. (данный абзац имеет отношение не только к 8-дюймовкам, но и вообще ко всей российской артиллерии).

Т.к. после нарезания нарезов экс-гладкоствольные орудия имели тенденцию взрываться, то стволы части из них стали скреплять кольцами (как правило, 8-ю). Так, фактически, получилось 2 типа 8-дюймовок обр. 1867 г.

Еще большее разнообразие внесли способы переделки дульнозарядных пушек в казнозарядные: Крупп использовал клиновой затвор призматического типа, ОСЗ — цилиндрического.

Длина ствола у пушек, переделанных из гладкоствольных, составляла 21 калибр, изначально нарезных — 21,9 клб. (в справочниках указываются как орудия с длиной ствола в 22 калибра).

Вес нескрепленных 8-дюймовок составлял 7584 кг; стреляли они снарядами из закаленного чугуна весом 73,7-84,8 кг длиной 2,2-2,4 калибра. Обычный вес разрывного заряда — 2,64 кг черного пороха.

При стрельбе зарядом в 10, 2 кг призматического пороха дальность стрельбы из нескрепленных 8-дюймовок равнялась 3704 м при начальной скорости снаряда 375 м/с и угле возвышения 10 градусов 38 минут; при использовании заряда весом 12,9 кг начальная скорость снаряда достигала 421 м/с, а дальность стрельбы в 3704 м достигалась при угле возвышения 9 градусов 6 минут. Но такие заряды рекомендовалось использовать только в крайних случаях, при стрельбе по неприятельским броненосцам на близкой дистанции с целью уверенного пробития их брони (при заряде в 12,9 кг был слишком велик риск разрыва самого орудия).

Вес 8-дюймовок со скрепленными кольцами стволами достигал 9000-9200 кг; для стрельбы из них допускалось использовать заряд призматического пороха в 14,3 кг. Первые орудия этого типа Обуховский завод выпустил лишь в 1870 г. На испытаниях одно из них выдержало 1300(!) выстрелов.

На закрытых батареях броненосцев 8-дюймовки устанавливались на станках с углом возвышения до 5,5-6,5 градусов (угол снижения — до минус 1,5 градуса). На отрытой палубе применялись станки, позволявшие доводить угол возвышения до 15-30 градусов. В 1867 г. на вооружение был принят железный станок Пестича для 8-дюймовок, допускавший угол возвышения в батарее до 7 градусов, на открытой палубе — до 15 градусов. Но этот станок оказался недостаточно прочным для 8-дюймовок, и постепенно все орудия переставили на более тяжелые и прочные станки Скотта, к тому же позволявшие осуществлять горизонтальную наводку в пределах 40 градусов. Угол возвышения стволов орудий на станках Скотта менялся (в зависимости от высоты станка от 7 до 12 градусов

Первые 6-дюймовые нарезные пушки Морскому ведомству поставила германская фирма Бергера; по их образцу производство было налажено на Обуховском заводе. Если говорить точно, их калибр был 6,03 дюйма, или 153 мм. Чем объяснить такую странность — загадка веков и военно-бюрократического менталитета.

Первые 4 пушки ОСЗ были поставлены в 1868 г.; 3 из них установили на клипер «Всадник», отправлявшийся на Тихий океан; четвертую отправили на полигонные испытания, где она выдержала 700 выстрелов.

С 1870 г. начали выпускать 153 мм пушки со скрепленными стволами и скреплять уже находившиеся на вооружении. К обоим типам орудий применялись два типа снарядов:

чугунный со свинцовой оболочкой длиной 2,5 клб. и весом 36,8 кг; с разрывным зарядом 1,35 кг;

из закаленного чугуна весом 38,1 кг с разрывным зарядом 0,7 кг черного пороха.

Для стрельбы из пушек с нескрепленным стволом использовали заряд призматического пороха весом 6,55 кг; дальность стрельбы при этом при угле возвышения 10 градусов 12 минут составляла 3660 м при начальной скорости снаряда 407 м/с.

Для стрельбы из скрепленных орудий использовали заряд призматического пороха весом 7.37 кг; начальная скорость снаряда при этом достигала 446 м/с.

С 1868 г. на Обуховском заводе началась разработка собственно 6-дюймовой пушки с длиной ствола 23,3 клб. и весом 4259 кг. В боекомплект входили:

снаряд обыкновенного чугуна весом 33,7 кг с разрывным зарядом 1,95 кг черного пороха;

снаряд из закаленного чугуна весом 38,08 кг с зарядом черного пороха 0,7кг; длина обоих снарядов — 2,5 калибров.

Для стрельбы применялся метательный заряд призматического пороха весом 8,2 кг, обеспечивающий начальную скорость снаряда в 437 м/с и дальность стрельбы 3660 м при угле возвышения 8 градусов 7 минут.

В 80-х годах для этих 6-дюймовок были приняты снаряды с медными ведущими поясками: из обыкновенного чугуна весом 33,37 кг с разрывным зарядом 1,95 кг черного пороха и снаряд закаленного чугуна весом 38,03 кг.

Применялась также картечь весом 25,4 кг, содержащая 72 пули весом по 247 гр. и диаметром 36,8 мм.

К 1877 г. все оставшиеся 153 мм пушки отправили на Черное море, где их устанавливали на находившиеся там деревянные корветы; на все корабли Балтийского флота, Сибирской и Каспийской флотилий устанавливали 6-дюймовки ОСЗ.

107 мм и 87 мм пушки, устанавливавшиеся на кораблях, были обычными полевыми орудиями, приспособленные на установки на морских судах.107 мм устанавливались на деревянных станках с центральным или передним штырем. Часто эти орудия называли 9-фунтовками, так как по калибру они совпадали с гладкоствольными корабельными 9-фунтовыми орудиями.

Истинный калибр — 106,6 мм или 4,2 дюйма. Вес орудия — 770-786 кг. Длина ствола — 20 калибров.

Основной боеприпас — граната весом 11,08 кг, снаряженная 0,4 кг черного пороха. При начальной скорости снаряда 320 м/с дальность стрельбы в 3660 м достигалась при угле возвышения 14 градусов 12 минут;

Применялась также картечная граната весом 12,7 кг, снаряженная 71 пулей диаметром 15,9 мм. Этот боеприпас покидал ствол 9-фунтовки со скоростью 298 м/с, и дальность стрельбы достигала 3111 м при угле возвышения 12 градусов 10 минут.

Использовалась картечь в цинковом корпусе весом 10,4 кг, содержащая 108 пуль весом 74 гр. и диаметром 24 мм. Дальность стрельбы — 550 м.

В 1876 г. на вооружение была принята шрапнель весом 11,47, содержащая 280-300 пуль диаметром 12,7 мм. Дальность стрельбы по трубке при начальной скорости 317 м/с — 2347м.

87 мм пушки в обиходе именовались 4-фунтовками; истинный калибр — 3,42 дюйма или 86,87 мм. Длина ствола 19,7 клб., вес орудия — 360 кг.

Основной боеприпас — граната весом 5,74 кг, снаряженная 0,205 кг черного пороха. При начальной скорости снаряда 306 м/с дальность стрельбы в 3294 м обеспечивалась углом возвышения 14 градусов 8 минут.

Картечная граната снаряжалась 36 пулями калибром 15,9 мм и весила 6,67 кг. Начальная скорость боеприпаса — 288 м/с и дальность стрельбы 2562 м при угле возвышения 12 градусов.

Картечь в цинковой оболочке содержала 48 пуль калибром 24,1 мм и весом 73,8 гр. Дальность стрельбы — 550 м.

В 1876 г. была введена шрапнель весом 5,94 кг, содержащая 140-150 пуль калибром 12,7 мм. Начальная скорость снаряда — 301 м/с, дальность стрельбы по трубке — 2240 м.

107 мм и 87 мм орудия рассматривались как эффективное средство борьбы с незащищенными броней кораблями и полевыми укреплениями, но ожиданий не оправдали из-за слабости фугасного действия снарядов. Попытка использовать их как оружие против появившихся в 70-х годах миноносцев также не привела к успеху из-за низкой скорострельности этих орудий. К примеру, 87 мм пушка делала, в лучшем случае, 2 выстрела в минуту.

Но вернемся к броненосному судостроению в России

В 1864 г. был объявлен конкурс на проект современного броненосца для русского флота; победила разработка, очень напоминающая английский «Беллерофон». Правда, будучи по водоизмещению чуть ли не в два раза меньше «Беллерофона», русский броненосец должен был нести почти такое же вооружение — восемь 9-дюймовок в каземате в центральной части корпуса.

По этому проекту заложили два корабля — «Князь Пожарский» и «Минин». Обоим предстояло стать этапными кораблями в истории российского судостроения. Причем по начальному проекту был достроен только «Князь Пожарский»; «Минина» же ждала масса переделок.

Как и ожидалось, после спуска на воду выяснилось, что проектное вооружение из 8 девятидюймовок оказалось для «Пожарского» тяжеловатым. И их было решено заменить на восьмидюймовки, причем добавить к 8 казематным еще две — погонную и ретирадную.

Но и этот вариант оказался слишком «весомым» для корабля, проектное водоизмещение которого едва превышало 4 тыс. тонн.

В итоге погонную и ретирадную 8-дюймовки заменили на 6-дюймовые орудия.

Броненосец получился откровенно второклассным; но в заслугу отечественным кораблестроителям можно поставить тот факт, что «Пожарский» был построен быстро даже по европейским нормам; а во-вторых, этот корабль оказался вполне мореходным и стал первым российским металлическим судном, выполнившем трансатлантический переход (с заходом в Средиземное море).

«Пожарскому» была суждена долгая служба; в 90-е годы (XIX века) он получил современную скорострельную артиллерию, и даже был разработан проект установки на нем новых машин с тем, чтобы превратить его в броненосный крейсер почти на уровне требований времени; но нужных денег, как и повелось в самой обильной землями и людьми империи, не оказалось, и в итоге старый фрегат превратился в брандвахту.

«Американские» миниторы

Во время визита эскадры Лесовского в США русские морские чины могли познакомиться с действиями юнионистских мониторов против боевых кораблей и фортов южан и оценить эти суда. Еще раньше Лесовский и корабельный инженер Арцеулов имели возможность ознакомиться с конструкцией этих кораблей. Они выглядели идеально для защиты балтийского побережья: мелкосидящие, почти неуязвимые, вооруженные мощной артиллерией, способной сокрушить броню броненосцев первого поколения.

Возвращаясь из американской экспедиции, Лесовский доставил в Россию чертежи новейшего американского монитора «Пассаик», и по этому проекту в России началось строительство сразу 8 броненосцев:

Два из них — «Ураган» и «Тифон» были заложены в Новом адмиралтействе, а остальные строились на частных верфях:

«Единорог» и «Стрелец» — на Галерном острове;

«Броненосец» и «Латник» — на заводе Карра и Макферсона;

«Лава» и «Перун» — на заводе Полетики и Семянниникова.

Еще 2 монитора — «Колдун» и «Вещун» — строились в Бельгии на заводе Коккериля, по частям доставлялись в Россию и собирались в Петербурге на Гутуевском острове.

Сами по себе эти суда водоизмещением 1500-1700 тонн не несли ничего оригинального по сравнению с их американским предшественником (и об экспедиции Лесовского, и об американских мониторах, в том числе — «Пассаике» — читайте в предыдущей монографии «От Кинбурна до Лисы»). Определенный налет интриги заключается в вопросе: как они были вооружены?

Обычно в любой популярной литературе указывается, что в их единственной башне была установлена пара 229 мм нарезных орудий. С другой стороны, в монографии А.Б.Широкорада указывается, что в 1864 г. Морское ведомство заказало Круппу для этих мониторов 22 9-дюймовых гладкоствольных дульнозарядных орудий, которые в том же году были поставлены и установлены на мониторах.

В следующем 1865 г. Крупп предложил переделать эти пушки в нарезные, но снимать их с судов и направлять на переделку Круппу начали лишь в 1868 г. Кроме того, 2 пушки попытались нарезать на Ижорском заводе, но что-то пошло не так, и их решили оставить гладкоствольными: рассверлили до диаметра 10,75 дюймов (273 мм) и установили на монитор «Единорог».

Первые нарезные 9-дюймовки Круппа поступили на вооружение мониторов в 1869 г. ОСЗ начал производство нарезных 9-дюймовок только в 1870 г.

Пока орудия находились у Круппа на переделке, на мониторы устанавливали российские гладкоствольные пушки калибром 15 дюймов, и так как замена на нарезную артиллерию шла ни шалко, ни валко, то последние 15-дюймовки сняли с мониторов только в 1873 г.

Таким образом, получается, что в то время, когда мониторы, по сути, составляли костяк российского броненосного флота — в 1865-1868 гг. — они вооружались всего парой гладкоствольных 9-дюймовых пушек. Это вооружение выглядит крайне слабым — напомним, что «Пассаик» был вооружен 15-дюймовым и 11-люймовым орудиями.

Это противоречие попытался разрешить известный исследователь корабельной артиллерии Н.В.Митюков, предположивший в их совместной книге с К.Р.Кроуфордом, что изначально на мониторы ставили нарезные дульнозарядные 9-дюймовки английского образца, поставленные частной английской фирмой Блэкли.

Согласно книге Кроуфорда и Митюкова («Identification of the Parameters of Naval Artillery»), Блэкли отправил нарезные пушки для испытаний в Петербург еще в 1862 г. — нарезную 8-дюймовку для 200-фунтовых снарядов и 11-дюймовку для стрельбы 400-фунтовыми снарядами. Опыт прошел успешно, и Блэкли поставил в Россию 160 (!) нарезных орудий калибром от 8 дюймов до 11 дюймов для крепостной и морской артиллерии. Часть из которых устанавливалась на мониторах.

Можно предположить, что по мере изготовления нарезных казнозарядных 9-дюймовок Круппом и ОСЗ дульнозарядные орудия Блэкли снимались с вооружения мониторов и переводились на вооружение крепостей; а сам факт сотрудничества с британской фирмой не получил огласки из-за постоянно напряженных отношений между Россией и Великобританией; возможно, и из-за репутации Блэкли, активно сотрудничавшего с Конфедерацией южных штатов во время Гражданской войны в США.

Точка на череде перевооружений мониторов типа «Ураган» была поставлена после того, как на вооружение были приняты новые 11-дюймовые нарезные пушки: в башню каждого из мониторов поставили по одному такому орудию.

Одновременно с постройкой мониторов американского типа Морское ведомство пожелало получить корабль с более удачными башнями Кольза, по образцу датского «Ральфа Краке». Такой корабль был построен в Англии; его назвали «Смерч». Первоначально его вооружение состояло из 4-х гладкоствольных 60-фунтовых пушек №1. Их установили попарно в двух башнях этого корабля с минимальными углами возвышения. При феноменальной по тем временам начальной скорости снаряда в 550 м/с эти 60-фунтовки теоретически могли при стрельбе «с дистанции пистолетного выстрела» пробить броню английского «Уорриора» или французского «Глуара». Собственно, «Смерч», как и 10 «американских» мониторов, и предназначался для обороны побережья от «заглянувших» на Балтику непрошенных «гостей». И все, что от них требовалось — участие в плотном бою на кратчайшей дистанции.

Как только представилась возможность, «Смерч» перевооружили сначала нарезными 8-дюймовками (по одной в каждой башне), а затем — 9-дюймовками. Планировали довести вооружение «Смерча» до четырех 9-дюймовок, но вовремя сообразили, что такое вооружение для относительно небольшого корабля (1300 т) будет тяжеловатым.

По четыре 9-дюймовки установили на двух следующих мониторах — «Русалка» и «Чародейка», водоизмещение которых было доведено до 2000 т. Из этой пары известность получила «Русалка». На ней служил мичманом будущий адмирал и признанный светоч (теоретик, гидрограф, исследователь, писатель и прочая, и прочая) российского флота С.О.Макаров.

В 1869 г., вскоре после ввода в строй, «Русалка», во время плавания в Финском заливе, задела днищем за риф, получила пробоину и стала тонуть. К счастью, капитан успел посадить судно на мель. В итоге «Русалка» была спасена, но этот случай подвиг Макарова на разработку теории непотопляемости, включавшей систему водоотливных труб из каждого отсека с двумя магистралями, проложенными по всей длине судна, а также расчеты и готовые таблицы для каждого судна по контрзатоплению отсеков (затоплению отсеков с противоположного поврежденному борту) с целью недопущения опрокидывания корабля.

«Русалка» же оказалась несчастливым кораблем. Во время одного из последующих плаваний она пропала без вести. 19 сентября 1893 г. вышла из Ревеля в Гельсингфорс на соединение с учебно-артиллерийским отрядом. Двигалась в сопровождении канонерской лодки «Туча». В пути суда застиг 9-балльный шторм, и они вынуждены были разделиться. «Туча» прибыла в Гельсингфорс одна.

Судя по всему, «Русалку» постигла участь многих мониторов: в шторм низкобортное судно захлестывали волны, возможно, корпус получил пробоину; вода наполнила внутренние помещения, и корабль пошел ко дну.

Спастись не удалось никому. Долгое время обстоятельства ее гибели оставались загадкой; попытка найти броненосец «по горячим следам» не удались; возможно, «Русалку» видели водолазы ЭПРОНа в 1932 г. во время поисков пропавшей без вести советской подводной лодки №9, но официальные власти этой находкой не заинтересовались, и про обнаружение броненосца нет даже упоминаний в отчетах Экспедиции. Хотя кое-какие сведения просочились в популярную и даже художественную литературу. Например, писатель К.Д. Золотовский (в прошлом — военный моряк, в 30-е годы — сотрудник ЭПРОНа, водолаз) в рассказе «Девятка» (сборник «Рыба-одеяло») достоверно указывает не только глубину затонувшего судна, но и его положение.

В 1894 г. командира учебно-артиллерийского отряда контр-адмирала П.С.Бурачека и капитана сопровождавшей «Русалку» канонерской лодки «Туча» Н.М.Лушкова судили. Адмирал отделался выговором, а Лушкова отстранили от должности.

Окончательно затонувший корпус корабля обнаружили только в XXI веке моряки эстонского исследовательского «Маре». Корпус «Русалки» стоит вертикально (как и в рассказе Золотовского), заглубившись носом в ил, всего в 25 км от Хельсинки.

Никаких мер по поднятию судна на момент написания этого текста не принято.

Башенные фрегаты русского флота

Подобно тому, как американцы уже в годы Гражданской войны осознали, что им, кроме обычных мониторов для мелких вод, нужны более мореходные суда, так и в России уже первый опыт эксплуатации башенных мониторов"американского типа"вызвал понимание нужды в более крупных, мощных и мореходных судах, которые составляли бы, своего рода, маневренный резерв для оказания поддержки подвергшимся нападениям участкам береговой обороны. По идее, артиллерия береговой обороны должна выполнять функции стационарного средства защиты побережья, а будущие корабли маневренного резерва — подвижного, усиливающего защиту угрожаемых направлений.

И, надо сказать, в России идею такого мореходного звена береговой обороны удалось реализовать лучше, чем в США с их"Роаноком"и кораблями типа"Миантономо".

Неизвестно, в какой мере образцами для новых русских кораблей оказались английские"Скорпион"и"Виверн", строившиеся для рабовладельческой Конфедерации, но, в конце концов, вошедшие в состав британского флота, а в какой мере собственные канонерские лодки типа"Чародейка", и в какой мере они стали результатом новых разработок. По проекту эти корабли должны были нести 6 орудий калибром 229 в 3-х башнях на батарейной палубе; у них был обеспечивающий хорошую мореходность бак и ют и возвышенный борт в центральной части; башни на время морских переходов могли защищаться от волнения подъемными щитами, обеспечивавшими этим судам достаточно высокий сплошной надводный борт.

По проекту водоизмещение новых броненосцев должно было составить 3196 т; толщина бортового бронирования в центральной части корпуса — до 114 мм, в оконечностях — 89 мм; им полагалось нести броневую палубу толщиной 25,4 мм. Три мачты с достаточно развитым рангоутом обеспечивали этим судам возможность хода под парусами.

Новые корабли решили классифицировать как «башенные фрегаты» и назвать по именам знаменитых адмиралов: «Адмирал Спиридов», «Адмирал Чичагов», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Грейг».

Вскоре после заказа вдруг возникла идея, что бронирование этих кораблей недостаточно, и на первых двух («Спиридове» и «Чичагове») решено было снять одну башню и усилить бронирование борта до 152 мм (до 178 мм с учетом железной подкладки под броневой пояс).

Вторая пара башенных фрегатов была достроена по первоначальному проекту, хотя, по некоторым сведениям, бортовое бронирование в центральной части корпуса у них было усилено до 140 мм — опять-таки за счет железной подкладки под броню толщиной 1 дюйм.

Все эти суда были заложены между 1865 и 1867 гг. и вошли в строй в 1871-1872 гг.

Все 4 корабля служили очень долго — до 1907 г.; постоянно находились на Балтике, В боевых действиях не участвовали, но без приключений не обошлось. 22 октября 1871 г. «Адмирал Лазарев» во время маневрирования в кронштадтской гавани протаранил своего собрата «Адмирала Спиридова», пробив пробоину в подводной части судна площадью 0,65 кв. м. Корабль стал погружаться в воду, но к нему быстро подошли другие находившиеся в гавани суда, подали на «Спиридова» рукава и откачали воду.

В 1892 г. все четыре корабля были переклассифицированы в броненосцы береговой обороны и прослужили еще 15 лет, после чего были выведены из состава флота и использовались в качестве блокшивов, плавучих складов и т.п. Причем в 1910 г. был выдвинут проект переделки «Адмирала Лазарева» (видимо, сохранился лучше своих собратьев) в корабль — носитель морской авиации.

Но проект угас, не успев воплотиться в жизнь, а в 1912 г. «Адмирал Лазарев» погиб во время буксировки к месту разделки на металл.

«Поповки»

Рассказ о первом поколении российских броненосных кораблей береговой обороны будет неполным без упоминания о двух броненосцах, построенных для Черноморского флота. По итогам Крымской войны России было запрещено держать на Чёрном море боевые корабли водоизмещением более 800 т; в итоге в 60-е годы все силы некогда могущественного Черноморского флота свелись к нескольким небольшим корветам. Которые явно не смогли бы противостоять в случае новой войны не то, чтобы британскому флоту, но и даже турецкому, который в 60-е годы быстро перевооружался броненосными судами и претендовал едва ли не на третье место в мире.

В то время в российских военно-морских эмпиреях в силе был адмирал А.А.Попов — тот самый, который одновременно с экспедицией Лесовского нанес в 1863 г. визит во главе отряда русских крейсеров в США — в Сан-Франциско. Наблюдая за постройкой и плаванием мониторов, Попов пришел к выводу, что увеличение ширины судна (и, следовательно, рост водоизмещения и способности нести более тяжелые орудия и броню) не влечет за собой роста осадки. То есть идеальным судном для мелких вод будет круглое.

Впрочем, для Черного моря осадка не была критическим параметром, и вполне возможно, Поповым руководили иные резоны. Например, тот факт, что боковая проекция круглого судна водоизмещением в 2000 т примерно равна длине 800-тонного корвета. Авиации в то время еще не было, а если разведывательный корабль того или иного супостата войдет в Черное море, подберётся к российским берегам и увидит круглый броненосец в 2000 т, то всегда можно будет приструнить не в меру шустрых соглядатаев: «Вы что, длину корабля определить не можете? Не более 800 т!»

В целом подобного рода ухищрения уже не имели особого смысла. Согласно Лондонской конвенции 1871 г. (принятой по настоянию российского канцлера А.М. Горчакова по пятам разгрома Франции в войне с Пруссией) России (как и Турции) разрешалось строить и иметь не Черном море любое количество любых кораблей. Единственное «но»: Россия не могла проводить свои военные корабли через Босфор и Дарданеллы (ни в Черное море, ни обратно). А Турция такое право имела. Мало того, могла разрешить проход через проливы военных кораблей дружественных ей стран. Под каковыми на тот момент подразумевалась, в первую очередь, Великобритания.

Сказать, что идеи Попова представляли из себя нечто абсолютно новое, нельзя: круглые суда существовали у разных народов с незапамятных времен; правда, в основном, для речного плавания.

В 1868 г. британец Эльдер (владелец собственной кораблестроительной фирмы в Шотландии) предложил проект круглого судна с яйцеобразным днищем. По его прикидкам, такое судно будет испытывать наименьшее сопротивление воды при движении и сможет нести самую тяжелую артиллерию того времени. Главный строитель английского флота Рид этот проект одобрил, но лорды Адмиралтейства поставили на нем крест.

Попов, скорее всего, знал об этом проекте, так как был дружен с Ридом и обменивался с ним инфоромацией; но он предлагал строить суда не с овальным, а плоским днищем. Эта идея, поддержанная его авторитетом, встретила радушный прием в отечественных военных и морских кругах; управляющий Морским министерством адмирал Н.К.Краббе тут же приказал построить круглую шлюпку диаметром в 3,35 м, оснастить ее двумя двигателями, снятых с катеров, и использовать для натурных испытаний.

Затем была построена шлюпка «Камбала» диаметром 7,3 м с четырьмя машинами по 8 л.с. и четырьмя винтами, посредством которых развила ход в 5 узлов. Также отмечалось, что «Камбала» отличалась отменной поворотливостью.

В общем, жизнь закипела.

Правда, в виду отсутствия на Черном море мощностей для строительства крупных судов, строить круглый броненосец решили в Петербурге, по частям доставлять в Николаев и собирать тут на открытых эллингах на речке Ингул.

Изначально предполагалось построить для Черного моря 10 круглых броненосцев по 24,4 м диаметром. Такие суда при водоизмещении в 1200 т должны были нести пару 229 мм орудий в неподвижной башне и бронирование толщиной 152-203 мм. Двигательную установку должны были составить 4 машины по 70 номинальных лошадиных сил каждая.

С другой стороны, генерал-адмирал рассмотрел и утвердил проект круглого броненосца диаметром 46 м и водоизмещением 6054 т, с броней толщиной в 550 мм и вооруженного 4-мя 508 мм гладкоствольными пушками.

А.А.Попов не дремал и предложил еще 6 проектов круглых кораблей. Из которых выбрали нечто среднее: круглый броненосец диаметром 29,26 м, вооруженный парой орудий калибром 280 мм с 305 мм бронированием

Программу строительства броненосцев для Черноморского флота, в конце концов, решили ограничить двумя круглыми мониторами — «Новгород» и «Киев». В то время отмечали 1000-летие Руси, и кораблям давали патриотические названия из старины глубокой: фрегаты и корветы называли именами древнерусских князей; первые черноморские броненосцы решено было назвать в честь первых русских столиц. Правда, еще в процессе строительства «Киев» переименовали в честь его изобретателя — «Вице-адмирал Попов».

В изначальную концепцию вписался только головной корабль серии — «Новгород»: порядка 2500 т, пара 280 мм орудий в открытом барбете (который в России называли «неподвижной башней»).

«Вице-адмирала Попова» решили довести до уровня первоклассных броненосцев — вооружить мощнейшими 12-дюймовками и увеличить толщину брони до 16''. В результате водоизмещение броненосца превысило 3500 т, и его уже никоим образом не удалось бы вписать в ограничения Парижского договора. Но это уже мало кого волновало: Франция, бывшая одним из главных гарантов Парижского договора, была вдребезги разбита в войне с Пруссией; Англия в одиночку могла только протестовать.

Оба корабля вступили в строй, но почти сразу же выяснилось, что они обладают двумя фатальными недостатками:

Если обычное судно в открытом море либо восходит на волну, либо ее разрезает, то круглые «поповки» не делали ни того, ни другого: принимали удары волн своим корпусом и при движении сотрясались сильнейшим образом, что делало плавание на них даже при умеренном волнении мучительным для команды и грозило этим кораблям разрушением.

Так как орудия стояли бок о бок на некотором расстоянии от центральной оси кораблей, то при выстреле из одного орудия или при стрельбе из двух пушек с задержкой выстрела из одной, корабль начинал вращаться, и остановить его было достаточно сложно; во всяком случае, управление артиллерией этих кораблей было делом весьма трудным.

Обе «поповки» приняли участие в Русско-Турецкой войне 1877-1878 гг.; их использовали в обороне Одессы. Ничем примечательным эти суда себя не проявили. Тем не менее, авторитет Попова был столь высок, что в российских военно-морских кругах началась настоящая эпидемия проектирования круглых или овальных (если уж нельзя было сделать корабль совсем круглым) кораблей. Начиная от броненосца водоизмещением 11000т, вооруженного восемью 12-дюймовками, и кончая круглыми спасательными шлюпками взамен обыкновенных.

Кончилась эпопея тем, что построили «овальную» императорскую яхту «Ливадия»; судно получилось роскошным, но царю-батюшке не понравилось плавать по морям так, словно едешь на карете по лестнице; яхту поставили на прикол; машину с нее впоследствии сняли и установили на один из строящихся кораблей.

На чем эпидемия строительства круглых судов в России благополучно завершилась…

Тактико-технические характеристики российских мониторов

Закладные и строительные данные мониторов типа «Ураган»

«Единорог» и «Стрелец»: начаты постройкой 1 июня 1863 г., спущены на воду 21 мая 1864 г., введены в строй: «Стрелец» — 6 июля 1865 г., «Единорог» — 15 июля 1865 г.

«Латник» и «Броненосец» начаты постройкой 5 июня 1863 г.

Спущены на воду: «Латник» — 10 марта 1864 г., «Броненосец» — 12 марта 1864 г.

Введены в строй: «Броненосец» — 25 января 1865 г., «Латник» — 9 июля 1865 г.

«Лава» и «Перун» заложены 15 июня 1863 г.

«Лава» спущена на воду 27 мая 1864м г., «Перун» — 18 июня 1864 г.

Оба корабля вошли в строй 20 августа 1865 г.

«Ураган» и «Тифон» начаты постройкой 26 июня 1863 г., спущены на воду: «Ураган» — 15 мая 1864 г., «Тифон» — 4 июля 1864 г. введены в строй: «Ураган» — 31 мая 1865 г., «Тифон» — 13 июня 1865 г.

«Колдун и «Вещун» заложены 28 октября 1863 г., спущены на воду 26 апреля 1864 г., введены в строй 21 июня 1865 г.

Проектное водоизмещение всех10 мониторов равнялось 1401,5 т., на практике колебалось от 1476 т до 1566, а при полной загрузке достигало до 1653 т.

Размерения: 61,26 х 14,02 х 3,51 м (осадка) высота надводного борта по проекту — 0,46 м.

Машины для этой серии поставляли разные заводы, в результате чего мощность колебалась от 335 л.с. на «Единороге» до 529 л.с. на «Вещуне»; скорость — от 5,75 уз. до 7,75 уз. Дальность плавания — 1400-1450 миль 5-6 — узловым ходом.

Бронировать мониторы предполагалось по американскому образцу: борт — 5 слоями дюймовой брони, башню — 11 слоями, рубку — 8 слоями, кожух дымовой трубы на высоту 2,1 м — 6 слоев. Броню предполагалось заказать английскому заводу Джона Брауна, но что-то пошло не так, и решили обойтись листами отечественного производства. В результате броня борта получилась в 2 раза тоньше, чем по проекту (3 листа по 15 мм и по одному листу толщиной 12 мм и 7,5 мм — суммарно 64,5 мм). Очевидно, занижено было бронирование и башни, рубки и кожуха трубы. Хотя на «Вещуне» и «Колдуне» бронирование рубки выполнялось в 11 слоев.

Причем после примерки и подгонки листы брони с «Урагана», «Тифона», «Стрельца», «Единорога» и «Вещуна» были сняты и отправлены на склад. Видимо, установить ее предполагалось в случае начала военных действий. Очевидно, зная невысокие мореходные качества мониторов, руководство пришло к идее, что плавать без броневой нагрузки этим кораблям будем безопаснее.

Экипажи мониторов первоначально насчитывали по 88 нижних чинов и 8 офицеров, в 70-х годах увеличены до 110 человек — 100 нижних чинов и 10 офицеров.

Об артиллерии мониторов уже было сказано; более конкретные тактико-технические характеристики орудий будут приведены ниже.

Мониторы служили очень долго: только в 1903-1911 гг. их начали выводить из строя и переоборудовать в блокшивы и плавучие базы; корпус одного из мониторов до сих пор хранится в Кронштадте, в гавани Морского завода: по разным экспертным оценкам это либо бывший «Стрелец», либо «Единорог».

Броненосная лодка «Смерч» — заложена в Санкт-Петербурге на Галерном острове в 1863 г, спущена на воду 11 июня 1864 г., вошла в строй в 1865 г. Водоизмещение — 1400 т при вооружении в 2 — 203 мм орудия; 1521 т при вооружении двумя 229 мм пушками (с 1870 г.). Размерения: длина 57,5 м, ширина — 11,6 м, среднее углубление — 3,5 м. Мощность машин — 800 л.с., скорость — 8,3 уз.

Бронирование: пояс по ватерлинии — 114 мм с уменьшением до 102 мм в оконечностях; башни — 114 с увеличением толщины брони вокруг амбразур до 152 мм; палуба — 25,4мм; рубка — 114 мм.

Вооружение (с 1870 г.) 2-229 нарезные пушки; затем дополнительно были установлены 1-16 мм и 1-44 мм картечницы. Экипаж — 13 офицеров и 145 матросов.

Дальность плавания — до 800 миль.

В 1891 г. «Смерч» все еще находился в строю и вооружение его составляли 2-229 мм, 4-87 мм и 4-37 мм пушки; скорость его к тому времени не превышала 6,5 узлов.

Броненосные лодки «Русалка» и «Чародейка» заказаны 14 (26) января 1865 г., заложены в мае того же года, спущены на воду 31 августа (12 сентября) 1867 г., вошли в строй в мае 1869 г.

Проектное водоизмещение — 1881,7 т; фактическое — 2100т. Мощность машин и скорость:

«Русалка» — 786 л.с. и 8,5 уз.;

«Чародейка» — 709 л.с. и 9 уз.

Бронирование: пояс по ватерлинии в центре — 114 мм, в носу — 95 мм, в корме — 83 мм.

Палуба: в центре — 15,4 мм, в оконечностях — 12,7 мм.

Башни — 140 мм, рубка — 114 мм.

Экипаж — 12-13 офицеров и 160-178 нижних чинов.

Вооружение — 4 — 229 мм пушки; но в 1869 г. в кормовых башнях устанавливали по паре 381 мм гладкоствольных орудий с боезапасом по 75 снарядов. По мере роста опасности от минных судов на мониторах дополнительно была установлена малокалиберная артиллерия: на башнях — 87 мм пушки, на мостике — скорострельные пушки калибром 42 мм, 37 мм и 25,4 мм.

Тактико-технические характеристики русских башенных фрегатов

«Адмирал Лазарев» заложен в 1867 г. и вошел в строй в 1871 г. В ходе многочисленных переделок (в частности, корабль получил разделение трюма на водонепроницаемые переборки по проекту лейтенанта Макарова — будущего адмирала и защитника Порт-Артура), проектное водоизмещение возросло до 3505 т. В реальности оно дошло до 3695 т и полное до 3943 т. Длина — 79,9 м, ширина — 13, 1 м, осадка — 6,4 м. на испытаниях машины судна показали мощность 2004 л.с., благодаря чему"Лазарев"развил ход 10,4 узла. Вооружение составляло 6 нарезных орудий калибром 229 мм. Бронирование борта — 114 мм в центральной части корпуса, 89 мм в носу и 76 мм в корме. Дополнительную защиту составляли листы железа толщиной 25,4 мм, проложенные между двумя деревянными подкладками под броню из тиковых брусьев — уложенных горизонтально толщиной 229 мм и примыкавших непосредственно к корпусу суда, и вертикальных толщиной 203 мм, подложенных непосредственно под броню.

Толщина брони башен доходила до 165 мм в лобовой части и составляла 152 мм по окружности. Рубка бронировалась броней толщиной 127 мм. Палуба — листами железа толщиной 15,9 мм и 9,5 мм.

Водоизмещение «Адмирала Грейга» достигло 3881 т. Скорость — 9,54 узла при мощности машин 2031 л.с.

Дальность плавания обоих фрегатов под парами составляла порядка 1200-1500 миль. Экипаж — 12 офицеров и 260 нижних чинов.

«Адмирал Спиридов» заложен 8 ноября 1866 г., спущен на воду 16 августа 1868 г. и введен в строй в 1869 г.

Водоизмещение"Адмирала Спиридова" — 3587 т. Скорость хода 10,2 уз. при мощности машин 2000 л.с. Длина 77,55м, ширина — 13,11 м, осадка — 4,6-5,44м.

«Адмирал Чичагов» имел водоизмещение 3505 т, скорость хода — 10, 47 уз при мощности машин 2000 л.с.

Дальность плавания обоих кораблей — порядка 1400 миль полным ходом.

Вооружение обоих — по 4 орудия калибром 229 мм.

Толщина бронирования корпуса — 152 мм в центре и 102 мм в оконечностях. В остальном бронирование не отличалось от бронирования фрегатов типа"Адмирал Лазарев".

В 1873-1874 гг. броненосцы были перевооружены, как и"американские мониторы", 280 мм орудиями производства Обуховского завода — по одному в башне вместо пары 9-дюймовок.

В 1877 г., во время войны с Турцией, корабли довооружили. На двухбашенных добавили по 2 мортиры калибром 229 мм, на трехбашенных — по одной. На крышах башен (концевых на"Лазареве"и"Грейге") установили 4-87 мм пушки. Кроме того, на кораблях поставили несколько малокалиберных пушек. Например, на"Лазареве"была 1 пушка Барановского калибром 63,5 мм и 3 револьверные пятиствольные Гочкиса калибром 37 мм.

В 90-х годах от никчемных мортир избавились, и после переклассифицирования в броненосцы береговой обороны вооружение, например,"Лазарева"составляли 3 пушки калибром 280 мм, 5 — 47 мм, 2 — 37 мм противоминные пушки и 2 десантные пушки Барановского калибром 63,5 мм.

Броненосец береговой обороны «Новгород»: строился в Николаеве из деталей, поставленных с петербургских заводов. Заложен 17 декабря 1871 г., спущен на воду 21 мая 1873 г., вошел в строй в 1874 г.

Водоизмещение — 2671 т., диаметр — 30,8 м, осадка — 3,6 м.

Мощность машин — 2000 л.с., скорость хода — 6 узлов. Дальность плавания полным ходом — 480 миль.

Бронирование: Борт — 229-178 мм, барбет — 229 мм, палуба — 60 мм.

Вооружение: 2-280 мм в барбете, по две 87 мм и 37 мм на крыльях мостика.

Экипаж — 15 офицеров и 136 нижних чинов. Стоимость — 2830000 руб.

«Вице-адмирал Попов»:

Водоизмещение — 3550 т; диаметр — 36,6 м.

Мощность машин — 3066 л.с.; скорость хода — 8 уз.; дальность плавания полным ходом — 540 миль.

Бронирование: борт и барбет — 406 мм, палуба — 76 мм.

Вооружение: 2-305 мм и 6 — 87 мм пушек.

Экипаж — 19 офицеров и 187 матросов.

Стоимость — 3260000 руб.

Тактико-технические характеристики артиллерии первых российских мониторов

(по данным сборника А.Б.Широкорада «Корабельная артиллерия Российского флота 1867-1922 гг.»)

229 мм гладкоствольные орудия Круппа с длиной ствола 19,8 клб. весили 12449 кг и стреляли ядром весом 45,86 кг.

Об английских нарезных дульнозарядных 9-дюймовках смотрите в разделе, посвященным британским броненосцам.

15'' (381 мм) гладкоствольные пушки в российском флоте имелись двух типов: обр. 1864 г. и обр. 1867 г. Отличались только длиной ствола: у первых — 9 калибров, у вторых — 10.

Кроме того, орудия устанавливались на разных типах станков:

Обр. 1864 г. — с углом возвышения до 5,7 градусов

Обр. 1867 г. — до +11 градусов.

Для стрельбы из обоих типов орудий использовались три типа боеприпасов:

Стальное ядро весом 217 кг, чугунное ядро весом 199,8 кг, бомба весом 164,6 кг.

Вес обоих типов орудий — 19,6 т. Для обслуживания требовался расчет в 9-10 человек.

Начальная скорость ядра — 360 м/с.

Оба типа 15-дюймовок отливались преимущественно на Олонецком заводе по методу Родмана — с вращением формы для заливки металла вокруг ее продольной оси — с тем, чтобы центробежная сила увеличивала плотность металла к периферии отливки (Родман исходил из того, что рыхлости, образующиеся в сердцевине отливки, все равно будут высверливаться при изготовлении канала ствола).

10,75'' (273 мм) гладкоствольное орудие обр. 1864 г. длиной ствола 15 клб. весило 12,4 т и имело максимальный угол возвышения до 9 градусов. Для стрельбы использовались три вида боеприпасов: стальное ядро весом 75,4 кг, чугунное ядро в 72,5 кг и бомба весом 47,9 кг. Начальная скорость ядра — 480 м/с. Для обслуживания орудия требовался расчет в 9 человек.

508 мм (20 дюймов) орудие производства Пермского завода в Мотовилихе весило 43,8 т., стреляло ядрами весом 508 кг с начальной скоростью 340 м/с. По мощности оно превосходило аналогичные орудия США времен Гражданской войны между Севером и Югом. Тем не менее, не было принято на вооружение. По меньшей мере, один образец такого орудия сохранен в Перми.

Нарезные 229 мм орудия, переделанные из гладкоствольных Круппа, весили 12711 кг; изготовленные заново производства Круппа — 15070 кг, производства ОСЗ — 15225 кг. В боекомплект входили бронебойные (из закаленного чугуна) и фугасные (из обычного чугуна) снаряды весом 122-124 кг, снаряжённые разрывным зарядом из черного пороха —

для фугасных — 3,5-4,5 кг; для бронебойных — 0,8 кг.

К передельным пушкам применялся метательный заряд призматического пороха весом 19,45 кг, обеспечивавший начальную скорость снаряда 386 м/с.

К новым нарезным орудиям применялся заряд весом 30,7 кг, обеспечивавший снаряду начальную скорость 447 м/с; но этот заряд разрешалось использовать только в военное время для стрельбы по броненосцам наверняка. Обычно в 70-е годы использовался заряд весом 21,3 кг призматического пороха. Он обеспечивал начальную скорость снаряда 409 м/с и дальность стрельбы 3704 м при угле возвышения ствола в 8 градусов 40 минут и 6400 м при угле возвышения 19 градусов.

Передельные 9-дюймовки устанавливались на фрегате «Князь Пожарский», броненосных лодках «Русалка» и «Чародейка» и на одном из «американских» мониторов. На остальных устанавливались новые орудия.

На броненосце «Смерч» конструкция станков к 9-дюймовым орудиям таким образом сочеталась с расположением амбразуры, что при стрельбе в диаметральной плоскости угол возвышения пушки не превышал 2,5 градуса, а при стрельбе на траверз — 1,5 градуса (что соответствовало дальности стрельбы соответственно 1296 м и 740 м (малые углы возвышения были конструктивной особенностью «Смерча» — монитор предназначался практически исключительно для кинжального боя).

В 1876 г. для пушек калибром 9’’ была принята на вооружение картечь весом 79,44. Боезапас включал 72 пули калибром 55,4 мм и весом 836 гр.

В 1881 г. началась переделка 9-дюймовок обр. 1867 г. в орудия образца 1877 г. (то есть приспособление для стрельбы снарядами с медными ведущими поясками). Первыми стали 6 пушек с мониторов «Лава» и «Русалка». К 1890 г. переделке подверглись 12 орудий обр. 1867 г., новых 9-дюймовок обр. 1877 г. с длиной ствола в 20 клб не выпускали.

Вес фугасного снаряда для 9-дюймовок обр. 1877 г. составлял 113,4 кг, разрывной заряд — 5,02 кг. При весе метательного заряда 33,6 кг начальная скорость составляла 471 м/с и дальность стрельбы 3660 м при угле возвышения8,7 градусов.

Бронебойный снаряд из закаленного чугуна весил 126,2 кг, и для стрельбы им использовался метательный заряд в 35,3 кг призматического пороха. Дальность стрельбы и начальная скорость при этом были примерно такие же, что и при стрельбе фугасным снарядом.

Вес 9-дюймовки образца 1877 г. со стволом в 20 клб. (фактически — 18,9 клб.) — 15348 кг.

11 — дюймовые орудия

В 1869 г. Морское ведомство заказало Круппу 4 пушки калибром 11дюймов, две из которых были установлены на броненосце береговой обороны «Новгород». С 1872 г. изготовление 11-дюймовок началось на Обуховском сталелитейном заводе.

Пушки Круппа длиной в 20 калибров весили по 25979 кг. Для стрельбы использовались:

чугунные фугасные снаряды весом 222 кг, вмещавшие 7,45 кг взрывчатки. Метательный заряд массой 36,4 кг призматического пороха разгонял снаряд до скорости 392 м/с. Дальность выстрела — 3704 м при угле возвышения 9,5 градусов.

Бронебойный снаряд весом 225,2 кг содержал 3,28 кг черного пороха и при метательном заряде весом 37,5 кг обеспечивал ту же дальность и начальную скорость, что и у фугасного снаряда.

В 1876 г. на вооружение была принята картечь весом 98,28 кг. Боеприпас включал 95 пуль диаметром 55,4 мм и весом 836 гр.

На броненосце «Новгород» 11-дюймовки устанавливались каждая на своем станке Пестича с возможностью придавать угол возвышения от — 4 градусов до +15 градусов. Угол горизонтальной наводки — 360 градусов, причем разворот батареи на эти 360 градусов осуществлялся силами 4-х человек расчета за 4 мин.

Орудия могли наводиться на цель раздельно. При этом угол разворота одной пушки относительно другой достигал 95 градусов.

12-дюймовые пушки обр. 1867 г.

В 1871 г. Крупп передал Морскому техническому комитету русского флота чертежи орудия в 12 дюймов (305 мм) с длиной ствола в 20 калибров; чертежи были незначительно переделаны на Быховском заводе, и по ним было произведено 6 орудий, два из которых установили на броненосце «Вице-адмирал Попов».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бронезавры XIX века. Боевые корабли 1865-1885 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я