Бронезавры XIX века. Боевые корабли 1865-1885

Алексей Борисов, 2022

Книга посвящена истории военного кораблестроения в период 1865-1885 гг.; в ней приведена подробная информация о более чем 300 кораблях и типов кораблей той эпохи, состоящей на их вооружении артиллерии и минном оружии, а также описания значимых морских сражений эпохи

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бронезавры XIX века. Боевые корабли 1865-1885 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Хорошо быть линкором: одну башню снесло — три остались!

У Англии был свой Эрикссон. Или, точнее говоря, между двумя странами до сих пор идет спор: чей изобретатель первым предложил идею башенного вооружения корабля? И если факт предложения Эрикссоном в 1854 г. Наполеону III проекта размещения корабельного орудия под вращающимся колпаком никаких документальных подтверждений не находит, то деятельность английского изобретателя башни — капитана Купера Кольза — хорошо известна и отменно задокументирована.

«Царь-государь» и «Принц»

Первым экспериментом было сооружение в 1855 г. боевого плота «Леди Нэнси». Это было вполне доморощенное устройство, состоящее из 29 бочонков, установленных в 6 рядов и скрепленных по периметру рамой из деревянных брусьев. Поверх бочонков была настлана палуба, а на ней — установлена длинная 32-фунтовая пушка весом 1,9 т с боезапасом в 100 ядер. Длина сооружения составляла 13,7 м, ширина — 4,6 м, экипаж — 18 человек.

Несмотря на убожество конструкции, «Леди Нэнси» выдержала 200-мильный морской переход на буксире и приняла участие в бомбардировке Таганрога, выпустив 80 ядер с близкой дистанции по укреплениям города. Благодаря осадке всего в полметра англичане смогли подвести это сооружение вплотную к берегу и вести огонь с высокой точностью, причем сама «Леди Нэнси» не получила никаких повреждений.

Следующей идеей Кольза был аналогичный плот для бомбардировки фортов Кронштадта, но уже с 68-фунтовым орудием, защищенным железным щитом в виде полусферы, прикрывающей пушку и расчет спереди и с боков.

Это суденышко должно было иметь длину 45 метров и прикрытые железными листами оконечности; осадку до 1,6 метра и высоту надводного борта всего 0,5 м.

Проект встретил прохладное отношение Адмиралтейства, а вскоре закончилась Крымская война, интерес к суррогатным поделкам пропал окончательно, и у Купера Кольза появилось время заняться более капитальным проектом — башней собственной конструкции.

Надо сказать, что конструкция башни Кольза более совершенна, чем конструкция Эрикссона. Если башня Эрикссона вращалась вокруг центрального штыря, и перед каждым поворотом ее надо было приподнимать над палубой при помощи домкратов специальной конструкции, то башня Кольза лежала нижним торцом своих стенок на роликах, которые, в свою очередь, размещались на круговом погоне. И поэтому вращение осуществлялось легко, а наводка становилась более точной.

Собственно, такое устройство башен применяется повсеместно до сих пор.

Уже 30 марта 1859 г. Кольз получил патент на свою башню. В том же году он предложил Адмиралтейству проект корабля водоизмещением 9200 т (!), который должен был нести 10 (!) башен каждая с парой «самых тяжелых нарезных казнозарядных орудий» (очевидно, имеются в виду 7-дюймовки Армстронга, которые как раз в то время проходили испытания). Причем передняя пара башен должна была размещаться бок о бок на приподнятом полубаке, давая носовой залп в 4 орудия, а остальные 6 башен — в диаметральной плоскости.

Форма башен предполагалась в виде усеченных конусов, и Кольз упрямо называл такие конструкции «куполами».

Суперпередовой проект встретил критику инспектора Адмиралтейства, который указывал на то, что башни будут мешать экипажу работе с рангоутом, а рангоут — препятствовать стрельбе из башен — Адмиралтейство в то время неуклонно требовало, чтобы все британские боевые корабли имели возможность ходить под парусами.

В 1860 г. Кольз получил еще один патент — на этот раз на башню, размещенную под легкой навесной палубой и, при нужде, закрываемой откидными фальшбортами. Таким образом, башня не мешала работам с рангоутом, рангоут не мешал стрельбе из башни, и, по сути, эта идея положена в основу построенных Лэйрдом для Южных штатов «Скорпиона» и «Уайверна» (позднее введенных в состав Королевского флота).

29 июня 1860 г. Кольз прочитал в Королевском институте объединенных вооруженных сил лекцию, посвященную своим башням; но его идеи по-прежнему встречали неприятие лордов Адмиралтейства, подогреваемое едкими замечаниями ведущих английских корабельных инженеров того времени — Уоттса, Ларджа и Абетхолла, отстаивающих приоритет крупных батарейных броненосцев.

Однако Кользу удалось привлечь внимание общественности, прессы, а затем и принца-консорта Альберта (мужа королевы Виктории), который, по сути, взялся продавливать идеи Кольза.

В следующем — 1861 г. — были проведены испытания башни Кольза на борту старой плавучей батареи «Трасти» обстрелом из 40-, 68 — и 100-фунтовых пушек. Башня выдержала 33 попадания, полностью сохранив работоспособность, что, по сравнению с башнями Эрикссона, было достижением: те при попаданиях часто заклинивало.

Воодушевленный Кольз вновь выступил с проектом — на этот раз более скромным: корабль водоизмещением 5600 т должен был нести 16 100-фунтовых пушек в 8 башнях.

Ему указали на дороговизну проекта; в ответ Кольз предложил еще два проекта — водоизмещением в 2600 т и 3893т.

На этот раз ему ответили, что такие корабли не смогут нести достаточное вооружение и бронирование, развивать нужную скорость для боя с броненосцами потенциальных противников. Очевидно, Кольз, как и многие другие изобретатели, до бесконечности бился бы со стеной бюрократического непонимания, но грянул бой на Хэмптонском рейде, и у Адмиралтейства сразу нашлись 120000 фунтов стерлингов на строительство безрангоутного броненосца водоизмещением 4032 т, вооруженного 12 казнозарядными орудиями в 6 башнях.

В виду особой роли принца-консорта Альберта в деле продвижения идеи башенных кораблей этот броненосец решили назвать «Принц Альберт».

А пока суть да дело, англичане решили перестроить в башенный один из недостроенных деревянных кораблей, выделенных для переделки в броненосцы в рамках гонки морских вооружений с Францией. Под этот проект был отдан «Ройал Соверен» — огромный 131-пушечный линкор, заложенный еще в 1849 г. Распоряжение о его перестройке было выдано 4 апреля 1862 г.; и за 3 недели до того, как был заложен «Принц Альберт», началась разборка верхних палуб «Ройал Соверена».

В то время основные силы и средства были направлены на постройку «Беллерофона», который должен был стать главным аргументом Британии в ответ на французские притязания; работы на обоих башенных кораблях велись умеренными темпами; к тому же корпус «Ройал Соверена» в средней части срезали больше, чем было нужно, и его пришлось надстраивать. В итоге после 2-х лет переделок 20 августа 1864 г. в составе Royal Navy появился довольно кургузый корабль (отношение длины к ширине — 4:1 — наименьшее среди всех броненосцев британского флота), над палубой которого возвышались 4 цилиндрические (от конических в ходе работ отказались) башни с 5-ю дульнозарядными гладкоствольными пушками калибром 10,5 дюймов (2 орудия в носовой башне и по 1-й пушке в трех остальных башнях).

Предполагалось, что эти орудия будут нарезными для стрельбы снарядами весом в 136 кг, но при нарезке нарезов «что-то пошло не так», и «Ройал Соверен» получил 10,5-дюймовки в их гладкоствольном варианте.

Впрочем, уже в 1867 г. их заменили нарезными 9-дймовками.

Таким образом, англичане получили корабль, в полтора раза меньше водоизмещением, чем «Беллерофон», но с таким же бортовым залпом. Причем при стоимости, в два раза более низкой — 180572 фунта стерлингов против 356493 фунтов у «Беллерофона».

Конечно, «Ройал Соверен» во многом не соответствовал стандартам британского линейного флота. Прежде всего, по скорости — всего 11 узлов.

Хотя корабль сохранил все три мачты парусного линкора, нести мог только косые паруса и в этом плане также не соответствовал требованиям Адмиралтейства к эскадренным броненосцам.

Правда, вопреки ожиданиям корабль оказался достаточно мореходным: в сентябре 1865 г. он совершил плавание в Шербур, двигаясь против ветра силой до 6 баллов с 6-7-узловой скоростью.

В то же время из-за большой осадки «Ройал Соверен» не годился для целей береговой обороны. Корабль оказался пятой спицей в колесе: в линейных эскадрах не мог служить из-за низкой скорости, в береговой обороне — из-за осадки. Не удивительно, что уже в 1866 г. его передали морской артиллерийской школе «Экселлент», где он использовался до 1873 г. в качестве тендера и учебного судна; затем был причислен к 4-му резерву.

На слом «Ройал Соверен» пошел в 1885 г., прослужив чуть дольше 20 лет.

Заложенный одновременно с началом перестройки «Ройал Соверена» «Принц Альберт» вступил в строй на 2 года позже и изначально создавался как чисто металлический корабль. Пока строился, на вооружение флота поступали все более и более тяжелые орудия. Поэтому в конечном варианте «Принц Альберт» имел 4 башни вместо шести с одним орудием в каждой — зато 9-дюймовым нарезным.

Будучи на четверть меньше по водоизмещению, чем «Ройал Соверен», «Альберт» имел меньшую осадку и мог использоваться для береговой обороны. На активной службе (больше — в качестве опытового и испытательного судна) использовался до 1873 г.; потом был выведен в резерв, хотя периодически привлекался к участию в парадах и прочих торжественных мероприятиях.

Служил по британским меркам необычайно долго: только в 1899 г., после смерти королевы Виктории, адмиралы посмели отправить корабль, названный именем ее супруга, на слом.

Опыт эксплуатации этих двух кораблей позволил выявить те «детские болезни» башен Кольза, без которых никогда не бывает создания чего-либо нового.

Крупным недостатком было вращение башен вручную — при помощи гандшпугов и системы кремальер. На американских мониторах уже в то время для вращения башен применялся гидравлический привод.

Причем бригада из 18-ти силачей, налегавших на гандшпуги, находилась вне башни, и командир башни вынужден был отдавать распоряжения, не видя исполнителей.

В придачу ко всем неприятностям во время боя командиру башни, чтобы наблюдать за результатами стрельбы, пришлось бы выставлять наполовину голову из башни, и он мог быть легко убит осколком или меткой пулей.

Но в целом башни подтвердили свою эффективность и пригодность. 15 января 1866 г. было проведено самое жесткое испытание: новейший броненосец «Беллерофон» всадил из своей нарезной 9-дюмовки с дистанции в 1 кабельтов три снаряда в кормовую башню «Ройал Соверена».

Первый снаряд, попавший в 10-дюймовую броню лобовой части башни, не произвел никакого эффекта.

Второй, попавший в тыльную часть башни с броней толщиной в 5,5 дюйма, сдвинул броневые плиты; чем и ограничились повреждения.

Третий снаряд был выпущен по гласису, попал в башню рикошетом и должен был ее заклинить, чего, опять-таки не случилось. После трех попаданий из самого мощного орудия своего времени башня Кольза была также готова к бою, как и до обстрела.

Триумф «Монарха» и трагедия «Капитана»

После успеха «Ройал Соверена», казалось бы, наступил звездный час Купера Кольза. Наконец-то его идеи могли быть воплощены в проект башенного броненосца, способного держать ход и сражаться в одной линии с лучшими линкорами Royal Navy. По его просьбе Адмиралтейство выдало ему чертежи новейших броненосных судов — фрегата «Беллерофон» и корвета «Паллас» — для того, чтобы на их основе создать башенные корабли. В помощь Кользу были приставлены сотрудники строителя Портсмутской верфи Джозефа Скалларда.

На основе «Палласа» Кольз и его помощники разработали проект броненосца всего с одной башней с парой новейших 600-фунтовых (калибром 305 мм) орудий. И вполне адекватной требованиям Адмиралтейства эскадренного хода скоростью в 13,8 узлов. Однако комиссия сочла сосредоточение всей артиллерии всего в одной башне непригодным для линейного корабля; развернулась дискуссия, в результате которой появился проект судна, по сути, повторяющий в увеличенном размере все тот же «Скорпион»: с высокими баком, ютом и центральной надстройкой, ограничивающими углы обстрела из орудий двух башен, размещенных на батарейной палубе.

Поверх башен и надстроек была расположена навесная палуба, но она предназначалась, в основном, для размещения шлюпок и прогулок офицеров. Работы с такелажем должны были осуществляться с верхней палубы. И хотя формально «мертвые зоны» башенных пушек составляли по 20 градусов от диаметральной плоскости, рангоут сильно сужал сектора обстрела башен.

В башнях размещались нарезные дульнозарядные 600-фунтовки весом по 25 тонн каждая. На испытаниях показали отличную скорострельность, давая залпы каждые 2 минуты. Для стрельбы предназначались либо тяжелые бронебойные снаряды конструкции Паллизера весом в 600 фунтов, либо (первоначально) более легкие «общего назначения» весом в 225 кг.

Вращение башен осуществлялось паровым приводом. «Монарх» — так назвали новый броненосец — пожалуй, стал первым в британском флоте кораблем с обширным набором вспомогательных машин и механизмов, обеспечивающих механизацию основных силовых работ.

Так как прямо по курсу и назад в корму башенные 12-дюймовки стрелять не могли, понадобилось вспомогательное вооружение. Под полубаком стояли две 7-дюймовки, защищенные полукруглым экраном толщиной 114-127 мм, прикрывавшим эти пушки спереди и с боков. В адрес этих орудий и их защиты высказывалось немало критики: они утяжеляли нос и препятствовали легкому восхождению судна на волну. Тем не менее, после первой же кампании эти 7-дюймовки были заменены на еще более тяжелые 9-дюймовки.

На корме была установлена на главной палубе в качестве ретирадной единственная 7-дюймовка, защищенная аналогичными экраном; для стрельбы ее можно было перекатывать к трем портам — кормовому и двум бортовым.

«Монарх» оказался более чем достойным судном для вступления в ряды линейных эскадр Королевского флота с его высокими требованиями к ходовым качествам. Под парами «Монарх» развил скорость в 14,8 узлов, став до вступления в строй «Александры» самым быстроходным броненосцем британского флота и всего мира.

Под парусами выжал 13 узлов — больше показал только батарейный броненосец «Ройал Оук» (13,5 уз.) При свежем бризе обходил под парусами фрегат «Инконстант» и корвет «Воладж». Во время перехода через Атлантику обогнал сопровождавший его корвет США «Плимут». Отличался прекрасной остойчивостью — его крен ни разу не превысил 15 градусов.

После ввода в строй служил до 1877 г. в составе Флота Канала, в 1878 г. был отправлен на Средиземное море. Средиземноморская эскадра была в ту эпоху своего рода «цветником» английского флота — в ней служили лучшие корабли.

Участвовал в бомбардировки Александрии в 1882 г., в ходе которой выпустил по укреплениям города 125 снарядов калибром 12 дюймов, 54 — 9-дюймовых и 21 — 7-дюймовый.

Был выведен на модернизацию в 1890 г. Главные работы коснулись замены механической установки на машины тройного расширения с установкой цилиндрических котлов. После завершения модернизации в 1897 г. скорость «Монарха» достигла 15,75 уз., но артиллерия была усилена лишь установкой 4-х скорострельных 76 мм пушек и 10 — 47мм. Главная артиллерия осталась архаичной; участвовать в линейном бою с таким составом вооружения «Монарх» не мог, и его отправили в Южную Африку, где он служил стационером в Саймонс-бей до 1902 г.

Потом еще пару лет «Монарх» использовался в качестве плавучей базы и был отправлен на слом 1906 г.

Успех «Монарха» требовал логического завершения — Купер Кольз настаивал на реализации его планов в полном объеме, и они нашли воплощение в следующем корабле — броненосце «Кэптен». Он был заказан фирме «Лэйрд» — на тот период имевшей наибольший опыт строительства башенных кораблей, в том числе для флотов Латинской Америки.

При таком же вооружении, что и «Монарх», «Кэптен», по сути, представлял собой монитор с низким надводным бортом. Он имел всего две палубы вместо трех на «Монархе», причем если верхняя палуба «Монарха» находилась в 4,27 м от воды, то на «Кэптене» всего в 2,6 м. «Кэптен» таким образом, стал единственным британским двухпалубным мореходным броненосцем.

Благодаря более низкому борту и меньшей его площади бронирование «Кэптена» удалось сделать более мощным, чем на «Монархе». Хотя общий вес брони уменьшился с 1364 т до 1190 т.

Проект Кольза не предполагал наличия полубака и полуюта, но корабельные инженеры фирмы «Лэйрд» ввели их в конструкцию корабля. Купер Кольз, который и ранее не отличался крепким здоровьем, в этот период болел и не смог настоять на проведении в жизнь его идей в полной мере.

Новшеством стало использование треногих мачт, что позволило расширить углы обстрела башенных орудий; управление такелажем осуществлялось, в отличие от «Монарха», с навесной палубы. Благодаря этим инновациям «Кэптен» мог открыть огонь из башенных орудий в любой момент времени, в то время как для подготовки «Монарха» к стрельбе после хода под парусами требовалось 1,5 часа.

Корабль, хотя и уступал «Монарху», показал себя неплохим ходоком под парусами, эксперты характеризовали его как самую совершенную боевую машину эпохи, и, казалось, ничто не предвещало трагедии.

В июле 1870 г., через полгода после вступления в строй, «Кэптен» прошел испытания на максимально допустимый угол крена, который был определен в 15-16 градусов на спокойной воде. 4 августа, в составе эскадры Флота Канала, «Кэптен» отравился в Гибралтар.

6 сентября корабль принял участие в парусной гонке, причем днем на «Кэптен», в виду опасений за способность судна идти под всеми парусами в бурном море, прибыл командующий эскадрой адмирал Мильн. Но находившийся на борту Кольз и капитан «Кэптена» Бургойн заверили его в полной безопасности судна, и адмирал отбыл на свой флагман.

К вечеру ветер усилился, крен «Кэптена» достиг 13,5 градусов, вода достигала его верхней палубы.

С наступлением темноты «Кэптен» был потерян из вида.

К полуночи поднялся шторм; на палубу были вызваны две вахты, которые пытались спустить марса реи, но эта операция не удалась из-за слишком большого крена.

В 00:15 налетел сильный шквал, «Кэптен» лег на борт, а затем опрокинулся. Погиб Купер Кольз и 472 человека из команды броненосца; спаслось только 18 человек, которые добрались на баркасе до берега.

Состоялся военный трибунал. Вердикт гласил, что корабль опрокинулся под влиянием сильного ветра в бурном море, но при этом оговаривалось, что оба фактора не были достаточными для того, чтобы погубить «… корабль с должным запасом остойчивости».

В значительной степени вина за снижение мореходных качеств корабля лежит на фирме-строителе, допустившей перегрузку в 800 тонн (7767 т вместо 6963 т).

Определенная ответственность лежит и на Адмиралтействе, которое отстранилось от строительства «Кэптана», апеллируя к тому, что это проект лично Кольза и фирмы Лэйрда. И в то время как наблюдением за строительством для флота кораблей на частных верфях занимался лично главный инспектор флота, на «Кэптен» был направлен простой наблюдатель.

Трагедия «Кэптена» со всей очевидностью сказалась на судьбе Рида, который вскоре был отстранен от должности главного строителя флота. Хотя и был последовательным противником строительства такого типа судов. По иронии судьбы на его место был назначен Н.Барнаби, много сотрудничавший с Кользом при разработке его ранних проектов 60-х годов.

Последователи

Успех «Монарха» и известия о закладке в Англии «Кэптена» вызвали ажиотаж в военно-морских кругах большинства стран. В России было разработано несколько проектов переделки в башенный броненосец строящегося второго корабля типа «Князь Пожарский» — «Минина».

В варианте башенного корабля его водоизмещение достигало 5740 т, а вооружение состояло всего из 4-х 229 пушек при толщине броневого пояса 152 мм или 178 мм (в разных проектах) и башен 152 мм. Скорость предполагалась на уровне английских проектов — 14 узлов.

Понятно, что столь слабое вооружение для столь крупного корабля выглядело непрактично, и был разработан проект с 4-мя 381 мм гладкоствольными орудиями и поясом толщиной 140 мм или 165 мм.

Следующей версией был броненосец с 4-мя 280 мм нарезными пушками, но к тому времени случилась катастрофа с «Кэптеном», и достройка «Минина» на долгое время замерла.

Наиболее последовательными эпигонами оказались немцы. В 1869-1871 гг. здесь были заложены три казематных броненосца — «Фридрих дер Гроссе», «Гроссер Курфюрст» и «Пройссен», которые после триумфа «Монарха» решили переделать в башенные. Достройка затянулась надолго, и корабли вступили в строй только в 1877г. Каждый из них был вооружен 4-мя 260 мм крупповскими пушками в башнях и 2-мя 170 мм орудиями, одно из которых было погонным, второе — ретирадным.

«Гроссер Курфюрст» был протаранен и потонул всего через 26 дней после своего вступления в строй броненосцем «Кёниг Вильгельм» во время маневрировапния в Ла-Манше.

Больше ничем эта серия не примечательна. В 1889-1890 гг. два оставшихся корабля прошли модернизацию и использовались как броненосцы береговой обороны до 1900 г., после чего были превращены в угольные склады. На слом пошли только после окончания I мировой войны.

Больше ни одна страна броненосцы с башнями вместо каземата не строила.

Тактико-технические характеристики башенных броненосцев первого поколения

«Ройал Соверен»: заложен 17 декабря 1849 г., спущен на воду 26 апреля 1857 г, завершен перестройкой 20 августа 1864 г.

Размерения: длина — 73,3 м, ширина — 18,89 м, осадка — 6,55/7,62 м.

Водоизмещение — 5080т.

Вооружение — первоначально 5 гладкоствольных орудий калибром 10,5 дюймов весом 12,5 т. С 1867 г. — 4 нарезных 9-дюймовки.

Бронирование: борт — 140 мм в центре, 114 мм в оконечностях; башни — 254 мм в лобовой части, 140 мм в остальных местах; палуба — 25 мм; рубка — 140 мм.

Мощность машин — 2460 л.с., скорость — 11 уз.

Экипаж — 300 чел. Стоимость 180572 фунта стерлинга.

«Принц Альберт»: заложен 29 апреля 1862 г., спущен на воду 23 мая 1864 г., введен в строй 23 февраля 1866 г.

Размерения: длина — 73,1 м, ширина — 14,63 м, осадка 5,72/6,23 м.

Водоизмещение 3880 т.

Вооружение — 4 нарезных пушки калибром 229 мм; позднее добавлено для защиты от миноносцев 6 картечниц.

Бронирование: пояс по ватерлинии — 140 мм в центре, 86 мм в оконечностях; башни: лоб — 254 мм, в остальных местах — 127 мм; палуба — 19-28 мм. Стоимость 208345 фунтов стерлингов.

«Монарх»: заложен 1 июня 1866 г., спущен на воду 25 мая 1868 г.; введен в строй 12 июня 1869 г.

Размерения: 196,7х17,53х6,86/7,92 м.

Водоизмещение — 8300 т;

4 — 12 дюймовых; 3 — 7 дюймовых, из которых две погонных в 1871 г. были заменены на 9-дюймовые.

Бронирование: пояс по ватерлинии — 178 мм в центре, в оконечностях — плиты толщиной 152 мм и 114 мм; цитадель, защищающая основания башен, — 178 мм с траверзами 102-114 мм; защита носовых и кормовых орудий — 127 мм; башни: лоб — 254 мм, в остальных местах — 203 мм; рубка — 203 мм.

Мощность машин — 7840 л.с., скорость — 14,8 уз.

Экипаж — 530-575 чел.

Стоимость — 154575 фунтов стерлингов.

«Кэптен»: заложен 30 января 1867 г, спущен на воду 27 марта 1869 г., введен в строй в январе 1870 г.

Размерения: длина — 97,5 м, ширина — 16,23 м, осадка — 7,47/7,77 м (по проекту — 6,86/7,216 м.

Водоизмещение — 7767 т (по проекту — 6963 т).

Вооружение: 4-12 дюймовых, 2-7 дюймовых (полубак и полуют).

Бронирование: пояс — 178 мм в центре, до 102 мм в оконечностях; основания башен — 203 мм; башни: лоб — 254 мм, борта и тыл — 229 мм; рубка — 178 мм.

Мощность машин — 5400 л.с.; скорость хода — 14,25 уз.

Экипаж — 500 чел.

Стоимость — 335518 фунтов стерлингов.

Германские броненосцы типа «Гроссер Курфюрст»»:

«Гроссер Курфюрст» — заложен в 1869 г. на Императорской верфи в Вильгельмсхафене, спущен на воду 17 сентября 1875 г., введен в строй — 6 мая 1878 г.

«Пройссен» — заложен в 1871 г. на верфи «Вулкан» в Штеттине, спущен на воду 22 ноября 1873 г., введен в строй 4 июля 1876 г.

«Фридрих дер Гроссе» («Фридрих Великий») — заложен в 1871 г. на Императорской верфи в Киле, спущен на воду 20 сентября 1874 г., введен в строй 22 ноября 1877 г.

Водоизмещение — 7596 т (проектное — 6713 т.)

Размерения: длина — 96,59 м, ширина — 16,3 м, осадка — 7,11 м.

Мощность машин — 5396 л.с. Скорость хода — 14 уз.

Дальность плавания — 1690 миль на 10-узловой скорости.

Экипаж — 46 офицеров и 454 нижних чинов.

Вооружение: 4 пушки калибром 26 см (длина ствола — 22 клб.) + 2 пушки 17 см с длиной ствола 25 клб.

Бронирование: Пояс по ватерлинии — 229 мм в центре и до 102 мм в оконечностях; цитадель — 203 мм; башни — 254 мм в лобовой части и 203 мм по окружности.

Вооружение первого поколения башенных броненосцев

26 см орудия германских броненосцев имели реальный калибр 263 мм и боекомплект по 100 снарядов, угол возвышения — 11 градусов, угол снижения — минус 3 градуса. Дальность стрельбы бронебойным снарядом — до 5000 м при начальной скорости 430 м/с.

Дальность стрельбы фугасным снарядом — 5220 м при начальной скорости 460 м/с.

Вес бронебойного снаряда — 187 кг, фугасного — 162 кг. Содержание взрывчатки (черного пороха) в бронебойном — 1,28%, в фугасном — 4,81%.

17 см пушки имели фактический калибр 172,6 мм и длину ствола 24,6 клб., угол возвышения до 11 градусов и дальность выстрела — до 5000 м. Бронебойный снаряд весом 55,9 кг нес 1,07% взрывчатки (черного пороха) и покидал канал ствола со скоростью 472 м/с.

Фугасный весил 51 кг, имел начальную скорость 465 м/с и нес 8,24% ВВ (черного пороха).

12 дюймовые (305 мм) орудия «Монарха» и «Кэптена» весили по 25 тонн. Бронебойный снаряд весил 276,2 кг, имел начальную скорость 392,58 м/с и летел на расстояние в 6400 м.

Чугунный фугасный снаряд имел те же параметры, но нес 4,62% взрывчатки (бурый порох).

Стальной фугасный снаряд весил 278,51 кг, из которых 10,04% приходились на ВВ. При начальной скорости 393,8 м/с мог улететь на 6433 м.

9 дюймовые и 7 дюймовые орудия этих броненосцев не отличались от аналогичных пушек батарейных броненосцев.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бронезавры XIX века. Боевые корабли 1865-1885 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я