Книга посвящена истории военного кораблестроения в период 1865-1885 гг.; в ней приведена подробная информация о более чем 300 кораблях и типов кораблей той эпохи, состоящей на их вооружении артиллерии и минном оружии, а также описания значимых морских сражений эпохи
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бронезавры XIX века. Боевые корабли 1865-1885 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Французские 10+10
Весть о постройке в Англии «Беллерофона» произвела пренеприятнейшее впечатление во французских военно-морских кругах. Еще бы: теоретически нарезные 9-дюймовки «Беллерофона» могли на всех реальных дистанциях боя пробить 120-150-милллиметровую броню любых выстроенных во Франции к тому времени броненосцев. В том числе новейших типа «Прованс», серия которых из 10 единиц находилась в разгаре строительства, на которую были уже затрачены огромные деньги, и остановить постройку которых было уже немыслимо.
Выход был найден хотя и накладный, но простой и эффективный: начать параллельно с достройкой «Провансов» строительство новых броненосцев с увеличенной толщиной брони и большим калибром артиллерии. Предполагалось, что французские казнозарядные 240 мм пушки по бронепробивной способности будут примерно эквивалентны английским 229 мм. А после того, как англичане стали вооружать свои броненосцы 254 мм орудиями, французы перешли на калибр 274 мм.
Надо сказать, что простым количественным ростом показателей французы не ограничились, и ведущий кораблестроитель Франции и автор проекта «Глуара» Дюпюи де Лом выдал принципиально новое решение.
Малые углы обстрела орудий в бортовой батарее были для французских моряков изрядной головной болью. Поэтому было решено часть тяжелых орудий размещать на верхней палубе на вращающихся платформах. Причем защиту этих пушек должны были обеспечивать барбеты — кольцевые брустверы, защищающие лафет и прислугу орудия (сам ствол перемещался по кругу поверх верхней кромки барбета).
Само слово «барбет» уходит своими корнями во времена мушкетеров и гвардейцев кардинала — так французские щеголи времён Франциска I и последующих поколений называли шейный платок, который повязывали наподобие советского пионерского галстука, только задом-наперед — «тупой конец» треугольного полотнища прикрывал горло и способствовал тому, чтобы борода на его фоне смотрелась особо импозантно. От французского слова barbe — «борода» и произошло слово «барбет»: только вместо шеи броневой «галстук» окольцовывал станину орудия.
Использование барбетов сулило не только увеличение секторов обстрела, но и дальности стрельбы: ствол орудия в барбетной установке можно поднять на гораздо больший угол, чем в каземате, где угол подъема ограничивался высотой порта (амбразуры).
Всего в ответ на постройку «Беллерофона» и последующих английских броненосцев с орудиями увеличенного калибра предполагалось построить 10 больших барбетно-казематных броненосцев I класса + 10 броненосных корветов для колониальной службы.
Считается, что прототипом обоих серий стал спущенный на воду в Тулоне в 1865 г. броненосный корвет Belliqueuse. Это был небольшой корабль, 8 орудий которого (4 — 194 мм и 4-164 мм) располагались в батарее и 2 (164 мм) — на верхней палубе во вращающихся установках (на носу и на корме). Кстати, Belliqueuse стал первый французским броненосцем, совершившим кругосветное плавание.
Итак, в 1865-1866 гг. во Франции в ответ на строительство англичанами «Беллерофона» закладываются сразу 4 броненосца с увеличенной до 200 мм толщиной брони и с орудиями повышенного калибра — «Осьян» («Ocean» — «Океан»), «Маренго», «Фридланд» и «Сюффрен».
По проекту каждый из этих кораблей должен был нести по 4 — 240 мм орудия в барбетах на верхней палубе по углам центральной батареи и 4-194 мм + 4-164 мм в бронированной батарее. К тому времени, когда головной корабль серии — «Океан» — сошел на воду, уже было известно, что англичане строят броненосцы с 254 мм пушками, и вооружение «Океана» было резко усилено еще до того, как он вступил в строй. 240 мм орудия в барбетах заменили на 274 мм, а 194 мм и 164 мм пушки в батарее — на 8 240 мм.
«Океан» стал единственным кораблем серии, поспевшим к Франко-прусской войне. Броненосец принимал участие в боевых действиях: в составе «Северной эскадры» прошел на Балтику и блокировал побережье Пруссии. Правда, прусский флот так на встречу с французами и не вышел, и балтийская экспедиция свелась, в общем-то, к подавлению прусского коммерческого судоходства, которое в то время вовсе и не отличалось интенсивностью.
Два других корабля серии — «Маренго» и «Сюффрен» — с самого начала карьеры получили на вооружение по 4-274 мм пушки в барбетах и 4-240 мм орудия в центральной батарее; дополняли их вооружение несколько более легких орудий калибром 120-138 мм.
У всех этих трех кораблей был один фатальный недостаток — деревянные корпуса. Формально располагая артилерией не худшей, чем у английских «Геркулеса» и «Султана», эта троица уступала им и в плане скорости (у деревянных корпусов худшие пропульсивные свойства), и в плане пожароопасности, и в плане общей живучести. Хотя французские кораблестроители и обеспечили «Океан», «Маренго», «Сюффрен» водонепроницаемыми переборками, но их было всего три, а уж какова была водонепроницаемость переборок в деревянных корпусах — пусть этот вопрос остаётся на совести создателей этих сооружений.
4-й корабль серии — «Фридланд» — был задуман как железная версия «Океана». Но его строительство растянулось более чем на десять лет, и в 1876 г., когда он вступил в строй, говорить о каких-либо достоинствах этого корабля было уже поздно. От деревянных кораблей серии он отличался увеличенным до 5-ти числом переборок, заменой 240 мм орудий в каземате на 274 мм.
По мнению экспертов, все 4 броненосца обладали неважной мореходностью, а наличие только одного винта снижало боевую устойчивость кораблей в случае его повреждения.
Неудовлетворительные качества этого квартета подвигли Анри Дюпюи де Лома на кардинальную переработку проекта. Так появился «Ришелье» — последний броненосец этого выдающегося конструктора. Увы, не избавленный от недостатков его предшественников — деревянного корпуса, умеренной скорости хода, плохого разделения водонепроницаемыми переборками. Все это в сочетании долгими сроками постройки низводило «Ришелье» и последовавших за ним «Кольбера» и «Тридана» до уровня второразрядных к моменту их ввода в строй.
Для повышения мореходности Дюпюи де Лом пошел на рокировку: тяжелые 274 мм орудия (в числе 6 штук) были перенесены в батарею, а в 4-х барбетах по углам батареи на верхней палубе располагались 240 мм пушки. 5-е орудие этого калибра было установлено в носу и стреляло через амбразуру в форштевне — прием, впоследствии ставший едва ли не классическим на французских кораблях.
Следующую пару французских броненосцев — «Кольбер» и «Тридан» («Trident» — «Трезубец») строил уже Сабатье. Они мало чем отличались от своего прототипа: также были деревянными, одновинтовыми и со скверными разделением на переборки. 6 пушек калибра 274 мм размещались в каземате; еще пара таких орудий — в небронированных барбетах над передними углами казематов. Сквозь форштевень стреляло погонное 240 мм орудие; дополняли вооружение 8 пушек калибра 138 мм по бортам. Вскоре после ввода в строй (в 1877 г.) пару таких орудий сняли и заменили 240 мм ретирадной пушкой: она стояла на вращающейся платформе, что, в отличие от носового орудия, обеспечивало ей хорошие углы обстрела.
Сильный завал бортов обеспечивал хорошие углы обстрела и барбетным орудиям калибра 274 мм: теоретически обе пушки могли стрелять и прямо по курсу, и прямо на корму.
В 1880 г. оба броненосца получили торпедные аппараты для 356 мм торпед Уайтхеда: «Кольбер» — 4, «Тридан» — 6. Все торпедные аппараты были надводными и при интенсивном обстреле кораблей вряд ли могли дожить до того момента, когда им довелось бы выпустить торпеды.
Зато следующий французский броненосец — «Редутабль» («Redoutable» — «Неприступный») — творение инженера де Бюсси (и первый из военных кораблей первого класса, построенных этим выдающимся кораблестроителем) — был поистине революционным кораблем. Он считается первым крупным военным кораблем, сделанным целиком (или по большей части) из стали; толщина его брони возросла до с 220 мм до 350 мм, и на нем были установлены новые 274 мм пушки образца 1875 г. Из 8 орудий главного калибра 4 стояли в каземате с умеренными углами обстрела в 80 градусов. Еще пара таких пушек стояли в бортовых барбетах над казематом и одно — в кормовом барбете. Восьмое орудие стояла на баке и стреляло прямо вперед через форштевень.
Дополняли вооружение 6 138 мм пушек, установленных открыто по бортам на верхней палубе.
«Редутабль» был всем хорош, кроме одного: уже во время его закладки было известно, что англичане вооружают свои броненосцы новыми 12-дюймовыми орудиями, против которых 274 мм пушки французских броненосцев откровенно слабы. Решение проблемы было найдено элементарное. На паре следующих броненосцев, заложенных в 1875 году — «Девастасьоне» («Devastation» — «Опустошение») и «Амирале Курбе» 274 мм пушки в каземате были заменены новейшими и мощнейшими 340 мм. Видимо, отставание их флота припекло французов, и «Девастасьон» они строили с несвойственной тогдашнему французскому кораблестроению быстротой. «Девастасьон» вступил в строй даже раньше «Редутабля». Зато строительство «Амирала Курбе» растянулась на целых 10 лет, и он стал последним казематным броненосцем в мире: Францию, которая всегда считалась одной из наиболее передовых стран в военно-морском деле, подобный архаизм явно не украсил.
Мало того, что казематная схема расположения артиллерии к началу 80-х годов XIX века безнадежно устарела, на обоих французских кораблях казематы оказались слишком тесны для громадных 340 мм орудий. На одном из этих судов побывал с экскурсией кто-то из великих французских писателей — то ли Золя, то ли Доде; из-за чрезвычайного загромождения пространства внутри каземата подъемными кранами для доставки снарядов к орудиям, поворотными механизмами и пр. он сравнил казематы этих броненосцев с цехом механического завода.
Такова была французская «великолепная десятка» которая должна была сокрушить британское владычество на море. Но, увы, она даже не смогла сказать сколько-нибудь веского слова в борьбе с неизмеримо более слабым германским флотом в ходе разгоревшейся в 1870 г. Франко-Прусской войны.
Несколько слов о прусском флоте
Почувствовав в ходе войны с Данией, как худо воевать на море без броненосцев, пруссаки сразу после окончания боевых действий развернули несусветную активность: выкупили у Армана (французская кораблестроительная фирма) один из строившихся для Конфедерации южных штатов таранов типа «Стоунуолл» (вошел в строй германского флота как «Принц Адальберт»); заказали англичанам монитор по образцу построенного для Дании «Ральфа Краке» (вошел в строй прусского флота под названием «Арминий» — назван в честь вождя херусков, разгромивших в Тевтобургском лесу в 9 г. н.э. римскую армию). На этом прусскоподданые не успокоились и в 1866 г. заказали английским и французским фирмам два полноразмерных батарейных броненосца.
Строившийся во Франции «Фридрих Карл» отличался превосходными мореходными качествами и изначально был вооружен 28 орудиями для ядер в 72 фунта; позднее на нем поставили 16 нарезных 210 мм пушек.
Проектированием построенного в Англии «Кронпринца» руководил сам Рид; этот корабль был изначально вооружен 16 210 мм орудиями и оказался быстроходнее французского собрата.
В 1868 пруссаки заложили на своих верфях броненосец «Ганза»; при его создании немцам удалось-таки создать новое слово в военном кораблестроении. Небольшой корабль имел двухэтажный каземат, причем 4 — 210 мм орудия, стоявших в нижнем каземате, стреляли попарно на каждый борт, а орудия такого же калибра верхнего каземата — попарно на нос и на корму.
Едва ли это новое слово оказалось удачным: корабль не мог сосредоточить ни на одной цели огонь более, чем двух орудий, что явно недостаточно даже для потопления небронированного судна.
Впрочем, проверить боевые качества «Ганзы» не удалось, корабль водоизмещением немногим более 4 тыс. тонн строили аж 7 лет, и он вошел в строй только в 1875 г., когда война с Францией давно закончилась.
Зато в том же 1868 г. пруссакам улыбнулась удача, и они смогли приобрести самый мощный корабль своего времени. С 1865 г. в Англии для Турции, которая в очередной раз вознамерилась стать великой морской державой, строился колоссальный броненосец «Фатих». Но у «Сиятельной Порты», для которой уже были построены или строились на английских, французских и австрийских верфях 15 броненосцев, элементарно не хватило денег на оплату этого гиганта. И англичане с удовольствием продали его пруссакам.
В прусском флоте «Фатих» получил название «Кёниг Вильгельм» и обрел известность как броненосец с самой многочисленной батареей орудий главного калибра: на его батарейной палубе были установлены 18 крупповских пушек калибром 240 мм. Еще 3 пушки калибром 210 мм стояли в носовом верхнем каземате для погонной стрельбы и еще 2 таких же в кормовом каземате для ретирадного огня.
Причем англичане изначально предлагали вооружить «Кёнига Вильгельма» своими девятидюймовками. Основания у них к тому были: дульнозарядные 9-дюмовки Вулвичского арсенала пробивали броню лучше, чем 24-сантиметровые казнозарядные пушки Круппа. И прусские адмиралы были склонны принять данное предложение!
Но патриотические прусские чиновники подняли крик по поводу того, что немецкие корабли должны вооружаться немецкими пушками, и, проще говоря, пролоббировали заказ Круппу.
Правда, тому пришлось 3 или 4 раза проводить сравнительное тестирование своих пушек с английскими, и каждый раз вулвичские орудия демонстрировали более высокие показатели.
Наконец, на завершающих испытаниях 24-сантиметровки Круппа пробили такую же по толщине броню, что и британские 9-дюймовки. Адмиралы были удовлетворены, патриоты торжествовали. «Кёниг Вильгельм» получил крупповскую артиллерию, каковой успех и заложил фундамент реноме Круппа как производителя пушек №1 в мире.
Последними прусскими (теперь уже германскими) казематными броненосцами, а также последними немецкими броненосцами, построенными за границей, стали «Кайзер» и «Дойчланд», заказанные после окончания войны с Францией английской фирме Палмера. В целом они напоминали современные им британские корабли; бросающееся в глаза отличие — каземат, выступающий за борта в форме секторов ротонды.
Каждый из броненосцев получил по 8 крупповских пушек увеличенного до 260 мм калибра. Благодаря тому, что каземат был заметно смещен на этих кораблях к носу, передние пары орудий могли вести погонный огонь; ретирадный огонь обеспечивала установленная на поворотной платформе 210 мм пушка.
Эти три броненосца — «Кёнег Вильгельм», «Кайзер», «Дойчланд» — служили необычайно долго. Во второй половине 90-х годов прошли модернизацию с тем, чтобы морское руководство могло их (больше — теоретически) рассматривать в качестве броненосных крейсеров. «Кёнег Вильгельм» вместо погонных и ретирадных 210 мм орудий получил 240 мм пушки, аналогичные тем, что стояли в бортовой батарее; общее количество этих орудий на корабле достигло 22.
Пятую 21-сантиметровку заменили современным скорострельным 15 сантиметровым орудием с длиной ствола в 30 калибров. Кроме того, на броненосец установили массу орудий меньшего калибра.
На «Кайзере» и «Дойчланде» кормовую 21-сантиметровку сняли и взамен нее установили на верхней палубе целую батарею современных среднекалиберных пушек.
Но возвратимся к свершениям французских кораблестроителей
Что касается второй части программы «10+10» — малых броненосцев для службы в колониальных водах, то 7 из них успели ввести в строй до начала войны с Пруссией: «Альма», «Армид», «Аталант», «Жанна д’Арк», «Монкальм» (заложен как «Индьен»), «Рейн Бланш» и «Тетис».
Эти броненосцы оказались весьма удачными и полезными кораблями. Большая часть из них в ходе войны с Пруссией действовала в европейских водах: «Тетис», «Жанна Д’Арк» и «Армид» в составе эскадры Буэ блокировали германские порты на Балтике; «Монкальм», «Аталант» и «Рейн Бланш» патрулировали воды Северного моря. Но использовались они и по назначению: «Альма» блокировала в Йокогаме (Япония) прусские корветы «Грета « и «Медуза»; «Монкальм» был отряжен в Бискайский залив, где запер в порту Виго прусский крейсер «Аугуста».
Во многом из-за действий этих судов прусскому флоту не удалось развязать крейсерскую войну против французского судоходства.
Конструктивно эта семерка представляла типичную продукцию тогдашнего французского судпрома: деревянные корпуса, обшитые 150 мм поясом в районе ватерлинии и 120 мм плитами брони в районе каземата. Кроме того, для снижения пожароопасности весь остальной корпус был обшит 15 мм листами железа.
Основное вооружение составляли 6 — 194 мм пушек обр. 1866 г., 4 из которых стояли в каземате и 2 — в барбетах по бортам над казематом (теоретически в каждом направлении могли вести огонь по 3 орудия калибром 194 мм).
Дополняли вооружение 4 пушки калибром 120 мм или 138 мм, установленные на верхней палубе по бортам.
Перед началом войны на французских верфях были заложены еще три малых броненосца: «Ла Галиссоньер», «Викторьёз» и «Триумфан». Они были на 1000 т крупнее «Альмы» и несли вместо 194 мм пушек орудия калибром 240 мм. Вошли в строй уже после войны.
«Буве» против «Метеора»
При всей напряженности Франко-Прусской войны на сухопутном театре на море реальные боевые действия ограничились одной-единственной стычкой между двумя малыми кораблями. 9 ноября 1870 г. французский авизо «Буве» столкнулся неподалеку от Гаваны (Куба) с немецкой канонерской лодкой «Метеор». Преимущество в скорости, водоизмещении (760 т против 422 т) и артиллерии (1-164 мм и 4-120 мм пушки против 1-150 мм и 2-120 мм на «Метеоре»), численности экипажа (85 чел. на «Буве» против 71 на «Метеоре») было на стороне французов.
«Буве» был послан в карибские воды для спасения потерпевшего аварию лайнера «Нуво Монд» и находился в Гаване, куда 7 ноября прибыл «Метеор». Командир французского судна послал капитану «Метеора» Эдуарду фон Кнорру вызов; тот его принял. 8 ноября «Буве» вышел в море; спустя 24 часа порт покинул «Метеор» (таково было тогдашнее требование войны на море: суда враждующих стран должны были выходить в море из нейтрального порта с промежутком в сутки).
Корабли встретились в нескольких милях от Гаваны. «Метеор» открыл огонь из своей шестидюймовки с дистанции примерно 2000 м и успел дать 8 выстрелов, не попав ни разу, прежде, чем суда сблизились на 800 м, и «Буве» открыл ответный огонь — столь же неэффективный.
В течение 2-х часов пруссаки и французы не могли добиться ни одного попадания. Наконец, корабли сблизились настолько, что «Буве» смог таранить «Метеор». Но удар пришелся вскользь, и канонерка отделалась тем, что у нее свалились обе мачты.
«Буве» развернулся и пошел на повторный таран, но в этот момент пруссаки добились первого и единственного попадания в этом сражении: снаряд перебил паропровод на «Буве» и французское авизо остановилось, потеряв ход.
«Метеор» начал приближаться; судя по последующим заявлением, фон Кнорр хотел высадить на «Буве» абордажную партию и захватить француза. Но винт канонерки как раз в это время запутался в снастях упавших мачт, и «Метеор» также встал. Экипаж «Буве» поставил паруса и, не желая далее испытывать судьбу, направился к Гаване. К тому времени, когда морякам «Метеора» удалось освободить винт, авизо было уже в территориальных водах Кубы, и испанский корвет «Эрнан Кортес», наблюдавший за боем, дал предупредительный выстрел, запрещая преследовать неприятеля в зоне ответственности нейтральной державы.
Собственно, на этом и закончилось единственное морское сражение Франко-Прусской войны. Потерь в людях, насколько известно, ни одна из сторон не понесла.
Тактико-технические характеристики французских броненосцев постройки 1865-1882 гг.
Броненосный корвет Belliqueuse: заложен в сентябре 1863 г.; спущен на воду — 6 сентября 1865 г., вошел в строй 30 октября 1866 г.
Водоизмещение — 3777 метрических тонн; размерения: длина — 70 м; ширина — 14,01 м, осадка — 6,97 м;
мощность машин — 1227 л.с. скорость хода — 11, 83 узлов; дальность плавания — 1410 миль 10-узловым ходом.
Вооружение: 4 — 194 мм и 6 164 мм орудий модели 1864 г.; в 1870 г. 164 мм орудия на верхней палубе были заменены на 138 мм обр. 1870 г.; впоследствии добавлены 4 револьверных (с вращающимся блоком стволов) 37 мм пушки Гочкиса.
Бронирование: пояс по ватерлинии — 150 мм, батарея — 120 мм. Крупным недостатком этого корабля было отсутствие траверзов у батареи: от продольного огня орудия прикрывались только легкими щитами.
Броненосец Ocean, Франция:
заложен — 18 апреля 1865 г в Бресте; спущен на воду — 15 октября 1868 г.; вошел в строй 21 июля 1870 г.;
водоизмещение — 7810т; размерения — 93,9х17,5х8,4 м;
мощность машин — 3600 л.с.; дальность плавания — 3000 миль на 10 узлах;
вооружение: 4-274 мм пушки и 8-240 мм орудий;
бронирование: пояс по ватерлинии — 175-200 мм, батарея — 160 мм, барбеты — 150 мм;
экипаж — 750-778 человек.
Броненосец «Маренго», Франция:
заложен в июле 1865 г. в Тулоне, спущен на воду 4 декабря 1869 г, вышел на испытания в июле 1870 г., но в связи с войной находился в резерве до 1872 г., после чего окончательно введён в строй.
Водоизмещение — 7860 т; размерения: 99,1х18х7,7м;
мощность машин — 3600 л.с.; скорость — 13 узлов; дальность плавания 3000 миль на 10 узлах;
вооружение: 4-274 мм, 4 — 240 мм, 7 — 138 мм орудия; перевооружен в 1885 г.: 6 — 274 мм, 4 — 240 мм, 4-120 мм орудий.
Бронирование — как на «Ocean».
Броненосец «Сюффрен», Франция
заложен 1 апреля 1866 г. в Шербуре, спущен на воду 26 октября 1870 г, введен в строй 5 августа 1873 г.
Водоизмещение — 7800 т; размерения: 93,9х17,5х8,4 м;
мощность машин — 4100 л.с.; скорость хода — 14,3 уз.; дальность плавания — 3000 миль на 10 уз.;
вооружение: 4-274 мм; 4-240 мм; 6-138 мм; 1-120 мм. В 1885 г. перевооружен: 4-274 мм, 4-240 мм; 6-120 мм пушек;
бронирование — см. «Ocean»;
экипаж — 660 чел. Стоимость — 6654000 франков.
Броненосец «Фридланд», Франция»:
заложен в январе 1865 г., спущен на воду 25 октября 1873 г, завершен строительством в 1876 г.; вошел в строй 20 июня 1877 г.
Водоизмещение 8850 т; размерения: 96,7х17,7х9 м;
мощность машины — 4400 л.с.; скорость — 13 узлов;
бронирование — как на «Ocean» (по некоторым данным, толщина броневого пояса в центре корпуса увеличена до 220 мм;
8 — 274 мм, 8-138 мм, 8-37 мм пушек, 2 торпедных аппарата. Экипаж — 676 человек. Стоимость — 8366000 франков.
Броненосец «Ришелье», Франция:
заложен 1 декабря 1868 г. в Тулоне, спущен 3 декабря 1873 г., вступил в строй 12 апреля 1875 г.
Водоизмещение — 9130 т; размерения: 101,7х17,4х8,5 м;
мощность машин 4240 л.с. скорость — 13,25 узлов; дальность плавания — 3300 миль на 10 узлах;
вооружение: 6 — 274 мм, 5-240 мм, 10-120 мм пушек; впоследствии 120 мм пушки заменены на 8-138 мм орудий. Дополнительно поставлены 4 торпедных аппаратов — 356мм.
Бронирование: пояс по ватерлинии — 180-220 мм, батарея — 160 мм с траверзами 100 мм, барбеты — 160 мм, броневая палуба — 10 мм. Экипаж — 720 человек. Стоимость — 9157000 франков.
Броненосец «Кольбер», Франция:
заложен 4 июля 1870 к в Бресте; спущен на воду 15 сентября 1876 г., введен в строй 6 июня 1877 г.
Водоизмещение — 8617 т. Наибольшая длина — 101,1 м; ширина — 17,4 м; осадка — 8,5 м.
Мощность машин — 4400 л.с. Скорость — 15,5 уз. Дальность плавания — 3300 миль на 10 узлах.
Вооружение: 8-274 мм; 2 — 240 мм; 6 — 138 мм.
Толщина броневого пояса по ватерлинии — 220 мм с уменьшением к корме до 180 мм. Каземат — 160 мм с траверзами 120 мм. Палуба — 15 мм.
Экипаж: 27 офицеров и 774 нижних чинов. Стоимость — 8260000 франков.
Броненосец «Тридан», Франция:
заложен 1.04.1870 г. в Тулоне; спущен на воду 9.11.1876 г., вступил в строй 1.11.1878 г.
Водоизмещение 8857 т.; наибольшая длина — 102,1 м, ширина — 17,9 м; осадка — 8,6 м. Остальные данные — как у «Кольбера». Стоимость — 9465000 франков.
Броненосец «Редутабль», Франция:
Заложен 10.07.1873 г. в Лорьяне; спущен на воду 18.09.1876 г, вступил в строй 28.01.1882 г. Водоизмещение — 9300 т. Размены: наибольшая длина 100,7 м, ширина — 19,7 м, осадка — 7,8 м.
Мощность машин — 5900 л.с., скорость хода — 14 узлов; дальность плавания — 2800 миль на 10 узлах.
Вооружение: 8 орудий 274 мм + 6 — 138 мм.
Бронирование: полный пояс толщиной 350 мм в центре с уменьшением к оконечностям до 240 мм; каземат — 300 мм с траверзами 240 мм; палуба — 65 мм.
Экипаж — 705 человек. Стоимость — 12779000 франков.
«Девастасьон»:
заложен 20 декабря 1875 г. в Лорьяне, спущен на воду 19 августа 1879 г, введен в строй 25 марта 1881 г.
Водоизмещение: проектное — 9650 т, реальное в полном грузу — 10704 т. размерения: длина по ватерлинии — 95 м, ширина — 21,2, осадка — 8,1 м. Мощность машин — 8200 л.с., скорость — 15 уз. Дальность плавания — 3100 миль на 10 узлах.
Экипаж — 679 чел.
Вооружение: 4 — 340 мм с длиной ствола в 18 клб. в каземате (эти мощнейшие орудия показали себя ненадежными, и одно из них при испытаниях треснуло. В результате, броненосец плавал с установленными вместо них 320 мм пушками с длиной ствола в 25 калибров, бывших развитием тех образцов, которые использовались на береговых батареях); 4 — 274 мм на верхней палубе, 6 — 138 мм в батарее + 2 — 65 мм; 5 торпедных аппаратов для торпед калибром 356 мм. Стоимость — 14649000 франков.
В 1899 г. «Девастасьон» был перевооружен: в каземате были установлен 4 новейших 274 мм орудия, в барбетах на верхней палубе — 3 — 240 мм (1 — в кормовом барбете и 2 — бортовых); дополнили вооружение 10 — 100 мм пушек и 16-47 мм малокалиберных орудий; 4 торпедных аппарата.
Бронирование: пояс по ватерлинии высотой 2,8 м: в центре — 380 мм, в оконечностях уменьшается до 210 мм; каземат — 240 мм; палуба — 60-30мм; рубка — 75 мм.
«Амираль Курбе»:
заложен 19 июля 1875 г в Тулоне как «Фудройян» (переименован в 1885 г. в честь адмирала, командовавшего французским флотом во время захвата Индокитая); спущен на воду 27 апреля 1882 г., вступил строй 20 октября 1885 г.
Проектное водоизмещение — 9652 т, реальное в полном грузу — 10506 т.
Размерения: 100,77х21,7х8,52 м. Мощность машин — 6244 л.с. Скорость — 14,32 уз. Дальность плавания — 1806 миль на 14 узлах.
Экипаж: 22 офицера и 600 нижних чинов.
Вооружение: 4-340 мм с длиной ствола в 21 клб. — улучшенная версия 340 мм пушек, предназначавшихся для «Девастасьона», 4-274 мм, 10-138 мм, 2-65 мм, 14-37 мм пушек, 3 торпедных аппарата — 356 мм.
В 1899-1900 гг. «Курбе» перевооружен: в каземате были оставлены 340 мм пушки, в барбетах установлены 3-240 мм орудия; дополнили вооружение 11 — 138 мм пушек, 10 — 37 мм, 5 торпедных аппаратов.
Пояс по ватерлинии: в центре — 380 мм, в носу — 240 мм, в корме — 300 мм с кормовым траверзом 240мм. Каземат — 240 мм, палуба — 25-60 мм, рубка — 75 мм. Стоимость — 17874000 франков.
Тактико-технические характеристики французских малых броненосцев постройки 1865-1879 гг.
Даты строительства:
«Альма» («Alma») — заложена в Лорьяне 10 октября 1865 г., спущена на воду 26 ноября 1867 г., вошла в строй в 1869г.
«Армид» («Armide») — заложена в Рошфоре в 1865 г, спущена на воду 12 апреля 1867 г., в строю с 1867 г.
«Аталант» («Atalante») — заложена в июне 1865 г. в Шербуре, спущена на воду 9 апреля 1868 г., в строю с 1969 г.
«Жанна д’Арк» («Jeanne d’Arc») — заложена в Шербуре в 1865 г., спущена на воду 28 сентября 1867 г., введена в строй в 1868 г.
«Монкальм» («Montcalm») — заложен в Рошфоре 26 октября 1865 г., спущен на воду 16 октября 1868 г., в строю в 1869 г.
«Рейн Бланш» («Reine Blanche») — заложена в Лорьяне в 1865 г., спущена на воду 10 марта 1868 г., в строю в 1869 г.
«Тетис» («Thetis») — заложена в Тулоне в 1865 г., спущена на воду 22 августа 1867 г., в строю с 1868 г.
«Ла Галиссоньер» («La Galissoniere») — заложен в Бресте 22 июня 1868 г., спущен на воду 7 мая 1872 г., в строю с 1874 г.
«Триумфан» («Triomphante») — заложен в Рошфоре 5 августа 1869 г., спущен на воду 28 марта 1877 г., введен в строй в 1879 г.
«Викторьез» («Victorieuse») — заложен 5 августа 1869 г. в Тулоне, спущен на воду 18 ноября 1875 г., в строю с 1877 г.
Характеристики броненосцев типа «Альма»:
водоизмещение от 3513 т у «Тетис» до 3828 т у «Монкальма».
Длина — 68,88 м. Ширина — 13,94-14,2 м. осадка — 6,26-6,66 м
Мощность машин — 1580-1890 л.с. Скорость хода — 11,0-11,9 уз. Бронирование: пояс по ватерлинии — 150 мм, каземат — 120 мм, барбеты — 100 мм.
Вооружение: 6 — 194 мм пушек обр. 1864 или 1866 г., 4 — 120 мм; впоследствии установлены дополнительно 8револьверных орудий калибром 37 мм.
Экипаж — 316 чел.
«Ла Галиссоньер»:
водоизмещение4645 т. размерения: 78,03х14,94х7,37 м.
Мощность машин — до 2400 л.с. Скорость — 12,7 узлов.
Бронирование: пояс по ватерлинии — 150 мм; каземат и барбеты — 120 мм.
Вооружение — 6 — 240 мм (19 калибров): 4 — 120 мм.
Впоследствии добавлены 6 — 100 мм орудий и 4 револьверных пушек калибром 37 мм.
Экипаж — до 352 чел.
«Викторьез» и «Триумфан»
водоизмещение — 4585 т. Длина — 78,64 м. Ширина — 14,86 м. Машина — 2200 л.с. Скорость — до 12,7 уз. Бронирование — как на «Ла Галиссоньере».
Вооружение: 6-240 мм пушек обр. 1870 г.; 1 — 194 мм обр. 1870 г. (погонная); 6 — 138 мм; 4 надводных торпедных аппарата калибром 356 мм. Впоследствии добавлены 8 револьверных пушек калибром 37 мм.
Тактико-технические характеристики артиллерии французских броненосцев постройки 1865-1884 гг.
340 мм орудия:
Длиной 21 клб. (на «Адмирале Курбе»): вес бронебойного снаряда — 420 кг, начальная скорость снаряда — 550 м/с, дальность стрельбы при угле возвышения 12 градусов — 7821 м;
расчетная бронепробиваемость с дистанции 15 кбл. — 187 мм.
вес снаряда общего назначения (фугасного) — 350 кг, начальная скорость — 602 м/с; дальность стрельбы при угле возвышения 12 градусов — 8210 м.
340 мм длиной 18 клб. (первоначально установлены на «Девастасьоне», но потом заменены 320 мм орудиями): вес бронебойного снаряда — 420 кг, начальная скорость — 486 м/с; дальность стрельбы — 6700 м;
расчетная бронепробиваемость с дистанции 15 кбл. — 146 мм.
вес снаряда общего назначения — 350 кг; начальная скорость — 510 м/с; дальность стрельбы — 6776 м.
320 мм орудие с длиной ствола 24,9 клб.: вес орудия — 38920 кг;
вес бронебойного снаряда 345 кг, начальная скорость — 550 м/с; дальность стрельбы при угле возвышения 14 градусов 8520 м, при стрельбе усиленным зарядом — начальная скорость 605 м/с, дальность стрельбы 9535 м;
расчетная бронепробиваемость с дистанции 15 кбл. — 169 мм.
вес снаряда общего назначения — 286 кг; начальная скорость — 600 м/с, дальность стрельбы при угле возвышения 14 градусов — 8746 м; количество взрывчатого вещества в снаряде общего назначения (черного пороха) — 5,87%; при стрельбе усиленным зарядом начальная скорость — 660 м/с; дальность стрельбы — 9702 м.
Французские 274 мм орудия
имели реальный калибр 274,4 мм.
274 мм орудия «Редутабля» имели вес бронебойного снаряда 216 кг, начальная скорость снаряда — 500 м/с; дальность стрельбы при возвышении 10 градусов — 5773 м; при угле возвышения 14 градусов — 7240 м;
расчетная бронепробиваемость на дистанции 15 кбл. — 112 мм;
снаряд общего назначения имел массу 180 кг; начальная скорость — 505 м/с; дальность стрельбы при угле возвышения 10 градусов — 5514 м, при угле возвышения 14 градусов — 6873 м; доля взрывчатого вещества в (черный порох) снаряде — 6,08%.
274 мм орудие образца 1875 г. с длиной ствола 19,9 клб. (устанавливались на «Адмирале Курбе») — вес бронебойного снаряда — 216 кг, начальная скорость снаряда — 470 м/с; дальность стрельбы при угле возвышения 10градусов — 5337 м, при 20 градусов — 8507 м;
расчетная бронепробиваемость на дистанции 15 кбл. — 98 мм.
снаряд общего назначения имел массу 180 кг; начальную скорость — 505 м/с; дальность стрельбы при угле возвышения 5514 м, при 20 градусах — 8545 м; доля ВВ в массе снаряда — 6,08%.
274 мм орудие обр. 1870 г. длиной ствола 17,98 клб. — вес бронебойного снаряда 216 кг; начальная скорость — 434 м/с; дальность стрельбы при угле возвышения 14 градусов — 6167 м;
Бронепробиваемость с дистанции 15 кбл. — 84 мм.
масса снаряда общего назначения — 180 кг; начальная скорость — 475 м/с; дальность стрельбы при угле возвышения 14 градусов — 6450 м; массовая доля ВВ в снаряде — 6,08 %.
Вес орудия — 23150 кг.
274 мм образца 1867 г. — масса орудия — 20460 кг; масса бронебойного снаряда — 216 кг; начальная скорость — 331 м/с; дальность стрельбы при угле возвышения 14 градусов — 4413 м;
масса снаряда общего назначения — 144 кг; начальная скорость — 361,9 м/с; дальность стрельбы 4682 м при угле возвышения 14 градусов.
240 мм орудия
обр. 1864 и 1866 гг. длиной ствола 17,5 клб. — вес бронебойного снаряда — 144 кг; начальная скорость — 340 м/с; дальность стрельбы при угле возвышения 10 градусов — 3450 м;
вес снаряда общего назначения — 100 кг; начальная скорость — 363,3 м/с; дальность стрельбы при угле возвышения 10 градусов — 3560 м; вес ВВ в снаряде — 4,67 кг.
24 см обр. 1867 г. — 14470 кг масса орудия; вес бронебойного снаряда — 144 кг; начальная скорость — 340 м/с;
масса снаряда общего назначения — 120 кг; начальная скорость — 362 м/с; вес ВВ — 7,7 кг.
24 см обр. 1870 г. — масса орудия — 14240 кг; длина ствола 18,1 клб.; вес бронебойного снаряда — 144 кг; начальная скорость — 440 м/с; дальность стрельбы при угле возвышения 10 градусов — 4766 м, при угле возвышения 14 градусов (для барбетных пушек корвета «Ла Галиссоньер») 6067 м.
Вес снаряда общего назначения — 120 кг; начальная скорость — 482 м/с; дальность стрельбы при угле возвышения 10 градусов — 5065 м; при угле возвышения 14 градусов — 6341 м; вес ВВ в снаряде общего назначения — 7,7 кг.
194 мм орудия
194 мм обр. 1864 г. длиной ствола 19 клб. — вес бронебойного снаряда — 75 кг; начальная скорость — 341 м/с; дальность стрельбы при угле возвышения 15 градусов — 4551 м;
194 мм обр. 1867 г. — масса 7990 кг; вес бронебойного снаряда — 75 кг; вес снаряда общего назначения — 52 кг; начальная скорость бронебойного снаряда — 344 м/с; вес снаряда общего назначения — 356 м/с.
194 мм обр. 1870 г. длиной ствола 19,8 клб. — вес бронебойного снаряда — 75 кг; начальная скорость 448 м/с; дальность стрельбы при угле возвышения 10 градусов — 4567 м; вес ВВ — 2,18 кг.
вес снаряда общего назначения — 62 кг;; начальная скорость — 492,7 м/с; дальность стрельбы — 4785м; вес ВВ — 3,18 кг.
Реальный калибр французских 164 мм орудия — 164,7 мм
164,7 мм орудие обр. 1870 г. длиной ствола 21,2 клб. — масса орудия — 5443 кг; вес бронебойного снаряда — 45 кг; начальная скорость — 480 м/с; дальность стрельбы при угле возвышения 15 градусов — 5115 м.
Вес снаряда общего назначения — 38 кг; начальная скорость — 505 м/с.
164,7 мм орудие обр. 1867 г. — масса орудия — 4990 кг; масса бронебойного снаряда — 45 кг; начальная скорость — 345 м/с;
масса снаряда общего назначения — 31 кг; начальная скорость — 365 м/с; вес ВВ — 1,36 кг.
Фактический калибр французских орудий калибром 138 мм — 138,6 мм
138,6 мм орудие обр. 1870 г. — вес орудия 2676 кг; вес снаряда общего назначения — 21 кг; вес ВВ — 1,05 кг.; начальная скорость — 456 м/с.
138,6 мм обр. 1867 г. — вес орудия — 1860 кг.; вес снаряда общего назначения — 18,6 кг; начальная скорость — 321 м/с; вес ВВ — 0,95 кг.
Орудия меньших калибров
120 мм обр. 1870 г. длиной ствола 25 клб. — вес снаряда — 14,8 кг; начальная скорость — 455 м/с.
120 мм обр. 1867 г. — вес орудия — 617 кг; вес снаряда — 11,3 кг; вес ВВ — 0,5 кг; начальная скорость — 307 м/с.
9 см орудие — реальный калибр 86,6 мм; вес снаряда — 4,5 кг; вес ВВ — 63 грамма; начальная скорость — 225 м/с.
Бронепробиваемость для французских орудий калибра 194 мм — 274 мм второй половины 1860-х годов представлена также в предыдущей статье («Уроки Кагасимы»).
Главная артиллерия французских броненосцев неоднократно в течение службы модернизировалась. В основном — путем увеличения угла подъема ствола и достижения, за счет этого, большей дальности стрельбы; а также за счет применения для стрельбы усиленных зарядов.
Тактико-технические характеристики прусских и германских броненосцев постройки 1865-1875 гг.
«Принц Адальберт»
Заложен 16 июля 1863 г. французской фирмой «Братья Арман» в Бордо; спущен на воду в июне 1864 г., куплен 10 июля 1865 г., вошел в строй 9 июня 1866 г.
Водоизмещение — 1560 т. Размерения: длина — 56.96 м, ширина — 9,92 м, осадка — 5,02 м.;
мощность машин — 1184 л.с.; скорость — до 9,5 уз.; дальность хода — 1200 миль на 8 узлах;
Вооружение: носовая пушка калибром 21 см длиной 19 клб. с боезапасом 76 снарядов и две 17 — сантиметровых орудия с длиной ствола 25 калибров в центральном каземате (по 71 снаряд на ствол).
Бронирование: пояс 127 мм и казематы 114 мм.
Экипаж — 10 офицеров и 120 матросов
Корабль прослужил чуть более 5 лет: во время послевоенной инспекции судов было выявлено, что деревянный корпус судна порядочно сгнил, и 23 октября 1871 г. «Принц Адальберт» был выведен из строя и в 1878 г. разобран.
«Арминиус»
был заказан в Англии как увеличенный вариант датского монитора «Ральф Краке», который немало досадил пруссакам во время войны за Шлезвиг и Гольштейн.
Спущен на воду в 1864 г.
Водоизмещение 1917 т. Размерения — 63,2 х 10,9 х 4,6 м.
Скорость — 11,2 уз. максимальная. Дальность плавания — 1000 миль на 8 узлах.
Вооружения — 4 х 210 мм пушки в двух башнях Кольза.
Толщина бронирования — 114 мм.
Экипаж — 132 чел.
В октябре 1870 г. получил повреждения при столкновении с корветом «Фальк» и после ремонта использовался в качестве учебного судна, а впоследствии — как ледокол.
«Фридрих Карл»
заложен в 1866 г. в Тулоне (Франция), спущен на воду и введен в строй в 1867 г.
Водоизмещение 6822 т, размерения: 94,1 х 16,6 х 8,1 м.
Мощность машин 3550 л.с., скорость хода — 13,5 уз., дальность плавания — 2210 миль на 10 узлах.
Бронирование: пояс по ватерлинии — 127-114 мм, батарея — 114 мм.
Вооружение — 28 72-фунтовых пушек, впоследствии замененных на 16 нарезных орудий калибром 21 см.
Экипаж — 531 чел.
«Кронпринц»
Заложен на верфи компании «Самуда Бразерс» в Лондоне в 1866 г, спущен на воду 6 мая 1867 г. и вошел в строй 19 сентября 1867 г.
Водоизмещение — 6200 т, размерения — 89,44 х 15,2 х 7,85 м.
Мощность машин — 4500 л.с., скорость хода — 14,7 уз. на испытаниях, но из-за ненадежной работы машин на службе «Кронпринц» редко показывал более 13,5 уз. Дальность плавания — 3200 миль на 10 узлах.
Вооружение — 16 нарезных пушек калибром 210 мм с общим боезапасом 1656 снарядов. Из них 2 пушки с длиной ствола 22 калибра стояли в оконечностях; 14 пушек с длиной ствола 19 калибров — в батарее.
Бронирование: пояс по ватерлинии — 124 мм в центре, 76 мм в корме и 114 мм в носу; стенки батареи из 114-121 мм броневых плит с крышей из 9 мм листов железа.
Экипаж — 33 офицера и 508 нижних чинов.
«Ганза»
Заложен в 1868 г. в Данциге. Водоизмещение 4330 т. Размерения: 73,4х14,1х6,7 м.
Скорость — до 12,5 уз., дальность плавания — 1330 миль на 10 узлах.
Бронирование: пояс по ватерлинии — 152-114 мм, каземат — 114 мм.
Вооружение: 8 орудий 210 мм.
Экипаж — 399 чел.
«Кёнег Вильгельм»
Заложен в 1865 г., спущен на воду в 1868 г., введен в строй в 1869 г.
Водоизмещение — 10591 т. Размерения: 112,2х18,3х8,6 м.
Мощность машин — 8440 л.с., скорость хода — 14,5 уз., дальность плавания — 1300 миль на 10 уз.
Бронирование: пояс по ватерлинии — 305-152 мм; батарея — 203-152мм. Палуба — 51 мм
Вооружение: 18 — 240 мм; 5 — 210 мм.
Экипаж — 730 чел.
После модернизации в 1897 г.: водоизмещение — 9757 т; вооружение — 22 — 24 см пушки; 1 — 15 см; 18 — 88 мм (30 калибров), 8 малокалиберных орудий, 5 торпедных аппарата (2 — носовых, 2 — бортовых, 1 — кормовой).
Бронирование: добавлена 50 мм броневая палуба и 50 мм экраны в батарею.
Мощность машин — 7350 л.с., скорость хода — 14,7 уз. (данные приведены по корабельной энциклопедии Джейна «All Fighting Ships»).
«Кайзер и «Дойчланд»
Сроки постройки — 1872-1874-1875 гг. Нормальное водоизмещение — 7550 т. Полное водоизмещение — 8800 т. Размерения: 89,3х19,1х7,9 м.
Мощность машины — 5700 л.с., скорость хода — 14,5 уз., дальность плавания — 2470 миль на 10 узлах.
Бронирование: пояс по ватерлинии — 127-254 мм; каземат — 203-178 мм; палуба — 51 мм.
Вооружение: 8 — 260 мм орудий и 1-210 мм. Экипаж — 656 чел.
После перевооружения:
«Кайзер» — водоизмещение7531 т, экипаж — 650 чел. Вооружение: 8-260 мм, 1-150 мм, 6-105 мм, 9-88 пушек; 12 револьверных пушек 37 мм; 5 торпедных аппаратов.
«Дойчланд» — 7319 т. Вооружение: 8-260 мм; 8 — 150 мм (по одному орудию на носу и на корме, 4 — над казематом, 2 — в кормовой части по бортам); 8 — 88 мм. Торпедных аппаратов — 5
Скорость хода — 14 узлов. Дальность плавания — 1200 миль 8 узловым ходом.
Тактико-технические характеристики орудий прусских и германских броненосцев постройки 1865-1875 гг.
26 см орудие Круппа длиной ствола 20 клб. (броненосцы типа «Кайзер») — реальный калибр — 263 мм; вес бронебойного снаряда — 187 кг; начальная скорость — 445 м/с; дальность стрельбы — 5200 м; весовая доля ВВ (черный порох) — 1,28%;
снаряд общего назначения — вес 162 кг; начальная скорость — 460 м/с; дальность стрельбы — 5440 м; весовая доля ВВ — 4,81%.
24 см орудие Круппа длиной ствола 20 клб. — реальный калибр — 235,4 мм; вес бронебойного снаряда — 139 кг; начальная скорость — 455 м/с; весовая доля ВВ — 1,04%;
снаряд общего назначения — вес 118,6 кг; начальная скорость — 450 м/с; весовая доля ВВ — 5,9%.
Дальнобойность обоими типами снарядов — 8170 м.
21 см орудие Круппа с длиной ствола 21 клб. — реальный калибр — 209,3 мм; вес бронебойного снаряда — 98,5 кг; начальная скорость снаряда — 433 м/с; дальнобойность — 5700 м; весовая доля ВВ — 1,29%.
21 см. орудие Круппа для «Ганзы» и бортовых батарей «Фридриха Карла» и «Кронпринца» — реальный калибр — 209,3 мм; вес снаряда общего назначения — 79 кг; начальная скорость — 425 м/с; дальность стрельбы — 5280 м; весовая доля ВВ — 5,95 %.
21 см орудие с длиной ствола 19 клб. (для «Принца Адальберта» и «Арминия») — реальный калибр — 209,3 мм; вес бронебойного снаряда — 89 кг; начальная скорость — 421 м/с; дальность стрельбы — 4700 м; весовая доля ВВ — 1,35%;
вес снаряда общего назначения — 78 кг; начальная скорость — 391 м/с; весовая доля ВВ — 8,72%; дальность стрельбы — 5200 м.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бронезавры XIX века. Боевые корабли 1865-1885 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других