Переиздание книги «ПРОБА ПЕРА», изданной в середине 90-х, но не потерявшей актуальности. Ироничные, но дельные советы начинающим авторам. Книга рассчитана на массового читателя, но особым спросом пользовалась у массовиков-затейников, они нагло крали ее из библиотек – несколько случаев. Это и понятно – образцы поздравлений, тостов и набор рифм для них всегда пригодится. Образцы как не надо писать тоже полезны для начинающих.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проба пера. Ироничная филология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2. ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ, НОСТАЛЬГИЯ
Во Владивостоке сухо,
А у нас дожди все льют.
Я сижу один под мухой,
По стеклу дождинки бьют.
Барабанят мелким градом,
Даже звон стоит в ушах,
Вспомнил я как мы с отрядом
Проходили в лагерях.
Там трубили нам горнисты,
То подьем, а то обед,
Наш вожатый выпив триста,
Вдруг ушел в «нейтралитет».
Мы оставшиеся двести,
Положили на язык,
Васька побежал к невестам,
Я ж задумался и сник.
Разошлись пути-дорожки,
Васька больше по бабью,
Я же в час по чайной ложке
Тихо думаю и пью.
Мысль поймал! Сижу довольный,
Дождик льет, а я впотьмах,
Тост поднял слегка фривольный:
За свободу в лагерях!
Большинство людей считает годы своего детства самыми счастливыми. Но понимают они это, с некоторым опозданием, когда золотое времечко уже не вернуть. В годы же детства, с запретами родителей, со смешными (по взрослым меркам) обидами, только единицы осознавали, как они счастливы. Видимо лишь те, кто уже чувствовал это впоследствии и становились детскими писателями.
Попытка самих детей что-то написать (обычно это стихи — отмеченные непомерным восторгом родителей и умилением местных старушек из разряда «божьих одуванчиков») заканчивалось ничем. Данные творения, как правило, представляли из себя подбор простейших рифм, подсказанных взрослыми. Это увлечение у детей, слава богу, быстро проходит, и книжки для них по-прежнему пишут взрослые — те, из кого в детские годы не пытались сделать вундеркиндов, кто мужал, образно выражаясь, в «свободном полёте».
Даже стилизованные под детское восприятие некогда модные «страшилки» типа:
Маленький мальчик на вишню залез,
Дед Афанасий вскинул обрез,
Выстрел раздался, сторож упал,
Мальчика сзади отец прикрывал.
были написаны взрослыми. Начал эту серию поэт Олег Григорьев.
Олег Григорьев начал, и народ тут же подключился, докладывая в страшилки, и глубокие социальные проблемы нашего общества:
Дети в подвале играли в гестапо —
Зверски замучен сантехник Потапов,
Ногти гвоздями прибиты к затылку…
Так и не выдал, где спрятал бутылку.
Надо отметить, что авторы легко находят ту грань детского восприятия и возвращаются в детство, вновь окунаясь в его внутренний мир, вписываясь в своеобразный и на первый взгляд жестокий детский юмор.
Эти стихи можно отнести к позднему советскому периоду, когда писать такие вещи было не так чревато. А вот чуть раньше в сталинские времена, это было намного опасней. Например, некоторые сверхбдительные цензоры пытались запретить издание сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха», так как она праздновала именины (связь с церковью), а в детской сказке «Тараканище», с упоминанием его больших усов — заподозрили явный намёк на Вождя народов.
Мои родители рассказывали, как их в детстве к праздникам заставляли разучивать стишки примерно такого содержания:
Я на вишенку залез —
Не могу накушаться,
Деда Ленин говорил:
Надо маму слушаться.
Потом, правда, «деда Ленин говорил…» заменили на: «Вождь наш Сталин говорил…», но чуть позже дедушку Володю опять вернули на место.
Не знаю, закладывал ли тогда автор этих строк какой-то скрытый ироничный смысл, подкалывая над бессмертными вождями, но когда я представляю, как это произносили дети того времени, я это чувствую. То же самое мне слышится и в известной детской песенке тех времён:
Я маленькая девочка
Танцую и пою.
Я Сталина не видела,
Но я его люблю.
А чтобы легче воспринять такую скрытую иронию, можно подставить на место бывших вождей нынешних руководителей. Хотя последний сюжет, конечно же устарел, и нынешние детки могут видеть наших правителей ежедневно.
Наиболее вредным творчество для детей становится, когда взрослые пишут не по велению души, а на заказ, на «потребу времени» и генеральной линии. Что интересно, заказные стихи тех времён с такими значимыми строчками как: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мамы разные нужны, мамы разные важны», в народе неоднократно переделывались под существующие реалии. Потому тех, кто пытается писать для детей, хочу по-хорошему предупредить, чтоб к этому подходили со всей серьёзностью, чтобы потом смышлёные детки не посмеялись над вами в своих переделках.
Но встречались на моём пути и менее значимые литературные произведения, которым пародии не страшны. Сейчас вы сами поймёте почему. Из прочитанных в детстве книжек, меня больше других потрясла одна. Не помню, названия и кто был её автор, но перед ним явно была «сверху» поставлена задача — воспеть наше коллективное сельское хозяйство. По сюжетному замыслу «писателя», один из пионеров сельской школы проводит экскурсию для своих городских сверстников. Они посещают фермы, скотные дворы и другие достопримечательности местного уровня. Для большей усвояемости все пояснения сельского гида даются в стихотворной форме. Например:
В белоснежных стенах фермы —
Все бурёночки в рядок,
Их доильная система
Доит чётко: чмок да чмок.
Согласитесь, впечатляюще! Особенно это «чмок-чмок», — как отголосок совсем уже раннего и неосознанного детства. Но ещё более ярко и красочно звучит следующее:
А вот это вот свинья,
Не твоя и не моя,
Среди георгин и роз
Её вырастил колхоз!
Здесь добавить, просто нечего — нет слов. Всё последующие пояснения и комментарии, и про петуха и про овечек были абсолютно в том же духе. Единственное из высказываний бравого пионера, немного выбивалось из общего ряда и несло, можно сказать, зерно истины:
А вот это вот козёл,
На него я очень зол,
От него, от дурака
Не дождёшься молока!
Вы скажете: когда это было?! На что я отвечу: вы, ребята, просто давно не открывали детских книжек и не бывали в школе и других детских образовательных учреждениях. Там «генеральные линии» по-прежнему проводятся: ведь дети — это же будущий электорат. А чтобы было захватывающе и интрижно, авторы стараются вовсю. Вот, например, полу загадка:
Сидел на ёлке дятел,
Досиделся — спятил.
Хотя вопросительного знака здесь не стоит, но тут же возникает вопрос, на который без исследований и наблюдений точно ответить невозможно: а случилось бы такое, если бы он сидел на сосне?.. Единственное, что оправдывает автора, это то, что маленький читатель, слегка посочувствовав птичке, уверится в том, что в этой жизни интересного немало.
Трезво оценив когда-то свои возможности, я твёрдо решил, что писать для детей — не «моё» и ушёл от ответственности перед будущими поколениями.
Вообще, когда чувствуешь, что последствия непредсказуемы, надо быть строгим и принципиальным: не можешь — не берись. Надо быть таким, как тот правдивый мальчик из электрички: когда попутчики спросили его, кого он больше любит: папу или маму? И он честно, не задумываясь, ответил, что больше всего он любит сахарные трубочки! Короче, я начинающих писателей предупредил — здесь «туфта» не пройдёт.
Интересного немало…
Писать детские книжки безо всякого преувеличения — Дар Божий. Настоящие детские писатели и поэты — это люди, которые смогли продлить детство и растянуть его на свой зрелый, и даже пожилой возраст.
Мне, к сожалению, это не грозит, во всяком случае в ближайшее время, вплоть до того старческого возраста, когда «впадать в детство» становится обычным явлением. Поэтому мои детские и юношеские воспоминания и переживания перенесённые на бумагу, проходят сквозь призму времени и предназначены скорее для взрослых читателей.
ШКОЛЬНЫЕ БУДНИ
Был у нас учитель в школе,
У него была жена,
По подсчетам третья, что ли…
Их там было до хрена.
И у этой вот четвертой,
У жены, еще был брат,
Мордой хоть слегка потертый,
Но народный депутат.
А у этого вот брата
В магазинчике был блат,
Ну, а как же им без блата —
Он на то и депутат.
А завмаг в том магазине
Был мужик — Петро Кайло,
Примаком он жил при Зине,
В Зине было сто кило.
А у этой вот у Зины,
Как потом до нас дошло,
Вроде бы была кузина,
Клавка — больше ста кило.
У нее сосед профессор,
С ним же кошечка жила,
Ну, а Клавка-то агрессор
Враз собаку завела.
И вот надо ж совпаденье!
Как же все же тесен мир —
Тот кабель в денек весенний
Взял учителя кусил.
Кабелек был очень славный,
Я ходил его кормил,
Ведь потом мучитель главный
Месяц в школу не ходил.
Я теперь в приметы верю,
В рок, в судьбу — с того же дня,
В тот же день нашел я в сквере
Кошелек — в нем три рубля.
И поверивши в удачу,
Клавке отдал — та взяла,
Чтобы к кобелю в придачу
Крокодила завела!
Сочиняй, но знай меру
СОЧИНЕНИЕ НА ВОЛЬНУЮ ТЕМУ
Собака лает — ветер носит,
А мужичонка сено косит,
Хотя его никто не просит —
Одна корова, может быть.
Мой дядя, самых честных правил,
Раз подошел его поправил,
А он его туда направил! —
Куда и в жизни не дойтить.
Его пример — другим наука,
Узнал, что он дерьмо и сука,
И под горячую, под руку, —
Намеренья благие — в прах!
Собака лает — ветер носит,
Мой дядя звания переносит —
А мужичонка сено косит,
И каждый при своих делах.
СОВЕТ
Зависть положи в комод —
Съешь за это бутерброд.
Ложь запрячь ты в сундучок —
Вот за это пятачок.
Жадность глубже закопай —
И конфетку получай.
Так когда-то дед Мороз
Нам пускал мозги в раскос.
Те, кто слушали и ели,
В этой жизни преуспели…
Знал мальца я одного,
Что послушался его,
Среди нас он — как калека,
Жаль! А мог стать человеком…
НА УРОКЕ
Спросил я Маню: — Дашь, не дашь?
В виду имея карандаш,
— Ты, Ваня, хоть и не Ван Дам,
Но я тебе, наверно, дам.
ЗАПИСКИ СОСЕДСКОГО МАЛЬЧИКА
1
Рыжая облезлая собака,
(Во дворе вчера случилась драка),
Подошла, обнюхала лягушку,
Тоже мне нашла себе подружку.
Гавкнула, приветствуя подругу,
Та же сиганула в пруд с испугу.
А потом собака убежала, —
В жизни интересного немало!
2
Чёрный кот по улице прочапал,
В лужу угодил передней лапой,
А потом потряс её брезгливо
И пошёл походочкой ленивой.
Ну а следом проходил прохожий,
С неприятной красноватой рожей,
Плюнул, — на кота чуть-чуть попало —
В жизни интересного немало!
3
Вышел погулять я раньше срока,
Пусто во дворе и одиноко,
Разбираю буквы на заборе,
Интересных слов там — просто море.
У подъезда бабушка сидела,
Чёрствый пирожок с капустой ела.
Из подъезда выпорхнула Мила,
Бабка её взглядом проводила,
А потом такое вдруг сказала! —
В жизни интересного немало!
4
Мама с папой ссорятся на кухне,
Там — то газ, то свет чего-то тухнет,
А вчера нам воду отключили,
А сегодня вот включить забыли…
Я свои ошибки исправляю,
В дневнике оценки подтираю.
Всё. Закончил. Скука накатила.
Мила вон куда-то попылила…
Может, прошвырнуться до вокзала?
Там вот интересного немало!
Так все начиналось
Это не я — это сосед по парте
Немало интересного было и в юности. Здесь тоже хватало счастливых моментов, хотя и переживаний было значительно больше. Именно в это время, под воздействием нахлынувших чувств многие берутся за перо, и из-под него вылетают строчки, в которых полным полно страсти и любви, но в противовес этим эмоциям сквозит явный дефицит разума.
Я и сам, если честно, начинал именно в то время. На наивно-возвышенный вопрос моей девушки:
— А ты можешь написать мне стихотворение?
Я небрежно:
— Конечно, нет проблем!
И правда, не звезду же она с неба просила достать. Но это, как я тогда думал нехитрое дело, оказалось не таким уж простым. Своё первое стихотворение, я писал почти четыре часа. И хотя в нём явственно просматривается подражание нашим классикам, мне за него и сейчас особо не стыдно.
Так почему же я, не писчая душа,
Взял в руки то перо и ту бумагу?
Быть может показать свою отвагу?..
Да, несомненно, — то отвага для меня,
Тем более, что я пишу о той,
Кого бы смог назвать своей мечтой…
Но я не назову, и потому лишь,
Давным-давно уж девушке одной,
Сказал в нее влюбленный хмурясь,
Всю жизнь готов идти за той мечтой!
Но кто же ты?
Злой или добрый гений?
Неписаный закон не давший обойти,
Что о любви напишет каждый смертный,
Влюбившийся до двадцати.
И я пишу…
Получив заслуженные комплименты, я поверил в свой поэтический дар и продолжил ваять. Но дальнейшее, я бы прокомментировал так:
Нежданно вдруг из под пера, пошла приличная мура!
Это я всё к тому, что одно или два удачных стихотворения, не являются показателем одарённости или таланта. И мне и вам, повезло, — у меня на тот момент хватило ума вовремя остановиться. Однако впоследствии я встречал многих и многих, с кем этого, к сожалению, не произошло. И вот теперь они своими изысками терзают и себя, и других, превращая бумагу из товара в макулатуру.
Тогда мы были обычными бедными студентами, мы часто бесцельно шатались своей небольшой компанией по улицам. Бывало и такое: выбирали стройную симпатяшку в короткой юбочке и строем следовали за ней на определённом расстоянии, не нагоняя, но и не отставая. Всё было просто: она направо — и мы направо, она налево — и мы налево. Обычно мы таких девушек называли лоцманами. Всё это походило на некий ритуал, так как всё это делалось чинно и молча. Почему именно так? Тогда мы об этом совершенно не думали, а вот сейчас я уже могу с лёгкостью дать оценку той самой ситуации:
Иду по городу,
А впереди такая прелесть —
Аж сводит челюсть!
Аж сводит челюсть!
Действительно, какие уж там при сведённой-то челюсти могут быть разговоры? Больше из того времени запомнились мечты, грёзы и даже эротические сны, которые очень мешали жить, в смысле учится.
Ну их к черту, эти грезы, —
У меня от них лишь слезы:
Одеяло и подушка,
Рядом мягкая подружка
И пружинящий матрас…
Дальше сами, а я пас!
И чтоб стихи были уже завтра
Главной удачей считаю то, что я сохранил в памяти то самое индивидуальное и неповторимое, а и умозаключения можно сделать уже и позже. Вот один из моментов юношеских воспоминаний, всего лишь короткое мгновенье:
Эти ножки не для грязи точены,
И не для резиновых сапог.
С чёлкой сексуально чуть вскокоченной,
Вы порхнула ты через порог.
И тебя все провожают взглядами,
В коих восхищение горит.
Что сопровождается отпадами —
Молодёжь у нас так говорит.
Никого вокруг не замечая,
Ты своё заветное вершишь.
Ветер шарф как крылья развевает —
Впечатленье — будто ты летишь.
И народ мгновенно расступился,
Я ж застыл и мысленно грешу.
Полоснула взглядом: — Прицепился!
Ты не видишь разве, я спешу.
Незаметно пролетели детство и юность, на которые приходится основная масса впечатлений от этой жизни. Ведь там мы были своего рода первооткрывателями. А первые впечатления всегда самые сильные. Всё оттуда кажется лучшим, прямо по народной присказке:
«В наше время и девушки были красивее, и утки были жирнее и вода мокрее».
То, что любой человек сожалеет о прожитых годах, это достаточно известная истина, правда, кто-то сожалеет о том, что сделано, а кто-то наоборот. Вот здесь и подступает то самое чувство тоски о прошлом:
Как раньше просто было и игриво,
Где были раки — там было пиво,
Доступны были раки человеку,
Обычному, пусть даже и не греку.
И реже были воровство и драки,
Когда свободно были пиво, раки.
Прошлое остаётся с нами, и мы не раз возвращаемся к нему на очередном витке жизненного мировоззрения. Что интересно, многие переживания, терзавшие когда-то и душу и разум стираются в памяти, а отдельные моменты, приобретают большую значимость и приобретают совсем иную окраску. И когда через двадцать лет я снова начал писать, то, возвращаясь к пережитому в далёкие детские и юношеские годы, с высоты накопленного опыта я смог дать совершенно иную оценку тех событий. Вот одно из умозаключений сделанное с большим запозданием:
Когда оставив погремушки,
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проба пера. Ироничная филология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других