Неугодные люди. За чертой отчуждения

Алексей Аимин

Неугодными становятся те, кто не умеет или не хочет угождать.Это личности, уверенные в себе и в своей правоте. Это вольные люди, как в мыслях, так и в действиях. Их изгоняли (изгои) и отселяли (отшельники).Наиболее активные и нетерпеливые становились разбойниками, бунтарями и революционерами. Мудрые и углубленные в себя – философами, вольнодумцами и диссидентами (инакомыслящими).Личность и стадное чувство – основная тема цепочки исторических и биографических очерков данной книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Неугодные люди. За чертой отчуждения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

КАМНИ ПРЕТКНОВЕНИЯ

Когда человечество вступило на цивилизованный путь?

Чем отличаются археологические культуры от древних цивилизаций?

Сравнивая находки археологов пришел к удивительному выводу. Оказывается не наличием культурных центров, а городов с водопроводом и канализацией.

Есть канализация — есть цивилизация!

А если чуть шире и серьезнее — наличием менталитета, заметно отличавшегося от животных инстинктов. Напомню основные, что сохранились до наших дней:

— инстинкт самосохранения;

— инстинкт продолжения рода;

— стадный инстинкт.

И если первые два это основа физиологического выживания до сих пор незыблемы, то третий стали подвергать сомнению уже в каменном веке.

Стадное чувство имеет глубокие корни. Первобытно общинный строй существовал десятки тысячелетий и этот ген общности очень устойчив. Совместное проживание требует определенных правил поведения. Например, у стадных животных и стайных птиц все должны все быть одинаковыми. Например, альбиносам выжить всегда труднее.

Не случайно не приспособленных к жизни в обществе людей называли «белыми воронами» а сейчас «ботаниками». Они всегда стремились к уединению, наблюдению и размышлению, легко могли обойтись без соплеменников. Потому их первоначально называли

саманами. Это были предшественники шаманов — умных и знающих людей сохранившихся в племенах и народах живущих вдали от цивилизаций.

Есть такие люди и сейчас среди нас. Про них говорят в разных тональностях:

самостоятельный;

— самоуверенный;

— самонадеянный.

Есть и еще емкие определения — самодостаточный и самообеспеченный.

Обычно это люди уверенные в себе, умные и умелые. Корень УМ для таких категорий людей является объединяющим.

Интересно, что и однокоренные слова сноровка и норов — говорят и о способностях, и о характере таких людей. Их порой раздражают непонятливые и неумелые и они, никого не слушая, все делают по-своему. Некоторые социологи считают, что их всего 3—5% из общего числа людей. А смелых и решительных из них на порядок меньше.

Их и сторонились, а порой даже изгоняли. Особенно их не любила уже существующая власть.

Тема отвергнутых людей не нова и о них писали как наши, так и зарубежные классики. Виктор Гюго в своем романе «Отверженные» определил их основную причину их внутренней неустроенности:

Недостаточно быть счастливым, надо быть в мире с самим собой.

Основная часть неугодных — люди не стадные — личности. Они собственным примером ведут людей к лучшей жизни, жертвуя своим благополучием и даже жизнью. Примером самопожертвования был и остается Иисус Христос.

Истоки разногласий

Чтобы разобраться в причинах недопонимания в обществе — надо заглянуть в историю развития человеческой цивилизации. Исторические сноски показывают взаимоотношение личностей и общества по мере его развития. В них можно найти очень много аналогий, дающих ответы на проблемы сегодняшней жизни.

Но в преддверии разборок древних конфликтов личности и общества, надо оговориться о двух типах индивидов — по их характеру и взглядам на жизнь.

Первые — более мудрые и спокойные. Они сами сторонятся общества и возможных конфликтов. А еще попадания под эффект влияния толпы:

В толпе от мнения других

Меняются твои черты:

Был, вроде тихим, — стал вдруг псих —

Короче — ты уже не ты!

Вторые, кто не мог справится со своим характером (норовом) и настойчиво продолжали учить других жизни — заканчивали плачевно. Тут можно вспомнить растерзанного Орфея. В зрелом возрасте он стал проповедовать поклонение природе, написал гимны наукам — физике и астрономии.

Единая, мы все — твои созданья!

Ты — тот отец, что вырос без отца.

Волшебница, чудесное преданье.

После надоевших ему оргий он начал призывать распутниц к нравственности. По одной из версий его убили воины по просьбе своих любовниц.

Особенно это культивировались казни проповедников в разгар религиозных войн, когда разногласия достигли апогея. Тогда принцип «Свой — Чужой» определялся по имени бога и способам поклонения ему.

Когда-то на земле существовали жреческие центры, где собирались умные и умелые люди. Из позднего каменного века аиболее известны три:

Кольский полуостров, Карелия. Святыни — гора Мандара (дар людям), озеро Имандра, острова Валаам и Соловки;

Полуостров Таймыр, Северный Урал. Святыни — гора Хара (Нарада), озеро Лама;

Гималаи, Непал (Шамбала). Святыни — гора Меру, южное Семиречье. Сюда перекочевали жрецы скандинавского центра и шаманы с солярными знаками севера России.

Следующим культурным центром уже медного века стал храм Солнца на Кавказе. Он известен по путешествию гомеровских аргонавтов и проходящим у подножия Эльбруса пирам на весь мир.

Побывавшие там люди были восхищены и ошарашены чудесами. А личности пытались донести знания и мудрость до простых людей.

Яркий пример тому — Прометей пытавшийся рассказать людям тайну небесного огня — главного чуда огнепоклонников. За это он и был наказан как неугодный богам. После него были и другие просветители.

Орфей после путешествия в храм Солнца стал материалистом и проповедником своего учения под названием орфизм. Оно просуществовало почти два века.

Известно и путешествие грека Аристея на озеро Лама к жрецу Олонхо. Аристей стал его апологетом (апол-олоном) и проповедником культа Аполлона Гипорборейского. Но Аристей был честолюбив и самовлюблен, ассоциируя себя с этим богом. Первые статуи Аполлона лепили с него.

Многие историки склонны верить тому, что Иисус посещал Индию (Шамбалу?). Он тоже стал проповедником своего учения. Христос превратил индийское понятие аватар (божий дар) подразумевающий способности, в понятие душа. Это был шаг к равноправию — ведь ею он одарил всех, и царей и рабов. Царям понятие душа оказалась не по душе.

Такие идеи уже до христианства витали у античных философов. Например, у Сократа:

В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить.

Сократ за свои проповеди был приговорен к смерти еще за 400 лет до Иисуса.

Первые вольнодумцы

Сторонники устоев боялись этих вольнодумцев и часто отправляли в ссылку на острова. На одном из них — острове Самос, находился научный и философский центр. Название острова наводит на мысль о самодостаточных людях его населявших. Это была родина Пифагора, Эпикура и других выдающихся людей.

Остров стал ссылкой просвещенных афинян после поражения демократии. Остров имел дурную славу пиратского центра Но належда, что там бандиты с просвещенными разберутся — не оправдались. Остров стал процветать, появились первые школы. С помощью доморощенных инженеров и строителей заимел три уникальных сооружения: тоннель, мол и храм Геры, которые Геродот причислял к чудесам света. Именно отсюда вышли две известные школы — пифагорейцы и эпикурейцы.

Пифагор впервые разделил школы на низшую и высшую.

Эпикурейцы предлагали всем больше уделять внимания себе. считая, что боги и сами о себе могут позаботиться.

Понимая, что они не угодны власть имущим, философы представлялись не совсем адекватными личностями. Диоген, например, жил в бочке. Часто выражались иносказательно. Таким же приемом позже пользовались диссиденты.

Интересно, что сначала своих богов никто никому не навязывал. Их наоборот берегли от чужих глаз. Святилища устраивали в труднодоступных местах и чужаков туда не допускали. Излишнее любопытство чужаков каралось смертью.

Но тут появляются недоверчивые личности — дотошные искатели истины. Как, например, забравшийся на Олимп пастух из Греции. Никаких богов он там не обнаружил и успел об этом рассказать. Народ начал понимать, что его откровенно дурят. Царям, естественно, это не понравилось — ведь они себя называли их назначенцами Дальнейшая судьба любознательного пастуха неизвестна — он куда-то пропал.

Именно тогда в Древней Греции появились первые атеисты и материалисты, верившие только своим глазам и ощущениям. Доверие было подорвано и христианскими ценностями.

Почти все боги Олимпа были родственники, жены и любовницы Зевса. Не любили греки и его последних отпрысков Артемиду и Аполлона — они были беспощадными исполнителями приговоров Зевса. У Артемиды было прозвище «убийца», а у Аполлона «губитель». Известен миф как Аполлон с живого фавна Марсия кожу содрал за то что тот играл лучше на музыкальном инструменте. Иногда их свергали с постаментов, а у статуй Аполлона отбивали руку держащую иго губительный лук.

ОЛИМПИЙСКИЕ БОГИ

Кровосмесительные связи,

Эллады скверные сыны!

Вы как и мы пришли из грязи

Но как тщеславием полны!

Нет, вы покуда не устали,

ни шельмовать ни предавать,

Стремясь в неведомые дали

всех несогласных убивать!

Как дети малые жестоки,

И скаредны как старики,

вы есть первообраз и истоки

всей человеческой реки.

Пришло время, когда своих богов и их учения стали навязывать. Это была первая «мягкая сила» покорения не силой оружия, а силой убеждения жить по нужным правилам.

Единобожие

А ведь, правда, Бога никто не видел. А если с ним кто и говорил, будь то Моисей или Магомет — то без свидетелей. При этом самое древнее представление о Боге как о том что окружает человека — МИР (природа) новых проповедников не устраивало. Единобожие должно было быть в одном образе.

Предыдущие боги теряли актуальность и свою значимость. Появлялись новые боги — профессиональные. Например, боги скотоводства или кузнечного мастерства.

Демократический принцип устройства божественного руководства с разделением обязанностей себя не оправдал. Была попытка повременной ответственности по месяцам земледельческого цикла (12 месяцев бога Эля).

Нужен был объединяющий символ, как самый древний земной бог, олицетворявший природу — Мир.

Первым признанным богом на территориях Закавказья и Междуречья стал Ахура Мазда. Народы моря поклонялись Ваалу, а иудеи своему. Имя его до сих пор остается втайне. В Библии их около пятидесяти пяти. Основные имена первых вождей реформаторов:

Иегова (Йима, Яма, Яхве);

Эль (Аль, Элахим, алахим).

С краха античности с его многобожием, началась борьба за единого и правильного, способного сплотить народ и даже многие народы. Идею мирового господства выдвинул Аристотель в своих беседах с молодым царем Александром Македонским. Но тот сделал ставку только на военную силу.

Первыми поняли силу религиозной идеологии были евреи. Заставить людей верить в чужого бога силой, с применением казней полного успеха не принесли. Во II веке до н.э. евреи покорили соседнюю страну Идумею (Эдом) и насильственно обратили в иудаизм всех жителей этой страны. Потом попытались это сделать и в Галилее.

Позже, учитывая, что царь Ирод I умер за четыре года до рождения Христа, это событие осветили как избиение младенцев. Люди прятались и убегали, но своих убеждений не меняли.

Появились пророки и лжепророки.

Пророки, делали упор на предсказания будущей справедливой жизни. Это тоже был подкоп под устои, что в те времена было опасно.

Лжепророки работали на богатых покровителей. По заказу торговцев они пророчили то засуху, то холода. Тем надо было сбыть залежалый товар. Платили им значительно больше, чем стукачам, типа Иуды.

Лжепророки умели красиво лгать и вводить людей в нужные заблуждения. Это были предшественники пропагандистов, которые прекрасно знали, что правда не всегда приятна. И людей чаще покупали на сладкую и красивую ложь.

Иисус не раз с ними сталкивался и говорил, как можно отличить лжецов, задав им прямые вопросы:

«Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого».

В Иерусалиме три века Иисуса не признавали, пока его учение не распространилось по миру, и не появились первые паломники на место его рождения и казни.

Иудеи даже включили Евангелие в священное писание, хотя исправления и урезания были значительными.

Но даже в таком виде жизнь Иисуса Христа стала идеалом служения людям и образцом самопожертвования.

В первых веках нашей эры христиане были гонимыми. Первые проповедники его учения были бродяги калики. Потом появились святые пещеры в Крыму и на Кавказе. Позже в Киеве и под Псковом.

Сопротивление чужой религии, особенно по окраинам и в глубинке было долгим — несколько столетий люди параллельно с христианством не забывали и древних богов.

Но история борьбы за счастье людей захватила не только Евразию, но и Африку. Там Христа изображали темнокожим.

Раздел власти на небесах продолжался более тысячелетия, пока в просвещенной в Европе не появилось вольнодумство. В средние века с развитием наук раскрывались законы, объясняющие многие чудеса приписываемые Богу.

Вольтер над религиями издевался открыто:

Если Бог сотворил человека по своему образу и подобию, то человек отплатил ему тем же.

Критика религий и неверие в Бога становилось обычным явлением. Томас Пейн — американский писатель XVIII века заявлял открыто:

Я не верю в религии, исповедуемые еврейской, римской, греческой, турецкой, протестантской или какой-либо другой известной мне церковью. Мой собственный ум — моя церковь.

На сегодня человечество в вопросе веры разделилось примерно на равные части.

Вторым из главных разногласий в обществе стало

противостояние форм правления.

Если в религиозной сфере победило единовластие — пантеоны языческих богов, включая 12 Олимпийских, свергли. А вот в устройстве земной власти раздоры продолжаются до сих пор.

В глубокой древности. вождей и царей выбирали. Но с приходом единовластия на небе, решили ввести узаконенную вертикаль на земле, оставив семейственность. Было введено престолонаследие. Объяснение было найдено и в качестве примера неудачных народных выборов взяли города Содом и Гомору. Это были черноморские торгово-пиратские центры на проливах Боспор и Боспор Кимерийский.

По древним спискам известно, что царей в этих городах выбирали. Города процветали в них царил разврат. Один из правителей грешил мужеложеством.

Города были уничтожены указанием Верховного жреца храма Солнца по велению и от имени Бога. После чего храм Солнца был разрушен скифом-тюрком Рустамом. Черноморские пираты ушли в средиземное море, где их называли Народы Моря и или галы (белые люди). Первым пристанищем у них стал остров Крит

Все это произошло 3600 лет назад при восстании скифских царей-титанов, где главным возмутителем был скифский царь Прометей.

Формы правления

Говорят, что человечество развивается по спирали, А если перевести на плоскость, это можно представить упрощенно — зигзаг маятника вытянутый по времени. Например, в диапазоне «свобода — тирания». Об этом писал еще Платон:

Излишняя демократия приводит к тирании»

Демократия в выборности власти в древней Греции была восстановлена, но продержалась недолго — чуть более двух веков. Ав Риме и того меньше. Следующий зигзаг режимов задержался с приходом христианства и религиозными войнами.

Религии были за вертикаль власти, а в войнах всегда предпочтительнее единоначалие. Вернулись к власти цари в Греции, а в Риме появились императоры.

От тех времен остались демократические понятия голос и урна.

На первых народных собраниях решения принимались по шуму голосов. Но зычные голоса стали покупать и их решили считать. Покрашенные таблички

буле собирались в керамические похоронные урны — куда рука не пролезала — их потом разбивали.

Но пути обхода истинных результатов всегда имелись. Известно, что на новгородском Вече зычные голоса покупались за медовуху, а голоса для количества в палате общин в Лондоне по воспоминаниям Карла Маркса собирались по ближайшим пивным.

Античная демократия

С развитием наук наступил кризис религиозных догм. В Европе наступила эпоха Возрождения. Возрождались до библейские мифы о Золотом веке городе Солнца. Там начали свергать помазанников божьих. Монархам рубили головы, иногда их вешали. Буржуазия взяла узды правления через голоса народа.

Свой путь

В российскую империю крамолу занесло ветром вольнодумства из прорубленного царем Петром окна в Европу. Но Екатерина II после революции во Франции резко порвала переписку с Вольтером. Но XIX век стал в России веком пробуждения демократических настроений.

Европа же, измученная идеологическими войнами католиков и протестантов, и постоянными конфликтами королевских дворов, клюнула на новую сказку-утопию. Коммунизм был придуман как общество справедливости и благоденствия. Но там все же решили не торопиться, и призрак коммунизма занесло в Россию.

Россия оказалась и неготовой к народовластию. И монархи держались до последнего.

Удары по российской монархии пришлись на начало ХХ века:

Первый: Русско-японская война и последующая революция 1904 — 07 гг.

Второй: Мировая война, две революции, гражданская война и расстрел царской семьи.

А при нас серия мелких, но чувствительных ударов: Перестройка — реформы и дефолт. А главное развал СССР — преемника Российской империи.

Россия освободилась от своей материнской опеки малых народов, но и бывших союзников. Только все это начинает укладываться в голове позже, когда на прожитом отрезке времени заканчивается очередной зигзаг.

Некоторые поколения проживают жизнь на прямом участке, и сделать какие-то выводы им и в голову не приходит. Кому больше повезло — трудно судить…

Хочется думать, что мне повезло. Повезло встретить в жизни людей не подверженных стадному инстинкту. Произошло это на полосе отчуждения, куда я попал волею случая.

Предлагаю заглянуть в историю вопроса разногласий общества и личности.

Уже при общинном строе были изгнанники. Сначала это были в основном провинившиеся. Например, проспавшего хранителя огня выгоняли, до тех пор, пока он его вновь не добудет. Об этом нам рассказывал бестселлер нашей юности книга Рони-Старшего «Борьба за огонь».

Позже из племени стали выгоняли за трусость, воровство, непреднамеренное убийство. Еще позже за непочтение к святыням, вождям и шаманам.

Отшельники и бродяги

Изгнанники селились на расстоянии не ближе дневного перехода и запрещали общаться с соплеменниками, включая родных.

Их называли отсельники — позже отшельники. Выживать в одиночку могли только сильные духом самодостаточные, умные и и сметливые. Потому их называли ведунами и знахарями — они умели лечить людей, вели наблюдения за природой и могли делать предсказания охотникам и рыболовам на удачное время охоты и лова.

Отшельники были долгожителями — умеренное питание и умение следить за здоровьем помогало в этом. Заброшенные хижины и скиты часто посещали вольные люди — бродяги и разбойники. Полученную информацию от них лесные мудрецы обдумывали и систематизировали. Они собирали притчи и заучивали песни и былины. Вполне возможно они сами являлись их сочинителями и сказителями:

Они нас призывали жить в любви,

Толкали всех от тьмы поближе к свету.

Избранники, изгнанники, увы,

отшельники, а может быть поэты?..

Это был тихий протест. Отшельники прекрасно осознавали, что в одиночку им изменить ничего не удастся. Но определенную угрозу представляли. Они могли подсказать как обмануть хозяина-барина. И делали это. Ведь именно от отшельников произошло слово шельма, среди определений которого — плутовство и и мошенничество. Но свои неудачи и промахи хозяева списывали не на отсутствие ума, а на нечистую силу.

А. С. Пушкин это показал в запрещенной сказке о попе и его работнике Балде.

За их худобу и костлявость их часто называли Кощеями, а их увещевания костностью (отсюда кощунство).

Это были тоже вольные люди — одиночки. Они хорошо знали местность — дороги и тропы, все ближайшие броды. Их часто брали в проводники и называли бродниками. Это уже позже их стали называть бродягами.

Это были и первые христианские паломники калики (так назывались их подвязываемые сандалии от калиги — латинского — сапоги).

Бродяги-одиночки

Так на Руси называли странников, поющих духовные стихи и былины. Легендарный русский богатырь Илья Муромец. именно каликами был вдохновлен на защиту земли Русской.

Еще один вид отшельничества на Руси имел массовый характер. В XI веке из Новгородчины на север ушли бывшие союзники Рюрика, пришедшие из северной Польши — поморы.

Почти два века они жили обособленно. В тот период климат позволял им сеять и убрать рожь. Ноклиматстановился всесуровее.

В XIV—XV веках поморы наладили торговлю с Норвегией. Торговали они пушниной, моржовой костью, речным жемчугом. Чуть позже статьей экспорта становится и соль.

Постепенно главным ввозимым товаром у них стал хлеб. Известно, что поморы питались рыбой, и держали скотину — свиней. А еще варили «горькую соль» из морской воды и даже торговали ею.

Сами поморы, просто ставили на стол плошку с морской водой и макали туда хлеб, рыбу или мясо. Про тех, кого не приглашали к столу говорили — ушел не солоно хлебавши.

И еще один фразеологизм пришел от поморов — крупная шишка. Дело в том, что шишкой там называли старшего из бурлаков, идущего впереди. Это выражение имело ироничную основу — большой начальник, место которого особо никто занимать не хотел. И сейчас иногда это звучит с иронией, хотя многие этот фразеологизм принимают за чистую монету.

Позже такое же явление наблюдалось у старообрядцев. Еще позже у сектантов.

Изгои

Обратимся к словарям и справочникам:

— В древней Руси: человек, вышедший из своего прежнего социального состояния (выкупившийся на свободу холоп, разорившийся купец, неграмотный сын священника.).

— Князем-изгоем именовался лишённый удела князь, которому отец или старшие родственники не успели или не захотели передать удел.

Можно и проще. Во избежание распрей основными наследниками признавались первые три сына. Остальным давали образование и по достижение определенного возраста, снарядив конем и оружием, отправляли на службу к великому князю.

Это были те самые витязи литовской Руси и рыцари западной Европы. У нас их называли чуть длиннее — «Гой-еси добрый молодец».

Иван Грозный, строил аристократическое государство, имея в оппозиции ленивых самодовольных бояр. Он ввел институт умных и хватких прислужников выходцев из дворовых, сумевших обустроить себе независимую жизнь. Менее резвые и удачливые стали помещиками.

А в столицах таких молодых служак ехидно назвали дворянами (из дворовых) и новиками. От последнего прозвища на Руси появились фамилии Новик, Новиковы и им подобные.

Это были, амбициозные и активные люди, образованные с аристократическими манерами. Со временем слово дворяне стало благозвучным и даже титульным.

Они были наиболее восприимчивы к идеям европейских вольнодумцев. Слова «вольнодумство» и «фармазонство» в России появились во второй половине XVIII века. Позже их называли отщепенцами или народниками что имело негативную окраску.

Интересно, что французский просветитель Франсуа́-Мари́ Аруэ́, взял себе псевдоним Вольтер. И уже от его имени вольнодумцев-революционеров стали называть вольтерианцами. Никто не провел параллель с его псевдонима со славянским словом воля.

Написали просто — происхождение псевдонима неизвестно.

Вольтер был и безбожник знаменит своим выражением:

Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать.

Именно на радикальной смене мировоззрения была рождена и построена марксистская теория построения коммунизма. Материалисты были атеистами и считали, что людям по силам сотворить рукотворный Рай на земле.

Своих миссионеров-проповедников назвали пропагандистами, не обращая внимания на то, что в слове явно просматривается подтекст — поганая проповедь.

Коммунистическая идея не была реализована. На финишной черте появились новые проповедники добра и справедливости, которых назвали диссидентами — инакомыслящими. Они тоже стали изгоями.

Вольные люди

Активный протест, выражаемый действиями, имеет древнюю историю.

Предлагаю заглянуть в историю активных вольных людей живших в древней Руси.

Сегодня в России четыре поселка Воля. Два из них в Воронежской области, и по одному в Липецкой, и Ульяновской. Есть еще четыре деревни Воля в Белоруссии и 22 села на Украине.

Слово воля пришло в русский язык вместе с варягами. Западные славяне бодричи контролировали большую часть побережья на севере Германии и Польши. Римляне считали их варварами. Главным торговым центром бодричей сначала был Любек позже Волин. В VII веке он был независимым городом, который не могли покорить в течение половины тысячелетия. Интересно, что и в древнегерманском языке и в Польше слово было в том же самом значении, и произносилось — wala.

Варяги были язычники и причем с норовом. Предпочитали жить по-своему без чужих советов. А им попытались навязать свои правила первые католики Европы — франки. По некоторым документам Рюрик, находясь в гостях у короля Франции, был даже крещен вместе с двоюродным братом еще в юности. Но уже через несколько лет резко отвернулся от христианской веры.

Варяги пришли на Ладогу еще в середине VIII века, будучи союзниками франков. Им было поручено наладить поставки серебра в Европу на участке от Каспия до Балтики. Это был Серебряный путь просуществовавший около ста лет.

Старт этому предприятию дала договоренность главных правителей запада и востока того времени. Известно, что Карл Великий и Гарун-аль-Рашид вели длительную переписку. Известно и то, что в знак дружбы правитель востока, воспетый в сказках о Шехерезаде, подарил Карлу Великому слона. Путь подарка в Париж вылился в два года.

Торговать собирались через Волжскую Булгарию. Там серебро — дирхемы и посуду с запрещенными у мусульман изображениями — меняли на меха.

Но вольным торговцам из города Волин понадобились союзники. Ими и стали ильменские словены, имевшие торговые связи с этим арабским анклавом.

На какое-то время на финском заливе был создан варяжский союз племен, который некоторые историки называют Варягией. Просуществовал он недолго, но именно с ним историки связывают начало древней Руси. Ведь варяги называли себя еще и русами.

Скорее всего, это были потомки херусков, некогда разгромивших в Тевтабургском лесу римские легионы. Как херуски из Приазовья и хаты из южного Причерноморья оказались среди германских племен? Историки этого не объясняют — это может вывести на связующее звено — мореходов этрусков.

В IV—VII веках западные славяне держали под собой почти все южное побережье Северного и Балтийского морей. Они были пиратами и торговцами — 50/50. А еще они были язычниками. Их жреческий центр находился на острове Рюген (Буян), где и сейчас много названий с корнем рус. Главный город на острове назывался Аркона — в честь белого вещего коня (позже сказочный Сивка-бурка).

Однако на севере появились конкуренты — норвежские и датские викинги. Приняв христианство, они заключили союз против варягов. Сначала оккупировали берега Англии и Франции. Потом стали оттеснять варягов на восток.

Есть версия, что корабли Рюрика подло подожгли на их стоянках подкупленные предатели. Из его флота в 350 дракаров и шнеков, осталось меньше половины.

Это был удар «ниже пояса». Рюрик был уверен, что это сделано с подачи священников. Ведь даже у пиратов существовал кодекс чести.

Всех христиан Рюрик записал в личные враги, а подлость и предательство у варягов стали главными грехами после трусости.

Поспешная попытка отомстить противникам сразу — Рюрик осадил Париж в 824 году — не удалась.

Тогда он решил до времени уйти в тень и укрыть оставшиеся корабли как можно дальше. Например, на Ладожском озере. Потом решил еще глубже — на озере Ильмень. Для полного спокойствия варяги перекрыли вход в озеро крепостью Старая Ладога на реке Волхов.

Закрепившись там Рюрик, наконец, принял решение стать правителем этих диких, но богатых земель. Подготовится — собрать дружину, построить флот и вернуть свои бывшие владения в Европе.

Варяги захватили Словенск и его недостроенную крепость Детинец. Крепость и стала его Новым городом.

Но вспыхнувшее восстание Вадима Храброго отсрочило планы Рюрика. К тому же появился новый враг — христианская Швеция и начались разборки в Финском заливе.

Надежда вернуть Стариград и другие города так и не осуществилась, хотя новгородские купцы, согласно летописи, обещали ему в этом помочь.

А еще они вспомнили посещение ими Гостомысла на его «сказочном» острове Буян и их разговор о внуке Рюрике, отправленном на учебу в королевство Франков.

Рюрик по летописи погиб в войне с корелой.

Но сменивший Рюрика Олег имел свои планы. Он положил глаз на богатую Византию и захватил Киев.

Олег уничтожил в нем христианские церкви Аскольда и совершил удачный поход на Царьград. После новых неудачных попыток повторить его успех варяги взялись за торговлю и стали обустраивать путь по Днепру.

Но создать общее государство варяги так и не смогли. Во всех городах была своя «правда», то есть свой устав и свои законы. Слишком большая территория. Разные обычаи и боги — помешали этому. Образовались лишь два центра — Новгородская и Киевская Русь.

Почти два века новгородские варяги сопротивлялись чуждой им религии. В редакции «Русской Правды» (середина XI века) в статье «О кровавом муже» (убийство или нанесение телесных повреждений) были оговорены их права варягов и колбягов по своим обычаям и вере.

А в Европе их город Волин пал веком позже. Это был западный Волин, что находился на территории Польши. Но был еще и восточный — Вильно (сегодня Вильнюс)

Литовские племена бывшей Варягии и стали последними язычниками Европы, принявшими христианство в 1385 году. Но даже после этого вплоть до XVII века их государство так называлось Русь Литовская.

P.S.

Последние годы в польском городе Волин проводится фестиваль «Славяне и викинги». Сюда съезжаются потомки балтов, славян, венгров и русских.

Карамзину настоятельно не рекомендовали освещать эти события. А 17 первых тетрадей Новгородской летописи бесследно исчезли.

Пушкин был сторонником южной теории происхождения вольнолюбивых русов и подозревал о связи с варягами. Он даже давал царские имена с южными корнями — Салтан и Гвидон (реки Сал и Дон). А 33 богатыря — это экипаж боевого дракара — 30 гребцов + ватаман, впередсмотрящий и рулевой.

Тогда еще вырезанный из истории народ этрусков не давал найти связь русаланов и варягов-русов. Да и сейчас историки это делают неохотно, хотя есть доказательства того, что русы были известны уже около 4 тысячелетий назад.

Разбойники и смутьяны

Первым из разбойников на Руси согласно летописи назван Могута, пойманный Ильей Муромцем в 1006 году. Он и стал прототипом былинного Соловья разбойника. Разбойники жили в лесах при дорогах, например из Киева на Булгар и Владимир. Здесь и промышлял Могута со своей голытьбой (прусское племя голядь).

Еще одной легендой стал разбойник Кудеяр.

По основной из них Кудеяр был сыном Василия III и его жены Соломии, сосланной за бездетность в монастырь. Во время пострига она уже была беременна и родила сына Георгия, которого скрыла. А всем объявила, что он скончался. Фактически это был первый самозванец, претендующий на место Ивана Грозного.

Ванька Каин был первым «вором в законе».

Родился он в 1718 году, в 16 лет познакомился с известным вором по кличке «Камчатка» и громко ушел из помещичьего дома, ограбив его. В его подчинении было 300 московских воров — он стал некоронованным королем преступного мира. Большую часть он позже сдал, но это его не спасло. Приговоренный к отсечению головы был помилован и отправлен на каторгу в Сибирь, где и сгинул.

Многие разбойники, Ограбив богачей или торговые караваны, часть награбленного, раздавали и потому в народе уважение. Поэтому на лубках они часто выглядели лихими удальцами.

Народное восприятие лихих удальцов

Долгое время разбой был организованным промыслом.

Варяги и колбяги двести лет были вольными людьми Новгорода и жили там по своим законам. Но под нажимом христианских настроений в народе становились изгоями. Сами уходили.

Вскоре колобяги ушли в Ливонию, латвию и Каарелию. В Латвии есть городок Колка в Эстонии поселок Колгакюла рядом с заливом Колга. А их крепость Колывань (Талин) продолжала оставаться пиратским центром более века.

Оттуда они нападали на шведские поселения и даже сожгли и разрушили ее древнюю столицу Сигтуну. Ворота католического костела до сих пор украшают храм Святой Софии в Новгороде. Вот как описаны эти события в рифмованной Хронике Эрика, написанной примерно через 140 лет после этих событий. В ней можно найти подтверждение о нападавших, как о ярых противниках веры. (стихи 474—487).

Швеция имела много бед

от карел и много несчастий.

Они плыли от моря и вверх в Мелар

и в штиль, и в непогоду, и в бурю,

тайно проплывая внутрь шведских шхер,

и очень часто совершали здесь грабежи.

Однажды у них появилось такое желание,

что они сожгли Сигтуну,

и жгли все настолько до основания,

что этот город уже (больше) не поднялся.

Ион архиепископ был там убит,

этому многие язычники радовались,

что христианам пришлось так плохо,

это радовало землю карел и руссов.

На месте Сигтуны был построен Стокгольм.

А в 1198 был совершен очередной опустошительный поход на город Або, который шведы потом восстанавливали почти 20 лет. Память о тех набегах будоражит шведов и сегодня.

Однако на Русской равнине речные пути еще долго оставались главными. Ведь и зимой санные пути по льду были самыми удобными. Их и облюбовали потомки варягов — ушкуйники.

Варяги решили организовать свой пиратский центр на Верхней Волге с последующим контролем над Волжским торговым путем.

Но эта задумка не осуществилась. Варяги, ушедшие в Киев освоили более удобный днепровский путь «Из Варяг в греки» и поселения на Вятке стали просто разбойничьим центром. Сюда бежали все, включая разбойников и убийц. Это был центр речных пиратов ушкуйников. Целью их грабежей стали Казанское и Астраханские ханства. Последним вольным атаманом свободно плававшим по Волге и Каспию был Степан Разин.

Казаки

Следующей вольницей стала Донская с центром в городе Азак (ныне Азов).

Смешанное население побережья Азовского моря, нижнего Дона и Днестра В XII—XIII веках называли бро́дники. А на Кубани жили асы, касоги (осетины), асаки и абаски (абхазы) — лучшие конники Северного Кавказа и Тамани. Памятью о древних асах Предкавказья остался возглас Аса! — что в переплясе кавказских народов означало:

— Я лучший!

Сюда же стекались вольные люди с севера:

— из Новгородской земли (гофейские /готские/ казаки из Бежецкой пятины)

— из Хлыновской земли (с Вятки) ушкуйники, управляемые выборными — «ватманами».

Донская вольница формировалась на общем языке и христианской вере. Приоритетом стала защита славян и русов от басурманов. Казаки нападали на хазар и крымских татар — отбивали пленных. И если северные вольники часто проходили как разбойники, то южные как защитники.

К этому времени появились сухопутные пути, которые позволяли связать речные переправы — лавы, заменив волоки. Казацкая конница наряду со стрельцами вошла в войско Ивана Грозного — первую регулярную армию Европы.

Официальной датой основания донского казачества считается 3 января 1570 года (грамота Ивана Грозного, посланная донским казакам). Это было союзническое соглашение.

Обезопасив себя на юге, Иван Грозный решил навести порядок и на востоке. ам назревал конфликт между атаманами Андреем Шадром и Ермаком Тимофеевичем. Оба они помогли Грозному в завоевании Казанского и Астраханского ханства.

Царь дал им право вольно селиться — одному на Кавказе — Шадр ушел на Терек (терские казаки), а другому отдал всю Сибирь. Вольнопоселенцы-союзники царя стали называть себя казаками, а свои поселения называть слободами. Есть версия связи этого названия со словом свобода.

Именно с помощью казаков был наведен порядок на дорогах, где в то время хватало разбойников. Детская игра казаки-разбойники осталась воспоминанием о тех неспокойных временах.

Игра перекочевала в Интернет

Но и одиночки могли поднять народ. К таковым можно отнести Ивана Болотникова, Степана Разина и Емельяна Пугачева. Под шумок грабили богатых и знатных, жгли их имения. Все это шло стихийно, так как идеи как таковой не было, кроме одной — поставить своего царя. Главной целью и благодатью смутьяны считали ВОЛЮ.

Не люби деньги, обманут.

Не люби женщин, обманут.

Из всех вин самое пьянящее — это воля.

В церковь не ходите,

а свадьбы вкруг березы водите,

как велят старинные обычаи…»

из наставлений С. Разина

Жалую вас крестом (старым), бородой и вечной волей.

Пугачев.

Именно в среде казачества прижилась своеобразная «ересь», как писали об этом попы: не только старообрядцы, но и сторонники Древней православной церкви находили приют в среде казачества. На казачьей земле усилился протест против официальной церкви в форме таких течений как «беспоповство».

Со смутами и бунтами решили бороться просто — ввели крепостное право. По-простому — прописку. Без документа об отписке (вольная) передвигаться вне очерченной зоны проживания запрещалось.

Закрепощение началось с ограничения в 1497 году их права перехода от одного землевладельца к другому без их ведома и согласия.

Завершилось податной реформой Петра I 1718—1724 годов, окончательно прикрепившей крестьян к земле.

В 1699 году Петр I издал указ «О приеме на Великую Государеву службу в солдаты изо всяких вольных людей». Впервые армию попытались построить на смешанной основе (добровольной и принудительной). Пожелавшим стать солдатами обещали годовое жалованье в 11 рублей и «хлебные и кормовые запасы».

Революционеры

Поначалу находились радикально-настроенные одиночки, которых называли отщепенцами.

Отщепенец — отступник, человек, отколовшийся от какого-нибудь коллектива или отторгнутый им.

Вольнодумцы поначалу отдельные личности, из которых по ходу истории выковывались террористы и революционеры одиночки. В основном это была шатающаяся интеллигенция — разночинцы. Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Репин. Все они пропагандировали вольные взгляды, готовя общество к появлению настоящих революционеров.

А когда появились революционеры?

Интересен спор Ленина и Сталина еще в эмиграции. Спорили по поводу известного библейского сюжета. Каин был земледельцем. Он не разгибаясь, в поте лица трудился на земле. Потом преподнес Богу плоды труда — хлеба, овощи и фрукты. Авель пас овец, играл на дудочке и славил Бога. (Имя Авель означает — Славлю Бога). Бог предпочел его барашка. Авель смеялся над Каином и Каин его убил.

Сталин считал Каина первым революционером, радеющим за справедливость. Выступившим против откровенного чинопоклонства и безмерной лести. Ленин же считал Каина террористом. Он тогда еще был против насильственных мер.

Каин должен бы быть казнен, но покаялся и был помилован. Этот поступок был превращен в притчу о зависти.

Однако появились примеры самопожертвования ради справедливости (Иисус Христос). Он тоже был революционером наделив всех божественным даром — душой. Так он сделал всех равноправными на Страшном Суде.

набрав свой пик в XIX—XX веках, идея самопожертвования постепенно стала уделом фанатиков.

Оставались еще праведники переживавшие за свой народ влачивший существование в полном неведении, что его используют в своих целях те, кто умеет им помыкать. Они пытались открыть людям глаза, вразумить и направить. За это, как и многие их предшественники, они попали в число НЕУГОДНЫХ ЛЮДЕЙ.

Все это мне пришлось освежить в памяти при осмыслении природы нового явления родившемуся в советском социуме

в 60-80-х годах XX века — диссидентства.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Неугодные люди. За чертой отчуждения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я