Познаем окружающий мир играя. Сюжетно-дидактические игры для дошкольников

Александра Федотова, 2014

Пособие посвящено обучающим экологическим играм с дошкольниками. В книге собран теоретический материал об использовании сюжетно-дидактических игр в воспитании детей, обосновано применение игрового метода на занятиях в экологическом воспитании, даны сценарии игр-занятий для разновозрастной аудитории. Книга предназначена воспитателям дошкольных организаций, родителям, гувернерам, студентам факультета дошкольной педагогики. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Библиотека Воспитателя (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Познаем окружающий мир играя. Сюжетно-дидактические игры для дошкольников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Теоретические основы игрового метода

Особенности и задачи дидактической игры

Дидактическим играм посвящено немало исследований. Идея использования игры в процессе обучения всегда привлекала педагогов. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что ребенок легче усваивает новый материал играя, и советовал делать занятия более занимательными. Игровая форма урока подходит для преподавания детям лучше всего, потому как игра, в первую очередь, рождает интерес к изучаемому предмету. Пробудить стремление ребенка к знанию — одна из основных задач начального обучения и воспитания. Для разработки игровой формы обучения необходимо заботиться не только о выполнении дидактических задач и игровых правил, но и о том, чтобы игра была интересной, вызывала у детей желание играть [1]. Выявлено, что дидактические игры способствуют решению различных учебных задач:

— усвоению новых знаний;

— формированию навыков умственной деятельности;

— использованию полученных знаний в различных ситуациях;

— развитию речевой активности детей.

Дидактическая игра может быть своеобразной формой организации обучения; методом формирования и закрепления знаний; средством воспитания нравственно-волевых качеств ребенка.

Схема. Структура дидактической игры

Особое значение в ее структуре имеет игровое действие, цель которого — создание игровой ситуации и игровых взаимоотношений между детьми. Если игровое действие отсутствует, игра по структуре и содержанию превращается в беседу или дидактическое упражнение.

По мнению В.М. Аванесовой, дидактическая игра становится таковой благодаря игровым моментам: загадкам, движениям, элементам ожидания и неожиданности, соревнованию, разыгрыванию, шутке, сюжету, ролям, использованию различных персонажей [1]. С.Н. Николаева отмечает, что действия, совершаемые участниками игры в соответствии с ролью, должны обязательно развивать ее сюжетную линию. В противном случае действия участников выглядят неестественно [27].

Таким образом дидактическая игра, изображающая какие-либо события, приближается к сюжетно-ролевой благодаря использованию ее основных структурных компонентов (сюжет и роль). Однако она должна не только развлекать, но и служить решению конкретных дидактических задач. Обучающая и игровая цели в данном случае дополняют друг друга.

Игровые обучающие ситуации как вид дидактической игры

С.Н. Николаева и И.А. Комарова, используя теоретические положения Р.И. Жуковской, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, результаты исследований Е.В. Зворыгиной, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселовой, А.А. Смоленцевой, результаты собственного исследования, пришли к утверждению, что оптимальная форма использования игры в процессе ознакомления дошкольников с природой — это игровые обучающие ситуации (ИОС), которые создаются педагогом для решения конкретных воспитательно-образовательных задач на занятиях и в повседневной жизни [4, 5].

Авторы подчеркивают, что в отличие от отдельных игровых приемов, игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом экологического занятия. Благодаря ей:

— решаются основные воспитательно-образовательные задачи;

— повышается активность детей в процессе обучения;

— снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности;

— развивается эмоциональная отзывчивость.

Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.

Для обучения авторы использовали различные игровые элементы: сюжет, воображаемую ситуацию, ролевые действия.

Исследователи выявили три типа игровых обучающих ситуаций, использование которых открывает различные дидактические возможности[1]:

— ИОС с игрушками-аналогами;

— ИОС с литературными персонажами;

— ИОС-путешествия.

ИОС с игрушками-аналогами

Цель использования такого рода игрушек — сопоставить живой объект с неживым аналогом по внешнему облику и поведению. Игрушка в этом случае помогает воспроизводить игровые действия, ролевые взаимоотношения; различать сказочно-игровой и реалистический образы; осознать специфику живого; развить умение правильно и по-разному действовать с живым объектом и предметом.

Последняя характеристика позволяет применять игрушки как раздаточный материал (дети могут взять в руки игрушечную рыбку и не могут живую, которая плавает в аквариуме), что особенно важно для младших дошкольников.

Следует специально обратить внимание на параллельное использование игрушки и живого объекта: игрушка никого не подменяет, она наравне с животным (или растением) сосредотачивает на себе внимание ребенка, в полной мере является содержательным элементом обучения.

При этом важен способ включения ее в занятие, когда игрушка противопоставляется либо живому животному, либо его реалистическому изображению на картине. Это позволяет ребенку успешно находить различия между игрушкой и живым объектом.

Существует огромное разнообразие игрушек-животных (мягких, резиновых и др.) и очень ограниченное количество игрушек-растений (пластиковые елочки, овощи, деревянные грибы, деревья, искусственные цветы). Педагог должен учитывать определенные требования к качеству исполнения игрушки, а именно:

— узнаваемость (ребенок с первого взгляда должен понять, какое животное или растение перед ним);

— привлекательность (игрушка должна быть «доброй» и симпатичной, вызывать положительные эмоции);

— эстетичность (форма или окраска игрушки может быть декоративной, но всегда высокохудожественной).

Следует особо отметить, что использование игрушек-аналогов не всегда одинаково успешно. Игрушка необходима, когда разговор на занятии строится на базе полученных ранее (в процессе наблюдений) конкретных знаний; когда с животным невозможны действенный контакт, непосредственное общение. Дошкольники с удовольствием держат в руках игрушечных рыбок, птичек, зайчиков, поскольку нет возможности взять в руки живых животных. И наоборот, дети не обращают внимания на игрушечного щенка, если рядом с ними живая собака, которая ходит, нюхает, лает; ее можно погладить, взять за лапу.

ИОС с литературными персонажами

Героев полюбившихся сказок, рассказов и диафильмов дети воспринимают очень эмоционально, стараются им подражать. Это отмечают многие исследователи, изучающие влияние литературных произведений на поведение дошкольников (Л.П. Бочкарева, А.М. Виноградова, О.К. Зинченко, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая и др.).

Цель использования кукол сказочных персонажей — активизировать познавательную деятельность дошкольников и решить ряд дидактических задач (уточнение, повторение и закрепление пройденного материала). Для этой цели используются образы Чиполлино, Незнайки, Карлсона, Айболита, Буратино, Петрушки, Красной Шапочки и других героев сказок.

Куклы из сказок — не просто симпатичные игрушки, развлекающие ребят, а персонажи со своим характером и настроением, со своей манерой поведения, зависящей от сюжета сказки. Дошкольникам они интересны тем, что в новых, неожиданных ситуациях проявляют типичные черты характера. Например, Карлсон и Незнайка очень часто чего-то не понимают и попадают в сложное положение, и тогда незадачливым героям необходимы знания и помощь ребят.

Задача педагога в этом случае — создать игровую ситуацию, в которой дошкольники из обучаемых превратятся в наставников: расскажут персонажам то, что уже сами знают, помогут, растолкуют. На занятиях педагог спрашивает детей, что-то поясняет сам. Но когда он от имени Незнайки или Карлсона задает «глупые» вопросы, дети с удовольствием исправляют его «ошибки». Они находятся во власти игровой ситуации, поэтому уверенно дополняют его рассказ, уточняя и закрепляя при этом полученные знания. Тем самым активизируется умственная деятельность дошкольников.

ИОС-путешествия

Цель использования метода — получить новые и разнообразные знания по какой-либо теме: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др. В каждом случае сюжет игры следует продумывать таким образом, чтобы дошкольники в качестве путешественников, экскурсантов, туристов «побывали» во многих местах. Педагог берет на себя роль экскурсовода, руководителя группы или опытного путешественника, и — это главное в подобном типе ИОС — в рамках ролевого поведения он сообщает детям новые интересные сведения, знакомит с новыми природными явлениями и объектами.

В таких игровых обучающих ситуациях большую помощь могут оказать дополнительные материалы: самодельные фотоаппараты, подзорные трубы и бинокли («оптические приборы»), которые пригодятся в «путешествии» или на «экскурсии» для наблюдения. Фотографирование предполагает изготовление «фотографий» (на основе полученных впечатлений дети делают рисунки).

ИОС в системе экологического воспитания дошкольников

Нашей первоочередной задачей стало привнесение элементов сюжетно-ролевой игры в процесс экологического воспитания дошкольников. Знания об окружающем мире необходимо формировать у детей уже на четвертом-пятом году жизни. Обучение следует проводить целенаправленно, постепенно знакомя ребят с новыми растениями и животными и указывая на более глубокие, многозвенные связи между ними в природе. Констатирующая диагностика, проводимая в начале каждого учебного года, показывает, что у детей 4 лет представления о животном и растительном мире формируются стихийно, но они неточные. Большинство детей узнают на картинках лесных зверей: зайца, белку, лисицу, медведя, с трудом — волка, ежа. Некоторых из них дети знают с первых дней жизни по игрушкам, картинкам в книгах, фильмам. Других животных и растения обозначают родовым понятием: птица, рыба, бабочка, цветок, дерево и т. д. Воспитатели и студенты отмечают, что у детей при этом есть интерес к животным и растениям, который необходимо развивать.

Это не составит труда, если материал будет дан в занимательной форме — сюжетной дидактической игре, цель которой заключена в создании ИОС (как способа получения знаний). Мы разработали для дошкольников разного возраста систему игр-занятий, формирующих представления о наиболее распространенных обитателях леса, луга, об их приспособленности к среде обитания, внешнем строении и особенностях поведения, а также о человеке, его жизненно важных потребностях и среде существования (дом, улица, микрорайон детского сада, центр города).

В данном пособии представлена система игр для детей 4–5 лет, благодаря которой дошкольники смогут узнать об обитателях леса и луга родного края и о лесе и луге как сообществах (экосистемах).

Дети 5–6 лет продолжают знакомиться с жизнью леса и луга. Многие игры, рекомендуемые для малышей, следует повторить, но дать дополнительную информацию о знакомых животных и растениях. Например, детям интересно узнать, как взрослые животные заботятся о своих малышах. Можно рассказать о жизни самого крупного зверя наших лесов — лосе, чтобы дети не путали его с оленем; познакомить с удивительной птицей — клестом, выводящей птенцов зимой. Интересные игры следует провести для ознакомления с первоцветами: мать-и-мачехой, ветреницей, медуницей; подорожником, лечебные свойства которого известны всем.

Детей нужно познакомить с тем, как меняется жизнь леса и луга в разное время года. Все живое осенью готовится к холодной зиме, а весной радуется теплу и свету: растения спешат зацвести и дать семена, звери и птицы — вырастить детенышей.

Для детей 5–6 лет необходимо усложнить ход игры:

— задавать «трудные» вопросы на установление причинно-следственных связей в социоприродном мире;

— предлагать объяснять последствия хороших и плохих поступков;

— добиваться, чтобы эмоционально положительное отношение, которое дети охотно высказывают («я люблю природу», «я берегу цветы» и т. д.), находило бы отражение в их поступках.

Для детей 5–6 лет мы предлагаем сюжетные дидактические игры, формирующие представление о наиболее важных потребностях человека и условиях его жизни в городе, селе.

Наши исследования и наблюдения педагогов показали, что знания о биологических потребностях человека, освоенные на собственном примере, помогают ребенку лучше понять потребности других живых существ. Это побуждает его осознанно бережно относиться к растениям, животным, окружающим людям — сверстникам и взрослым, рукотворному миру как среде его обитания.

В пособие мы включили также сюжетно-дидактические игры для детей 6–7 лет.

В играх формируется обобщенное представление о лесе, правилах поведения в нем. Дети учатся применять имеющиеся знания для решения проблемных задач, высказывать свое мнение и аргументировать его, искать доказательства. Вторая задача, решаемая в играх, — формирование первоначальных представлений о малой родине детей. Последовательность изучения материала определяется достаточно четко:

Главным персонажем наших игр мы выбрали Старичка-Лесовичка. Это добрый, заботливый старичок, который очень давно живет в лесу, дружит со зверями и птицами, понимает их язык, знает о радостях и трудностях их жизни. Старичку-Лесовичку известно и о лесных полянах (луге[2]): ведь лес не дремучая чаща — здесь есть поляны, где растут травянистые светолюбивые растения, обитают насекомые, мелкие животные, некоторые виды птиц. Старичок-Лесовичок очень любознательный. Ему хочется услышать о жизни людей (он видит их в лесу), сравнить ее со своей жизнью. Мы решили, что дети будут рассказывать лесному гостю о городе, а он им — о лесе, луге.

На наш взгляд, роль Старичка-Лесовичка должна исполнять большая кукла с добродушным лицом, устроенная по типу персонажей кукольного театра: двигаются руки, поворачивается и наклоняется голова. Старичку-Лесовичку необходим набор сезонной одежды, сумка, берестяной туесок и т. д. Следует помнить, что дети, особенно младшие дошкольники, воспринимают героя как живое существо. Куклу нельзя на какое-то время отложить в сторону. Если воспитателю нужно освободить руки, он продумывает, как в это время поступить с игрушкой-персонажем: посадить или дать подержать кому-нибудь из детей. У персонажа должен быть дом. Дошкольники считают, что у каждого живого существа есть свое жилище, тем более оно нужно Старичку. Мы придумали дом Старичка-Лесовичка: большой пень — внутри кровать, покрытая одеялом из листьев, подушка, набитая мхом, посуда из бересты и т. д.

Мы предусмотрели, что иногда вместо куклы будет «приходить» живой Старичок, загримированный и одетый, как кукла. Идеальный вариант, если это будет второй взрослый. Диалог между гостем, детьми и воспитателем доставляет всем участникам большую радость, вызывает у детей устойчивый интерес к герою и новым знаниям, побуждает отвечать на вопросы, выполнять предложенные задания, активно участвовать в игре. Заканчивать встречу следует вопросами, поддерживающими познавательный интерес ребенка: Что бы вы еще хотели узнать о лесе? Что Старичок-Лесовичок хотел бы узнать о городе? Кому дети могли бы рассказать о том, что узнали?

Такие встречи надолго остаются в памяти детей.

На основе результатов многократного апробирования системы игр-занятий для детей четвертого-седьмого года жизни можно сделать следующие выводы:

— на занятиях с включением ИОС воспитательно-образовательные задачи решаются эффективнее, чем на занятиях с использованием отдельных игровых приемов;

— характер ИОС определяется логикой построения занятия. Воспитатель должен наметить конкретную дидактическую цель, детально продумать ход игры, подготовить, организовать и направить игру в нужное русло;

— преимущество игр-занятий, объединенных в систему, состоит в том, что каждая игра имеет свою цель, содержание, не повторяет предыдущую ситуацию, но связана с ней;

— небольшой объем новых знаний позволяет дошкольникам постепенно и более надежно усвоить материал;

— игры-диалоги Старичка-Лесовичка с детьми включают большое количество вопросов. Этим достигается умственная и речевая активность детей;

— для воспитателя важно уметь обращаться с куклой и исполнять одновременно две роли: вести диалог от имени персонажа и при этом проводить занятие с детьми. Важно, чтобы сам воспитатель легко входил в игру;

— кукла-персонаж должна быть задействована в течение всей игры, к ней обращаются и воспитатель и дети. Персонаж должен «приходить» и «уходить». Он может иногда погостить у детей, но его не следует оставлять без внимания, иначе дети привыкнут к его постоянному присутствию, исчезнет эффект ожидания, сюрприза.

Для поддержания интереса к персонажу в каждую встречу следует вносить элемент новизны: детали костюма (другая шапка, куртка), натуральные предметы, которые Старичок-Лесовичок может принести из леса, с луга (листья, веточки, кусочки коры, засушенные растения, птичьи перья, цветы и т. д., гостинцы для детей — ягоды (клюква, шиповник), орехи и т. д.). На наш взгляд, не логично, когда Старичок-Лесовичок приносит из леса дидактические плакаты, наборы мелких картинок, диафильмы, а иногда и игрушечный телевизор (встречается в практике работы). Весь иллюстративный материал воспитатель готовит до прихода лесного гостя.

Наш опыт работы подтверждает преимущества игрового обучения по сравнению с традиционным просмотром слайдов и обсуждением картин. Дети погружаются в игровое действие, активно участвуют в создании воображаемой ситуации. Игровые обучающие ситуации помогают детям получить новые знания, дают им практическую модель правильного поведения в природе, что имеет большое значение для экологического воспитания. Чередование таких игр и настоящих прогулок по лесу, лугу формирует у дошкольников осознанно-правильное отношение к природе и ко всему живому.

Оглавление

Из серии: Библиотека Воспитателя (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Познаем окружающий мир играя. Сюжетно-дидактические игры для дошкольников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

В пособиях для педагогов дошкольных учреждений представлены все типы ИОС и методика использования их в работе с детьми [5]. С.Н. Николаева, И.А. Комарова предлагают игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами: рыбкой, кошкой, собакой, курами, зайцами, елью, цветами, грибами; с литературными персонажами: Карлсоном, Айболитом, Колобком, Винни-Пухом, Чиполлино, Незнайкой, Дюймовочкой, Котом Матроскиным, Буратино, Красной Шапочкой; «путешествия» в зоопарк, в лес, на побережье Северного Ледовитого океана, Северный полюс и т. д. К каждой игре определена дидактическая цель и кратко изложен ход игры, указан возраст детей.

2

Мы не стали использовать слово «луг» для детей четвертого года жизни, считая, что его лучше ввести в словарь детей пятого года жизни.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я