Об авторах. Сборник эссе

Александра Стародубцева

Это сборник эссе о коммуникации, языке, идеях, смыслах и о том, как быть автором, то есть обращаться со всем этим. Пригодится тем, кто начинает работать с идеями в разных формах, особенно в тексте. И тем, кто занимается коммуникацией брендов, компаний и продуктов с людьми.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Об авторах. Сборник эссе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

e1: кто такой автор

Автор — это тот, кто формулирует, придаёт форму мыслям, чаще всего в тексте или в тексте и картинке. Мысли могут быть чьи-то или собственные авторские, о чём-то реальном или не очень, в виде идеи или сценария. Так или иначе, роль и ценность автора в том, что он что-то такое понимает и находит способ сформулировать это в нарратив, историю, чтобы передать, познать, воспроизвести. Авторами могут быть писатели, копирайтеры, сценаристы, дизайнеры, художники и артисты в широком смысле. И создатели диджитал-продукта — им в более сложной форме, но тоже, по сути, нужно сформулировать мысль, идею.

Что отличает автора от любого пишущего, говорящего или рисующего человека, спросите вы. Думаю так: как минимум некоторые идеи (тексты) автора становятся рабочими. Это значит, что идея (текст) доходит до публикации (реализации), у неё есть зрители (читатели, почитатели), может быть, даже меценаты. Рассказ пересказывается. Картина возбуждает умы. Выставка доносит идею художника. Сценарий заставляет переживать, по нему снимают, ставят, пишут. Новый визуальный стиль меняет восприятие бренда в нужную сторону. Инструкция действительно помогает что-то понять и правильно использовать. Если кратко, получается, два критерия: рабочая идея (текст) — та, что стала правдой и для многих.

В одной из моих ненаписанных книг мир — это огромный клубок сценариев, а авторы — такие персонажи, которые могут входить в определённое чистое, без помех, состояние и переписывать сценарии прошлых событий, корректировать реальность. Это мощное художественное преувеличение, но мне кажется, оно неплохо дополняет моё понимание, кто такой автор.

(отрывок)

Основная, но не единственная работа автора — в том, чтобы переписывать сценарии прошлого, редактировать воспоминания по заказу людей и иногда компаний людей. Чаще всего этой услугой пользуются те, кто (больше) не готов тратиться на психотерапевта, или те, кому терапия не помогает. Если просчитать все сюжетные повороты и взаимные влияния событий, можно достичь потрясающего эффекта: болезненное воспоминание исчезает, как и его последствия. У людей выправляется не только психика, но и исчезают многие болезни, исправляются патологии, меняется физиология. Иногда получается копнуть глубже и переписать сценарии из поколения до. В этом случае меняются совсем уж глобальные вещи. Тогда нельзя сказать «человек изменился». Это уже совсем другой человек.

При переписи сценария возникают помехи. Одно аккуратное вмешательство — это ок. Но если менять больше, становится: а) опасно; б) с ощутимыми последствиями. Человек начинает восприниматься как кто-то с огромным количеством пластических операций: неестественно. Часть человека будто бы немеет, он как бы не полностью присутствует. А реакции и поступки порой резко меняют тон и характер: это грубые швы соединенных сценариев. Про такое поведение говорят «перепады настроения». В тяжёлых случаях это называют симптомом разных расстройств. Иногда доходит до такого, что в одном человеке живут несколько сценариев полного цикла, то есть несколько личностей от их появления до исчезновения.

Очень безответственные и искусные авторы иногда берутся за переписывание группы сценариев, чтобы изменить более масштабную историческую ситуацию. Сегодня так делать незаконно: в прошлом это не раз приводило к ужасным последствиям.

Свою историю автор переписать не может. Вернее, может, но перестанет быть автором, поскольку в результате переписи возникнут помехи. А автор, чтобы мочь входить в состояние и писать тексты, воплощающиеся в жизнь, сам должен быть «чистым», то есть без помех, не искажать.

Авторы пишут истории на чём-то вроде языка программирования Metis, который был создан неизвестно кем и когда, его давно приняли как данность, хотя некоторые продолжают искать истоки и строить теории. Язык можно выучить, но на нём нельзя научиться писать. Можешь — пишешь, и написанное становится жизнью, не можешь — получаешь на выходе гору неработающего кода.

К языку Metis прикладывается короткий гайд. В нём, как во всех гайдах, написано как надо и как не надо. Но что именно это значит в каждой конкретной ситуации, приходится решать. Поэтому если не прикладывать к гайду голову, то ничего хорошего не выходит.

один

не множить сущности. когда придумываешь что-то, убедись, что нет готовых подходящих сущностей. если их нет, придумай новую. новая сущность должна значить больше, чем сумма использованных в её создании сущностей.

два

сохранять чистоту коммуникации, создавать минимальное количество помех. даже если задача — создать муть, должно быть кристально ясно и точно понятно, что это муть. этот принцип про честность. человечество — как система зеркал, которые отражают первоначальный свет и передают из поколения в поколение, от зеркала к зеркалу. чем меньше помех и искажений, лжи и тени, тем лучше передаётся свет. не концентрируйся на этой идее, она служит удачной метафорой.

три

учитывать контекст. новая идея, сущность, персонаж, виток сценария должны логично вписаться в ситуацию, непротиворечиво вплестись в полотно событий. всё новое должно хорошо прижиться. нельзя забывать вторую часть принципа — быть последовательным. то есть знать не только контекст сейчас, но и контекст вчера и завтра.

четыре

давать время. оно нужно на всё, не торопи события. изучай тщательно, придумывай свободно, пиши внимательно, внедряй поступательно.

пять

всегда пиши спеки

Это вся инструкция к переписыванию мира. Больше авторам ничего не дают. Не рассказывают, что такое хорошо и плохо, не показывают техник, не учат ошибаться и не дают горячую линию поддержки. Всё это исключительно личный опыт и ответственность каждого автора. Ответственность перед кем — инструкция тоже умалчивает.

(конец отрывка)

Быть автором — на мой взгляд, благородное ремесло, и, занимаясь им всерьёз, можно сделать мир чуточку лучше. По крайней мере, я в это верю, иначе грош была бы цена тому, что я делаю.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Об авторах. Сборник эссе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я