Элементы. Smart-курс самоисследование. Часть I

Александра Бронникова

Нет, желания – это не популярная эзотерика и чудо визуализации. Это разгадка тайны жизни, переплетения канвы реальности, истина философского камня и открытие своей внутренней наполненности: будь это благостный покой или настоящее пекло. «Кто я? Где искать себя?» – в желаниях. «Где искать ответы на вопросы об этом мире?» – в таинстве их исполнения. Мы не только пройдём через этапы алхимических трансформаций, но и сформулируем мировоззрение Нового Времени – ключ к новой эре развития человечества.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Элементы. Smart-курс самоисследование. Часть I предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава I. Предназначение

Воплощение. Естественные склонности

Каждый из нас появился на этой планете с определённым генетическим наследием, в семье с уникальной историей, традициями, убеждениями, которые начал перенимать от родителей с ранних лет. Человек не приходит в этот мир, словно чистый лист. Друг от друга мы отличаемся лишь десятой долей процента генома, и то, каким образом в этой доле формируются уникальные комбинации, составляющие нашу индивидуальность — одна из немногих закономерностей, всё ещё не поддающихся воле человека.

В остальном мы категорически друг на друга похожи. Мы едины в способах мыслить, чувствовать, верить, познавать. Нами руководят в совершенстве отработанные эволюционные механизмы, мы неосознанно подстраиваемся под нормы близкого окружения, поддаёмся манипуляциям и принимаем во внимание чужое мнение. Оценка человеческих поступков, вкусовые предпочтения, идеология и мировоззрение — всё это внедряется в ум маленького человека, когда тот ещё не осознал, кто он, и что происходит вокруг. Бессознательное поглощает потоки информации, формируя жизненный сценарий, который мы начинаем воплощать, даже не познав границ своих возможностей.

Впоследствии нам становится трудно отличить собственные желания от навязанных, рассмотреть и принять свою истинную природу и иметь смелость её проявить. Пройдут годы воспитания, социализации, образования, духовных поисков, мы зададимся первыми экзистенциальными вопросами и получим на них первые неочевидные ответы, и только при достаточном наборе знаний о себе, мире и людях вокруг, сможем допустить мысль: «Я не выбирал, где и как материализуюсь в этом мире, но только я вправе выбирать, как распорядиться бесценной возможностью жить.»

Стремление чем-то обладать или кем-то стать чаще всего исходит от навязанной необходимости, сформировавшейся в результате эффективных стратегий работы с общественностью. В какой-то момент мы начинаем приносить другим больше пользы, чем самим себе.

Многим зачем-то с детства внушают: «За нас уже всё решили, ты ничего не изменишь. Сиди тихо, не поднимай эти темы. Не оспаривай аккуратно запакованные предыдущим поколением смыслы и выводы. То, о чём ты думаешь — не важно, важно — делать, как делают все, жить, как живут все. Это — нормально, а остальное — е-рун-да.»

Человека с ранних лет запугали и приучили к лёгким удовольствиям: глупые мультфильмы, плоские книжки (и речь не о количестве страниц), пустые разговоры, лишённые действительно важных тем — ведь о них нельзя говорить, а то «вдруг что». А что «вдруг»? Вдруг получится сломать привычную парадигму, которая гарантировала предсказуемость единообразных дней? Если у человека есть цель и чист разум, неопределённость не страшна, а страшно, как раз, так ничего и не изменить, понимая, что на то были все возможности.

Зачем нам искать себя? Только ли для того, чтобы определиться с профессией и обеспечить себе материальное благополучие, став при этом ценной ячейкой общества? В действительности, за любыми преобразованиями реальности стоит не профессионал, а личность и её наработки силы. Это то, чего у вас нельзя отнять, в отличие от должности, статуса и капитала. Поп-культура изобилует примерами волшебников, у которых попытались отобрать магический ресурс, но, вдруг, оказалось, что этот ресурс — и есть сам его обладатель. Ваша сила не внутри, ваша сила — и есть вы.

Nosce te ipsum. Вспомните, кто вы на самом деле.

Практика 1. Естественные склонности.

Уделите вопросам из списка ниже максимум внимания, не торопитесь с ответами. Каждый из них — отдельная практика, требующая глубинного анализа.

Некоторые вопросы затребуют от вас не минуты для ответа, а дни и даже недели.

1. Чем вам больше всего нравилось заниматься в детстве? Какими способами вы познавали мир?

2. Какие фильмы, песни, литературные произведения произвели на вас впечатление? Что между ними общего? Какой идеей они объединены?

3. Вспомните, с какими фильмами/книгами вы познакомились до 11 лет. По возможности — пересмотрите ещё раз.

4. Каких воспоминаний о прошлом у вас осталось больше — музыкальных, визуальных или текстовых?

5. Кто был героем вашего детства? Какими качествами он обладал? Вам когда-нибудь говорили, что у вас есть общие черты с вашим кумиром?

6. Вы набираетесь сил и энергии в компании, или же в одиночестве?

7. Были ли вы популярной личностью в классе/в университете/на работе?

Если да, за какие качества вас выделяли среди остальных?

8. За какие поступки вам доводилось принимать похвалу и комплименты? Каким был самый приятный из комплиментов?

9. Какие воспоминанияо себе вызывают в вас мощный позитивный отклик?

10. Вспомните, в какой момент вы испытывали чувство вдохновения, прилив энергии. Что это были за обстоятельства?

11. Доводилось ли вам оказаться в таких обстоятельствах, когда другие люди терялись и не знали, как себя вести, в то время как вы с уверенностью приступили к разрешению проблемы? Бывали ли случаи, когда ваш руководитель обратился к коллективу с просьбой о помощи/информацией об интересной возможности, и вы были первым, кто отозвался?

12. Какая ваша деятельность оставалась без внимания окружающих? За что вас оценивали несправедливо? Считаете ли вы, что вас могли специально лишить уверенности (из-за зависти, неспособности понять вашу идею)?

13. Вам когда-нибудь приходилось подстраиваться под других людей? Например, когда вы развивались в чём-то больше остальных, и вам пришлось «заземлиться» ради комфортного общения с окружающими.

14. Был ли такой момент, когда вы, не зная, как поступить в ситуации, связанной с учёбой или работой, обратились за советом к друзьям/взрослым? Что они вам тогда посоветовали? Вы хотели бы теперь переосмыслить направление своего развития?

15. В каких вопросах у вас спрашивали совета или рекомендации?

16. Вам приходилось оказывать свои услуги за символическую цену или бесплатно? Не получилось ли так, что вы перегорели в этой деятельности? Если бы сейчас за ваши труды вам предложили существенные суммы, вы бы вернулись в эту сферу?

17. Что вы научились делать лучше всего? Чему хотели бы научиться?

18. От какой деятельности вы не расходуете, а накапливаете энергию?

19. За каким занятием вам не кажется, что время растрачивается? Подумайте, чем вы могли бы заниматься без оглядки на результаты и материальные вознаграждения.

20. Вы когда-нибудь замечали за собой высокие результаты в чём-то, чему никогда специально не обучались? Какой вид деятельности даётся вам интуитивно, без освоения теоретической базы?

21. Вспомните мечту, которую так и не исполнили. Чего вам не хватило для достижения цели? Вы обладаете этим ресурсом сегодня? Если да, хотели бы попробовать добиться успеха в этом направлении ещё раз?

22. Составьте список из десяти определений своего «Я». Проследите, в какой деятельности и каких качествах чаще всего проявляется ваше «Я».

23. Запишите как можно больше ассоциаций/атрибутов, которые связаны с вашей личностью. К примеру: «Я — музыка, юмор, вдохновение, мечты, книги, скейтборд, зелёный цвет, рисование, спорт и т.д.»

24. Без чего вы не можете представить себя? Какая потеря, по вашему мнению, сильнее всего отразится на вашей личности?

25. Опишите, каким вы видите себя через десять лет. Подробно перечислите свои достижения, круг общения, внешний вид, место жительства. Представьте, что вы уже добились целей, которые сегодня стоят перед вами. Каким вы станете человеком? Какие личные качества притянутся вслед за исполнением ваших сегодняшних желаний? Какие ценные советы этот образ из будущего мог бы дать вам? От чего он бы предостерёг вас? Что интересного мог бы рассказать?

Предназначение: стихии.

Из опыта наставничества я отметила, что всех людей можно условно разделить на четыре стихии.

Эта метафора позволяет лучше понять:

1. Почему вы не можете добиться желаемого успеха в работе.

2. Почему не удаётся отдаться проектам на 100% и завершать их.

3. В чём причина частой смены работы/коллективов.

4. Что именно вас не устраивает в ранее выбранной специальности, почему посещение учёбы превратилось в пытку.

5. Какой вид деятельности был бы для вас приемлемым и перспективным.

6. Чего вы ищите в работе, а чего неосознанно стремитесь избегать.

Проанализируйте свой опыт обучения/профессиональной деятельности и определите, к какой стихии вы относитесь.

I

Люди потока всегда будут полны идей и энтузиазма, но самостоятельно воплотить накопленный потенциал не смогут — они идеально раскрываются в коллективе с сильной общей идеей. Им важны принятие и понимание, взаимная лояльность и преданность, схожесть фундаментальных ценностей. Незначительные эмоциональные колебания в рабочей группе мгновенно отражаются на результатах работы такого человека. Его отдача будет максимальной до тех пор, пока крепка идеология компании и отлажена дружественная коммуникация между сотрудниками.

Если вы замечаете за собой признаки «водной стихии» — сконцентрируйтесь на поиске своих людей и компании с миссией, которая соответствует вашим ценностям и идеалам. Не копайтесь в себе, просто найдите своё идеальное место.

II

Воздушные люди креативны, бодры и наполнены энергией для глобальных свершений, но им нужно помнить:

1. Время на воплощение идей всегда ограничено. Если не реализовать проект быстро, можно легко перегореть вместе с ним. Если Воздушный человек излишне педантичен и склонен к перфекционизму — это качество обязательно нужно брать под сознательный контроль и прорабатывать.

2. Ни с чем нельзя на сто процентов отождествляться. Важно определить для себя фундамент — точку возврата — в виде основных целей и ценностей. К примеру: «Для меня существенно важны здоровье и красота, семья и любовь, финансовое благополучие». И, перелетая от одной деятельности к другой — помнить, где наша основа и как к ней вернуться.

Воздушный человек может прожить несколько жизней в рамках одной — это для него абсолютная норма. Время от времени он будет полностью трансформироваться и возрождаться, словно Феникс: обновлённым, непохожим на прежнего себя. С новыми идеями, новыми увлечениями и желаниями.

III

Земные люди всегда будут болезненно реагировать на командировки и смену локации, изменения в базовых требованиях к сотрудникам, в графике, в правилах взаимодействия с клиентами и начальством и т. д. Это не гибкие, но очень ответственные и пунктуальные, лояльные, обучаемые, предсказуемые и надёжные люди. Не стоит требовать от земного человека большего, он и так предоставляет компании и руководству ценнейшие качества сотрудника.

Лучшим видом деятельности для такого человека станет, к примеру, работа в государственных и бюджетных организациях, на стабильном окладе, в своём кабинете, на привычном рабочем месте, в знакомом коллективе, который не меняется годами.

IV

Огненные люди не смогут смириться с наёмной работой и будут испытывать стабильное напряжение от того, что их потенциал не оценивается по достоинству и не реализуется в полной мере. Это будут нескончаемые внутренние споры с чужими решениями и правилами, внутренние конфликты от несоответствия условий и результатов труда с теми, на которые человек рассчитан.

Огненные люди — морально зрелые личности, готовые вести за собой коллективы и зажигать идеями сердца и умы своих клиентов и последователей. Такому человеку интересны совсем другие доходы от профессиональной деятельности: он мыслит в крупных масштабах, потому что и дела его, и планы, имеют по-настоящему широкий масштаб. Идеальным решением станет организация бизнеса, в редких случаях — руководящая должность в крупных компаниях.

Есть и такие люди, которые с опытом работы перевоплощаются из одной стихии в другую. Кто-то начинает карьеру человеком потока, а в итоге становится огненным лидером. Всё зависит от гибкости нашего мышления и интенсивности происходящих с нами трансформаций.

Активация архивов памяти

На этом этапе перед нами стоит задача восстановить и проанализировать воспоминания о нас самих, о наших увлечениях и желаниях, а также о причинах и истоках их формирования.

Процесс восстановления воспоминаний при соблюдении всех правил и рекомендаций безопасен.

Но для начала мы разберёмся в теме о «прошлых жизнях», чтобы связанные с ней вопросы и предположения не отвлекали нас от сути. Многие ищущие себя люди так или иначе сталкивались с теорией о воплощениях, и я не ставлю перед собой цели опровергнуть или использовать её в своей практике — я лишь расскажу, откуда и почему у нас возникают странные воспоминания, зачем нужен регрессивный гипноз на самом деле, а в работе мы будем применять простую и эффективную практику для восстановления долгосрочной памяти о текущей жизни.

Явление восстановления памяти о прошлых воплощениях имеет место, особенно у людей с врождёнными или приобретёнными высшими навыками сверхчувствительного восприятия. Однако, из-за коммерциализации этой темы нас массово ввели в заблуждение относительно процесса восстановления этой памяти, её локализации и т. д. Поэтому важно уточнить, что речь пойдёт совсем не о том явлении, о котором ранее рассказывали популярные эзотерики.

Людей с наличием подобных воспоминаний очень мало. Критически мало. Это важно понимать, анализируя чужой опыт и приведённые в пример истории в тематических книгах и фильмах. Феномен прошлых жизней и памяти о них объясняется с рациональной точки зрения так же успешно, как и с эзотерической.

О личном опыте.

Десять лет назад я практиковала регрессии в прошлое, сильно превышающее временны́е рамки моей собственной жизни. Даже полагала, что вспоминаю детали ранних воплощений.

Эта история могла и дальше развиваться вполне логично, если бы однажды я не захотела освежить воспоминания о текущей жизни и не обратилась к долгосрочной памяти, которая, как оказалось, хранит фрагменты практически каждого прожитого дня, начиная с того момента, когда «запись» событий в принципе оказалась возможна.

Полученные результаты обернулись полным разочарованием в регрессивном гипнозе и теории о прошлых жизнях. Расскажу обо всём по порядку.

Несколько фактов о работе мозга.

Психика, посредством субъективного отражения явлений окружающей среды, формирует когнитивную схему реальности, опосредуя её речевой моделью внешнего мира. Этому способствуют три основные свойства сознания:

1. направленность (осознанное восприятие объекта),

2. активность (созидание идеи и абстрактность мышления),

3. идеальность (нематериальность возникающих образов).

Головной мозг при этом имеет параллельную архитектуру, одновременно производя как сознательные, так и бессознательные мыслительные операции.

Какие процессы скрыты в тени когнитивного бессознательного?

1. Имплицитная память, полученная в результате неосознаваемого опыта. Извлечь и вербализировать её трудно, но при особой необходимости мозг декодирует эту информацию без сознательного участия человека. Содержание имплицитной памяти составляют неосознаваемые ассоциации, установки, устойчивые модели поведения, а также навыки, сформированные без факта обучения, автоматически. Имплицитную память можно назвать интуитивным научением.

2. Эффект прайминга — механизм имплицитной памяти, обеспечивающий влияние одного определённого стимула на восприятие последующих за ним стимулов (формирование психологической установки). То есть, интерпретация явления в контексте ситуации, который задал первый стимул. Эффект прайминга широко используется в маркетинге.

3. Подпороговое восприятие. Даже мельчайшие, неуловимые закономерности и явления окружающей среды способны производить на нас эффект, хоть и кратковременный.

Сложно сходу распознать, откуда в нашей памяти возникли те или иные картинки. Возможно наслоение образов и обстоятельств: вы ехали в такси и смотрели на пейзаж за окном — загородные дома в обилии трав и деревьев. Думали о средневековых замках. В салоне звучала песня о любви. Атмосфера содержала множество ассоциаций, которые вы неосознанно прибавили к общей картине: запахи, голос водителя, возникающие в голове мысли и т. д.

Весь этот ком впечатлений легко может вылиться в нечто вроде: «Я помню, как жила в средневековом замке, вокруг были домики моих подданных, я была женой рыцаря даже помню его голос и запах. Помню, какая между нами была эпично-трагичная история (рассказывает сюжет песни). И в той жизни я, почему-то, мечтала полететь в отпуск в Париж.». Забавный рассказ выходит с учётом того, что мы знаем, откуда растут его корни.

Когда мы спим или усваиваем большие объёмы новых знаний, мозг не удаляет менее востребованную информацию. Он её сортирует, упаковывая в архивы, составляющие бо́льшую часть бессознательного. Таким образом формируется библиотека из огромного множества не только пережитых вами дней, но и сложнейших осознаваемых и неосознаваемых взаимосвязей, концепций, ложных воспоминаний, полученных в результате когнитивных искажений и неоднократной обработки позитивного или травмирующего опыта, которая происходит в фазу быстрого сна. Становится сложно определить: что было на самом деле, что домыслили вы, а что домыслили за вас и так же аккуратно уместили меж прочих расставленных в ряд архивов.

Согласно результатам исследований, проведённых в области нейробиологии, примерное количество нейронов головного мозга составляет 86 миллиардов, а качество и объём сознательно извлекаемой информации зависит в большей степени от того, насколько мозг, как инструмент взаимодействия с реальностью, востребован. Формируя новые нейронные связи (воспоминания, навыки) мы не угнетаем, а, наоборот, поддерживаем когнитивные функции. Для нашей жизни этот ресурс неисчерпаем, и, при отсутствии психологических блоков, извлечь можно любые сведения, накопленные с возрастом.

Что я увидела в воспроизведённых воспоминаниях детства, после чего усомнилась в существовании прошлых жизней? А как раз то, что относила к своим воплощениям, только оказалось, что это сцены из давно забытых и едва осознанных фильмов, истории из жизни знакомых, сюжеты из песен, стихотворений, образы из мелькавшей по телевизору рекламы. Тогда я впервые осознала всю необозримую, пугающую глубину бессознательного. Безусловно, регрессии оказались эффективны, но совсем не в отношении целей, заявленных в описании эзотерической практики.

Кстати.

Шансы на формирование необъяснимых воспоминаний о «прошлых жизнях» повышают картины, развешанные в доме на стенах (вспомните, были ли у вас такие — это самый мощный «портал в другой мир» для нашего воображения).

Создать в воспоминаниях «образ мира» легко могут книги с их обложками и иллюстрациями, а также визуализации, которые мы создаём при чтении. Лучше всего с формированием ложной памяти справляются видеоигры и прочие подобные симуляции, в том числе сновидения.

А теперь поговорим о настоящих воспоминаниях. Максимально серьёзно.

Всё, о чём я рассказала, призывает не разувериться в вечности бытия, а чаще обращаться к методам критического мышления. Добиваться правды, а не довольствоваться фантазиями. Истинный путь никогда не будет однобок и лёгок.

Истинные воспоминания о жизни до жизни:

1. Имеют спектр самых разнообразных впечатлений. Это могут быть запахи, голоса, телесные ощущения: чаще всего — физическая боль.

2. Начинаются с конца. Следуют сразу за воспоминаниями о начале текущей жизни.

3. Не вызывают сомнений в своей достоверности, чаще всего проверяемы.

4. Могут быть спровоцированы опытом клинической смерти.

Что делать с воспоминаниями?

Если вы ставите перед собой задачу вспомнить себя в других воплощениях (если они были), задайте себе вопрос: «Зачем оно мне нужно?». Ответьте честно. В большей степени воспоминания влекут за собой невероятные тяжесть, боль и тоску, которые напрочь перекрывают настоящее и будущее этой жизни.

Скорее всего, если память не пришла к вам сама — она вам не нужна, но, если и пришла — не держитесь за неё. Выведите из этого опыта максимум пользы и отпустите. После грамотного расставания с прошлым вы ещё не раз скажете себе «спасибо».

Что и каким образом перевоплощается?

Чаще всего неуловимые чувства ностальгии, жизненные сценарии и склонности, которые мы связываем с прошлым воплощением, диктуют наработки, с которыми мы приходим в этот мир. Да, они у нас действительно есть — генетические.

Именно гены проживают неисчисляемое множество жизней, а не наши личности. Генетическая память — это не про истории от первого лица. Это про то, что однажды вы полюбите ту же музыку, которую слушал ваш отец. Откроете в себе интуитивные знания и привычки, которыми обладала ваша мать. И даже заговорите фразами родственников, которые жили задолго до вашего появления на свет. Вам будет легче осваивать определённый вид деятельности, чем остальным, потому что вы наделены врождёнными задатками, физиологическими особенностями.

Обратите внимание, какие образы появляются в вашем сознании, когда вы заняты мыслями о предназначении. Если вы из тех, кто старался вспомнить свои воплощения, вспомните — что именно вы видели?

Мне встречались случаи, когда семью тянуло в конкретную точку на карте, хотя никаких сведений об отношении людей к этим местам и народам не было. Ничем не продиктованный интерес к другим культурам, интуитивное чувствование процессов, о которых никогда ранее не доводилось узнавать, а также странная ностальгия по времени, в котором люди не жили — так давало о себе знать прошлое не столь далёких предков.

Но и далёкие предки не ушли во тьму веков бесследно. В глубине головного мозга надёжно спрятаны самые ценные механизмы — отделы, отвечающие за выживание особи: за страх, потребности, рефлексы. Они отлично помнят, что для вас хорошо, а что — плохо. Это давно отработанные сценарии.

Узнав своих предшественников, вы узнаете часть себя. Обратитесь к семейным архивам/реликвиям и общим воспоминаниям. Определите, какие способности были развиты в вашей семье: физические, интеллектуальные, творческие? Соотнесите эти виды деятельности со своими желаниями, подумайте, каким образом вы сможете использовать эту информацию в реализации своего потенциала.

Важно понимать, что идеальные и желательные обстоятельства находятся только в нашем воображении. В объективной реальности же — только факты. Поэтому, если по каким-то причинам вы считаете, что унаследовали негативную наработку — примите, что у каждого она есть, своя, и вы наделены инструментом, способным помочь вам бороться с ней на равных. Этот инструмент — ваше сознание, сила воли, контроль. В вас, однозначно, гораздо больше хороших качеств, и их можно и нужно раскрыть.

О третьем компоненте я расскажу в самом конце этой книги (это то, что проходит сквозь пространство и время, и «душа» — слишком узкое определение этой структуре).

Практика 2. Активация архивов памяти.

Эта практика поможет освежить воспоминания, если вы столкнулись с затруднениями в момент выполнения первого упражнения.

Если вы готовы к тому, чтобы воспроизвести ранние фрагменты памяти — необходимо запустить процесс их репрезентации.

Всего и сразу вам вспомнить не удастся, но совершенно точно вы вновь прочувствуете свои телесные ощущения и эмоции, которые послужат однозначным ответом на вопрос о ваших естественных склонностях и генетических наработках.

1. Цель.

Важно учесть, что перед активацией долгосрочной памяти вы должны сформировать для себя установку на исключительно позитивные фрагменты воспоминаний.

Ваш мотив — лучшая гарантия использования полезных интеллектуальных ресурсов. Без заранее определённой, конкретной цели получить доступ к отсортированным данным практически невозможно.

2. Период.

Заранее определите временной промежуток, в который хотите перенестись. Лучше начинать с недавних пор и постепенно спускаться в более ранний возраст.

3. Памятные вещи.

Будет весьма удачно, если у вас сохранились какие-либо вещественные источники с тех времён, события которых нужно воссоздать. Это могут быть вещи, парфюм, тетради, предметы, которые всегда были под рукой — очки, ручка, расчёска, ключи и т. д.

Подготовьте музыкальное сопровождение, актуальное для рассматриваемого периода времени.

4. Подготовка.

Перед началом практики максимально изолируйте своё внимание от лишних внешних раздражителей.

Примите удобное положение — основная часть мыслительных операций пройдёт с закрытыми глазами.

5. Погружение.

Выберите конкретный день — одно воспоминание, которое наиболее явственно сохранилось.

После того, как закроете глаза, представьте себя «в теле» — там, в тот самый момент. Углубите это состояние, задержите визуализацию перед собой на несколько секунд, а затем начните в неё «проваливаться»:

· Какие текстуры вы ощущали в этот момент?

· Как звучал ваш голос?

· Какое действие вы совершали?

· Какие люди вас окружали, или вы были одни?

Рассмотрите предметы интерьера, или, если вы на улице — вспомните в общих чертах, что вас окружает.

В помещении — постарайтесь воспроизвести ароматы, вспомните, как пахли: текстиль, еда, комнатные растения, воздух, просочившийся из открытых окон.

На улице — ощутите касание ветра: холодный это порыв, или свежее дуновение? На что похож уловимый в нём запах? Какие фоновые звуки вы слышите? Ощутите эту атмосферу в подробностях.

Теперь вспомните, как и где вы проснулись тем утром. Какими косметическими средствами и средствами гигиены вы пользовались в то время? Как выглядели эти упаковки? Как они пахли?

Как выглядела ваша комната? А ваше отражение в зеркале?

Каким было ваше настроение? Какие задачи были для вас актуальны?

Какую одежду вы носили? Если вы не можете точно вспомнить, во что были одеты в тот конкретный день: что теоретически могли бы надеть?

Постарайтесь воспроизвести в памяти дизайн вашего смартфона и социальной сети, в которой вы связывались с друзьями и близкими.

Теперь — какую музыку вы слушали? Можно включить её сейчас.

Чем было наполнено информационное пространство, какие события происходили в мире?

Чего ещё не было в тот момент из того, что вам доступно сейчас (с точки зрения технологий, возможностей, развлечений, знаний)?

Закрепите в письменном виде всё, что удалось вспомнить:

· Мои ощущения

· Люди рядом, темы разговоров

· Ароматы

· Музыка

· Предметы, которые я держал в руках

· Предметы, которые сохранились на сегодняшний день

· Мой внешний вид

· Мысли, актуальные для того времени

· Действия, которые я должен был совершить

· События в мире, информационная повестка

Эти пункты и вещественные источники составляют комплекс раздражителей, который активирует более глубокие слои воспоминаний.

Остановить процесс восстановления памяти можно с помощью работы с мотивацией (пересмотреть и снизить ценность воспоминаний) или прекращения практики.

Сильные стороны. Осознание и принятие

Многим знакомо чувство, когда вдруг становится тяжело поднять себя на учёбу. Ноги с трудом относят на работу. Всё чаще в голове возникает вопрос: «А так ли мне всё это нужно? Что я вообще тут делаю?». В какой-то момент нам уже неоткуда взять мотивацию на совершение привычных действий. В чём причина?

1. Вы вовремя не сказали «да» своим желаниям.

2. Не обладая необходимыми качествами и энергией, согласились исполнять обязанности, которые для вас определило окружение.

3. Согласились вести борьбу за чужие идеалы и интересы.

4. Не отличили мотивацию «деньги и безопасность» от мотивации «саморазвитие и гармония».

Но какие бы убеждения нам ни внушали в юности, реальность вполне однозначна: достичь значительных успехов в деле, которое не вызывает искреннего интереса и не соответствует ценностным ориентирам — невозможно.

Вы можете уговорить себя на какую-либо деятельность, расценив её как относительно несложную и прибыльную. Но чего стоит дело, которому вы не готовы посвятить себя полностью? В котором вы есть лишь сегодня, а завтра на вашем месте будет кто-то другой, и вы вовсе не окажетесь против такой перемены. Вы можете считать, что у вас есть будущее в осваиваемой профессии, просто в данный момент не хватает опыта, связей или удобной обстановки. Но на самом деле между вами и выбранной должностью пролегает непреодолимая пропасть, и именно в этом причина долгой раскачки и неудач. Просто на этом месте органичен совсем другой человек. А если в этот момент нас ждёт успешная реализация в другой сфере, зачем ломать себя ради сомнительной выгоды?

Каждый человек обладает рядом способностей: от физических и социальных до высших интеллектуальных. Развитие тех или иных способностей зависит не только от генетической предрасположенности, но и от внешнего воздействия: воспитания, дошкольного и школьного образования, круга общения. Особенно важно уделять внимание не только учебной, но и творческой деятельности — это способствует укреплению самооценки, раскрытию естественных склонностей, закреплению положительных эмоций от реализации в обществе.

Чаще всего мы уже с ранних лет замечаем за собой повышенную чувствительность к конкретному виду деятельности. Одарённость способностями, которые облегчают её освоение, выделяет результаты нашего труда среди прочих. Это отмечают родители, педагоги, наставники. Если же ответственно подойти к раскрытию своего потенциала и прилагать регулярные усилия для достижения всё более высоких целей, каждый раз работая на грани своих сегодняшних возможностей, вы сможете достичь высшей степени развития своих талантов.

Гениями не рождаются, ими становятся при правильном подходе и системной практике. Важнейшую роль при этом играет образ мышления человека — чем шире его сознание и меньше в нём шаблонов — тем выше шанс раскрыть в себе новатора. Развиваться нужно с нуля и постепенно, так же, как вы выучили буквы алфавита, прежде чем прочесть свою первую книгу. Так же, как научились счёту, прежде чем решать сложные задачи.

1. Сначала вы накапливаете необходимые ресурсы.

2. Затем знакомитесь с технологией.

3. Обучаетесь использовать её, возводя знания на уровень навыка.

4. Навыки совершенствуются, дополняются новыми, пока вы не ощутите, что достигли мастерства в своём деле.

5. Гениальности достигнет не каждый, но и тот, кто был на это способен, может упустить свой шанс по вине обстоятельств и сомнений.

Признаки гениальности:

1. Нешаблонное мышление.

2. Склонность к развитию в различных областях познания.

3. Любовь к творческому подходу.

4. Развитая интуиция.

5. Активное воображение.

6. Умение находить нестандартный выход из ситуации.

7. Внутреннее несогласие с условиями внешнего мира.

8. Энтузиазм, высокий энергетический потенциал.

9. Способность замечать то, чего не замечают другие.

10. С детства вы чувствовали себя необычным ребёнком.

11. Вам говорили, что вы отличаетесь от своих сверстников.

12. Окружающие считали ваши мечты недостижимыми.

Помните, что творческие способности, преобразующие этот мир, никогда не возымеют величайшей силы без учебных — совершенствуйтесь каждый день. Используйте новые технологии, актуализируйте свои знания и умения, не отставайте от времени.

Если же вы считаете, что упустили свой «момент» или использовали его нерационально, то начните теперь с того, чтобы в свободное время как можно чаще заниматься тем, что у вас лучше всего получается. Если вам кажется, что вы ничего не умеете — задумайтесь: какие из поступков и достижений, считавшихся нормой в вашей семье, могли быть трудновыполнимыми для других? Возможно, вы всегда делали что-то, что оставило в вас полезные навыки и воспитало особый вкус к жизни, труду и обучению.

Стоит обратить внимание и на такие занятия, которые когда-то казались слишком сложными и потому были проигнорированы. Вы меняетесь каждый день, всё больше совершенствуя навыки и умения, хотя бы поэтому есть смысл пересмотреть старые убеждения в отношении своих способностей. Даже если после очередной попытки ничего не получится — это тоже хороший результат: уйдут ложные мысли об «упущенных возможностях», ведь вы точно поняли, что это действительно не лучший из вариантов.

Следите за своими чувствами каждый раз и не бойтесь бросать на полпути, если не ощущаете позитивного отклика от действий. Не жалейте потраченного времени на попытки, когда на кону целая жизнь. С возрастом люди всё больше прирастают к месту, обзаводятся вещами и обязанностями, которые впоследствии могут стать непреодолимым препятствием на пути к изменениям. И вот, вы уже сами не замечаете, в какой момент ваша жизнь перестала вам принадлежать.

Практика 3. Множества Эйлера.

Перед вами несложная геометрическая схема, наглядно отображающая связи между множествами. С помощью неё можно легко определить, в каком виде деятельности вы сможете добиться наиболее высоких результатов, используя свои сильные стороны и обеспечив при этом финансовое благополучие.

Распределите ответы на вопросы из первой практики в соответствии с вопросами из кругов, при необходимости дополните их возникшими идеями и выявите среди них нечто общее — то, что объединит все три множества.

Пример:

1. У меня лучше всего получается заводить новые знакомства, я отличный оратор и легко доношу суть вещей, люблю общаться с людьми.

2. Мне нравится заниматься фитнесом, проводить время на свежем воздухе.

3. Мои знакомые часто спрашивают у меня, как добиться такой же спортивной формы, как я подбираю для себя рацион.

4. Выходит, я бы мог стать отличным персональным тренером по фитнесу.

У вас может получиться несколько совпадений — выбирайте из сложившихся вариантов именно то, к чему наиболее расположены, а остальные виды деятельности могут присутствовать в вашей жизни в качестве хобби. Это позволит не растерять полезные навыки и использовать их в случае, если по каким-то причинам приоритетная деятельность станет неактуальной или невостребованной.

Фундамент внутренней силы

Ничего лишнего.

Не бойтесь отказываться от того, что не приносит удовольствия, начиная с мелочей. Владеть искусством говорить «нет» людям и обстоятельствам — это черта настоящего лидера.

Практика 4. Говорите «нет», когда захотите.

Отказывать порой нужно не только людям, но и плохим привычкам. В следующий раз, когда придётся выбирать между полезным и нежелательным действием, следуйте простому алгоритму:

1. Внимательно выслушайте просьбу.

2. Если не готовы её исполнять, уверенно скажите: «Нет».

3. Коротко аргументируйте свой ответ.

4. Покажите, что понимаете чувства просящего.

5. По возможности подберите альтернативу предложенному вам действию.

Пример: Подруга просит взять ваше любимое платье на вечер.

1. Нет, его я дать не смогу.

2. Я тебе доверяю, но учитываю, что оно может быть случайно испорчено.

3. Понимаю, для тебя важно хорошо выглядеть сегодня вечером.

4. У тебя, вроде, было замечательное красное платье, оно тебе очень идёт.

Вы также имеете право деликатно сообщить собеседнику, что его слова, действия, или же условия вашего общения вам неприятны. В спокойной интонации, коротко и однозначно. Если человек действительно относится к вам хорошо, его реакция будет адекватна. Никто не узнает, где пролегают ваши границы, пока вы сами их не очертите.

Атмосфера — в деталях.

Что о нас говорят мелочи жизни?

Абсолютно всё должно приносить человеку удовольствие. Это должно перестать казаться идеалом и стать нормой. Вы этого достойны — проживать каждую минуту в радости. Прекратите цикл бессмысленных страданий, за них не будет награды ни в этом мире, ни в каком другом.

При оценке обстоятельств важно учитывать ещё и тот факт, что порой мы воспринимаем действительность искажённо, под влиянием стресса, негативных убеждений, сравниваем реальность с навязанной идеальной картинкой. Поэтому следующий день я предлагаю начать с приятной практики.

Практика 5. Пять плюсов и одна выгода.

Мысленно разделите распорядок дня на этапы: от пробуждения до отхода ко сну. В течение дня ищите на каждом этапе минимум пять плюсов и одну личную выгоду. К примеру:

1. Я проснулся. Это уже хорошо.

2. Встал вовремя. Не опаздываю.

3. Выспался, чувствую себя отлично.

4. Сны были интересные, что-то я даже запомнил.

5. Какой сегодня красивый рассвет!

Выгода: «В таком настроении будет легко общаться с клиентами: они получат качественную услугу, а я — побольше заработаю.»

Или, например, по пути на работу:

1. Сегодня хорошая погода.

2. Транспорт приехал вовремя/машина завелась, отлично.

3. Включу любимую музыку в наушниках/радио для настроения.

4. Можно ни о чём не думать — рабочий день ведь ещё не начался.

5. За окном прекрасная картина: солнце светит/дождь идёт, все заняты своими делами — жизнь идёт своим чередом.

Выгода: «Я добираюсь до работы/учёбы с комфортом и не только экономлю, но и преумножаю силы.»

В таких мелочах обычно скрываются вещи, которые мы недооцениваем в привычном ритме жизни. А они, на самом деле, и являются основой нашего гармоничного, мирного существования. Когда всё нормально — это уже хорошо.

Поиск личных выгод — это навык, его необходимо совершенствовать. На первых этапах фокусируйтесь на чувствах, со временем найдутся и способы их выражения.

Когда общаетесь с каким-либо человеком, приучите себя моментально схватывать в нём так же, минимум пять плюсов:

1. Он мне улыбается, здорово.

2. Мне нравится его жакет, красиво сидит.

3. Содержательная речь, интересно слушать.

4. Он вежливо ко мне обращается, приятно.

5. Уделил мне своё время, на этом уже спасибо.

Выгоды рекомендую искать взаимные.

В качестве бонуса предлагаю технику пяти прилагательных. Представьте, что вам необходимо презентовать собеседнику какое-либо событие/приобретение или рассказать о своих увлечениях. Подберите по ходу повествования пять красивых прилагательных, таких, чтобы человек искренне заинтересовался предметом обсуждения.

К примеру: Эта поездка была

1. Интересной/познавательной

2. Впечатляющей/захватывающей

3. Эмоциональной/остросюжетной

4. Незабываемой/фантастической

5. Долгожданной/волнительной

Презентуйте свои достижения и имеющиеся блага самим себе, чаще рассуждайте о происходящих событиях с позитивом, насколько это возможно. Приучайте себя мыслить выгодно и позитивно.

Произвести более масштабную оценку образа жизни помогут следующие вопросы:

1. Как часто вы выбираете желаемое, а не легкодоступное?

Считаете ли вы, что соглашаетесь только на лучшие условия из возможных?

2. Оцениваете ли вы своё окружение как лояльное и надёжное?

Насколько вам комфортно в кругу друзей и близких?

3. Насколько основная деятельность приносит вам удовольствие?

Вы ощущаете себя на правильном пути?

4. Как бы вы оценили наполненность свободного времени (насыщенность выходных и отпусков)?

5. Какую функцию выполняет контент, которому вы уделяете внимание в свободное время?

Получаете ли положительные эмоции и полезную информацию в этот момент?

6. Как часто выделяете в графике время для медицинских обследований?

7. Имеют ли место в вашей повседневной жизни фитнес, йога, спорт, иные формы физической активности?

8. Какой сложности блюда вы чаще всего готовите и как сервируете стол (в том числе, если едите одни)?

9. Насколько приготовленная вами еда полезна?

10. Безопасны ли для вашего здоровья средства бытовой химии/гигиены, которые вы используете?

11. Вы довольны качеством и удобством одежды и обуви?

12. Какого качества текстиль, декор, столовые приборы и техника, которую вы приобретаете или рассматриваете для своего дома?

13. Насколько удобна ваша постель, как себя ощущаете по утрам?

14. С какой частотой вы проводите уборку помещения ради собственного комфорта?

Критика.

Встретить со стороны окружающих сопротивление на пути к изменениям — это нормально, будьте к этому готовы. Не ставьте высоких целей, не берите на себя слишком много: это время должно стать для вас и вашего окружения периодом, когда можно расслабиться и не стараться соответствовать идеалу. Внешний мир всегда агрессивен и требователен к каждому из нас, снимите с себя обязательства соответствовать этой энергозатратной схеме и накопите ресурсы для здорового взаимодействия с ним.

Отследите в себе реакцию на критику. Если для вас она болезненна — вспомните, что здоровье и психологическое благополучие, данные один раз и на всю жизнь, не стоят того, чтобы воспринимать чужие мнения близко к сердцу. Ваш выбор, образ жизни и достижения важны исключительно для вас. Люди тратят на оценку личности минуту, пять, десять, а затем возвращаются к своей жизни. Ответьте себе честно: насколько вам самим важна жизнь других людей? Не ваше отражение в их жизни, а их жизнь сама по себе. Вы действительно целыми днями переживаете за чужие поступки, внешний вид? Уверена, что нет. Потому что для каждого человека действительно важен только он сам, затем его дети и только потом — самые близкие родственники.

Не нужно даже задумываться о том, чтобы выбирать жизненный путь только ради того, чтобы кому-то угодить. Для других — это минуты, посвящённые мыслям о вас. А для вас — каждая минута жизни. Подумайте о себе, но не через призму других личностей и их мнения. Обернитесь к себе и ответьте, чего бы вы от себя хотели.

Мы подвергаемся критике со стороны тех, кто так же ищет себя в наших достоинствах и недостатках и пытается самоутвердиться за счёт них. Либо тех, кто хочет изменить нас и сделать удобными. Старайтесь с самого начала отношений выражать искреннее мнение, покажите себя. Если во взглядах вы не сходитесь с собеседником с первых встреч — это значит лишь то, что вам не по пути, а не то, что необходимо в себе что-то менять. Только таким образом в вашем окружении начнут появляться люди, которые полностью принимают вас.

Критикующий человек недостаточно счастлив, сам в себе не находит баланса и всё ещё задаётся морально-нравственными вопросами, не до конца определившись с жизненной позицией. Есть множество людей, которые заполняют свои логические и эмоциональные пробелы (не на долго), выплёскивая негатив на окружающих. Обратите внимание на свои реакции на поступки других людей. Если вас что-то заставляет их комментировать и осуждать — помните, что вы комментируете в этот момент своё слабое место, которое «отразилось» в другом человеке, как в зеркале. Это знак: пора работать над личными упущениями.

Практика 6. Ничего страшного.

Если вы очень переживаете из-за возможных негативных оценок со стороны, задайте себе ряд вопросов:

1. Кто вас оценивает? Какую роль в вашей жизни играют эти люди?

2. Какова истинная мотивация людей оценить вашу личность и деятельность? Они способны на объективную оценку, или рассуждают, исходя из собственных возможностей и уровня развития?

3. Почему вы считаете, что вас будут оценивать негативно? Какой опыт из прошлого вам это подсказывает? Или это предчувствие связано с личностью самого человека, от которого вы ожидаете критики?

4. Существуют ли критерии оценки? По какому принципу люди договорились определять, что в данном случае — хорошо, а что — плохо? Соответствует ли этот принцип современным реалиям и не ограничивает ли вас во вполне правомерных действиях?

5. Как сами считаете, вы сделали что-то неправильно? Проанализируйте свою работу на данном этапе. Заслужили ли вы негативную критику?

Вы, как и все остальные представители общества:

1. Имеете право на ошибку. Вы не обязаны быть идеальным и не должны стыдиться показывать своё несовершенство.

2. Имеете право передумать или изменить мнение. Использовать аналитику для принятия наилучших решений — это нормально.

3. Можете не извиняться за выбор, сделанный в отношении своей собственной жизни. Вы всегда вправе отстоять свои границы и не должны бояться показаться при этом грубым.

4. Принимаете ответственность за свои слова и поступки. Вы знаете, где заканчиваются ваши права и свободы и начинаются чужие, поступаете в соответствии с моральными и правовыми нормами и не боитесь аргументировать свои действия.

Кризис, тревога, выгорание

Экзистенциальные кризисы.

Продолжая работу над возвращением в гармоничное состояние, рассмотрим так же и естественное для жизни каждого человека явление — экзистенциальный кризис.

Цикл развития систем

Кризис — неизбежный этап развития любой системы, в том числе нашей личности. Он гармонично чередуется с другими этапами в виде оживления, роста, пика и спада, и предзнаменует выход на новый уровень в случае его успешного преодоления.

Мы начинаем сталкиваться с экзистенциальными кризисами ещё в школьные годы: в возрасте с 12 до 18 лет подросток задаётся вопросами о смысле своего существования, о своём предназначении, старается рассмотреть свою личность отдельно от компании друзей и оценочного суждения взрослых.

С период с 20 до 35 лет наступает кризис четверти жизни: мы встречаемся с реальностью лицом к лицу и ощущаем мнимую беспомощность перед окружающим миром, боимся ответственности, сравниваем себя с другими и, наблюдая за чужими успехами, разочаровываемся в собственных силах. Кажется, что позади так много прожитых лет, а мы ещё ничего не добились.

Мы не теряем времени, когда получаем удовольствие и радость от жизни. Мы теряем время, когда зацикливаемся на негативных внутренних диалогах, критикуем себя за несоответствие надуманному идеалу и недостаточную работоспособность.

Если человек находится в состоянии поиска, испытывает позитивные эмоции — ярких воспоминаний об этом периоде сохранится гораздо больше, и будет казаться, что время текло медленнее, чем обычно. Количество новизны, ярких впечатлений и открытий — это то, что обычно отличает период детства и юности от быстротекущей взрослой жизни. Но многочисленные открытия и поток эмоционального опыта не заканчиваются с детством, не заканчиваются они и с защитой диплома или достижением определённого возрастного периода. Это мы сами в какой-то момент теряем интерес к миру, замыкаясь в привычной системе похожих друг на друга будней, мы стремимся к комфорту и покою, поэтому каждое новое десятилетие пролетает всё стремительнее.

Существенное влияние на восприятие времени оказывают тревога и стресс. Однако, в зависимости от обстоятельств, эффект эти состояния производят диаметрально противоположный:

· если вы оказались в экстремальной ситуации — время будто остановится, так как внимание окажется сосредоточено на критически важной задаче.

· если тревожное состояние — «норма», которая сопровождает вас неделями или месяцами — время ускорится, поскольку закономерно снизится ваша эффективность (физическая и интеллектуальная).

В те моменты, когда вы не удовлетворены положением дел — старайтесь реагировать на происходящее максимально нестандартным образом, не теряя контроль над ситуацией. Откажитесь от эмоций, которых от вас ожидают. Не принимайте условия игры, которые диктуют обстоятельства, настаивайте на своём плане действий. Здоровое хладнокровие откроет для вас дополнительные несколько часов в сутках.

На самом деле время не линейно. Время — будто огибающая нас спираль, не имеющая начала и конца, позади содержащая фрагменты наших воспоминаний и вещественные источники знания, у наших рук — плоды результатов трудов и принимаемых ранее решений, а впереди — семена, которые мы сеем для дальнейших всходов. Каждый виток спирали представляет собой определённый период времени, у каждого он свой — семь, десять, двенадцать, пятнадцать лет. Сквозь витки протекают параллели — находясь на определённой параллели одного витка, мы можем дотянуться до соответствующей точки на другом и переосмыслить пройденный за это время путь.

Обычно так и начинается этап кризиса — с воспоминаний о прошлом и осознания, что вот так хорошо по каким-то причинам больше быть не может. Для каждого нового витка нужен свой уникальный ключ.

В кризисные моменты старые методы взаимодействия с реальностью уже не работают, а новых мы ещё не приобрели. Ключом к выходу из этого состояния является обретение новых навыков и пересмотр привычной системы ценностей. Именно в этот момент необходимо проявлять к себе максимальное внимание, инвестировать доступные ресурсы в своё всестороннее развитие. И именно вследствие успешного преодоления кризиса меняются люди, производя работу над теми своими качествами, которые нуждаются в доработке.

Сколько бы ни было времени позади, времени впереди — много! Будь вам 20, 40 или даже 60 лет — вы всегда можете изменить свою жизнь ради тех лет, которые предстоит прожить. Никто не может запретить вам быть счастливыми каждый день вашей жизни независимо от возраста и пережитого опыта.

Иногда мы сами блокируем разрешение жизненных проблем, сопротивляясь реальности, игнорируя очевидные факты. Следуем привычной стратегии, думая, что всё обойдётся, хотя действовать нужно было вчера.

Мы продолжаем инвестировать в проекты, которые очевидно не окупятся. И речь не только о финансовых инвестициях.

Убеждаем себя в том, что нужно продолжать обучаться по специальности, которая нам не нравится, только потому, что пара лет трудов уже позади. Хотя ничто не мешает эту специальность сменить и закончить университет позже, зато с дипломом, который будет использован по назначению.

Боимся сменить работу, которая отнимает у нас время, силы и не приносит адекватной материальной отдачи. Ждём, когда сменится руководство, нас повысят в должности, изменятся условия труда и т. д.

Боимся начинать сначала, переезжая в другой город, хотя очевидно, что, продолжая жить в своём, получим эскалацию неблагоприятной ситуации.

Продолжаем жить с нелюбимым человеком просто потому, что позади годы совместной жизни и не хочется думать, что время было потрачено «зря». По тем же причинам боимся сменить и круг общения, который давно перестал приносить радость.

Используем ненадёжную и некачественную вещь, стараясь не признавать, что потратили деньги зря.

Не всегда нужно бороться до конца. Иногда гораздо разумнее прекратить удерживать ставшую непосильной ношу и отпустить. Это не будет характеризовать вас, как слабого человека.

Не стремитесь быть сильным, будьте рациональным.

Тревожные состояния.

Частыми спутниками кризиса являются тревога и стресс. Насторожиться следует в том случае, если из единичных эпизодов негативные ощущения выстраиваются в очевидную хронологию: вас регулярно беспокоят головные боли, бессонница, раздражительность, становится сложно взаимодействовать с людьми. Наряду с фоновым эмоциональным напряжением вы начинаете обесценивать позитивные события, считая, что за ними обязательно последует нечто плохое. Не можете расслабиться и позволить себе заслуженный отдых, ведь любое бездействие воспринимается как отставание от цели.

В то время, когда мы испытываем тревогу, в крови увеличивается содержание гормона стресса — кортизола. Он способен существенно ограничить рамки восприятия, лишив нас возможности объективно оценивать ситуацию. Именно так и формируются ложные убеждения о нашей несостоятельности и вездесущей опасности.

Результатом продолжительного тревожного состояния могут стать серьёзные заболевания, поэтому с ним необходимо научиться справляться, прежде всего, самостоятельно.

Основные принципы борьбы с тревогой.

1. Взгляд в будущее. Постройте ощутимый барьер между прошлым и настоящим. Организуйте деятельность, связанную с долгосрочным планированием.

2. Перенаправьте ресурс негативной энергии в полезное действие. Проведите интенсивную тренировку, выразите свои чувства в творчестве. Негативный потенциал силён и стабилен. Если научиться его направлять, можно получить больше пользы, чем вреда.

3. Организуйте режим дня. Заранее определённая последовательность действий снижает уровень тревоги, так как мы ощущаем относительную предсказуемость событий.

4. Полноценный сон. В среднем рекомендуется проспать за ночь не менее четырёх циклов — то есть, от шести до девяти часов (1 цикл~1,5часа). Сон — лучшее средство для переработки негативных эмоций и восстановления психики. Действие его обусловлено прекращением выработки гормонов стресса и сюжетными сновидениями, позволяющими эмоционально проработать пережитый опыт.

5. Эмоциональная стабильность. Не накапливайте эмоции, которые вполне уместно выразить здесь и сейчас. Чем больше ваша копилка — тем тяжелее проблема, которой она станет для вас и окружающих, когда лопнет.

6. Визуализация не работает. Ваши мысли никак не связаны с реальными событиями, пока они не выражены в действии.

7. Информационная безопасность. Если вы замечаете существенные изменения в окружающей среде, но не получаете достаточного количества достоверной информации о них и не понимаете, какими способами себя можно обезопасить — вы закономерно испытываете стресс. Старайтесь оградить себя от информационного шума. Подумайте, что конкретно вы сможете предпринять для своей безопасности, если внешняя ситуация действительно вас затронет.

8. Физическая активность. Когда в крови повышается уровень гормона кортизола, мышцы непроизвольно сокращаются, в теле ощущается неприятное напряжение. В момент выполнения упражнений происходит циклическое воздействие на группы мышц, вследствие чего кортизол активно расходуется. После тренировки тело расслабляется и улучшается общее самочувствие.

9. Анализ факторов. Подумайте, какая ситуация вызвала у вас тревогу.

Определите, насколько обоснованы тревожные мысли и связаны ли они с реальными фактами, или вы преувеличиваете угрозу. Возможно, что за произошедшей ситуацией и не наступит негативных последствий, а вы уже приготовились к худшему.

10. Ошибки позволяют нам лучше распознать закономерности. Большинство эмоциональных состояний вызваны не произошедшими событиями, а нашим восприятием. Посмотрите на сложившуюся ситуацию с любопытством исследователя, подумайте, какие выводы из неё можно вывести с пользой для будущего.

11. Осознанная ответственность. Не берите на себя ответственности за то, что вы не можете контролировать. Есть смысл переживать и бороться, пока возможно что-то изменить. Если шансов уже действительно нет — отпустите ситуацию. Задайтесь вопросом: «Что конкретно я могу сделать дальше?».

Эмоциональное выгорание.

Если мы отозвались на свои естественные склонности, искренне довольны выбором профессии и жизненного пути — как удержать это благополучие на долгие годы и не выгореть?

Выгорание не происходит внезапно. Оно проходит инкубационную стадию, проявляет симптомы и только потом переходит в острую форму.

1. Сначала мы полны энтузиазма и сознательно ограничиваем себя в отдыхе и хобби ради приоритетного вида деятельности. На этом этапе уже стоит начать профилактику: соблюдать режим дня, следить за качеством пищи, корректно соотносить часы работы и отдыха, умственной и физической активности. Важно помнить, что успех в работе — это не главная цель вашей жизни. Вашего внимания всё ещё требуют: физические ресурсы, интересы, семья, друзья, ваше собственное «Я».

2. Когда вы начинаете ощущать усталость, физическое недомогание и тягу к кофеину, энергетикам, продолжительному сну и излишним калориям — пришло время перезагрузки. Отвлекитесь. Уделите время общению с приятными людьми. Отдыхайте умом и телом, ограничивая информационный шум, расслабляясь в тишине до полного восстановления. В выходной вы можете позволить себе не делать совсем ничего.

3. Если же вы почувствовали, что вам критически не хватает сил, вы раздражены, истощены, вам трудно воспринимать информацию и адекватно на неё реагировать — пора в отпуск. Пусть он будет настолько продолжительным, насколько это возможно. Проживите это время для себя, так, как вы захотите. И, если по окончании отдыха вы ощутите, что всё равно не готовы вернуться на прежнее место — есть смысл подумать о смене места работы или профессии в принципе. Вы и ваше здоровье — высшая ценность.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Элементы. Smart-курс самоисследование. Часть I предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я