Цифры вчерашнего дня

Александра Александровна Диордица, 2020

А что, если ты сможешь заглянуть в собственное прошлое? И для этого тебе всего лишь потребуется личная фотография? В недалёком будущем, где цифровые технологии прочно вошли в жизнь людей, двенадцатилетней Полине предстоит нелёгкое испытание. Ей необходимо вернуться в прошлое, чтобы исправить настоящее, и дать шанс свершиться будущему. Но изменив прошлое, меняется и реальность, и к сожалению, часто не так, как нам бы того хотелось. Особенно, когда тебя преследуют неведомые "цифровики", мечтающие отобрать старинный фотоальбом, ключ к перемещению во времени..

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цифры вчерашнего дня предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

«Хочешь ли ты изменить прошлое? Возможно, иногда достаточно изменить настоящее, ведь уже завтра оно станет твоим прошлым?»

Настоящее, 2032 год

Поля сидела в любимом кресле и грустила. За стеной снова ссорились родители. Папа кричал — мама плакала. Бабушка, Настасья Павловна, сидела рядом с Полиной и задумчиво смотрела в окно. Руки её слегка подрагивали, а брови были напряжённо нахмурены. Она тоже переживала.Такие ссоры родителей теперь стали регулярными. Поводы были всё меньше и незначительнее, а ругань — всё громче и страшнее.

Полина знала, что причиной разлада в семье стала продажа бабушкиного дома. Жизнь в их современном мире сильно изменилась, став совсем не похожей на ту, которая была всего несколько лет назад. Неожиданно в повседневный быт миллионов человек вторглась глобальная цифровизация. Новые технологии управления миром требовали ресурсов и, предоставляя возможность жизни онлайн, взамен забирали земли. Теперь даже клочок земли в пару метров стоил бешеных денег. А уж бабушкин деревянный дом и пятнадцать прилегающих к нему соток могли сделать их миллионерами. Но нищета и бедность неожиданно накрыли дружную Полинину семью. Накрыли совершенно неожиданно.

А всё дело было в том, что в новом времени папа Полины, в прошлом профессиональный спортсмен, а ныне владелец небольшой спортивной секции по карате, остался не у дел. Обучение плавно и быстро перетекло в режим тренировок через монитор компьютера, а Юрий… таких тренировок не признавал. Зато родители юных спортсменов с радостью соглашались на такой формат обучения, ведь это очень экономило время, которого людям стало катастрофически не хватать.

Мама Поли имела профессию швеи, и её работа закончилась ещё быстрее. В один прекрасный день к ним на фабрику завезли маленькие компактные коробочки, и все сотрудники столпились возле посылки, с любопытством переглядываясь. Когда директор фабрики вынул из коробки непонятную штуковину, все так и ахнули. Предмет был похож на железного паука с шестью лапками. На конце каждой лапки было что-то вроде человеческих пальцев, выполненных из прочной стали. Директор объяснил, что закупил новейшее изобретение: робота-швею. Эти маленькие железные сооружения представляли собой гибрид швейной машинки и человека. Работали чётко, без устали и имели встроенный искусственный интеллект. Так закончилась работа Полининой мамы. И теперь она вынуждена была сидеть дома, изредка получая заказы на индивидуальный пошив. Но этих денег с трудом хватало на то, чтоб сводить концы с концами. Именно в тот момент они и продали бабушкин дом. Беда в том, что сделали они это за неделю до ДЦР.

ДЦР, или День Цифровой Революции, разом изменил весь мир. Учёные нашли возможность, оцифровать всё живое и неживое. Людей, животных, вещи. Теперь у всего был цифровой код — личный номер. Даже еду синтезировали через цирру, вводя комбинацию цифр. Например, любимый Полин чизбургер имел код 4321, а мамино лекарство от нервов — 3716. Стоило ввести код в цирру, и на специальном принтере тут же моделировалась нужная еда или вещь.

Классификация была достаточно простой: людские коды начинались с единицы, двойкам принадлежали объекты стратегического и политического значения, тройки отдали медикаментам, четвёрки — продуктам. С пятёрки и по девятку начинались коды животных, растений и других предметов и вещей. Всемирная цифровизация не только изменила жизнь каждого человека на планете, но и требовала ресурсов — энергии, электричества и мощностей. Ресурсы предоставляла земля. Именно она и стала главным дефицитом.

Люди переселялись в многоэтажки, вынужденно продавая свои загородные владения, отдавая земли властям и богачам мира. Теперь иметь свой небольшой загородный домик или участок считалось роскошью, доступной далеко не каждому. Можно было, конечно, не продавать собственность, но налог на землю был столь велик, что практически никто не мог его выплачивать. В моду вошли небоскрёбы, ведь именно в них можно было разместить большое количество людей, используя меньший кусок земли.

Теперь за участок бабушки родители Полины могли бы выручить огромные деньги, переехать в другую квартиру и перестать жить впроголодь. А самое главное, мама с папой перестали бы ругаться и стали, как раньше, спокойными и счастливыми.

Но сделанного не воротишь. И сделка по продаже состоялась. Деньги, полученные за дом, почти все были отданы в счёт накопившихся долгов, а того, что осталось, хватило лишь на новые джинсы для Полины и замену розеток в квартире.

— Не грусти, — бабушка ласково сжала руку внучки и посмотрела ей в глаза. — Всё обязательно наладится.

— Как наладится, ба! — всхлипнула Полина. — Ты же видишь, с каждым днём становится всё хуже.

Настасья Павловна покачала головой, услышав очередной всхлип за стеной.

— Если бы можно было вернуться назад и всё исправить! Уговорить родителей не продавать дом! — взволнованно сказала Полина и жалобно посмотрела на бабушку. А та будто размышляла о чём-то своем. Помолчав какое-то время, она серьёзно посмотрела на внучку:

— Может быть, так действительно лучше, — сказала Настасья Павловна, и Поля взглянула на бабушку с непониманием. А та, внимательно глядя на внучку, спросила: — Полина, ты никогда не задумывалась о том, почему в нашем мире нет больше фотографий?

— Почему нет? У меня их полная цирра! — ответила девочка.

— Живых фотографий. Настоящих, напечатанных на глянцевой или матовой бумаге, которые можно убрать в фотоальбом или повесить на стену, показывать гостям…

— Мне казалось, это устаревшая технология. Сейчас же всё в сети. И к тому же, это ведь запрещено законом!

— А ты не задумывалась, почему печать фотографий стала под запретом? Почему исчезли принтеры и другие устройства, с помощью которых можно проявить образы?

— В целях сбережения ресурсов? — повторила Поля текст социального плаката, которыми был увешан весь город.

— Дело не в сохранении ресурсов, внучка. Дело совсем в другом, — бабушка загадочно покачала головой и понизила голос, словно боясь, что её подслушают. — Дело в том, что цифры не только подчинили себе мир, они же научили людей проходить обратно в прошлое. Да-да, теперь появилась возможность вернутся на много лет назад! Сделать это можно с помощью фотографии. Не цифровой конечно, а самой обычной, проявленной, главное, чтобы сделана она была на пленочный фотоаппарат или на фотоаппарат с моментальной печатью снимков. Чтобы переместиться в прошлое при помощи фото, необходимо вычислить цифровой код момента фотографии,время и дату, когда она сделана и проявлена. И самое главное, знать цифровой код перемещения, без него путешествие не состоится.

Но, разумеется, обычным людям переходы в прошлое были закрыты. Такие перемещения были подвластны только избранным. И сама возможность таких переходов, как и цифровой код, открывающий двери в прошлое, были строго засекречены и охранялись, как самая настоящая военная тайна. Все фото после открытия возможности перемещений в прошлое у людей изъяли. Добровольно или принудительно. Для перестраховки, власти объявили запрет на печать любых фотографий. Нарушение каралось очень строго. Фотоаппараты с плёнкой и с моментальной печатью попали под строжайший запрет.

Безусловно, простым людям всё это объясняли критической ситуацией с ресурсами, уверяя, что полный запрет на печать существенно сэкономит зелёные насаждения планеты. Дети верили, а взрослые смирились с новой реальностью и приняли правила игры. Никто не хотел связываться с властями.

По домам ходили сотрудники Гвардейского управления — высшей власти страны, проводили обыски и забирали из старых фотоальбомов всё, что могли найти. К слову сказать, находили немногое. Молодое поколение хранило все фотографии в электронном виде. А цифровые снимки для перемещений были бесполезны.

— Но почему переместится в прошлое помогает именно живое, бумажное фото? — удивлённо спросила Полина. Она была ошеломлена словами бабушки.

— Возможно, тайны запечатления человека в момент фото сыграли свою роль, словно открыв невидимую дверь в прошлое, а возможно, это насмешка времени, которое в наш цифровой век, открывает возможность перемещаться только в фотографии, которые нужно проявить, — пожала плечами Настасья Павловна.

Полина задумалась. Действительно, у её семьи тоже изъяли все фото. Бабушкины фотоальбомы, дедовы конверты с негативами, сняли даже портрет молодой бабушки со стены. После рассказа Настасьи Павловны девочка и сама решила, что такое поведение властей выглядело странным. Хотя теперь, зная истинную причину, Поля поняла, к чему была такая строгость.

— То есть, если раздобыть фотографию… то можно вернутся в прошлое и уговорить родителей не продавать дом? — глаза девочки засияли.

— Можно. Но одной фотографии мало. Необходим моноблок.

— Моноблок? Что это?

— Небольшое устройство. С одной стороны в него помещается фотография, в которую необходимо попасть, с другой — электроды от моноблока подсоединяют к тому, кто хочет переместится. И таким образом система срабатывает, отправляя человека в его собственное прошлое.

— То есть попасть в чужое прошлое невозможно? — поинтересовалась Полина. Она пыталась уложить в голове новую информацию.

— Не знаю, — честно ответила бабушка. — Во всяком случае, мне об этом ничего не известно.

— Ба… — Полина вдруг вскинула на Настасью Павловну удивлённый взгляд. — А откуда тебе вообще всё это известно?

Бабушка помолчала, обдумывая ответ:

— Это очень долгая история, Полина, я обязательно расскажу тебе её, но чуть позже. Сейчас давай подумаем, сможем ли мы помочь твоим родителям.

Полина кивнула, задумавшись. Если всё, что говорит бабушка действительно так, то, кажется, есть шанс на спасение родителей! Дело в том, что при обыске гвардейцы действительно забрали у семьи Поли все фото, которые смогли найти. Почти все.

Но одно фото осталось. В тот день, когда родители поехали на дачу, чтобы показать её потенциальному покупателю, семилетняя Поля прихватила с собой старый «Полароид», который позже тоже изъяли гвардейцы, и сделала кадр. Родители стояли на крыльце дома, увитого диким виноградом и обсуждали варианты продажи. Именно в этот момент Поля их и запечатлела.

Это фото Поля оставила в домике бабушки. Спрятала его в тайное место на чердаке, вспомнив примету, что если что-то ценное оставить — обязательно вернёшься в это место. А Поля очень хотела вернуться. Осталось только как-то проникнуть в старый дом, который им больше не принадлежал. Если он ещё цел, то Поля достанет снимок и попробует вернуться в тот момент, когда дом ещё не был продан, и постарается убедить родителей повременить с продажей.

В этот момент на кухне послышался звон бьющейся посуды. Видимо, у мамы закончились аргументы. Поля вздохнула.

— Бабуль, у меня есть одно фото… — посмотрев на бабушку, начала Полина. — Я спрятала его у тебя, потому что… очень хотела вернуться. Теперь я знаю, как изменить всё это. И сделать нашу жизнь лучше, — она кивнула на стену, за которой ругались родители. — Осталось понять, как проникнуть в твой старый дом.

Бабушка, внимательно посмотрела на внучку.

— Вся в меня, — улыбнулась Настасья Павловна. — Ну что ж, видимо, это знак… Вот что я тебе скажу, девочка, — серьёзно ответила бабушка, когда Поля замолчала. — Я ведь тоже кое-что припрятала. Правда, не в самом доме, на участке, за колодцем. И наверное, действительно пора это достать.

— Что это? Тоже какая-то фотография? — удивлённо вскрикнула Поля.

— Лучше! — бабушка хитро подмигнула. — Целый фотоальбом!

— Вот это да! Бабушка, но как ты догадалась это сделать? Тогда же ещё путешествия в прошлое были не открыты?!

— Ты всё узнаешь, я давно хотела рассказать. Но сначала надо достать альбом и то твоё фото. Давай сделаем дело, которое задумали, а потом я открою тебе одну большую тайну, — хитро подмигнула Настасья Павловна. — Не так давно мне звонила моя старинная приятельница, всё просит тебя заехать в гости. Так случилось, что пять лет назад нас развела судьба. И с тех пор никак не выходит встретиться.

— Пять лет назад ты ушла с работы, — вспомнила Полина.

— Да, мы как раз работали с ней вместе, — подтвердила Настасья Павловна. — Мы созваниваемся с ней, правда, редко, но всё же. Самой мне… не стоит с ней встречаться. — Настасья Павловна замялась и, предвосхищая вопрос внучки, продолжила: — Пока не стоит. Но тебя она примет. И главное, — бабушка понизила голос до шёпота, — у неё должен быть моноблок. Ты сама ей всё расскажешь, когда приедешь. По телефону такие вещи лучше не обсуждать.

— Но как я проникну в твой старый дом?

Настасья Павловна задумалась, что-то прикидывая в уме. Наконец её лицо просветлело, и она даже щёлкнула пальцами, озарённая идеей:

— Доставка! Ты принесёшь владельцу дома пирожные! Под видом курьера. Внутрь мы добавим лёгкое снотворное, и у тебя будет минут тридцать на то, чтобы отыскать и фотографию, и фотоальбом. Я попрошу приятельницу узнать, кто проживает в этом доме, чтобы ты была готова. — Настасья Павловна помолчала, а потом добавила: — Я бы хотела пойти с тобой, но, боюсь, вдвоём мы вызовем подозрение.

— Ба, я справлюсь! — заверила Полина, чувствуя, как от восторга и скорого приключения замирает сердце.

Настасья Павловна улыбнулась:

— Зовут мою приятельницу Ратмира Петровна Осеева. Живёт недалеко от того места, где построен мой дом. Отправляйся к ней завтра же.

— А потом? Когда я заберу фотографию и альбом?

— Возвращайся домой. Очень важно принести фотоальбом мне, а после этого мы придумаем, что сказать твоим родителям в прошлом, куда ты отправишься.

— Может быть, в прошлое отправимся вместе? — Полина подумала, что уговорить родителей не продавать дом будет сложновато.

— К сожалению, это невозможно. Как я уже говорила, попасть в прошлое фотографии может только тот, кто на ней изображён, или тот, кто делал снимок.

Полина кивнула. Ничего, она справится! И, возможно, это подарит им всем новую жизнь! В этот вечер она пошла спать очень рано, с нетерпением ожидая окончания этого удивительного дня, который открыл ей тайну перемещений в прошлое. И только один вопрос мучил девочку: откуда её бабушка знает всё это? Уже погружаясь в сон, она решила завтра обязательно это узнать.

Утро началось прекрасно, несмотря на молчащих обиженных друг на друга родителей. Раньше Полина тяжело переживала их ссоры, стараясь побыстрее помирить маму и папу, но сегодня она почти не обратила на их обоюдную холодность. Ведь скоро всё изменится.

Всё так удачно складывалось. Бабушка поговорила с подругой, и та согласилась принять девочку. Родителям, увлечённым выяснением отношений, бабушка сказала, что отправит Полю за лекарствами к подруге в область. Мол, цифровые коды на таблетки да настойки есть только у её знакомой, делиться ими она ни в какую не хочет, а вот готовые препараты дать может. Родители, ничего не заподозрив, отпустили девочку на два дня с ночёвкой, так как дорога была неблизкой. Возможно, если бы они не были так увлечены собой в этот момент, им показалось бы странным, что Поля уезжает с полным рюкзаком вещей, которых явно много для двухдневной поездки.

* * *

Ратмира Петровна жила в крошечной однокомнатной квартирке на пятьдесят шестом этаже. В руках Полина держала купленные ещё вчера пирожные, в которые бабушка аккуратно шприцем ввела небольшую дозу снотворного. Только бы новый хозяин бабушкиного дома любил сладкое!

Зайдя в квартиру, Поля почувствовала запах. Пахло какими-то медикаментами. Непроизвольно поморщившись, она поздоровалась.

— Полина? Рада видеть тебя! Заходи! Как добралась?

— Здравствуйте, Ратмира Петровна! Спасибо, прекрасно, — вежливо ответила девочка, внимательно рассматривая женщину. На вид лет пятьдесят, моложе бабушки, поджарая, с худым, слегка усталым лицом и губами, тонкими, словно ниточка.

— Рассказывай, чего вы там с Настасьей удумали. По телефону она ничего объяснять мне не захотела.

Полина рассказала про отсутствие денег, и про ссоры родителей, и про их с бабушкой идею. Умолчала почему-то только о старом фотоальбоме, который был так дорог бабушке. Женщина пришла в восторг.

— А Настасья точно сказала, что забрать надо только фотографию? — с интересом глядя на Полину, уточнила она.

— Ну вообще-то… — Полина замялась, решаясь, и Ратмира Петровна ободряюще улыбнулась. — Ещё я должна забрать альбом с нашими семейными снимками…

Раздался звон разбитого стекла, и Поля вздрогнула. Оказалось, это Ратмира Петровна уронила чашку, в которую собиралась налить гостье чай.

— Альбом? Ты уверена? — не обращая внимания на осколки, воскликнула женщина. Руки у неё почему-то дрожали.

— Да, но почему вы так разволновались?

Ратмира Петровна уже взяла себя в руки, глубоко дыша.

— Я… — начала она. — Просто спрятать целый альбом в наше время… Немыслимо!

— Да, моя бабушка — та ещё авантюристка! — хихикнула Поля.

— Не то слово… — задумчиво протянула женщина, глядя куда-то вдаль, затем, словно очнувшись, спросила: — Так ты говоришь, надо узнать, кто живёт в старом доме Настасьи? — и, получив утвердительный кивок от Полины, женщина уселась за цирру.

— Так, это не то… это тоже… ага, вот! Нашла! Там живёт журналист старой закалки, — начала она, сверяясь с данными на мониторе. — И судя по всему, живёт один, так как ни жены, ни детей я тут не вижу, — она бегло читала данные в цирре, и Полина, не сдержав удивления, спросила:

— Вы так легко можете найти сведения о человеке?

— Если есть доступ к базам, то почему бы и нет? Не забивай свою голову, это просто связано с моей работой.

Полина внимательно смотрела на бабушкину подругу. Почему-то эта женщина казалась ей странноватой. Решив и впрямь не забивать себе голову, она обрадованно сказала:

— Значит, дом не снесли?

— Конечно, нет! Скорее всего, перестроили слегка, но не снесли, — покачала головой Ратмира Петровна.

— Подождите… Если его перестраивали, то могли сломать и чердак… А это значит… — поникла вдруг Поля.

— А это значит, что, пока не увидишь всё сама и не поищешь фотоальбом, нечего и расстраиваться! — перебила девочку бабушкина подруга. — Пойдём, я накормлю тебя ужином, а то время позднее.

За ужином Ратмира Петровна снова спросила про альбом:

— А где, говоришь, он закопан?

— Разве я говорила, что он закопан? — удивилась девочка, перестав есть и пристально взглянув на женщину.

Ратмира Петровна улыбнулась:

— Я просто предположила, ведь если хочешь что-то спрятать, то лучше это закопать поглубже, ведь так?

Она подмигнула Полине, давая понять, что вопрос исчерпан, и, встав из-за стола, стала собирать грязную посуду.

Полина лишь в недоумении пожала плечами, готовясь ко сну. Завтра будет ответственный день.

Утром следующего дня Поля стояла напротив огромного забора, за которым раньше был бабушкин дом, и держала в руках коробку с пирожными. Забор был такой высоты, что скрывал весь участок, и Поля всё ещё не могла разглядеть за ним бабушкиного дома.

— Кто? — раздалось в динамике домофона, когда девочка позвонила. Поля дёрнулась от неожиданности.

— Доставка для Якова Михайловича, — отрапортовала она бодро, чувствуя, как от волнения трясутся колени.

Домофон пискнул, открываясь, и девочка торопливо вошла внутрь участка. Цел! Цел был чердак, и дом почти не изменился. К нему просто пристроили ещё один — кирпичный. Большой и массивный. Но бабушкин уютный деревянный домик остался невредим. Поля готова была пуститься в пляс от радости. Она так близко к цели!

Высокий худой мужчина в полосатом халате и шлёпанцах на босу ногу показался на пороге дома.

— От кого доставка? — слегка прихрамывая, он спустился к Поле и протянул руки к коробке.

— От тайной поклонницы, — ляпнула Полина первое, что пришло на ум. Она протянула коробку и улыбнулась. — Просили, чтоб вы попробовали немедленно!

— Ох, ну это только Марго! Ах, выдумщица! — расплылся в улыбке мужчина. — Что ж, благодарю, как вовремя! А у меня, знаете ли, нога… разболелась, зараза! Сил нет! Вы уж сами ступайте к выходу, а я пойду! — мужчина повернулся в сторону дома и вдруг спохватился: — Я вам что-то должен?

— Всё оплачено, — заверила Полина, размышляя, как незаметно укрыться на участке.

— Чудненько, чудненько! Ещё раз спасибо! — и он, не глядя на Полину, поковылял внутрь дома.

Девочка, трясясь внутри от волнения, сделала вид, что направляется к выходу. Сама же юркнула за высокую ель, растущую возле забора. Выждав минут тридцать, чтобы снотворное точно подействовало, и уповая на то, что чудной дядька действительно сразу решил попробовать угощение, Поля осторожно направилась ко входу в старый бабушкин дом. Она заметила камеры, висящие на крыше в новой части здания, и старалась не попасть в их радиус обзора.

Дверь в старый деревянный дом была открыта. Девочка порадовалась рассеянности хозяина и юркнула внутрь. Тут всё было как в детстве. Солнце, проникая внутрь помещения через небольшое окошко, высвечивало полоски пыли. Запах старого дерева и смолы был таким же, как раньше, уютным и по-детски ярким. Поля, боясь дышать от страха, что её застукают, тихонько поднялась по лестнице. «Пятая и седьмая ступеньки скрипят», — вспомнила девочка, перешагивая их.

Дверь на чердак отворилась с протяжным скрипом. Сердце Полины ухнуло куда-то вниз — таким громким ей показался звук. Замерев на мгновение, она прислушалась. В доме было всё так же тихо. Понимая, что её могут застукать в любую минуту, девочка, аккуратно ступая, направилась к стене с небольшим окошком.

На чердаке было пусто. Ни вещей, ни присущих всем чердакам непонятных старинных штуковин. Только огромная серебряная паутина по углам. Поля аккуратно потянула деревяшку под окном, почти у пола, на себя. Та поддалась. В образовавшейся нише в целлофане лежала фотография. Та самая, которую маленькая Полина спрятала тут пять лет назад. Засунув снимок под кофту, Поля на цыпочках вышла из комнаты и спустилась по лестнице вниз. По её ощущениям, прошло не больше пятнадцати минут, а это значит, владелец дома ещё должен спать.

Теперь необходимо было выкопать фотоальбом. Но как пройти по участку незамеченной? Одна из камер смотрела прямо на то место, где располагался колодец. Чуть дальше за ним начинались построенные новым хозяином помещения — какие-то невысокие сооружения.

Поля подошла к входной двери и тихонько приоткрыла её. На улице было пусто. Девочка вышла и, наклонившись, зачерпнула большой комок грязи. Благо недавно шёл дождь, и земля была жидкой и влажной. Подойдя к камере слежения сзади, девочка размахнулась и кинула землю в объектив. Комья сырой земли залепили глаз устройства тёмной влажной жижей.

Понимая, что времени мало, Поля кинулась к колодцу. Словно сумасшедший фокстерьер, она принялась рыть землю маленькой садовой лопаткой, которую предусмотрительно прихватила с собой из дома. Спустя несколько минут руки Поли, по локоть в грязи, уткнулись во что-то твёрдое. Металлическая коробка из под печенья! Именно в неё бабушка убрала альбом. Поля быстро достала коробку и вдруг услышала крик:

— Эй, чего тебе тут нужно? А ну, стой!

— Простите меня! — крикнула Полина в ответ. — Я беру своё!

Не раздумывая больше ни минуты, девочка кинулась бежать. Хозяин дома бросился за ней, но больная нога давала о себе знать: Поля успела выскочить в открытую калитку и бросилась прочь от дома.

Хозяин ещё что-то кричал вслед, но девочка понимала, что спасена! Она смогла! Сделала всё, что нужно. Теперь осталось только раздобыть моноблок, и можно отправиться в прошлое, чтобы помешать маме и папе разрушить свой брак.

* * *

Поля и Ратмира сидели перед экраном цирры.

Полина, испугавшись погони, бежала до дома Ратмиры Петровны, не останавливаясь, совершенно забыв о том, что бабушка строго наказала ей принести альбом домой. Фотография родителей жгла грудь, и девочке не терпелось отправиться в прошлое. Единственное, что девочка сделала, покоряясь какому-то внутреннему предчувствию, это спрятала фотоальбом поглубже в рюкзак, решив, пока ничего не говорить о нём Ратмире Петровне.

Женщина, увидев запыхавшуюся от быстрого бега Полю на пороге квартиры, всплеснула руками. Первым делом она спросила про альбом, и Полина, сделав грустное лицо, отрицательно покачала головой, сказав, что хозяин заметил её, и она не успела достать фотоальбом из тайного места.

Девочка почувствовала укол совести за враньё, но всё же решила сначала сделать то, ради чего всё это затеяла, а потом уже разобраться с альбомом.

Ратмира Петровна согласилась помочь Полине с перемещением, и уже долго подбирала необходимые для перемещения коды. Моноблок — маленькое чёрное устройство с цифровым экраном, мигал разноцветными лампочками, стоя на столе рядом с циррой. Полина с интересом поглядывала на него. Ей до сих пор не верилось, что с помощью этой штуковины возможно отмотать время назад, но бабушкина подруга вводила в цирру какие-то длинные цифры, сверяясь с фотографией, которую дала ей Полина, и выглядела при этом очень серьёзной.

Полина попросила разрешения принять душ, и Ратмира Петровна, не обернувшись, одобрительно махнула рукой. Девочка отправилась в ванную, прихватив с собой рюкзак со спрятанным фотоальбомом. Ей не терпелось рассмотреть его.

Железная коробка была аккуратно вскрыта, и старинный, в кожаном переплёте альбом тяжестью лёг в руки девочки. О, сколько там было фотографий! Кажется, вся история их семьи, собрана в одном толстом, пахнущем временем и воспоминаниями хранилище. Все фото были подписаны ровным бабушкиным почерком. Полина вглядывалась в лица людей на фото, и её сердечко замирало. Вот мама — совсем маленькая, со смешными пышными бантами. А вот свадьба мамы и папы — на этой фотографии чуть сбоку стоит и бабушка с торжественным и радостным лицом. А вот она сама — смешная кудрявая девочка в коротком платье с рюшами.

Когда она разглядывала очередной снимок дедушки в военной форме, в квартире Ратмиры Петровны зазвонил телефон. Поля быстро закрыла альбом и, снова сунув его в коробку, убрала на самое дно рюкзака, решив досмотреть после возвращения из прошлого. Наспех помывшись, девочка переоделась и вышла из ванной.

Ратмира Петровна сказала, что звонила бабушка Поли. Она просила внучку срочно вернуться домой и ничего без неё не предпринимать. Полина задумалась. С одной стороны, бабушка права и нужно возвращаться, чтобы всё обсудить, с другой — Полина уже решила, как постарается уговорить родителей повременить с продажей дома, и откладывать это ещё на несколько дней было выше её сил.

— Я останусь, — твёрдо заявила она Ратмире Петровне, и та удовлетворённо кивнула.

— Правильно! Тем более, что когда ты вернёшься, всё уже будет по-другому! — поддержала её решение женщина.

Ратмира Петровна просидела за циррой ещё с четверть часа. Наконец она подняла голову, потянулась, разминаясь, и, обернувшись к Поле, сказала:

— Готово! Код перемещения есть. Можем начинать!

Полина только этого и ждала. Дрожа от волнения, она подошла к креслу и протянула левую руку. Ратмира Петровна ловко закрепила на запястье девочки круглый провод. Взяв фото родителей Полины, женщина вставила его в моноблок, нажимая какие-то кнопки. Вторую ладонь она положила на специальную магнитную подставку — цифровой считыватель.

— Я выставлю время пребывания в прошлом — час. Думаю, тебе этого хватит.

Полина, завороженно следя за действиями бабушкиной подруги, кивнула, не до конца понимая, что происходит. Женщина ввела код в циррУ. Он состоял из большого количества символов и цифр. Моноблок замигал сначала жёлтым, потом ярко-оранжевым и, наконец, все лампочки стали ярко-синего цвета.

Мир Поли закружился, по телу пробежал слабый разряд тока, и всё потемнело.

Телефонный звонок заставил женщину вздрогнуть. Сняв трубку, она несколько минут молча слушала собеседника, затем тихим, вкрадчивым голосом сказала:

— Она не смогла. Сейчас я отправила её в прошлое. Надо выиграть время. К моменту, когда она вернётся, мы уже заберём и альбом, и девчонку. Теперь я знаю, что он не сгорел. Барсук закопала его в земле на своём участке. — Перерой там всё, альбом мне нужен в ближайшее время! — резко бросил собеседник.

— А что делать с девчонкой, когда вернётся?

— Уничтожь.

Женщина кивнула и положила трубку.

Прошлое, 2028 год

Поля открыла глаза и почти сразу увидела себя маленькую, фотографирующую родителей на старенький «Полароид». Слава богу, что моноблок переместил её не прямо на крыльцо дома, а за большой куст сирени недалеко от калитки, иначе родители, наверное, очень удивились бы, увидев свою собственную дочь, почти на пять лет старше! Подождав, пока мама с папой скроются в доме, она подошла к Поле-младшей. Так девочка себя окрестила.

— Привет! — поздоровалась Полина с самой собой.

— Привет! А ты кто? — ответила девочка.

— Я твоя подружка, но из будущего — объяснила Полина.

— А так разве бывает? — удивилась Поля-младшая.

— Ещё как бывает! Послушай, мне очень нужна твоя помощь. Речь идёт о спасении твоей семьи! Нужно уговорить твоих маму с папой ни в коем случае не продавать дом. Понимаешь? Если они его продадут, всем станет очень плохо. Очень плохо!

— Я тоже не хочу, чтобы они продавали бабушкин дом! И бабушка не хочет. Она сейчас вещи собирает. И плачет… Я точно знаю! — ответила Поля-младшая.

— Бабушка тут? — воскликнула Полина и хлопнула себя по лбу. Точно! Как она могла забыть, что бабушка ездила тогда вместе с ними!

— Хорошо, давай я пойду успокою бабушку, а ты поговоришь с мамой и папой, договорились?

— Да! — кивнула Поля-младшая.

— Справишься?

— Я очень постараюсь! — серьёзно кивнула Поля-младшая и вприпрыжку понеслась к дому.

Полина удивлённо смотрела вслед самой себе. Какой уверенной и умной девочкой она была… Хотя почему была? И есть! Но, конечно, когда смотришь на себя со стороны — это совершенно не то же самое, что ИЗНУТРИ. Полина улыбнулась и направилась к задней двери дома, чтобы незаметно пробраться к бабушке. Той будет гораздо проще объяснить, что не нужно продавать дом, и может быть, если они вместе с Полей-младшей насядут на родителей, те согласятся хоть немного повременить.

Настасья Павловна складывала вещи в большую картонную коробку из-под телевизора и утирала слёзы. Столько воспоминаний связано с этим домом… столько лет жизни. Как же жалко продавать! Женщина взяла в руки старый фамильный фотоальбом. Эта вещь очень много значила для Настасьи Павловны и хранила в себе огромную тайну. Небезопасно доставать его вот так, при свете дня. И ещё более опасно брать с собой в город — туда, где его легко смогут найти.

Вдруг дверь в комнату осторожно распахнулась, и Настасья Павловна вздрогнула от неожиданности, выронив драгоценный альбом на пол.

— Ба… — Полина вошла в комнату бабушки.

— Вы кто? — сощурилась Настасья Павловна. Затем, приглядевшись, удивлённо протянула: — Будто Поля… но старше… Этого не может быть!

— Ба, это я! Только мне двенадцать! Бабуленька, пожалуйста, не спрашивай ни о чём! У меня очень мало времени, у нас в будущем можно возвращаться в прошлое, но это даже не главное! Главное, что надо родителей уговорить не продавать дом. Потому что скоро тут всё изменится.

Полина, сбиваясь и путаясь, торопливо объяснила бабушке всё, что происходит в её будущем. Настасья Павловна внимательно слушала, ни разу не перебив взрослую внучку. И, кажется, почти не удивлялась тому, что слышит.

Когда девочка закончила рассказ, бабушка сказала:

— Я поняла тебя, Полина. Я сделаю всё, что в моих силах. Там, в будущем… вы перемещаетесь по фотографиям?

— Да, именно по живым, настоящим фото. Сегодня в этом времени я спрятала фото родителей в выемке под окном на чердаке. Помнишь, ты сама как-то показала мне это тайное место? А ты спрятала старый фото…. — начала Полина и вдруг бросила взгляд на фотоальбом, так и лежавший на полу у ног Настасьи Павловны, и её осенило. — Бабуля! Фотоальбом! Вот же он! Ты должна его спрятать. Ты сказала мне, что закопаешь его в саду недалеко от колодца. И в будущем я нашла его.

Настасья Павловна кивнула, внимательно глядя на внучку. В её голове роилась куча мыслей. Спрятать альбом здесь. Закопать его в землю. Как это верно! Даже если новый хозяин снесёт дом, землю, тем более рядом с колодцем, он вряд ли тронет.

Вдруг дверь снова распахнулась, и в комнату влетела Полина-младшая.

— Ба! Мы не продаём дом! — закричала девочка и бросилась бабушке на шею.

— Я им сказала, и они поняли!

— Полечка! Детка! Что же ты им такое сказала… — растроганно ответила Настасья Павловна, обнимая внучку.

— Я сказала что ты против! И что я против тоже! И что нельзя лишать тебя твоего дома ни при каких обстоятельствах. И что, если они так сделают, я вырасту и тоже их чего-нибудь лишу. Потому что они подают мне такой пример!

Бабушка и Полина-старшая с улыбкой переглянулись, а Поля-младшая рассмеялась.

— Я поговорю с ними. Думаю, вместе с Полей мы точно убедим повременить, — сказала Настасья Павловна, обращаясь к Полине. Девочка благодарно кивнула. — Но скажи мне, там, в нашем будущем, меня никто не ищет? — бабушка встревоженно посмотрела на Полину-старшую. Девочка отрицательно покачала головой.

— А тебя должен кто-то искать? Ба, ты меня пугаешь!

— Не волнуйся. Я спросила… на всякий случай. А Ратмира Петровна? Как она?

— Она странная, — честно сказала Поля, глядя на Настасью Павловну. — Всё время расспрашивает про альбом. Такое впечатление, что он ей нужен больше, чем тебе!

— Расспрашивает про альбом? Ратмира? — Настасья Павловна удивлённо привстала с кресла. — Но зачем он ей…

Полина хотела что-то ответить, но в этот момент почувствовала, как мир снова начал кружиться и темнеть. Видимо, время перемещения истекало.

— Мне пора! Прошу тебя, переубеди родителей! От этого зависит очень многое! — почти выкрикнула Полина, прежде чем свет померк.

Настоящее, 2032 год

Полина открыла глаза и поняла, что по-прежнему сидит в кресле возле стола Ратмиры Петровны.

— Ну как, всё получилось? — Ратмира Петровна смотрела на неё с интересом.

— Кажется, да! — радостно ответила девочка. Она попыталась встать, но её пошатывало. — Можно я позвоню бабушке успокою? Она, наверное, места себе там не находит.

Ратмира Петровна как-то странно на неё посмотрела, но, подумав, кивнула и протянула свой сотовый.

Полина набрала номер Настасьи Павловны, но абонент был недоступен. Тогда она позвонила на мобильный маме.

— Да? — мамин голос звучал устало.

— Мам, это я. Бабушку позови!

— Полина? Полина, ты что, заболела? — теперь в мамином голосе слышались тревожные нотки.

— Почему? — удивилась девочка.

— Поля, не стоит так шутить. Ты прекрасно знаешь, что бабушка умерла почти пять лет назад.

— Что?… — Полина вдруг почувствовала, что ей нечем дышать.

— Сразу после того, как мы решили не продавать дом, бабушка вышла за продуктами и попала под машину. Ты что, забыла? После этого нам пришлось всё-таки продать дом, чтобы оплатить похороны и свести концы с концами. Что с тобой такое? Ты меня пугаешь! И вообще… Когда ты уже вернёшься? Я не понимаю, сколько можно ездить за лекарствами для отца, если ты знаешь, что они нужны немедленно! Скажи Ратмире Петровне, чтобы срочно отправляла тебя домой!

— Хорошо мама, я поняла, — ответила Полина безжизненным голосом.

Девочка нажала отбой и беспомощно посмотрела на Ратмиру Петровну.

— Что-то изменилось? — спросила Ратмира, холодно глядя ей в глаза.

— Всё… Всё изменилось! — глаза Полины наполнились слезами. — Бабушка умерла! Что же я натворила?

— Как умерла? — ахнула Ратмира Петровна. — Но ведь мы… То есть я не понимаю… — женщина покачала головой, рассуждая будто бы сама с собой. — Ведь у меня ничего не изменилось, странно… Видимо, изменения касаются только тех, с кем взаимодействует в прошлом перемещенец… Как странно.

— Что же теперь делать? — Полина обхватила себя руками за плечи, трясясь в ознобе.

Ратмира молчала, пристально разглядывая Полину.

— И всё-таки, где альбом? — вдруг спросила она. И Полина в первый момент не поняла, о чём её спрашивают, а когда осознала, то безучастно махнула рукой в сторону коридора:

— Там, в рюкзаке, только зачем он теперь…

Полина не успела закончить фразу, как Ратмира Петровна уже метнулась в коридор, вытряхивая содержимое рюкзака прямо на пол. Поля наблюдала за ней, расширив глаза от удивления.

— Здесь его нет! — крикнула женщина, и девочке послышалась в голосе Ратмиры Петровны неприкрытая злоба.

— Но этого не может быть! Я забрала его! Я точно это знаю!

И вдруг Ратмира начала хохотать. Полина отпрянула от неё, не понимая, что происходит. А женщина пыталась выдавить сквозь смех:

— Дура! Какая же я дура! Ты изменила прошлое, и будущее изменилось. Очевидно, что теперь Настасья не спрятала альбом! И ты его не забрала! Поэтому он просто исчез из твоего рюкзака!

— Зачем вам так нужен этот альбом? — Полина подбоченилась и грозно уставилась на Ратмиру Петровну. Та разом осеклась, словно вспомнив о существовании гостьи.

— Полина, альбом с фотографиями вне закона. Я лишь волнуюсь за тебя вот и всё. И вообще, необходимо понять, как вернуть твою бабушку обратно.

— Разве её можно вернуть? — Полина тут же растеряла весь свой грозный вид и жалобно посмотрела на Ратмиру Петровну.

— Тому, кто может попасть в прошлое, подвластно всё! — как-то слишком пафосно и гордо сказала женщина. — Тебе надо вновь отправиться в прошлое — туда, где Настасья ещё жива, и снова поговорить с бабушкой, убедить её спрятать альбом на то же место и ничего не менять! — сказала женщина.

— Вернуться в прошлое… но как? — Полина лихорадочно соображала. — Поняла! Нужна фотография, по которой я перемещалась! — девочка метнулась в комнату к моноблоку, куда Ратмира Петровна вставляла фото и обнаружила, что фотоприёмник пуст. — Но где же она?

— Там, где и была. Фото после перемещения возвращается на предыдущее место, где оно хранилось.

— Значит, мне снова надо проникнуть в бабушкин дом? — сообразила Полина. — И вы опять отправите меня в прошлое?

— Не так быстро. Сначала тебе нужно съездить домой и хорошенько расспросить маму. Возможно, бабушка спрятала альбом в квартире? И твоему отцу всё ещё нужны лекарства, — сказала Ратмира Петровна. — Съезди и поговори с мамой, а потом возвращайся ко мне, и мы снова попробуем отыскать ту фотографию.

— Я совсем забыла! — Полина хлопнула себя по лбу. Что же с папой? — её сердце тревожно сжалось от дурного предчувствия. Полина схватилась за голову от обрушившегося осознания. — Как сложно играть со временем… играть по его правилам…

— Я буду тебя ждать, — ласково сказала Ратмира Петровна, подталкивая девочку к выходу. В этот момент Полина была благодарна ей за помощь, совершенно забыв о том интересе, который бабушкина подруга проявляла к альбому.

Полине было очень страшно, но она точно знала, что сделает всё, чтобы спасти близкого человека. Даже если игра со временем будет трудной и опасной. Она обязательно справится!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цифры вчерашнего дня предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я