Профсоюзная идеология 2.0

Александр Шершуков, 2023

«Профсоюзная идеология 2.0» это существенно переработанное и дополненное издание по сравнению с первой книгой «Профсоюзная идеология», которая появилась в 2012 году. Новые явления общественно-политической жизни, экономические реалии, технологические изменения, удачный и неудачный опыт профсоюзной работы – осмыслены автором применительно к базовым понятиям профсоюзной идеологии. Мир меняется, и профсоюзы должны понимать эти изменения, также меняясь.

Оглавление

Как дурят работника

Наиболее примитивной, почти первобытной формой обмана является попытка не расплатиться, не отдать оговоренную зарплату в срок. Как представляет работодатель ситуацию невыплаты денег за фактический труд? Он пытается изобразить дело так: раз не было денег, то вроде бы и не было труда. Притом что труд — деятельность работника по инициативе работодателя — был. Здесь мы имеем дело с попыткой работодателя (собственника) банально обмануть работника. Собственник рассчитывает воспользоваться либо юридическим невежеством работника, либо его неготовностью защитить свои права.

Есть и еще один нюанс. В общественном сознании регулярно формируются стереотипы, цель которых — приучить работника к возможности нарушения его прав ссылками на привычность этих нарушений. Например, огромная задолженность по зарплатам в России «приучала» работников к долгам по не выплаченной в срок зарплате. Эта привычка формировалась намеренно. Она делала для других работодателей возможным применение аргумента «зато у нас зарплату платят вовремя». Аргумента странного и противоестественного для капиталистического общества, которое рекламирует себя как «общество эквивалентного обмена». Торговая компания обычно не расхваливает себя — «вы заплатили нам деньги, а мы предоставим вам товар». Для нее это предполагается изначально. Но в отношениях «работодатель — работник» стало возможным говорить: «Вы трудитесь, а мы платим вам вовремя!» Таким образом, выплата зарплаты — неотделимая часть трудовой деятельности человека — становится как бы актом доброй воли работодателя.

Другой пример — уровень зарплат в успешно работающих компаниях работодатель пытается снизить, вводя понятия «средняя по отрасли» или «средняя по региону». Как будто уровень дохода работников должен зависеть не от экономической эффективности предприятия, а от экономической «температуры по больнице». При этом директор, который бы попытался оправдать низкие показатели прибыли аналогичной «температурой», быстро лишился бы своей должности.

Другой формой обмана может быть попытка работодателя выдать фактический труд работника (оплачиваемую деятельность) за «труд по велению сердца» (неоплачиваемый). Собственник как бы «приглашает» работника потрудиться бесплатно, аргументируя это совместной заботой о предприятии, тем, что «мы плывем в одной лодке» и т. п. По сути — это попытка использовать бесплатный труд. Сегодняшнее предприятие не принадлежит работнику (даже в исключительном случае, когда он является мелким акционером). Оно не является его собственностью. Работник не влияет напрямую на процесс распределения прибыли (разве только косвенно — через борьбу за рост зарплаты). Предприятие интересует собственника как место извлечения прибыли. А работника — как место извлечения достойной, с его точки зрения, заработной платы. Причем извлечения не будущей зарплаты, не зарплаты «когда-нибудь, когда позволит экономическая обстановка».

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я