Играющее Средневековье

Александр Шепс, 2021

Анна Пронина, журналист, писатель и коллекционер игральных карт, провела настоящее расследование, чтобы узнать как можно больше об истории игр Средневековья. Во что играли в стенах древних замков? Как развлекались простые горожане? Как азарт и игры меняли истории государств? Игральным картам уделено особое внимание, так как до наших дней о них сохранилось не так много сведений. Автор разбирается, кто и когда их придумал, почему их называют «дьявольскими картинками», о чем говорит карточная символика. Из книги вы узнаете: почему в раннехристианских храмах в сюжетах росписей присутствуют карточные масти; как картинки с игральных карт попадали в священные книги и обратно; как в Средневековье проводили свой досуг дети; что больше всего забавляло в Средневековье взрослых; в какие игры Средневековья можно и сыграть и сегодня; а также: приметы, гадания, суеверия – от лучших экстрасенсов страны. Интервью с медиумом Александром Шепсом, ясновидящей Николь Кузнецовой, тарологом Антоном Мамоном, ясновидящей Фатимой Хадуевой; гранд-мастером Таро Эльзой Хапатнюковской, художником Алексеем Орлеанским, цыганкой Азой Петренко, коллекционером Эдуардом Швейгертом и другими. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Элита экстрасенсов

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Играющее Средневековье предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Настольные игры Средневековья

Кроме того, разве не станете вы играть

Ни в сирон, ни в прятки,

Ни в «я вас полюблю»,

Ни в цепочку, ни в чурки,

Ни в три карты, ни в перье, ни в молодых ланей,

Чтобы бросать траву на грудь и на спину;

Ни в бессвязные речи, чтобы нести чепуху;

Ни в «кого пасут», ни в «кто щиплет траву?»…

Это стихи ХIII века, принадлежащие Бодуэну и Жеану де Конде, которые отлично иллюстрируют, что в стародавние времена было немало игр, которые увлекали представителей высшего сословия. «Средневековый мир полон игры, резвой, необузданной народной игры…» — писал нидерландский историк и культуролог Йóхан Хёйзинга.

Играми такого рода баловались практически ежедневно. В истории, которая известна под названием «Лэ об Иньоресе», рассказывается о девушках, которые придумали игру в «исповедника». Одна из них называлась Исповедником, а другие должны были назвать ей имена своих любовников (выяснилось, что это был один и тот же человек для всех дам). Также известна игра в «святого Куаня» (saint Coisne), условия которой почти идентичны «Исповеднику». Только перед Куанем игроки вставали на колени и приносили дары. Если же «Куань» мог каким-либо образом рассмешить дарителя, тот обязан был выполнить какое-нибудь задание. Другая похожая игра назвалась «Король, который не правит». По условиям этого развлечения «король» и «королева» задавали «подданным» вопросы, а те — им. Отвечать требовалось максимально честно.

Претерпев множество изменений, подобные игры дошли и до нашего века.

Множество сведений дошло до нас и о настольных играх Средневековья. Начнем с костей. Они были неотъемлемой частью множества средневековых игр.

Игра в кости упоминается в Библии, «Илиаде», «Одиссее», «Махабхарате», сборнике ведийских гимнов «Ригведа». Невероятно, первые прообразы игральных костей датируются XX веком до нашей эры. Они были найдены в Египте, в Фивах. Более того, археологи уверены, что в кости играли в языческой Руси.

Древние греки полагали, что кости — изобретение лидийцев: мол, они занимали игрой свой ум, пока сами голодали. Софокл в трагедии «Паламед» пишет, что греков учил играть в кости герой Троянской войны Паламед.

Как можно догадаться — кости были весьма популярны по всему миру, но точное место, где была изобретена эта игра, исследователи до сих пор вам не назовут.

Название «кости» связано с тем, что игральные кубики раньше вырезали из суставов копытных животных. Позже — из дерева или фруктовых косточек. Некоторые исследователи также полагают, что еще раньше на костях гадали. Но и позже результат игры считался волеизъявлением богов.

Считается, что кости получили распространение благодаря римским патрициям. Но особенно популярной игра стала именно в Средневековье.

Если вы вдруг еще не знаете, кости — это кубики.

Во время игры используют от одного до шести кубиков, в зависимости от правил. В классическом виде на костях нанесены точки-очки. Обычно противоположные грани костей должны в сумме составлять 7 (6 против 1, 5 против 2, 4 против 3). В самом простом варианте игры в кости нужно бросать кубики и подсчитывать выпавшие очки, у кого больше — тот и победил.

В более сложных вариантах игры очки служат для определения следующего хода игрока. Кости используются и для самостоятельных игр и совмещаются с карточными играми.

Интересные факты об игре в кости:

Римский император Калигула очень любил играть в кости.

Конечно, всегда были и шулеры. Самые старые «шулерские» кости обнаружены в Южной Америке.

По-арабски кости называются «зар», поэтому — «азарт».

В Средние века были созданы специальные кости для духовенства — вместо очков на них наносились изображения добродетелей.

Самая дорогая в мире пара костей принадлежит ювелиру Джеффри Паркеру. Они выполнены из белого золота и инкрустированы бриллиантами.

Одной из самых популярных игр Средневековья считается «Домик Счастья».

В немецком варианте Gluckhaus, она же Sieben, Lucky Pig, House of Fortune и Pinke… Игра веселая и несложная, она, безусловно, заслуживает внимания.

Для игры нужно несколько игроков — 4–5 человек считается оптимальным количеством. Сама игра состоит из двух шестигранных костей и игрового поля с 11 делениями (от 2 до 12). Пригодятся также деньги в виде монет. Ну, а кто выиграет — зависит от слепого случая.

Игроки в начале партии ставят равные суммы, сложив их рядом с собой. Затем по очереди кидают 2 кубика, суммируют результат и смотрят, какое из пронумерованных полей им выпало.

Если это поле 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11 и оно пусто, то игрок кладет на него монетку. Если там уже лежит монетка, то он забирает ее себе.

Если это поле 4, то по одним правилам ничего не происходит и ход передается дальше. По другим правилам игрок отдает монетку хозяину игры.

Если это поле 7 (свадьба), то гость оставляет монетку, так как на свадьбу принято дарить подарки. А вот брать нельзя. Со временем на поле 7 скапливается большая кучка монет.

Если это поле 2 (удачливая свинья), то игрок забирает все монетки со всех полей, кроме «свадебной» семерки.

Если это поле 12 (король), то игрок забирает вообще все монетки с игрового поля, потому что никто не может противиться королю.

Играют в «Домик счастья», пока все деньги не уйдут к одному игроку или пока все не сделают определенное количество ходов — как договоритесь. Ну и конечно, игра может закончиться, когда один из игроков не выдержит и перевернет стол от злости на неудачу.

Едва вы начнете искать информацию о средневековых играх, вы обязательно наткнетесь на «Домик счастья». Но я расскажу вам то, о чем очень редко пишут в интернете. Практически сенсацию — «Домик счастья» это НЕ средневековая игра!

Мне повезло познакомиться с человеком, который посвятил немало времени изучению игр Средневековья. В интервью он поделился со мной некоторыми своими знаниями.

Из интервью с Петром Ершовым, руководителем проекта «Старинная игротека»

Петр Ершов. Я заинтересовался этой игрой примерно в 2020 году и выяснил — она не средневековая, она была придумана во второй половине XX века.

Однажды я решил проверить источники информации, в которых упоминается эта игра, и для начала оказалось, что все так называемые эксперты просто ссылаются друг на друга: статья из Яндекс. Дзена на статью в Фейсбуке, статья в одном блоге на статью в другом блоге и так по кругу.

Но в итоге выяснилось, что был такой человек, Эрвин Глонегер, он был автором целого ряда классических игр, например «Мемори», и сотрудничал с компанией Ravensburger. Это очень крупное издательство игр. И вот для этого издательства Эрвин подготовил средневековую серию игр. Он взял за основу дизайна те игровые поля, которые видел в музее, и сделал свои. В итоге в одной коробке продавалось чуть ли не 30 игр Глонегера, стилизованных под игры Средневековья. Среди них был и «Домик счастья».

В основе дизайна игрового поля «Домика» — баварская доска для ставок XVI века (для игры «Пох»). А в основе самой игры — «Игра в семерку», известная в Европе с конца XVII века. Это игра на деньги и выпивку, в которую обычно играли в пабах. Вообще у «Семерки» много имен, она встречается во Франции, в Германии, в Голландии и так далее. Нужно кидать кубики, ставить монетки, у кого деньги закончились — тот выбывает из игры.

И я хочу еще раз подчеркнуть: он не пытался выдать свои игры за средневековые, он лишь стилизовал их. И, как видите, получилось очень удачно, люди поверили этой стилизации.

А.П. Петр, какие еще игры считаются средневековыми, но таковыми не являются?

Петр Ершов. У меня много вопросов к игре в круглые нарды, они же «Четыре сезона». Эта игра описана в книге Альфонсо X Мудрого. Но есть нюанс: когда мы работаем с информацией, то ищем подтверждения в разных независимых источниках.

Вот, например, есть игра «Мельница», логическая игра, родственник «крестиков-ноликов». В плане аутентичности к «Мельнице» вопросов нет никаких: эту игру находили от Древнего Рима до Новгорода. Она вырезалась на дереве, в камне, делали красивые инкрустированные доски, есть описания этой игры в различных источниках и средневековых манускриптах разных лет, есть этнографический материал. А вот нарды «Четыре сезона» больше нигде, кроме как у Альфонсо в «Книге игр», не упоминаются.

Я воспринимаю эту игру как средневекового единорога. Люди в Средневековье были уверены, что единорог есть, и даже описывали его довольно подробно, но, кроме как в книгах, его никто нигде не видел.

Возможно, «Четыре сезона» это вот такой своеобразный единорог. А может быть, эксперимент Альфонсо на тему развития игровой теории. Там упоминаются также семигранные кубики-кости. Их я тоже больше нигде не нашел, кроме как в труде Альфонсо Х.

А.П.А какие кости использовались на самом деле в Средневековье?

Петр Ершов. Чаще всего находят два типа костей: они шестигранные, но с разными типами разметки. Или, например, двенадцатигранные кубики, которые сейчас используются для настольных ролевых игр типа Dungeons & Dragons, точно такие же, только с другой разметкой, можно было найти в Египте времен династии Птолемеев. Были и так называемые «Монашеские кости» (там все дело в знаках, которые на них изображались). А вот семигранные кости есть только в изобразительных источниках, находок таких в археологии пока не встречал.

А.П.Расскажите о настоящих средневековых настольных играх.

Петр Ершов. Есть такая игра «Лиса и гуси». В книге у Альфонсо она описана и у него называется «Волк и овцы». В эту игру играли на поле для алькерка. Это отдаленный предок шашек. Вот как раз «Лиса и гуси» — это настоящая средневековая игра, в этом я уверен.

Но что нужно знать: зачастую средневековые игры выглядели совсем не так, как мы привыкли. Мы думаем, что настольная игра — это некое игровое поле, довольно симпатично оформленное, с игровым инвентарем. И вот мы садимся и играем по неким правилам. Для Средневековья это редкость.

При этом, конечно, сохранились наборы XV века, например венецианские, сделанные фантастически красиво, в технике чертозино с инкрустацией, это произведение искусства. Но это исключение из правил. Большая часть средневековых игр это что-то нарисованное, в лучшем случае на камне (поэтому и дошло до наших дней). А еще чаще рисовали игровое поле просто на земле, а фишки могли носить с собой. Даже в шахматах не всегда использовалась привычная нам разметка на черно-белые клетки. Это могло быть просто поле с линиями, и рисовали его где придется. А шахматы, то есть фигуры, могли носить с собой как дорогой сувенир.

Безусловно, были красивые доски с фигурами, которые стояли у какого-нибудь короля, обозначая свою дороговизну и статус хозяина. Но были и попроще.

Буквально недавно пишут мне знакомые ребята, которые занимаются археологическими раскопками под Орлом: нашли какие-то кругляши, сделанные явно из осколков кувшина. Зачем? А у меня в голове всплывают артефакты Древнего Рима или находки во Пскове: это игральные фишки круглые. Там брали разбитый горшок, обтачивали обломки до круглого состояния и играли ими. Это было нормально. Могли отдельно сделать, конечно, если человек достаточно богатый. Например, была найдена табула из Солсбери. Это интересный артефакт, найденный буквально в помойной куче на месте Глостерского замка. Там фантастическая резьба по кости. Каждая фишка — отдельный библейский сюжет. Но игру нашли на помойке. Почему? Видимо, не фартило. Это значит — игра виновата, какая-то нехорошая, выкину-ка я ее.

«Лиса и гуси»

Исследователи полагают, что изобрели эту игру в Скандинавии. В исландской саге «Греттис» есть упоминание игры под названием Hala-taft в 1300 году. Но в Европу она попала раньше, во время набегов викингов.

По правилам, в эту игру играют двое. У первого — одна фишка «лиса», у другого 13 фишек «гусей». «Лиса» старается съесть всех «гусей», а «гуси» стараются зажать лису в угол и лишить ее возможности ходить.

И лиса, и гуси ходят только по линиям, соединяющим ближайшие точки. За один ход можно передвинуть одну фишку, на одну точку. «Ест» лиса — перепрыгивая через гуся, как в шашках. А гуси пытаются построить ряды, в которых нет окошек, дающих возможность лисе перепрыгнуть через одного из них.

«Мельница»

Даже в современной Европе на уличных лавочках и столиках можно найти странные рисунки: три больших квадрата, вписанных один в другой. Но разгадка проста, это поле для игры в «Мельницу», одну из древнейших настольных игр в истории, которую очень любили в Средневековье.

Ее также называют «Танец девятерых мужчин», «Сморчки» или «Простаки», «Ряд».

Известно, что в «Мельницу» играли римские солдаты и викинги в X веке, китайцы 500 лет до нашей эры, египтяне 1000 лет до нашей эры, на Цейлоне, в Афинах, в Исландии.

В Средние века игра широко распространилась по Европе. Поля для нее есть даже на скамьях в соборах Норвича, Глостера, Солсбери и Вестминстерского аббатства (все это Англия). Изображения людей, играющих в «Девять пляшущих мужчин», встречаются и в «Книге игр» короля Альфонсо X (1240), и во фламандском манускрипте «Роман об Александре» (1338).

Считается, что «Мельница» в Средневековье — третья по популярности игра после шахмат и нард у аристократии и третья после нард и «Лисы и гусей» у простонародья.

Предтечи «Мельницы» описаны у поэта Овидия в «Науке любви». Это простейший трехшашечный вариант, который в Риме назывался rota («колесо»). Поле для «Колеса» — круг, разделенный на 4 или 8 частей, у каждого игрока всего три фишки. Выигрывает тот, кот первым смог выстроить три фишки в ряд. Как в крестиках-ноликах.

И хотя математически доказано, что при безошибочной игре результат всегда будет ничейным, ни древних римлян, ни их более поздних преемников это никогда не останавливало. На мостовых Вечного города выбиты игровые «колеса». Им по три тысячи лет, и до сих пор на них можно играть.

Интересно, что скандинавы считали доску для «Мельницы» счастливым талисманом на пути в загробный мир. Одну такую, например, обнаружили в погребальной каюте ярла (племенного вождя) Гокстадского корабля в Норвегии (IX в. н. э.).

Впрочем, не только викинги считали «Мельницу» оберегом. Солярный знак, который очень похож на поле для игры, — древнейший символ солнца, встречающийся по всему миру.

Что же это за игра?

Для нее нужна особым образом размеченная доска: три квадрата нарисованы один внутри другого. На каждом углу стоит точка. Кроме того, от меньшего квадрата к большему по центру каждой стороны идут перпендикулярные линии. В местах пересечения — тоже точки.

Сегодня можно купить доску с разметкой в магазине. Раньше они вырезались на дереве, в камне, иногда из дерна и торфа.

В начале у каждого игрока есть девять «мужчин» (фишек, камешков или иных подходящих предметов), отличающихся от фишек противника цветом.

В процессе игры, маневрируя на доске своими фишками, игрок старается захватить все (кроме двух) фишки противника или же поставить его в такое положение, что ему некуда ходить.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Элита экстрасенсов

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Играющее Средневековье предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я