20 лет стохастического концептуализма, казуального авангардизма, или Как я стал грязным лживым ублюдком

Александр Стоцкий, 2021

Художественное автобиографическое произведение о двадцати годах, проведенных в андеграунде музыкального авангарда. Это удивительное время, полное захватывающих приключений.Это великолепная автобиографическая книга Александра Стоцкого, в которой он делится своими мыслями, наблюдениями и опытом в жизни искусства. Автор рассказывает о важности самоидентификации в качестве художника, о том, как объединение стилистических идеологий приводит к творческому достижению. Кроме того, он описывает свои творческие подходы и идеи, показывая, как они повлияли на его жизнь. Эта книга также является своего рода интровертным путешествием Александра Стоцкого – путешествием, которое выступает в качестве вдохновения для всех, кто привержен гениальности и искусству в любых ее проявлениях. Книга вызовет интерес и восторг как у тех, кто знаком с искусством, так и у новичков, которые только начинают свой путь в этой сфере.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 20 лет стохастического концептуализма, казуального авангардизма, или Как я стал грязным лживым ублюдком предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Арт-хаос

К пятнадцатой годовщине моего лишенного всякого смысла рождения мне подарили цифровой фотоаппарат с функцией видеосъемки. С этого дня берет свое начало моя режиссерская и актерская карьера в дилетантском кино. Мои работы конечно можно назвать условным артхаусом5, но это будет ошибочно. Кустарщина, производимая мною, вряд ли вписывается в данные рамки. “Арт-хаос” — наиболее точное определение моей примитивной деятельности в киноиндустрии. Если Вы знакомы с кинематографической деятельностью Энди Уорхола6, то знайте, что он в 60-х годах прошлого столетия нагло плагиатил мои фильмы. Первой моей работой принято считать бессюжетный фильм о моей белобрысой кошке. В течение часа я ходил за ней и снимал уникальные кадры поведения домашней кошки в быту. Воспользовавшись функцией создания автоматического фильма в стандартном приложении Movie Maker, я совершил машинный монтаж и на выходе получил динамичный пятиминутный ролик. Следующим стал короткометражный фильм “Быдломэн”, повествующий о народном супергерое пост-совкового времени. Привет, Marvel, что называется! К съемке предложил присоединиться Митричу, Алексею и Хомяку. Идея им в целом понравилась, и мы приступили к созданию эпохального шедевра. Естественно, предварительно писать сценарий мы и не думали. Все эпизоды придумывались непосредственно перед началом съемки. Во главе угла, безусловно, стоял непревзойденный экспромт. Для себя любимого я уготовил главную роль — носился в фуражке, а позади меня развивался черный плащ. Остальные же играли, как не сложно догадаться, злодеев — противников Быдломэна. За три съемочных дня мы отсняли весь материал. Это было странное кинцо, конечно. Следующей работой стал “Самый хуевый фильм”, который в течение года получал продолжение вплоть до девятой серии (также известной, как серия Z). Фильм длился около десяти минут и на протяжении этого времени в кадре я пью опьяняющую жидкость, закусывая пельменями, смотрю старый цветной телевизор Горизонт 51ТЦ412 и комментирую происходящее на экране телеприемника. Во всех своих фильмах я виртуозно играл исключительно ублюдка, потому как им являлся в полном смысле этого слова. Впрочем, таковым и остался. В связи с тем, что к концу 2008-го года мой кинематографический энтузиазм сошел на нет, идеи иссякли, а художественный потенциал упал до нуля, я отложил камеру и по сей день она грустно прозябает на пыльной полки безвозвратно ушедшей эпохи. Я в полной мере зафиксировал то время, чем остался доволен и начал возвращаться к музыке.

По окончанию восьмого класса я словно Буратино очень быстро продал учебники. В канун этого мы с Дмитрием Дмитриевичем по-молодецки помогли соседу “хорошему мужику, но лысому дяде Толи” и он дал нам соточку, что называется, на мороженку. Итак, долгожданный день настал! Сразу после выставления итоговых оценок я схватил своего одноклассника Мельника — редкостного мудака, тем не менее, он был мне нужен для выполнения главной задачи дня — покупки заветного полуторалитрового батла одурманивавшей жижи красного цвета по типу “коктейль”. Я в силу своего небольшого роста имел крайне мало шансов убедить продавца отоварить меня. Мельник же повыше меня, парень в достаточной степени прыткий и к тому же знает, где точно продадут. Осуществив покупку я созвонился с Митричем, и мы оголтелым мобом ломанулись ко мне на чердак. Посидели, помочили коры, обсудили насущные вопросы… провели время с пользой, в общем. Вскоре Дмитрия вызвали в срочном порядке домой, а мы, допив, отправились хулиганить. Покачиваясь, мы побрели вдоль улицы, громко и звонко крича преимущественно матерные песни. Наведя шороху и распугав встречную публику, тихо и мирно разошлись по домам. Все!

Однажды великолепным февральским вечером 2010-го года ко мне зашел Митрич с вопросом, неподдельно удивившим меня: “Саня, у тебя же есть гитара? Я тут решил научиться играть и все такое”. Гитара у меня, конечно, имелась, но в крайне плачевном состоянии. Намерение мне понравилось, и я заразился его энтузиазмом. Решили купить гитарку и по очереди учиться: пару дней я мучаю инструмент, пару Митрич. В скором времени мы приобрели б/у весло за 700 руб. Митрич очень быстро потерял интерес. Это было очевидно по слою пыли на балалайке, когда он передал ее мне в очередной раз. Я же подошел к вопросу обучения предельно серьезно и усиленно занимался по 10 минут каждый день, когда инструмент находился у меня. Не знаю истинную мотивацию Дмитрия Дмитриевича. Меня даже удивило то, что он загорелся желанием учиться музыке. Ранее я не замечал за ним интерес к музицированию. Вероятно, он хотел освоить гитару с целью клеить девиц: “Посмотрите, я музыкант. Я играю на гитаре”. А девицы увлажняются, слушая дворовые аккорды. А может быть, он хотел просто для себя лабать AC/DC, например. Тем не менее, его стремление закончилось. Музыкантов Дмитрий Дмитриевич не стал, равно как и Алексей, который приобщился к нашей идеи научиться трем аккордам и вскоре также бросил это занятие. Я же продолжал усердно обучаться и к апрелю написал легендарную, свою самую попсовую песню “Штакет забей!” под Am, C, D7.

Иногда мы собирались возле моей лачуги, как полагается на лавочке, и делились своими достижениями. Митрич в этих посиделках участвовал крайне редко. На одной из таких встреч и состоялся мой дебют. Все присутствующие обрадовались, захлопали в ладошки, затопали ножки — всем было в кайф, все дико подпевали. Меня это вдохновило и настроило двигаться к новым креативным свершениям. К осени я отдалился от тусовки и в последующее время не часто виделся с товарищами. Соорудил новый вариант электрогитары, но в отличие от образца 2007-го года со звукоснимателем типа “сингл”. Собственно, в качестве деки использовал боковую стенку из ДСП от старого телевизора и гриф от прошлой модели гитары. Намотал катушку из медного проводника трансформатора, подложил под бобину постоянный магнит и новый инструмент готов. Воткнул в линейный вход катушечного магнитофона-приставки Нота-203-1, включил режим записи, потенциометр уровня записи на максимум — эффект drive8, что называется. В качестве оконечного усилителя — вертушка Вега 002. Звук был, как несложно догадаться, катастрофически ужасным. Все свистело, гудело и потрескивая, пищало: мерзкий feedback9 вкупе с фоном 50 Гц. Про экранирование я естественно нисколько не думал. Меня это по большому счету громадное количество шума совсем не смущало. Главное, что получилось достичь искаженного звучания. На этом инструменте вполне можно было играть noise10, например. Привет Лу Риду11 с его альбомом “Metal Machine Music” и Нью-Йоркскому No Wave12 начала 80-х: Swag, Sonic Youth, Teenage Jesus and the Jerks… Благодаря созданию этой пресловутой электрогитары произошел мой первый опыт с нойзом. Был записан небольшой альбом с использованием динамической головки ПДК-1 в качестве микрофона, изъятой из телефонной трубки.

До воплощения этой модели я неоднократно экспериментировал с электрогитарой еще годом ранее. В один прекрасный момент мне стало известно, вероятно где-то вычитал, что следует обзавестись звукоснимателем. На его роль подошла катушка электромагнита от магнитофона Нота-225. Она достаточно мала и охватывала лишь две струны. Какого было мое разочарование, когда я подключил инструмент. На выходе усилителя был чистый звук колебания струны. Тогда я наивно думал, что электрогитара по определению выдает тот самый рычащий искаженный звук, какой активно используют ансамбли тяжелого рока. На некоторое время я впал в когнитивный диссонанс. Мне не приходило в голову — нужно искажать звук для достижения нужного эффекта. Позже случайно я выяснил это опытным путем, когда решил вмонтировать в электрогитару усилитель, чтобы исключить необходимость подключения к внешнему УМЗЧ13. В деки имелось отверстие под электродинамическую головку громкоговорителя (напомню, что в качестве деки использовалась боковая стенка старого телевизора). Я установил динамик 4ГД-4, применил УНЧ14 от портативного кассетного проигрывателя. Вместо универсальной головки впаял катушку звукоснимателя и включил. Выходного ЭДС катушки, конечно же, не хватало и звук был еле слышен. Тогда я подключил внешний усилитель к выходу для головных телефонов и… я получил то, что мне было так необходимо: эффект drive. Я пел и плясал, упиваясь собственным успехом.

Летом мы с Алексеем дико врубались в девятый студийный альбом рок-группы Сектор газа “Кащей Бессмертный”. Концептуальный альбом, определенны, как панк-опера, по мотиву сказки об Иване-Царевиче и Василисе Прекрасной в довольно вольной интерпретации. Идея произведения меня впечатлила, и я задался целью написать нечто подобное. В сентябре я расширил свой кругозор схожими по содержанию работами ансамбля Красная плесень и тогда окончательно созрел для создания своей рок-оперы. В течение недели я упорно сочинял свое художественное творение, которое получило название “Обсаженное царство”. Сюжет строился на абсолютно оригинальной истории, придуманной моим гипервоспаленным мозгом. Среди знакомых моя поэма пользовалась популярностью, что подталкивало оформить ее в качестве полноценного музыкального альбома. Но тогда до этого дело не дошло.

На протяжении декабря я эпизодически брал полтора литра Блейзера и записывал свои до тошноты гнусные композиции в акустике. Разумеется, играл я очень плохо, тем более после принятия внутрь себя отравляющей жижи. Сессии проходили, как правило, в ночное время суток. Однажды проснувшись рано утром, я обнаружил, что лежу на полу, а запись продолжает идти. Потребление спиртного мне нравилось больше, чем бесперспективное музицирование. Вообще любил я тогда накатить и на предельной громкости врубаться в британский и американский панк-рок семидесятых: Clash, Sex Pistols, Ramones и иже с ними.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 20 лет стохастического концептуализма, казуального авангардизма, или Как я стал грязным лживым ублюдком предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

5

Кинопрокатная ниша, в которую попадают фильмы, не рассчитанные на широкую аудиторию.

6

Американский художник, продюсер, дизайнер, писатель, издатель журналов и кинорежиссёр, заметная персона в истории поп-арт-движения и современного искусства в целом.

7

Буквенное обозначение аккордов: ля-минор, до-мажор и ре-мажор, соответственно.

8

То же самое, что и distortion.

9

Обратная связь (англ.) — процесс, приводящий к тому, что результат функционирования какой-либо системы влияет на параметры, от которых зависит функционирование этой системы. Другими словами, на вход системы подаётся сигнал, пропорциональный её выходному сигналу.

10

Шум (англ.) — жанр электронной музыки.

11

Американский музыкант, певец и автор песен, признанный одним из наиболее влиятельных музыкантов прото-панка и глэм-рока. Один из основателей и лидер рок-группы The Velvet Underground.

12

Не волна (англ.) — оригинальное направление в музыке, кинематографе и перформанс-арте, развившееся в Нью-Йорке в конце 70-х годов и ставшее своеобразным"ответом"свободных художников и музыкантов на коммерческий нью-вейв.

13

Усилитель мощности звуковой частоты.

14

Усилитель низкой частоты.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я