Мифы и религии древнейших цивилизаций. Мифы – религии – цивилизации

Александр Снегоцкий

Книга «мифы и религии древнейших цивилизаций» охватывает период с 13 000 по 0 г.г до н.э., первая книга серии «Мифы – религии – цивилизации». Кратко излагаются история и развитие ранних цивилизаций на территории малой Азии, колыбели европейской и мировой цивилизации. Изложен сценарий возможного зарождения религиозных культов и ранних религий. Книга может использоваться как учебное или справочное пособие, поможет скорректировать отношение к вере, церкви и человеческим ценностям.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мифы и религии древнейших цивилизаций. Мифы – религии – цивилизации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Иллюстратор Владимир Александрович Снегоцкий

© Александр Снегоцкий, 2023

© Владимир Александрович Снегоцкий, иллюстрации, 2023

ISBN 978-5-0050-6484-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Посвящается моим внукам

Анне, Ярославу, Андрею

Примечательно высказывание французского ученого Г. Лебона: «Судьбой народа руководят в гораздо большей степени умершие поколения, чем живущие. Ими одними заложено основание расы. Столетие за столетием они творили идеи и чувства и, следовательно, все побудительные причины нашего поведения. Умершие поколения передают нам не только свою физическую организацию; они внушают нам также свои мысли. Покойники суть единственные неоспоримые господа живых. Мы несем тяжесть их ошибок, мы получаем награду за их добродетели».

В сознании современного человека древность представляется эпохой суеверия, временем господства нелепых и незначительных убеждений и предрассудков. Для нас характерно абстрактное, виртуально-компьютерное, мышление, для человека архаической культуры характерна предметная логика, связанная с конкретными окружающими объектами. Древний человек жил в мире абсолютных истин; у него были точные и окончательные ответы на все и кардинальные вопросы: как произошла вселенная, его страна, народ, что случится с ним после смерти и т. д. В общественном сознании, как правило, царило единомыслие, и возникало гораздо меньше поводов для сомнений и альтернативных идей. У человека архаического общества контактов между людьми было значительно меньше, но они отличались длительностью и глубиной.

Блаженный Августин считал, что слово «религия» произошло от латинского глагола reeligere, то есть связывать, воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом. В китайском языке для обозначения того, что в европейской культуре обозначается словом «религия», используется слово сhiao — «учение», японском — сюке — «учение». В толковых словарях находим: Религия — является общественным институтом, занимающим важное место в структуре общества; выступает как форма общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения; существует в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе. Русский религиозный философ П. Флоренский писал, что религия — это система действий и переживаний, обеспечивающих душе спасение. Душу окружает хаос общественных отношений и собственных бессознательных импульсов. Религия помогает выстроить из этого хаоса целостный закономерный мир и тем самым спасает душу от хаоса. Марксистская философия определяет религию как веру в сверхъестественное. Религия во времена Маркса была единственной разрешенной в обществе идеологией, выражающей интересы господствующих классов; с ее помощью богатые эксплуатировали бедных. Однако таким опиумом становится любая безальтернативная идеология, выражающая идеи и интересы тех, кто стоит у власти, даже атеистическая. Ученые пытались установить время, когда «зародыши» политических образований становились так называемыми «мега-сообществами», сложными общественными образованиями, включавшими в себя около миллиона индивидов, и то, когда в них появлялись первые представления о сверхъестественном. Этот анализ раскрыл несколько интересных вещей, которые ученые изначально не ожидали увидеть. Во-первых, фактически во всех этих очагах цивилизации сложные общества появились примерно за 200—500 лет до того, как внутри них появились первые зачатки организованных религий. К примеру, высокоморальные божества появились в Древнем Египте только во время правления второй династии фараонов, через несколько сотен лет после появления первых крупных царств в долине Нила. Аналогичным образом, древнеримские божества, связанные с поддержанием устоев, возникли примерно в 500 году до нашей эры, незадолго до свержения последнего царя Рима. Во-вторых, размеры и сложность общества сильнее всего росли за несколько сотен лет до появления религии, в то время, когда в группах будущих основателей цивилизации начинали появляться общественные ритуалы нерелигиозного характера, которые способствовали росту уровня кооперации и порядка в этих сообществах древних людей. В свою очередь, дальнейшее усложнение структуры обществ, как показывают расчеты русского ученого Турчина и его коллег, практически неизбежно приводило к появлению религий в тот момент, когда число людей в них достигало отметки в миллион. Как предполагают исследователи, это связано с тем, что нерелигиозные ритуалы, помогавшие поддерживать порядок в менее крупных группах людей, теряли эффективность и уступали свое место более эффективным верованиям. Турчин писал: «Наши наблюдения показывают, что вера в высокоморальных богов не была единственным или даже главным фактором в появлении и росте цивилизаций. Скорее, их рождение было связано с появлением коллективного самосознания и ритуалов, его поддерживавших. Иными словами, было важно не то, кому молились древние люди, а как они это делали». Относительно недавно появилась такая наука — религиоведение. Они (религиоведы) насчитали около пяти тысяч современных религий, классифицировали их и преподают ее всем интересующимся. Однако, однозначного определения религии нет, что изучает эта наука сформулировано туманно. Попробуем рассуждать, независимо от традиционных научных постулатов этой науки, полагаясь на здравый смысл и исторические публикации достоверного происхождения. Поэтому, для начала будем считать, что религия это объединение людей — последователей учения о смысле, цели и правилах жизни. И попытаемся ответить на вопрос — где и как зародилась и что из себя представляла изначальная, самая древняя, известная на сегодня, религиозная система; а так же — имеются ли общие характерные связи возникновения новых религиозных учений и эволюционных циклов развития некоторых цивилизаций. Антропологи выяснили, что очевидно до появления религии людей объединяло общинное ведение хозяйства и культы предков. Дальнейшее усложнение структуры обществ, как показывают исследования, практически неизбежно приводило к появлению религиозных структур в тот момент, когда число людей в них достигало значительного количества. Как предполагают исследователи, это связано с тем, что не религиозные ритуалы, помогавшие поддерживать порядок в менее крупных группах людей, теряли эффективность и уступали свое место более эффективным верованиям с обязательными ритуалами и церемониями. «Наблюдения показывают, что вера в высокоморальных богов не была единственным или даже главным фактором в появлении и росте цивилизаций. Скорее, их рождение связано с появлением коллективного самосознания и ритуалов, его поддерживавших. И было важно не то, кому молились древние люди, а как они это делали», — заключают ученые.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мифы и религии древнейших цивилизаций. Мифы – религии – цивилизации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я