Ислам и первый халифат. Мифы – религии – цивилизации

Александр Снегоцкий

Книга «Ислам и первый халифат», охватывает период с 620 по 750 гг. новой эры, третья книга серии. Излагается история возникновения и становления исламской религии с использованием публикаций 19 века. Описаны религиозные культы до исламского периода, становление первого халифата. Изложены мусульманские религиозные направления. В книге содержится значительный объем информационного материала, может использоваться как учебное или справочное пособие, дополнит знания по религиозной культуре.

Оглавление

  • ***
  • 3 1. Пророк Мохаммед. 3.1.1. Территория и исторические аспекты

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ислам и первый халифат. Мифы – религии – цивилизации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

***

3 1. Пророк Мохаммед

3.1.1. Территория и исторические аспекты

Безусловно мусульманство не является творческим произведением одного лица, и что Мохаммед не может быть понят вне исторической обстановки и атмосферы, в которой он воспитался и вырос. Площадь, занимаемая Аравией, составляет громадное пространство в 2500 км длины и около 1000 ширины. Население Аравии не только с самых древних времен, разделяется на оседлое и кочевое, населенное семитскими племенами. В исторической энциклопедии читаем: семиты — термин, введенный в науку немецкими учеными А. Шельцером и И. Эйхгорном в 18в. для обозначения народов, характеризующихся принадлежностью к особой семье языков, общим ареалом расселения, общими чертами особого культа, сходными чертами. В начале 600 годов свободные от завоевателей (не было желающих завоевывать дикую пустыню) пограничные арабские области были вовлечены в историческую жизнь и подверглись разнообразным влияниям, шедшим из Византии и из Персии. Обе империи в целях обороны от бедуинов поддерживали то или другое пограничное племя и платили жалованье его шейху, чтобы он оберегал границу от других кочевых племен. Так образовались два арабских владения: одно на Евфрате, где господствовали лахмиды, другое — на границе Сирии под управлением гассанидов. В византийских летописях представители того и другого рода нередко упоминаются под именем филархов, которые то состоят в дружественных отношениях с империей, то изменяют ей и поступают на жалованье к Персии. Оба эти пограничные владения служили посредником в отношениях между вольными бедуинами и культурными империями. Почти беспрерывные войны между Персией и Византией в VI в., в которых арабы принимали деятельное участие, создали условия позволяющие арабам жить войной и грабежами. Это постепенно привело их к мысли о слабости сил Византийской империи и о возможности начать с ней самостоятельную борьбу за преобладание на Востоке.

Из гассанидов наибольшей известностью пользуется Гариф (или Арефа по византийской летописи), современник императора Юстиниана, носивший сан патрикия и правивший арабами имея титул короля. Наиболее знаменитым в королевстве лахмидов был Эль-Мундир, или Аламундар (V в.). Уже в середине V в. в Центральной Аравии осуществляется попытка объединения нескольких племен в одно политическое целое и стремление направить эти объединенные силы арабов на север. Арабы объединились под началом племени Кинда; этот союз был чрезвычайно опасен потому, что мог увеличиться соединившись с гассанидами или лахмидами. Византийское правительство, старалось держать равновесие между вассальными арабскими вождями. Войны между греками и персами окончились в VII в. полным разгромом Персии Противоположность между Севером и Югом хорошо описана в Библии: беспокойные бедуины Севера, сыны Измаила, и оседлое, культурное население Юга, жители государства Сабейского (или Савского). Провинции по берегу Красного моря, Геджас и Йемен, с весьма отдаленных времен отличались иным характером жизни, чем другие части Аравии. Писатель того времени так описывает Аравию: «Там можно видеть прекрасные здания, великолепные деревья, каналы и реки, пересекающие страну во всех направлениях. Путешественник мог пройти эту страну от одного конца до другого, не испытав солнечного зноя, на всем пути он находил достаточную тени, ибо деревья покрывали всю эту страну. Обитатели пользовались дарами жизни и в обилии имели все необходимое. Плодородная земля, чистый воздух, ясное небо, многочисленные источники, сильное государство, твердое правительство — все способствовало тому, чтобы сделать из этой страны обетованную землю. Жители отличались благородством характера и благорасположенностью к иностранцам и к путешественникам». Благоприятные условия жизни этой части Йемена зависели от знаменитых мелиоративных каналов Магреба. От этих каналов зависело плодородие страны, мелиоративная система поддерживалась в исправном состоянии (была разрушена в более позднее время).

Красное море имело важное значение в мировой торговле, как в древнее время, так и в средние века. В Южной Аравии рано создались торговые общества. На юго-востоке Аравии в провинции Гадрамаут находится местность, производившая знаменитый во всем мире дорогой ладан, а на юго-западе была добыча золота. Значение Аравии во всемирной торговле усилилось во время Юстиниана, т. к. постоянные войны с Персией закрыли обычные пути, которыми сирийское и египетское население и побережья Средиземного моря поддерживало свои сношения с Персией и Индией. Эта торговля пошла теперь двумя путями в обход владений персидского царя: один — северней Каспия, другой — Красным морем. Таким образом через Аравию шли вина греческих островов, шерстяные ткани Милета, пурпур тирский, манускрипты Египта и Пергама, товары Индии, слоновая кость и черепаховые изделия Африки, рабы, китайский шелк, обезьяны, павлины. Часть товаров направлялась водой, часть шла транзитом, караванами через Аравию. С древних времен был известен сухопутный, караванный путь между Йеменом и Сирией. Он шел через область Гадрамаут в страну Сабейскую, затем береговой плодородной полосой через Мекку и Медину к Синайскому полуострову на Петру и Газу. Там были расположены основные склады товаров, привозимых в Европу и вывозимых на Восток. Эта страна была разделена на несколько самостоятельных государств, между которыми Сабейское занимало первое место. Долина Геджас самой природой была предназначена как главный караванный путь

между Сирией и Южной Аравией. На этом пути лежали два места, получившие известность в истории: Мекка и Медина, в древности называемые Макораба и Ясриб. Здесь были главные пункты караванной дороги, и уже в древнее время эти два города получили большое значение. Население их было смешанное, особенно было много северных поселенцев. Известно, что во время Мохаммеда в Северном Гёджасе было много еврейского населения. Это объясняет почему истоки новой арабской религии относятся к Аврааму (иудейская основа). Понятно, что это смешанное население с течением времени усвоило арабский язык и культурные традиции и в Мекке иудейство имело свое религиозное и политическое влияние. Зарождение в Мекке религии ислама, которому суждено было получить мировое историческое значение, объясняется именно торговым значением Мекки.

Конец ознакомительного фрагмента.

***

Оглавление

  • ***
  • 3 1. Пророк Мохаммед. 3.1.1. Территория и исторические аспекты

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ислам и первый халифат. Мифы – религии – цивилизации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я